ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дзюбан В.В.
доктор исторических наук, кандидат педагогических наук,
профессор ОАНО ВО МПСУ bryanskstudzuban@mail. ru
ONLINE ОБРАЗОВАНИЕ НА ВОЛНАХ ПАНДЕМИИ
Аннотация: данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как все мы вынуждены находиться в режиме самоизоляции. Проблема внедрения удобного дистанционного образования в сферу образовательных систем остаётся нерешённой до сих пор.
Резкий переход на дистанционное обучение сопутствовался с рядом серьёзных проблем, связанным с недостаточным техническим оснащение, отсутствием или слабой подготовкой как педагогов, так и обучающихся к работе в новых условиях. Эти и многие другие проблемы несомненно ставят под удар всю систему образования.
Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, преподаватели, обучающиеся, пандемия, проблемы
Март 2020 г. для жителей нашей страны стал роковым. Вся страна была вынуждена погрузиться в online пространство в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией. Все, начиная от учащихся учебных заведений, закачивая работниками различных организаций. Теперь далеко не каждый может представить свою жизнь вдали от дома, так как период самоизоляции поставил нас в безвыходное положение. Такое положение, что теперь мы не представляем свою работу или обучение не в дистанционном формате. Естественно, стрессовая ситуация не могла не отразиться на качестве обучения.С самого начал у всех были проблемы в этой области, так как переход был неожиданным. Но мы все справились, постепенно вливаясь в online мир.
Все учебные заведения в срочном порядке должны были перейти на онлайн платформы. Выбор этих платформ был небольшим. Пришлось столкнуться с резкими трудностями в связи с введением режима самоизоляции. Система образования Российской федерации не была готова к резкому переходу от традиционного обучения к дистанционному. Образование, с большим количеством людей, больше всех оказалось под ударом.
Безусловно, новый формат обучение представляет собой не только череду проблем, но и широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и усовершенствования образовательных систем, что даёт резкий толчок развитию информационных технологий не только в нашей стране, но и во всём мире.
Дистанционное обучение - новейшая форма обучения, основанная на использовании информационных технологий и взаимодействии учителя и учащихся без очного контакта, предполагающая применение актуальных средств и методов. Стоит отметить, что данная форма обучения имеет тот же компонентный состав, как и любая иная система обучения: цели, основанные и сформулированные содержанием социального заказа, содержание, обусловленное актуальными программами обучения для каждого конкретного типа учебного заведения, методы, организационные формы, средства обучения. Безусловно, последние три компонента в данной форме обучения основаны на специфике используемой технологической основы1.
Проблемы дистанционного обучения:
• Отсутствие личного общения с преподавателем
1 Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть?// Педагогика, 1999. № 7. С. 29-34.
4
Отсутствует возможности в любое удобное время найти преподавателя, чтобы он объяснил непонятную тему, поставил зачет во внеурочное время или проверил домашнюю работу. Все общение в строго регламентированный период, и уговорами оказать влияние на сроки выполнения никак не удастся. Но и в учебное время не всегда получится спросить, так как таких ребят много, а также преподавателю необходимо дать новый учебный материал.
Следует приучить себя к самодисциплине и фиксированию трудных вопросов, для того, чтобы потом озвучить вопрос педагогу в регламентированное время.
• Технические проблемы в ходе дистанционного обучения
На сегодняшний день система образования не может в один миг решить вопрос связи преподавателя с сотнями студентов по сети для проведения лекции1.
• Проблема здоровья обучающихся
Все мы знаем про вред компьютера. Большое количество занятий, особенно у студентов, приводит к ухудшению зрения. А несоблюдение банальных правил, например, расстояние от компьютера до глаз, положение головы по отношению к плечам, лишь усугубляет ситуацию при дистанционном обучении.
• Проблема финансирования
Из-за того, что пандемия появилась резко и неожиданно, учебные заведения нашей страны столкнулись с новой проблемой. Переход всех учащихся на дистанционное обучение был связан с огромными финансовыми затратами. Помимо оснащения всех преподавателей и студентов нужными техническими средствами и программным обеспечением нужно найти и подготовить специальные кадры, которые будут оказывать помощь и решать проблемы технического характера в процессе обучения. Из-за нехватки таких кадров возникают проблемы для обеих сторон в проведении занятий в новом формате.
• Нет возможности развивать навыки живого общения
Поиск друзей и знакомых по интересам, формирование взаимосвязей и полезных контактов - всё это отсутствует в дистанционном обучении.
Эта же актуальная проблема дистанционного обучения в России порождает трудности для учителя при дистанционном обучении: отсутствие живого контакта не дает понимания, чем живет и дышит современное поколение, чтобы развиваться в том же направлении.
• Не все профессии можно освоить дистанционно
Большое количество профессий в наше время необходимо изучать на практике, что дистанционное обучение не может позволить.
