УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
ОНТОЛОГИЯ РЕВОЛЮЦИИ - СИНТЕЗ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛ (К 100-ЛЕТИЮ РЕВОЛЮЦИИ 1917 Г.)
Антонович Евгений Николаевич,
РФО,
Е-та11:аЫопре114@уапйех.ти
Как следует организовать самоуправление и как можно обойтись без бюрократии, это показала нам Америка и первая французская революция ... Полное самоуправление в провинции (губернии или в области), уезде и общине чрез чиновников, избранных
Рабочие, завоевав политическую власть, разобьют старый бюрократический аппарат... заменят его новым, состоящим из тех же самых рабочих и служащих, против превращения коих в бюрократов будут приняты тотчас меры, подробно разобранные Марксом и Энгельсом: 1) не только выборность, но и сменяемость в любое время; 2) плата не выше платы рабочего; 3) переход немедленный к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора, чтобы все на время становились "бюрократами" и чтобы поэтому никто не мог стать "бюрократом"... Наше государство рабочее, но с бюрократическим извращением . Коммунисты стали бюрократами, если что нас погубит, то только это
Даже самая революционная бюрократия является ... буржуазным органом в рабочем государстве ... Без революции на Западе большевизм будет ликвидирован либо внутренней контрреволюцией, либо внешней интервенцией, либо их сочетанием. Ленин не раз указывал, в частности, на то, что бюрократизация советского режима есть не технический или организационный вопрос, а возможное начало перерождения рабочего государства ... В капиталистической контрреволюции была бы заложена новая Октябрьская революция
(Ф. Энгельс)
(В. Ленин)
(Л. Троцкий)
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения ... Революция имеет онтологический смысл ... В революции происходит суд над злыми силами, творящими неправду, но судящие силы творят зло; в революции и добро осуществляется силами зла, т.к. добрые силы бессильны реализовать свое добро в истории ... Коммунистическая революция была оригинально русской, но чуда рождения новой жизни не произошло, ветхий Адам остался и продолжает действовать ... Диктатура пролетариата, усилив государственную власть, развивает колоссальную бюрократию, охватывающая как паутина всю страну ... Эта новая советская бюрократия, более сильная чем бюрократия царская, есть новый привилегированный класс, который может жестоко эксплуатировать народные массы
(Н. Бердяев)
Аннотация. Предлагается универсальный, системно-диалектический, структурно-логический метод генодрева ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, основанная на единстве: синтеза и анализа, тезиса и антитезиса (духа и материи), дает системно-логическое понимание единства и взаимосвязи добра и зла, сфер общества, видов революции при единстве эволюции и революции в процессах развития общества.
Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, материя, противоречие, единство, генодрево, эволюция, революция, инволюция, теория, практика, система, принцип.
Онтологический смысл революции исследован философами недостаточно полно. Онтология, описывая существующий универсум, не должна ограничиваться данными отдельных наук. Предметом онтологии является бытие, которое должно определяться как единство всех видов реальности: материальной и идеальной, объективной и субъективной, социальной и духовной и др.. Реальность в идеализме- приоритет духа (духовного мира), субъекта над материей (материальным миром), объектом; в материализме - приоритет материальной реальности, объекта над духом, субъектом.
Диалектический материализм (ДМ) из-за своей узости и односторонности изначально не мог дать необходимую полноту и обоснование онтологического смысла революции. ДМ, не раскрывая онтологию процесса развития революции, дает в понятии только определение социальной революции: "Революция социальная (лат. revolution - поворот, изменение) - коренной поворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного ... строя" [1].
6
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Н. Бердяев, описывая онтологический смысл революции, не раскрыл целостности процесса ее развития: "Революция имеет онтологический смысл. Смысл этот пессимистический, а не оптимистический. Обнаружение этого смысла направлено против тех, которые думают, что общество может бесконечно существовать мирно и спокойно, когда в нем накопились страшные яды, когда в нем царят зло и неправда, внешне прикрытые благообразными формами, идеализированными образами прошлого в революции ... в революции и добро осуществляется силами зла ... Диалектика предполагает существование ... смысла, раскрывающегося в диалектическом развитии, диалектика может быть присуща лишь мысли и духу, а не материи" [2].
Мы считаем, что революция - не поворот в развитии и утверждение нового строя, и не только реализация (противоречия) добра силами зла, а система логики взаимодействия духовных и материальных противоречий сфер общества в процессе развития (подр. ниже).
