Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-КУРС ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СИСТЕМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОНЛАЙН-КУРС ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СИСТЕМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРС / ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клеветова Татьяна Валентиновна, Комиссарова Светлана Александровна, Максимова Анастасия Владимировна

Рассматриваются вопросы подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике в системе смешанного обучения на основе онлайн-курса. Уточнено понятие «смешанное обучение», рассмотрены компоненты методики смешанного обучения с применением онлайн-курса. Описан опыт реализации подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике в системе смешанного обучения на примере онлайн-курса «Подготовка школьников к ОГЭ по информатике», разработанного в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клеветова Татьяна Валентиновна, Комиссарова Светлана Александровна, Максимова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ONLINE COURSE OF TRAINING THE STUDENTS TO THE BASIC STATE EXAMINATION OF COMPUTER STUDIES IN THE SYSTEM OF THE MIXED EDUCATION

The article deals with the issues of training the students to the Basic State Examination of Computer Studies in the system of the mixed education on the basis of the online course. There is specified the concept of “the mixed education”, there are considered the components of the methodology of the mixed education with the use of the online course. The authors describe the experience of the implementation of the students’ training to the Basic State Examination of Computer Studies in the system of the mixed education at the example of the online course “Training of school students to the Basic State Examination of Computer Studies”, developed in Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-КУРС ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ В СИСТЕМЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

педагогические науки

Т.В. КЛЕВЕТОВА, С.А. КОМИССАРОВА,

A.B. МАКСИМОВА

(Волгоград)

онллйн-курс по подготовке обучающихся к огЭ по информатике в системе смешанного обучения*

Рассматриваются вопросы подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике в системе смешанного обучения на основе онлайн-курса. Уточнено понятие «смешанное обучение», рассмотрены компоненты методики смешанного обучения с применением онлайн-курса. Описан опыт реализации подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике в системе смешанного обучения на примере онлайн-курса «Подготовка школьников к ОГЭ по информатике», разработанного в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете.

Ключевые слова: смешанное обучение, онлайн-обучение, онлайн-курс, ОГЭ по информатике.

Проблеме способов организации учебных занятий на современном этапе развития образования уделено много внимания, что связано с переходом учебных заведений на смешанный (дистанционный и очный) формат обучения. Сочетание очного и онлайн-обучения является наиболее распространенной формой работы, т. к. последнее дает возможность самостоятельного освоения образовательных дисциплин при возможности их контроля и коррекции деятельности в очном режиме.

Онлайн-обучение в системе смешанного позволяет выстроить освоение образовательных программ в удобном для обучающегося временном промежутке и темпе работы с применением дистанционных технологий и технологий электронного обучения. При реализации смешанного обучения онлайн-курс может выступать в качестве дополнения традиционной формы обучения, а также как основная форма.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта N° 19-29-14064 «Теоретико-методологические основы и технологическое обеспечение реализации образовательной деятельности в онлайн-сообществах учащихся школ».

© Клеветова Т.В., Комиссарова С.А., Максимова A.B., 2023

Реализации смешанного обучения с использованием онлайн-курсов посвящены исследования Л.С. Лисицыной, Т.П. Поповой, М. Сенчило, технологии электронного и дистанционного обучения в системе смешанного обучения рассмотрены Л.Г. Бабаходжаевой, Л.В. Богдановой, И.В. Григорьевой, И.Г. Грен-тиковой, Е.В. Кармановой, в то же время остается открытым вопрос методических подходов интеграции онлайн и традиционного обучения для подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Данная статья посвящена технологиям разработки и реализации онлайн-курса по подготовке к ОГЭ по информатике в системе смешанного обучения.

обратимся к рассмотрению теории смешанного обучения. Концепция смешанного обучения впервые была реализована в 60-х гг. прошлого века при обучении студентов в Университете штата Иллинойс (США) с использованием мэйнфреймов. В это же время Дональдом Битцером была разработана компьютерная обучающая система - PLATO, которая включала в себя форум, доски объявлений, электронную почту, онлайн-тестирование [6].

Термин blended learning («смешанное обучение», «гибридное обучение») появился в 1999 г. в одном из пресс-релизов коммерческих учебных центров Атланты (СшА) компании EPIC Learning. Президент компании Дэвид Стирлинг объявил о запуске 220 онлайн-курсов, в которых будет сочетаться электронный контент с «живым» обучением [8]. Теоретические основы, особенности реализации, требования к смешанному обучению, перспективы его использования были впервые описаны в справочнике по смешанному обучению под редакцией C.J. Bonk, C.R. Graham [10].

