Научная статья на тему 'Онтология события в цифровом пространстве: трансгрессия масс-медиа'

Онтология события в цифровом пространстве: трансгрессия масс-медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
179
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОНТОЛОГИЯ / СОБЫТИЕ / СМИ / ТРАНСГРЕССИЯ / МАСС-МЕДИА / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / DIGITAL SPACE / ONTOLOGY / EVENT / MASS COMMUNICATION MEDIA / TRANSGRESSION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестакова Ирина Григорьевна

Если время и пространство заполнены безликим, бесконечным, однородным рядом событий, то для социума событийный ряд искусственно создается, и именно здесь в игру вступают масс-медиа, которые выделяют событие из бесконечной цепочки, наделяя его статусом медийного события. Развитие Интернета стало началом взрывной трансгрессии масс-медиа. Вовлеченность в процесс креатирования и трансляции событийного ряда огромной части человечества создает новую социальную среду, где тема события и его фиксации становится архиактуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGY OF THE EVENT IN DIGITAL SPACE: TRANSGRESSION OF MASS MEDIA

If time and space are filled with faceless, endless, uniform number of events, for the society event series is artificially created, and it is here that mass media come into play. They set the event out of infinite chain giving it the status of a media event. The development of the Internet became the beginning of explosive transgression of mass media. The involvement of a great part of the humanity in the process of creating and translating event series creates new social environment where the theme of the event and its fixation becomes ultimately topical.

Текст научной работы на тему «Онтология события в цифровом пространстве: трансгрессия масс-медиа»

Шестакова Ирина Григорьевна

ОНТОЛОГИЯ СОБЫТИЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТРАНСГРЕССИЯ МАСС-МЕДИА

Если время и пространство заполнены безликим, бесконечным, однородным рядом событий, то для социума событийный ряд искусственно создается, и именно здесь в игру вступают масс-медиа, которые выделяют событие из бесконечной цепочки, наделяя его статусом медийного события. Развитие Интернета стало началом взрывной трансгрессии масс-медиа. Вовлеченность в процесс креатирования и трансляции событийного ряда огромной части человечества создает новую социальную среду, где тема события и его фиксации становится архиактуальной. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-1/56.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 198-200. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

HISTORY OF YAKUT MUSICAL INSTRUMENTS FORMATION

Shamaeva Mariam Ivanovna

Arctic State Institute of Art and Culture Yakut Pedagogical College named after S. F. Golovlev armovia@mail. ru

The article discusses the history of Yakut musical instruments formation, describes the stages of work on the improvement of the musical instruments. The paper presents musical instruments in the order of Hornbostel - Sachs classification, gives brief descriptions of instruments constructions and their acoustic characteristics. The study substantiates the forms of early existence of musical instruments and processes of their reconstruction.

Key words and phrases: instrument; musical instrument; musical instruments; phonoinstrument; folklore; idiophone; membrano-phone; chordophone; aerophone.

УДК 101.1:14 Философские науки

Если время и пространство заполнены безликим, бесконечным, однородным рядом событий, то для социума событийный ряд искусственно создается, и именно здесь в игру вступают масс-медиа, которые выделяют событие из бесконечной цепочки, наделяя его статусом медийного события. Развитие Интернета стало началом взрывной трансгрессии масс-медиа. Вовлеченность в процесс креатирования и трансляции событийного ряда огромной части человечества создает новую социальную среду, где тема события и его фиксации становится архиактуальной.

Ключевые слова и фразы: инфокоммуникационные технологии; цифровое пространство; онтология; событие; СМИ; трансгрессия; масс-медиа.

