Научная статья на тему 'ОНОМАСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ МАДЬЯР'

ОНОМАСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ МАДЬЯР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
мадьяры / сарматы-черемисы / фратрии / дуальная экзогамия / савартой асфалой / Hungarians / Sarmatians-Cheremissians / phratries / dual exogamy / Sabartoi asfaloi

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мульдияров П.Я.

Используя морфемы осетинского и условного скифского языков, этимологизированы основные онимы из ранней истории Венгрии. В IX-XI веках мадьяры представляли собой симбиоз сарматов с угорским субстратом. Их этнические компоненты были в дуально-экзогамных отношениях скифского типа, то есть состояли из фратрий Ас и Ар. Венгрия должна рассматриваться как государство, которое развилось из симбиоза сарматов и угров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONOMASTIC ASPECTS OF ТНЕ HUNGARIAN HISTORY

Using the morphemes of the ossetic and conventional scythic languages, the main onymes of the Hungarian history are etymologized. In IX-X centuries, the Magyars were a symbiosis of Sarmatians with the Ugrish substratum. Their ethnic components were in the dual exogamous relations of the Scythian type, that is composed of phratries As and Ar. Hungary should be seen as a state that has evolved from symbiosis of Sarmatians and Ugrians.

Текст научной работы на тему «ОНОМАСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ МАДЬЯР»

8. Ревякин А.В. История международных от- 9. Чудовский В. Н. Война за Шлезвиг-Гольш-

ношений в Новое время. М., РОССПЭН, 2004. тейн 1864 года. СПб, 1866.

МульдияровП.Я.

д-р мед. наук, проф., г.Москва, Россия

ОНОМАСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ МАДЬЯР ONOMASTIC ASPECTS OF ТНЕ HUNGARIAN HISTORY

Muldiyarov P.

Doctor of Medicine, Professor, Moscow, Russia

АННОТАЦИЯ

Используя морфемы осетинского и условного скифского языков, этимологизированы основные онимы из ранней истории Венгрии. В IX-XI веках мадьяры представляли собой симбиоз сарматов с угорским субстратом. Их этнические компоненты были в дуально-экзогамных отношениях скифского типа, то есть состояли из фратрий Ас и Ар. Венгрия должна рассматриваться как государство, которое развилось из симбиоза сарматов и угров.

ABSTRACT

Using the morphemes of the ossetic and conventional scythic languages, the main onymes of the Hungarian history are etymologized. In IX-X centuries, the Magyars were a symbiosis of Sarmatians with the Ugrish substratum. Their ethnic components were in the dual exogamous relations of the Scythian type, that is composed of phratries As and Ar. Hungary should be seen as a state that has evolved from symbiosis of Sarmatians and Ugrians.

Ключевые слова: мадьяры, сарматы-черемисы, фратрии, дуальная экзогамия, савартой асфалой

Keywords: Hungarians, Sarmatians-Cheremissians, phratries, dual exogamy, Sabartoi asfaloi

В истории Венгрии важное значение имеют взаимоотношения мадьяр с восточно-иранскими племенами. Тема занимает особое место еще со времени написания безымянным нотарием короля Венгрии широко известного труда «Gesta Hunga-rorum». Заинтересовавшись темой, я задался целью выяснить этимологию пресловутых

Xápapxoi огофаХог, о которых византийский император Константин Багрянородный в Х в. писал, что они после поражения мадьяр от печенегов отделились от основной массы народа и поселились «в краях Персии» [16, с. 159]. С «савартами» связан ряд загадок раннего периода истории Венгрии, тоже требующих решения.

Исследуя лингвистические аспекты истории восточно-иранских племен, я выделил шесть глосс, в которых признал социальные термины, занимающие ключевые позиции в скифской (в расширенном смысле) ономастике:

*аs(ж),*аr(ж),*pжr(ж),*аg(ж),*аn(ж),*аm(ж). Первые две глоссы — названия двух фратрий скифского социума, третья — членов «царского» рода, четвертая и пятая — воинских разрядов «старших» и «младших» [38, с. 174], шестая — общности воинов-девушек («амазонок»), несших функцию защиты стоянки в случае отлучки мужчин. От названия первой фратрии образовано самоназвание скифов [29, с.1-11]. При анализе онимов помимо названных глосс (в разных фонетических вариантах) применялись осетинские и скифские суффиксы (единичности -k/-g/-x, групповой плюральности -ar/-ar, универсальной плюральности -t-/-ta, происхождения/ принадлежности -s/-s/-s, адъективности/ иногда плюральности -n, старшинства/привилегированности -p/-b) и фонема ж в качестве соединительного гласного [ 29, с. 3-6; 30, с.31]. Позиция морфем в

ониме отражает последовательность их присоединения; последующий суффикс, как правило, ослабляет или даже отменяет функции предыдущих.

В письменных источниках деление скифов и сарматов на социальные группы (фратрии, возрастные и иные группы) довольно прозрачно, если исходить из этнографии родового строя [30, 31-38]. Известные названия сарматских племен имеют в своей основе, как и сами онимы скиф и сармат, — названия фратрий, в общении с внешним миром обычно заменявших этнонимы. Название аорс я восстанавливаю как *ar/as (cp. с гидронимом Арысь) 'арский (по происхождению)', язиг — как *j/az/№g 'член общности *Ass/*Azs', сирак -- как *^s/sr/sk 'член (или первый в) обшности *^sar\ роксолан — как *sr/sk/s/sl/sn; в результате метатезы слогов ж1 и жп оним роксолан принял форму *sr/sk/s/sn/sl > ре(в)ксинал, что исключает толкование термина как 'светлые аланы'.

Й.Перени, касаясь вопроса о происхождении названия угры, излагает версию, будто это слово произведено от тюркского названия оногур автором «Повести временных лет» [35, с. 94]. Оним угор произведен от глоссы *ag(s) -- *sg/sr; оногур же -от глоссы ап(ж) -- *sn/sg/sr 'общность младших воинов' (источники не знают форм этих онимов с тюркскими формантами плюральности -tar и -lar). Производным от *ап является также скифский гидроним Ангр/'Аууро^ [56: IV, 49], по структуре равный ониму оногур. Пришедших к славянам на Дунай вслед за болгарами Аспаруха «от скуф, рекше от козар», то есть из Хазарии, белых угров Перени безо всякой аргументации превращает в хазар. Речь, видимо, идет о воинском отряде, посланном мадьярской элитой вперед с разведывательной целью. А черные угры «Повести временных лет» - это простые мадьяры. Аналогичная ситуация была у

дунайских болгар < *psr/g/sr - парги/балги 'скифская военная аристократия' [26, c.134]; подвластные же славянские племена считались черными.

