Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: К ВОПРОСУ О СОВМЕСТНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ'

ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: К ВОПРОСУ О СОВМЕСТНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-КУРС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Линская Юлия Владимировна, Суязов Вячеслав Валерьевич

Развитие системы онлайн-образования в Российской Федерации значительно ускорилось с началом пандемии COVID-19, что потребовало со стороны публичной власти незамедлительной реакции. При этом существенно возросла роль онлайн-курсов как формы освоения образовательных программ высших учебных заведений, которая позволяет в дистанционной форме обеспечивать непрерывность процесса обучения с учетом введенных с начала пандемии ограничений. Между тем процесс цифровизации начался задолго до 2020 г., что можно увидеть на примере принятых ранее государственных стратегических программ в области образования, в которых не последнюю роль играет онлайн-образование. Несмотря на широкое распространение онлайн-курсов, все еще существуют проблемы юридического и организационного характера, решение которых на федеральном уровне позволит более эффективно обеспечить реализацию конституционного права граждан на качественное и доступное образование. Для решения этих проблем в статье предлагается принцип совместного использования вузами государственного имущества, созданного за счет бюджетных средств, который должен подкрепляться соответствующим правовым регулированием со стороны органов государственной власти федерального и регионального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Линская Юлия Владимировна, Суязов Вячеслав Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE EDUCATION: ON THE JOINT USE OF STATE PROPERTY BY RUSSIAN UNIVERSITIES

The development of online education system in the Russian Federation has accelerated significantly with the onset of the COVID-19 pandemic, which required an immediate response from the public authorities. Online courses as a form of educational programs at universities allows for the continuity of the learning process in a remote form due to the restrictions imposed since the beginning of the pandemic. The process of digitalization began long time before 2020, with the adoption of the state strategic programs in the field of education, in which online education plays an important role. Despite a widespread use of online courses there remain problems of a legal and organizational nature. The solution of such problems at the federal level will ensure a more effective implementation of the constitutional right of citizens to get quality and affordable education. To solve these problems the article proposes the principle of joint use of state property by universities which is created at the expense of budgetary funds and supported by appropriate legal regulation on the part of the state authorities at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ: К ВОПРОСУ О СОВМЕСТНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА РОССИЙСКИМИ ВУЗАМИ»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК: 378 1БЬ: 1280

ондайн-образобанме: к вопросу о совместном использовании государственного имущества российскими вузами

Ю. В. Линская, В. В. Суязов

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9

Для цитирования: Линская Ю. В., Суязов В. В. 2022. Онлайн-образование: к вопросу о совместном использовании государственного имущества российскими вузами. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 21 (2): 314-324. http://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2022.207

Развитие системы онлайн-образования в Российской Федерации значительно ускорилось с началом пандемии СОУШ-19, что потребовало со стороны публичной власти незамедлительной реакции. При этом существенно возросла роль онлайн-курсов как формы освоения образовательных программ высших учебных заведений, которая позволяет в дистанционной форме обеспечивать непрерывность процесса обучения с учетом введенных с начала пандемии ограничений. Между тем процесс цифровизации начался задолго до 2020 г., что можно увидеть на примере принятых ранее государственных стратегических программ в области образования, в которых не последнюю роль играет онлайн-образование. Несмотря на широкое распространение онлайн-курсов, все еще существуют проблемы юридического и организационного характера, решение которых на федеральном уровне позволит более эффективно обеспечить реализацию конституционного права граждан на качественное и доступное образование. Для решения этих проблем в статье предлагается принцип совместного использования вузами государственного имущества, созданного за счет бюджетных средств, который должен подкрепляться соответствующим правовым регулированием со стороны органов государственной власти федерального и регионального уровней.

Ключевые слова: онлайн-курс, образовательная система, онлайн-образование, высшие учебные заведения, государственное имущество, цифровизация образования, программы стратегического академического лидерства.

ббеденме

С начала действия в 2020 г. ограничений, вызванных распространением коро-навирусной инфекции, отечественная система высшего образования существенно перестроилась, чтобы с учетом всех обстоятельств обеспечить конституцион-

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2022

ное право граждан на качественное и доступное высшее образование. одним из краеугольных камней нового порядка обучения при реализации образовательных программ стало массовое использование онлайн-курсов. вместе с тем при всех выделяемых в литературе преимуществах [Трикоз, 2020, с. 828; Gazzini, 2016, p. 977] и недостатках [Сальников, 2022, с. 262; Wagner, 2018] сфера онлайн-образо-вания требует особого внимания и регулирования со стороны публичной власти.

