Научная статья на тему 'Онлайн-сервисы для ведения бухгалтерского учета, как проявление цифровизации экономики: принципы, преимущества и недостатки'

Онлайн-сервисы для ведения бухгалтерского учета, как проявление цифровизации экономики: принципы, преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1917
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / онлайн-сервис / бухгалтерский учет / Небо / Мое дело / Контур.Бухгалтерия / Контур.Эльба / digitalization / online service / accounting / Sky / My business / Contour.Accounting / Contour.Elbe

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. С. Дмитриева

Цифровизация является одним из самых актуальных процессов, который затронул практически каждую сферу деятельности, это касается также бухгалтерского учета и отчетности. В статье предлагается рассмотреть разные виды онлайнсервисов для ведения бухгалтерского учета, которые больше всего используются в данный момент в России: «Небо», «Мое дело» и т.д. Также было произведено детальное сравнение каждого из них, выявлены преимущества и недостатки, на основе этого были сделаны определенные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE SERVICES FOR ACCOUNTING, AS A MANIFESTATION OF THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMY: PRINCIPLES, ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

Digitalization is one of the most urgent processes that has affected almost every area of activity, it also applies to accounting and reporting. The article proposes to consider different types of online services for accounting, which are most used at the moment in Russia: "Sky", "My business", etc. also, a detailed comparison of each of them was made, the advantages and disadvantages were identified, on the basis of which certain conclusions were drawn.

Текст научной работы на тему «Онлайн-сервисы для ведения бухгалтерского учета, как проявление цифровизации экономики: принципы, преимущества и недостатки»

ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ: ПРИНЦИПЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

А.С. Дмитриева1, студент

Научный руководитель: Т.Б. Турищева12, канд. экон. наук, доцент Российский экономический университет им. Плеханова 2Финансовый университет при правительстве РФ (Россия, г. Москва)

DO1: 10.24411/2411-0450-2019-11318

Аннотация. Цифровизация является одним из самых актуальных процессов, который затронул практически каждую сферу деятельности, это касается также бухгалтерского учета и отчетности. В статье предлагается рассмотреть разные виды онлайн-сервисов для ведения бухгалтерского учета, которые больше всего используются в данный момент в России: «Небо», «Мое дело» и т.д. Также было произведено детальное сравнение каждого из них, выявлены преимущества и недостатки, на основе этого были сделаны определенные выводы.

Ключевые слова: цифровизация, онлайн-сервис, бухгалтерский учет, Небо, Мое дело, Контур.Бухгалтерия, Контур.Эл ь ба.

Термин «цифровизация экономики» начал употребляться благодаря американскому информатику из Массачусетского университета, Николасу Негропонте. Это понятие подразумевает активное развитие информационно- коммуникационных технологий (ИКТ). Цифровизация экономики - это внедрение достижений науки и техники в экономическую сферу общества. Переход к цифровой информации призван был обеспечить улучшение качества жизни и эффективности функционирования экономики, а также всех ее составляющих таких как, менеджмент, бухгалтерский учет и отчетность, аудит, маркетинг и т.д. [2].

Цифровизация пришла на смену компьютеризации и информатизации, при которых использовались компьютеры и вычислительная техника для решения различных экономических задач. Цифровиза-ция имеет главное отличие от информатизации: она способна анализировать и прогнозировать, выбирая оптимальный способ решения самостоятельно.

Одним из проявлений цифровизации экономики является использование специализированных программ для ведения бухгалтерского учета. Все предприятия должны вести бухгалтерский учет соглас-

но ФЗ-402 «О бухгалтерском учете». Одни фирмы отдают предпочтение письменным источникам, таким как книги или журналы учета, другие - пытаются упростить себе работу и применяют продукты процесса цифровизации. Одним из них являют многочисленные программы, позволяющие облегчить и ускорить ведение бухгалтерского учета и отчетности.

Существует огромное количество платформ для ведения бухгалтерского учета. Они бывают платными (1С: Бухгалтерия, Бест, Парус-предприятие и др.) и бесплатными (Упрощенка, Инфо-предприятие и т.д.). Также они существуют в виде он-лайн-сервисов, основанных на хранении информации в облаке. Естественно, платные онлайн-сервисы располагают большим числом функций, чем бесплатные. Также платные инструменты позволяют не только вести документооборот, но и подготавливать готовые управленческие решения, основываясь на данных, внесенных в программу, что подтверждает проявление цифровизации. Поэтому большинство предпринимателей, впервые имеющих дело с бизнесом, отдают свое предпочтение платным бухгалтерским платформам, так как полезная функция, содержащаяся в

них, может значительно помочь начинающему предпринимателю.