Цель работы -- методом морфемного анализа онимов показать значимость исследований мадьярской ономастики для понимания истории и этногенеза народа.

История мадьярского народа ab ovo изложена Венгерским Анонимом, называвшим себя магистром П., нотарием короля Белы III [52, c. 173-179]. Начало истории мадьяр в ней связывается со Скифией, названной также Дентумогером. К востоку от Скифии обитали народы Гог и Магог. Скифы- ден-тумогеры были свободны от власти императоров. Первым королем Скифии был сын Яфета Магог. По его имени народ назывался Могер. Из его потомков -- известнейший и властительнейший король Ат-тила. Выйдя из земли скифской с огромной силой, он в 451 году от воплощения Господа пришел в Паннонию и, обратив в бегство римлян, захватил власть. Из его рода происходил предок мадьярских королей Угек/Jugyek, отец вождя Алмуша. Мать Угека зачала его во сне от орла Турула. Из-за тесноты в Скифии 'семь главных' из мадьяр -- Хету-могер -- решили оставить Скифию и повели народ на запад. Покорив в Паннонии славян, семеро главных лиц задержались в стране. По названию крепости Хунг (Ужгород) окружающие народы назвали вождя Алмуша вождем Хунгарии, а его воинов --хунгарами.

История Венгрии в изложении Анонима -- это не что иное как скифская легенда о происхождении скифской правящей элиты мадьяр, как легенда о происхождении скифов по сути есть легенда о происхождении «царского» рода понтийских скифов [56: IV, 5-7], социум которых подразделялся на фратрии *аБ(ж) и *а^ж) [30, c.32]. Термин *ат у хан-тов признавался их древним названием [1, с.330] , а в форме ур вошёл в языки венгров, эрзи, мокши, манси, коми, удмуртов со значениями господин, барин, богатый; следовательно, скифы появились в качестве господ, и это судьбоносное событие произошло до распада финно-угорской общности [23, c. 64]. В роли господ А.Куник видел хазаро-торк-ское племя, побывавшее под влиянием какого-то иранского племени и, подчинив предков мадьяр и освоив их язык, сохранилось в знати и господствующей династии [8, с.154]. Аноним называет предводителей мадьяр urimates, то есть вождями общности *ага ^р. X/api/^/a/xai - члены общности при-азовсих скифов *ьжга в 30, с.36 ] ; речь определенно идет о сарматской фратрии ар [30, с.33 сл].

Современные исследователи со снисхождением относятся к сообщениям античных и средневековых авторов, писавших о скифах нечто вроде «Словеньску же языку, якоже рекохомъ, живущю на Дунае, придоша отъ Скуфъ, рекше отъ Козаръ, рекомии Болгаре...». Нотария-Анонима тоже честят баснословщиком и фантазером [8, с. 174, 181]. Мол, болгары, хазары и мадьяры из Скифии -- нонсенс. Болгары действительно были потомками скифов [26, с.135]. Благодаря сказителям-историкам элита мадьяр помнила о своих предках-скифах. И

этнографическое описание мадьяр IX-X вв. в главном (воинственность, военная тактика, разбойные набеги, жестокость, торговля пленными) просто копирует характеристику скифов [8, с.189 ].

Что за скифы вступили в симбиоз с предками мадьяр, можно судить по имени родителей Угека. Имя отца его, «орла», -- Турул совпадает с гидронимом Трулл [16, с.163]. Современное название реки -- Днестр, а Геродоту она была известна под именем Тирп<;. Корень у онимов Турул, Трулл и Тирп<; один и тот же -- *tsr-. Имя матери, Амеше, буквально совпадает с чувашским словом амйшё «его мать»; а поскольку в языке мадьяр найдено до 300 чувашских слов [55, c.203-206], мы вправе и «имя» Амеше смело причислить к ним. Чуваши же до XVI в. находились в дуально-экзогамных отношениях с черемисами/сарматами [31, с. 44] . Черемисы за время совместного проживания хорошо освоили чувашский язык.

Форму взаимодействия скифов с финно-угорскими племенами можно характеризовать термином симбиоз. Стержневым компонентом его была дуально-экзогамная организация тоциума по скифскому образцу, позволившая мадьярам благодаря численному превосходству и cнабжая скифов угорскими женами, «вынудить» их перейти на угорский язык.

Очевидно, праугрофинны были припущены на колонизованную скифами территорию как пришельцы, или и те и другие издревле соседствовали на малонаселенной территории Сибири, которую в таком случае можно условно именовать общим скифско-праугрофинским ареалом.

Упомянутые выше скифские глоссы (социо-нимы) незаменимы в работе по расшифровке и мадьярских онимов от Анонима.

Обращает на себя внимание структура легендарных имен Гог и Угек. Оба имени можно членить на глоссу *sgs 'старший'+ cуффикс -k/-g. Есть общий корень и у имени скифской царицы Амаги и эпонима мифического народа Магога. Эта основа маг со скифским суффиксом -ar образует стово *Msg'sr, равное, по мнению Анонима, латинскому Moger.

Глосса *sgs с суф. -ar образует оним *^gsr > угор. С сарматской начальной протезой j- и тематической гласной -а термин принимает вид *Jag(a)ra > Югра. Онимы угор и Югра первоначально обозначали чисто скифские общности. Предки манси, хантов, мадьяр стали называться уграми в результате вхождения их в симбиоз со скифами. Такая же участь настигла кетов, ставших известными как юги [3, c. 160-163]. Имеются субстратные гидронимы Евразии Юг, Ока, Ик (по-чувашски Ах), оставленные скифами и адаптированные суперстратным наcелением; они отражают фонетические вариации глоссы *sg/*sk/*sx, как и в античных источниках -- 'Äuxaxoi, Agamatae. Так жe отождествимы названия язиги и язаматы, в корне которых -- глосса с озвонченным s и начальной cарматской протезой j: *J/szs/g(s); *J/szs/m/st(s); m - интервокальная губно-губная протеза.