Современное знание фрагментарно и узко, построено на логике или-или, разделении целого на части, которые противоречивы и отрицают друг друга: материализм и идеализм, формальная и диалектическая логики (ФЛ и ДЛ), наука и религия, что уже привело к тупику познания, религиозному терроризму и экологическому кризису выживания.
ДМ, критикуя гегелевскую диалектику, утверждая, что единство противоположных сторон образует противоречие, которое "отражает внутренний источник всякого движения, принцип развития", исходил из положений, требующих развития диалектики: "диалектический момент", т.е. научное рассмотрение, требует указания различия, связи, перехода. Без этого простое положительное утверждение неполно, безжизненно, мертво. По отношению к "2-му", отрицательному положению, "диалектический момент" требует указания "единства", т.е. связи отрицательного с положительным, нахождения этого положительного в отрицательном . без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой со скепсисом . формальное мышление возводит себе в закон тождество, низводит противоречивое содержание, находящееся перед ним, в сферу представления, в пространство и время, в которых противоречивое удерживается одно вне другого . и т.о. выступает перед сознанием без взаимного соприкосновения" [3].
Но вместо развития диалектики, разработки логики взаимосвязей системы элементов в процессах развития, процесс познания был догматизирован и по логике или-или остановлен на 1-м уровне противоположностей только для материального начала (тезис-антитезис).
Задолго и в отличие от ДМ, древнекитайский философ Чжу Си (1130-1200 гг), на основе логики ИЦЗИНа, сумел отразить диалектику противоречий и на 2-м уровне противоположностей: "Великий Предел породил два начала, два начала
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
породили четыре стихии, четыре стихии породили восемь триграмм"- Чжу Си пишет: "Здесь одно делится на два (Ян,- духовное, Инь,- материальное начала,-Е.А.), и так происходит до бесконечности, одно порождает два"... "То, что одно порождает два,- высший естественный принцип ... в каждом явлении и предмете есть противоречие. Чжу Си отмечает также: "Все говорят, что темное и светлое начала - два конца, но само темное начало делится на темное и светлое, а светло начало также содержат в себе темное и светлое начало" ... т.е. существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы" [4].
Мы в ФТС, развивая идеи ИЦЗИНа, предлагаем универсальную структурно-логическую модель познания - генодрево единства взаимосвязанных противоположностей: систему принципов, понятий, моделирующую логику процесса развития, как целостную систему, от синтеза к анализу: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис - антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или») - анализ на 3-х уровнях системы противоречий: 1 (0-й ур., единство) - 2 (1-й ур., дуализм) - 4 (2-й ур., тетризм) - 8 (3-й ур.) [5,6,7,8,9,10].
Метод генодрева ФТС, на основе структуры ИЦЗИНа, показывает процесс развития противоречий, как целостную, универсальную систему диалектического единства духа и материи, идеализма и материализма, ДЛ и ФЛ, что дает понять почему «переворачивание» духовного и материального в ДМ привело не к развитию, а к кризису марксизма и СССР.
Реальность можно представить, как некую целостную систему структурных сгустков, вихрей энергетической субстанции, одним из проявлений которой служит плотная материя, а другим - волновая форма материи (поле, дух, сознание). В философии Дао эта триединая целостность (единство-дух-материя) изменчива, подвижна. Мы придаем свойство изменчивости и триаде Гегеля: тезис-антитезис-синтез, превращая ее в универсальный процесс развития: синтез-тезис-антитезис-анализ. Если вместо синтеза (логики и-и) на первое место триады поставить понятие материи, то отношение: материя-единство (изменчивость)-дух, говорит о том, что материя - измененная форма поля (духа). И наоборот: дух (сознание) - измененная форма материи. Дух первичен, если его высокие вибрации уменьшаются, материализуются - инволюция. Материя первична, если низкие вибрации увеличиваются, одухотворяются - эволюция. Дух (сознание) и материя могут развиваться в 2-х направлениях: эволюции и инволюции. Процессы развития цикличны, где этапы: синтеза-анализа, эволюции и инволюции повторяются (подробнее ниже).
Эти простые истины трудно понимаемы догматиками идеализма и материализма, религии и науки, воспитанными на логике анализа (или-или), для них - это психологический барьер в познании, требующий интеллектуальных усилий. Но без его преодоления - осознания единства: синтеза-анализа, духа-
8
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
материи современная философия не способна выйти их кризиса познания, а человечество - из кризиса развития! Т.к., теория - идеальна, а практика -материальна, мы считаем, что истину в философии следует искать в диалектике единства духа и материи, идеализма и материализма.
На генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, в ИЦЗИНе -система: монограмм - диаграмм - триграмм -. ) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). На основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное-духовное.
При развитии генодрева, делении образованных частей целого на новые пары логических противоположностей, принцип множественной дополнительности ведет к образованию многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-., где цифры - число элементов на каждом уровне системы.
Диалектический процесс развития генодрева ФТС (Рис 1/34), основанный на вертикали логики системы противоречий: тезис-антитезис (Я-неЯ, левополушарное - правополушарное мышление, диалектическая-формальная логика, теория-практика), направляет развитие познания по горизонтали: синтез-анализ (единство-множество), образуя формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ.
Два направления познания: тезис-антитезис-синтез, антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики. Единство ДЛ и ФЛ требует единства 4-х видов логик: дедукции-индукции, аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ). Единство теории-практики на 2-м уровне генодрева (в управлении) требует единства идеи-цели и средства-результата.
На плоскости структура генодрева образует крест, который означает направления процесса развития (познания): - вертикаль: духовное-материальное (эволюция-инволюция), - горизонталь: уровни глубины развития синтеза-анализа духовно-материального (единое-многое). Без понимания единства 2-х направлений познания не может быть единой науки.
Т.о., целостное, научное мышление, исходящее из единства ДЛ и ФЛ, левополушарного и правополушарного мышления требует не только единой философии,- единства идеализма и материализма, но и диалектического единства синтеза и анализа, и 4-х видов логик. Подробнее о структуре множественной дуальной логики генодрева ФТС (см. рис 1) [5].
9
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Рис. 1 Сущность диалектической логики мышления
Структура противоречий генодрева: синтез-тезис-антитезис-анализ -двоичная древнекитайская система ИЦЗИН (единое - монограммы - 4 диаграммы - 8 триграмм -. ) - принцип множественной дополнительности, последовательного раздвоения единого (*
*) структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта (в [5] Рис 20). В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь -Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь), а последние, после накладывания сверху еще новых черт превращаются в восемь триграмм. Т.о., древними была дана логика отношений 2-х главных элементов системы: духа-материи в развитии, времени и пространстве. Это диалектический процесс раздвоения единого, образования логики системы пар противоречий, который идеалисты и материалисты стали понимать по-своему, отдавая приоритет одному началу. Китайские мыслители древности видели в логике смены Ян и Инь (духовного и материального начал) единство и содержание всех явлений природы, процессов развития общества и психики человека. Структура генодрева ФТС отличается от ИЦЗИНа наличием зеркальной симметрии, черты, со знаком: плюс находятся выше оси генодрева, минус - ниже; в древнем знании, вертикаль креста - духовное, горизонталь - материальное.
Т.о., в отличие от ДМ, где процесс развития линейный, на генодреве он двойственен, идет от исходной точки по горизонтали (единое-многое, простое-сложное) и, одновременно, по вертикали (противоположности: тезиса - дух, сознание, и антитезиса - материя), и, т.о., образует цикличность, отражаемой его структурой.
В основе структуры генодрева ФТС (вертикальной и горизонтальной иерархии: 1-2-4-8-...) лежит универсальный механизм мышления, состоящий не только из системы монад, диад и триад (два смежных уровня структуры генодрева), но и перехода от троичности к четверичности (2-й уровень структуры генодрева), до сих пор, не понятых и не используемых в процессах познания. Многие философы не понимают единства, отличий и связи между философиями монизма, дуализма, тетризма и др., т.к. не видят единства и различий между монадой, дуадой, триадой и кватернером, впервые данных системой двоичного счисления ИЦЗИН (подробнее см. Рис 59 [5]).
Система познания метода гендрева ФТС, созданная на основе логики метода познания (Рис 1/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([5] Рис 49); 2) взаимосвязанной системы основных категорий философии ([5] Рис 65); 3) структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей системы: уровня, ступени (подсистемы, элемента); 4) структурных взаимосвязей, прямых и обратных процессов взаимодействия в системе. В отличие от ДМ, абстрактно постулирующего взаимосвязи принципов познания, мы выделяем конкретно взаимосвязанные логикой структуры генодрева не только принципы познания, но и системные принципы: от целостности (логика И-И); двойственности, деления целого на противоположности (логика ИЛИ-ИЛИ), до циклически-ступенчатого (спирального) эволюционно-инволюционного развития и др., которые разделяется на генетически взаимосвязанные принципы: - структурности; - иерархичности; - первичного анализа; вертикального синтеза
11
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
и анализа; системного анализа; системного синтеза (подробнее см. Рис 49 [5]).
