Научная статья на тему 'Концептуальные основания философии космизма'

Концептуальные основания философии космизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
709
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА / ОНТОЛОГИЯ / ТРАНСЦЕНДЕНТИЗМ / НАТУРФИЛОСОФИЯ / ХОЛИЗМ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / PHILOSOPHY OF COSMISM / ONTOLOGY / TRANSCENDENTALISM / NATURAL PHILOSOPHY / HOLISM / RUSSIAN COSMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Золотухин Владимир Михайлович

Статья посвящена исследованию различных направлений в философии космизма через выявление их общих концептуальных оснований. Установлено, что в разнообразной палитре «космической философии» концептуальной основой являются: метафизика, онтология, натурфилософия, холизм и трансцендентизм. Философия космизма, задающая вектор общемировоззренческих установок, является основанием для формирования новой метафизической научной парадигмы, способной решать современные глобальные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE COSMISM PHILOSOPHY

The article studies various trends in the philosophy of cosmism by identifying their common conceptual bases. It has been found that metaphysics, ontology, natural philosophy, holism and transcendentalism are the conceptual framework in the diverse range of the “cosmic philosophy”. The philosophy of cosmism, specifying the vector of general worldview values, is the basis for the formation of a new metaphysical scientific paradigm capable of dealing with today's global challenges.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания философии космизма»

УДК 113/119:141.201

Золотухин Владимир Михайлович

доктор философских наук,

профессор кафедры истории, философии

и социальных наук

факультета фундаментальной подготовки Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ КОСМИЗМА

Zolotukhin Vladimir Mikhailovich

D.Phil. in Philosophy, Professor, History, Philosophy and Social Sciences Department, Fundamental Training School, Kuzbass State Technical University

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE COSMISM PHILOSOPHY

Аннотация:

Статья посвящена исследованию различных направлений в философии космизма через выявление их общих концептуальных оснований. Установлено, что в разнообразной палитре «космической философии» концептуальной основой являются: метафизика, онтология, натурфилософия, холизм и трансцендентизм. Философия космизма, задающая вектор общемировоззренческих установок, является основанием для формирования новой метафизической научной парадигмы, способной решать современные глобальные проблемы.

Ключевые слова:

философия космизма, онтология, трансцендентизм, натурфилософия, холизм, русский космизм.

Summary:

The article studies various trends in the philosophy of cosmism by identifying their common conceptual bases. It has been found that metaphysics, ontology, natural philosophy, holism and transcendentalism are the conceptual framework in the diverse range of the "cosmic philosophy". The philosophy of cosmism, specifying the vector of general worldview values, is the basis for the formation of a new metaphysical scientific paradigm capable of dealing with today's global challenges.

Keywords:

philosophy of cosmism, ontology, transcendentalism, natural philosophy, holism, Russian cosmism.

Проблема формирования современного философского знания как ядра «философской картины мира» (В.С. Степин) в рамках современной научно-мировоззренческой парадигмы, основанной на гуманистических началах во взаимоотношениях человека с природной средой, является насущной задачей современности. В рамках данной проблематики актуальной становится философия космизма, рассматривающая глобальную эволюцию через призму взаимоотношений человека и космоса. Хотя космизм как мировоззрение зародился еще на заре человеческой мысли, в мировой философии и культуре широкую известность приобрел прежде всего русский космизм.

Русский космизм как философское направление оформился в середине XlX в. Под космизмом часто понимают целый поток русской культуры, включающий философов, ученых, представителей литературы и искусства [1, с. 5]. Основателем принято считать Н.Ф. Федорова (18291903), который в произведении «Философия общего дела» заложил идейные основы космист-ского направления в России. Космизмом принято называть философское течение, диалектически рассматривающее бытие как коэволюционную систему природы, общества и человека, как единый космос (Г.П. Ковалева) [2, с. 9].

Долгое время русский космизм рассматривали как сугубо отечественный феномен, обусловленный культурной традицией и мировоззренческими особенностями. Но, как справедливо заметил А.П. Огурцов, задача состоит не в идеологизации русского космизма, а в выявлении его взаимосвязи с космистскими направлениями в мировой философии и культуре с целью сравнительно-исторического анализа различных вариантов космизма, осмысления взаимосвязи и перспектив, которые открывает это «философское движение» [3, с. 5]. Поэтому цель данной статьи заключается в рассмотрении направлений в мировом космизме для дальнейшего выявления общих концептуальных оснований, определяющих их взаимосвязи.

Несмотря на то что мировоззрение космизма существовало с момента появления первых философских систем в истории мировой мысли, сравнительному анализу вариантов космизма в различных культурах до сих пор уделяется мало внимания. На этом фоне можно отметить работы Г.П. Ковалевой, которая выделила в «космической философии» направление «трансцендентного космизма» и исследовала его на примере реконструкции онтологии Платона, Аристотеля, Плотина, Оригена, Ф. Шеллинга, В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева [4]. Основой этого направления она считает трансцендентизм, согласно которому причиной и движущей силой космоса является некое трансцендентное (выходящее за пределы человеческого опыта) «первоначало» [5, с. 24-28].

