ИНЖИНИРИНГ ОНТОЛОГИЙ
УДК 004.5 Научная статья DOI: 10.18287/2223-9537-2022-12-2-200-217
Онтологии для разработки и генерации адаптивных пользовательских интерфейсов редакторов баз знаний
© 2022, В.В. Грибова1'2 И, С.В. Паршкова1, Л.А. Федорищев1,2
1 Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, Владивосток, Россия
2 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия
Аннотация
Рассматривается метод создания автоматически генерируемых адаптивных пользовательских интерфейсов редакторов баз знаний, построенных на основе онтологического подхода, с целью улучшения качества работы по формированию и редактированию баз знаний с учётом специфики предметной области, характеристик пользователя-эксперта и других параметров. Приведено описание концепции авторского подхода к генерации адаптивных интерфейсов используемых онтоло-гий, баз знаний и моделей, как ключевых элементов предложенного подхода. В онтологии знаний о проектировании интерфейса вводятся новые абстрактные элементы, определяющие интерфейсные задачи без явного их визуального и функционального представления. Каждый абстрактный элемент этой онтологии имеет несколько вариантов представления - адаптаций абстрактных элементов. Онтология графических элементов пользовательского интерфейса определяет конкретное визуальное и функциональное представление абстрактных элементов в виде готовых повторно используемых таких элементов. База знаний о проектировании интерфейса содержит правила его формирования в зависимости от структуры онтологии предметной области, характеристик пользователя, требований удобства и простоты использования. Модель интерфейса описывает структуру сформированного адаптивного интерфейса в соответствии с внесёнными индивидуальными предпочтениями пользователя и другой дополнительной информацией. Все рассмотренные онтологии и базы знаний реализованы на платформе IACPaaS.
Ключевые слова: онтология, база знаний, интерфейс, адаптивный интерфейс, генерация интерфейса, шаблоны, WIMP-интерфейс, редактор баз знаний.
Цитирование: Грибова В.В., Паршкова С.В., Федорищев Л.А. Онтологии для разработки и генерации адаптивных пользовательских интерфейсов редакторов баз знаний // Онтология проектирования. 2022. Т.12, №2(44). С.200-217. DOI:10.18287/2223-9537-2022-12-2-200-217.
Финансирование: работа поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (проект 20-07-00670 А).
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Введение
Интеллектуальные системы с базами знаний (БЗ): экспертные системы, системы поддержки принятия решений, компьютерные тренажёры и др., широко используются во многих предметных областях (ПрО): медицина, экономика, химия и биология, военное дело, инженерное дело, экология, производство, управление процессами, юриспруденция и др. Именно БЗ является «бутылочным горлышком» таких систем [1-4]. Основная сложность связана с их формированием и сопровождением экспертами ПрО. Для упрощения создания и сопровождения БЗ активно применяется онтологический подход, который в настоящее время является стандартом для их создания (см. также [5, 6]). Вместе с тем, наличие онтологии, по которой
формируется БЗ, недостаточно для удобной работы экспертов ПрО. Немаловажное значение имеют также онтологическая модель знаний и пользовательский интерфейс, который является ключевым фактором при принятии решения об использовании программного средства.
Для работы с онтологиями и БЗ применяются различные онтологические редакторы знаний (IWE, Protégé, OntoEdit, GrOWL, Graphl, RDFGravity, WebVOWL, Ontolingua и др.). Пользовательские интерфейсы этих редакторов реализуют фиксированный сценарий без возможности настройки и адаптации к потребностям пользователей (некоторые редакторы имеют режимы выбора просмотра информации, но не позволяют редактирование). Объёмы БЗ для интеллектуальных систем включают тысячи и десятки тысяч понятий на разных уровнях иерархии, что является дополнительным фактором, усложняющим использование таких редакторов экспертами ПрО. Актуальной задачей является разработка методов создания редакторов БЗ с адаптивным пользовательским интерфейсом.
Проблеме адаптации пользовательских интерфейсов посвящено большое количество работ. Предложены онтологии для динамического моделирования пользователей, профили которых в дальнейшем могли использоваться для адаптивного поиска требуемой информации и неявного сбора информации с помощью фоновых сервисов (см. например, [7, 8]). В данных работах рассматривается адаптивный поиск с учётом индивидуальных параметров пользователя, но не затрагиваются вопросы выбора интерфейсных элементов и отображения информации, порядка её вывода и т.д.
Предложены различные схемы и алгоритмы разделения интерфейса по уровням абстракции и генерации адаптированного интерфейса на основе онтологий и других элементов [3, 912]. В данных работах можно отметить существенный прогресс в адаптивных технологиях интерфейса: рассмотрены различные концепции адаптивных систем для различных устройств и для генерации интерфейса, в том числе в зависимости от меняющихся условий внешней среды. Однако по-прежнему отсутствует связь адаптации интерфейса непосредственно с ПрО и пользователем.
В работах [13, 14] предложены достаточно полноценные концепции адаптивного пользовательского WIMP1 -интерфейса, в том числе так называемые «пластичные» пользовательские интерфейсы. Данные работы посвящены узким задачам построения интерфейса и не решают проблему адаптивного интерфейса на основе онтологии произвольной ПрО.
Общий недостаток отмеченных подходов состоит в том, что они не учитывают в своей структуре онтологии знания, с которыми будет работать интерфейс. Поэтому для улучшения качества работы по формированию и редактированию БЗ на основе онтологий актуальны исследования и разработки в области автоматической генерации адаптивного интерфейса редактора знаний, строящегося с учётом специфики ПрО, характеристик пользователя-эксперта и других параметров, прежде всего, требований удобства использования.
Целью данной работы является детальное описание авторского подхода к разработке адаптивных WIMP-интерфейсов на основе онтологии ПрО и онтологической БЗ о проектировании интерфейсов.
1 Концепция разработки WIMP-интерфейсов для редакторов баз знаний
В работах [15, 16] описан подход к автоматической генерации редакторов знаний, основная идея которого заключается в следующем: на основе знаний о проектировании интерфейса, онтологии ПрО и модели пользователя автоматически генерируется пользовательский интерфейс редактора знаний (см. рисунок 1).
1 WIMP - «Windows, Icons, Menus, Pointers» — окна, значки, меню, указатели.
Рисунок 1 - Формирование редактора с адаптивным WIMP-интерфейсом
Реализация подхода включает следующие работы.