ФТС, синтезируя дух и материю, не отрицает диалектический материализм и идеализм, а на основе метода генодрева, развивает их в системно открытый структурно-логический диалектический монизм: монизм-дуализм, углубляющий процесс познания, развивающий идеи дуалистического монизма (0-1-го уровня: единство: дух-материя, идеализм-материализм) реалистической философии В. Обухова (СПГАУ) и Р. Зобова (СПбГУ).
Противоречие в ДМ - "категория диалектики, выражающая внутренний источник движения", основанная на одностороннем принципе развития (или-или), который не "видит" всех возможных направлений развития противоположностей и их структурных связей. ДМ признавая противоречие или-или (по логике Аристотеля) основой развития исторических процессов, т.о., отрицает не только диалектику дальнейшего развития структуры противоречия, но и затрудняет понимание дуальности процессов развития.
В ФТС (ИЦЗИНе) развитие противоречия идет одновременно в 2-х направлениях, не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми вертикальным синтезом на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (различными уровнями структуры генодрева одной системы, взаимодействующими подсистемами единое-многое:1-2-4-8-...).
Т.к. в основе структуры генодрева (ИЦЗИНа) лежит логика синтеза (и-и), то примирение противоположностей является необходимым условием сохранения целостности системы. В ИЦЗИНе, ФТС противостояние противоположностей находится в движении, что говорит не только об их изменчивости, взаимопроникновении, но и в смягчении их крайних состояний в "золотой" середине (третьем пути). При этом внешние противоречия разрешаются внутри системы, придавая ей устойчивость.
Рассмотрим развитие противоречий на примере сфер общества (Рис 2/47).
Система противоречий взаимосвязи сфер генодрева (Рис 2/47) имеет ось генодрева - ур. норм морали, сверху которой духовные сферы,- снизу материальные. Что соответствует древнему знанию, утверждающему приоритеты духовного над материальным (подр. см. статью "Уровень морали -мера эволюции общества"[9]).
На первом уровне генодрева имеется одно главное (вертикальное, духовное) противоречие - диада: тезис: духовная власть (**, антитезис-светская власть, которое определяет циклы развития противоречия на последующих горизонтальных уровнях (1-2-4-8-.).
**) Духовная власть - единство философско-идеологической власти и власти культуры, СВО (системы воспитания и образования).
Главное противоречие (ГП): духовная - светская власть на 2-м уровне
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
развития общества выделяет 2 противоречия между 4-я сферами (уровнями) власти: 1) бытия-экономики (4) и государственной власти (2), духовной власти (1) и уровнем культуры (3). Основное противоречие (ОП) 2 ур. -3-2 (Культура-Госвласть). На 3-м уровне развития общества возникают 4-е вида взаимосвязанных противоречий между сферами: 1) экономики и политики (где возникли и начали развитие классовые противоречия); 2) образа жизни (большинства) и воспитания, образования; 3) основное: БСУ (бюрократической системой управления) и системой самоуправления (ССУ); 4) идеологи, религии и духовностью философии, морали (в наше время обострились противоречия внутри различных идеологий и религий). ОП 3 ур. идеология-политика (4-5).
Разность противоречий тезиса и антитезиса - источник развития генодрева, в обществе- разность духовной и светской власти - ГП, что ведет к его развитию циклами. 3-й ур. генодрева дает цикличность развития сфер в последовательности:1-5,2-6,3-7,4-8. Обоснование процесса цикличности дано в нумерации генодрева (Рис 14 [5]) в матрице Пифагора (см. [5] стр. 141), и структуре китайского ИЦЗИНа (Рис. 2 [5]).
Рис. 2 Генодрево взаимосвязи сфер общества в процессе воспроизводства и развития
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Цикличность развития противоречия одновременно ведет не только к: его углублению по горизонтали, но и расширению его вертикального (дух-материя) главного содержания, что неизбежно приводит, при не системном управлении духовно-нравственными процессами, к его обострению, усилению воздействия на систему. Что и происходит в социальных процессах развития.
