22
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2012. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
УДК 161.111 Ю. Ф. Вилесов
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АБСТРАКЦИИ
Процесс формирования абстракций начинается с обнаружения симметрии и инвариантов, обнаруживаемых у различных наблюдаемых объектов. Все предметы можно охарактеризовать посредством ограниченного количества свойств, связей или отношений, которые в свою очередь также являются абстракциями. Дефиниция абстракции устраняет субъективность и произвол чувственного восприятия.
Ключевые слова: абстракция, интервал абстракции, ощущение, восприятие, симметрия, корреляция.
Ни повседневная жизнь, ни научная деятельность не может обойтись без понятийного аппарата. Человеческое мышление вынуждено применять абстракции. Однако что они репрезентируют из окружающего мира? В чем причина их продуктивности? Встречающееся в литературе определение абстрагирования как «...выделение существенных признаков, свойств или отношений и отвлечение от несущественных...» трудно признать удовлетворительным. Признаки, свойства, отношения фактически сами являются абстракциями. Традиционная теория описывает, по существу, процесс конструирования абстракций из совокупности исходных и не затрагивает проблему поиска объективных оснований человеческих знаний.
На извечный вопрос «Почему наше сознание может постигать мир?» существовали разные ответы: Кант: «Потому что сознание систематизирует или организовывает мир», Фихте: «...сознание творит мир». Объективность полученного человеком знания зависит от «внутреннего чувства» и мира явлений, когда «понятиям соответствует созерцание». «Вещь в себе» не познаваема, поскольку нет объекта без субъекта. Среди современных философов проблема оснований человеческих знаний звучит более остро. По мнению К. Поппера, «Не следует искать наилучших и надежных источников знания - их нет и быть не может. ... Каким образом мы можем надеяться на то, что ... сможем обнаружить ошибки. Дело не в том, чтобы искать надежные источники знания., но в том, чтобы исследовать его структуру и находить средства для избавления от ошибочных теорий» [1. С. 35-38].
С одной стороны, ощущения - единственная связь субъекта с реальностью. Необходим переход от ощущаемого свойства к умопостигаемой сущности. Мы можем составить представление или понятие о вещи только из воспринимаемых свойств. Вопрос в том - как. Отвечая на данный вопрос, Э. Мах сводил вещи к устойчивым комплексам ощущений. Поскольку не все элементы комплекса одинаково биологически важны, то человек проявляет к одним элементам большее внимание, чем к другим. «Вот в этом разделении интереса, внимания и заключается сущность процесса абстракции» [2. С. 137]. Переход от чувственного к рациональному знанию осуществляется, исходя из потребностей субъекта.
Отмеченные трудности стимулировали возникновение конструктивизма, которое связывают с выходом в свет в 1981 г. сборника «Изобретенная действительность» под редакцией П. Ватцлавика. Конструктивисты говорят о познании без знания как продукта познания. «Центральная парадигма радикального конструктивизма (взятая в “голой” эпистемологической сути) звучит революционно в своей категоричности: знание ничего не отражает, не представляет, не репрезентирует, не соответствует и вообще не имеет ничего общего с так называемой объективной действительностью» [3. С. 105-117]. «Конструктивизм ... ничего не говорит и говорить не должен о том, что может или не может существоконструктивистской точки зрения знание не воссоздает картину мира и никак этот мир не репрезентирует» [4. Р. 113-114].
Нельзя не признать обоснованность всех приведенных выше точек зрения. Но они не удовлетворяют естествоиспытателей. Современный научный метод требует независимости результатов от места и времени исследований, количества и личных качеств участников. Кроме того, факт существования человека возможен только в случае его ориентации в окружающем мире. Отсутствие адекватного отображения действительности не даст человеку возможности выжить. Следовательно, мир познаваем, а проблема репрезентации предметного мира в абстракции актуальна и в настоящее время.
Субъект никогда не имеет непосредственного контакта с самими предметами, а лишь с событиями информационного воздействия на него вещей. Другими словами, исследуемая реальность - это связка «объект - информационный посредник - субъект». Причем посредниками служат не только
звуковые или световые волны, но и нервные импульсы, возникающие в рецепторах органов чувств. Ощущения возникают в сознании после суммирования, систематизации, выделения доминант и корреляций в совокупности нервных импульсов. Именно сознание производит идентификацию раздражения рецепторов и формирует ощущение. Поэтому ощущение нельзя считать некоей природной данностью, независимой от субъекта. Оно столь же далеко от реальности, как восприятие или представление.
Каким же образом формируются абстракции, и почему они позволяют сознанию ориентироваться в предметном мире? Эмпирические гносеологические ситуации можно условно разделить на «наблюдения» (познавательные действия, не связанные с непосредственным воздействием на исследуемый объект), и «эксперименты», заключающиеся в выявлении реакции предмета на воздействие экспериментатора. Отличие «эксперимента» от «наблюдения» в дополнительном воздействии на вещь субъектом. В свою очередь из «наблюдения» можно вычленить «созерцание», не связанное с использованием приборов.