Начиная с Платона, идеи взаимосвязи Человека и Космоса (микрокосма - Макрокосма) являются важнейшими концептами в онтологии космизма. Для философии космизма античности характерны метафизико-натурфилософские построения на основе принципов гилозоизма (одушевленности мира), холизма (целостности), телеологизма (целесообразности), соответствия частей целому, трансцендентизма (признания идеального первоначала в качестве основы мироздания), духовности, толерантности и др. В космизме Оригена и Ф. Шеллинга, несмотря на их приверженность натурфилософским традициям, обнаруживается синтез античного космоцен-тризма с теологическими установками христианства. Традиция взаимосвязи античной натурфилософии и онтологии с христианской теологией повлияла на центральные концептуальные установки представителей философско-религиозного направления в русском космизме (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий).

Следовательно, исходными концептуальными установками космической философии были: метафизика (как учение о предельных основаниях бытия), онтология (как собственно учение о бытии), натурфилософия (философия природы), холизм (отражающий идею целостности и всеединства человека и космоса), трансцендентизм (как мировоззренческая установка и метафизический метод познания, усматривающий в основе развития Универсума некое «первоначало»).

В Новое время западноевропейская философия и наука заложили основы естественнонаучного направления в космизме. В этом ракурсе следует отметить работы Александра фон Гумбольдта (1769-1859) - автора пятитомного труда «Космос», благодаря которому его можно считать основателем немецкого космизма [6]; Анри Бергсона (1859-1941) - автора труда «Творческая эволюция» [7], которого можно назвать основателем французского варианта космизма. Считая эволюцию величайшим открытием человеческой мысли, дающей ключ к пониманию того, что тканью реальности является длительность, А. Бергсон основой познания провозглашает синтез инстинкта и интуиции. В качестве перводвигателя эволюции он называет «жизненный порыв», понимаемый как некий заряд энергии, благодаря которому становится возможной эволюция различных форм материи.

Американский вариант философии космизма обнаруживается в трудах религиозного натуралиста Джона Фиске (1842-1901), в которых встречается термин «философия космизма» [8], а также Джона Льюиса (1889-1976), Сэмюэла Александера (1859-1938) [9, р. 60] и Конви Ллойда Моргана (1852-1936) [10, р. 22] - авторов метафизической концепции «эмерджентной эволюции». Согласно концепции «эмерджентной эволюции», все предметы и явления возникают из некой основы мира, состоящей из «точек» пространства-времени. Благодаря механизму самосовершенствования своих качеств происходит развитие от простого к сложному. Хотя идея «эмер-джентной эволюции» отличается от современных эволюционных научных гипотез и натурфилософских материалистических концепций, она помогает осмыслению современных космологических теорий. С точки зрения С. Александера, эволюция представляет собой не только восходящую развертываемость, но и психофизический процесс, который указывает на Бога и «Божественный план мира». К.Л. Морган, дополняя и уточняя теорию С. Александера, утверждает наличие психофизической связи между событиями и считает, что ход эмерджентной космической эволюции осуществляется по трем уровням: материя (психическая корреляция), жизнь (психофизическая корреляция), мышление (физическая корреляция) [11, с. 20-24].

Основателем естественно-научного направления в русском космизме можно считать К.Э. Циолковского (1857-1935), который издал ряд своих работ под заглавием «Космическая философия», благодаря чему это название закрепилось в отечественной философской и культурной традиции. В его «космической философии» развивается активно-эволюционное направление, заложенное Н.Ф. Федоровым. Овладевать пространством и временем, метаморфозой вещества и энергии, выйти в открытый космос и осваивать космическое пространство, использовать энергию космоса, создать совершенное общество на Земле и расселить его членов на просторах Вселенной - вот эволюционная задача человечества. Несмотря на то что К.Э. Циолковский является основателем ракетостроения и космонавтики в России и мире, в силу чего он долгое время считался материалистом и эволюционистом, в его трудах присутствуют метафизические представления о «Живой Вселенной», «Первопричине» и «Разумных силах» космоса, об «атоме-духе», который живет жизнью того существа или даже отдельного органа, в котором он присутствует. Называя себя «чистейшим материалистом», он одновременно подчеркивал наличие в своем мировоззрении «панпсихизма», выраженного во взглядах на Вселенную как на живой, разумный организм. Онтологические, натурфилософские, гилозоистические установки мыслителя созвучны с идеями трансцендентных космистов (от античных до русских).