Но обострение противоречий, не меняет содержание ГП 1 ур. (духовная-светская власть): на 2 ур. - ОП (власть культуры-госвласть), на 3 ур. - ОП (идеология-политика). Содержание этого процесса ДМ до сих пор не только не понято, но и не развито системно.
Обострение противоречий 2-го уровня снимается двояко: 1) горизонтальным синтезом высшего, 1-го уровня,- единством духовной и светской власти, 2) двойным вертикальным синтезом - приоритетами (духовного над материальным): нравственной философии над культурой, СУ над экономикой, ОП 3-го ур. решается приоритетом идеологии над СУ.
Решение противоречий 3-го уровня требует циклического снятия противоречий (вертикальным синтезом) 3-й сферой: 1-5-2, противоречие между экономикой и политикой снимается образом жизни, культурой бытия (2); 2-6-3, противоречие между образом жизни, низким ур. культуры и системой воспитания, образования снимается БСУ (3)- государство дает приоритет развития сфере воспитания, образования (СВО); 3-7-4, противоречие: БСУ-ССУ разрешает идеологии, дающая приоритет ССУ перед БСУ (нарушение которого явилось основной причиной краха СССР); 4-8-5, противоречие: идеология-философия должно разрешаться политикой единства социально-классовых интересов общества. ОП 3-го ур. - политика-идеология (5-4) решается нравственным мировоззрением (8). Вертикальные противоречия общества начинаются и разрешаются социально-нравственной политикой. Политика -средство, цели и путь развития дает идеология, разработанная на основе духовно-нравственного мировоззрения.
Противоречие в ФТС - логика диалектического развития отношений (взаимосвязей): не только единства, борьбы (как у ДМ) двух начал, но и направлений последующего взаимодействия между новыми противоречиями (2-го уровня) - источник цикличности, многоуровневости процессов. Любое противоречие, развиваясь в глубину (тезиса-антитезиса), рождает новые уровни противоречий (с удвоением количества элементов): 1 (2)-2(4)-...,- иначе систему триад. На 2-м уровне (вертикаль: внутреннее-внешнее) возникают 4-е вида взаимодействий: 1) внутреннее-внутреннее,- развитие только духовного; 2) внутреннее-внешнее,- развитие от духовного к материальному (1-е отрицание); 3) внешнее-внутреннее,- развитие от материального к духовному (2-е отрицание, снятие); 4) внешнее-внешнее,- развитие только материального.
Т.о., разрешение противоречий общества по уровням горизонтали (4-2-1)
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
идет от ОП-й к ГП (от сложного к простому): идеология-политика (3 ур)-культура-госвласть (2 ур)- духовная-светская власть (1ур) требует приоритетов: мировоззрения над идеологией, идеологии над политикой, культуры над СУ, духовной власти над светской (ГП).
В ДМ существовало два неразвитых понятия эволюции: общепринятое, узко-материалистическое и широкое, малоизвестное и редко используемое философами (для понятия революции такого исключения нет): "Эволюция и революция (лат. еуо1ийо - развертывание; геуо1ийо - поворот, изменение) -неразрывно связанные стороны развития, соответствующие нарастанию количественных изменений в развитии явления (Э.) и более или менее быстрому качественному изменению (Р.) ... Понятие Э. употребляется также для характеристики развития в широком смысле этого слова, и в таком случае под Э. понимается движение, включающее в себя и количественные и качественные изменения" [1].
Т.о., ДМ понимая эволюцию (количество) узко материалистически (по горизонтали: простое-сложное), вынужден разделять противоречия только на социальные виды: антагонистические, - для эксплуататорских, классовых обществ, и неантагонистические - для социализма, разрешаемые путем: борьбы нового и старого, экономических и социальных преобразований (без выделения главного противоречия: материальное - духовное). Ряд авторов "успешно" развивают общепринятое, узкое понимание Э. и Р.
Мы понимаем эволюцию и инволюцию в широком смысле, как двойственные процессы вертикального и горизонтального (внутреннего, духовного и внешнего, материального) развития противоречия, образующих 2-а вида эволюции и 2-а инволюции духа и материи: эволюции: духа (+,+), материи (-,+); инволюции: духа (+,-), материи (-,-) ([5] Рис 66). Т.о., мы, развивая древние учения, исходя из широкого понимания (что не отрицается и ДМ) процессов эволюции (или инволюции), считаем, что она может быть духовной (качественной) и материальной (количественной). Следует различать два вида революции: прогрессивную (эволюция) и регрессивную, контрреволюционную (инволюция).