Термины угор < *^g/жr и урги/Оируог < *^г^/ае являются производными от двух разных скифских соционимов, и путать онимы угры и урги [59, с.1, 48-49] неверно -- это разные понятия. Под именем урги у угров могли стать известными члены фратрии *^гж.

Оним Дентумогер этимологизирован как 'речные мадьяры' [52, с.173 ].

Такое объяснение было бы уместно при наличии иных мадьяр, -- лесных/таёжных/степных; предложено еще донские [51, с.159 ] , но уместнее альтернатива: + суф. -пШ > БепШ, с тавто-

логической семантикой термина Дентумогер «ад ские (м)ад'и». Композит явно создан искусственно, когда значение онима мадьяр давно уже было забыто.

Фратрии должна противостоять фра-

трия *(И)жгж -- ведущая фратрия самого Арпада. Возможно, Хетумогер - это чуть искаженный *Hжr/tж/moger 'ьары и мади'. Важные вопросы, очевидно, решались в совете фратрии с названием *Ижгжг. Мадьярский оним кп"а1у мог возникнуть в результате эволюции этого термина: *Ижгжг > *кжгжг > *кжгж1 > кпа1у.

Название мадьяр турки [16, с.158] , безусловно, указывает на то, что мадьяры ранее находились в составе Западного Тюркского каганата (ЗТК) и, ввиду сохранения за ними этого онима, совершенно очевидно, что правящая орда происходила от бывшей элиты ЗТК и считала сохранение названия турки политически целесообразным по меньшей мере в отношениях с Хазарией, правопреемником ЗТК. Сведения о дуализме верховной власти у мадьяр IX в. [16, с.391, 393] следует толковать как признак фратриальной организации мадьярского общества X в. Он копирует дуализм верховной власти в каганате, также восходящий к дуальной организации правящей элиты скифов.

М.И.Артамонов писал: «По словам Гардизи, верховная власть у мадьяр была разделена между двумя лицами. Одному из них принадлежало предводительство на войне... Титул этого вождя был «кенде». В руках другого лица было сосредоточено управление всеми остальными делами. Константин Багрянородный указывает у мадьяр двух главных после верховного князя сановников - «гиласа» и «кархана», причем по положению первый выше второго. «Кенде» арабских авторов, по-видимому, был титул верховного или великого князя из рода Арпадов. Этот титул близок к хазарскому «кендер-кагану» и, видимо, был титулом, данным Арпаду хазарским царем. Кендер-каган у хазар занимал первое место после царя (бека). Гила (джила) и кар-хан в основном имели судебные функции. Указанные выше сановники ограничивали власть верховного князя, являясь одновременно вождями отдельных племен, составляющих мадьярскую федерацию. Отсутствие развитой единоличной княжеской власти у мадьяр доказывается еще и тем обстоятельством, что византийские императоры адресовали свои послания не вождю, а вождям мадьяр» [ 4, с. 347]. Дуализм верховной власти в Хазарии развился из бифратриальной организации родового

общества [25, c. 43-44]. В ониме кенде < *^ks/nds (-nds = -nts) [45, гл. IV] и его варианте куща < *k/ss/t's [41, с.99 ] воплощено понятие старшинства. У предков осетин воинство подразделялось на старших и младших [48, гл.3]. У сарматов-чере-мис и их подвластных вотяков они представлены агайо и вына -- производными от глосс *sgs и *жпж [38, с. 174]. Багрянородный имел информацию о прежнем местожительстве мадьяр Леведии и отмечает, что термин образован от прозвища их первого воеводы. Поскольку в скифском имел место переход арийского r в l , мы вправе восстановить имя воеводы как *Rebed- или *Rsbsd-, а с учетом склонности в дигорском диалекте осетинского языка появления протетического звука а перед иронским анлаутным r [12, 34-36 ] — как *Жrаbаd > Арпад. Имя *Жrаvаd значит 'братство', как и греческое слово фратрия; оно состоит из названия скифской фратрии *ат(ж) , протезыр/b/v/w и оформляющего отвлеченные понятия суффикса -ad [22, c. 106]. Скифский облик имени Алмас/Алмуш восстанавливается в виде *^гж/ш/ж§ (с интервокальной протезой -m-) 'арский'. Напрашивается обобщение: а) мадьярское общество в IX в. состояло из двух фратрий; б) названия фратрий мадьяр *агж и аБж/*ай'ж совпадают с названиями фратрий скифов; в) в дуальной организации мадьярского общества ведущей была фратрия *жгж; г) первым воеводой мадьяр был сармат Арпад, что удостоверяется именем его отца Salmucy < *Sarmst's.

Скифское название реки Хингулус [16, с.159] восстанавливается как *H/sn/g/sr/ss /'Хунгарская' или 'река молодых воинов'; современное ее название -- Ингулец. Геродот [56: IV, 49] упоминает скифскую «тезку» ее 'Аууро^/Ангр в бассейне р.Истр. Имеются тезки в Сибири -- Ангара, в Грузии -- Ингури. Другое название Хингулуса -- Хид-мас -- восстанавливается как *H/sd'/m/as 'ьадь-ская'. Оно тождественно названию городка Хачмас в Азербайджане -- на территории древнего «Скифского царства» в Закавказье. Двойное название реки предполагает занятие ее бассейна общностями *Лпж и *Ad's мадьярского союза.

Значение хоронима 'АтеХкои^ои < *^t'/sl/k/ss/s [16, с. 160-161] -- 'атьская/асская' страна или 'территория фратрии *st's'. Основе Ател- у осетин соответствует личное имя Дул < *Edsl [6, с.30].

R-вариантом названия Ингул является *^n(s)gsr/On(o)gur. Оногуры якобы составляли ядро населения Великой Болгарии (VII в.), занимавшей степные пространства к востоку от Азовского моря [57, с. 248]. Равеннский Географ (IX в., время расцвета Хазарского Каганата) в южнорусских степях помещает Оногорию [60, с. 170]. Оногурами могли называться и мадьярские воинские молодежные отряды по периферии занятой мадьярами территории.