Появление эмпирической гносеологической ситуации сопровождается физической изоляцией предмета от взаимодействий с посторонними объектами. Изоляция присутствует как в «наблюдениях», так и в «экспериментах». Например, проведение прецезионных измерений электромагнитных сигналов (“наблюдение”) осуществляется приборами: а) настроенными на заданную частоту (частотная фильтрация сигнала); б) заземленными; в) экранированными или использующими направленную антенну; г) поверенными. Наряду с этим, приборы могут содержать компенсаторы температуры, давления и т.д. Процедура измерения состоит в нахождении соответствия между исследуемыми сигналами и сигналами стандартного источника, используемого при поверке прибора. «Созерцание» сопровождается мысленной изоляцией выделенного аспекта от остальных.
Эксперимент включает в себя операции изоляции вещи или явления от посторонних воздействий и выделении одного в целях получения «чистого отклика». Например, измерение зависимости силы тока от напряжения включает процедуру изоляции исследуемого проводника от других источников электрических, магнитных, тепловых, механических и других полей. В эмпирической гносеологической ситуации происходит физическое выделение отдельных аспектов существования вещи и изоляция от остальных. Исследуется искусственная, созданная экспериментатором реальность. Причем повышение точности измерения достигается изоляцией от возможно большего количества естественных природных связей. Другими словами, точность тем выше, чем сильнее преобразован исходный объект.
Подводя итог размышлениям о сущности эмпирических исследований можно утверждать, что в ходе эксперимента конструируется новый объект, фактически отсутствующий в реальности (или, другими словами, создается новая реальность). Что в таком случае репрезентирует исследуемый деформированный объект? Каким образом может быть сформирована абстракция? От чего можно отказаться при решении проблемы оснований наших знаний и на чем сконцентрировать внимание? По мнению автора, смысл в создании искусственной реальности будет только в том случае, если возникнет возможность нахождения симметрии в проявлениях сущности объекта, инвариантных связок между наблюдаемыми переменными.
Для понимания следующих рассуждений целесообразно дать несколько пояснений понятию «симметрия». Симметричные объекты выглядят неизменными при проведении некоторых операций (поворот вокруг оси, зеркальное отражение, инверсия, смещение относительно структуры кристаллической решетки на период и т.д.). Сколь раз ни поворачивай вокруг оси шестигранную призму на 60о, наблюдатель во всех случаях зафиксирует идентичный объект. Симметрия наблюдается и в других явлениях. Например, при бросании монеты выпадает «орел» или «решка». Каждое из наблюдаемых событий независимо от предыдущих. Невозможно заранее предсказать, что выпадет в конкретном случае. Однако объединение всех результатов наблюдений в рамках одного интервала позволяет обнаружить симметрию нашего мира. При большом количестве бросков примерно в половине случаев выпадает «орел», в половине - «решка». И подобный результат повторится в любом месте в любое время.
Способность вызывать ощущение, например, сладкого не зависит от конкретного объекта, будь то кусочек сахара, ложка меда или ягода. Свойство быть сладким не исчезает и не меняется при переходе от одного источника ощущений к другому. Именно это отношение независимости лежит в основе процедуры абстрагирования. Общее заключено не в самих предметах, а в отношениях предметов с окружающим миром. Другими словами, поскольку отношения между вещами не зависят от самих
2012. Вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
вещей, мир по своей сути един. Познание «вещи в себе», видимо, невозможно. Но в ее познании нет необходимости. Для практической деятельности человеку необходимо иметь в своем распоряжении инвариантные связи между явлениями. Обнаруженные инварианты служат основой для выдвижения гипотез и создания теорий. Эквивалентность фиксируемых связей и отношений различных объектов стимулирует отказ от причинной обусловленности смысла понятия. Стабильность есть результат наблюдаемой эквивалентности вариаций и реакций на воздействия в изменчивом мире.
Подводя итог сказанному, особо отметим основной тезис - человеку в его деятельности необходимо предвидеть изменения или стимулировать их возникновение. Постоянные аспекты служат для однозначного предсказания изменчивого функционирования вещей, но не отображают сами объекты. Цель или смысл вещи задает субъект и обсуждение ее сущности как «вещи в себе» беспредметно.
Для продолжения рассуждений необходимо вспомнить понятия «интервала абстракции» и «интервальной ситуации», введенных в научный оборот Ф.В. Лазаревым и М.М. Новоселовым. Интервал предполагает: а) наличие границ применимости абстракции; б) наличие области ее неприменимости; в) взаимодействия сущностей в рамках интервала и за его пределами. Интервал по своей сути не предполагает соответствия между абстракцией и действительностью, а лишь их корреляцию в некоторых рамках, или, другими словами, симметрию между гносеологическим универсумом и предметным миром.
