Научная статья на тему 'ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАРМЕНИДА'

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАРМЕНИДА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
804
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЭЛЕАТЫ / ПАРМЕНИД / БЫТИЕ / УЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каримов Адель Рустемович, Ахметшина Карина Юрьевна, Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна

В данной статье рассмотрено учение Парменида. По его мнению, бытие- это все, нет ничего, кроме него, а небытия и вовсе не существует. Бытие - шаровидная масса, не имеющая движения и не подвергающаяся изменениям. Но есть и те, кто не согласен с теорией Парменида, приводя аргументы, вследствие которых можно сделать вывод, что и сам философ колеблется в своем учении. Но все же, учения элеатов и Парменида внесли огромный вклад в историю философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Каримов Адель Рустемович, Ахметшина Карина Юрьевна, Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ONTOLOGICAL CONCEPT OF PARMENIDES

This article the doctrine of Parmenides is considered in the most detail. In his opinion, being is everything, there is nothing but it, and non-existence does not exist at all. Being is a spherical mass that has no movement and is not subject to change. But there are also those who disagree with the theory of Parmenides, giving arguments, as a result of which it can be concluded that the philosopher himself hesitates in his teaching. But still, the teachings of the Eleatics and Parmenides made a huge contribution to the history of philosophy.

Текст научной работы на тему «ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПАРМЕНИДА»

Онтологическая концепция Парменида The ontological concept of Parmenides

Каримов Адель Рустемович

ФГБОУ ВО «Казанский Государственный Энергетический

Университет», Казань, Россия Студент

E-mail: adelkarimov22@mail.ru

Karimov Adel Rustemovich

Kazan State Energy University University", Kazan, Russia Student

E-mail: adelkarimov22@mail.ru

Ахметшина Карина Юрьевна

ФГБОУ ВО «Казанский Государственный Энергетический

Университет», Казань, Россия Студент

E-mail: akhmetshina2017@mail.ru

Akhmetshina Karina Yurievna

Kazan State Energy University University", Kazan, Russia Student

E-mail: akhmetshina2017@mail.ru

Фахрудинова Эльмира Рэстэмовна

ФГБОУ ВО «Казанский Государственный Энергетический

Университет», Казань, Россия

к.ф.н

E-mail: elmirafah@yandex.ru

Fakhrudinova Elmira Restamovna

Kazan State Energy University University", Kazan, Russia Candidate of Philological Sciences E-mail: elmirafah@yandex.ru

Аннотация.

В данной статье рассмотрено учение Парменида. По его мнению, бытие- это все, нет ничего, кроме него, а небытия и вовсе не существует. Бытие - шаровидная масса, не имеющая движения и не подвергающаяся изменениям. Но есть и те, кто не согласен с теорией Парменида, приводя аргументы, вследствие которых можно сделать вывод, что и сам философ колеблется в своем учении. Но все же, учения элеатов и Парменида внесли огромный вклад в историю философии.

Annotation.

This article the doctrine of Parmenides is considered in the most detail. In his opinion, being is everything, there is nothing but it, and non-existence does not exist at all. Being is a spherical mass that has no movement and is not subject to change. But there are also those who disagree with the theory of Parmenides, giving arguments, as a result of which it can be concluded that the philosopher himself hesitates in his teaching. But still, the teachings of the Eleatics and Parmenides made a huge contribution to the history of philosophy.

Ключевые слова: философия, элеаты, Парменид, бытие, учение.

Key words: philosophy, eleatics, Parmenides, genesis, teaching.

Элеаты - одни из первых, кто попытались осмысленно объяснить мир, используя при этом термины предельной общности, такие как "бытие", "небытие", "движение". Все предшествующие философы лишь

декларировали свои взгляды на мир, в отличие от элеатов, которые не только пытались обосновать, но и приводили доказательства своих идей. Элеаты впервые предоставили оценку чувственного телесного мира как "неистинного" и "иллюзорного". Их учение оказало влияние не только на Аристотеля, Платона, но и на всю европейскую философию в целом.

В Греции одновременно с философией Гераклита появилась философская доктрина, которая была полной противоположностью его взглядов. Данная доктрина отражала в себе отрицание изменяемости всего мира, а в устойчивости рассматривалась исходная черта бытия. Город Элея - центр школы, из которой она вышла. Именно отсюда произошло и название философии элеатов.