По Константину Багрянородному, мадьяры в период пребывания в Леведии назывались не турками, а по неведомой причине Саварти асфалами. Этимологизация этого выражения с помощью правил восточно-иранской ономастики оказалась не

трудной. В «саварти» узнаваема форма родительного падежа мн.ч. от -- с осетинским составным суффиксом мн.ч. -aлте: *^ss/w/sr/ts 'члены фратрии *^ss'. Слово же асфал -- композит из (ас < *^s) + (фал < пар < *ржг). ^spsr можно переводить как асский воин, то есть воин фратрии *Msa. Термин исторически закрепился как титул высокопоставленного военного, то есть воеводы. В Византии V в. был воевода Аспар, алан по происхождению [37, с. 56-62]. Оним Аспар узнается в хорватском урбониме Сплит < *^spslits 'спалы' или 'асская дружина' [54, с.154]. Спадает пелена загадочности со спалов Плиния и Иордана [16 , с. 392]. Асфал у мадьяр ныне бытует в виде личного имени Gaspar.

Бассейны рек *Hsngsr и *Hsngsras, видимо, назывались Хунгарией, или, что то же самое, Оно-горией. Четкое раздвоение фратрии *sss/*st's на *Msawarta 'савары' versus Magyar— наводит на мысль о существовании в мадьярском обществе IX-X вв. дуально-экзогамных отношений двух уровней -- для верхов и для низов. У «верхов» были часты имена с корнем аr/аl -- Арпад, Алмош, Лел < *^гжг и т.д. -- и par/*bar: Bela < *Бжг(ж), Булчу < *Bsrat's, Belos < *Бжгж§ [48, passim] и др. Брак Леведи/^ржвждж с благородной хазаркой состоялся явно в рамках дуально-экзогамных отношений бифратриальной общности. Хазаро-мадьярская дуальная общность была задумана для элит. Хазары -это *H/ss/ar/s = *^sa(w)ara >*Savara. В Хазарии мадьяры находились в несомненной политической зависимости от хазар, для маскировки сущности которой была весьма кстати дуально-экзогамная система.

Константин Багрянородный перечислил 8 «родов» мадьяр, в том числе и «роды» К/ари и К/аси, которые определенно соответствуют скифским фратриям *жгж и *sss; у Константина и хазары просто «род», а кабары, происшедие «из рода хазар» -- этнос из трех родов, то есть под его «родом» можно понимать любой социум -- род, фратрию, племя, вождество, союз племен, территориальную этническую группу (напр., по названию реки). Император явно модернизировал мадьярский родовой социум, сопоставляя его с византийским феодальным.

Фратрионимы при внешних сношениях заменяли этноним. Главами фратрий с функциями судьи и воеводы в одном лице у мадьяр были дьюлы и хорки (кархасы) [13, с. 109]: >

> gyula и *Hsrk(ss) > кархас (с метатезой). Так и должно быть у скифов.

Отделение и уход саварских аспаров от мадьярской орды не означает, что орда осталась без фратрии-партнера Часть саваров определенно осталась, на что указывают топоним Са/б/ол/ч < *Sa/b/ar/t's, антропонимы Зуард и Совард < ^ss/w/ar/d(s) (имя сына дяди Арпада) и «этническая» группа секел [33, с. 134]. Секел восстанавливается как *^ss/k/sl 'общность Асков'; он тождествен основе самонозвания скифов по Геродоту --Skol/otoi [29, с.2] и названию одного из «племен»

волжских булгар -- эсегел. Название Асккл означает, что у понтийских скифов главной считалась фратрия *^ж/к- при переднерядном чтении

звучит (э)сек. Ясские сек^)и <*Жsaka- [18, с. 2527 ] -- 'члены фратрии После обретения родины мадьяры под предводительством воеводы Зульты начали беспокоить своими набегами западных соседей [9, с. 116]. Это имя реконструируется как (< *^/жгЛж) и объясняется как 'глава фратрии По структуре оно сходно с осетинскими фамилиями, оформленными с формантом мн. ч. (ср. Богж1ж -- фамилия в плюральной форме). Одновременно в древней Венгрии бытовал фонетический вариант глоссы -- Производным от этого варианта глоссы является термин *Жж/р/ап > Ишпан, означавший 'глава фратрии

В пользу дуально-фратриального деления мадьярского общества 1Х-Х вв. следует рассматривать наличие у них соправителей (в частности, Арпад и Курсан, Булчу и Лел, Айтонь и Дьюла, Хорка и Дьюла) [13, с. 94, 109; 6, с.25-26]. Резиденциями глав фратрий, должно быть, были крепости Секеш-Фехервар в Трансданубии и Дьюла-Фехервар в Трансильвании [24, с. 4]. Фратриальные дружины могли наниматься враждующими сторонами и сражаться друг с другом за их интересы [13, с. 109 ] .

Выявление рядом с поселением двух могильников недалеко друг от друга (Кенезлё, Орошхаза, Сабольч, Сегвар, Тимаз, Сенташ), иногда в сочетании с двумя селищами (Кардошкут, Куталёк) [53, с. 129], также может быть следствием разделения мадьяр на фратрии-партнеры; возможны фратри-альные различия погребений по обряду и инвентарю [11, с. 289; 20, с. 13-14]. Разумеется, дуальность общества диктовала необходимость иметь фратриальные святилища.

Фратриальная организация мадьярского общества, определенно являясь атрибутом родового строя, вполне уживалась с логикой военной демократии (вождеством) и языческими верованиями. Фратриархи не желали делиться властью с навязанным хазарами кенде. Упомянутую Анонимом войну против Айтоня < *А11жп и Дьюлы следует понимать как один из эпизодов борьбы еще неокрепшей династии Арпадов за прочную центральную власть путем ущемления интересов родовой «аристократии». Именно главы фратрий, исполнявшие судебные и жреческие функции, оказывались организаторами сопротивления христианизации мадьяр. В истории Венгрии наиболее заметными актами такого рода были вооруженные восстания 1046 и 1061 годов. Во главе восставших в первом случае был некий Вата, во втором -- его сын-наследник Янош < *(1)жп/ж§. Под именем Вата подразумевается вождь фратрии под именем Янош -- предводитель общности молодых воинов

Аланская топонимика Венгрии вполне согласуется со скифской фратриальной организацией, как, впрочем, и куманская (Озул и Крул; Эслар, Аслар, Азалар) и ясская (Jaszsag, То^Ьегепу) [32, с. 4-5; 46 , с. 177-180].