Шестакова Ирина Григорьевна, к. филос. н., доцент

Санкт-Петербургский горный университет Irina_Shestakova@inbox. т

ОНТОЛОГИЯ СОБЫТИЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТРАНСГРЕССИЯ МАСС-МЕДИА

Жизнь и бытие в целом представляют собой некоторую непрерывную и, соответственно, бесконечную череду событий, разворачивающуюся как во времени, так и в пространстве. Течение времени наполнено событиями, а оно само есть интервалы между событиями. Однако все эти события с точки зрения физики времени и пространства вполне однородны, эквивалентны и равноценны. Время и пространство безразличны к тому, что в них происходит, поэтому внутри них события представляются в виде равномерного потока, они никак не выделены. С физической точки зрения они тем не менее являются событиями, поскольку любое действие, любое движение есть событие.

Однако в социальном понимании - это не событие, до тех пор пока его не определили как таковое: «Случилось то-то и то-то». Это должно быть сказано. И именно здесь в игру вступают масс-медиа, которые из этого бесконечного, безликого, однородного ряда событий выхватывают что-то, представляющее социальный интерес. То есть роль масс-медиа заключается в том, что они находят и определяют событие как событие, наделяя его статусом события в социальном смысле.

Всё остальное так и течет равномерным потоком, проходя мимо социального сознания. Лишь если масс-медиа осветят этот факт, он станет событием, и это событие закрепится в вечности, поскольку окажется вырвано из потока времени. Оно может быть найдено спустя какое-то время, когда историк будет изучать эпоху. Время уже более не властно над ним, в том смысле, что во времени всё течет и проходит, ведь одно из его свойств -его необратимость - «Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку», тогда как медийное событие способно бесконечно повторяться и интерпретироваться заново, став достоянием какой-нибудь социальной группы.

Недаром так счастлив был чеховский гимназист, на которого наехала лошадь [8]. Он попал в историю! Но в историю он попал не потому, что попал под лошадь, а потому что про это написали в газете. В этом видится абсурдность ситуации, абсурдность вырывания некоторых, зачастую бессмысленных событий из бесконечного потока событийного ряда.

То есть нечто, происходящее в пространстве и времени, для воплощения в событийной форме нуждается в статусности. И это находится в руках масс-медиа. Ведь события обретают свой статус, только когда они становятся известными, и чем более они известны, тем в большей степени это становится событием. Следовательно, чем ярче освещение этого события в масс-медиа, тем значительнее это медийное событие.

ISSN 1997-292X

№ 12 (74) 2016, часть 1

199

В этом смысле современное научно-техническое развитие просто одарило событийный ряд статусностью. Этому способствовало развитие Интернета, изменившего ситуацию радикальным образом, учитывая вовлечение в коммуникацию огромных социальных групп. Всё это создает новую социальную среду, в которой тема события и его фиксации становится архиактуальной, зазвучав совершенно иначе.

Онтология Интернета: большой взрыв в пространстве масс-медиа

Если такие формы ИКТ, как газеты, радио, телевидение, в топосе человеческого существования вызывали некие точечные флуктуации, то Интернет стал одним «большим взрывом» всего бытия.

Исторически технологии СМИ прошли свой путь от появления речи до современного нам калейдоскопического мелькания новых и новых приложений, позволяющих генерировать, передавать и фиксировать события.

Речь. Мы начали технологическую цепочку СМИ с речи, поскольку появление Homo sapiens зачастую связывают именно с появлением речи, т.е. с возможностью фиксации и передачи информации, повлекшей возникновение в современном мире потенциала так называемого «сарафанного радио», когда событие могло оформиться в звуковом ряде, сгенерированном в сознании одного человека и передаваемом из уст в уста, постепенно дополняясь, облекаясь в различные формы, обрастая мифами, дошедшими до наших дней.

Письменность. Появление письменности дало возможность навеки фиксировать события с помощью материальных носителей. Информация о событии, передаваемая в письменной форме, обладала невероятно высокой степенью доверия. Именно это свойство легло в основу всех пропагандистских технологий.

Книгопечатание послужило умножению информативного ряда, но, несмотря на удешевление книги, доступ к печатному слову был ограничен умением расшифровывать написанный текст - владением грамотой.