1) Введение абстрактных элементов интерфейса. Они определяют интерфейсные задачи без явного определения их визуального и функционального представления. Каждый абстрактный элемент интерфейса имеет несколько вариантов представления - адаптаций абстрактных элементов. Выбор конкретной адаптации определяется в зависимости от выполнения ряда условий (операционной системы, устройства, структуры информации, типа пользователя, его предпочтений, среды использования и др.). Абстрактные элементы интерфейса используются для описания знаний о проектировании интерфейса: для каждой интерфейсной задачи (абстрактного элемента интерфейса) и множества условий описываются возможные способы их отображения в WIMP-интерфейсе.
2) Формирование базы WIMP-элементов на основе онтологии WIMP-элементов интерфейса. Каждая адаптация абстрактного элемента имеет конкретное визуальное и функциональное представление в виде готовых повторно используемых WIMP-элементов, таких как списки, кнопки, меню и т.д.
3) Формирование БЗ о проектировании WIMP-интерфейса. БЗ содержит правила его формирования в зависимости от структуры онтологии ПрО, характеристик пользователя, требований удобства использования.
4) Построение модели интерфейса, которая определяет иерархию, расположение и порядок отображения интерфейсных элементов в процессе формирования БЗ, принимая во внимание предпочтения пользователя: интерфейсный стиль, тип диалога, уровень владения компьютером и другую информацию о нём.
5) Разработка генератора интерфейса, который по онтологии ПрО, БЗ о проектировании интерфейса и модели интерфейса формирует пользовательский интерфейс редактора знаний, ориентированного на конкретного пользователя.
Для реализации предложенного подхода авторами разработаны следующие онтологии:
■ онтология БЗ о проектировании WIMP- интерфейса;
■ онтология WIMP-элементов;
■ онтология модели интерфейса.
Для формального представления онтологий в работе [ 17] предложен метаязык, который в
течение ряда лет используется на платформе IACPaaS. Онтология представляется иерархическим графом, вершинами графа являются термины онтологии, а дуги определяют следующие
типы отношений для описания правил порождения знаний на основе онтологии:
■ ~copy — «копия», термин онтологии переносится без изменений в БЗ;
■ ~one — «в точности один», можно породить только один элемент в БЗ, соответствующий термину онтологии;
■ ~set — «непустое множество», возможно порождение одного или нескольких отличающихся по имени элементов по соответствующему термину онтологии;
~seq — «непустая последовательность», порождение элементов в БЗ с автоматически сгенерированной нумерацией (порядком);
~copymm — «возможное отсутствие», аналог «~copy», но порождение не является обязательным для полноты базы;
~onemm — «ноль или один», аналог «~one», но порождение не является обязательным для полноты базы;
~setmm — «возможно пустое множество», аналог «~set», но порождение даже одного элемента не является обязательным для полноты базы;
~seqmm — «возможно пустая последовательность», аналог «~ seq», но порождение даже одного элемента последовательности не является обязательным для полноты базы; ~proxy — «прокси», служит для организации порождаемых элементов в условные группы с «невидимым» контейнером.
2 Онтология знаний о проектировании интерфейса
Онтология знаний о проектировании интерфейса определяет соответствия между абстрактными интерфейсными элементами и их возможными представлениями в интерфейсе в зависимости от ряда условий.
Абстрактными интерфейсными элементами (задачами) являются:
■ элемент ввода - элемент, предоставляющий возможность ввести данные через подходящий интерфейсный компонент;
■ элемент вывода - элемент, обеспечивающий возможность вывести данные через подходящий интерфейсный компонент;
■ выбор - элемент для выбора элементов из множества, которое задаётся либо явно, через указание всех элементов, либо генерируется автоматически;
■ контейнер - интерфейсный элемент для объединения нескольких элементов интерфейса в рамках одной задачи.
Каждая абстрактная задача имеет свои подзадачи. Например, задача выбора имеет подзадачи: выбор одного варианта из множества, выбор подмножества вариантов из множества. Можно рассмотреть онтологию абстрактных интерфейсных элементов:
~copy Абстрактные интерфейсные элементы { ~copy Выбор {<Уникальные подзадачи>} ~copy Ввод {<Уникальные подзадачи>} ~copy Вывод {< Уникальные подзадачи>} ~copy Контейнер {<Уникальные подзадачи>}
}
<Уникальные подзадачи>::{ Уникальная подзадача} ~copy<Уникальная подзадача^
~copy< Реализация по умолчанию для задачи > ~copy Элементы интерфейса {
~set Элемент интерфейса {
~copy<Данные, влияющие на выбор элемента интерфейса> ~copy<Реализация элемента интерфейса>
}
}
}
Элементы интерфейса - это множество вариантов реализации указанной подзадачи -элементов интерфейсов. Выбор того или иного элемента зависит от условий, которые прописаны внутри каждого элемента.
! Каждая из подзадач имеет идентичную структуру.
Реализация по умолчанию для задачи - это базовое преставление абстрактного элемента интерфейса на основе заданного по умолчанию WIMP-элемента с конкретными параметрами.
Данные, влияющие на выбор элемента интерфейса, содержат описание параметров входных данных (элементов знаний), согласно которым выбирается указанный элемент интерфейса для реализации выбранной подзадачи.
~copy Данные, влияющие на выбор элемента интерфейса { ~copymm Онтологические конструкции { ... } ~copymm Особенности данных { ~set Особенность [string]
}
~onemm Количество потомков [integer]
~onemm Минимальное количество потомков [integer]
~onemm Максимальное количество потомков [integer]
}
Онтологические конструкции - описание, содержащее множество условий для определения элемента интерфейса для данного элемента онтологии.
~copymm Онтологические конструкции { ~copymm Конструкция {
~copy Элементы онтологии {
~copymm Список или альтернатива {СПИСОК | АЛЬТЕРНАТИВА} ~copy Тип элемента { нетерминал | терминал-сорт | терминал-значение}
~copymm Тип значения {Строковое | Целое | Вещественное | Логическое | Дата и время | Бинарные значения}
~copy Спецификатор (тип отношения) { copy\ copymm \ one \ onemm \ list \ listmm \ set \ setmm \
seq \ seqmm \ proxy} }
~copymm Уровень размещения (глубина вложенности) {1 \ >1} ~copymm-Элементы онтологии, расположенные на одном уровне { ~set->Элементы онтологии {... }
~copymm Элементы онтологии отсутствуют [string] ~seqmm Логическая операция И | ИЛИ | НЕ}
}
~copymm Содержимое { -set-^Элемент {...}
~seqmm Логическая операция {И | ИЛИ | НЕ}
}
~copymm Количество потомков {
~onemm Фиксированное количество потомков ~ onemm Минимальное количество потомков ~ onemm Максимальное количество потомков
}
}
}
Каждая конструкция содержит: элементы онтологии; уровень размещения; элементы онтологии, расположенные на одном уровне; содержимое; количество потомков.