В скифской ономастике аффикс -р/-Ь является показателем старшинства, привилегированности: септух < ^sœ/p/tœ/х со значением 'глава фратрии *asœ'. Он присутствует в титуле ишпан < *œs/p/an. C основой сеп- < *œs/œp -- древний венгерский топоним IX в. Сепеш 'сепский' [50, с. 143 ] , название комитата, и современная фамилия Сепеш(и). От *œcœ же -- мадьяры-ча/бы и имя сына Аттилы Ча/б

< *^cœ/b со значением 'глава фратрии *œcœ'.

Названия мадьярских племен все до единого этимологизируются с помощью шести скифских глосс: Kavar < *^kœ/w/œr; Nyék < *^n'/œk; Megyer

< *M/œd'/œr; Tarjan <* ^t/œr/j/œn; Jeno < *(J)œnœ; Kér < *K/œr; Kûrtû-Gyarmat < *K/œr/tœ-C/œr/m/at (где K/œr = C/œr = *Ar с анлаутной протезой k/C; и Kürtü, и Gyarmat означают ары / члены фратрии *arœ);. Наличие у башкир и мадьяр общих названий племен свидетельствует о том, что родоплеменная потестарная организация у предков тех и других создавалась и возглавлялась сарматами. Термины *m/œd'/œr и *b/œs/k/œr/t-, по-арабски м/одж/г/ар [45, с. 103-105], по структуре подобны и семантически равны; m/b -- скифские губно-губные протезы. Топоним Башхaлом по строению и значению равен слову баш/к/ир: *b/œs/k/œr = B/as/h/al-. У башкир имеется еще этноним бишул < *bœs/œr, по структуре -- фратрионим, вариант слова *b/œs/k/œr без суф. -k.

Личные имена мадьярских киралей IX-XI вв. почти все являются именами-титулами и произ-водны от скифских глосс, образующих названия фратрий, возрастных и иных социальных групп общества. К таким именам следует относить, помимо вышеприведенных имен Арпад, Алмуш, Зулта, Зуард, Салмучи, также Матьяш, Вазул, Хуссал, Зол-тан, Иштван [37, с. 240-242]. Только мадьярским и чувашским акцентами отличаются онимы Айтонь и Алтон, Алмуш и Алмеш, Арпад и Армет, Бела и Пала, Булчу и Получай, Вата и Вадей, Дьюла и Тю-лей, Золтан и Салтан(ай), Зулта и Салтай, Иштван и Иштува/Иштуган, Курсан и Курзан, Ташконь и Ташкин, Хорка и Халка, Эрик и Эрек, Янош и Яниш/Януш и другие [ чув. имена взяты из 20, passim ]. А имена чувашам, как и мадьярам, достались от своих сарматских/ черемисских предводителей [31, с.45 ].

Совершенно очевидно, что фратриальная организация общества, подразумевающая соперничество и территориальную автономность фратрий, за века своего бытования выработала у народа устойчивый менталитет оппозиции к инновациям, исходящим от представителей фратрии-партнера. Думается, начало восстания 1046 г. было обусловлено избранием королем Эндре I, видимо, нежелательного для противоположной фратрии.

Так как мадьярская элита была скифского происхождения, правильная этимология этнонима magyar может быть только иранской. Его можно членить на компоненты m/œd'/œr, где m - анлаутная губно-губная протеза; значение: 'фратрия *mœd'(œ). Объяснения термина с тюркских языков не убедительны, ибо мало чем отличаются от

The scientific heritage No 7 (7),2016 народной этимологии. В Чувашии есть два ойко-нима и гидроним Мочар/Мучар [28, с. 87]; чуваши произносят это слово почти так же, как произносят мадьяры слово magyar. Возможно, отдельные мадьярские роды Великой Венгрии в ходе монгольского нашествия были оттеснены вместе с предками чуваш в Западное Поволжье и были ими ассимилированы [28, с. 84-87; 34, с.19]. В РТ в д. Клементей-кино ныне проживают потомки Мадьярова Хун-дияра.

Так, "Gesta Hungarorum" гласит: «Из Скифской земли вышедший народ называется на других языках hungarij, а на своем собственном языке mogerij» [52, с. 173; 42, с. 14]. В источниках [16, с.163] и в топонимике страны [42, с. 14 ] зафиксирована и форма megyeri; она могла бытовать в «скифской» части населения. Макротопонимику обычно формирует правящая элита, а она была в своей основе скифского происхождении. У скифов же допускалось произношение е вместо а.

Обилие иранских заимствований в мадьярском языке, явные иранские мотивы в венгерской культуре [58; 5, с.126; 41, с. 100;] говорят о тесной и длительной близости мадьяр со скифами. Сохранилось сообщение, что мадьяры времени Арпада говорили на двух языках [10, с. 162 со ссылкой на Гиббона].

В формировании мадьярского народа участвовали сарматы и их потомки аланы/яссы. Добавим рассказы Анонима о приходе билеров (< Бж1/жг) из Волжской Болгарии, получивших от венгерского вождя земли и прочее имущество [45 , с. 108-109], и слиянии с мадьярами 7 половецких племен, правящая элита которых также была скифского происхождения — их "племенные" названия и имена вождей произведены из скифских соционимов: Половец < *Psravss, Kuman < *^ks/m/an, Болуш < *Бжгж§, Эте/Эд/Эдёмен < и др.

Этнические названия хазар, сабар/савир, ка-бар/кавар -- оформлены в соответствии с правилами скифской ономастики и в корне этих терминов лежат глоссы, совпадающие с названиями скифских соционимов -- *(h)sss, *жкж. Есть основания считать кавар, как и элиту болгар [26 , с. 133137 ], хазар, куманов, мадьяр, потомками скифов.