Онтологический взрыв в пространстве масс-медиа связан с вовлеченностью в событийный ряд огромной части человечества. Жажда информации о событиях провоцировала создание новых каналов информации, что, в свою очередь, порождало трансгрессию события на человеческое бытие.

Газеты. Особую роль в формировании и распространении событийной информации сыграли газеты, которые всё еще были доступны лишь читающему меньшинству. Постепенно людей, «разумеющих грамоту», становилось всё больше благодаря религии (имеется в виду преимущественно протестантский ее извод) и машине пропаганды, например в Советском Союзе.

Телеграф стал невероятным сюжетом в распространении слова. Цвейг в литературной форме отразил революционную неотвратимость прокладки трансатлантического кабеля. Теперь информация о бесконечной череде событий потекла из Старого Света в Новый и обратно. «Со времени открытия Колумба не было ничего, что в какой-либо степени могло бы сравниться с этим гигантским расширением сферы человеческой деятельности» [7, с. 255].

Радио и телевидение. «Говорящий телеграф» - радио синтезирует в себе все описанные ранее возможности, телевидение добавило к этому визуальный ряд, теперь можно увидеть визуальные подробности события, вырванные из реальности. Важно, что они дают возможность всем «присутствовать» на происходящем событии впервые online [9, с. 205].

Важно отметить, что радио и телевидение стали орудием массового влияния на сознание. «С развитием телевизионной техники, когда стало можно вести прием и передачу одним аппаратом, частной жизни пришел конец. Каждого гражданина, по крайней мере каждого, кто по своей значительности заслуживает слежки, можно круглые сутки держать под полицейским наблюдением и круглые сутки питать официальной пропагандой, перекрыв все остальные каналы связи. Впервые появилась возможность добиться не только полного подчинения воле государства, но и полного единства мнений по всем вопросам» [5, с. 275].

Люди доверяют письменному тексту, но голосу, услышанному из радиорубки, они доверяют еще больше, поэтому в докладе на XV съезде ВКП(б) Сталин, говоря о роли радио и кино, указывал, что следует взять в руки эти важнейшие средства и назначить руководить ими большевиков, которые могли бы превратить их в идейное орудие партии [4]. Гитлер также активно использовал радио и кино в своей пропаганде. Он инициировал программу дешевого радио для каждой семьи, затем установил тотальный контроль над радиовещанием, перекрыв доступ к нему всем оппонентам. После этого Гитлер заявил, что дух сопротивления уничтожен при помощи радио [6].

Интернет как новое онтологическое поле масс-медиа: трансгрессия события продолжается. Взрывной поток событийного ряда в Интернете связан с вовлеченностью огромной части человечества в процесс его создания и получения. В 1991 г. Всемирная паутина стала общедоступной. Она быстро набирала популярность. В течение пяти лет Интернет охватил аудиторию свыше 50 млн пользователей. Ни одно из средств коммуникации не достигало популярности за столь незначительный промежуток времени [3]. Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз в месяц, составляет 7%, а для суточной аудитории данный показатель равен 8% [2].

Все инфотехнологии, известные до сих пор, перешли из реальной консервативно-привычной формы в Интернет. «Изображение, размноженное и распространенное миллионным тиражом, получает тем самым множество медиальных носителей, гарантирующих его сохранность с большей надежностью, чем единственный, уникальный носитель - пусть даже он сохраняется особенно тщательно» [1, с. 177].

Заключение. Когда Гутенберг изобрел печатный станок, немногие его современники могли предсказать последствия. Они думали, что появится просто больше книг, но произошла революция. Печатное слово разнесло информацию о новых открытиях, о политической ситуации как о фактических событиях. Стало возможным появление протестантизма, а также переход средневековой культуры в новую формацию - Просвещение.