Хотелось бы провести сравнение трех популярных онлайн-сервисов в России по ведению бухгалтерского учета:

- «Мое дело»

- «Небо»

- «Контур. Бухгалтерия»

Облачный сервис «Мое дело» уже функционирует в течение 11 лет и большинство пользователей остаются довольными данной платформой. Функционал позволяет вести бухгалтерию даже очень крупных предприятий. Подготовка и сдача всех необходимых отчетов в ПФР, ФНС и ФСС происходит автоматически через интернет. Счета и договора сервис формирует сам, достаточно один раз ввести ИНН контрагента и выбрать подходящий шаблон.

У данной платформы существует 2 решения: для тех, кто хочет сам вести бухгалтерию и кто желает обращаться за помощью к специальной команде бухгалтеров данного сервиса, по-другому это называют «бухгалтерским аутсорсингом». Для первого потребуется только следить за налоговым календарем и заносить данные по контрагентам и сотрудникам в сервис. Он в свою очередь будет загружать выписки из банка, напоминать об отчетных датах, рассчитывать налоги и зарплату, готовить отчеты и документы, как и любой обычный онлайн-сервис. Для второго - ставить задачи, присылать фотографии документов и приглядывать за состоянием дел в учете с помощью сервиса. Команда бухгалтеров будет оптимизировать и оплачивать налоги, сдавать отчетность, общаться с контролирующими ведомствами и готовить документы. Онлайн-сервис обменивается данными с крупными российскими банками: Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ, Тинь-кофф, Открытие, Промсвязьбанк и т.д. Также обмен ведется с другими сервисами для ведения бизнеса (Битрикс, Лайфпэй и

др.)

Также в сервисе существует товаро-учетная система, которая облегчает процесс учета товаров, сервис по подготовке документов для организации юридического лица или ИП, который является бес-

платным. Стоимость пользовательского пакета для розничной, оптовой торговли и онлайн-магазинов стартует от 1624 руб. в месяц [3]. Отдельное использование только интернет-бухгалтерии начинается от 417 руб. в месяц и меняется в зависимости от оборота в месяц, формы собственности предприятия, системы налогообложения и количества сотрудников.

В стартовом варианте интернет-бухгалтерии будут доступны следующие инструменты: расчет налогов и взносов, формирование и отправка отчетности в режиме онлайн, формирование первичных документов и выставление счетов, консультирование с помощью опытных экспертов. В итоге можно выделить несколько плюсов и минусов в данной онлайн-платформе:

Преимущества:

1. Достаточно продолжительный опыт работы на рынке со всеми размерами предприятий от малых до крупных

2. Собственная база нормативных актов, бланков и форм

3. Возможность получения консультации у квалифицированного специалиста, а также передача в его руки часть документарной работы

4. Работа с крупными российскими банками, что облегчает ряд операций по выгрузке выписок из них

5. Наличие пробной бесплатной версии для ознакомления с сервисом

6. Хранилища информации (DATA-центры) находятся заграницей, что делает практически нереальным кражу данных

Недостатки:

1. Множество различных пакетов услуг, в которых неопытный предприниматель может запутаться и, в итоге, выбрать не тот

2. Отсутствие СМС-информирования о факте сдачи отчетности - соответствующие уведомления приходят на e-mail

3. Необходимость единовременной оплаты годовой подписки

4. Рост стоимости услуг с каждым годом

5. Маленький тестовый период, который составляет 3 дня

Облачный сервис «Небо» предоставляет услуги уже почти 9 лет. Особенностью данной платформы является наличие бесплатного тарифа, которого нет у «Моего дела». Функционал сервиса значительно проще, чем у описанной выше платформы, так как «Небо» создано для малого бизнеса и учитывает его потребности в простом и доступном инструменте, для которого не требуется профильное высшее образование. Интеграция с банками небольшая, она включает в себя: Альфа-Банк, Тинькофф, Модуль Банк, Точка и Сфера. Но на сайте есть функция запроса интеграции с другим банком, что расширяет возможности сервиса. Учет осуществляется по УСН, ЕНВД, ОСН, но не по ПСН. Также не производится автозаполнение реквизитов по ИНН контрагента, как это возможно у «Моего Дела». Онлайн-бухгалтерия «Не-

Можно заметить, что у платформы «Небо» нет аналогичной товароучетной системы, как у сервиса «Мое дело», что является большим минусом. В итоге можно выделить несколько плюсов и минусов в данной онлайн-платформе:

Преимущества:

1. Продолжительный опыт работы на рынке.