Определения. Эволюция - развитие (внутреннее и внешнее), идущее от низшего к высшему, от материального к духовному, отражающее количественную (материальную) и качественную (духовную) сторону. Инволюция - развитие, идущее от высшего к низшему, от духовного к материальному, отражающая качественную (духовную) и количественную (материальную) его сторону.
Разжиревшее от материального изобилия население ряда западных стран не замечает за собой духовно-нравственной деградации (пропаганду однополой семьи, сексуального воспитания детей, сексуальных извращений, инцеста и т.п.).
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
Видимо, этому способствует и материализм западной, в т.ч. и российской науки. Так, например, РАН вместо изучения явлений невидимого духовного мира создала комитет по борьбе с лженаукой.
На западе и в России в философских словарях понятия эволюции и инволюции, прогресса и регресса не отражают духовной-нравственных сторон развития общества.
Анализ логики многоуровневого процесса развития общества, обеспечивающего его прогрессивную эволюцию (Рис 94 [5]) показывает необходимость единства не только материальных (достигаемых, как правило, через революцию), но и духовных ее условий, которые на втором уровне генодрева приводят к единству 4-х видов (этапов) эволюции и революции: 1) политико-экономическая революция; 2) социально-управленческая революция; 3) культурно-научная эволюция; 4) духовно-нравственная эволюция.
Между 2 и 3 этапами должно происходить снятие - перелом сознания от индивидуальной к общественной морали, иначе - качественный (духовный) скачок в развитии общества, переход революционного развития - экономическо-социального к эволюционному, -культурно-духовному. Если первые два вида не требуют длительного периода развития (видимо, поэтому зачастую революции инспирируются извне, что характерно для нашего времени), то вторые два -наоборот, невозможны без длительного процесса духовно-нравственного воспитания и саморазвития общества.
Классики ДМ, исходя из приоритетов материализма и вульгарной критики религии, недооценили важность духовно-нравственного развития общества. Очевидно, поэтому причину смены видов обществ они видели не росте уровня морали общества, а в смене частной собственности общественной; но ведь последнее- это следствие, а не причина.
Перелом сознания от индивидуальной к общественной морали, качественный скачок, -сложный процесс, основание (причина) для развития личности, должен происходить во всех сферах и уровнях развития общества. Начавшись в семье, с дошкольного воспитания, процесс воспитания продолжается в коллективе, с юношеского воспитания, и заканчивается в зрелом возрасте на производстве и в обществе. Внешние условия, национальный образ жизни, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания личности.
К сожалению, в СССР так и не сумели за три поколения, довести процесс воспитания до логического завершения,- воспитания нравственной и социально активной личности.
Вывод: революции, совершенные без необходимого предварительного и, особенно, последующего духовно-нравственного развития человека и общества (мировоззрения, идеологии, морали, культуры общества и т.п., которые должны отрабатываться в программах политических партий) будут недолговечны и
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
вредны для прогресса общества. Критерием недолговечности отличаются современные «бархатные», «оранжевые» и др. революции, совершаемые с целью захвата власти (смены неугодного режима), не ставящие перед собою долгосрочные цели эволюционного развития общества. Основными причинами относительно недолговечного существования СССР, следует признать недостаточный уровень эволюционного, духовно-нравственного развития общества, его: мировоззрения, идеологии, морали, культуры, СВО и ССУ -широкой системы самоуправления, как важнейшей части единой системы управления (подробнее см. [9]).
Для глубокого понимания процессов эволюции-революции построим генодрево. 1-й ур. - изменчивость (чередование периодов революционной борьбы и медленной эволюции): антитезис - экономико-социальные изменения (решаемые революцией); тезис - культурно-духовные изменения (решаемые эволюцией). 2-й ур. - цикличность (порядок сменяемости циклов эволюции): 1) цикл экономики; 2) социальный цикл, 3) культурный цикл, 4) духовно-нравственный цикл. 3-й ур.- формы борьбы в революции и виды эволюции (нумерация соответствует сферам общества на Рис 2/47): 1) экономическая борьба (видов собственности, укладов экономики, ...) - результат - 5) политические изменения (эволюция) - эволюция политических изменений требует разрешения проблем - 2) революционной борьба наций за самоопределение, которая, в свою очередь, требует решения проблемы - 6) культурной эволюции - развития системы воспитания и образования на новом уровне-, что ведет к необходимости 3) революционных изменений в системе исполнительной власти (БСУ)- выражающихся в ее эволюционных изменениях создании - 7) широкой системы законодательной власти народа -самоуправления (ССУ), результатом которой должны быть революционные изменения в сфере идеологии (религии) и общественной морали - создание - 4) единой социально-нравственной идеологии (религии), которая в свою очередь, вызовет дальнейшее развитие (эволюцию)- 8) духовно-нравственного мировоззрения и общественной морали.