Элементы онтологии - раздел, который содержит множество элементов онтологии (представленных в виде перечня свойств), которые необходимо преобразовать в элемент интерфейса.
Уровень размещения - указание, на каком уровне в онтологии размещён элемент (по иерархии). Было выявлено, что есть разница в реализации для некоторых элементов, которые могут находиться на первом уровне размещения в онтологии.
Элементы онтологии, расположенные на одном уровне, - список из элементов онтологии, которые могут находиться на одном иерархическом уровне с текущим элементом онтологии.
Содержимое - дочерние элементы для текущего элемента онтологии. Может содержать логическую операцию между элементами.
Количество потомков - описывает границы возможного количества потомков. Конструкции и их элементы описаны в онтологии, представленной на рисунке 2.
▼ Онтологические конструкции * {СПИСОК)
▼ »• Конструкция {СПИСОК}
▼ Элементы онтологии * {СПИСОК}
I » Список или альтернатива * ([=] 'сорутт') (геТ-пеуу) ! ► Тип элемента (= 'сору') (ге^пеу/)
► Тип значения * ([=] 'сорутт') (геТ-пеуу)
► Спецификатор (= 'сору') (гейпеж) описать элемент списка: © © © © © ©
| т Уровень размещения (глубина вложенности) * {АЛЬТЕРНАТИВА} [01 (тип: строковое) (= 'сору') (геГ-пеуу) |0 >1 (тип: строковое) (= 'сору') (геТ-пе«') описать вариант альтернативы: ©©©©©©
▼ Элементы онтологии расположенные на одном уровне * {СПИСОК}
!► »• Элементы онтологии * (+ 'set') (new)
> >~ Логическая операция * ([л] 'seqmm') (new)
0 Элементы онтологии отсутствуют (тип: строковое) * ([=] 'copymm') (ref-new) описать элемент списка: ©©©©©© ▼ Содержимое * {СПИСОК} [► Элементы онтологии * (+ 'ser) (new)
> » Логическая операция * ([л] 'seqmm') (new) ¡описать элемент списка: ©©©©©©
Т Количество потомков {СПИСОК} |0 Фиксированное количество потомков (сорт: целое) ([!] 'onemm') (all) 0 Минимальное количество потомков (сорт: целое) ([!] 'onemm') (all) 0 Максимальное количество потомков (сорт: целое) ([!] 'onemm') (all) iописать элемент списка:
Рисунок 2 - Скриншот раздела «онтологические конструкции» на платформе IACPaaS
Особенности данных (знаний) - элемент онтологии, содержащий условия, которые определяют интерфейсный элемент для реализации в зависимости от структуры входных данных (знаний).
Количество потомков определяет условие по числу дочерних элементов. Например, если у элемента «список-выбор» меньше 5 дочерних элементов, то его можно представить в виде группы радиокнопок, если же больше 5, то лучше использовать выпадающий список (см. рисунок 3).
Реализации элемента интерфейса (см. рисунок 4) состоят из множества Реализаций. Каждая Реализация состоит из двух частей: Характеристики устройств (для которых подходит данная реализация) и Дизайн - непосредственное определение интерфейсного отображения элемента. Дизайн определяется с помощью элементов CommonElements либо через уникальный набор CSS-свойств3. CommonElements - один из WIMP -элементов БЗ для применения в данной реализации. CSS - описание стилей WIMP-элементов: {ширина (элемента), высота, цвет фона, размер текста и др. по аналогии с каскадными таблицами стилей из веб-технологий [18]}.
Онтология Реализации элемента интерфейса.
~copy Реализации элемента интерфейса { ~set Реализация {
' CSS - Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей.
}
}
~copy Характеристики устройств { ~^Устройство {... }
~copy Дизайн {
~copy->CommonElements {... } ~copy —>CSS{... }
Рисунок 3 - Схема реализации условий абстрактным элементом «Выбор» в редакторе с адаптивным ТОМР-интерфейсом
▼ Элемент интерфейса {СПИСОК}
► Данные влияющие на выбор элемента интерфейса ( = 'сору') (ге^е\лг) ▼ Реализации элемента интерфейса {СПИСОК} ▼ Реализация {СПИСОК} ▼ Характеристики устройств {СПИСОК}
▼ Устройство {СПИСОК}
<> Ширина (сорт: целое) ([!] 'onemm') (all) О Высота (сорт: целое) ([!] 'onemm') (all)
► Тип ОС ([=] 'copymm') (ref-new)
► Тип устройства ([=] 'copymm') (ref-new) описать элемент списка:
описать элемент списка: ▼ Дизайн {СПИСОК} set') (ref-new
► CSS ( = 'copy1) (ref-new)
► Common Elements ( = 'copy') (ref-new) описать элемент списка:
описать элемент списка:
описать элемент списка: описать элемент списка:
Рисунок 4 - Скриншот раздела онтологии «Реализации элемента интерфейса» на платформе МСРааБ
На основе описанной онтологии сформирована БЗ о проектировании интерфейса. Размер базы - 1812 понятий, число отношений - 1864.
На рисунке 5 представлен пример описания абстрактной задачи в БЗ на основе структуры <Выбор одного варианта из множества> в задаче «Выбор»:
~copy Выбор {
~copy Выбор одного варианта из множества {
~copy< Реализация по умолчанию для задачи > ~copy Элементы интерфейса {
~set Элемент интерфейса {
~copy<Данные, влияющие на выбор элемента интерфейса> ~copy<Реализация элемента интерфейса>
}
}
}
}
▼ Выбор одного варианта из множества _ •*
т Данные вл/яюшис на выбор элемента интерфейса
► ЛЛЫЕРНДТИЗА, не-ерминал, copy, copyrrm. ур. разм. >1 , содерж.
