Научная статья на тему 'Онлайн-платформы в системе современной международной цифровой торговли'

Онлайн-платформы в системе современной международной цифровой торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1475
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Management
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / ПЛАТФОРМЫ ТРАНЗАКЦИЙ / СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / DIGITAL TRANSFORMATION / DIGITALIZATION / GLOBAL REGULATION / INTERNATIONAL TRADE / NETWORK EFFECTS / ONLINE PLATFORMS / TRADE POLICY / TRANSACTION PLATFORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соснов Ф. Г., Пасько А. В.

На современном этапе развития международной торговли онлайн-платформы оказывают определяющее воздействие на ее развитие, поскольку появляются новые модели ведения бизнеса, на основе которых становится возможным существенно уменьшать предельные издержки и повышать производительность. Актуальность проблем, исследуемых в статье, возрастает по мере изменения формата международной торговли, когда в условиях рецессии необходимы новые инструменты повышения эффективности экспортно-импортных операций между странами. Теоретико-методологический каркас рассматриваемых аспектов включает зарубежные и отечественные исследования в области цифровизации и цифровой трансформации мировой экономики.В работе предпринята попытка концептуального обоснования и типологии онлайн-платформ и их значения в системе международного обмена. Показаны основные преимущества платформ трансграничных транзакций, сделан вывод, что атрибуты онлайн-платформ могут быть не уникальными и не специфическими, но именно их грамотная комбинация зачастую обусловливает интенсивный рост платформ.По мнению авторов, в современных условиях пандемии COVID-19 роль онлайн-платформ в международной торговле возрастает, причем это происходит как на национальном (через, например, растущее использование сервисов доставки), так и на международном уровнях (обеспечение работы систем международных платежей, или отдельных компонентов глобальных цепочек создания стоимости).В работе также рассмотрены подходы к глобальному регулированию онлайн-платформ. Установлено, что адаптация правил торговой политики, разрабатываемых на международном уровне по поводу деятельности онлайн-платформ, играет весьма важную роль, и одним из ключевых аспектов в данной связи является запрет тарифов на транзакции электронной торговли. По крайней мере, такого подхода придерживаются развитые страны. Однако развивающиеся страны его часто оспаривают, в качестве аргумента указывая на искажение правил справедливой международной конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE PLATFORMS IN THE SYSTEM OF MODERN INTERNATIONAL DIGITAL TRADE

At the present stage of the development of international trade, online platforms have a defining impact on its development, as new business models appear, on the basis of which it becomes possible to significantly reduce marginal costs and increase productivity. The relevance of the problems investigated in the article increases as the format of international trade changes, when in a recession, new tools are needed to raise the efficiency of export-import operations between countries. The theoretical and methodological framework of the considered aspects includes foreign and domestic studies in the field of digitalization and the digital transformation of the world economy.An attempt of the conceptual justification and typology of online platforms and their significance in the international exchange system has been made in the paper. The main advantages of cross-border transaction platforms have been shown, it has been concluded that the attributes of online platforms may not be unique or specific, but it is their competent combination that often determines the intensive growth of platforms. According to authors, in the current conditions of the pandemic COVID-19, the role of online platforms in international trade is increasing, and this happens both at the national (through, for example, the growing use of delivery services) and at the international level (ensuring the operation of international payment systems, or individual components global value chains). Approaches to the global regulation of online platforms also have been considered. It has been established that the adaptation of trade policy rules developed internationally regarding the activities of online platforms plays a very important role, and one of the key aspects in this regard is the prohibition of tariffs on electronic commerce transactions. At least, this approach is followed by developed countries. However, developing countries often challenge it, pointing to the distortion of fair international competition rules as an argument.

Текст научной работы на тему «Онлайн-платформы в системе современной международной цифровой торговли»

Онлайн-платформы в системе современной международной цифровой торговли

Получено: 30.04.2020 Одобрено: 08.06.2020 Опубликовано: 06.07.2020 УДК 339.94 JEL F01, F21, O31 DOI 10.26425/2658-3445-2020-2-63-69 Соснов Федор Геннадьевич

Кандидат экономических наук, заместитель исполнительного директора, Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Пасько Александр Владимирович

Кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

На современном этапе развития международной торговли онлайн-платформы оказывают определяющее воздействие на ее развитие, поскольку появляются новые модели ведения бизнеса, на основе которых становится возможным существенно уменьшать предельные издержки и повышать производительность. Актуальность проблем, исследуемых в статье, возрастает по мере изменения формата международной торговли, когда в условиях рецессии необходимы новые инструменты повышения эффективности экспортно-импортных операций между странами. Теоретико-методологический каркас рассматриваемых аспектов включает зарубежные и отечественные исследования в области цифровизации и цифровой трансформации мировой экономики.