Из китайской истории известна циклическая природа смены трех периодов развития общества: 1) хаос "воюющих царств"; 2) малое процветание -преодоление хаоса силой централизованного государства - сяокан, 3) великое единение, скатывающиеся в новый хаос "воюющих царств" - датун.
Мы считаем, исходя из структуры генодрева (см. аналогию на Рис 2/47 и Рис 49 [5]), считаем, что на 2-м его уровне должно быть не 3-и, а 4-е этапа развития: 1) период хаоса (разрушение старого см. Рис 49 [5]), 2) период централизованного государства (сяокан, или СУ на Рис 2/47), 3) сохранение национальной культуры (Рис 2/47), или единства старого и нового (Рис 49[5]), 4) прогрессивная эволюция - датун, новый уровень единства всех сфер общества,
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
при приоритете духовно-нравственного начала (рис 49 [5]). При отсутствии приоритета духовного начала общество вместо перехода на высший - 3-й уровень развития (циклического развития 8 сфер), скатывается в бессознательную инволюцию, переходит на круговое, циклическое развитие (см. аналогию на Рис 30, 31 [5]).
Системный анализ хода онтологического развития общества показывает не только единство революции и эволюции (материального и духовного фактора), но и взаимосвязи сфер общества в процессах последующего развития революции в обществе. Процесс развития революции в обществе - циклическое чередование материальных (1-5, 3-7: политико-экономических и социальных), разрешаемых, только через революцию (слом старых материально-социальных форм, не уступающих дорогу новому) и духовных (2-6, 4-8) процессов революции, решаемых эволюцией. В духовной революции (эволюции) быстрое изменение (слом) старых (духовных) форм (культуры, убеждений, морали) невозможен, т.к. развитие сознания (индивидуального и общественного) требует времени.
Составим онтологическое генодрево революции, которое будет отражать единство форм сознания во всех видах реальности (по аналогии с Рис 2/47): материальной и духовной (тезис и антитезис, 1-го ур. противоположностей), экономической и социальной, культурной и философской (2-й ур.). 1-й ур. противоположностей отражает - одномерную логику противоречий принципа причинности, 2-й - двумерную, на основе принципа двойственности 2-х направлений развития (подробнее ур. логики даны на Рис 33, 35 [5]).
На 3-м уровне противоположностей 3-х мерная логика онтологии революции отражает взаимодействие уровней противоречий 8-и сфер общества в процессах его циклического развития: 1-5 (ур.: экономики - политики) -2-6 (образа жизни - культуры, СВО)-3-7 (БСУ- ССУ)-4-8 (идеологии- единой духовно-нравственной философии, мировоззрения).
ДМ наиболее полно был исследован только первый цикл развития революции (без отражения взаимосвязей со всеми сферами общества): экономики- политики (1-5).
Выводы: направление и онтологический (духовно-материальный) уровень революции, направляющей развитие общества, определяется уровнем развития духовно-нравственного мировоззрения и идеологии (воплощаемый в программе правящей партии).
Т.о., прав был Бердяев, утверждавший, что "духовная революция" должна быть "неизмеримо более глубокой, чем социальные перевороты".
Утверждение Бердяева о взаимозависимости добра и зла: "в революции происходит суд над злыми силами, творящими неправду, но судящие силы творят зло; в революции и добро осуществляется силами зла, т.к. добрые силы
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
бессильны реализовать свое добро в истории" требует онтологической полноты для отражения процессов развития различных обществ.
