Научная статья на тему 'Ономастическое пространство современного города'

Ономастическое пространство современного города Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
205
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОМИНАЦИЯ / НАЗВАНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ / ПРАГМАТОНИМ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗНАЯ НОМИНАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Файзуллина И.И.

В статье рассматривается ономастическое пространство, которое включает в свой состав наименования продуктов питания. В работе исследуется их состав и языковые особенности, а также изучается особый вид номинации образный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ономастическое пространство современного города»

УДК 81'373.2

И. И. ФАЙЗУЛЛИНА, преподаватель кафедры иностранных и русского языков Уфимского юридического института МВД России, кандидат филологических наук (г. Уфа)

I. I. FAIZULLINA, instructor of the chair of foreign and the russian languages of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of philology (Ufa)

ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

THE ONOMASTIC SPACE OF A MODERN CITY

Аннотация. В статье рассматривается ономастическое пространство, которое включает в свой состав наименования продуктов питания. В работе исследуется их состав и языковые особенности, а также изучается особый вид номинации - образный.

Ключевые слова: номинация, названия пищевых продуктов, прагматоним, товарный знак, ономастическое пространство, образная номинация.

Annotation. The article deals with the onomastic space including the names of food products. The structure and the language features as well as a peculiar kind of nomination -«figurative» are investigated in this paper.

Keywords: the names offood products, prognotoneme, the onomastic space, figurative nomination.

В последние годы в России, в частности в Республике Башкортостан, в связи с рыночными преобразованиями, ростом промышленного производства возросло количество товаров, нуждающихся в номинации. В продовольственных магазинах города Уфы покупателю предоставляется большой ассортимент различных продуктов питания. В различных супермаркетах и ги-пермаркетах можно встретить более 200 наименований конфет, около 100 названий тортов, хлебобулочных изделий (пирожного, печенья, пряников и т. д.), а также свыше 50 номинаций мороженого. Такое многообразие наименований связано прежде всего с жесткой конкуренцией между изготовителями, в условиях которой оригинальное, звучное и запоминающееся имя предлагае-

мого для продажи товара становится неотъемлемой частью эффективной рекламы и ее ядром. Часто «вкусное» название призвано убедить, усладить, увлечь покупателя, поэтому оно является основным инструментом для привлечения внимания потребителей. Такое наименование помогает определиться в выборе продукта, а также успешно функционировать в условиях рыночной конкуренции. Таким образом, имя, или словесный товарный знак, можно назвать движущей силой современной торговли.

Данная работа посвящена рассмотрению и анализу названий пищевых продуктов, которые в настоящее время недостаточно изучены. Для их обозначения мы будем использовать термин «прагматоним» (от греч.

лрауца - «предмет», «вещь» + оуоц -«имя», «название»), под которым понимается «номен для обозначения сорта, марки, товарного знака» [1, с. 113]. Исследуемый тип онима входит в состав ономастического пространства, или в «комплекс имен собственных всех разрядов, употребляемый данным народом в данный период» [1, с. 104]. Он включает в себя множество полей, и создается благодаря реальным и вымышленным именам собственным. Такое толкование термина поддерживают авторы коллективной монографии «Теория и методика ономастических исследований». Под ономастическим пространством они понимают «сумму имен собственных, употребляющихся в языке народа для именования реальных, гипотетических и фантастических объектов» [2, с. 62]. Изучая его состав, известный ономаст В. И. Супрун, указывает на то, что центральное место (ядерную зону) рекомендуется закрепить за антропонимами, а прагматонимы отнести к околоядерному пространству, т. к. они имеют низкую частоту употребления, специфическую стилистическую окраску и сниженную словообразовательную активность [3].

В отличие от других онимов прагматоним создается номинатором, во-первых, с целью передать в наименовании наиболее значимые признаки товара, чтобы правильно сориентировать покупателя в выборе продукта; во-вторых, заинтересовать адресата, т. е. вызвать в нем желание купить выбранный товар. Любой словесный знак, являясь центром рекламы, нуждается в «раскручивании». С этим связан тот факт, что товарное имя, приобретшее юридический статус, становится стимулом повышения качества, мотивом покупки и своеобразной гарантией качества.

Товарный знак, как известно, имеет две стороны: материальную (цвет, фирму, графику, звучание) и концептуальную (ментальный, мысленный

образ того, с чем он соотносится). Анализ отношения плана выражения и плана содержания, между которыми существует определенная связь, может помочь в рассмотрении образов, лежащих в основе имени. Такое понимание вопроса позволяет говорить об особом виде номинации - образном, впервые упомянутом и исследуемом А. Н. Молчановой [4]. Четкость концепции рассматриваемого вида номинации представила О. В. Загоровская, которая выделяет образный, или эмпирический, компонент в семантике слова, расшифровывая его как «закрепленный за знаком обобщенный, чувственно-наглядный образ обозначаемого предмета» [5, с. 14].