При всей исторической актуальности данной темы, сегодня в свете невероятного распространения Интернета она переходит в разряд архиактуальной. Интернет - новый и потенциально бесконечный источник событий, а следовательно, новый сдвиг в образе нашего мышления. Здесь не нужно столетий, чтобы увидеть перемены: изменения происходят в периоды времени других масштабов, на наших глазах. Трансгрессия события началась: каждый может создавать и транслировать событие, каждый может менять историю.

Список литературы

1. Зверева С. С. «Настоящая жизнь» в телевизоре: исследования современной медиакультуры. М.: РГГУ, 2012. 228 с.

2. Интерес к новостям в интернете. Какому источнику информации россияне доверяют больше: телевидению или интернету? [Электронный ресурс]. URL: http://fom.ru/SMI-i-intemet/12247 (дата обращения: 09.10.2016).

3. История RUNNet [Электронный ресурс]. URL: http://www.runnet.ru/about/22/ (дата обращения: 17.09.2014).

4. Казаков Г. А. Ленин и Сталин о радио // Радио. 1947. № 5. С. 2-7.

5. Оруэлл Дж. 1984 / пер. В. П. Голышева. М.: Прогресс, 1989. 475 с.

6. Хазанов Б. Творческий путь Геббельса [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/october/2002/5/haz.html (дата обращения: 09.10.2016).

7. Цвейг С. Звездные часы человечества: исторические миниатюры // Цвейг С. Собрание сочинений: в 7-ми т. М., 1963. Т. 3. С. 250-262.

8. Чехов А. П. Радость // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30-ти т. М.: Наука, 1983. Т. 2. С. 30-32.

9. Шестакова И. Г. Ноосфера: материализация идеи как ключевой фактор современного прогресса // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 3 (29): в 2-х ч. Ч. 1. С. 202-206.

10. Шестакова И. Г. Человек и социум в новой реальности инфокоммуникационного мира: монография. СПб.: Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», 2015. 147 с.

ONTOLOGY OF THE EVENT IN DIGITAL SPACE: TRANSGRESSION OF MASS MEDIA

Shestakova Irina Grigor'evna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Saint Petersburg Mining University Irina_Shestakova@inbox. ru

If time and space are filled with faceless, endless, uniform number of events, for the society event series is artificially created, and it is here that mass media come into play. They set the event out of infinite chain giving it the status of a media event. The development of the Internet became the beginning of explosive transgression of mass media. The involvement of a great part of the humanity in the process of creating and translating event series creates new social environment where the theme of the event and its fixation becomes ultimately topical.

Key words and phrases: information and communication technologies; digital space; ontology; event; mass communication media; transgression; mass media.

УДК 94(47).908

Исторические науки и археология

В статье рассматривается деятельность Саратовского зооветеринарного института (СЗВИ) в годы Великой Отечественной войны. На основании архивных данных анализируются направления деятельности вуза: агитационное, образовательное, научное и общественное. В работе раскрываются причины, оказавшие влияние на учебный процесс в вузе в 1941-1945 годах: изменение численности студенческого и профессорско-преподавательского состава, проблема нехватки учебных площадей, бытовые сложности. Делается вывод о коренной перестройке работы СЗВИ в условиях военного времени.

Ключевые слова и фразы: Саратовский зооветеринарный институт; Великая Отечественная война; политическая агитация; научно-исследовательская работа; контингент студентов; материальная база.

Шлыкова Ольга Валерьевна, к.и.н. Шмыгина Оксана Николаевна, к.и.н.

Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова kseny1974@mail. ги

САРАТОВСКИЙ ЗООВЕТЕРИНАРНЫЙ ИНСТИТУТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Архивные документы, хранящиеся в Государственном архиве новейшей истории Саратовской области, позволяют понять, с какими трудностями пришлось столкнуться руководству, преподавателям и студентам Саратовского зооветеринарного института в годы Великой Отечественной войны. В фонде 184 первичной партийной организации Саратовского зооветинститута отложены протоколы общих и закрытых партийных собраний первичной партийной организации Саратовского зооветинститута, протоколы партийных бюро

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.