В пользу такого толкования говорят болгарско-мадьярские тесные связи в Поволжье [43, с. 515; 15 , с. 38-39 ] и ономастические схождения Алмуш -- Алмош, Биляр -- Болур, Сувар --*^сжвар(тж), аскл/эсегел -- секел. О родстве элит дунайских болгар и мадьяр говорит совпадение имен Дуло и Дьюла [39, с. 87; 13, с. 110]. Оба имени восходят к названию скифской фратрии --*^dsra/*Ds1s и *D's1s. Антропологи-

ческие данные свидетельствуют о значительной европеоидной примеси в современном мадьярском населении. Сравнительный анализ краниологических данных, проведенный на обширном евразийском материале, показал явную близость венгров и сарматов [40, с. 280-291]. Отмечено сходство черепов из Кушнаренковского могильника, приписываемого протомадьярам, и из аланского Салтовского могильника [2, с. 5] .

Изложенное говорит в пользу скифо-мадьяр-ского симбиоза, возникшего в протомадьярской древности и поддерживавшегося новыми приливами скифских потомков. Современных мадьяр следует признать гибридным скифско-угорским народом, а Венгрию, как и Волжскую Булгарию [26, c. 136 ], позднескифским государственным образованием.

Здесь необходимо остановиться, как выразился в свое время Немет, на «проблеме тюркского языкознания в Венгрии» [33]. Все изложенное мною выше не потребовало экскурсов в тюркологию. Дело в том, что проявившие себя в истории Евразии тюрки, как и их предшественники сюнну и гунны, и как их потомки хазары, все были в этническом плане двухкомпонентными. Это отлично прослеживается по ономастике тюркских народов. Тюркская этнонимия в значительной своей массе восприняла родоплеменные и социальные онимы восточных иранцев [27, с. 168-171]. Эта тема пока почти не разработана. Здесь же хочу привести из статьи Немета примеры этимологизации иранских онимов как тюркских. Так, «тюркское» название реки Урал Дайык состоит из скифской глоссы *^ds + скифского же суффикса -ak; в корне онима -- известный еще Страбону «этноним» да. В корне онимов Ilek, Irnek, Arikan -- скифская глосса *^rs, в корнях онимов Eskam (ср. Экзампей < Oskamps) и Atakam -- глосса *А§ж/* Ats. В корнях имен дочерей князя Семиградья Дюлы Шаролту и Каролду -названия скифских фратрий *^s/sr и *Ksr/sr; -tu и -du -- мадьярская передача скифского форманта мн.ч. -ts. Плюральное оформление этих имен тоже иранское наследие. Имя сына Арпада Люиутг я восстанавливаю в виде *^lssnt- > Аriant; был такой скифский царь [56: IV, 81]. Имя третьего сына Арпада членится как *J/sts/t's. Имя внука Арпада Ezeleg есть не что иное как Эсегел/Аскл -- название одного из трех «племен», составивших население Волжской Болгарии; в нем просто суффиксы наращены в иной последовательности: *^s/sk/sl = *^s/sl/sk. Эзелег по семантике равен имени «царя племени эсегел» Аскелу, по сути -- главы одноименной фратрии. В истории Венгрии эсегелы известны под именем секел. Однако термин секел до прочной победы феодализма служил более названием фратрии, чем этноса.

В «венгерско -гуннском родстве» [33, с.132] , в «башкиро-мадьярской проблеме» [7, c.336-342 ] , «булгарско-венгерской общности» [17, с. 446 ] , в «чувашско-венгерских этнокультурных связях» [15, с. 21-36 ] общим является скифский элемент, составлявший правящий слой социумa. Именно поэтому иностранные «путешественники XIII в., посещавшие страну Башкир, находили башкирский язык тождественным с мадьярским» [45, с.102]. Безусловно, это был сарматский язык элиты мадьяр и башкир.

К настоящему времени накопился довольно богатый археологический материал, позволяющих связать ранних мадьяр с саргатской культурой западносибирской лесостепи [21, с.172; 47, с.99-102].

Эта культура полиэтничного населения просуществовала до IV в.н.э. В ней ведущая роль отводится савромато-сарматскому компоненту. Локальные варианты культуры связываются с конкретными этносами, в т.ч. и мадьярами. Саргатская культура распалась, очевидно, с началом Великого переселения народов. Облик культуры сильно изменился из-за оседания в обско-иртышской лесостепи пришлых южносибирских племен. В V-VI вв. миграционным потоком было охвачено и саргатское население, о чем свидетельствуют многочисленные «сар-гатские» топонимы, ныне находимые в регионах Предуралья и Среднего Поволжья. Не редкость в их топонимике основы, совпадающие с основами названий археологических памятников саргатской культуры. Сопоставив названия саргатских памятников (21, с.21, 23; ниже они выделены курсивом) с топонимами регионов Волго-Камья можно удостовериться в том, что они принадлежали восточным иранцам, очевидно господствовавшим в саргатских социумах. В корнях топонимов узнаваемы скифские соционимы *As: Бузан -- Бузаево, РТ; Захла-мино -- Саклово, РТ; Исаковка - Исаевка, РМЭ, Исааки, УР и Исаково, ЧР, РТ; Мыс - Мышино, РМЭ, Мисче, ЧР, и Мысовский, РТ; Пустынное - Пу-стынка, РТ; Савино - Савино, РМЭ, Савиново, РТ; Сперановка — Себергэн, РБ; *Ас/*ЛГ: Ачаир - Ача-сыр, РТ; Чуксола, РМЭ, Чукал и Нарат Чакки, ЧР; Чупино -- Чупаево, РТ; *Ж$: Вишневка --Бишня, РТ; Кашино -- Кашаево, РТ; Кушайлы - Кушар, ЧР, и Кошар, РТ; Мышайлы - Мешел, ЧР и Мышино, РМЭ; *Аи: Дуван -- Туваны, ЧР; Батаково — Патак-касси, ЧР; Матуши -- Матюшино, РТ и Матьшу, ЧР; *Жг-/*Ж1-: Артын и Иртышское -- Арташка, РТ и Артюшкино, РМЭ; Баландино -- Баландыш, РТ; Калачевка - Калатау, РТ; Карагужево -- Кара-гужа, УО, Кёрекад, ЧР; Карасук -- Караса, РТ; Кар-ташово -- Карташевка, РБ; Малитино -- Милю-тино,ЧР; Борки -- Борок, РТ; Розановка -- Ряза-новка, РТ; Саргатка --Чартак, ЧР; Солобаево --Салапай, ЧР; Рямовое -- Урюмово, ЧР; *Жк- : Ик — Иккасси, ЧР; Кип -- Кипек и Кипеч, ЧР, Кибячи, РТ, Кибек-Пельга, УР; Баклан -- Биклэн, РТ; Прочие: Лежанка -- Элжел, РТ и Ляжинск, РМЭ; Тюляшов Бор -- Тюлячи, РТ; Пегановка -- Пуканкасси, ЧР; Мокушкино - Микушка, ЧР и Микушкино, РМЭ. Следами мадьяр в этих регионах можно признать ойконимы Мадьярово в УР, Мадьяр и Мазяры в РТ, Мадарский и Мазары в РМЭ, Мучар и Мушар в ЧР. Оним Саргат- является лишь фонетическим вариантом онима сармат- (в них звуки -г- и -м- служат интервокальными протезами, не влияющими на значение слова). На территориях РБ, РТ, РМЭ, УО, УР, ЧР сарматы были известны под именем черемис; это имя они сохранили и после вхождения этих территорий в состав Русского государства.