На втором уровне противоположностей генодрева идеологий видов обществ (Рис 101 [5]) показаны иерархо-логические взаимосвязи дуальной логики (диаграмм) морали (добра и зла) с 4-я видами идеологий обществ два знака + или - означают в 2-х уровнях познания (1-й ур.- знать, 2-й - делать): + идея, мировоззрение, прошлое; - идеология, настоящее): 1) ( -,-) знать (идею) о зле и делать зло - идея (мировоззрение) и действие (идеология) не соответствуют морали (законам)- идея феодализма, рабства; 3) (+, -) знать о добре и делать зло, идея соответствует, дела (идеология) не соответствуют нормам морали - идея социализма; 2) (-, +) знать о зле и делать добро (соблюдать законы), идея не соответствует, дела (идеология) соответствуют законам, находящимся ниже уровня норм морали - идея капитализма; 4) (+,+) знать о добре (морали, законах) и делать добро (соблюдать законы), идея и дела соответствуют моральным нормам - идея коммунизма (или идеология социально-справедливой и нравственной единой общечеловеческой религии, к которой рано или поздно придет человечество).
Совмещая 1-й и 2-й горизонтальные уровни генодрева взаимосвязи сфер общества (Рис 2/47) и генодрева Рис 101 [5], можно сделать ряд более глубоких выводов, определений (раскрывающих духовное содержание и прогноз развития правящих идеологий). Зло - это индивидуальное добро пришедшее к власти (идея капитализма - общественная идея не соответствует, индивидуальные дела формально соответствуют морали, или причины зла вне человека, в обществе). Добро (духовное и материальное) - преобразование социального зла в идеологию социальной справедливости не через власть, а через единство культуры и морали, духовности (идеология коммунизма- идея и дела соответствуют морали). Добро (материальное) - преобразование социального зла в идеологию социальной справедливости через власть и культуру (идеология социализма - общественные: идея - соответствует, дела - не соответствуют морали или причины зла в человеке; т.о. социализм - бездуховный коммунизм). Религия - знание о добре и дела добра, без осознания единства добра и зла.
Оценка Бердяевым уровня бездуховности социализма и капитализма не только не противоречит нашим выводам, но провидчески отражает и современные мировые реалии: "марксизм вообще думает, что добро осуществляется через зло, свет через тьму, таково ведь и отношение к капитализму, который есть величайшее зло и несправедливость и вместе с тем есть необходимый путь к торжеству социализма" [11].
Первому государству марксизма, впитавшему узкие односторонние догмы ДМ, без духовной революции, оказавшемуся на обочине истории, грозит новая революция. Без духовного развития человека, у которого нет пределов,
УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА
государство обречено на повторение пройденного. Эти истины древнего знания были знакомы и Бердяеву: "Государство склонное служить Кесарю, не интересуется человеком, человек существует для него лишь как статистическая единица, а когда оно начинает слишком интересоваться человеком, то это самое плохое, оно начинает порабощать не только внешнего, но и внутреннего человека, между тем как царство Духа не может вместиться в царство Кесаря. Дух бесконечен и устремлен к бесконечности. Кесарь же конечен и хочет наложить на Дух печать своей конечности. Есть требования кесаря, которые исполняют все живущие на земле. Все мы воздаем кесарю кесарево, хотя бы в форме революции, в которых мы участвуем. Требование революции тоже кесарево требование, только революция духа стояла бы вне этого, но она не может быть смешиваема с революциями политическими и социальными, она принадлежит к другому плану бытия" [12].
Выводы: Духовная революция, основанная на духовно-нравственной идеологии и философии должна направлять все остальные революции: экономическую, социальную, политическую и культурную.
Литература:
1. Философский словарь. ИПЛ. - М. 1972.
2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М. Наука. 1990. - С. 107-108, 122.
3. Ленин В.И. Философские тетради. - М.ИПЛ, 1990. - С. 181-182.
4. История китайской философии. пер. с кит. - М. Прогресс. 1989. - С. 337.
5. Антонович Е.Н. Третий путь развития. ч. 1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., см. книгу на сайте автора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: БрЬ-antonovich.ru .
6. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности // Общество-Среда-Развитие. - 2008. - № 2.
7. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС // Актуальные исследования. - Екатеринбург. - 2012. - № 1.
8. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания - метод генодрева ФТС // Сознание и физическая реальность. - 2012. - № 9.
9. Антонович Е.Н. Статьи в интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dialog21.ru.-32 статьи, - ВИПЕРСОН - 34 статьи, еще см. ст. на сайте автора. - Режим доступа: spb-antonovich.ru
10. Антонович Е.Н. Метафизика духа-материи, единого-много в диалектике ИЦЗИНа-ФТС // Современные концепции научных исследований. - 2015. - № 8. Ч. 3.
20