С одной стороны, в общем контексте цифровизации сферы образования разработка и внедрение в учебный процесс онлайн-курсов несомненно важный, а возможно, один из главнейших способов обеспечить доступное и качественное высшее образование в рамках всей вузовской системы. С другой стороны, для создания онлайн-курса требуется значительный объем финансирования, доступ к современным технологиям и кадровые ресурсы, поэтому широкое распространение получили конкурсы, проводимые министерством науки и высшего образования российской Федерации с последующим представлением средств бюджета на разработку онлайн-курсов. Как представляется, публичная власть должна не только контролировать расход выделенных средств, но и создать единый организационно-правовой механизм использования подготовленных таким образом онлайн-курсов, который в настоящее время отсутствует. Цель настоящей статьи — выявить возникающие в связи с этим на практике проблемы и предложить способы их решения с учетом принципа совместного использования вузами государственного имущества.

Статья состоит из введения, трех разделов основной части и заключения. в первом разделе рассматривается понятие онлайн-курса, приводятся связанные с этим дискуссионные моменты, до настоящего времени не получившие решения в действующем законодательстве. во втором разделе речь идет о развитии он-лайн-образования в программах академического планирования и о вопросах совместного использования вузами россии онлайн-курсов, разработанных за счет средств государственного бюджета. в третьем разделе на примере опыта Санкт-петербургского государственного университета рассмотрен принцип совместного использования государственного имущества вузами российской Федерации в части предоставления открытого доступа к онлайн-курсам, разработанным за счет использования бюджетных средств. в заключении предложены способы решения ситуации с предоставлением доступа к онлайн-курсам для студентов всех государственных вузов россии.

ПОНЯТИЕ ОНЛАЙН-КУРСА

понятие «онлайн-курс» недостаточно четко раскрывается на уровне федерального законодательства. в частности, в ст. 16 Федерального закона «об образовании в российской Федерации»1 «реализация образовательных программ с применением

1 об образовании в российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Фз (в редакции от 11 июня 2022 г.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?yscl id=l58sf1hu4p154261247/ (дата обращения: 12.06.2022).

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» речь идет только о дистанционных образовательных технологиях как таковых, а в ст. 2, где содержится понятийный аппарат, онлайн-курсы также не упоминаются. В абз. 4 п. 3 Положения о Государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации2, онлайн-курс понимается как учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций, образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения.

Понятие «онлайн-курс» раскрывается и в локальном нормативном регулировании организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Так, согласно Порядку применения в СПбГУ электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, учета результатов освоения онлайн-курсов, онлайн-курс представляет собой обучающий курс, размещенный в сети «Интернет», включающий в себя совокупность дидактических, справочно-методических и контрольно-измерительных материалов, сценарных компонентов, коммуникативных и вспомогательных инструментов, освоение которого осуществляется в интерактивной форме с использованием электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий, включенный в учебный план образовательной программы и находящийся в зоне доступа обучающегося в период изучения, указанный в учебном плане3. О юридической природе онлайн-курсов в научной литературе ведется дискуссия [Хуршудян, Соловьев, 2020], включая такие вопросы, как: определение понятия «онлайн-курс» при использовании в образовательном процессе в качестве образовательных или информационных услуг; выплата роялти авторам онлайн-курса; характер взаимодействия образовательной платформы, где размещается курс, и образовательной организации, которая обладает правами на его использование [Филиппова, 2020, с. 79], и т. д.

С точки зрения использования онлайн-курсов в образовательном процессе также существует неопределенность при их внедрении в учебные планы — это возможно как в виде зачета освоенного онлайн-курса в качестве одного из учебных курсов, так и в ходе частичного освоения учебной дисциплины очно в классической форме и частично в ходе освоения онлайн-курса или даже как источника для самостоятельной подготовки. При этом их применение может быть осложнено международным законодательством в случае использования онлайн-курсов,

2 Положение о Государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда». Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1836. URL: http://government.ru/docs/all/130930/ (дата обращения: 01.04.2022).