В работе предпринята попытка концептуального обоснования и типологии онлайн-платформ и их значения в системе международного обмена. Показаны основные преимущества платформ трансграничных транзакций, сделан вывод, что атрибуты онлайн-платформ могут быть не уникальными и не специфическими, но именно их грамотная комбинация зачастую обусловливает интенсивный рост платформ.

По мнению авторов, в современных условиях пандемии COVID-19 роль онлайн-платформ в международной торговле возрастает, причем это происходит как на национальном (через, например, растущее использование сервисов доставки), так и на международном уровнях (обеспечение работы систем международных платежей, или отдельных компонентов глобальных цепочек создания стоимости).

В работе также рассмотрены подходы к глобальному регулированию онлайн-платформ. Установлено, что адаптация правил торговой политики, разрабатываемых на международном уровне по поводу деятельности онлайн-платформ, играет весьма важную роль, и одним из ключевых аспектов в данной связи является запрет тарифов на транзакции электронной торговли. По крайней мере, такого подхода придерживаются развитые страны. Однако развивающиеся страны его часто оспаривают, в качестве аргумента указывая на искажение правил справедливой международной конкуренции.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Глобальное регулирование, международная торговля, онлайн-платформы, платформы транзакций, сетевые эффекты, торговая политика, цифровизация, цифровая трансформация.

ЦИТИРОВАНИЕ

Соснов Ф.Г., Пасько А.В. Онлайн-платформы в системе современной международной цифровой торговли//E-Management. 2020. № 2. С. 63-69.

© Соснов Ф.Г., Пасько А.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная.

Online platforms in the system of modern international

digital trade

Received: 30.04.2020 Approved: 08.06.2020 Published: 06.07.2020 JEL F01, F21, O31 DOI 10.26425/2658-3445-2020-2-63-69 Sosnov Fedor

Candidate of Economic Sciences, Deputy Executive Director, Federal Fund for Social and Economic Support for Russian Cinematography,

Moscow, Russia

e-mail: [email protected]

Pasko Alexandr

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

ABSTRACT

At the present stage of the development of international trade, online platforms have a defining impact on its development, as new business models appear, on the basis of which it becomes possible to significantly reduce marginal costs and increase productivity. The relevance of the problems investigated in the article increases as the format of international trade changes, when in a recession, new tools are needed to raise the efficiency of export-import operations between countries. The theoretical and methodological framework of the considered aspects includes foreign and domestic studies in the field of digitalization and the digital transformation of the world economy.

An attempt of the conceptual justification and typology of online platforms and their significance in the international exchange system has been made in the paper. The main advantages of cross-border transaction platforms have been shown, it has been concluded that the attributes of online platforms may not be unique or specific, but it is their competent combination that often determines the intensive growth of platforms. According to authors, in the current conditions of the pandemic COVID-19, the role of online platforms in international trade is increasing, and this happens both at the national (through, for example, the growing use of delivery services) and at the international level (ensuring the operation of international payment systems, or individual components global value chains). Approaches to the global regulation of online platforms also have been considered. It has been established that the adaptation of trade policy rules developed internationally regarding the activities of online platforms plays a very important role, and one of the key aspects in this regard is the prohibition of tariffs on electronic commerce transactions. At least, this approach is followed by developed countries. However, developing countries often challenge it, pointing to the distortion of fair international competition rules as an argument.

KEYWORDS

Digital transformation, digitalization, global regulation, international trade, network effects, online platforms, trade policy, transaction platforms.