Вещественное I Дата v время I Б/наэные значения сору 'Конструкция]
0 2' [Минимальное коли-ество потомков (сорт: целое)] 0 5' [Максимальное количество по'омкоп (сор*: i leroe)]
► Гэуппа переключа-елей [Элемент интерфейса]
▼ Раскрыэающийся список [Элемент интерфейса]
т Данные вл/яюшис на выбор элемента интерфейса 0 5' [Минимальное коли-ество потомков (сорт: цслое)| О 25 ' [Максимальное количес-во потомков (сорт: целое)]
► ¡- АЛЬТЕРНАТИЗА, не*ерминап, copy, copyrrm. ур разм. >1 , содерж.
Вешесгеенное I Дага / время I Б/нарные значения сору [Конструкция]
► Поле списка с возмож-остью выбрать 1 элемент [Элемент интерфейса]
Рисунок 5 - Скриншот фрагмента БЗ о проектировании интерфейса на платформе IACPaaS
Иллюстрация адаптивной генерации интерфейсного элемента на основе сформированной БЗ абстрактных элементов по представленной выше онтологии показана на рисунке 6 на примере генерации редактора БЗ по онтологии ПрО.
В представленной на рисунке схеме видно, что для абстрактного элемента «Выбор» заданы несколько возможных вариантов элементов интерфейса: «Группа радиокнопок», «Группа переключателей», «Раскрывающийся список» и др. Для каждого из этих интерфейсных элементов выбора заданы онтологические конструкции, для которых данный элемент может подходить. Например, для группы радиокнопок указаны онтологические конструкции: «Альтернатива, нетерминал, copy, copymm,...». Такие же конструкции заданы и для элемента «Раскрывающийся список». Каждый из этих двух вариантов будет зависеть от
«Данных, влияющих на выбор элемента интерфейса». В первом случае заданы параметры количества элементов от 2 до 5, во втором случае от 5 до 25. Справа на схеме видно, что представленная онтология ПрО соответствует данным элементам интерфейса. Пример БЗ 1 по этой онтологии генерирует в результате группу радиокнопок, Пример БЗ 2 - раскрывающийся список в соответствии с количеством элементов.
База знаний абстрактного элемента "Выбор"
Выбор
▼ Выбор одного варианта из множества ► Реализация по умолчанию для задачи * ▼ Элементы интерфейса" ▼ Группа радиокнопок [Элемент интерфейса) ▼ Данные влияющие на выбор элемента интерфейса ▼ Онтологические конструкции '
► АЛЬТЕРНАТИВА, нетерминал, copy, copymm, ур. раэм >1 , содерж. Веществемюе I Дата и время I Бинарные значения, сору [Конструкция] / Конструкция ]
► Особенности данных 8
О 2 * [Минимальное количество потомков (сорт: целое)) О 5 * [Максимальное количество потомков (сорт: целое)] [Количество потомков (сорт целое)] ф 0 ф
▼ Реализации элемента интерфейса
► По умогманию [Реализация] [ Реализация ] ф ©
► Группа переключателей [Элемент интерфейса] ▼ Раскрывающийся список [Элемент интерфейса]
▼ Данные влияющие на выбор элемента интерфейса
0 5* [Минимальное количество потомков (сорт: целое)) 0 25' (Максимальное количество потомков (сорт: целое)) ▼ Онтологические конструкции "
► »- АЛЬТЕРНАТИВА, нетерминал, copy, copymm, ур. разм. >1 . содерж. Вещественное I Дата и время l Бинарные значения, сору [Конструкция] ^
I fPMrnyjWIIIIt/ф © _
[ Особенности банных J* ф © [Количество потомков (сорт цело») J ф 0 ф ► Реализации элемента интерфейса ► Поле списка с возможностью выбрать 1 элемент [Элемент интерфейса]
Генерируемый адаптивный интерфейс
IV О Лабораторное исследование крови,« -i/O Инструментальное исследование \г
Боль в грудной клетке Одышка частота пульса Ритм пульса Наполнение пульса Систолическое давление Диастолическое давление
4
Онтология ПО
▼ Выбор {АЛЬТЕРНАТИВА}
0 Вариант (сорт: строковое) (+ 'set') (all) о писать вариант альтернативы
описать элемент списка:
i
Пример Базы знаний 1
▼ Комплекс лабораторных и инструментальных
► Лабораторное исследование крови [Исследование лаборат
► Инструментальное исследование сердца [Исследование л;
Пример Базы знаний 2
▼ Комплекс жалоб и объективного обследования
► 1 Боль в грудной клетке [Признак] 3 Одышка [Признак]
► ^ Частота пульса на лучевой артерии [Признак]
► I Ритм пульса на лучевой артерии [Признак]
► 1 Наполнение пульса на лучевой артерии [Признак]
1 Систолическое артериальное давление [Признак]
► 1 Диастолическое артериальное давление [Признак]
Рисунок 6 - Пример адаптивной генерации интерфейса
3 Онтология WIMP-элементов
Онтология WIMP-элементов состоит из двух основных разделов:
■ множество WIMP-элементов (независимые интерфейсные единицы, несущие собственную смысловую и функциональную нагрузку: кнопка, поле ввода, список и др.);
■ множество стилей CSS (стили определяют оформление внешнего вида интерфейсных элементов, начиная от простых, таких как шрифт, цвет, размер элементов, до составных, содержащих наборы интерфейсных решений).
Онтология WIMP элементов { ~copyCommonElements{...} ~copyCSS {...}
}
Онтология содержит 38 базовых элементов интерфейса <~copyWIMP-элементы>, среди которых представлены такие элементы как: кнопка (Button), чек-боксы (CheckboxGroup), радиокнопки (RadioButtonGroup), текст (Text), текстовое поле ввода (Input), комбинированное поле со списком (Combobox), кнопка пошаговой прокрутки (Stepper) и др. Структурно каждый из этих элементов в онтологии WIMP состоит из некоторого набора уникальных для данного элемента атрибутов и стилей CSS (options).
~setmm WIMP-элемент { ~copyoptions
<Набор уникальных свойств>} Элемент интерфейса Div является базовым универсальным элементом-контейнером с возможностью включения других элементов. Основная особенность его определения заклю-
чается в «рекурсивности»: Div - это WMP-элемент, способный включать как другие элементы, так и элементы того же типа (Div). Этот элемент (также как и другие WIMP -элементы) содержит собственный набор стилей CSS.
