Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2007
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
онлайн-образование / онлайн-обучение / электронное обучение / цифровизация образования / традиционное образование / дистанционное обучение / гибридное образование / онлайн-курс / асинхронные онлайн-курсы / синхронные онлайн-курсы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осанова М. В., Одинцова О. В.

В настоящее время на территории РФ на государственном уровне уделяется большое внимание развитию онлайн-образования, которое стало особо актуально во время разразившейся по всему миру новой коронавирусной инфекции, которая дала очевидный толчок для развития дистанционного обучения в целом на всех уровнях: от начальной школы до высших учебных учреждений и прочих образовательных курсов различной тематики. В рамках статьи проанализирован эволюционный подход к возникновению и дальнейшему приращению понятия дистанционного обучения и, в частности, онлайн-образования. Также автором приведена дифференциация подходов в уже привычном для русского понимания традиционном образовании и активно развивающемся онлайн-образовании. Проанализированы и представлены виды доступного в настоящий момент в РФ онлайн-обучения, которые доступны для широких масс населения в зависимости от их интересов, профессий, специальностей, предпочтений и увлечений. Здесь же стоит отметить, что, несмотря на всю легкость, доступность онлайн-обучения, необходимо для начала перед записью на онлайн-курс проанализировать готов ли обучающийся приступить, для чего в статье сформулированы 7 основных вопросов, большинство положительных ответов на которые, определят, что онлайн-обучение – самый подходящий вариант, значит ученик – самомотивирован, самодисциплинирован, обладает доступом к сети Интернет, готов к диалогу посредством видеоконференцсвязи, может освоить образовательную программу дистанционно – вне стен образовательного учреждения, где удобно и когда удобно. Таким образом, онлайн-обучение – развивающееся направление образовательной системы РФ, которое должно подстраиваться под современное текущее состояние и работать на опережение, как с организационной, так и технологической точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»

С®4 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-196-201 NIION: 2018-0076-5/22-685 MOSURED: 77/27-023-2022-5-884

общеобразовательных дисциплин

ОСАНОВА Марина Васильевна,

преподаватель кафедры

Северо-Западного филиала

Российского государственного

университета правосудия, e-mail: [email protected]

ОДИНЦОВА Ольга Валентиновна,

преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия,

e-mail: odintso [email protected]

РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация. В настоящее время на территории РФ на государственном уровне уделяется большое внимание развитию онлайн-образования, которое стало особо актуально во время разразившейся по всему миру новой коронавирусной инфекции, которая дала очевидный толчок для развития дистанционного обучения в целом на всех уровнях: от начальной школы до высших учебных учреждений и прочих образовательных курсов различной тематики. В рамках статьи проанализирован эволюционный подход к возникновению и дальнейшему приращению понятия дистанционного обучения и, в частности, онлайн-образования. Также автором приведена дифференциация подходов в уже привычном для русского понимания традиционном образовании и активно развивающемся онлайн-образовании. Проанализированы и представлены виды доступного в настоящий момент в РФ онлайн-обучения, которые доступны для широких масс населения в зависимости от их интересов, профессий, специальностей, предпочтений и увлечений. Здесь же стоит отметить, что, несмотря на всю легкость, доступность онлайн-обучения, необходимо для начала перед записью на онлайн-курс проанализировать готов ли обучающийся приступить, для чего в статье сформулированы 7 основных вопросов, большинство положительных ответов на которые, определят, что онлайн-обучение - самый подходящий вариант, значит ученик - самомотивирован, самодисциплинирован, обладает доступом к сети Интернет, готов к диалогу посредством видеоконференцсвязи, может освоить образовательную программу дистанционно - вне стен образовательного учреждения, где удобно и когда удобно. Таким образом, онлайн-обучение - развивающееся направление образовательной системы РФ, которое должно подстраиваться под современное текущее состояние и работать на опережение, как с организационной, так и технологической точек зрения.

