Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-КУРС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОНЛАЙН-КУРС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические вузы / студенты-педагоги / самоорганизация студентов / субъ-ектность / универсальные компетенции / тайм-менеджмент / онлайн-курсы / образовательный про-цесс / методы обучения / информационно-коммуникационные технологии / информатизация образо-вания / информационная образовательная среда / pedagogical universities / student teachers / self-organization of students / subjectivity / uni-versal competencies / time management / online courses / educational process / teaching methods / infor-mation and communication technologies / informatization of education / information educational environ-ment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Марина Алексеевна, Шрамко Нэлли Викторовна

Статья посвящена проблеме самоорганизации студентов – будущих педагогов, кото-рые сегодня все чаще испытывают трудности в целеполагании, коррекции деятельности, долгосроч-ном планировании и мотивации; имеют сложности в распределении личностных ресурсов, рефлексии и со скептицизмом относятся к информационным средствам для оптимизации процесса самооргани-зации. Авторы рассматривают самоорганизацию в контексте различных подходов (личностного, дея-тельностного, аксиологического, технического, интегрального); и соотношение понятий самооргани-зация и субъектность. В ходе анализа приходят к выводу, что субъектность как принятие всей полноты ответственности за свою жизнь включает самоорганизацию как опыт реализации этой самой ответ-ственности, т. е. высокий уровень самоорганизации способствует развитию субъектности. В статье представлены результаты апробации открытого онлайн-курса по самоорганизации, разра-ботанного на платформе LMS MOODLE для студентов Уральского государственного педагогическо-го университета. В разработке курса принимали участие преподаватели, студенты очной и заочной форм обучения. Разработка онлайн-курса основывалась на модели ADDIE. Структура курса состоя-ла из взаимосвязанных блоков-модулей. Онлайн-курс прошли 364 студента по направлениям под-готовки 44.00.00 – Образование и педагогические науки. Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты стали осознанно уделять время пла-нированию своей деятельности, анализу проделанной работы и расстановке приоритетов при необ-ходимости решения большого количества задач. В процессе прохождения основных модулей курса у студентов наблюдалась активная субъектная позиция, которая выражалась в глубоком самоана-лизе проделанной работы и в поиске новых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Марина Алексеевна, Шрамко Нэлли Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE COURSE AS A MEANS OF DEVELOPING SELF-ORGANIZATION SKILLS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the problem of self-organization of students – future teachers, who today increasingly experience difficulties in goal setting, activity correction, long-term planning and moti-vation; have difficulties in distributing personal resources, reflection and are skeptical about information tools for optimizing the process of self-organization. The authors consider self-organization in the context of various approaches (personal, activity-based, axiological, technical, integral); and the relationship be-tween the concepts of self-organization and subjectivity. During the analysis, they come to the conclusion that subjectivity, as the acceptance of full responsibility for one’s life, includes self-organization, as the ex-perience of realizing this very responsibility, that is, a high level of self-organization contributes to the de-velopment of subjectivity. The article presents the results of testing an open online course on self-organization developed on the LMS MOODLE platform for students of the Ural State Pedagogical University. Teachers, full-time and part-time students took part in the development of the course. The development of the online course was based on the ADDIE model. The structure of the course consisted of interconnected blocks-modules. 364 students completed the online course in the areas of training 44.00.00 – Education and Pedagogical Sciences. The results obtained indicate that students began to consciously devote time to planning their activities, analyzing the work done and setting priorities when it is necessary to solve a large number of problems. During the course of completing the main modules of the course, students had an active subject position, which was expressed in deep self-analysis of the work done and in the search for new solutions.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-КУРС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 378.147+378.637

ББК 4448.902.68 ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 5.8.7

Николаева Марина Алексеевна,

SPIN-код: 4913-9433

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nikolaeva.uspu@mail.ru

Шрамко Нэлли Викторовна,

SPIN-код: 6891-0724

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nelvik.ekb@yandex.ru

ОНЛАЙН-КУРС КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические вузы; студенты-педагоги; самоорганизация студентов; субъ-ектность; универсальные компетенции; тайм-менеджмент; онлайн-курсы; образовательный процесс; методы обучения; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме самоорганизации студентов - будущих педагогов, которые сегодня все чаще испытывают трудности в целеполагании, коррекции деятельности, долгосрочном планировании и мотивации; имеют сложности в распределении личностных ресурсов, рефлексии и со скептицизмом относятся к информационным средствам для оптимизации процесса самоорганизации. Авторы рассматривают самоорганизацию в контексте различных подходов (личностного, дея-тельностного, аксиологического, технического, интегрального); и соотношение понятий самоорганизация и субъектность. В ходе анализа приходят к выводу, что субъектность как принятие всей полноты ответственности за свою жизнь включает самоорганизацию как опыт реализации этой самой ответственности, т. е. высокий уровень самоорганизации способствует развитию субъектности. В статье представлены результаты апробации открытого онлайн-курса по самоорганизации, разработанного на платформе LMS MOODLE для студентов Уральского государственного педагогического университета. В разработке курса принимали участие преподаватели, студенты очной и заочной форм обучения. Разработка онлайн-курса основывалась на модели ADDIE. Структура курса состояла из взаимосвязанных блоков-модулей. Онлайн-курс прошли 364 студента по направлениям подготовки 44.00.00 - Образование и педагогические науки.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты стали осознанно уделять время планированию своей деятельности, анализу проделанной работы и расстановке приоритетов при необходимости решения большого количества задач. В процессе прохождения основных модулей курса у студентов наблюдалась активная субъектная позиция, которая выражалась в глубоком самоанализе проделанной работы и в поиске новых решений.

