Научная статья на тему 'ОНТОГЕНЕЗ МОРДОВСКОГО ТАНЦА: ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС “ЁНДОЛНЯ” В САРАНСКЕ'

ОНТОГЕНЕЗ МОРДОВСКОГО ТАНЦА: ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС “ЁНДОЛНЯ” В САРАНСКЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОНТОГЕНЕЗ МОРДОВСКОГО ТАНЦА: ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС “ЁНДОЛНЯ” В САРАНСКЕ»

События / Events

ОНТОГЕНЕЗ МОРДОВСКОГО ТАНЦА: ФЕСТИВАЛЬ-КОНКУРС "ЁНДОЛНЯ" В САРАНСКЕ

ONTOGENESIS OF MORDOVIAN DANCE: FESTIVAL "YONDOLNYA" IN SARANSK

Ежегодный городской фестиваль народного и современного танца "Ёндолня" («Искорка»), проводимый в столице Мордовии, базируется во Дворце культуры городского округа Саранск. В фестивале-конкурсе могут участвовать танцевальные коллективы как из Саранска, так и из районов Республики Мордовия. Компетентное жюри оценивает работы танцевальных коллективов по особым критериям: оригинальность решения постановки, раскрытие идейного замысла, художественная выразительность, исполнительское мастерство, артистизм. Общепризнанный регламент конкурса состоит из определенных номинаций: «Мордовский танец», «Народный танец», «Народный танец в современной обработке», «Современный танец», «Эстрадный танец», «Соло и малые ансамбли», причем номинация «Мордовский танец» выделена жирной строкой как доминирующая и включает в себя любые формы, жанры, стили, виды танца.

В апреле 2022 г. состоялся XXII фестиваль-конкурс. Цель и задачи мероприятия были сформулированы следующим образом: развитие и творческий рост самодеятельных хореографических коллективов, популяризация культуры исполнения лучших образцов современной хореографии; сохранение и

- "Ведь мельга" - «За водой» (образцовая хореографическая студия «Калейдоскоп», МБУК «Дворец культуры г. о. Саранск», рук. Н. П. Рачкова);

- "Шумбраняста эряда" -«Живите в добром здравии»; (хореографический коллектив «Карамельки» Рузаевского муниципального района, обособленное подразделение «ДШИ № 3», рук. Ю. Г. Резепова);

- "Левжань кштима" - «Лев-женская плясовая» (народный ансамбль «Валдоня», ГБОДОРМ «Республиканский Центр дополнительного образования детей», г. Саранск, рук. О. А. Петрова);

- "Пянакуд" - «Печка» (образцовая хореографическая студия «Калейдоскоп», МБУК «Дворец культуры г. о. Саранск», рук. Н. П. Рачкова);

- "Пулаезе" - «Мой пулай» (танцевальный коллектив «FLASH», МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей», г. Саранск, рук. О. Н. Мавлиханова);

- "Илядне" - «Вечерочек» (образцовая студия театра танца «Art-Vision», АНО КЦ «Эксклюзив», МБУК «Дом культуры "Заречье"», г. Саранск, рук. С. В. Чурашова);

- "Вирьса" - «В лесу» (народный танцевальный коллектив «Премьера Star», МБУК «Центр культуры им. А. В. Ухтомского», МБУК ДК «Орион», г Рузаевка, рук. С. Н. Кузнеченкова);

- "Эрьзянь тейтерень ча-чома" - «Рождение эрзянской

Finno-Ugric World. 2022. Vol. 14, no. 2 241

преемственность традиций национальной хореографической культуры в репертуаре танцевальных коллективов, обмен опытом между коллективами и руководителями хореографических коллективов, организация культурного досуга населения городского округа Саранск.

6 и 7 апреля 2022 г. танцевальные коллективы Саранска, Рузаевки, Краснослобод-ска представили мордовские хореографические номера в таких направлениях, как стилизация народного танцевального фольклора этнической мордвы; хореографическая интерпретация обрядового материала; мордовский танец в стиле фолк:

- "Ёру, ёру" - «Считалка» (танцевальный коллектив «Лицей № 7», МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей», г. Саранск, рук. И. Н. Федюш-кина);

(1ц| СОБЫТИЯ, ЛЮДИ,

девушки» (образцовый хореографический коллектив современного танца «Мы», МУ ДО «Центр эстетического воспитания детей», г Саранск, рук. Е. В. Пискунова);

- "Розь паксяв" - «Ржаное поле» (образцовая хореографическая студия «Калейдоскоп», МБУК «Дворец культуры г о. Саранск», рук. Н. П. Рачкова);

- "Скомнянят" - «Табуреты» (образцовый хореографический коллектив «Грация», МБУ «Центр культуры» Красносло-бодского муниципального района РМ, рук. И. Н. Демченко).