Все это говорит о том, что метафизика и онтологизм, натурфилософия и трансцендентизм, холизм как мировоззренческие концепты характерны и для русских космистов естественно-научного направления. Даже у В.И. Вернадского (1863-1945), основателя науки о биосфере, научной

дисциплины - биогеохимии, эти концептуальные установки обнаруживаются в идеях ноосферы, автотрофности, в утверждении о том, что «жизнь - явление космическое». А.Л. Чижевский отстаивал идею единства живого и неживого, человека и космоса. Он сформулировал «закон космического ритма», указывал на совпадения ритмов органической жизни Земли и человека с космическими, геофизическими, метеорологическими и солнечными ритмами. Считая жизнь продуктом трансформации лучистой энергии Солнца, он ввел представление о «психической энергии», которую понимал как преобразованную сознанием человека солнечную и космическую энергию. Утверждая «космоземные» связи человека и природы, он признавал творящую силу космической и солнечной энергии в качестве источника эволюции Универсума.

Во второй половине ХХ в. А.К. Манеев создал оригинальную концепцию биополевой субстанции [12]. Опираясь на идеи академика А.Н. Колмогорова (1903-1987) о том, что на Земле, а возможно, и в самих людях существуют не только белково-нуклеиновые, но и другие формы жизни, А.К. Манеев ввел понятие «биопсифеномена», субстратом которого считал «биопсиполе-вую формацию». Он утверждал, «правомерно говорить о сущности человека как социальном феномене», в сознании которого как компоненте психики проявляются атрибутивные функции «биопсиполевого» субстрата организма [13].

Таким образом, в мировой философской мысли обнаруживаются разные направления космизма. Но в этой палитре «космической философии» концептуальной основой являются: метафизика, онтология, натурфилософия, холизм и трансцендентизм. Гуманизация естественнонаучного знания неразрывно связана с проблемой нравственно-духовного императива как гаранта гармонизации отношений в системе «Человек - Общество - Природа». Поэтому проблема формирования общечеловеческой культуры на основе не узкоспециализированных, а широких общемировоззренческих установок включает в себя как философское, так и естественно-научное осмысление природных процессов на основе идеи коэволюции человека, общества и природы. Именно такие установки дает философия космизма в целом, русского космизма в частности. Следовательно, философия космизма является основанием для формирования новой метафизической научной парадигмы, способной решить современные глобальные проблемы и указать векторы устойчивой прогрессивной эволюции.

Ссылки:

1. Семенова С.Г. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993.

2. Ковалева Г.П. Философское исследование онтологии естественно-научного космизма : автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. Кемерово, 2003.

3. Философия русского космизма / отв. ред. А.П. Огурцов, Л.В. Фесенкова. М., 1996.

4. Ковалева Г.П. Основания категории «духовность» в онтологии трансцендентного космизма : монография. Кемерово, 2014.

5. Там же. С. 24-28.

6. Humboldt A. von. Kosmos - Entwurf einer physischen Weltbeschreibung. Stuttgart ; Tübingen, 1845-1862.

7. Bergson H. L'évolution créatrice. Paris, 1907.

8. Berman M., Fiske J. The evolution of a popularizer. Cambridge, 1961.

9. Alexander S. Space, Time and Deity. New York, 1950. Vol. 2. P. 60.

10. Morgan C.L. Emergent Evolution. 2nd ed. London, 1927. P. 22.

11. Бурханов Р.А., Матросова О.П. Эмерджентная космология К.Л. Моргана // Дискуссия : политемат. журн. науч. публ. 2013. № 11 (41).

12. Манеев А.К. Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. Минск, 1989.

13. Манеев А.К. Движение, противоречие, развитие / науч. ред. Ю.А. Харин, М.Я. Резников. Минск, 1980.

References:

Alexander, S 1950, Space, Time and Deity, New York, vol. 2, p. 60. Bergson, H 1907, L'évolution créatrice, Paris.

Berman, M & Fiske, J 1961, The evolution of a popularizer, Cambridge.

Burkhanov, RA & Matrosova, OP 2013, 'KL Morgan's Emergent cosmology', Diskussiya, no. 11 (41), (in Russian).

Humboldt, A von 1845-1862, Kosmos - Entwurf einer physischen Weltbeschreibung, Stuttgart, Tübingen.

Kovaleva, GP 2003, Philosophical Ontology research science cosmism, PhD thesis abstract, Kemerovo, (in Russian).

Kovaleva, GP 2014, Grounds category "spirituality"in the transcendent ontology cosmism: monograph, Kemerovo, (in Russian).

Maneev, AK 1980, The movement, the contradiction, the development, Minsk, (in Russian).

Maneev, AK 1989, Man: Philosophical aspects of consciousness and activity, Minsk, (in Russian).

Morgan, CL 1927, Emergent Evolution, 2nd ed., London, p. 22.

Ogurtsov, AP & Fesenkov, LV (eds) 1996, Philosophy of Russian cosmism, Moscow, (in Russian). Semenova, SG 1993, Russian Space Art: An Anthology of philosophical thought, Moscow, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.