БЛАГОДАРНОСТИ: исследование выполнено при поддержке Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» в рамках реализации университетского гранта «Развитие навыков самоорганизации студентов вуза в учебной и внеучебной деятельности».

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Николаева, М. А. Онлайн-курс как средство развития навыков самоорганизации студентов педагогического вуза / М. А. Николаева, Н. В. Шрамко. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 2. - С. 259-271.

Nikolaeva Marina Alekseevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Shramko Nelly Viktorovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Department of Pedagogy and Pedagogical Comparative Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

ONLINE COURSE AS A MEANS OF DEVELOPING SELF-ORGANIZATION SKILLS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS

KEYWORDS: pedagogical universities; student teachers; self-organization of students; subjectivity; universal competencies; time management; online courses; educational process; teaching methods; information and communication technologies; informatization of education; information educational environment

ABSTRACT. The article is devoted to the problem of self-organization of students - future teachers, who today increasingly experience difficulties in goal setting, activity correction, long-term planning and motivation; have difficulties in distributing personal resources, reflection and are skeptical about information tools for optimizing the process of self-organization. The authors consider self-organization in the context of various approaches (personal, activity-based, axiological, technical, integral); and the relationship between the concepts of self-organization and subjectivity. During the analysis, they come to the conclusion

© Николаева M. А., Шрамко Н. В., 2024

that subjectivity, as the acceptance of full responsibility for one's life, includes self-organization, as the experience of realizing this very responsibility, that is, a high level of self-organization contributes to the development of subjectivity.

The article presents the results of testing an open online course on self-organization developed on the LMS MOODLE platform for students of the Ural State Pedagogical University. Teachers, full-time and part-time students took part in the development of the course. The development of the online course was based on the ADDIE model. The structure of the course consisted of interconnected blocks-modules. 364 students completed the online course in the areas of training 44.00.00 - Education and Pedagogical Sciences. The results obtained indicate that students began to consciously devote time to planning their activities, analyzing the work done and setting priorities when it is necessary to solve a large number of problems. During the course of completing the main modules of the course, students had an active subject position, which was expressed in deep self-analysis of the work done and in the search for new solutions.

ACKNOWLEDGMENTS: the study was carried out with the support of the Scientific and Methodological Center for Supporting Pedagogical Workers of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Pedagogical University" as part of the implementation of the university grant "Development of self-organization skills of university students in educational and extracurricular activities."

FOR CITATION: Nikolaeva, M. A., Shramko, N. V. (2024). Online Course as a Means of Developing Self-Organization Skills of Pedagogical University Students. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 259-271.

Введение. В современном обществе, где информационные технологии развиваются с большой скоростью, студентам необходимо не только усваивать знания, но и уметь организовывать свою учебную и внеучебную деятельность. Вузовское образование сегодня отличается тем, что требует от современного студента высокого уровня самостоятельности. Многие студенты не имеют достаточных знаний о том, как правильно планировать свое учебное и внеучебное время, организовывать свою научно-исследовательскую работу, практику и каникулы, как эффективно использовать свои ресурсы. Это приводит к снижению успеваемости и низким учебным результатам, несмотря на имеющиеся у студентов потенциал и амбиции.

В последние годы самостоятельная работа с учебными материалами является одной из важнейших составляющих организации учебного процесса высших учебных заведений, что связано отчасти и с текущей ситуацией в мире, прошедшей пандемией, необходимостью перестройки системы образования с использованием смешанных форматов обучения. В последние годы все большая часть учебной нагрузки студентов переходит в сферу самостоятельного изучения.

На сегодняшний день представлено достаточно много исследований по самоорганизации студентов. Они направлены на изучение организации самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время -это и подготовка к учебным занятиям, и научно-исследовательская деятельность; распределение приоритетов во время решения большого количества задач, целепола-гания, совмещения учебной и трудовой деятельности, рационального использования свободного времени и т. д. В 2020 г. вынужденный переход на дистанционное обучение дал новый импульс к изучению самоор-

ганизации студентов. Вузы активно стали использовать онлайн-курсы, которые студент должен осваивать самостоятельно. Также преподаватели в качестве самостоятельной работы предлагали познакомиться с дополнительными информационными ресурсами для более глубокого погружения в предмет. В этот момент многие студенты столкнулись с трудностями грамотного распределения времени для освоения большого массива цифрового образовательного контента.

Безусловно, самоорганизация - это сложное понятие, которое напрямую связано с личностными качествами: самостоятельностью, ответственностью, самоконтролем, аккуратностью, инициативностью, пунктуальностью и др. Навыки самоорганизации важны для будущих педагогов, так как постоянно меняющийся мир требует от будущих профессионалов когнитивной гибкости, навыков самоменеджмента, постоянного совершенствования, саморазвития и самообразования в профессиональной области. Об этом свидетельствуют результаты регионального исследования мотивации педагогов Свердловской области к развитию компетенций и обучению в течение всей жизни, которое было проведено в 2022 г. исследовательским коллективом под руководством А. В. Пеша [13]. Самореализация и саморазвитие возможны благодаря получению нового опыта, практике и наращиванию профессиональных и надпрофес-сиональных (универсальных) компетенций. При этом результаты исследования показывают, что современный педагог находится в постоянной ситуации неопределенности и многозадачности и в связи с этим испытывает трудности в самоорганизации своей профессиональной деятельности. Н. М. Но-говицина и Т. В. Портнягина обосновывают «необходимость высокой самоорганизации студентов как важного педагогического

условия подготовки будущих педагогов» [24, с. 283]. Авторы отмечают, что «при высокой самоорганизации студент контролирует свои учебные действия, которые способствуют формированию навыков самоанализа, а также развитию самостоятельности» [24, с. 284]. По мнению Е. В. Бакшуто-вой, К. Е. Долгушиной, Л. Г. Ждановой в вузах уделяется «мало внимания самоорганизации студентов, потому что на первый план всегда выходят знания» [4, с. 79].