Ключевые слова: онлайн-образование, онлайн-обучение, электронное обучение, циф-ровизация образования, традиционное образование, дистанционное обучение, гибридное образование, онлайн-курс, асинхронные онлайн-курсы, синхронные онлайн-курсы

OSANOVA Marina Vasilevna,

Teacher

Department of General Studies North-Western Branch Russian State Academy of Justice

ODINTSOVA Olga Valentinovna,

Teacher

Department of General Studies North-Western Branch Russian State Academy of Justice

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

DEVELOPMENT OF ONLINE EDUCATION IN RUSSIA

Annotation. Currently, on the territory of the Russian Federation, much attention is paid at the state level to the development of online education, which has become especially relevant during the outbreak of a new coronavirus infection around the world, which gave an obvious impetus to the development of distance learning in general at all levels: from elementary school to higher educational institutions and other educational courses of various subjects. The article analyzes the evolutionary approach to the emergence and further increment of the concept of distance learning and, in particular, online education. The author also provides differentiation of approaches in traditional education, already familiar to the Russian understanding, and actively developing online education. The types of online education currently available in the Russian Federation are analyzed and presented, which are available to the broad masses of the population, depending on their interests, professions, specialties, preferences and hobbies. It is also worth noting here that, despite the ease and accessibility of online learning, it is necessary to first analyze whether the student is ready to start before enrolling in an online course, for which the article formulates 7 main questions, most of the positive answers to which will determine that online learning is the most suitable option, which means the student is self-motivated, self-disciplined, has access to the Internet, is ready for dialogue via videoconference, can master the educational program remotely - outside the walls of an educational institution, where it is convenient and when it is convenient. Thus, online learning is a developing direction of the educational system of the Russian Federation, which should adapt to the current current state and work ahead of the curve, both from an organizational and technological point of view.

Key words: online education, online learning, e-learning, digitalization of education, traditional education, distance learning, hybrid education, online course, asynchronous online courses, synchronous online courses

Онлайн-образование - процесс достаточно новый как для мирового сообщества в целом, так и для Российской федерации в частности. Онлайн-обучение - один из основных трендов развития образовательных технологий во всем мире. Развитие онлайн-обуче-ния - одна из приоритетных задач государственной политики в области образования.

Впервые практика внедрения онлайна в образовательный процесс была опробована в США, в Университете Иллинойса, в 1960 году, позже Университет Торонто зарегистрировал себя как первое учебное заведение, которое проводит полноценные онлайн-курсы.

В России понятие «онлайн-образование» на законодательном уровне не утверждено, в ФЗ №273-Ф3 от 29.12.2012 [1]впервые появляется толкование термина «электронное обучение», что представляет собой не что иное, как организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

В 2016 году российским правительством был утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [2], исполнение и реализация которого осуществляется в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Главная цель проекта - создание условий для «системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства». В 2017-2020 годах на реализацию данного приоритетного проекта выделены 3,2 миллиарда рублей, большинство из которых уж освоены [7].

Если в 2016 году доля онлайн-образования составляла лишь около 1% от всего рынка образовательных услуг, то мировая доля тогда оценивалась примерно в 3%. Прогнозы аналитиков говорят о том, что в 20-х годах это отношение должно кратно сократиться, на мировом рынке этот процесс развития онлайн-образования будет происходить планомерно, в России же будет отмечен резкий скачок. Сейчас исследователи российского рынка онлайн-образования остановились на следующем прогнозе по сферам применимости онлайн-образования, что представлено в таблице 1.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Таблица 1 - Развитие онлайн-образования в РФ [5]

Направление 2016 г. 2021 г.

Дошкольное образование 0,1% 0,3%

Общее среднее образование 0,1% 0,3%

Дополнительное школьное образование 2,7% 6,8%

Высшее образование 1,8% 4,4%

Среднее профессиональное образование 0,4% 1%

Дополнительное профессиональное образование 6,7% 10,9%

Языковое обучение 5,8% 15,9%

Онлайн-образование в целом 1,1% 2,6%

В период разразившейся по всему миру новой коронавирусной инфекции онлайн-образо-вание стало как никогда актуальным, стало практически единственным средством обучения в условиях карантинных ограничений, в России данная технология стала применяться на всех этапах образовательной системы: от начальной школы до курсов повышения квалификации. Циф-ровизация образования стала развиваться стремительными темпами, заменяя традиционные методы обучения.Онлайн-образование - новый

подход к дистанционному обучению. Оно меняет облик традиционных классов и делает образование более доступным, чем когда-либо прежде. Онлайн-обучение - это форма обучения, при которой учащиеся используют свои домашние компьютеры, благодаря подключению к сети Интернет.