Постановочные работы танцевальных коллективов в направлении «Мордовский танец», его онтогенез (индивидуальное развитие) складываются из отдельных нюансов: хореографических знаний постановщика, логического построения танцевально-пластической композиции, грамотной подготовки исполнителей к сценической практике, профессионального художественного творчества модельера, музыкального сопровождения.

Танец "Ёру, ёру" - неподражаемая игра детей под песню фольклорного ансамбля «Келу» (Мордовская государственная филармония), в нем есть стилизация эрзянского костюма, народная хореография, логические считалки, танцевальные связки с рисунком кругового и линейного характера.

Танцевальная картинка "Ведь мельга" с маленькими девочками в сценическом костюме мордвы-мокши завораживает этническим колоритом. Девочки ходят за водой нескончаемой вереницей парных фигур, подчеркивающих характер линейно-круговых построений. Деревянные ведра, узкие коромысла на плечах исполнителей как народная атрибутика игрового неторопливого танца отражают крестьянский быт.

"Шумбраняста эряда" - содержательная мордовская пляска с набором традиционного эрзянского костюма, этнической пластики, танцевальных эле-

КНИГИ

ментов, жестов рук, различных поклонов и наклонов корпуса, мимики, раскрывающих смысл пожеланий о добром здравии.

«Левженская плясовая» на музыку В. А. Белоклокова заимствована со сценических подмостков танцевального оригинала из репертуара Мордовского государственного ансамбля песни и танца «Умарина». Своеобразие представленной копии танца состоит в реконструкции, которая повторяет стилистику, пластику, хореографический материал балетмейстера Д. О. Бахарева, но имеет особенности в интерпретации сценической обработки композиционного построения.

Хороводная пляска-игра вокруг печки "Пянакуд" осуществляется на основе эстетических категорий: благородное - галантное и низкое - шутовское, сочетается с этническим мокшанским костюмом исполнителей. В номере заводящая героиня с ухватом в руке разгоняет девушек, которые пытаются схватить металлическую заслонку с ручками и протанцевать на ней. Обманом им удается это сделать. Воплощение игрового образа танца удачно сочетается с характерной выразительной пластикой мокшанок: они успевают делать на заслонке «дроби», каблуками красных сапог выстукивая красивый разговорный рисунок, а также различные кривлянья, иронизируя над «заводницей».

Танец без музыкального сопровождения "Пулаезе" представляет этнический обряд-посвящение девочек в девушек. Хореографическая композиция обрядового танца сделана как канва на основе филигранной работы с пулаем - эрзянским набедренным украшением: девушки снимают его с бедер, складывают пополам, поднимают над головой и трясут им, делают вращательные движения рукой, опускают вниз, держат на ладонях, делают продольные движения вперед и обратно с ритмическим рисунком ударных шагов стопами ног,

поочередно каблуками мордовской обуви. Сценический танцевальный обряд поставлен на материале хореографического оригинала «Изгнание саранчи» балетмейстера Г. Ю. Гальперина (репертуар Мордовского государственного ансамбля песни и танца «Умарина»), который заимствовал хореографический прием без музыкального сопровождения балетмейстера В. И. Конова из «Вепсского танца с ложками» (репертуар Национального ансамбля песни и танца Республики Карелия «Кантеле»).

Хореографическая картинка со скамейкой "Илядне" напоминает современное направление мордовского танца в стиле фолк. Композиция со своеобразным сценическим костюмом, передающим национальные оттенки пластических решений хореографии на сцене, косвенно отражает мордовскую принадлежность в музыке. В "Илядне" есть и положительные разделы, где присутствуют смысл, содержание, образ игрового танца, характерные говорящие руки танцовщиц, рисунок тела, наклоны и повороты головы.

В обрядовом танце "Вирьса" демонстрируется сценическая игра с диким зверем: девушки с корзинками в руках дразнят сладостями хозяина леса Медведя, при игре визжат, перед пляской хлопают в ладоши. Финал танцевальной игры со зверем заканчивается красивой картинкой на сцене.