Современный мир быстро меняется, и соответственно меняются требования мира к компетенциям, с которыми выпускник выходит из высшего учебного заведения. Навыки самоорганизации важны для будущих педагогов, к которым сегодня рынок труда предъявляет высокие требования. Например, по данным hh.ru, в связи с дефицитом педагогических кадров в 2023 г. наиболее востребованными являются учителя со знанием не менее двух предметов, также работодатели отмечают важность наличия у соискателей навыков самообразования и самоорганизации. Следовательно, возникает потребность в специалистах, готовых эффективно работать и учиться новому одновременно. Это обусловлено тем, что сегодня в школе активно внедряются новые предметы, например «Основы безопасности и защита Родины», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «История нашего края», а также программы внеурочной деятельности «Разговоры о важном», «Билет в будущее», «Орлята России» и др. Эти постоянные изменения, происходящие в системе образования, определяют важность самоорганизации для будущих педагогов, поскольку приходится полагаться только на самого себя - планировать свое самообразование, постоянно мотивировать себя и рационально использовать собственные ресурсы, а также учить этому обучающихся.

Обзор литературы. К идее изучать самоорганизацию систем ученые пришли в связи с развитием кибернетики, а сам термин «самоорганизующаяся система» был введен в употребление У. Р. Эшби еще в 1947 г. [33]. В классическом смысле самоорганизация описана в работах С. Бира, Н. Винера, А. Я. Лернера и определяется как процесс структурирования или упорядочивания системы, управляемый изнутри. В синергетике самоорганизация связана «с представлениями об организованной сложности» [23, с. 121], процесс «создания, воспроизведения или совершенствования сложной динамической системы, связи между элементами которой имеют не жесткий, а вероятностный характер» [19, с. 12]. Как отмечает Т. Э. Яновская, «самоорганизация - это

сложное, многоуровневое образование», ее «отличительной особенностью является целенаправленный характер» [32, с. 94]. Самоорганизация осуществляются за счет изменения уже существующих и образования новых связей между элементами системы [28]. Поскольку система сложная и связей много, возможно множество альтернативных вариантов их образования, что свидетельствует о существовании оптимального выбора в данных конкретных условиях и способствует ускорению развития системы.

Общепедагогические основы самоорганизации студентов рассматриваются в исследованиях С. С. Амировой [1], Л. В. Бобровой [5], С. Б. Елканова [10], А. В. Кирилловой [15], Я. И. Мельниченко [21], Т. В. Портнягиной [24], Г. Н. Серикова [26], И. А. Шаршова и М. Ю. Титовой [31] и др. Причем в педагогике самообразование трактуется достаточно широко - как «личностное образование», «процесс», «элементы процесса с личностными характеристиками», «приемы и техники, повышающие эффективность», «высший уровень профессиональных способностей» [33]. Также необходимо отметить, что в психолого-педагогических исследованиях самоорганизация рассматривается с точки зрения различных подходов. Например, личностный подход основывается на понимании самоорганизации как свойств личности или целого комплекса личностных свойств (Т. А. Гу-байдулина, С. Б. Елканов, А. В. Кириллова, Я. И. Мельниченко и др.) [9; 10; 15; 21]. Многие исследователи к этим свойствам относят самооценку, самоконтроль, самоинструктирование, умения рациональной организации деятельности, самоубеждение и самоуправление. С точки зрения деятель-ностного подхода самоорганизация рассматривается как процесс, включающий функции, операции, навыки, умения и обоснование того, что способность к самоорганизации формируется в целенаправленно организованной деятельности (А. Д. Ишков, Н. В. Кузьмина, Г. Н. Сериков и др.) [14; 20; 26]. В рамках интегрального (личностно-деятельностного) подхода при изучении процессов самоорганизации деятельности ученые уделяют внимание личностным качествам, которые влияют на продуктивность этой деятельности (С. С. Амирова, Н. А. Заенутдинова, Е. А. Уваров и др.) [1; 11; 29]. В то же время с позиции компетент-ностно-деятельностного подхода самоорганизация заключается в «организации учебной деятельности учащегося сообразной психологической природе деятельности человека» (О. М. Коломиец, J. Maxwell, G. Blashki) [17; 34]. Существует еще технический подход (В. И. Андреев, Г. А. Архан-

гельский, А. Г. Горбачев, М. А. Реунова) [2; 3; 7], где акцент делается на приемы и техники, способствующие эффективной организации человеком собственной деятельности (организация труда, самоменеджмент, тайм-менеджмент). По мнению М. А. Захарян, «основой формирования личности выступает ее активность, способность к организации эффективной системы персонального тайм-менеджмента» [12, с. 502]. Автор делает акцент на технологии самокоучинга, которая будет способствовать самореализации и профессиональному становлению личности студентов и магистрантов. При определении самоорганизации необходимо отметить важность аксиологического подхода, который подразумевает значимость ценности времени [16; 25]. Таким образом, в зависимости от подхода, способность к самоорганизации может быть как личностной характеристикой, направленной на организацию внутренней деятельности, так и способностью, направленной на организацию своих действий и достижение успеха.