3 Об утверждении Порядка применения в СПбГУ электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, учета результатов освоения онлайн-курсов. Приказ СПбГУ от 8 апреля 2019 г. № 3201/1. URL: https://spbu.ru/sites/default/files/20190408_3201_1.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

созданных в других юрисдикциях [Пашков, Пашкова, Старостенко, 2022, с. 90]. Отдельного внимания заслуживает вопрос о доступности онлайн-курсов лицам с ограниченными возможностями здоровья и создание для этого необходимой нормативно-правовой базы [Косова, 2020].

Можно сделать вывод, что онлайн-курс с точки зрения отечественного образовательного права понимается как форма реализации образовательной программы, а также как объект интеллектуальной собственности, используемый в образовательном процессе. При этом электронное содержание онлайн-курса может быть самым разным, но непременно присутствуют видеозапись лекций и практических занятий, а также интерактивные методы общения, включающие получение и выполнение заданий, индивидуальное или групповое консультирование и обсуждение, промежуточный и итоговый контроль усвоения знаний и овладения умениями и навыками [Шевелева, 2016, с. 181].

онлайн-образование в программах стратегического планирования

Неопределенность статуса онлайн-курсов — актуальный вопрос в связи с их массовым применением и тенденцией образования на цифровизацию [Корнеев, 2021]. В докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2020 г. было отдельно отмечено, что за отчетный период для обеспечения образовательного процесса на всех уровнях образования в сжатые сроки массово внедрялись электронное обучение и дистанционные образовательные техноло-гии4. В целом данные виды деятельности отвечают не только сложившейся обстановке, но и Государственной программе РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 29 марта 2019 г.5, в которой широкое внедрение онлайн-техно-логий и обеспечение доступа к онлайн-курсам обозначены в качестве ключевых задач для развития системы отечественного образования.

Согласно паспорту приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», к 2025 г. поставлена цель увеличить число обучающихся, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек. Количество самих онлайн-курсов к этому сроку должно составить не менее 4 тыс.6

4 Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования за 2020 год. С. 12. URL: static.government.ru/media/files/GYRyAxoqmjgpAxer8PRuu2zMB9NBFAa9.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

5 Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377. URL: http://static.government.ru/media/files/AAVpU2sDAvMQkIHV20ZJZc3MDqcTxt8x.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

6 О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда». Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1836. URL: http://government.ru/docs/all/130930// (дата обращения: 01.04.2022).

В рамках Федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», утвержденного Постановлением Правительства РФ в 2019 г.7, на разработку онлайн-курсов ежегодно предоставляются субсидии из средств федерального бюджета. В условиях действия коронавирусных ограничений использование различных средств дистанционного обучения, включая разработку и внедрение онлайн-курсов, представлялось одним из наиболее рациональных вариантов обеспечения непрерывности образовательного процесса, но данная позитивная мера на практике вызывает ряд важных вопросов. В частности, до настоящего времени на законодательном уровне не урегулирован порядок совместного использования государственными вузами онлайн-курсов, разработанных за счет бюджетных средств.

Следует подчеркнуть, что данный вопрос лишь малая часть общей проблемы, связанной с отсутствием утвержденного порядка совместного использования вузами государственного имущества. В настоящее время ситуация частично решается за счет налаживания горизонтальных связей между отдельными высшими учебными заведениями путем заключения договоров, но при этом со стороны федеральной власти отсутствует какое-либо нормативное регулирование порядка использования вузами публичных ресурсов, созданных за счет средств бюджета, что отмечалось ранее в отдельных научных публикациях [Белов, Линская, Кропачев, 2020; Белов, Соловьев, Суязов, 2021] и в ходе публичных дискуссий8. Обращает на себя внимание тот факт, что при создании онлайн-курсов за счет средств бюджета права на их использование, как правило, остаются у вузов-разработчиков. При этом правила использования таких онлайн-курсов определяются самими разработчиками, которые в условиях конкуренции преследуют в первую очередь собственные интересы, что затрудняет их использование другими государственными вузами.

принцип совместного использования вузами государственного имущества

Рассмотрим конкретную проблему. В марте 2020 г. были установлены корона-вирусные ограничения9, что привело к массовому переводу обучающихся вузов на дистанционный формат освоения образовательных программ. Руководство

7 Федеральный проект «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. № 1876. URL: http://static.government.ru/media/files/W5f9opD9OoC9gU6ll8j0sjWBoAua5ib X.pdf (дата обращения: 01.04.2022).