Данная система обучения «смешивает» формы работы, методы обучения предмету и базируется на дистанционном обучении (Distance Learning), обучении в классе (Face-To-Face Learning) и обучении через Интернет (Online Learning). При организации смешанного обучения с применением онлайн-курса технологии дистанционного обучении реализуются посредством сети Интернет и комбинируются с традиционной классно-урочной системой.

Рассмотрим компоненты методики смешанного обучения с применением онлайн-курса.

1. Проектирование онлайн-курса. Определение целей изучения; выбор и создание об-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

учающего контента посредством виртуальной образовательной среды (видеоуроки; справочный и теоретический материал по темам и задания к ним; презентации); определение средств коммуникации участников образовательного сообщества.

2. Интеграция онлайн-курса в традиционную систему обучения. Выбор методов организации учебной деятельности для работы в классе (анализ заданий, вызывающих сложности; анализ и коррекция типичных ошибок). При совместной работе с учителем в классе учащиеся закрепляют, углубляют и повторяют изученный материал.

В исследованиях Л.С. Лисицыной, М. Сен-чило определены основные принципы смешанного обучения на основе онлайн-курса [6, с. 216].

1. Баланс электронного и традиционного обучения. Онлайн и традиционное обучение «миксуется» в равных пропорциях. Так, видеолекции, практические занятия онлайн-курса дополняются разбором и объяснением сложных теоретических вопросов и заданий на уроке. На этапе контроля текущий контроль по темам производится на базе онлайн-курса, рубежный и итоговый - на занятиях в классе.

2. Персонализация процессов обучения и аттестация. Персонализация достигается отчетами по практическим заданиям, выполнением тестовых заданий в онлайн-курсе, учитель может отследить уровень личных достижений каждого обучающегося. Итоговая аттестация по темам и разделам проводиться на уроках.

3. Перфекционизм. Данный принцип реализуется дополнением материала онлайн-курса теоретическими пояснениями на занятиях в реальном времени.

4. Личная ответственность обучающихся. данный принцип предполагает соблюдение обучающимися сроков сдачи проверочных контрольных работ, которые предусмотрены онлайн-курсом.

Нами был спроектирован онлайн-курс по подготовке к ОГЭ по информатике для учеников, педагогов, который размещен на платформе онлайн-обучения Волгоградского государственного социально-педагогического университета «Мирознай» (URL: https://miroznai. ru/node/351).

Для данного курса была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка школьников к ОГЭ по информатике», в которой отражены планируемые результаты об-

учения, подробное содержание программы курса, учебно-тематический план, календарный учебный график онлайн-класса отдельно для учеников и учителей.

Все зачисленные на обучение в онлайн-классе получают доступ к одноименному он-лайн-курсу, содержащему все необходимые для обучения материалы. Учителя получают дополнительные организационно-методические рекомендации по организации подготовки обучающихся к ОГЭ по информатике. Открытое обсуждение занятий, общение с автором курса, другими обучающимися проходит в группе в социальной сети «ВКонтакте» (URL: https://vk.com/club207283992).

Занятия онлайн-курса «Подготовка к ОГЭ по информатике» выходят 1 раз в 2 недели. Обучение начинается в октябре и завершается в мае. Доступ к материалам сохраняется в течение учебного года. каждое занятие имеет четко установленную структуру:

1) аннотацию;

2) методические рекомендации (для учителей);

3) теоретический блок (видеоурок);

4) практический блок (задания);

5) «Проверь себя» (решение практических заданий к каждому занятию);

6) заключение.

Введение содержит в себе:

- приветственный видеоролик;

- вебинар;

- демоверсии;

- спецификации;

- кодификаторы по предмету, в которых описаны требования к уровню подготовке выпускников;

- проверяемые элементы содержания и др.

Итоговое занятие содержит:

- пробный ОГЭ;

- шкалу перевода баллов в оценку;

- примеры экзаменационных бланков.

Аннотация к занятию содержит:

- краткое описание каждого занятия, тем школьного курса информатики, которые будут изучены на данном занятии;

- предметные результаты;

- сложности, возникающие при выполнении заданий.