Этноним черемис оставил свой след и в ономастике Венгрии: р.Серет в Ателькёзе [16, с.163], комитат Серем, племя дьярмат, вождь Термачу, селения Тормов, Серемле, Сереньвар [51, с. 67, 127 и др.].

Мне остается лишь сформулировать гипотезу, обобщающую скопившуюся информацию о предках мадьяр. Мадьяры получили свое имя от сарматских племен, колонизовавших Западную Сибирь еще в праугрофинскую эпоху. Предки угро-финских народов с общеугрофинской эпохи находились в симбиозе с сарматами-черемисами. В век железа последние создали мультиплеменной союз, оставивший саргатскую культуру с локальными вариантами. Саргатская общность приобрела черты протогосударства, но распалась в период Великого переселения народов под давлением продвинувшихся в бассейн Иртыша и Средней Оби южносибирских племен. С их приходом началось смешение племен, в результате которого предки мадьяр оказались в тесном контакте с предками чуваш. В III-V вв., судя по обилию в мадьярском языке тюркских слов, главным образом чувашского типа, прамадь-яры и прачуваши совместно осваивали земледелие в лесостепном Зауралье. В конце V-VI в. сарматы-черемисы вместе с зависимыми племенами, включая прамадьяр и прачуваш, продвинулись далее на запад и заняли бассейны нижнего течения Белой и среднего -- Камы. По сути черемисская элита мадьяр вернулась на бывшие некогда территории своих скифских предков савроматов. Скифии-Ден-тумогеру Анонима предположительно соответствует ареал тобольско-исетского ареала саргат-ской культуры, а Великой Венгрии -- северо-западные районы РБ и восточные районы РТ (44, с.141-146).

Примечание: В статье использованы сокращения: РБ - Республика Башкортостан, РМЭ - Республика Марий Эль, РТ - Республика Татарстан, УО -Ульяновская область, УР - Удмуртская республика, ЧР - Чувашская Республика.

Список литературы

1. Абрамов Н.А. Описание Березовского края // СПб, 1857, с.327- 448.

2. Акимова М.С. Некоторые итоги изучения палеоантропологии Приуралья и вопрос о древних венграх -- VII Международный конгресс археол. и этнограф. наук. Доклад 246. -- М. 1964. -- 7 с.

3. Алексеенко Е.А. К вопросу о доенисейском компоненте в составе кетов. -- Проблемы аборигенов Сибири и их языков. -- Томск, 1973. -- с.160-163.

4. Артамонов М.И. История хазар -- Ленинград, 1962. -- 523 с.

5. Барта А. Истоки венгерской культуры Х в. -- Проблемы археологии и древней истории угров. -- М., «Наука». -- 1972. -- с.118-127.

6. Вереш П. Древневенгерская эпоха // Ada Ethnogr. ASH, v.41. 1996, p.11- 40.

7. Гарипов Т.М., Кузеев Р.Г. «Башкиро-мадьярская» проблема (Краткий обзор основных источников). -- Археология и этнография Башкирии. Вып. 1. -- Уфа, 1962. -- с. 336-342.

8. Грот К.Я. Моравия и мадьяры с половины К до начала Х века. -- СПб. Тип. Имп. АН. -- 1881. -436 с.

9. Дьерффи Дь. Время составления Анонимом «Деяний венгров» и степень достоверности этого сочинения. — Летописи и хроники. — М., 1973. — с. 115-123.

10. Елагин В. Место венгров среди народов Европы. -- Русская Беседа. М., 1858, I, кн. 9, с. 117-168.

11. Золотарев А.М. Родовой строй и первобытная мифология. -- М., 1964. -- 328 с.

12. Исаев М.К. Дигорский диалект осетинского языка. -- М., Наука. 1966. 223 с.

13. История Венгрии. М., 1969. -- 644 с.

14. Казаков Е.П., Рафикова З.С. Очерки древней истории Восточного Закамья. -- Альметьевск, 1999. -- 119 с. 38-39.

15. Каховский В.Ф. К истории чувашско-венгерских этнокультурных связей (на материале фольклора и ономастики). -- Исследования по древней и современной культуре чувашей. -- Чебоксары, НИИЯЛИЭ. --1987, с. 21-36.

16. Константин Багрянородный. Об управлении империей. -- М., «Наука». -- 1991. -- 499 с.

17. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. -- М., «Наука». -- 569 с.

18. Кузнецов В.А. Ясы в Венгрии и могильник Надьсаллаш. -- XIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. -- Орджоникидзе. 1986, с. 25-27.

19. Магницкий В.К.: Чувашские языческие имена. -- Казань, 1905. -- 101 с.

20. Максименков Г.А. Погребальные памятники эпохи бронзы Минусинской котловины -- источник изучения семейных и общественных отношений. -- Бронзовый и железный век Сибири. -- Но-восиб., 1974, с.13-14.