Наше исследование опирается на точку зрения М. Э. Рут. По ее мнению, образная номинация - это «особый тип номинации, характеризующийся следующими свойствами: комплексной целостной мотивировкой, свойствами объекта; отсубъектной установкой на свободу выбора ассоциативной сферы образа - мотива номинации» [6, с. 12].

Анализ образной номинации пищевых продуктов необходимо начать с выявления специфики объекта номинации. Этим подчеркивается его определяющая роль и в выборе мотивирующего содержания, и в самом факте осуществления именно образной номинации, а не другого типа. Объекты такой номинации, по мнению М. Э. Рут, как правило, обладают сложным, не поддающимся абстрагированию на данной ступени познания признаком, например, причудливой конфигурацией, формой, неоднородной цветовой характеристикой и т. п. При этом важно, что необычная форма или окраска - это не все содержание комплексной мотивировки, а лишь толчок, стимул для ее развертывания. Образ «говорит» больше, чем его расшифровка. «Объект образной номинации - это явление действительности, по отношению к которому важна не односторонняя характеристика, а тонкая

нюансировка его специфики, отмеченность его своеобразия в среде подобных, подчеркнутость его качественной неповторимости» [6, с. 14]. Однако возможности такой номинации ограничены уровнем доступности объекта чувственному восприятию: ассоциативное образное отождествление возможно лишь тогда, когда объект воспринимается целостно, доступен восприятию номина-тора во всей своей определенности. Объектами номинации могут быть лишь наглядно представленные номинатору объекты.

Рассмотрев номинацию продуктов питания, мы можем отметить тот факт, что образной номинацией обладают наименования хлебобулочных изделий. Присутствие данного вида номинации в вышеуказанных продуктах связано прежде всего с тем, что им наиболее удобно придать интересную форму благодаря составу этих продуктов. Но-минатор создает в связи с этим такие названия: торты «Муравейник», «Трюфель»; пирожные «Колобок», «Корзиночка»; батоны «Нарезной», «Ромашка»; печенья «Сердечки», «Шишка еловая» и т. д.

Образная номинация в таких продуктах отражает:

1) форму: батоны «Ромашка», «Плетенка», «Нарезной», «Кольцо с кунжутом»; торты «Графские развалины», «Трюфель», «Муравейник», «Черепаха»; пирожные «Трубочки», «Капелька», «Колобок»; печенья «Сердечки», «Ракушка со сгущенным молоком», «Звезда с маком», «Шишка еловая»;

2) форму и цвет: торты «Маска», «День и ночь», «Лесная поляна»; пирожные «Картошка», «Шахматное»; печенье «Бантик белый».

Номинаторы стремятся создать не только понятный товарный знак, но и произвести положительный эффект.

Чем неожиданнее название товара, тем больший интерес, как правило, он вызывает у покупателя: печенья «Пухлик», «Малютка» и т. д. Однако неудачным, на наш взгляд, оказалось название печенья «Мухомор». Этот продукт имеет соответствующую названию форму, но в качестве наименования съедобного товара является неудачным.

Рассмотренные названия продуктов позволяют выделить модели-концепты народной картины мира, определяющие восприятие русского народа окружающей действительности. В этой связи следует отметить, что «национальное своеобразие языковой картины мира, как известно, проявляется уже в способах номинации данного языка, так как слово выступает как знак и образ экстралингвистических явлений: что увидел народ в называемом предмете или явлении, по каким признакам осуществил наименование, какой образно-символический потенциал использовал» [7, с. 331].

Так, в качестве названия одного из видов пирожного употребляется слово картошка. Этот продукт, как известно, называют вторым хлебом, т. к. он является основным компонентом в рационе питания русского человека. Выбор слова колобок объясняется тем, что этот персонаж, знакомый с раннего детства, стал первым любимым сказочным героем. Булочка «Ромашка», печенье «Шишка еловая», пирожное «Грибочек» и т. д. - все это ключевые слова русской культуры.

Итак, образная номинация присуща продуктам питания, в частности хлебобулочным изделиям. Она осуществляется и развивается как процесс тесного взаимодействия языка и чувственно-конкретного мышления, когда ассоциация играет важную роль в имятворчестве.

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978.

2. Суперанская А. В., Сталтмане В. Э., Подольская Н. В., Султанов А. Х. Теория и методика ономастических исследований. М., 1986.

3. Крюкова И. В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности. Волгоград, 2004.

4. Молчанова А. Н. О соотношении внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс вторичной образной номинации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1981.

5. Загоровская О. В. Семантика диалектного слова. Сыктывкар, 1989.

6. Рут М. Э. Образная номинация в русском языке. Екатеринбург, 1992.

7. Петрова Е. А. Взаимосвязь языковой и научной картины мира в лингвистическом пространстве (философские и филологические аспекты) // Евразийский юридический журнал. 2018. № 5 (120).

© Файзуллина И. И.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.