Философия элеатов не имела множества сторонников, однако в каждом поколении они были у нее постоянно. Данная философия пережила первый этап развития греческой философии, а если учесть и мегарскую школу, создателями которой были сторонники элейской школы, то и весь второй и третий этапы. Школа элеатов дала четыре поколения философов. Первое из них занималось подготовкой, второе созданием учения элеатов, третье его защитой, в четвертое оно выродилось.

Основными представителями элейской школы являются Парменид (520 до н.э - ок. 450 до н.э) и Зенон ( ок.490 до н.э. - ок. 430 до н.э.). Учение школы состояло из двух принципов: бытие единое, а изменения иллюзорны. Школа оказывала огромное влияние на формирование абстрактной научной мысли. Элеаты стали первыми, кто перешел от конкретных природных стихий к бытию таковому.

Парменид был рожден в знатной семье. Всю свою молодость он провел в роскоши и постоянных забавах, однако, когда он понял, что всё это ему неинтересно, он начал созерцать «ясный лик истины». Парменид начал принимать активное участие в политических делах своего города. Также, философ был признан самым мудрым и умным руководителем города - Элей. Как отмечал Плутарх, за короткое время, Парменид привел свой родной город в порядок, благодаря его законам. Именно поэтому власти каждый год принуждал граждан давать клятву быть верными его законам.

Бытие для Парменида представляет собой сплошной шар, который неподвижен, то есть един, не имеющий никаких пустот и частей, движения и изменений. Обосновано это тем, что бытие может разделить небытие, которого не существует. Также и любое изменение несет за собой появление или исчезновение чего-то, однако нечто появиться может только из небытия и исчезнуть в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид - первый теоретик метафизики, выступающий против диалектики Гераклита.

В своем философском учении, Парменид полностью отрицает чувственное познание и всю картину мира, которая складывается на его основании. При этом он вводит определенные тезисы, которые полностью отражают сущность его идей:

1. существует лишь бытие;

2. мышление если и возможно, то только о бытие, но и само мышление о бытие это и есть бытие;

3. небытия не существует;

4. так как небытия не существует, то не может быть и отдаленности вещей друг от друга;

5. так как нет небытия, следовательно и времени, и движения не существует;

6. рождение и разрушение бытия невозможно, оно вечно и никогда не подвергается никаким изменениям.

Основные произведения Парменид написал в форме, подобной Гесиоду, Ксенофану и Эмпедоклу. К его

поэме "О природе" обращалось не одно поколение, так как данное произведение было напитано глубиной философии и яркостью образа, изяществом композиции и легкостью поэтического изложения решения очень сложных философских проблем.

Поэма Парменида полностью отражает главное в учении элеатов - учение о бытии. В самом начале поэмы философ повествует о своем сложном пути к "убедительной Истине". Поэма состоит из двух частей "Путь истины", "Путь мнения".

Путь истины - путь, к которому может привести лишь человеческий разум. Путь мнения - ошибочный путь, по которому человека ведут его чувства, и слишком большая зависимость от них.

Главным вопросом Парменида является: "Что значит быть, существовать, что значит - есть?" Конечные вещи имеют определенное начало, определенное прошлое и будущее существование. Но что же значит существование мира, как целостности?

Парменид к вопросу о существовании подходит с двух сторон. Первая сторона - обыденная, повседневная, то есть мы имеем дело с подвижными и конечными телами. Другая сторона - философская, достаточно абстрактная, которая объясняется языком понятий и обращается к проблеме существования мира, как целостности. На уровне философии - это проблема бытия.

Весь окружающий нас мир - бытие. Но что такое бытие? Для того чтобы понять мир, как бытие, Парменид выделил его основные свойства, указывающие на целостность вещей, то есть мира как единого целого, которые, в свою очередь, не имеют никакой зависимости от вещей и их характеристик.

По мнению Парменида: если вещь подвижна, конечна, то мир как целое, мир его в бытие - неподвижен, не имеющий конца и вечный. Если же мир вещей телесен, приподнесен нам чувственно и конкретно, то мир в его бытии дан только разумом, так как имеет противоположность миру чувственному, зримому, телесному.

Неизменяемость и тождество бытия вызывает отсутствие у бытия философа какого-либо качественного и количественного разнообразия (бытия не может быть больше в одном месте, чем в другом, оно постоянно в любом месте). Так как у бытия по мнению Парменида нет никаких временных и движимых характеристик, отсюда и объясняется невозможность возникновения и уничтожения бытия.

