Объектом нашего исследования сегодня являются традиции, предметом — их онтология, как учение о сущем, о структуре и закономерностях бытия. Традиции как социокультурный феномен в зависимости от сферы их социального функционирования отчетливо подразделяются на виды: художественные, экономические, политические, производственные и другие. Цель и задачи данной статьи потребовали изучения лишь одного вида — художественных традиций, в которых в свою очередь в зависимости от угла зрения обнаруживаются этнические и социальные (этносоциальные), фольклорные и академические, а также некоторые другие особенности, отражающие специфику художественной структуры общества. При этом не-
обходимо учитывать, что, к примеру, говоря об этнических художественных традициях, мы имеем ввиду этнические особенности художественных традиций, а не этнические традиции вообще. То же касается и иных характеристик традиций, таких как фольклорные, академические и прочие. И еще один важный предварительный тезис: под художественными явлениями мы имеем ввиду не только результаты художественной деятельности, но и ее процессы, происходящие как в бытие, так и в сознании.
Художественная культура не может существовать без традиций. Генеалогическое древо культуры и искусства своими корнями уходит в народные традиции. Их современное функционирование также опирается на
Д. И. Варламов Онтология художественных традиций
традиции, как пришедшие из глубины веков, так и рождаемые новым временем. Традиции являются и объективным условием жизнеспособности художественного творчества в культуре и искусстве, и гарантией их выживания как социальных институтов.
Не менее важную роль традиции играют и в жизнедеятельности общества. Сложилось вполне обоснованное мнение о том, что традиции — это фактор стабильности и сплоченности общества. Отсюда становится понятным то особое внимание к сохранению и развитию традиций, которое уделяют данному феномену как отдельные граждане, так и социальные институты государства1. А. С. Макаренко говорил в этой связи, что «традиция укрепляет коллектив, она создает для коллектива тот внешний каркас, в котором красиво можно жить и который поэтому увлекает»2.
Традиции — это исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению социально значимые обычаи, обряды, общественные установления, нормы поведения, образцы действий, идеи, взгляды, знания, умения, ценности и т.п.; элементы социально-культурного наследия, устойчиво сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Мы умышленно даем обобщенный вариант, а не цитируем определение понятия «традиция», в большом количестве представленном в многообразной релевантной литературе: отличаясь в деталях, оно (понятие) в целом интерпретируется в различных источниках достаточно единообразно.
В этом определении для нас важно то, что современная наука рассматривает традицию как основополагающую, фундаментальную категорию. И это исторически и логически оправдано, ибо сегодня в содержание понятия «традиция» вкладывается не только узкий смысл (передача из поколения в поколение правил и норм поведения, образцов деятельности, взглядов, вкусов и т. п.), но и широкий, трактующий объект как феномен культуры и фактически близкий по значению самой дефиниции «культура». Как от-
мечает коллектив ученых Российского института культурологии: «Традиция в широком смысле — культурная (художественная) традиция и тип культуры представляются как тождества»3.
Традиции в узком и широком смысле отражают, прежде всего, субстанциальный (содержательный) и аксиологический аспекты феномена, однако в нем есть и другой угол взгляда — технологический, включающий в себя, во-первых, способы коммуникации — методы хранения и передачи информации, во-вторых, различные (коллективные или индивидуальные) формы или способы прагматической деятельности. К примеру, в процессе подготовки спектакля кроме художественной постановочной деятельности (использование традиционных методов анализа содержания, тех или иных приемов исполнительского мастерства актеров и т. п.) применяются и традиционные технологии организации репетиций, заучивания текста ролей, изготовления костюмов и т. д. В этой позиции объект нашего исследования — художественные традиции — становится еще более узким, т. к. из него исключаются технологические аспекты, которые хотя и являются элементами той или иной культуры, но не являются художественными по содержанию. То есть понятия «художественные традиции» и «традиции в художественном творчестве» не синонимичны: последнее понятие более широкое, поскольку кроме художественных аспектов включает и технологию процесса. Следовательно, в понятие «художественная традиция» следует включать только комплекс устойчивых художественно-выразительных средств и эстетических оценок используемых в творческом процессе создания и потребления художественных ценностей, а также сами процессы и продукты творчества.
Таким образом, используя методику анализа содержания и формы объекта, в зависимости от структуры феномена мы можем условно разделить художественные традиции на следующие несколько групп или видов.