Методические рекомендации включают:

- элементы содержания, которые нужно учитывать при объяснении тем каждого из занятий;

- конкретные советы по организации учебно-воспитательного процесса учебного занятия.

Для учителей и учеников доступны веби-нары по отдельным темам курса.

Теоретический блок занятия включает:

- авторский видеоурок с объяснением теоретического материала;

- подробный разбор примеров заданий из ОГЭ по информатике.

Видеоуроки ведут высококвалифицированные педагоги - авторы онлайн-курса.

Практический блок представлен математическими, численными, текстовыми задачами, на установление соответствия, тестированием, табличной формой решения задач. При решении задач каждого из заданий и после ввода ответа обучающиеся видят, правильный или неправильный ответ они дали на задачу. При решении задач с помощью компьютера ученики курса выполняют работы и сверяют свои ответы в блоке «Проверь себя», который имеет подробное решение практических заданий каждого из занятий.

Блок «Заключение» содержит:

- практические задания для учеников и учителей;

- обратную связь;

- обсуждение урока в группе социальной сети «ВКонтакте».

Для реализации системы смешанного обучения представленного онлайн-курса используются модели «Перевернутый класс» и «Ротация станций», которые сочетают в себе традиционную классно-урочную систему и электронное обучение, мотивируя учащихся к индивидуальной деятельности и самостоятельному освоению учебного материала при дифференциации учебных заданий курса. Процесс обучения становится «перевернутым», изменяются функции учителя, которые направлены на коррекцию знаний и опыта деятельности учащихся в электронной среде, т. к. они самостоятельно осваивают вышеобозначен-ные блоки онлайн-курса, а затем обсуждают на уроках (работая индивидуально или в группах) темы и выполненные задания.

Реализация учебного процесса по подготовке к оГэ по информатике в системе смешанного обучения осуществлялась в 9-х классах на базе МОУ «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда». Для апробации были взяты 2 группы (экспериментальная и контрольная) сдающих ОГЭ по информатике в количестве 64 человек (по 32 человека в группе). Для выявления качества знаний и уровня подготовки выпускников были проведены пробные экзамены в начале и в конце эксперимента для данных групп. В экс-

КИЕ НАУКИ -

периментальной группе проводились факультативные занятия с использованием онлайн-курса и закреплением изученного материала дома на его основе. В контрольной группе проводились факультативные занятия без использования онлайн-курса.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что группа, которая при подготовке к ОГЭ использовала онлайн-курс, имеет среднюю оценку выше по сравнению с той группой, которая не использовала курс. Уровень успеваемости у экспериментальной группы на конец эксперимента заметно возрос по сравнению с контрольной группой.

Онлайн-курс «Подготовка к ОГЭ по информатике» удовлетворяет требованиям, которые предъявляются к разработке онлайн-кур-сов, и его можно использовать как для подготовки к ОГЭ в целом, так и для отработки отдельных тем курса информатики.

Реализация системы смешанного обучения с использованием онлайн-курса позволяет повысить эффективность обучения, организуя взаимодействие как в дистанционном формате, так и в очном обучении. Для обеспечения устойчивого и непрерывного педагогического процесса существует возможность переводить его из одного режима в другой и повышать уровень достижений учащихся благодаря созданию «гибридной» образовательной среды.

Список литературы

1. Бабаходжаева Л.Г. Электронное обучение как основной критерий смешанных технологий обучения // Экономика и социум. 2021. № 4-2(83). С. 1020-1029.

2. Богданова Л.В. Опыт дистанционного обучения как предпосылка перехода к смешанному обучению // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 9. С. 32-44.

3. Грентикова И.Г. Смешанное обучение как модель, основанная на технологиях электронного обучения // Современные технологии дистанционного и электронного обучения в обеспечении медицинского образования: материалы X Межрегион. науч.-метод. конф., Кемерово, 11 дек. 2018 г. Кемерово, 2018. С. 54-56.

4. Григорьева И.В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (Blended Learning) и онлайн-обучения, как важной составляющей циф-ровизации образования // Вестн. Ун-та Рос. академии образования. 2021. № 3. С. 34-45. DOI: 10.24411/ 2072-5833-2020-10080.

5. Карманова Е.В. Особенности реализации смешанного обучения с использованием сре-

известия вгпу

ды Moodle // Информатика и образование. 2018. № 8(297). С. 43-50. DOI 10.32517/0234-0453-201833-8-43-50.