2. Наличие бесплатного тарифа и низкая стоимость платных тарифов.

3. Малое количество тарифных пакетов, позволяющих быстро сориентироваться и выбрать подходящий.

4. Возможность использования услуги «бухобслуживания».

бо» имеет пробный период: 14 дней, что в разы больше чем у сервиса «Мое Дело».

На данной платформа также есть услуга «бухобслуживания», которая позволяет передать дела по ведению бухгалтерии профессиональному специалисту. В сервисе существуют тарифы «Тандем» и «Команда», которые отличаются друг от друга набором возможностей и стоимостью. «Команда» позволяет одному пользователю вести бухгалтерию нескольких юридических лиц в одно и то же время. За пользование «Тандемом» придется заплатить 500 рублей в месяц, за тариф «Команда» -3500 рублей [6]. Также существует дополнительная плата в размере 100 рублей за сдачу отчетов в ФНС и различные государственные фонды. Главные различия двух уже рассмотренных сервисов представлены в таблице.

5. Возможность делать отчеты по УСН, ОСН, ЕНВД и сдавать их в налоговую службу без формирования электронной подписи.

6. Наличие СМС-информирования о сдаче отчетов.

Недостатки:

1. Мало банков, с которыми интегрирован сервис.

2. Отсутствие системы учета товаров.

3. Недостаточное доверие к сервису, несмотря на долгий опыт работы.

4. Сервис может оказать бесплатно всего 2 консультации в месяц, а новые уже стоят отдельно от 500 руб. и выше, но в принципе для некоторых предприятий и этого количества будет достаточно.

Таблица 1. Сравнение сервисов «Небо» и «Мое дело» [8]

«Небо» «Моё дело»

Автозаполнение реквизитов по ИНН нет есть

Торговля и склад

Заказы нет есть

Управление ценами нет есть

Управление скидками нет есть

Учёт финансов нет есть

Контроль задолженности нет есть

Инвентаризация нет есть

Поиск / фильтры нет есть

Взаимоотношения с поставщиками нет есть

Резервирование товаров нет есть

Перемещение товаров нет есть

Отчёты и аналитика нет есть

5. Недостаточный набор функций для ведения отчетности крупных предприятий.

«Контур. Бухгалтерия» является одним из продуктов СКБ «Контур», который был основан еще в 2002 году и который занимается разработкой программного обеспечения. Недавно она была разделена на два отдельных сервиса: «Контур.Эльба» и «Контур.Бухгалтерия». В целом они похожи: интеграция с одинаковыми банками (Альфа-Банк, Тинькофф, Сбербанк, Банк Авангард, Локобанк, Точка и др.), учет УСН и ЕНВД, а также основные функции по ведению документооборота.

Но есть и некоторые различия. Пробный период на «Эльбе» - 30 дней, на «Бухгалтерии» - 14 дней. Также «Эльба» больше ориентирована на ИП при УСН, а «Бухгалтерия» - на небольшие ООО. Последним весомым отличием двух платформ является возможность учета ОСН в «Бухгалтерии» и ее отсутствие в «Эльбе».

В сервисе «Контур.Эльба» есть бесплатный пакет для подготовки нулевой отчетности, а сама стоимость начинается от 4900 руб в год только для ИП (тариф «эконом»), от 12000 руб в год для ИП без сотрудников и бизнес-задач ООО (тариф «бизнес»), от 18000 руб в год для ООО и ИП с сотрудниками (тариф «преми-ум») [9]. Оплата тарифов осуществляется или по кварталам, или же сразу за год.