~set Div: { ~set ->Div ~set ->CSS ~set ->Text
<... другие элементы>
}
~setmm Text: { ~copy->options ~onetext
}
Кнопка (Button) является сложным элементом и состоит из группы более простых элементов. Кнопка всегда содержит оформление блока CSS, а так же может содержать текст (Text) и пиктограмму (Ico), располагаемую на кнопке; подсказку (Hint), которая выводится на экран при наведении курсора на кнопку. Помимо этого кнопка содержит раздел, отвечающий за состояния (States), в которых она может находиться.
~setmm Button: { ~copy->options ~copymm -> Text ~copymm -> Hint ~copymm ->Ico —copy states { ~set ->options }
}
Текстовое поле ввода (Input) содержит текст (Text) рядом с полем, описывающий данные, которые необходимо ввести. Возможно присутствие элемента (Div), отвечающего за токени-затор ввода, и наличие текста внутри поля (Text), подсказывающего возможное вводимое значение.
—setmm Input: { —copy->options —copy -> Text —copymm ->Text —copymm ->Div
}
WIMP -элементы Combobox и RadioGroup характерны тем, что определяют не один элемент, а несколько. Элементы Combobox и RadioGroup в большей степени определяют форму и поведение группы. Каждый из них содержит ссылку на соответствующий элемент и текст (Text), отвечающий за заголовок группы.
—setmmRadioButtonGroup: { —copy -> Checkbox —copy -> Text —copy->options
}
—setmmCheckboxGroup: { —copy ->Radiobutton —copy ->Text —copy->options
}
На платформе IACPaaS разработана онтология WIMP элементов, соответствующая приведённому формальному описанию (см. рисунок 7).
т »•Common Elements'{СПИСОК} Т *• Text * {СПИСОК} ■О text (сорт: Строковое) * (! 'one') (all)
► «- options (= 'copy') (ref-new)
описать элемент списка: © © © © © ©
▼ *• Input * {СПИСОК}
► *• Text * (= 'copy') (ref-new)
► »• Text * (= 'copy') (ref-new)
► >- Div*( = 'copy') (ref-new)
► *• options (= 'copy') (ref-new)
описать элемент списка: Э © ©
▼ Textarea* {СПИСОК}
► »• Input (= 'copy') (ref-new)
► >~ options (= 'copy') (ref-new)
описать элемент списка: © © © © © ©
► *• Radiobutton * ([*] 'listmm') (ref-new)
► RadioButtonGroup * (["] 'listmm') (ref-new)
► *• Checkbox * ([*] 'listmm') (ref-new)
► CheckboxGroup*([*] 'listmm') (ref-new)
Рисунок 7 - Скриншот фрагмента онтологии WIMP элементов
Стили CSS определяются в онтологии по принципу максимальной аналогии и сходства с традиционными стилями CSS, известными в веб-разработке. Стиль CSS определяется парой <selector, options>:
~copyCSS {
~copyselector {<...>} ~copyoptions {<... >}
}
Селектор (selector) так же, как и в традиционных CSS, определяет, для каких именно элементов интерфейса применить заданные правила (свойства) и в онтологии определяется
~copy selector: {
~set tag: <*, Base, Text, Button, Div, List, ...> ~set class: String ~set id: String
}
Тело (body) стиля <~copyoptions> содержит набор свойств, которые будут применяться для соответствующих селектору элементов. Набор свойств стилей определяется по аналогии с традиционными CSS из веб-разработки: ширина, высота, цвет, отступы и т.д.
~copy body: { ~one width ~one height
~one layout: [vertical, horizontal, frame (поверх всех окон), ...]
}
На рисунке 8 представлено описание фрагмента онтология CSS-стилей.
4 Онтология модели интерфейса
Онтология модели интерфейса состоит из двух основных компонентов: {Сохраненные интерфейсы, Информация о пользователе}.
Онтология модели интерфейса {
~сору Сохраненные интерфейсы {...} ~сору Информация о пользователе {...}
}
О background (сорт: строковое) ([!] 'onemm') (all) О background-color (сорт: строковое) ([!] 'onemm') (all) О background-image (сорт: строковое) ([!] 'onemm') (all) О background-repeat (сорт: строковое) ([!] 'onemm') (all) О background-size (сорт: строковое) ([!] 'onemm') (all) О background-position (сорт: строковое) ([!] 'onemm') (all)
О border-radius (сорт: строковое) ([I] 'onemm') (all)
О box-shadow (сорт: строковое) * ([I] 'onemm') (all) О box-sizing (сорт: строковое) * ([!] 'onemm') (all)
Рисунок 8 - Скриншот фрагмента онтологии CSS-стилей
Элемент онтологии «Сохраненные интерфейсы» определяет структуру для сохранения и отображения интерфейса, специфичного для каждого пользователя. Данная структура позволяет запоминать все выбранные настройки и изменения в интерфейсе, сделанные для конкретного пользователя. Индивидуальный интерфейс пользователя состоит из 5 основных элементов: {Размещение элементов, Внешний вид элементов, Шаблон, Вычисляемая информация о поведении пользователя, Общий CSS}.
Сохраненные интерфейсы { ~set Имя сервиса {
~set Размещение элементов ~set Внешний вид элементов ~copy Шаблон
~copy Вычисляемая информация о поведении пользователя ~copy Общий CSS
}
}
«Размещение элементов» определяет структуру записи изменений для элементов ПрО, позиции которых были изменены в результате пользовательского редактирования модели интерфейса. «Размещение элементов» - это множество вариантов размещения отдельных элементов онтологии. «Размещение элементов» содержит список «Поэлементная информация», включающий «Элемент онтологии» и «Позиционирование элемента интерфейса»
Размещение элементов {
~set Поэлементная информация { ~copy Элемент онтологии
~copy Позиционирование элемента интерфейса
}
}
«Шаблон» определяет ссылку на один из шаблонов, указанных в онтологии о проектировании интерфейса, он может дополняться новым шаблонами. «Шаблон» - это указатель на то, при каких шаблонах интерфейса может быть выбран и реализован данный элемент интерфейса. У всех элементов есть шаблон по умолчанию. Онтология шаблонов:
Шаблоны {
~set Шаблон {
~set -> Элемент интерфейса {...} ~copy -> Информация о шаблоне {...}
}
}
На рисунке 9 представлен фрагмент онтологии модели интерфейса на платформе
IACPaaS.