Существенные различия онлайн-образова-ния и традиционного образования приведем в таблице 2:

Онлайн-образование Традиционное образование

Студентам не нужно посещать обычные занятия. Студенты должны посещать регулярные занятия для эффективного обучения.

Студенты должны иметь только компьютер и хороший источник Интернета, чтобы посещать занятия. Для занятий нужны тяжелые книги, тетради, ручки и все сопутствующие вещи.

Во время онлайн-обучения нет привязки к определенному времени, поскольку абитуриенты могут посещать занятия из любого места в любое время. Существует фиксированный график занятий (расписание), и студенты не имеют права изменять этот график в зависимости от своих планов.

Студенты могут получить персональное внимание наставника, чтобы решить любую проблему или развеять любые сомнения. В рамках традиционной системы образования трудно добиться индивидуального внимания.

Во время онлайн-обучения учащиеся могут общаться со многими людьми из разных городов или даже стран. В традиционной классной комнате имеется лимитированное количество студентов, присутствующих во время занятий, а ограниченное количество студентов означает ограниченный мыслительный процесс, а также ограниченное количество идей.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Таблица 2 - Онлайн-образование против традиционного образования

[Составлено автором]

На данном этапе мы понимаем, что необходимо дифференцировать два понятия «онлайн-об-разование» и «дистанционное обучение» - это одно и то же, или же имеется существенная разница. Итак, дистанционное обучение - самая старая из моделей электронного обучения. Дистанционное обучение (или дистанционное образование) имеет долгую историю, насчитывающую более двухсот лет, задолго до возникновения глобальной сети Интернет - например, рассылка готовых лекторских конспектов просто по почте для студентов, не имеющих возможности в силу разных причин очно посещать учебные заведения, что являлось неким прототипом заочного обучения. Онлайн-обучение - это же одна из форм дистанционного обучения. Начиная с 1980-х годов, этот метод позволяет учащимся посредством Интернет выстроить удобное взаимодействие с педагогом. В формате онлайн-образова-ния могут быть доступны несколько различных вариантов обучения: учитель-ученик или же самостоятельное обучение - прослушивание ауди-о-или видеолекций - в любое удобное время в любом нужном темпе. Благодаря онлайн-обуче-нию учащиеся могут превратить любое место, где есть доступ в Интернет и электричество, в классную комнату. Онлайн-образование может включать в себя аудио, видео, текст, анимацию, виртуальную учебную среду и живые чаты с преподавателями. Это более насыщенная, богатая, гибкая учебная среда, чем традиционный формат очного обучения в классе.

В настоящее время выделяют несколько основных программ онлайн-обучения, которые принимают большое распространение на территории РФ:

• 100% онлайн-обучение - прохождение онлайн-курсов полностью удаленно, не выходя из собственного дома, без необходимости посещения колледжа или университета;

• гибридное образование - позволяет учащимся сочетать онлайн-курсы и курсы в кампусе, например, лекции -онлайн, семинарские, лабораторные занятия - в специально оборудованных аудиториях учебных заведений [8];

• асинхронные онлайн-курсы - студентам предоставляются на ознакомление материалы и задания, а также сроки для завершения курсовой работы и экзаменов. Взаимодействие обычно происходит через форумы, чаты в мессенджерах;

• синхронные онлайн-курсы - преподаватель и студенты в режиме реального времени посредством видеоконференцсвязи прово-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

дят занятия согласно установленному учебным заведением расписанию; • вебинары - массовые открытые уроки на самые различные тематики на различных платформах [10].