8 Представители ведущих вузов России обсудили инициативы, направленные на развитие материально-технической базы университетов. 12.11.2021. Официальный сайт СПбГУ URL: https:// alu.spbu.ru/announces-news/predstaviteli-vedushchih-vuzov-rossii-obsudili-iniciativy-napravlennye-na/ (дата обращения: 01.04.2022).

9 Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397. URL: https://base.garant.ru/73745128/?ysclid=l58h8diosb387180904 (дата обращения: 01.04.2022).

министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее — минобрнауки России) было вынуждено обратиться к вузам с просьбой открыть бесплатный свободный доступ к онлайн-курсам, разработанным за счет средств государственного бюджета10. На данную просьбу вузы постепенно откликнулись, причем некоторые из них настойчиво говорили о необходимости выделения дополнительного бюджетного финансирования «на покрытие выпадающих доходов» от предоставления студентам других вузов доступа к этим курсам на платной основе, так как единый порядок использования онлайн-курсов, созданных за счет бюджетных средств, до сих пор не разработан.

Необходимо отметить, что Санкт-Петербургский государственный университет еще до обращения Минобрнауки России в марте 2020 г. первым из российских вузов открыл бесплатный доступ к своим онлайн-курсам для всех обучаю-щихся11. В результате помимо слушателей из СПбГУ более 13 тыс. студентов из 89 вузов России в период социальной изоляции смогли пройти обучение по необходимым дисциплинам и перезачесть их в своем учебном заведении, не подвергая здоровье дополнительным рискам [Старостенко, Власова, 2021, с. 307].

В январе 2022 г. Министерство науки и высшего образования РФ снова направило руководству вузов письмо с просьбой открыть бесплатный доступ к своим онлайн-курсам, разработанным за счет государственных средств. Данный факт дополнительно подчеркивает актуальность проблемы совместного пользования таким имуществом, которая могла бы решиться путем издания на федеральном уровне специального нормативного акта, на основании положений которого все отечественные вузы получили бы возможность использовать созданное за счет бюджетных средств государственное имущество, находящееся в ведении любой другой образовательной организации. При этом в зависимости от обстоятельств и условий вузы могли бы регулировать отдельные положения посредством заключения между собой договора, предусматривающего особенности совместного использования государственного имущества.

Как уже упоминалось выше, установление единого порядка совместного использования актуально не только для онлайн-курсов, но и для другого имущества, например общежитий, научного оборудования, спортивных комплексов, методических материалов и т. д., о чем ранее писали С. А. Белов, Ю. В. Линская и Н. М. Кропачев [Белов, Линская, Кропачев, 2020, с. 153].

В настоящее время в отношении Российской Федерации введено значительное число неправомерных ограничений со стороны других государств, междуна-

10 Ведущие вузы открыли бесплатный доступ к онлайн-курсам для студентов. 16.03.2020. Официальный сайт Минобрнауки России. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ ID=21638 (дата обращения: 10.03.2022).

11 О предоставлении открытого доступа к электронным образовательным ресурсам СПбГУ всем обучающимся образовательных организаций высшего образования Российской Федерации. Приказ и. о. первого проректора по учебной и методической работе СПбГУ от 14 марта 2020 г. № 1915/1-А. URL: https://spbu.ru/news-events/novosti/o-svobodnom-i-besplatnom-dostupe-k-elektronnym-obrazovatelnym-resursam-spbgu (дата обращения: 10.03.2022).

родное взаимодействие объективно сокращается, что ставит перед государственной властью и всей системой отечественного высшего образования новые задачи. Кроме того, что в отношении российских граждан, обучающихся за рубежом, многие иностранные вузы принимают необоснованные и политизированные решения об исключении их из числа студентов по признаку гражданства, отечественная система высшего образования столкнулась и с другими проявлениями дискриминации, например с исключением российских вузов из ежегодных рейтингов международного агентства Quacquarelli Symonds (QS). Также нередко вузы из перечня недружественных государств разрывают все правоотношения с российскими вузами, что затрагивает интересы как студентов зарубежных вузов из числа граждан РФ, так и обучающихся по программам международного обмена.