6. Лисицына Л.С., Сенчило М. Реализация технологии смешанного обучения с использованием базового онлайн-курса // Альманах научных работ молодых ученых университета ИТМО: XLIX научная и учебно-методическая конференции Университета ИТМО. СПб., 2020. С. 215-220.

7. Попова Т.П., Малинина И.А. Использование онлайн-курса как компонента технологии смешанного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 125-145. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-125-145.

8. Суходолова Н.М. Смешанное обучение: сочетание традиционных форм с элементами электронного обучения // Школа - вуз: проблемы и перспективы развития: материалы VII Регион. науч.-практ. конф., Волгоград, 11 марта 2022 г. Волгоград, 2022. С. 27-32.

9. Bitzer D.L. Oral history interview with Donald L. Bitzer // Charles Babbage Institute. Retrieved from the University of Minnesota Digital Conservancy, 1988. Bonk C.J., Graham C.R. The handbook of blended learning environments: Global perspectives, local designs. San Francisco, 2006.

10. Interactive Learning Centers Announces Name Change to EPIC Learning // The Free Library. 1999, March 5.

* * *

1. Babahodzhaeva L.G. Elektronnoe obuchenie kak osnovnoj kriterij smeshannyh tekhnologij ob-ucheniya // Ekonomika i socium. 2021. № 4-2(83). S. 1020-1029.

2. Bogdanova L.V. Opyt distancionnogo obuche-niya kak predposylka perekhoda k smeshannomu obucheniyu // Uspekhi gumanitarnyh nauk. 2021. № 9. S. 32-44.

3. Grentikova I.G. Smeshannoe obuchenie, kak model', osnovannaya na tekhnologiyah elektronnogo obucheniya // Sovremennye tekhnologii distancionnogo i elektronnogo obucheniya v obespechenii medicinsko-go obrazovaniya: materialy X Mezhregion. nauch.-metod. konf., Kemerovo, 11 dek. 2018 g. Kemerovo, 2018. S. 54-56.

4. Grigor'eva I.V. Razvitie i vnedrenie tekhnologii smeshannogo obucheniya (Blended Learning) i on-lajn-obucheniya, kak vazhnoj sostavlyayushchej cif-rovizacii obrazovaniya // Vestn. Un-ta Ros. akade-mii obrazovaniya. 2021. № 3. S. 34-45. DOI: 10.244 11/2072-5833-2020-10080.

5. Karmanova E.V. Osobennosti realizacii sme-shannogo obucheniya s ispol'zovaniem sredy Moodle // Informatika i obrazovanie. 2018. № 8(297). S. 43-50. DOI 10.32517/0234-0453-2018-33-8-43-50.

6. Lisicyna L.S., Senchilo M. Realizaciya tekh-nologii smeshannogo obucheniya s ispol'zovaniem bazovogo onlajn-kursa // Al'manah nauchnyh rabot molodyh uchenyh universiteta ITMO: XLIX nauchnaya i uchebno-metodicheskaya konferencii Universiteta ITMO. SPb., 2020. S. 215-220.

7. Popova T.P., Malinina I.A. Ispol'zovanie on-lajn-kursa kak komponenta tekhnologii smeshannogo obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2020. № 1. S. 125-145. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-125-145.

8. Suhodolova N.M. Smeshannoe obuchenie: so-chetanie tradicionnyh form s elementami elektronno-go obucheniya // Shkola - vuz: problemy i perspek-tivy razvitiya: materialy VII Region. nauch.-prakt. konf., Volgograd, 11 marta 2022 g. Volgograd, 2022. S. 27-32.

The online course of training the students to the Basic State Examination of Computer Studies in the system of the mixed education

The article deals with the issues of training the students to the Basic State Examination of Computer Studies in the system of the mixed education on the basis of the online course. There is specified the concept of "the mixed education", there are considered the components of the methodology of the mixed education with the use of the online course. The authors describe the experience of the implementation of the students' training to the Basic State Examination of Computer Studies in the system of the mixed education at the example of the online course "Training of school students to the Basic State Examination of Computer Studies", developed in Volgograd State Socio-Pedagogical University.

Key words: mixed-education, e-learning, online course, the Basic State Examination of Computer Studies.

(Статья поступила в редакцию 06.12.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.