На наш взгляд, важным является рассмотрение соотношения понятий «самоорганизация» и «субъектность». Изучение субъектности в педагогике идет со времен Я. А. Каменского. В СССР активное изучение субъектности началось в 80-е гг. ХХ в.: разработан субъектно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец), идеей которого являлась мысль, что образование должно способствовать формированию личности как субъекта своей деятельности. В учебном процессе стали большее внимание уделять индивидуальным особенностям, потребностям и интересам обучающихся. В 90-е гг. создаются новые инструменты для оценки уровня субъектности не только обучающихся, но и педагогов. Новый виток исследований в начале XXI в. связан с личностно ориентированным образованием и самообразованием. Сегодня формирование и развитие субъектной позиции является важным в процессе реализации модели «образование через всю жизнь», поскольку, во-первых, субъект превращает собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования (А. В. Брушлинсикий, В. А. Сла-стенин) [6], в том числе и с позиции успешного овладения выбранной специальностью (Т. А. Шамова) [30]; и во-вторых, субъектность формируется только в деятельности, и важное значение играет рефлексия (К. А. Абульханова-Славская, В. И. Слобод-чиков) [27]. По мнению С. А. Грязнова, субъектную позицию еще следует связывать с понятием «ответственность» «как особого отношения между действиями людей, их намерениями, а также оценкой этих дей-

ствий другими людьми или обществом» [8, с. 86]. Таким образом, быть субъектом -значит быть «автором» своей жизни: самостоятельно ставить цели, выстраивать жизненные планы, нести ответственность за свои решения и поступки. Субъектность раскрывает способность личности изменять не только себя, но и внешнюю среду. Следовательно, можно сделать вывод, что субъ-ектность как принятие всей полноты ответственности за свою жизнь, включает самоорганизацию как опыт реализации этой самой ответственности, т. е. высокий уровень самоорганизации способствует развитию субъектности.

Методология и методы исследования. Самоорганизация и самообразование относятся к группе универсальных компетенций, включенных в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования: УК-6 - способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни. В методических рекомендациях от 21.11.2021 года по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования») обозначены индикаторы достижения УК-6 (УК-6.1. Оценивает личностные ресурсы по достижению целей саморазвития и управления своим временем на основе принципов образования в течение всей жизни; УК-6.2. Критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при реализации траектории саморазвития). Однако «ядро высшего педагогического образования» не содержит информации о дисциплинах / курсах, которые будут направлены на формирование УК-6. Следовательно, возникает необходимость в разработке специального курса, направленного на развитие навыков самоорганизации студентов. В данном случае оптимальным решением мы видим разработку открытого онлайн-курса, который будет доступен студентам педагогических университетов.

Изложение основного материала исследования. В период с октября по декабрь 2023 г. был разработан онлайн-курс «Самоорганизация студентов», который направлен на развитие навыков самоорганизации у студентов - будущих педагогов. Онлайн-курс создан на платформе LMS MOODLE в системе sdo.uspu.ru. Разработка онлайн-курса основывалась на модели ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation), которая активно используется в педагогическом дизайне образовательных онлайн-продуктов.

Онлайн-курс включает в себя несколько взаимосвязанных блоков-модулей (см. рис. 1). Организационный блок содержит информацию о курсе и авторах-разработчиках, навигацию и инструкцию по прохождению. Вводный модуль посвящен актуализации имеющихся знаний и навыков у участников, постановке цели обучения; включает диагностику особенностей самоорганизации А. Д. Ишкова, опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е. Ю. Мандрикова (2010) на основе M. Bond & N. Feather (1988). В онлайн-курс входят шесть обучающих модулей - «Целеполагание», «Анализ ситуации», «Планирование», «Самоконтроль и саморегуляция», «Коррекция», «Отдых и самовосстановление». Содержа-

ние данных модулей состоит из видеоуроков, теоретического и практического материала, интерактивных и рефлексивных заданий. Блоки «Фильмотека» и «Цифровые приложения и лайфхаки» направлены на более глубокое погружение и осмысление содержания онлайн-курса, а также актуализацию его практической значимости. Итоговый модуль включает рефлексивное тестирование по всему материалу курса, также участникам предлагается снова пройти диагностику А. Д. Ишкова и опросник Е. Ю. Мандрикова и сравнить с первоначальными результатами. По итогам прохождения онлайн-курса все участники получают электронный сертификат.

Рис. 1. Структура онлайн-курса «Самоорганизация студентов»

В создании онлайн-курса использовались следующие элементы / ресурсы LMS MOO-DLE: лекция, задание, форум, опрос, гиперссылка, книга, страница, обратная связь, пояснение, сертификат. Данные элементы размещены в логической последовательности. Каждый модуль содержал элемент «лекция», который имел дискретную структуру [22], состоящую из нескольких HTML-страниц и внутренней системой навигации. Таким образом, содержание элемента «лекция» включало видеоуроки, текст, вопросы для самопроверки (правда или ложь; множественный выбор, эссе), встроенные интерактивные упражнения https://learningapps.org/, гиперссылки на дополнительные источники. Элемент «задание» направлен на отработку навыков по теме модуля. Для оценивания выполненных заданий выбрана зачетная шкала, метод оценивания - простой непосредственный. Помимо оценки, студентам давалась обратная связь от преподавателя, курирующего курс, по содержанию выполненного задания. Элемент «форум» позволил вести диалог с участниками курса. Было создано четыре форума: «Вопросы и ответы» (для решения организационных вопросов), «Ум-

ные приложения» (для обмена цифровыми ресурсами по планированию), «Ваш отдых» (для обсуждения свободного времени), «Фильмотека» (для обсуждения фильмов, связанных с тематикой онлайн-курса).