Т Информация о пользователе {СПИСОК} ▼ Самостоятельно вносимая информация {СПИСОК}
► Уровень владения ([=] 'copymm') (ref-new)
► Физические ограничения ([=] 'copymm') (ref-new) описать элемент списка: © © © © © ®
описать элемент списка:
► Размещение элементов ([=] 'copymm') (ref-new)
► Внешний вид элементов ( = 'copy') (ref-new)
► Вычисляемая информация о поведении пользователя ( = 'сору') описать элемент списка:
Рисунок 9 - Фрагмент онтологии модели интерфейса
5 Онтология модели пользователя
Для генерации окончательного вида интерфейса большое значение имеют данные, индивидуально характеризующие пользователя интерфейса. Для этого предусмотрена онтология модели пользователя, в которой предусмотрены специальные критерии, помогающие выделить индивидуальные параметры пользователя и содержащиеся в информации о пользователе. «Модель пользователей» включает: {Характеристики пользователей, Вычисляемые характеристики в процессе работы, Особенности реализации, Источники}.
Модели пользователей { ~set Модель {
~соруХарактеристики пользователей {...} ~сору Вычисляемые характеристики в процессе работы {...} ~сору Особенности реализации {...} ~сору Источники {...}
}
}
«Характеристики пользователей» включают данные о пользователе: {Возраст, Уровень владения, Физические ограничения}.
Характеристики пользователей { Пользователь { ~сору Возраст {...} ~сору Уровень владения {...} ~сору Физические ограничения {...}
}
}
«Особенности реализации» содержат «Нерекомендуемые элементы» к использованию в рамках данной модели и «Рекомендуемые элементы».
Особенности реализации {
~сорутт Нерекомендуемые элементы ~ сору Рекомендуемые элементы
}
«Нерекомендуемые элементы» содержат список элементов интерфейса, которые не рекомендуется использовать в модели. Приоритет генерации у элементов данного списка меньше, чем у других элементов. Каждый такой элемент интерфейса описывается по аналогии с обычным элементом интерфейса, представленным ранее:
Нерекомендуемые элементы { ~set -> Элемент интерфейса
}
«Рекомендуемые элементы» определяют набор стилей и общих элементов, которые будут присущи данной модели интерфейса:
Рекомендуемые элементы {
~copymm -> Common Elements ~ copy -> CSS
}
Common Elements и CSS определяются так же как в онтологии базы WIMP -элементов (см. раздел 3). На рисунке 10 представлен фрагмент онтологии «Модель пользователя», реализованный на платформе IACPaaS.
▼ Модели пользователей * {СПИСОК} ▼ Модель {СПИСОК} - ЩИНВНН1 ▼ Характеристики пользователей * {СПИСОК} Т Пользователь * {СПИСОК}
► Физические ограничения ([=] 'сорутт') (ге^ему) описать элемент списка:
описать элемент списка: ► Вычисляемые характеристики в процессе работы ([=] 'сорутт') (ге^е\м) ▼ Особенности реализации {СПИСОК}
► Нерекомендуемые элементы * ([=] 'сорутт') (ге^е\«)
► Рекомендуемые элементы * ( = 'сору') (ге^е\м)
описать элемент списка:
Рисунок 10 - Фрагмент онтологии «Модель пользователя»
Упрощённый пример генерации адаптивного интерфейса с использованием рассмотренных онтологий иллюстрирует рисунок 11. В представленной на рисунке 11 схеме строятся два варианта интерфейса: на основе примера онтологии ПрО (онтологии диагностики) и адаптации по устройству (ПК или смартфон).
Адаптация 1 _
Онтология предметной области (диагностики)
т »• * Комплекс диагностических признаков {СПИСОК}
т >* * совместимость элементов {АЛЬТЕРНАТИВА} ~~^ О * любой (тип: строковое) (= 'copy1) (ref-new) О * все (тип: строковое) (= 'copy1) (ref-new) <5 * минимальное количество (сорт: целое) * (! 'one')
► * Признак (['] 'listmm') (all)
► »• * Фактор * ([+] 'setmm') (all)
► >• * Заболевание (+ 'set1) (all)
► »• * Группа заболеваний (или Подгруппа) ([+] 'setmnf^
► »• * Необходимое условие ([=] 'copymm') (ref-new) —1/
Шаблон "табы"
Модель пользователя Возраст: 20-40
Устройство ПК
=»
Адаптация 2
Шаблон "табы"
Ф
Модель пользователя Возраст: 20-40
Устройство Смартфон
Интерфейс 1
Комплекс диагност, признаков заболевание W-na несеходаиое заболевании условие
Признак Фактор Совместимость элементов
любой ;
Интерфейс2
Признак Фактор
Группа заболеваний необходимое условие
Совместимость Олюбой элементов О все
минимальное копич
Рисунок 11 - Пример генерации адаптивного интерфейса
Заключение
Разработка интерфейсов редакторов БЗ является актуальной задачей в инженерии знаний. Это вытекает из требований современного этапа к разработке систем на основе знаний: БЗ должны разрабатывать и сопровождать эксперты ПрО. Учитывая разный уровень знаний экспертов в области информационных технологий, удобные и понятные редакторы знаний являются определяющим фактором включения экспертов в процесс разработки БЗ. Для автоматической генерации интерфейса редакторов БЗ используется онтологический подход, включающий разработку БЗ о проектировании ЖТМР-интерфейса, библиотеки ШМР-элементов, модели интерфейса. Разработанный генератор интерфейса автоматически формирует пользовательский интерфейс редактора знаний, ориентированный на конкретного пользователя.
В настоящее время на платформе 1ЛСРаа8 реализованы все информационные и программные компоненты, проводится их опытная эксплуатация.
Список источников
[1] Щеглов С.Н. Онтологический подход и его использование в системах представления знаний // Известия Южного федерального университета. 2009. №4(93). С.146-153.
[2] Подлипский О.К. Построение баз знаний группой экспертов // Компьютерные исследования и моделирование 2010. Т.2, №1, С.3-11.
[3] Белоусова С.А., Рогозов Ю.И. Анализ подходов к созданию пользовательского интерфейса // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014. № 6(155). С.142-148.
[4] Корончик Д.Н. Пользовательские интерфейсы интеллектуальных систем // Кибернетика и программирование. 2012. № 1. С.16-22. D01:10.7256/2306-4196.2012.1.13861.