FOR CITATION

Sosnov F.G., Pasko A.V. Online platforms in the system of modern international digital trade (2020) E-Management, 3 (2), pp. 63-69. DOI 10.26425/2658-3445-2020-2-63-69

© The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

П од онлайн-платформами часто принято понимать целый комплекс услуг, которые доступны в сети «Интернет» (далее - Интернет), поэтому они могут включать социальные сети, поисковые системы, магазины приложений и креативного контента, платежные системы и торговые площадки. Также в формате онлайн-плат-форм функционируют различные компании в экономике совместного использования или гиг-экономике, представляя собой «сервисы, упрощающие взаимодействие между группами пользователей (между компаниями и физическими лицами)» [OECD, 2019, p. 20]. В целом, все современные онлайн-платформы можно назвать субъектами международной торговли. При этом принято отличать онлайн-платформы от цифровых экосистем, поскольку последние предполагают комбинацию в экосистеме платформ, операционных систем, программного обеспечения, приложений, и все указанные субъекты взаимодействуют между собой и не обязательно принадлежат одной компании. Связь компонентов в цифровых экосистемах обеспечивается данными, совместное использование которых может расширять экосистему за счет более широкого вовлечения клиентов.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ И ТИПОЛОГИИ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Идеи платформ не являются новыми, поскольку задолго до появления онлайн-платформ существовал целый институт посредников в международной торговле [Смирнов, Смагулова, 2011; Щенин, Поляков, 2013]. Последние осуществляли свою деятельность офлайн, при этом роль посредничества мало изменилась в последние десятилетия [Кириллов, 2009]. Одной из функций нынешних онлайн-платформ также является посредничество в международном обмене на основе снижения операционных издержек, но также сами он-лайн-платформы акцентируются на регулировании рынка, установлении четких правил взаимодействия поставщиков, производителей и потребителей. Такая строгая регламентация обеспечивает стабильность международной торговли на платформах и способствует привлечению новых клиентов. Сама же онлайн-торговля на платформах уже давно включает не только торговлю товарами, но также охватывает услуги, доставляемые онлайн, транзакции между отдельными компаниями, поэтому онлайн-платформы обеспечивают функционирование и трансформацию многих глобальных цепочек поставок [Смирнов, 2018]. Кроме того, многие онлайн-платформы обеспечивают свою эффективность посредством использования информации своих пользователей, внедряя инновации и новые услуги. Еще одним важным аспектом является искажение правил конкуренции, поскольку цены на платформах зафиксированы поставщиками товаров/услуг и не могут быть ниже, чем на платформах.

В настоящее время в зарубежной и отечественной библиографии нет единого мнения, какие платформы считать онлайн-платформами международной торговли. Так, ближе всего к последним стоят транзак-ционные платформы, осуществляющие международный обмен (например, Alibaba, eBay). При этом вовсе не обязательно, чтобы услуги на этих платформах предоставлялись на платной основе: иногда это происходит бесплатно, а монетизация данных осуществляется позднее, в результате коммерческого использования. Среди транзакционных платформ выделяются некоторые подклассы с ярко выраженной специализацией: собственно платформы электронной торговли, взимающие комиссию с продавцов товаров/услуг; рекламные онлайн-платформы, получающие основной доход от рекламы (например, Google), но также способные торговать услугами в международном масштабе; интенсивно развивающиеся продуктовые платформы; облачные платформы, владельцами которых являются крупные транснациональные компании (хотя они могут быть и независимыми) для того, чтобы успешно конкурировать с компаниями-техно-логическими гигантами.

Необходимо отметить, что онлайн-платформы, осуществляющие транзакции, представляют собой большинство, однако, как правило, их рыночная капитализация невысока. Крупные интегрированные платформы типа Apple являются комплексными платформами, комбинирующими в себе признаки как инновационной, так и транзакционной платформы (более подробно классификация платформ проработана в трудах П. Эван-са и А. Гавье [Ewans, Gawer, 2016]). При этом весьма динамично развиваются так называемые гиг-платформы, которые являются элементом экономики совместного использования (англ. sharing economy). На одной стороне платформ такого типа находятся клиенты, а на другой - предоставляемые услуги (например,

Booking.com). Основной принцип, лежащий в основе гиг-платформ - установление доверия, которое упрощает операции по предоставлению услуг (например, за счет рейтингов гостиниц и прочих объектов размещения). Эффективность этих платформ зависит от большого числа видов услуг, гибкости ценообразования, уровня коллаборации.