Содержание каждого учебного модуля (см. рис. 2) состояло из интерактивной лекции, внутри которой были размещены видеоуроки, теоретический материал в сконцентрированной сжатой форме, интерактивные упражнения, вопросы для самопроверки знаний; также было включено небольшое по объему практическое задание с обязательной проверкой преподавателем и рефлексивный блок. Мы сознательно не стали использовать элемент «тест», который выполняет в основном функцию контроля. По итогам прохождения каждого модуля участники выполняли элементы «обратная связь» и «опрос», которые включали рефлексивные вопросы, например: «С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?», «Каким образом пытались справиться с трудностями?», «Ваше открытие?», «Какие вопросы Вы задали себе по содержанию модуля?», «Насколько полезен был материал модуля?» и др.

Модуль 1. Целеполагание

Целеполаеание в обучении — важный процесс, по установке целей и задач обучения на определенных этапах. Без целеполагания не возможна продуктивная деятельность. Цели не должны быть навязаны извне, иначе они не будут достигнуты.

Что такое целе полагай и е? т

Техники постановки целей

Техники целеполагания помогут осознанно подойти к постановке цели. Благодаря им вероятность достижения цели очень высота!

v... Практическое задание "Постановка цели по технике HARD" ^ I Рефлексия по модулю 1, Опрос по теме

Б

В

Рис. 2. Пример содержания учебного модуля курса

Полученные результаты. Онлайн-курс «Самоорганизация студентов» был специально разработан для студентов Уральского государственного педагогического университета и реализовывался с февраля по апрель 2024 г. Количество обучающихся на онлайн-курсе п = 364. Зачис-

ление на курс осуществлялось посредством самостоятельной записи в системе sdo.uspu.ru. В курсе приняли участие студенты как очной, так и заочной формы обучения отделений уровня бакалавриата (82%) и магистратуры (18%) (см. рис. 3).

6%

3%

32%

44%

■ 1 курс ■ 2 курс ■ 3 курс ■ 4 курс ■ 5 курс

Рис. 3. Распределение зачисленных участников на онлайн-курс

по курсам обучения

Количественные результаты по выполнению основных элементов онлайн-курса

представлены на рисунке 4.

60 50 40 30 20 10 0

54 48

■ 38 44 44

■ 32

■ 24

■ ■

■ ■

Элемент Элемент Элемент Элемент Элемент Элемент "лекция" "задание" "обратная "опрос" "форум" "сертификат"

связь"

■ % выполнений / прохождений

Рис. 4. Количественные результаты по выполнению основных элементов онлайн-курса (п = 364)

В ходе прохождения курса студенты выполняли практические задания. Анализ представленных ответов на задание «постановка цели по HARD» показал, что студентам понравилось визуализировать цель, многие отметили, что цель стала яснее, конкретнее. Примерно в 30% от всех представленных ответов фигурирует цель, связанная с обучением, - это выполнение курсовой или выпускной квалификационной работы, а также с окончанием университета и получением диплома. У 20% студентов, выполнивших задание, цели связаны с получением дополнительного образования -это обучение вождению, курсы по маникюру, ораторскому мастерству, нутрициоло-гии, хореографии и т. п. У 35% цели связаны с финансами, благополучием; у 10% - с отдыхом на море, развлечениями; у 5% - с покупкой недвижимости или автомобиля. При ответе на вопрос «Какими техниками постановки цели Вы пользуетесь? И почему?» студенты отмечают, что используют техники SMART и HARD, матрицу Эйзенхауэра, «Колесо жизненного баланса», метод BCQ. Аргументируют свой выбор удобством использования, понятностью, легкостью и эффективностью. Часть студентов (6%) отметили, что не пользуются целенаправленно специальными техниками, а просто ставят цель и добиваются результатов.

36% успешно справились с заданием «SWOT-анализ исследования своих сильных и слабых сторон». Каждый второй выполнивший задание своей сильной стороной считает целеустремленность. В то же время при характеристике слабых сторон студенты указывают низкую самодисциплину, невыполнение поставленных целей и задач. Интересно, что некоторые студенты

испытывали трудности с формулировкой угроз - внешних факторов, которые не зависят от принимаемых решений. Чаще всего указывали недостаточное материальное положение, которое влияет на достижение результата; физическое здоровье; страх перед будущим; нехватку времени; угнетенное психологическое состояние.

Практическое задание «Планирование недели» выполнили 42% студентов. Из них больше половины (66%) используют цифровые приложения для планирования и возможности своих смартфонов. 34% студентов записывают дела в ежедневник. Среднее количество дел на день, которые студенты представили в своих планах, составляет 5-6. При этом студенты отмечают, что около 4-5 запланированных дел в течение дня они реально выполняют. На вопрос рефлексивного блока «Что Вы можете сделать для того, чтобы завтра большее количество планов было выполнено?» студенты ответили - «раньше ложиться спать», «перестать лениться», «не отвлекаться на посторонние дела», «расставить приоритеты и следовать плану», «планировать меньшее количество дел».