[5] ГОСТ Р ИСО/МЭК 21838-1-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Онтологии высшего уровня (TLO). Часть 1. Требования. Information technology. Top-level ontologies (TLO). Part 1. Requirements. Дата введения 2022-04-30.
[6] ГОСТ Р 59798-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационные технологии. Онтологии высшего уровня (TLO). Часть 2. Базисная формальная онтология (BFO). Information technology. Toplevel ontologies (TLO). Part 1. Basic Formal Ontology (BFO). Дата введения 2022-04-30.
[7] Gauch, S., Chaffee, J., &Pretschner, A. Ontology-based personalized search and browsing // Web Intelligence and Agent Systems. 2003. P.219-234.
[8] Razmerita, L., Angehrn, A., &Maedche, A. Ontology-based user modeling for knowledge management systems. InUsermodeling. Berlin, Germany: Springer.2003. P.213-217.
[9] Трегубов А.С. Разработка адаптивных контекстозависимых интерфейсов с использованием онтологических моделей // Кибернетика и программирование. 2017. № 6. С.50-56. DOI:10.25136/2306-4196.2017.6.24747.
[10] McAvoy, L. M., Chen, L., & Donnelly, M. An ontology based context management system for smart environments // UBICOMM. 2012, the Sixth International Conference on Mobile Ubiquitous Computing, Systems, Services and Technologies. P.18-23.
[11] Liu B., Chen H., He W. Deriving User Interface from Ontologies: A Model-based Approach // 17th IEEE International Conference on Tools with Artificial Intelligence (ICTAI'05), Hong Kong China. 2005. P.254-259.
[12] Бубарева О.А., Вайцель Н.С. Подход к проектированию пользовательского интерфейса в системах реального времени на базе онтологий // Южно-сибирский научный вестник. 2018. С.82-86.
[13] Алфимцев А.Н., Локтев Д.А., Локтев А.А. Разработка пользовательского интерфейса комплексной системы видеомониторинга // Информационные системы и логистика в строительстве. 2012. С.242-251.
[14] Abdelkrim Chebieb, Yamine Ait-Ameur. A formal model for plastic human computer interfaces // Frontiers of Computer Science, Springer Verlag, 2018, 12 (2). P.351-375. DOI:10.1007/s11704-016-5460-3.
[15] Грибова В.В., Федорищев Л.А. Адаптивный генератор WIMP-интерфейса редакторов базы знаний на основе онтологии // Вестник Томского государственного университета. Управление, вычислительная техника и информатика. 2019. №49. С. 110-119.
[16] Грибова В.В., Федорищев Л.А. Онтологический подход к генерации адаптивных WIMP-интерфейсов редакторов баз знаний // В сборнике: Шестнадцатая Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2018. Труды конференции: в 2-х томах. 2018. С.19-26.
[17] Грибова В.В., Клещев А.С., Москаленко Ф.М., Тимченко В.А. Двухуровневая модель сложноструктурированных информационных единиц, соответствующая метафоре анкетирования // Научно-техническая информация. Сер. 2. 2015. №10. С.1-10.
[18] Мейер Э.А. CSS. Каскадные таблицы стилей. Подробное руководство. Пер. с англ. СПб: Символ-Плюс, 2008. 576 с.
Сведения об авторах
Грибова Валерия Викторовна, 1965 г.р. Окончила Ленинградский политехнический институт (1989), д.т.н. (2007), член-корр. РАН (2022). Заместитель директора по научной работе, руководитель лаборатории интеллектуальных систем Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, профессор Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). Вице-президент Российской ассоциации искусственного интеллекта. В списке научных трудов более 300 работ.ORCID: 0000-0001-9393-351Х; AuthorlD (РИНЦ): 7400; Аи-' thorlD (Scopus): 7801667631. [email protected]. И. Паршкова Светлана Владимировна, 1999 г.р. Окончила ВГУЭС (2020). Инженер лаборатории интеллектуальных систем Института автоматики и процессов управления ДВО РАН. parshkovasdfjacp. ch'o.ru. ' ^^^ Федорищев Леонид Александрович, 1987 г.р. Окончил ДВФУ в 2009 г.,
к.т.н. (2013). Старший научный сотрудник лаборатории интеллектуальных систем Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, доцент ВГУЭС. В списке научных трудов более 24 pa6oT.ORCID: 0000-0002-2049-2570; AuthorlD (РИНЦ): 877296; AuthorlD (Scopus): 55336913500. [email protected].
Поступила в редакцию 30.05.2022, после рецензирования 02.06.2022. Принята к публикации 20.06.2022.
[{cc^^j^J Scientific article DOI: 10.18287/2223-9537-2022-12-2-200-217
Ontologies for development and generation adaptive user interfaces of knowledge base editors
© 2022, V.V. Gribova1'2^, S.V. Parshkova1, L.A. Fedorischev1'2
1 Institute for Automation and Control Processes FEB RAS, Vladivostok, Russia
2 Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russia
Abstract
The article discusses a method for creating automatically generated adaptive user interfaces of knowledge base editors based on an ontological approach. The main goal that guided the authors is to improve the quality and convenience of creating and editing knowledge bases, taking into account the specifics of the subject area, the characteristics of an expert user and other parameters. The description of the concept of a new approach to generating adaptive interfaces is given. Additionally, a detailed description of all ontologies, knowledge bases and models used in the specified approach to generating interfaces, as key elements of the proposed idea. The presented ontology of knowledge about interface design introduces new abstract elements that define interface tasks without explicitly defining their visual and functional representation, while each abstract element of this ontology has several representation options - adaptations of abstract elements. The ontology of graphical elements of the user interface defines a specific visual and functional representation of abstract elements in the form of ready-made reusable WIMP elements, such as lists, buttons, menus, etc. The presented knowledge base on interface design describes the rules for its formation depending on the structure of the domain ontology, user characteristics, and usability requirements. The presented interface model describes the structure
of the generated adaptive interface in accordance with the user's individual preferences and other additional information. All the ontologies and knowledge bases described in the article are currently implemented on the IACPaaS platform.
Key words: ontology, knowledge base, interface, adaptive interface, interface generation, templates, WIMP interface, knowledge base editor.
For citation: Gribova VV, Parshkova SV, Fedorishchev LA. Ontologies for developing and generating adaptive user interfaces of knowledge base editors [In Russian]. Ontology of designing. 2022; 12(2): 200-217. DOI:10.18287/2223-9537-2022-12-2-200-217.