Простые субстанциальные традиции, разделяющиеся в свою очередь на два типа. В основе первого (акционального — от слова «акция») лежит какой-либо вид деятельности; например, творческий процесс создания художественного произведения. Ключевыми словами этих традиций являются: «проведение», «создание», «оформление» и другие, то есть понятия, в основании которых лежит деятельность. Второй тип (артефактный) включает художественные (материальные и духовные) достижения людей, продукты (артефакты) их деятельности, такие как дымковская игрушка, хохлома, русская матрешка и другие народные промыслы, смысл которых не в деятельности, а в продукте, носящем печать определенных стереотипов.
Р егламентированные аксиологические традиции, устанавливающие определенные границы, рамки и т. п. К ним относятся творческие идеи, художественные парадигмы и другие аксиологические представления. Их содержание включает не деятельность и не продукты деятельности, а художественноэстетические установки, нормы-принципы, идеалы. В музыкальном искусстве они проявляются в представлениях о благозвучных или неблагозвучных сочетаниях, «правильных» или «неправильных» способах голосоведения, интонациях, тембрах и других художественно-выразительных средствах, принятых в конкретно-историческом обществе.
Смешанные традиции, объединенные несколькими однородными видами деятельности и культурными ценностями. К данному типу относится, например, песенная традиция русской крестьянской свадьбы Самарского Заволжья, как «действо», в котором используются различные формы творческой деятельности и сакраментальные жанры: лирические, причетные, величальные, игровые и плясовые песни, представляющие собой художественное наследие народа и освященные особенностями его менталитета.
Сложные локальные традиции ( законченные структуры, включающие в себя совокупность художественных ценностей, идеалов и многообразных видов творческой деятель-
ности определенной общности; таковыми являются школы, течения, направления и другие локальные проявления широких и социально значимых явлений культуры и искусства.
Сложные глобальные традиции, охватывающие целые континенты и эпохи; в них могут входить составными частями разновидности сложных локальных, с полным комплексом простых, аксиологических и смешанных традиций. К данной категории относятся фольклорные и академические, устные и письменные, а также другие традиции, охватывающие глобальное время и пространство. В основе их разделения лежат различные фундаментальные процессы и принципы художественного мышления.
К глобальным художественным традициям следует также относить эпохи, освященные метаморфозами развития мышления человечества, такие как Античность, Средневековье, Возрождение, Новое время и другие, а также направления, ставшие достоянием мировой культуры и охватывающие своим влиянием самые различные жанры и виды искусства: классицизм, романтизм, импрессионизм, модернизм и другие. К ним же относятся фольклорная и академическая традиции, имеющие известные аналогии с устной и письменной традициями, но не идентичные им. Большинство исследователей фольклора считают устность его атрибутом или типологической константой ( обязательным признаком феномена. Поэтому мы рассматриваем понятия «фольклор» и «устная или бесписьменная традиция» во многих позициях почти синонимами, обозначающими глобальный пласт культуры, основанный на древнерусских традициях художественного творчества и продолжающий развиваться в современной социально-художественной практике в виде неофольклора и устного любительского творчества.
Понятием «академическая традиция» нами обозначается выработанное в процессе многовековой художественно-творческой деятельности унифицированное направление в искусстве, основанное на человеческой
способности с помощью специфических художественно-выразительных (прежде всего, интонационных) средств запечатлевать и воспроизводить рациональные (в значении осознанные, осмысленные) и эмоциональные (чувственные) антропосоциальные отношения. Академическая традиция, несмотря на свой глобальный территориальный и протяженный временной абрис, по отношению к письменной традиции является все же локальной, т. к. последняя, кроме академического искусства, включает и другие значительные пласты современной культуры, например, фольклоризм или вторичный (сценический) фольклор, отдельные жанры любительского творчества, а также т. н. «третье направление» в искусстве (синтез академической и массовой культуры) и т. п.
Таким образом, при определении типологии конкретной традиции следует иметь в виду, что понятия «локальные» и «глобальные» соотносятся друг с другом как частное и общее, а потому требуют каждый раз определения позиции в структуре отношений. К примеру, та или иная авторская фортепианная школа является локальной по отношению к глобальному понятию «русская фортепианная традиция», последняя в свою очередь локальна при сопоставлении с российской музыкальной традицией и т. д.