Практическое задание «Самоконтроль и саморегуляция» заключалось в представлении развернутых ответов на вопросы: 1. Изучите техники самоконтроля и опишите понравившуюся. 2. Как их можно использовать в учебной деятельности? 3. Как они помогут Вам при достижении цели? Наиболее популярными техниками самоконтроля участники курса выделили «дневник самоконтроля», «распорядок дня», «расстановка приоритетов» и «контроль эмоций» Участники считают, что данные техники помогут сосредоточиться на учеб-

ных задачах, следить за своим здоровьем, а также распланировать учебное и рабочее время. При выполнении данного задания участники курса отмечают, что «обладая высоким уровнем самоконтроля, человек может достигать долгосрочных планов, так как способен противостоять своим импульсивным желаниям. Например, заняться чем-то более приятным в моменте, но негативно влияющим в долгосрочной перспективе»; «очень важно уметь договариваться с собой, корректировать свое отношение к ситуации, корректировать план действий, подстраиваться под обстоятельства, а также под свои же индивидуальные возможности и способности».

При выполнении практического задания «Коррекция» участникам курса было предложено построить карту-схему вариантов развития событий. С данным заданием успешно справились 24% студентов от общего количества зачисленных на курс. Причем большая половина представленных ответов была выполнена с использованием цифровых инструментов. На вопрос рефлексивного блока «На чем Вы делаете

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 Модуль 5 Модуль 6 □ да □ нет затрудняюсь ответить

Рис. 5. Оценка студентами полезности / актуальности темы

изученного модуля (%)

акцент в своих антикризисных планах?» мы получили следующие ответы студентов: «на позитивных моментах», «на отдыхе и восстановлении», «на альтернативных вариантах», «на анализе ресурсов», незначительная часть (5%) ответили, что ничего не предпринимают.

Студенты успешно справились с заданием «Заряжаем батарейки». Им предлагалось составить список наполнения своих батареек - физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной. После выполнения данного задания участники могли рассказать о своем отдыхе, используя элемент «форум». Анализ ответов показал, что 72% представивших ответ уделяют большое внимание отдыху, 28% - иногда, время от времени.

После прохождения каждого модуля студентам было предложено ответить на вопрос: была ли полезна и актуальна данная тема. Результаты ответов представлены на рисунке 5. В целом можно сделать вывод, что большая часть подобранного материала вызвала интерес у участников курса.

В процессе выполнения заданий курса участники получали значки «Я умею ставить цель!», «Мастер рефлексии», «Правильно поставленная цель - залог успеха!», «Батарейка заряжена на все 100%», «Я могу контролировать себя и свои действия», «Я учусь планировать и расставлять приоритеты», «Я умею корректировать свои действия», «Самоорганизованный студент!». Режим присвоения значков автоматический. Настройка присвоения значка осуществля-

лась при выполнении нескольких элементов курса или целого модуля. Данный элемент геймификации способствовал повышению уровня вовлеченности студентов и мотивировал их продолжить обучение на курсе [18, с. 111]. В результате выполнения заданий у каждого участника формировался свой банк значков, который давал право на получение электронного сертификата (см. табл.).

Количество выданных значков

267 Таблица

Название значка

Условия

Изображение значка

Количество выданных значков

«Я умею ставить цель!»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выполнение элемента курса

110

«Правильно поставленная цель - залог успеха!»

Выполнение элемента курса

91

«Все идет по плану!»

Выполнение элемента курса

72

«Я учусь планировать и расставлять приоритеты»

Выполнение всех элементов модуля 3

*

65

«Я могу контролировать себя и свои действия»

Выполнение всех элементов модуля 4

35

«Я умею корректировать свои действия»

Выполнение всех элементов модуля 5

Ж

35

«Батарейка заряжена на все 100%»

Выполнение всех элементов модуля 6

36

:< Мастер рефлексии»

Выполнение элемента «обратная связь» по всему курсу

■ л. ■ 1

35

«Самоорганизованный студент!»

Собраны все значки в курсе

I ' Г

35

В завершении онлайн-курса студентам было предложено выполнить самооценку проделанной работы и ответить на несколько вопросов. Обработав ответы, мы получили следующие результаты: 46% участников курса успевают сделать все запланированное, 44% «частично» успевают и 10% не планируют отдельный день, а ведут список дел; при планировании своих повседневных дел 64% студентов следуют определенным принципам, 24% отмечают, что это зависит от случая; 49% не могут перейти к другому делу, не закончив предыдущее, в то же время для 51% студентов это не является препятствием; 83% считают, что могут расставить приоритеты важности в рабочих задачах; 49% четко понимают, сколько времени понадобится для выполнения определенной задачи, и укладываются в эти рамки; 61% не испытывают трудности с упорядочиванием дел; 78% используют гаджеты для организации рабочего времени, напоминаний, заметок и т. д.; 61% утверждают, что им не требуется много времени, чтобы «раскачаться» и начать действовать; 78% утверждают, что спокойно могут завершить начатое; 95% радуются результатам своей деятельности; 98% понимают, что им есть к чему стремиться, 95% считают себя целенаправленными людьми.

Выводы. Онлайн-курс «Самоорганизация студентов» проходили студенты по направлениям подготовки 44.00.00 - Образование и педагогические науки (п = 364). Цель курса заключалась в повышении уровня осознанности и информированности студентов в вопросах самоорганизации. 24% прошли онлайн-курс в полном объеме и получили сертификат.