В части развития онлайн-образования международная образовательная платформа Coursera 4 марта 2022 г. объявила о своем решении приостановить сотрудничество с российскими вузами и ограничить для пользователей доступ к контенту. В настоящее время на платформе размещено 198 онлайн-курсов и 20 специализаций СПбГУ, имеющих почти миллион слушателей. Необходимо подчеркнуть, что СПбГУ среди вузов Европы занимает первое место по числу он-лайн-курсов и входит в топ-5 в мире12.

руководством Санкт-петербургского государственного университета в связи с этим было принято решение о переносе онлайн-курсов с площадки Coursera на собственную образовательную платформу и отечественную образовательную платформу «Открытое образование», где по состоянию на 01.06.2022 размещено более 232 онлайн-курсов СПбГУ по 62 программам13, что является наибольшим показателем в россии. принятое решение соответствует начавшейся тенденции по смене вектора развития системы высшего образования с внешнего на внутренний. Так, Правительство Российской Федерации планирует отказаться от требований наличия публикаций в международных системах цитирования Web of Science и/или Scopus при выполнении федеральных проектов и программ, а также государственных заданий на научные исследования.

Другая важная задача — учесть опыт реализации государственных программ стратегического развития, которые были направлены на включение и последующее продвижение отечественных высших учебных заведений в международных академических рейтингах. Например, одной из целей проекта «5-100»14 было наращивание позиций отдельных российских «флагманских» вузов в рейтинге QS. на него

12 Слушатели платформы Coursera смогут учиться на онлайн-курсах СПбГУ на платформе СПбГУ и на «Открытом образовании». 05.03.2022. Официальный сайт СПбГУ URL: https://spbu.ru/ news-events/novosti/slushateli-platformy-coursera-smogut-uchitsya-na-onlayn-kursah-spbgu-na (дата обращения: 01.04.2022).

13 Сайт образовательной платформы «Открытое образование». URL: https://openedu.ru/ university/spbu/?ysclid=l5m8gqlgu943512936 (дата обращения: 01.06.2022).

14 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35263 (дата обращения: 10.03.2022).

были потрачены значительные бюджетные средства, но в итоге нужный результат не был достигнут. В итоговом отчете Счетной палаты Российской Федерации реализация проекта «5-100» была подвергнута критике, а расходование государственных средств признано неэффективным, в частности, за счет усилившейся диспропорции между вузами-участниками и иными образовательными организациями РФ15.

Стартовавший в 2021 г. новый проект «Приоритет 2030» в определенной степени откорректировал основные направления государственной политики в сфере образования. вместо акцента на индивидуальное развитие так называемых флагманских вузов одним из критериев, на основании которого жюри выставляло дополнительные баллы, стало создание вузом-претендентом консорциумов, включающих как другие вузы (как правило, с меньшими финансированием и материально-технической базой), так и научные организации16. К сожалению, идея консорциумов опять-таки предполагает ограничения в привлечении к участию в программе всех других вузов России, а это не только подавляющее большинство вузов, которые не относятся к «флагманским» (например, значительная часть региональных вузов), но также МГУ им М. В. Ломоносова и СПбГУ [Молитвин, Суязов, 2021].

мы уверены, что в сложившейся к настоящему времени ситуации важно сконцентрировать ресурсы государства на развитии не отдельных вузов, а всей системы отечественного высшего образования за счет баланса конкуренции и кооперации. Поставленные ранее цели объективно не соответствуют национальным интересам и не способствуют развитию всей системы высшего образования в целом. Предложение, сформулированное в [Белов, Линская, Кропачев, 2020, с. 153], о необходимости реализации принципа совместного использования государственного имущества российскими вузами может решить множество проблем в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.

Другим способом развития общей инфраструктуры отечественных вузов, не зависящей от неправомерных ограничений и программного обеспечения из недружественных государств, является создание собственных образовательных платформ с широким и полноценным функционалом, обеспечивающих не только обучение с применением онлайн-курсов. Примером может служить собственная образовательная платформа Санкт-Петербургского государственного университета. В будущем она не только позволит реализовывать обучение посредством он-лайн-курсов, но и будет обладать достаточным функционалом для полноценного освоения образовательных программ в дистанционном формате с использованием отечественных сервисов, заменяющих, в частности, используемые в настоящее время Zoom и Microsoft Teams.