Например, медицинскую, строительную, на производстве и т.д.
Для таких профессий чаще всего существует смешанная система обучения, когда часть занятий проходит дистанционно, а часть - вживую.
• Отсутствие мотивации и самодисциплины
Большинство сталкивается с этой проблемой, так как не в силах самостоятельно бороться с этим. Также большую роль играет неосознанный выбор специальности, на которой обучается студент. Они не пробовали себя в этой специальности. Поэтому у таких студентов нет желания начать активно проявлять свою учебную деятельность.
Другой части студентов необходим контроль преподавателя.
Большое всего это необходимо первокурсникам, которые не знают местных правилам и не знают важность самостоятельной работы.
• Студент не имеет возможности сравнивать свои достижения с достижениями сокурсников
В обучении большую роль играет соревновательный характер. Ответ у доски, навыки работы на семинарах, выступления на конференции и другое - все это позволяет оценить свои навык и в итоге стремиться к совершенству.
1 Гриневич Е.А. Методика дистанционного изучения информатики студентами экономических специальностей// Информатизация образования, 2011. № 1. С. 36-44.
• Отстраненная оценка материала
При традиционном обучении есть возможность, что даже самый сухой и скучный материал может увлечь, если педагог дает его с энтузиазмом. Ищет к каждому обучающемуся индивидуальный подход. Воодушевлённость преподавателей помогает учащимся упростить понимание материала, заинтересовав в своём предмете1.
• У преподавателя нет возможности оценить уровень понимания изученного материала
При необходимости педагог может найти слабое место и пояснить его, но в дистанционном образовании таких возможностей у педагога нет.
Несмотря на отзывы выпускников и работодателей, дистанционное образование считают низкокачественным.
• Обезличивание преподавателя и студентов
Когда педагог видит перед собой ученика, он видит личность: со своими достоинствами и недостатками, проблемами и жизненной ситуацией, отличительными чертами усвоения информации. Все это позволяет подходить к каждому персонально. И вот тут возникают главные трудности дистанционного обучения.
При дистанционном обучении учеников воспринимают как объектов, общую массу. Это создает конкретные психологические проблемы в организации результативного дистанционного обучения.2
• Соблазн несамостоятельной учебы и плохого контроля выполнения домашнего задания
Отсутствие личного контакта и общения приводят к тому, что у ученика попадает заинтересованность в своём деле. Он прекращает видеть смысл и ценность в самостоятельном выполнении работы, т. е. в получении знаний, которые могут пригодиться ему в жизни. А педагог не имеет возможности контролировать работу студентов достаточно высококачественно, так как отсутствует живое взаимодействие.
• Не каждый может учиться онлайн
Проблема в отсутствии высококачественной связи во многих регионах Российской Федерации. Это делает дистанционное обучение затрудненным или вовсе неосуществимым.
• Отсутствие поддержки в учебной жизни
Большинство считает, что при дистанционном обучении ученик остается один на один со своими проблемами. А традиционная форма обучения помогает обучающемуся разобраться в проблемах.
Положительные стороны дистанционного обучения:
• Обучение в индивидуальном темпе
В дистанционном обучении нет определённого плана по усвоению материала, которому следует преподаватель. Скорость изучения устанавливает сам учащийся.
• Свобода и гибкость
Обучающийся сам определяет место своего обучения. В процессе дистанционного обучения значительную часть материала обучающийся осваивает самостоятельно. К тому же дистанционное образование хорошо совмещается с работой. График можно легко подстроить под время обучения.
• Доступность
1 Топунова М.К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования// Дистанционное и виртуальное обучение, 2012. № 2. С. 31-42.
2ЦКЬ: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/distantsionnoe- obuchenie/2020/05/26/plyusy-i-miшsy-distantsюnnogo-obrazovaniya
Это одно из главных преимуществ дистанционного обучения, так как учащийся может получать образование в любой точке страны, ему нужен только выход в интернет. Это и делает доступность одним из главных качеств дистанционного образования.
• Мобильность
Эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешного процесса обучения, поскольку только с отдачей ученика педагог может определить успешность выполнения пройденного материала1.
• Технологичность
Прогресс не стоит на месте. Данный критерий подходит для преподавателей, которые уже давно практикуют онлайн обучение. Это помогает им с лёгкость ориентироваться в интернет пространстве. Да и сами обучающиеся уже с малых лет используют всемирную паутину, поэтому они тоже с легкость и с удовольствием изучают новые платформы для обучения2.
В наши дни большую роль играет умение обладать информационными технологиями. Дистанционное обучение является основным показателем использования в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий3.
• Социальное равноправие
Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого4.
• Творчество
У большого количество людей преобладает творческий склад ума. Дистанционное обучение создаёт комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.