Уникальностью онлайн-курса является то, что построение его содержания основано на принципе рввт-Ю-рввт (равный равному), т. е. «от студента к студенту». В разработке курса непосредственное участие принимали студенты как очной, так и заочной формы обучения. Это позволило не только выбрать наиболее актуальные темы для студенческой аудитории, но и выстроить внутреннюю коммуникацию между участниками курса.

Гибкая структура курса позволяет дополнять или исключать учебные модули, варьировать практические задания в зависимости от запроса обучающихся. Во время прохождения курса студенты отметили, что одной из его сильных сторон является «выполнение заданий в своем темпе», «нет жестких сроков», «теоретические и практические блоки доступны в любое время».

Проверка выполненных заданий осуществлялась преподавателем с тьюторской компетентностью, который пытался выстроить диалог со студентами через формы обратной связи (форум) и личные комментарии, тем самым выводя их на новый уровень вопросов и ответов. После прохождения курса студенты отмечают, что осознанно стали уделять время планированию своей деятельности, анализу проделанной работы и расстановке приоритетов при необходимости решения большого количества задач. В процессе прохождения основных модулей курса у студентов наблюдалась активная субъектная позиция, которая выражалась в глубоком самоанализе проделанной работы (через выполнение элементов «обратная связь», «опрос», «форум») и в

поиске новых решений (через выполнение элементов «лекция» и «задание»).

Универсальность контента, представленного в курсе, позволяет его изучать студентам различных направлений подготовки. В то же время в качестве дальнейшей перспективы развития курса именно для студентов - будущих педагогов мы видим создание отдельного модуля, посвященного планированию деятельности студентов во время прохождения педагогической практики. Это позволит проанализировать проблемы самоорганизации, с которыми сталкиваются студенты в образовательных учреждениях на практике, а также приблизить задания к реальной ситуации, направленные на развитие внутренних и внешних ресурсов самоорганизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амирова, С. С. Самоорганизация личности в процессе обучения / С. С. Амирова. - Текст : непосредственный // Педагогика. - 1993. - № 5. - С. 49-52.

2. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс : учебное пособие /

B. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с. - Текст : непосредственный.

3. Архангельский, Г. А. Корпоративный тайм-менеджмент: энциклопедия решений / Г. А. Архангельский. - 2-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2009. - 160 c. - EDN QOJHCB. - Текст : непосредственный.

4. Бакшутова, Е. В. Самоорганизация деятельности студентов с разным локусом субъективного контроля / Е. В. Бакшутова, К. Е. Долгушина, Л. Г. Жданова. - Текст : непосредственный // Развитие человека в современном мире. - 2019. - № 1. - С. 71-80. - EDN XHIYGA.

5. Боброва, Л. В. Учебная самооорганизация студентов в условиях дистанционного обучения / Л. В. Боброва, Н. А. Смирнова. - Текст : непосредственный // Научный альманах. - 2017. - № 10-1(36). -

C. 131-134. - DOI: 10.17117/na.2017.10.01.131. - EDN ZVHEJD.

6. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды / А. В. Брушлинский. - М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. - 406 с. - Текст : непосредственный.

7. Горбачев, А. Тайм-менеджмент в два счета / А. Горбачев. - СПб. : Питер, 2008. - 256 с. - EDN SDREXT. - Текст : непосредственный.

8. Грязнов, С. А. Условия формирования и развития субъектной позиции студентов / С. А. Грязнов. -Текст : непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2023. - № 1-4(76). - С. 86-88. - DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-4-86-88. - EDN DDOKJM.

9. Губайдулина, Т. А. Особенности самоорганизации студентов в условиях целевого интенсивного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. А. Губайдулина. - Л. : ЛГУ, 1989. - 16 с. - Текст : непосредственный.

10. Елканов, С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя / С. Б. Елканов. -М. : Просвещение, 1989. - 189 с. - Текст : непосредственный.

11. Заенутдинова, Н. А. Формирование готовности к самоорганизации у студентов педагогического колледжа в образовательном процессе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Н. А. Заенутдинова. - Магнитогорск, 2000. - 159 с. - EDN NLRYPT. - Текст : непосредственный.

12. Захарян, М. А. Технология самокоучинга как средство повышения эффективности персонального тайм-менеджмента студентов-магистрантов / М. А. Захарян. - Текст : непосредственный // Bulletin of the International Centre of Art and Education. - 2021. - № 2. - С. 502-519. - EDN JUTTZB.

13. Исследование мотивации педагогов Свердловской области к развитию компетенций и обучению в течение всей жизни: информационный бюллетень / А. В. Пеша, М. А. Николаева, Н. В. Шрамко [и др.] ; под общ. ред. А. В. Пеша ; Уральский гос. экон. ун-т. - Екатеринбург, 2022. - 32 с. - Текст : непосредственный.

14. Ишков, А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности : монография / А. Д. Ишков. - М. : Издательство «АСВ», 2004. - 224 с. - EDN RBVXTD. - Текст : непосредственный.

15. Кириллова, А. В. Диагностика самоорганизации будущих педагогов / А. В. Кириллова. - Текст : непосредственный // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 2. - С. 32-33. - EDN ORLYIZ.

16. Козловская, Т. Н. Самоорганизация как бесконечность развития личности. Интеграционный аспект / Т. Н. Козловская, Г. А. Епанчинцева. - Текст : непосредственный // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-14. - С. 3201-3205. - EDN RQRYUP.