В интервале абстракции и интервальной ситуации можно объединить результаты «созерцания», «наблюдения», «эксперимента». Независимость обнаруженных отношений как от способа их получения, так и от времени, места, конкретного объекта указывает на наличие симметрии в мире. Объединение в рамках интервала независимых репрезентаций объекта порождает сущность, принципиально отличающуюся от исходных. Здесь уместно привести: а) «принцип дополнительности» Н. Бора; б) замечание Аристотеля, критиковавшего мир идей Платона и заявившего, что объединение вещи и идеи предполагает наличие более идеальной сущности (объединение человека и его идеи осуществимо при наличии «третьего человека»).
В случае интервала объединением разнородных сущностей достигают более фундаментального уровня знания. Несмотря на то, что ни чувственное познание само по себе, ни теоретическое конструирование, ни эксперимент достоверно не репрезентируют реальность, их сопоставление приближает нас к адекватному отображению действительности в сознании. Обнаруженная инвариантность относительно способа конструирования мнения о действительности (чувственного, экспериментального или на основе сознания) выводит в новые пределы познания.
В более широком интервале находят новые отношения независимости и формируют более фундаментальную абстракцию. Например, абстракцию шара преобразуют в понятие материальной точки, обнаружив инвариантность свойств тел относительно формы. Существуют интервальные экспериментальные ситуации, в которых взаимодействие предметов произвольной формы неотличимо от поведения шарообразных. Например, орбиты астероидов неотличимы от орбит планет. Материальная точка отображает в себе свойства всего мира вещей, поскольку любой предмет можно представить как совокупность взаимодействующих материальных точек.
В свою очередь найденная в последующих интервальных ситуациях инвариантность свойств материальных точек от их массы порождает абстракцию «геометрическая точка» и позволяет перейти от феноменологического описания к математическому [5. С. 26-35]. Например, и планета Земля, и пылинка, обладающие равными скоростями и расстоянием до Солнца, будут перемещаться по идентичным орбитам. Таким образом, не сводимая к другим абстракция точки репрезентирует не конкретный объект, а отображает в себе материальный мир в целом.
Наблюдая отношения независимости у совокупности различных предметов, формируют понятие математического множества. Находя соответствие между элементами двух или нескольких множеств, приходят к понятию функции. Из полученных абстракций (точки, множества, функции) возможно формирование любой геометрической фигуры на плоскости или в пространстве. Как итог -математическое определение шара через область пространства, ограниченного сферой (поверхностью с точками, равноудаленными от центра). Синтезированная на основе фундаментальных математических понятий абстракция шара дополняет интервал абстракции принципиально новым объектом. Математическое определение шара отображает его как часть мира, является взглядом «снаружи». Если физическая абстракция «шар» репрезентирует целостность «объект - субъект», то теоретический конструкт - целостность «универсум - объект».
_____________25
2012. Вып. 3
В свою очередь, эмпирически реализуя абстрактный объект путем изготовления шара, мы получаем новый объект. Процесс изготовления, например, биллиардного шара заключается в удалении из материала природной заготовки всего лишнего вещества. Ощущаемая нами форма шара (именно форма) независима от природного объекта, послужившего материалом для него. Другими словами, экспериментальная реализация, по сути, сходна с процессом абстрагирования. Изготовленный предмет дополняет интервал абстракции третьим независимым объектом.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что человеческое познание базируется на симметрии между искусственными эмпирическими, а также теоретическими моделями с одной стороны и окружающей действительностью с другой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Овчинников Н.Ф. Об интеллектуальной биографии Поппера // Вопр. философии. 1995. №12.
2. Мах Э. Познание и заблуждение: очерки по психологии исследования. М., 1909.
3. Цоколов С.А. Радикальный конструктивизм: эпистемология без онтологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1999. №2.
4. Glasserfeld E. Radical Constructivism. A. Way of Knowing and Learning. L., 1996.
5. Вилесов Ю.Ф., Лазарев Ф.В. Взаимосвязь между законами и понятиями в физике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1999. №6. С. 26-35.
Поступила в редакцию 17.10.12
Yu.F. Vilesov
Ontological and gnosiological bases of abstraction
The process of abstraction formation begins with detecting simmetries and invariants that can be detected with different observed subjects. All subjects can be described by a limited quantity of properties, connections and relations, that, in their turn, are also abstractions. The definition of an abstraction cancels subjectiveness and lawlessness of sense perception.
Keywords: abstraction, abstraction interval, feeling, perception, symmetry, correlation.
Вилесов Юрий Федотович, доктор философских наук
филиал ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре
619000, Россия, Пермский край, г. Кудымкар, ул. Лихачева, 62 E-mail: [email protected]
Vilesov Yu.F., doctor of philosophy
Kudymkar Branch of the Udmurt State University 619000, Russia, Perm Territory, Kudymkar, Likhachyova st., 62 E-mail: [email protected]