• Доступность учебных материалов.
Большое часть интернет-библиотек открыла доступ к своим книгам для того, чтобы обучающиеся могли ими пользоваться совершенно бесплатно, несмотря на то, что в сети можно найти в свободном доступе огромное количество электронных книг, которые помогут обучающимся в период пандемии. Такой доступ помогает и учителям, у которых также есть доступ ко всем этим сервисам в отличии от тех, что имеются в школьной библиотеке.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в online образовании есть свои плюсы и минусы. Оно неизбежно вынудит бороться с собственной ленью. Дистанционное образование предоставляет большое разнообразие различных вариантов для профессионального и личностного совершенствования. Помогает обучающимся в тяжкий период пандемии. Все без исключения пытаются приспособится к данным условием. Разумеется, это не идеальный вариант абсолютно для всех людей, но многие могут вынести пользу из этого опыта на практике.
Дистанционное обучение принесло большое количество стрессовых ситуаций, с которыми столкнулись не только российские учащиеся, но и учащиеся всего мира разных учебных заведений. По сей день мы используем не все ресурсы, что нам даны, ведь их возможности безграничны. В столь нестабильное время можно пробовать себя одновременно в нескольких направлениях. И не стоит забывать посвящать время своему духовному развитию.
1 ЛогиноваД.С. Использование дистанционного обучения в высшем образовании. - Красноярск, 2011.
2 Ольнев А.С. Использование новых технологий в дистанционном обучении// Актуальные проблемы современной науки, 2011. № 1. С. 96.
3 Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения// Телекоммуникации и информатизация образования, 2007. № 3. С. 85-92.
4 Балашова Ю.В. Особенности личностного развития студентов при дневном идистанционном обучении// Среднее профессиональное образование, 2009. № 6. С. 74-75.
7
Литература:
1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения// Телекоммуникации и информатизация образования, 2007. № 3. С. 85-92.
2. Балашова Ю.В. Особенности личностного развития студентов при дневном идистанционном обучении// Среднее профессиональное образование, 2009. № 6. С. 74-75.
3. Гриневич Е.А. Методика дистанционного изучения информатики студентами экономических специальностей// Информатизация образования, 2011. № 1. С. 36-44.
4. Логинова Д.С. Использование дистанционного обучения в высшем образовании. -Красноярск, 2011.
5. Ольнев А.С. Использование новых технологий в дистанционном обучении// Актуальные проблемы современной науки, 2011. № 1. С. 96.
6. Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение: каким ему быть?// Педагогика, 1999. № 7. С. 29-34.
7. Топунова М.К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования// Дистанционное и виртуальное обучение, 2012. № 2. С. 31-42.
References:
1. Abdullaev S.G. Ocenka jeffektivnosti sistemy distancionnogo obuchenija// Telekommunikacii i informatizacija obrazovanija, 2007. № 3. S. 85-92.
2. Balashova Ju.V. Osobennosti lichnostnogo razvitija studentov pri dnevnom idistancionnom obuchenii// Srednee professional'noe obrazovanie, 2009. № 6. S. 74-75.
3. Grinevich E.A. Metodika distancionnogo izuchenija informatiki studentami jekonomicheskih special'nostej// Informatizacija obrazovanija, 2011. № 1. S. 36-44.
4. Loginova D.S. Ispol'zovanie distancionnogo obuchenija v vysshem obrazovanii. -Krasnojarsk, 2011.
5. Ol'nev A.S. Ispol'zovanie novyh tehnologij v distancionnom obuchenii// Aktual'nye problemy sovremennoj nauki, 2011. № 1. S. 96.
6. Polat E.S., Petrov A.E. Distancionnoe obuchenie: kakim emu byt'?// Pedagogika, 1999. № 7. S. 29-34.
7. Topunova M.K. Ocenka kachestva znanij uchashhihsja pri distancionnom obuchenii v sisteme nachal'nogo obshhego obrazovanija// Distancionnoe i virtual'noe obuchenie, 2012. № 2. S. 31-42.
ONLINE EDUCATION IN THE WAVES OF THE PANDEMIC
Dzyuban V.V.
Doctor of historical Sciences, candidate of pedagogical Sciences, Professor of OANO VO MPSU bryanskstudzuban@mail.ru
Abstract: this topic is relevant today, as we all have to be in self-isolation mode. The problem of introducing convenient distance education in the sphere of educational systems remains unsolved until now.
The abrupt transition to distance learning was accompanied by a number of serious problems associated with insufficient technical equipment, lack or poor training of both teachers and students to work in the new environment. These and many other problems undoubtedly put the entire education system at risk.
Key words: education, distance learning, teachers, students, pandemic, problems
Для цитирования: Дзюбан В.В. Online образование на волнах пандемии// Архонт, 2021. № 3 (24). С. 4-8.