Сегодня самолеты позволяют нам пересекать океаны за считанные часы, а закуски и горячие блюда составляют нам компанию. Однако вам не захочется лететь 18 часов, чтобы посетить 30-минутный бизнес-ланч. Почти по той же причине вы не хотели бы тратить 3-4 года на получение диплома в дорогом учебном заведении на другом конце страны, если бы вашей целью было просто получить повышение на работе. Однако, здесь надо понимать, что учиться онлайн не проще! Онлайн-учреждения должны соответствовать тем же требованиям к качеству, что и традиционные образовательные учреждения. Именно поэтому, прежде чем приступить к какой-либо программе онлайн-обучения, жизненно важно задать себе правильные вопросы. Автором статьи сформулированы семь вопросов, которые следует рассмотреть перед записью на онлайн-программу различной образовательной тематики. Ответив на них честно и не предвзято, студент сможет сделать правильный выбор:

1) Вы самомотивированы? Самомотивация - внутренняя мотивация

просто необходима здесь, так как при онлайн-обу-чении отсутствует непосредственный аудиторный контакт с преподавателем, Вам надо быть полностью сосредоточенным на изучаемом материале, не сбиться с намеченного пути;

2) Вы дисциплинированы?

Оставаться дисциплинированным так же сложно, как и сохранять мотивацию. Онлайн-за-нятия не проще традиционных занятий - они просто удобнее. Если вам нужен живой педагог, который бросает на вас косые взгляды, когда вы пропускаете задания, вы можете выбрать традиционную программу. Если вы лучше работаете в одиночку (или лучше работаете с другими в онлайн-среде), вы можете обнаружить, что посещение онлайн-курсов - это именно то, чего вы так долго ждали.

3) Есть ли у вас доступ к нужным технологиям?

Когда дело доходит до онлайн-образования, настоящим камнем преткновения являются технологии. Вы просто не можете получить свое онлайн-образование без доступа в Интернет. К счастью, компьютеры сейчас имеются практически в каждой семье, и повсюду появляется бесплатный Wi-Fi. Убедитесь, что вы можете подключиться к Интернету, прежде чем даже подумать о поступлении, а когда вы зарегистрируетесь, про-

верьте технические требования учебного заведения.

4) Можете ли вы использовать эту технологию?

Вам не понадобится степень в области компьютерных технологий, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами онлайн-обучения, но вам нужно будет иметь возможность использовать текстовые процессоры, веб-браузеры, видеоплееры и многие другие программы с определенной скоростью. Например, вы должны уметь печатать достаточно быстро, чтобы не отставать от обсуждения в классе.

5) Вы будете говорить?

На онлайн-занятиях промолчать гораздо проще, чем когда преподаватель смотрит на тебя и задает вопрос, что называется «в лоб». Спросите себя, действительно ли вы готовы задавать вопросы, когда не понимаете, отвечать на них, когда понимаете, и высказываться, когда придет время.

6) Как вы учитесь лучше всего?

Многие люди лучше учатся, слушая педагога (аудиальные ученики), некоторые предпочитают видеть информацию (визуальные ученики), а некоторые предпочитают делать это самостоятельно (кинестетические ученики). Учащиеся, которые хорошо учатся, слушая, визуализируя и анализируя, часто преуспевают в онлайн-средах обучения, где они могут слушать инструкторов с помощью аудио- и видеоинструментов или просматривать презентации и участвовать в них. В онлайн-программах с практическими элементами преуспевают и те, кто учится в интерактивном формате - работа и взаимодействие.

7) Можете ли вы добиться успеха, не находясь на территории образовательного учреждения?

Это может вдохновлять так, как никогда не сможет вдохновить ни одна кофейня, домашний стол или диван. Дорога до университета/колледжа/школы может быть долгой, дорогой и утомительной. Если вы готовы променять социальное взаимодействие и ощущение очного присутствия в аудитории на свободу сделать свой класс где угодно [10], дистанционное обучение может быть для вас. Вы всегда и в любое время сможете взаимодействовать с другими учениками за пределами виртуального класса.

Если вы ответили «да» на все эти вопросы, или большинство из них, то онлайн-обучение - то, что Вам нужно, самый подходящий для Вас вариант получения образования в различных сферах и различного уровня.