Художественные традиции, как сложное социокультурное явление многоаспектны по своей природе. Взгляд на одну и ту же традицию с различных сторон открывает специфическую картину ее сущности, которая реализуется через преемственность. Отсюда, преемственность выступает важнейшей характеристикой традиции. С. К. Бондыре-ва и Д. В. Колесов определяют ее как «явление, сущность которого заключается в усвоении опыта (действий) одних индивидов другими и воспроизведении его в собственной деятельности»4. Они же выделяют три понятия5, относящиеся к преемственности: 1) единичный акт преемственности; 2) элементы преемственности (носитель опыта и восприемник опыта); 3) вектор преемственности.
Единичный акт преемственности можно рассматривать с точки зрения формы и содержания; элементы преемственности отражают отношения субъекта и объекта, а вектор преемственности указывает на направление этих отношений. Например, допустим, что между элементами преемственности — фольклором (как носителем опыта) и академическим искусством (его восприемником) существуют определенные отношения. Последний выступает в качестве деривата первого, а потому является наследником его традиций. Однако фольклор является основоположником и других направлений современного искусства; в этом проявляется вектор преемственности, то есть направление, в котором реализуется развитие его традиций.
Преемственность в этом смысле возможна не только между поколениями, но и между различными этносоциальными образованиями, как результат кросскультурных отношений. Однако в таком случае мы говорим
о горизонтальной мобильности традиции, освоении ею нового социального пространства. Оба описанных направления развития традиций демонстрируют пространственно-временную природу исследуемого феномена.
Пространственный абрис традиций простирается от образа жизни, мышления и деятельности отдельной личности до масштабных этносоциальных образований. Территориально традиции могут охватывать значительные пространства, включающие целые страны и континенты, но могут принадлежать и отдельным компактно проживающим группам и даже минимальной ячейке общества — семье, роду.
Пространство традиций охватывает также различные временные периоды развития социума, что дополняет их пространственно-временную характеристику. Уже сама научная трактовка традиций (передача) отражает временной характер функционирования явления. Поэтому преемственность поколений, перманентность, процессуаль-ность, связь между прошлым, настоящим
и будущим являются важнейшими атрибутами определяемой категории.
Важную роль в понимании онтологии исследуемого нами явления играет интерпретация стабильных и мобильных компонентов в традиции. Некоторые ученые трактуют традиционность лишь как сохранение и передачу опыта жизнедеятельности, тем самым, исключая из феномена возможность появления в нем инноваций и развития. На наш взгляд, традицию возможно разделить лишь теоретически, практически она всегда несет в себе обе функции: и сохранения, и развития. Человеческое существование на Земле традиционно по своей сути и потому в традициях должен обязательно присутствовать и фактор инновационности, в противном случае — эволюционирование было бы невозможно.
Традиция как явление и как деятельность всегда в той или иной степени инновационна, т. к. даже передача материального объекта всегда есть переход его от одного субъекта к другому (или его присвоение), т.е. изменение контекста его бытования, а передача информации — приобретение ее другим при сохранении первым субъектом, есть существование и в прежних, и в новых условиях, а значит изменение. Как писал И. Ф. Стравинский: «Далекая от повторения того, что было, традиция предполагает реальность того, что продолжается. Она, как фамильная драгоценность, наследство, которое получаешь при условии, что ты его обогатишь, прежде чем передашь потомству»6.
Об объективности появления инноваций в традициях говорят и
С. К. Бондырева с Д. В. Колесовым: «Каждая новая традиция первоначально выступает как инновационное действие, и именно путем апробирования инноваций коллективным опытом та или иная из них может войти в число традиций»7. В этом случае традиция рождается в процессе закрепления нового опыта, его неоднократного воспроизведения, а, значит, он уже становится и не новым (обратим внимание на то, что инновации — это тоже прошлый опыт, только пока еще не
прошедший проверку временем, как бы экспериментальный опыт).
Однако «новая» традиция может зарождаться и иным способом. В действующей традиции появляется новый элемент, часть, признак и т.п., т.е. элемент, не относившийся ранее к данной традиции; его мобильность внутри объекта, вытеснение им других элементов, в том числе представляющих ядро (сущность) феномена, может одновременно означать и развитие «старой», и, на определенном уровне, появление «новой» традиции.