ПРЕИМУЩЕСТВА И ПОСЛЕДСТВИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБМЕНА

Взрывной рост и развитие онлайн-платформ обусловлены их общеизвестными преимуществами:

- наличием сетевых эффектов, обусловливающих рост полезности платформы за счет присоединения к ней все большего числа пользователей;

- возможностью масштабирования без массы, то есть без наличия сколь-нибудь значимых материальных активов;

- панорамностью и глобальностью охвата, то есть возможностью наращивания присутствия на зарубежных рынках без физического проникновения на них;

- использованием большого набора данных пользователей, что позволяет оптимизировать предоставление услуг;

- подрывными инновациями и пр.

Современные мировые рынки товаров и услуг уже не могут функционировать без онлайн-платформ, поскольку за счет них в оборот международной торговли вовлекаются новые товары и услуги. С точки зрения международной мобильности факторов производства, у онлайн-платформ есть несколько преимуществ. Так, в контексте ценообразовании на мировых рынках электронной торговли онлайн-платформы способствуют тому, что не позволяют реализовать позицию монополиста и устанавливать высокие цены (это достигается за счет специфики и разнообразия самих онлайн-платформ). Также онлайн-платформы повышают доверие бизнеса и инвесторов, что способствует международному движению капитала и экономическому росту стран в целом. В пользу международной мобильности труда как фактора производства свидетельствует также тот факт, что на основе онлайн-платформ упрощается занятость [Рудяк, Мога, 2020], что будет в целом способствовать также снижению безработицы в масштабах мировой экономики.

Стимулирующая роль онлайн-платформ в развитии международной торговли заключается не только в их механизмах, действующих аналогично транснациональным компаниям. В ряде случаев трансграничные онлайн-платформы могут облегчать выход других компаний на зарубежные рынки без необходимости открытия там собственных розничных предприятий или производств. Поэтому можно с уверенностью констатировать, что онлайн-платформы способствуют росту предложения товаров/услуг и факторов производства, а также расширяют доступ к ним для всех желающих. Последнее также обеспечивает рост международного оборота товаров и услуг. Для иллюстрации этих тенденций можно привести пример, когда 300 тыс. сторонних продавцов на платформе Amazon являются экспортерами товаров из США, при этом большинство этих продавцов были малыми и средними предприятиями. Таким образом, в отличие от классического восприятия, компаниям не обязательно быть глобальными игроками для участия в международной торговле.

Другим примером может быть приложение AppStore корпорации Apple, осуществляющее международные транзакции между разработчиками и потребителями в любой точке мира, и это также стимулирует международный обмен. Простота таких транзакций ведет к росту спроса на приложения, и, как следствие, возрастает продуктовое разнообразие, растут объемы продаж и производительность. Могут иметь место и косвенные сетевые эффекты, когда в результате роста популярности мобильной операционной системы iOS вырос спрос на приложения и мобильные телефоны.

С точки зрения спроса, вследствие развития онлайн-платформ возникли новые модели потребления, стимулировавшие «аналоговыми» (не цифровыми) товарами и услугами. В частности, в отличие от традиционных потребителей, онлайн-потребители более активны, то есть они дают оценки и обзоры, формируя рейтинг товара. В итоге одноранговые партнеры и транзакции бросают вызов традиционным системам защиты прав потребителей.

Следует, однако, отметить, что ключевые онлайн-платформы принадлежат крупным компаниям из развитых стран, что уже ограничивает развитие цифровой экономики в странах третьего мира. Некоторые развивающиеся страны достигли определенного прогресса в развитии местных онлайн-стартапов, которые специализируются на определенных цифровых компетенциях, например, обеспечивая внедрение местных мобильных приложений, платежных систем. Однако все больше проявляется зависимость этих стартапов от антиконкурентного поведения глобальных онлайн-платформ, что в целом в очередной раз подчеркивает складывающуюся неравномерность цифрового развития и технологический разрыв между развитыми и развивающимися странами [Смирнов, Лукьянов, 2019Ь]. Имеется также справедливая точка зрения о том, что использование платформ развивающимися странами будет создавать дополнительные эффекты для развития малого и среднего цифрового предпринимательства, а также развитию национальных цифровых экосистем.