В сервисе «Контур.Бухгалтерия» есть 4 тарифа: «Стандарт» от 8000 руб в год, который включает в себя бухгалтерский и налоговый учет, расчет зарплаты, отчетность без отправки, учет затрат по проектам, учет производства. На следующем тарифе «Комфорт» от 13800 в год прибавляется функция получения электронных документов и распознавание накладных в размере 1500 шт, в тарифе «Оптимальный» от 16800 руб в год добавляются новые инструменты: нормативная база, проверка контрагентов, валютный учет, финансовый анализ и отправка электронных документов в размере 300 шт. [4]. Самый же дорогой и безлимитный тариф «Максимальный» от 25200 руб. позволяет пользоваться всеми инструментами в неограниченном количестве. Но так как эти сервисы направлены на малый бизнес, то та-

риф «Максимальный» нерационален для малых предприятий, которым будет достаточно первых двух тарифов.

В целом невозможно отдать предпочтение одному из этих сервисов, так как каждый из них ориентирован на разные виды организационно-правовых форм. Поэтому объединяя их в 1 целое, можно выделить несколько достоинств и недостатков.

Преимущества:

1. Рациональное формирование пакетных тарифов, позволяющих быстро выбрать самый подходящий, но все же более удобный и понятный интерфейс у сервиса «Контур.Эльба»

2. Выделение двух онлайн-платформ, ориентированных на малый бизнес

3. Интеграция с большим количеством крупных и средних банков

4. Наличие продолжительного пробного периода для ознакомления с функционалом сервиса

5. напоминание по СМС и электронной почте о том, что надо сдать отчетности или уплатить налоги

Недостатки:

1. Невозможность ведение бухгалтерии крупного бизнеса.

2. Отсутствие у «Контур.Эльбы» УСН.

3. Отсутствие системы учета товаров.

4. Достаточно высокая цена средних тарифов у «Контур.Бухгалтерии» даже по сравнению с сервисом «Мое дело».

Сравнивая все вышеперечисленные платформы онлайн-бухгалтерии, можно выделить лидера - «Мое дело», потому что он предназначен, как и для малого бизнеса, так и для крупного, располагает большим функционалом, имеет высокую степень защиты информации. Даже несмотря на свой короткий пробный период и повышение цен на тарифы, данному сервису отдают предпочтение многие предприниматели. Но все же есть предприятия, которым такой набор инструментов вовсе не нужен, поэтому им стоит обратить внимание на платформы «Небо», «Кон-тур.Бухгалтерия» и «Контур.Эльба» и в зависимости от формы организации, располагаемых средств, функций и цены подобрать соответствующий тариф.

Библиографический список

1. Турищева Т.Б. Теория бухгалтерского учета. Учебник для бакалавров / Т.Б. Турищева. - М.: Юрайт, 2015. - 308 с.

2. Халин В. Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. -2018. - №10. - С. 46-63.

3. Интернет-бухгалтерия «Мое дело»: официальный сайт предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.moedelo.org/ (дата обращения: 22.11.2019)

4. Контур.Бухгалтерия - бухгалтерия и отчетность: официальный сайт предприятия. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.b-kontur.ru/

5. Мельников С. Деньги любят счет. Лучшие программы и сервисы для ведения бухучета. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zhazhda.biz/lifestyle/programmy-i-servisy-dlya-buhucheta (дата обращения: 23.01.2017).

6. Онлайн бухгалтерия «Небо»: официальный сайт предприятия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nebopro.rU/nebo-saas/#tarif

7. Соловьева. Е. Обзор бухгалтерских программ, используемых в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/obzor-bukhgalterskikh-programm-ispolzuemykh-v-rossii/#p1(дата обращения: 12.07.2019).

8. Сравнение «Небо» и «Мое дело»: официальный сайт предприятия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://startpack.ru/compare/nebo-online-accounting/moedelo-buh#i7f9qu86

9. «Контур.Эльба» — веб-сервис для ведения бизнеса: официальный сайт предприятия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://e-kontur.ru/

ONLINE SERVICES FOR ACCOUNTING, AS A MANIFESTATION OF THE DIGITALIZATION OF THE ECONOMY: PRINCIPLES, ADVANTAGES AND

DISADVANTAGES

A.S. Dmitrieva1, Student

Supervisor: T.B. Turishcheva L2, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor 1Plekhanov Russian University of Economics

Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. Digitalization is one of the most urgent processes that has affected almost every area of activity, it also applies to accounting and reporting. The article proposes to consider different types of online services for accounting, which are most used at the moment in Russia: "Sky", "My business", etc. also, a detailed comparison of each of them was made, the advantages and disadvantages were identified, on the basis of which certain conclusions were drawn.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: digitalization, online service, accounting, Sky, My business, Contour.Accounting, Contour.Elbe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.