Так, в развитии русского этномузыкаль-ного мышления выделяются основные типы, в одной из научных транскрипций обозначенные как модальный, ладотональный и тонально-гармонический. Все они представляют собой российскую национальную традицию, генетически связанную с категорией лада, но как указывает О. И. Кулапина: «...названные типы предстают в разных об-личиях», при этом сохраняя преемственность, «модальный тип словно переходит в ладотональный, который постепенно преобразуется в более поздний — тональногармонический», иными словами, «отправной точкой становится эволюционный переход от одного типа мышления к другому»8.
Здесь необходимо отметить еще одну онтологически важную особенность художественных традиций: они имеют зонную природу. Пространственно-временная характеристика позволяет представить всякую традицию в качестве социокультурного модуса, имеющего зонную природу. Традиция имеет в своем основании определенные нормы-принципы, т. е. своего рода аксиологические системы, ограничивающие культивирование материальных и духовных ценностей, различных видов деятельности рамками соответствующих парадигм. Культурное пространство социальной парадигмы, характеризуемое и регулируемое определенными нормами-принципами, назовем «культурной зоной традиции». Его антитезой по отношению к феномену культуры является «точечная» характеристика явления, т. е. определенная фиксированная, сконцентри-
рованная и абсолютная единица. Стабильные и мобильные составляющие традиции постоянно взаимодействуют, изменяя феномен в рамках его узнаваемости. Однако трансформации сущностных элементов внутри зоны создают уже новую традицию, хотя и связанную с предшествующей, но имеющую собственный характерный абрис и сущность. Данная особенность исследуемого феномена позволяет утверждать, что традиции историчны по своей природе и жестко привязаны к периодам антропосоциального эволюционирования как конкретного общества, так и человечества в целом. Эту особенность можно проследить на примере показанных выше типов этномузыкальных традиций россиян.
Сохранение и развитие есть две противоположные, но неразрывно взаимосвязанные стороны одного явления — традиции. Поэтому мы рассматриваем традиции не как реликт, доставшийся нам от прошлых веков, а как динамичное9 и, одновременно, стремящееся к стабильности явление, живущее в сознании и подсознании, как отдельных индивидуумов, так и большинства членов общества. Традицию как важнейшую динамическую составляющую прогресса искусства рассматривает и Н. Г. Шахназарова. Традиция представляется ею как «концентрат позитивного опыта в области художественного освоения мира, который (опыт) передается от поколения к поколению, подвержен развитию и обогащению и обладает потенцией осмысления его в соответствии с эстетическими потребностями эпохи»10.
Две противоположные тенденции: потребность в выработке и сохранении устойчивых личностных и социальных значений и, одновременно, стремление вырваться за рамки этих значений, наполняя осмысливаемые явления новым содержанием, заложены в самой природе homo sapiens. Именно по-
этому во всякой традиции, как антропосоци-альном явлении, сосуществуют две противоположные тенденции: постоянства и развития. Без постоянства традиции теряют связь с прошлым, без развития — умирают для будущего. Потеря любого из этих качеств губительна для традиций, для их социальной сущности, смысл которой — в преемственности культуры. С уверенностью можно утверждать, что художественные традиции только тогда жизненны, когда служат прогрессу и соответствуют социальным потребностям народа.
1 См., например: Решение Коллегии Мин-культуры России от 22.05.06 №8 «О государственной поддержке сохранения и развития традиционной народной культуры».
2 Макаренко А. С. Соч. в 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 181.
3 Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие / Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М., 2000. С. 42.
4 Бондырева С. К., Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учеб. пособие. М., 2004. С. 10.
5 См.: там же. С. 11.
6 Стравинский И. Ф. Статьи и материалы. М., 1973. С. 37.
7 Бондырева С. К., Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учеб. пособие. М., 2004. С. 22.
8 Кулапина О. И. Тезисы о специфике этно-музыкального мышления // Традиционная культура. 2006. №4. С. 91-92.
9 Под динамикой, в данном случае, мы имеем в виду любые изменения в функционировании традиций, как положительные (социализация и т. д.), так и отрицательные (к примеру, десоциализация).
10 Шахназарова Н. Г. Современность как традиция // Музыкальная академия. 1997, №2. С. 3.