15 Бюллетень Счетной палаты № 2 (279). 2021. URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-2-279-2021-g (дата обращения: 10.03.2022).

16 О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 10.03.2022).

заключение

Подводя итог, необходимо отметить сменившийся еще до начала 2022 г. вектор развития системы высшего образования в России с финансирования и продвижения отдельных так называемых флагманских вузов на повышенное внимание к опорным университетам, целью которых является развитие тех регионов, где они находятся. В какой-то мере это можно увидеть и в смене стратегических программ в области образования с проекта «5-100», задачей которого было включение отдельных вузов в международные академические рейтинги, на проект «Приоритет 2030», где особая роль отводится консорциумам вузов, которые должны способствовать развитию регионов и системы отечественного высшего образования в целом.

В этой связи вполне логичным и обоснованным представляется сделать условием проведения любых конкурсных процедур, предусматривающих выделение вузам бюджетных средств, в частности на создание онлайн-курсов, оформление открытой лицензии на доступ к продуктам (например, онлайн-курсам), созданным за счет бюджетных средств, для студентов государственных вузов всей страны17. Реализация этого предложения поможет не только сэкономить значительную часть государственных ресурсов, но и дальше развивать онлайн-образование в соответствии с действующей программой научно-технологического развития.

Литература на русском языке

Белов С. А., Линская Ю. В., Кропачев Н. М. 2020. Единство системы государственных вузов в современной России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 19 (2): 151-163.

Белов С. А., Соловьев А. А., Суязов В. В. 2021. Принцип коллективного пользования государственным имуществом вузов как гарантия права на образование. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 20 (3): 453-468. Корнеев А. А. 2021. Формирование тенденций правового регулирования цифровой образовательной среды как элемента реализации конституционного права на образование. Отечественная и зарубежная педагогика 1 (5(78)): 43-51. Косова Е. А. 2020. Нормативные основания обеспечения доступности электронного обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. Непрерывное образование: XXI век (30): 2-18. Молитвин М. Н., Суязов В. В. 2021. Программы стратегического академического лидерства в России: прошлое и будущее. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент 20 (3): 432-452.

Пашков М. В., Пашкова В. М., Старостенко В. А. 2022. Транснациональное онлайн-образо-вание и цифровое неравенство: проблемы педагогического дизайна. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология 15 (1): 78-97.

17 Ректор СПбГУ: онлайн-курсы, разработанные вузами за счет бюджета, должны быть открыты для студентов всех государственных вузов. Официальный сайт СПбГУ 21.02.2022. URL: https:// spbu.ru/news-events/novosti/rektor-spbgu-onlayn-kursy-razrabotannye-vuzami-za-schet-byudzheta-dolzhny-byt? (дата обращения: 01.04.2022).

Сальников Е. В. 2022. Трансформация этических и методических принципов юридического образования: от философского многообразия к дистанционной монополии. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России (57): 259-262.

Старостенко В. А., Власова Н. Н. 2021. СПбГУ в период пандемии: новый виток в развитии МООК. В кн.: О. Н. Кораблева и др. (ред.). Технологические тренды и наукоемкая экономика: бизнес, отрасли, регионы: коллективная монография. СПб.: Астерион; 305-312.

Трикоз Е. Н. 2020. Виртуальные границы юридической науки и новые возможности профессии в постпандемический период. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки 24 (3): 821-829.

Филиппова М. Ю. 2020. Правоотношения по освоению образовательных программ открытых онлайн-курсов: стороны, содержание, особенности. Образование. Наука. Научные кадры (3): 79-84.

Хуршудян А. Л., Соловьев А. А. 2020. Юридическая природа онлайн-курсов и правовые проблемы их использования в образовательной деятельности университетов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право (4): 903-918.

Шевелева Н. А. 2016. Электронные курсы — новый инструмент образовательных технологий (правовые проблемы использования). Петербургский юрист (3): 180-187.

References in Latin Alphabet

Gazzini T. 2016. A fresh look at teaching international law — A few pedagogical considerations in the age of communication. Leiden Journal of International Law 29 (4): 971-978.

Wagner D. A. 2018. Technology for education in low-income countries: supporting the UN sustainable development goals. In: I. Lubin (ed.). ICT-Supported Innovations in Small Countries and Developing Regions: Perspectives and Recommendations for International Education. Cham: Springer International Publishing; 51-74.