Financial support: This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research (project 20-07-00670 A). Conflict of interest: The author declares no conflict of interest.
List of figures
Figure 1 - Building an editor with an adaptive WIMP interface
Figure 2 - Screenshot of the "ontological constructions" section on the IACPaaS platform
Figure 3 - Scheme for the implementation of conditions by the abstract element "Choice" in the editor with an adaptive WIMP interface
Figure 4 - Screenshot of the ontology section "Implementation of the interface element" on the IACPaaS platform Figure 5 - Screenshot of a fragment of the knowledge base on interface design on the IACPaaS platform Figure 6 - An example of adaptive interface generation
Figure 7 - Screenshot of a fragment of the WIMP ontology of interface generation elements
Figure 8 - Screenshot of CSS Styles Ontology
Figure 9 - Fragment of the interface model ontology
Figure 10 - Fragment of the "User model" ontology
Figure 11 - An example of generating an adaptive interface
References
[1] ShcheglovSN. Ontological approach and its use in knowledge representation systems [In Russian]. Izvestiya of the Southern Federal University. 2009; 4(93): 146-153.
[2] Podlipsky OK. Building knowledge bases by a group of experts [In Russian]. Computer Research and Modeling 2010; 2(1): 3-11.
[3] Belousova SA, Rogozov YuI. Analysis of approaches to creating a user interface [In Russian]. Izvestiya of the Southern Federal University. Technical science. 2014; 6(155): 142-148.
[4] KoronchikDN. User interfaces of intelligent systems [In Russian]. Cybernetics and programming. 2012; 1: 16-22. DOI:10.7256/2306-4196.2012.1.13861.
[5] GOST R ISO/IEC 21838-1-2021. National standard of the Russian Federation. Information Technology. Top-level ontologies (TLO) [In Russian]. Part 1. Requirements. Information technology. Top-level ontologies (TLOs). Part 1. Requirements. Effective date 2022-04-30.
[6] GOST R 59798-2021. National standard of the Russian Federation. Information Technology. Top-level ontologies (TLO) [In Russian]. Part 2. Basic formal ontology (BFO). Information technology. Top-level ontologies (TLOs). Part 1. Basic Formal Ontology (BFO). Effective date 2022-04-30.
[7] Gauch S, Chaffee J, Pretschner A. Ontology-based personalized search and browsing. Web Intelligence and Agent Systems. 2003. P.219-234.
[8] Razmerita L, Angehrn A, Maedche A. Ontology-based user modeling for knowledge management systems. In User modeling. Berlin, Germany: Springer.2003. P.213-217.
[9] Tregubov AS. Development of adaptive context-dependent interfaces using ontological models [In Russian]. Cybernetics and Programming. 2017; 6: 50-56. DOI:10.25136/2306-4196.2017.6.24747.
[10] McAvoy LM, Chen L, Donnelly M. An ontology-based context management system for smart environments. UBICOMM. 2012, the Sixth International Conference on Mobile Ubiquitous Computing, Systems, Services and Technologies, p.18-23.
[11] Liu B, Chen H, He W. Deriving User Interface from Ontologies: A Model-based Approach. 17th IEEE International Conference on Tools with Artificial Intelligence (ICTAI'05), Hong Kong China. 2005. P.254-259.
[12] Bubareva OA, Vaytsel NS. Ontology-Based Approach to User Interface Design in Real Time Systems [In Russian]. South Siberian Scientific Bulletin. 2018. P.82-86.
[13] Alfimtsev AN, Loktev DA, Loktev AA. Development of a user interface for a complex video monitoring system [In Russian]. Information systems and logistics in construction. 2012. P.242-251.
[14] Abdelkrim Chebieb, Yamine Ait-Ameur. A formal model for plastic human computer interfaces. Frontiers of Computer Science, Springer Verlag, 2018; 12(2): 351-375. D0I:10.1007/s11704-016-5460-3.
[15] Gribova VV, Fedorishchev LA. Adaptive generator of WIMP-interface for knowledge base editors based on ontology [In Russian]. Tomsk State University Bulletin. Management, computer technology and informatics. 2019; 49: 110-119.
[16] Gribova VV, Fedorishchev LA. Ontological approach to generating adaptive WIMP interfaces for knowledge base editors [In Russian]. In the collection: Sixteenth National Conference on Artificial Intelligence with International Participation KII-2018 Proceedings of the conference: in 2 volumes. 2018. P. 19-26.
[17] Gribova VV, Kleshchev AS, Moskalenko FM, Timchenko VA. A two-level model of complexly structured information units, corresponding to the metaphor of questioning [In Russian]. Scientific and technical information. Ser. 2. 2015; 10: 1-10.
[18] Meyer EA. CSS. Cascading Style Sheets. Detailed Guide [In Russian]. Plus Symbol. 2008.
About the authors
Valeria Viktorovna Gribova (b. 1965) graduated from the Leningrad Polytechnic Institute in 1989, D.Sc. Tech. (2007). Professor of FEFU, VSUES. Vice President of the Russian Association of Artificial Intelligence. Corresponding Member of the Academy of Engineering Sciences named after Academician A.M. Prokhorova (2016). Member of ITHEA. Expert of the Analytical Center under the Government of the Russian Federation, expert of the Russian Foundation for Basic Research, Russian Humanitarian Foundation, Russian Science Foundation, Federal State Budget Scientific Institution Research Institute RINKCE. The list of scientific works includes more than 280 works. ORCID: 0000-0001-9393-351X; Author ID (RSCI): 7400; Author ID (Scopus): 7801667631. [email protected] EL Svetlana Vladimirovna Parshkova (b. 1999) graduated from VSUES in 2020. Engineer of the Laboratory of Intelligent Systems at the Institute of Automation and Control ProcessesFEB RAS. [email protected].
Leonid Alexandrovich Fedorishchev (b. 1987) graduated from FENU in 2009, Ph.D. (2013). Senior Researcher, Laboratory of Intelligent Systems at the Institute of Automation and Control Processes FEB RAS, associate professor of VSUES. There are more than 24 works in the list of scientific papers. ORCID: 0000-0002-2049-2570; Author ID (RSCI): 877296; Author ID (Scopus): 55336913500. [email protected].
Received May 30, 2022.Revised June 2, 2022, Accepted June, 20, 2022.