В перспективе роль онлайн-платформ в мировой торговле будет усиливаться за счет еще большего упрощения транзакций и совершенствования инфраструктуры платформ, что будет способствовать качественной модернизации и снижению издержек международного обмена. Очевидно, в результате пандемии СОУГО-19 произойдет перенастройка как глобальных цепочек поставок, так и платформ, что будет обеспечивать их положительный вклад в рост мировой экономики. Однако, совокупный положительный эффект развития онлайн-платформ представляется нам дифференцированным и будет зависеть от степени цифровизации экономик тех или иных стран.

КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ МНОГОСТОРОННЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Общеизвестно, что в последние десятилетия важнейшей задачей многостороннего регулирования международной торговли стало обеспечение ее большей открытости и либерализации, которые отчасти достигаются многофакторностью сделок, осуществляемых на онлайн-платформах. Например, чтобы заказать электронную книгу, необходим доступ к сайту ее владельца, который, в свою очередь, зависит от государственного регулирования этого доступа путем различных барьеров (например, нетарифных барьеров). В данной связи недостаточно иметь простой доступ к Интернету, в частности, ввиду дороговизны доставки товаров. Поэтому инфраструктура международной торговли на онлайн-платформах предполагает комплекс сделок, связанный с основной транзакцией, и зависимость широкого круга поставщиков, производителей и потребителей друг от друга. Вообще, открытость сделок и указанная «связанность» субъектов имеет важное значение в условиях цифровизации, и данный аспект широко освещается в современной литературе [Смирнов, Лукьянов, 2019а; Casalini й а1., 2019].

В разработке правил по управлению онлайн-платформами на государственном уровне важным аспектом является регулирование услуг, роль которых в международной торговле продолжает возрастать. В этой связи методические принципы Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) определяют барьеры, ограничивающие многосторонний обмен услугами, ключевыми из которых названы ограничения онлайн-пла-тежей и транзакций, а также доступ к инфраструктуре широкополосной связи [Ferencz, 2019]. Это особенно важно, что многие государства уже создают искусственные барьеры для глобальных онлайн-платформ.

Современная практика регулирования торговли на международном уровне пока еще не вполне способна учитывать свободное перемещение товаров и услуг между национальными границами, в частности, посредством онлайн-платформ. Не сложилось единого многостороннего подхода по поводу применения режима наибольшего благоприятствования в отношении услуг и данных, перемещаемых цифровыми способами, то есть с участием платформ.

В результате все большей цифровизации необходимо продолжать адаптировать антимонопольное регулирование стран к тому, что рынки и бизнес-модели в результате развития онлайн-платформ радикально изменяются. В частности, это касается регулирования цен, поскольку ценообразование на платформах может быть персонализированным, а некоторые услуги и вовсе могут оказаться бесплатными. Некоторые развивающиеся страны придерживаются политики протекционизма и могут устанавливать ограничения на круг товаров, которые могут продаваться на онлайн-платформах в их странах. Это отражает, с одной стороны, отсутствие консенсуса среди стран по поводу многостороннего регулирования цифровой

торговли, а с другой - необходимость пересмотра форматов уже действующих региональных преференциальных торговых соглашений между странами. Для развивающихся стран необходима такая политика развития онлайн-платформ, которая способствовала бы поддержке национальных экспортеров и снижению зависимости от импорта, а также обеспечивала доступ этих стран к наиболее конкурентоспособным платформам развитых стран.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Кириллов В.Н. (2009). Роль инновационных факторов в повышении конкурентоспособности российских предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. № 6. С. 67-71.

Рудяк А.С., Мога И.С. (2020). Влияние организации цифрового рабочего пространства на эффективность деятельности международных компаний // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства: Материалы III Международного научного форума, Москва, 9-10 декабря 2019 г. М.: Изд. дом ГУУ С. 39-46.

Смирнов Е.Н. (2018).Эволюция инновационного развития и предпосылки цифровизации и цифровых трансформаций мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. Т. 8. № 4. С. 553-564.

Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. (2019a). Оценка трансформирующего воздействия глобальных цепочек создания стоимости на международную торговлю // Управленец. Т. 10. № 3. С. 36-46.