Таким образом, несмотря на кажущуюся идеальной картину развития онлайн-обучения в

РФ, сейчас необходимо постоянно совершенствовать технологии, нормативную базу [4], методик онлайн-обучения, чтобы уровень развития информационных систем и организационных процессов соответствовал постоянно растущим технологическим компетенциям российских школьников и студентов. Необходимо в полной мере предоставить студентам новые модели обучения для повышения эффективности образования.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст.16 URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c2 3f0055ca4/ (дата обращения 20.04.2022)

[2] Постановление РФ от 16.11.2020 № 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» URL http://government.ru/docs/all/130930/ (дата обращения 15.04.2022)

[3] Аднан М., Анвар К. Онлайн-обучение в условиях пандемии COVID-19: взгляды студентов // Дж. Педагог. соц. Психол. -2020. - № 1. - С.45-51.

[4] Л. Я., Шестопал Е. Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов-н/Д.: Мысль, 1999. 368 с.

[5] Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Edmarket.digital. URL: https://edmarket.digital. (дата обращения 01.05.2022)

[6] Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2005. 336 с .

[7] Образование в цифрах: 2020 : краткий статистический сборник / Л / Л. М. Гохберг, О. К. Озерова, Е. В. Саутина, Н. Б. Шугаль;.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ,. - 2020. - 120 с. - 200 экз. - ISBN 978-57598-2306-3 (в обл.)

[8] Стратегия онлайн-обучения НИУ ВШЭ URL https://elearning.hse.ru/data/2018/09/17/11535 72780/%D0%A1

%D1 %82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0

%B3%D0%B8%D1%8F%2%D0%BE%D0%BD%D0

%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD%2%D0%BE%D0

%B1%D1 %83%D1%87%D0%B5%D0%BD%0%B8

%D1%8F%20%D0%9D%D0%98%D0%A3%20%D0

%92%D0%A8%D0%AD.pdf (дата обращения

01.05.2022)

[9] 12 Benefits of Online Learning for Working Professionals URL https://emeritus.org/blog/benefits-to-online-learning/ (датаобращения 25.04.2022)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

[10]Types of Online Learning URL https://www. fordham.edu/info/24884/online_learning/7897/types_ of_online_learning (qaTaoSpa^eHMH 27.04.2022)

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273 «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii», st.16 URL http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301 ab-79c23f0055ca4/ (data obrashcheniya 20.04.2022)

[2] Postanovlenie RF ot 16.11.2020 № 1836 «O gosudarstvennoj informacionnoj sisteme «Sovre-mennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda» URL http://government.ru/docs/all/130930/ (data obrashcheniya 15.04.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[3] Adnan M., Anvar K. Onlajn-obuchenie v usloviyah pandemii COVID-19: vzglyady studentov // Dzh. Pedagog. soc. Psihol. -2020. - № 1. - S.45-51.

[4] L. YA., SHestopal E. B. Distancionnoe obu-chenie na poroge XXI veka. Rostov-n/D.: Mysl', 1999. 368 s.

[5] Issledovanie rossijskogo rynka onlajn-obra-zovaniya i obrazovatel'nyh tekhnologij. Edmarket.dig-ital. URL: https://edmarket.digital. (data obrashcheniya 01.05.2022)

[6] Ibragimov I. M. Informacionnye tekhnologii i sredstva distancionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya stud. vuzov. M.: Akademiya, 2005. 336 s .

[7] Obrazovanie v cifrah: 2020 : kratkij statis-ticheskij sbornik / L / L. M. Gohberg, O. K. Ozerova, E. V. Sautina, N. B. SHugal';.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». - M.: NIU VSHE,. -2020. - 120 s. - 200 ekz. - ISBN 978-5-7598-2306-3 (v obl.)

[8] Strategiya onlajn-obucheniya NIU VSHE URL https://elearning.hse.ru/data/2018/09/17/115357 2780/%D0%A1%D1 %82%D1%80%D0%0%D1 %82 %D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1 %8F%2%D0%BE %D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD% 20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5% D0%BD%D0%B8%D1%8F%2%D0%9D%D0%98% D0%A3%20%D0%92%D0%A8%D0%AD.pdf (data obrashcheniya 01.05.2022)

[9] 12 Benefits of Online Learning for Working Professionals URL https://emeritus.org/blog/bene-fits-to-online-learning/ (data obrashcheniya 25.04.2022)

[10]Types of Online Learning URL https://www. fordham.edu/info/24884/online_learning/7897/types_ of_online_learning (data obrashcheniya 27.04.2022)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.