"Эрьзянь тейтерень чачома" как вокально-хореографическая картинка выстроена по законам хореографической драматургии (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, финал). Линейно-круговая пляска с парным построением, разборчивым набором танцевальных па со сценическим красочным костюмом героини, своеобразной пластикой подруг, дробными выстукиваниями с выразительными движениями поднятых рук соответствует представленным показателям развития сюжета.

242 Финно-угорский мир. 2022. Том 14, № 2

Эрзянский танец "Ёру, ёру" («Считалка») Erzya dance "Yoru, yoru" ("Nursery rhyme")

Сценическая композиция "Розь паксяв" акцентирует внимание на танцевальной стилизации обрядовых процессов сельского труда, в ней разыгрываются моления, посвященные мордовским богам, показывается борьба со стихиями природы (ветром, дождем, засухой), представляется стилизованная свободная пластика мордовского тела в направлении современного фолк танца. На фестивале-конкурсе современный авангардный жанр в стиле фолк танца стоит особняком: здесь и своеобразное видение танцевального материала, и музыкальное сопровождение под духовые национальные инструменты, и сценический костюм с оттенками мордовского плана, и другое танцевальное творчество. Самостоятельное существование мордовской хореографии отчетливо диктуется особыми показателями сценического инструментария.

На сцене - удачная стилизация хореографической картинки "Скомнянят", где можно видеть филигранное построение деревянных конструкций табуретами, неординарную композицию рисунка в виде высоких пирамид и характерных скульптур, оригинальные танцевальные движения рук с неуклюжими бросками сапог, характерную современную пластику с элементами национального костюма, мимику героини, неподражаемую игру в стиле фолк.

Подводя итог проделанной работе, отметим, что на фестивале-конкурсе "Ёндолня" представлены разные сценические виды, жанры, современные направления мордовского танца. Конкурсная номинация «Мордовский танец в стиле фолк» демонстрирует нечто авангардное, новое, непохожее на «чистый» народный танец ни по рисунку геометрических фигур линейно-кругового порядка, ни по формам традиционных обрядовых плясок и квадратных кадрилей.

Сценический (авангардный) жанр в начале XXI в. строится по

определенным правилам и приемам танцевания: а) соединение элементов национального танцевального языка, образной пластики «чистого» этнического тела; б) погружение исполнителя в танцевальное субкультурное (мокша-эрзя) этническое творчество; в) композиционное построение танца фолк на основе двух или трех хореографических элементов танцевально-движенческого порядка; г) прием переплетения, основанный на фолк-материале с применением актерских возвышенных характеристик трагического и комического содержания.

Фактологические данные о мордовском танце фолк подтверждают гипотезу соавторской танцевальной эклектики, сочетания несочетаемого. На сцене мы видим прием эклектики, который присутствует в жанровом субстрате в представленных номерах, в ритмическом разнообразии танцевального текста, в хореографическом выражении пластики, движениях,

музыке, сценических деталях легкого костюма. В направлении танца фолк выделяется не танцевальный материал, а поток современной мысли как прием сплетения определенных параметров эмоционального настроения исполнителя с человеческим телом танцовщика; изобретательностью постановщика; реконструкцией и обобщением бытовых движений; динамикой конкретных техник танцевального тренинга.

На фоне эмоциональной информации сопоставления традиционных хореографических движений и свободной пластики в стиле фолк представленный коллективами Республики Мордовия материал наглядно демонстрирует развитие мордовского танца. Фестиваль-конкурс "Ёндолня" решает сложнейшие вопросы реконструкции, внедрения, восприятия утраченного облика национального, этнического танца, его индивидуального онтогенеза в современной танцевальной культуре России.

Александр Гаврилович Бурнаев -

доктор искусствоведения, профессор кафедры театрального искусства и народной художественной культуры

Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия, burnaevag@mail.ru, https//orcid.org/0000-0002-2295-9699

Alexander G. Burnaev -

Doctor of Arts, Professor,

Department of Theater Arts and Folk Art Culture

National Research Mordovia State University,

Saransk, Russia, burnaevag@mail.ru,

https//orcid.org/0000-0002-2295-9699

Finno-Ugric World. 2022. Vol. 14, no. 2 243

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.