Стоит уделить большое внимание этой идеи, которая содержит в себе глубокую мудрость. Действительно, попробуйте представить то, чего нет, то есть небытие. Безусловно, у вас ничего не выйдет. При каждой возможности зацепиться за что-либо, в вашей голове будут лишь мысли, которые будут содержать что-либо сущее. Однако, как мы помним, Парменид утверждал, что небытие - недоступное мыслями и чувствами. Именно здесь у Парменида появляется глубокая идея о предметной отнесенности.

Мысли, как идея, непоколебима в веках. Парменид считал, что Вселенная не имеет никаких недостатков. При характеризации сущего, как целого, Парменид утверждал, что сущее не может быть ни чуточку больше, так и не чуточку меньше. Отсюда следует, что пустота в пространстве отсутствует, всё наполняется бытием. Данная мысль - в духе Эйнштейна. Также Парменид связывал духовный мир человека с такими детерминациями, как положение человека и уровень его телесной организации, то есть телесность и духовность совпадает в мироздании в Боге.

Именно законченность бытия может сказать нам о том, что оно самодовлеет. Внутри него есть все, а за его пределами нет ничего. Отсюда и вытекает его шаровидная форма и единственность. Стоит отметить, что наряду с бытием не может существовать другого бытия).

Можно заметить, что показано лишь то, что сущее не может возникнуть не из сущего, но не показано того, что оно не может возникнуть из другого сущего. То есть не показано, что исчезновение отсутствует.

М. Мандес заметил в учениях Парменида, что философу не было надобности приводить доказательства. Все свои вопросы он ставит на принципиальную почву, не поддаваясь никаким доказательным фактам.

Если говорить о мышлении Парменида о том, что бытие - шаровидная масса, то можно заметить, что в данном представлении нет ничего, что полностью бы отразило все те признаки, которые открывает мысль Парменида в понятии бытия. Вместо того, чтобы исключить полностью из бытия все временные и пространственные характеристики, философ останавливает свое движение на полпути: повествование о бытие у философа идет в настоящем времени, давая бытию форму шара.

Как отметил Платон, что при таком раскладе бытие у Парменида уже не является единым, но определенно имеющий середину и конец. Также оно не является идеально однородным, тождественным и неделимым.

Стоит отметить и то, что есть несогласия с теорией Парменида. Так, например, согласно М. Мандесу "Мнение" Парменида является для него одной из самых лучших ложных теорий. То, против чего активно выступал Парменид в первой части своей поэмы, вводится им и до определенного уровня реабилитируется во второй части. То есть можно сделать вывод, что философ в данной ситуации становится мыслителем "о двух головах", то есть даже у него есть обратный путь. Многие историки не могут утверждать того, что между первой и второй частями существует какая-то взаимосвязь. Они пришли к выводу, что сам Парменид, излагая свою теорию во второй части поэмы, колеблется в своем учении.

Тон, с которым Парменид излагает свои мысли в первой части поэмы на основы учения второй части, сподвиг историков судить о том, что вторая часть - ложные гипотезы противников.

Можно сделать вывод, что учение Парменида сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Однако его взгляды скорее всего уже не будут нести актуальность в современном мире, так как его суждения часто бывают спорными. Философия достигает достаточно высоко уровня абстрактного мышления, появляется доказательность и встает вопрос о соотношении бытия и мышления, который является важнейшим вопросом философии. Например, тезис о неподвижности бытия может быть очень полезен для профессионалов, связанных с общественностью, так как им необходимо мыслить процессами, а не наблюдать свою работу в виде набора статических состояний.

Тезис о тождественности бытия и мышления отрицает любой проект, потому что согласно Пармениду мыслить о том, чего нет просто невозможно. Однако данное утверждение ложно. В качестве примера можно привести любой проект, который существует только в сознании его исполнителя.

Философские суждения Парменида оказали достаточно большое влияние на последующие философские течения. Учение философа о неподвижности и единства бытия послужили опорой для многих философов.

Также нельзя не отметить, что именно его суждения оказали огромное влияние на развитие западной философии, так как именно они послужили отправной точкой для многих философских дебатов и размышлений о природе реальности.

Список используемой литературы:

1. Иванов А.В., Фотиева И.В. «Философия мысли» П.А. Флоренского // Философский журнал. 2017. Т.

9, № 4.

2. Франк Х. Парменид и изобретение логического пространства // Онтология и теория познания. Т. 1. Основы онтологии: учебник для академического бакалавриата. — М.: «Юрайт», 2017.

3. Гусев М.А. Попытка интерпретации философии Парменида // Вестник Гуманитарного университета. — 2017. — № 1 (16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.