21. Матвеева Н.П. Саргатская культура на Среднем Тоболе. -- Новосибирск: «Наука». 1993, 172 с. Она же: Социально-экономические структуры населения Западной Сибири в раннем железном веке (лесостепная и подтаежная зоны). -- Новосибирск: «Наука». 2000. 398 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. -- Ч. 2. -М., 1882. -- 342 с.

23. Мольнар Э. Проблемы этногенеза и древней истории венгерского народа. -- Studia Histórica ASH, v.13. -- Budapestini. 1955. 128 р.

24. Мольнар Э. Основание венгерского государства. -- Studia Histórica ASH, 1951. -- №3. -- 89 с.

25. Морган Л.Г. Древнее общество. -- М.-Л. 1934. -- Т.1. -- 350 с.

26. Мульдияров П.Я. Очерк болгарской этнонимии. -- Ономастика Поволжья. -- Казань, 2010. -с. 133-137.

27. Мульдияров П.Я. Тюрки -- потомки скифов . -- Чувашский язык и этнос в истории евразийской цивилизации.-- Чебоксары, 2011, с. 168-171.

28. Мульдияров П.Я. Этнонимы в субстратной топонимии Чувашии. -- Ономастика Поволжья. -Тверь, 2014. -- с. 84-87.

29. Мульдияров П.Я. О терминах сколот и па-ралат. -- Universum: Общественные науки: электрон. науч. журн. -- 2015. -- № 4 (14). -- URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2098/ -11 c.

30. Мульдияров П.Я. О фратриальной организации восточно-иранских племен // Перспективы развития научных исследований в 21 веке. Махачкала. ООО «Апробация». 2016. https://vadi.Sk/i/CWW8NGp9tJHCp -- c.31-40.

31. Мульдияров П.Я. Черемисы Среднего Поволжья. -- VI Междун. науч. конф. «Достижения и проблемы современной науки», часть 1. http://Glo-bus Multi March 2016 part l.pdf -- c.40-46.

32. Немет Ю. Список слов на языке ясов -- венгерских алан. -- Орджоникидзе, 1960. -- с. 4-3.

33. Немет Ю. Специальные проблемы тюркского языкознания в Венгрии // Вопр. языкозн. -1963, № 6. -- с. 126 -136.

34. Нестеров В.А. Над картой Чувашии. -- Чебоксары, Чув. кн. изд. -- 1980. -- 180 с.

35. Перени Й. Угры в «Повести временных лет». -- Летописи и хроники. -- М., 1974, с. 92-102.

36. Пчелов Е.В. Первый династический союз Рюриковичей и Арпадов. -- Узловые проблемы современного финно-угроведения. -- Йошкар-Ола, 1995. -- с. 240-242.

37. Санакоев М.П. Аскар. -- Аланы и Кавказ. -Владикавказ, 1992, с. 56-62.

38. Смирнов И.Н. Вотяки. Историко-этногра-фический очерк. -- Казань: Тип. Имп.Унив. 1890. 398 с.

39. Тихомиров М.Н. Именник болгарских князей. -- Вестник древней истории. -- 1946, № 3, -- с. 8740. Тот Т.А. Древнейшие периоды в этногенезе

венгерского народа. -- Вопросы иранской и общей филологии. -- Тбилиси, 1977, -- с. 280-291.

41. Фодор И. Венгры в Хазарии // Хазары. II Международный коллоквиум. Тезисы. М., 2002, с. 98-101.

42. Хайду П. Уральские языки и народы. -- М., 1985. -- 430 с.

43. Халиков А.Х. Протоболгары и протовен-гры в Среднем Поволжье. -- Ранние болгары и финно-угры в

Восточной Европе. -- Казань, 1990, с. 5-15.

44. Халикова Е.А. Ранневенгерские памятники Нижнего Прикамья и Приуралья. -- Сов. археол., 1976, 3, с.141-156.

45. Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, бурта-сах, болгарах, мадьярах, славянах и русских Абу-

Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста. -- СПб, Тип. Имп. АН. -- 1869. 199 с.

46. Хоргоши Э. Венгерские ясы в тyрецких источниках XVI в. -- Аланы и Кавказ. --Владикавказ, 1992, с. 177- 180.

47. Цембалюк С.И. К вопросу об этнической интерпретации саргатской культуры. -- Проблема взаимодействия человека и природной среды, в.5. Тюмень: ИПОС PАН, с.99-102.

48.Чочиев АР. Очерки истории социальной культура осетин. -- Цхинвали: Ирыстон. 1985. 285 с.

49. Шушарин В.И. Py^^^rn^^^ отношения в IX в. -- Международные связи Pоссии до XVII в. -- М., 1961, с. 131-180.

50. Шушарин В.П. Венгерские известия Га-лицко-Волынской летописи. -- Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. -- М., 1990, с.143-146.

51. Шушарин В.П. Pанний этап этнической истории венгров: Проблемы этнического самосознания. -- М. PОССПЭН. 1997, 509 с.

52. Эрдели И. Извлечения из хроники венгерского Анонима. -- Вопросы археологии Урала. Вып. 7. -- Свердловск--Ижевск, 1967, с. 173-179.

53. Эрдели И. Об археологической культуре древних венгров конца IX -- первой половины Х в. н.э. -- Проблемы археологии и древней истории угров. -- М., «Наука». -- 1972. -- с. 128-144.

54. Юрасов М.К.. Источники по исторической географии похода Бату в Венгрию // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1990, с.150-155.

55. Gombocz Z. Die bulgarisch-türkischen Lehnwörter in der ungarischen Sprache // Helsinki, 1912. MSFOu, v.30, p.203-206.

56. Herodotus.-- Historia, IV.

57. Melich J. Ueber der Ursprung des Namens Ungar. -- Arch. Slav. Philol., Bd 38. -- Berlin, 1923, S. 248.

58. Munkacsi B. A Magyar lovasélet ôsisége Népélet. Budapest, 1931.

59. Pekkanen T. Оп the oldest relationship between Hungarians and Sarmatians: from Spali to As-phali. -- Ural-Alt. Jahrb., 1973. -- v. 45, р. 1-64.

60. Ravennatis Anonymi Chorographia. -- Berlin, 1860, -- p.170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.