Смирнов Е.Н., Лукьянов С.А. (2019b). Формирование и развитие глобального рынка систем искусственного интеллекта // Экономика региона. Т. 15. № 1. С. 57-69.

Смирнов Е.Н., Смагулова С.М. (2011). Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран). Практикум: учебное пособие. М.: Кнорус. 313 с. ISBN: 978-5-406-00561-3.

Щенин Р.К., Поляков В.В.(2013).Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров. М.: Юрайт. 446 с.

Casalini F.,López G. J., Mo'isé E.(2019). Approaches to market openness in the digital age / OECD Trade Policy Papers. No. 219. Paris: OECD Publishing. 18 p.

Evans P., Gawer A. (2016). The rise of the platform enterprise: A global survey / The Centre for Global Enterprise, New York. 29 p.

Ferencz J.(2019). The OECD Digital Services Trade Restrictiveness Index / OECD Trade Policy Paper. No. 221. Paris: OECD Publishing. 21 p.

OECD (2019). An introduction to online platforms and their role in the digital transformation. Paris: OECD Publishing. 21 p. REFERENCES

Casalini F., López G. J. and Moi'sé E. (2019), Approaches to market openness in the digital age, OECD Trade Policy Papers, no. 219, OECD Publishing, Paris.

Evans P. and Gawer A. (2016), The rise of the platform enterprise: A global survey, The Centre for Global Enterprise, New York.

Ferencz J. (2019), The OECD Digital Services Trade Restrictiveness Index,OECD Trade Policy Paper. no. 221, OECD Publishing, Paris.

Kirillov V.N. (2009), "The role of innovative factors in increasing the competitiveness of Russian enterprises" ["Rol' innovat-sionnykh faktorov v povyshenii konkurentosposobnosti rossiiskikh predpriyatii"], Russian Foreign Economic Journal [Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik], no. 6, pp. 67-71. [In Russian].

OECD (2019), An introduction to online platforms and their role in the digital transformation, OECD Publishing, Paris.

Rudyak A.S. and Moga I.S. (2020), "The impact of digital workspace organization on the performance of international companies" ["Vliyanie organizatsii tsifrovogo rabochego prostranstva na effektivnost' deyatel'nosti mezhdunarodnykh kom-panii"], Step into future: artificial intelligence and digital economy. Smart Nations: Economics of digital equality: Proceedings of the III International scientific forum [Shag v budushchee: iskusstvennyj intellekt i tsifrovaya ekonomika. Smart Nations: ekonomika tsifrovogo ravenstva: Materialy III Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma], Izd. dom GUU, Moscow, pp. 39-46. [In Russian].

Schenin R.K. and Polyakov V.V. (2013), World economy and international economic relations [Mirovaya ekonomika i mezh-dunarodnye ekonomicheskie otnosheniya], Urait, Moscow. [In Russian].

Smirnov E.N. (2018), "Evolution of innovative development and prerequisites for digitalization and digital transformation of the world economy" ["Evolyutsiya innovatsionnogo razvitiya i predposylki tsifrovizatsii i tsifrovykh transformatsii mirovoi ekonomiki"], Russian Journal of Innovation Economics [Voprosy innovatsionnoi ekonomiki], no. 8 (4) pp. 553-564. [In Russian].

Smirnov E.N. and Luk'yanov S.A. (2019a), "Assessment of the transformative impact of global value chains on international trade" ["Otsenka transformiruyushchego vozdeistviya global'nykh tsepochek sozdaniya stoimosti na mezhdunarodnuyu tor-govlyu"], The Manager [Upravlenets], no. 10 (3), pp. 36-46. [In Russian].

Smirnov E.N. and Luk'yanov S.A. (2019b), "Formation and development of the global market of systems and technologies of artificial intelligence" ["Formirovanie i razvitie global'nogo rynka sistem iskusstvennogo intellekta"], Economy of Region [Ekonomika regiona], no. 15 (1), pp. 57-69. [In Russian].

Smirnov E.N. and Smagulova S.M. (2011), Introduction to the course of the world economy (economic geography offoreign countries). Workshop: tutorial [Vvedenie v kurs mirovoi ekonomiki (ekonomicheskaya geografiya zarubezhnykh stran). Praktikum: uchebnoeposobie], Knorus, Moscow. [In Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.