Russian Language References Translated into English

Belov S. A., Linskaya Y. V., Kropachev N. M. 2020. Unity of the system of state universities in today's Russia. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 19 (2): 151-163. (In Russian)

Belov S. A., Soloviev A. A., Suyazov V. V. 2021. Ensuring the right to education by state university's funding programs. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 20 (3): 453-468. (In Russian)

Korneev А. А. 2021. Formation of trends in the legal regulation of the digital educational environment as an element of the implementation of the constitutional right to education. Otechestvennaia i zarubezhnaia pedagogika 1 (5(78)): 43-51. (In Russian)

Kosova Е. А. 2020. Regulatory grounds for ensuring accessibility of e-learning for persons with disabilities in the Russian Federation. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek (30): 2-18. (In Russian)

Molitvin M. N., Suyazov V. V. 2021. Strategic academic leadership programs in Russia: Past and future. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 20 (3): 432-452. (In Russian)

Pashkov M. V., Pashkova V. M., Starostenko V. A. 2022. Transnational online education and digital inequality: Issues of pedagogical design. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology 15 (1): 78-97. (In Russian)

Salnikov Е. V. 2022. Transformation of ethical and methodological principles of legal education: from philosophical diversity to distance monopoly. Iuridicheskaia nauka ipraktika: Vestnik Nizhegoro-dskoi akademii MVD Rossii (57): 259-262. (In Russian)

Starostenko V. A., Vlasova N. N. 2021. St. Petersburg State University during the pandemic: A new round in the development of MOOC. In: O. N. Korableva et al. (eds.). Tehnologicheskie trendy i naukoemkaja jekonomika: biznes, otrasli, regiony: kollektivnaja monografija. St. Petersburg: Asterion Publ.; 305-312. (In Russian)

Trikoz Е. N. 2020. Virtual boundaries of legal science and new opportunities of the profession in the post-pandemic period. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriia: Iuridicheskie nauki 24 (3): 821-829. (In Russian) Filippova М. Yu. 2020. Legal relations on the development of educational programs of open online

courses: sides, content, features. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry (3): 79-84. (In Russian) Khurshudian A. L., Soloviev A. A. 2020. Legal nature of online courses and issues of their use in educational activities of universities. Vestnik of Saint Petersburg University. Law (4): 903-918. (In Russian)

Sheveleva N. А. 2016. E-courses — A new tool of educational technologies (legal problems of use). Peterburgskii iurist (3): 180-187. (In Russian)

Статья поступила в редакцию 2 июня 2022 г. Статья рекомендована к печати 27 июня 2022 г.

Контактная информация

Линская Юлия Владимировна — Koroleva_ao@gov.ru

Суязов Вячеслав Валерьевич — канд. юрид. наук, доц.; v.suyazov@spbu.ru

ONLINE EDUCATION: ON THE JOINT USE OF STATE PROPERTY BY RUSSIAN UNIVERSITIES

Yu. V. Linskaya, V. V. Suyazov

St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

For citation: Linskaya Yu. V, Suyazov V. V. 2022. Online education: on the joint use of state property by Russian universities. Vestnik of Saint Petersburg University. Management 21 (2): 314-324. http://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2022.207 (In Russian)

The development of online education system in the Russian Federation has accelerated significantly with the onset of the COVID-19 pandemic, which required an immediate response from the public authorities. Online courses as a form of educational programs at universities allows for the continuity of the learning process in a remote form due to the restrictions imposed since the beginning of the pandemic. The process of digitalization began long time before 2020, with the adoption of the state strategic programs in the field of education, in which online education plays an important role. Despite a widespread use of online courses there remain problems of a legal and organizational nature. The solution of such problems at the federal level will ensure a more effective implementation of the constitutional right of citizens to get quality and affordable education. To solve these problems the article proposes the principle of joint use of state property by universities which is created at the expense of budgetary funds and supported by appropriate legal regulation on the part of the state authorities at the federal and regional levels. Keywords: online course, educational system, online education, higher educational institutions, state property, digitalization of education, strategic academic leadership programs.

Received: June 2, 2022 Accepted: June 27, 2022

Contact information

Yulia V. Linskaya — Koroleva_ao@gov.ru

Vyacheslav V. Suyazov — PhD in Law, Associate Professor; v.suyazov@spbu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.