17. Коломиец, О. М. Развитие учебно-профессиональной самостоятельности студента высшей медицинской школы в преподавательской деятельности педагога / О. М. Коломиец. - Текст : непосредственный // Педагогика: история, перспективы. - 2020. - Т. 3, № 3. - С. 19-33. - DOI: 10.17748/2686-99692020-3-3-19-33. - EDN FBCDVS.

18. Корнилов, Ю. В. Применение значков в LMS MOODLE как элемент геймификации в смешанном обучении / Ю. В. Корнилов. - Текст : непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. -Т. 9, № 3(32). - С. 108-112. - DOI: i0.26i40/bgz3-2020-0903-0023. - EDN GKPZOO.

19. Котова, С. С. Технологии самоорганизации и саморазвития / С. С. Котова. - Екатеринбург : Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022. - 195 с. - EDN GNVTCS. -Текст : непосредственный.

20. Кузьмина, Н. В. Акмеологическая теория фундаментального образования : монография / Н. В. Кузьмина. - СПб. : Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. - 382 с. - Текст : непосредственный.

21. Мельниченко, Я. И. Личностно-ориентированный подход к организации самостоятельной работы студентов с использованием интернет-ресурсов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Я. И. Мельниченко. -Казань, 2008. - 249 с. - EDN NQHPZN. - Текст : непосредственный.

22. Николаева, М. А. Основные подходы к созданию дискретной лекции для студентов вуза в условиях перехода на дистанционное обучение / М. А. Николаева. - Текст : непосредственный // Вопросы всеобщей истории. - 2020. - № 23. - С. 110-118. - DOI: 10.26170/WÍ20-01-08. - EDN XEQMDH.

23. Ополев, Я. В. Онтология самоорганизации в синергетике / Я. В. Ополев. - Текст : непосредственный // Позиции философии в современном обществе : материалы всероссийской научной конференции «Позиции философии в современном обществе», посвященной 45-летию философского факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького (Екатеринбург, 19-20 мая 2010 г.). Т. 2. -Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2010. - С. 120-126.

24. Портнягина, Т. В. Самоорганизация студентов педагогического ВУЗа / Т. В. Портнягина, Н. М. Ноговицына. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 283-286. - EDN AQJXQY.

25. Реунова, М. А. Аксиологический аспект самоорганизации времени студента университета / М. А. Реунова. - Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. -2012. - № 2(138). - С. 237-242. - EDN PASYEN.

26. Сериков, Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов / Г. Н. Сериков. - Иркутск, 1992. - 227 с. - Текст : непосредственный.

27. Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. - 400 с. - EDN VRRVVH. - Текст : непосредственный.

28. Стрекалова, Н. С. Методологические подходы к формированию умений самоорганизации студентов медицинского колледжа: характеристика сущности / Н. С. Стрекалова. - Текст : непосредственный // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». - 2016. - Т. 15, № 3. - С. 29-34. - EDN WWTHMR.

29. Уваров, Е. А. Психология самоорганизации личности как субъекта двигательной деятельности : дис. ... д-ра психол. наук : 13.00.04 / Е. А. Уваров. - СПб., 2007. - 362 с. - EDN NOYCPB. - Текст : непосредственный.

30. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. - М. : Педагогический поиск, 2001. - 384 с. - Текст : непосредственный.

31. Шаршов, И. А. Педагогические условия формирования умений самоорганизации у студентов / И. А. Шаршов, М. Ю. Титова. - Текст : непосредственный // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста : материалы XVII Международной научно-практической Internet-конференции, Тамбов, 01-07 июля 2021 года / отв. редактор Л. Н. Макарова. - Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2021. - С. 248-254. - EDN EWQAAK.

32. Яновская, Т. Э. К вопросу о понятии «самоорганизация» в психолого-педагогических исследованиях / Т. Э. Яновская. - Текст : непосредственный // Естественно-гуманитарные исследования. - 2013. -№ 2(2). - С. 89-95. - EDN RSGKBH.

33. Ashby, W. R. Principles of the Self-Organizing Dynamic System / W. R. Ashby. - Text : immediate // Journal of General Psychology. - 1947. - Vol. 37. - P. 125-128.

34. Maxwell, J. Teaching about climate change in medical education: an opportunity / J. Maxwell, G. Blashki. - Text : immediate // J. Public Health Res. - 2016. - Vol. 5. - P. 14-20.

REFERENCES

1. Amirova, S. S. (1993). Samoorganizatsiya lichnosti v protsesse obucheniya [Self-Organization of the Individual in the Learning Process]. In Pedagogika. No. 5, pp. 49-52.

2. Andreev, V. I. (2013). Pedagogika vysshei shkoly. Innovatsionno-prognosticheskii kurs [Pedagogy of Higher Education. Innovation and Forecasting Course]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologii. 500 p.

3. Arkhangelsky, G. A. (2009). Korporativnyi taim-menedzhment: entsiklopediya reshenii [Corporate Time Management: Encyclopedia of Solutions]. 2nd edition. Moscow, Al'pina Biznes Buks. 160 p. EDN QOJHCB.

4. Bakshutova, E. V., Dolgushina, K. E., Zhdanova, L. G. (2019). Samoorganizatsiya deyatel'nosti studentov s raznym lokusom sub"ektivnogo kontrolya [Self-Organization of Activities of Students with Different Locus of Subjective Control]. In Razvitie cheloveka v sovremennom mire. No. 1, pp. 71-80. EDN XHIYGA.

5. Bobrova, L. V., Smirnova, N. A. (2017). Uchebnaya samooorganizatsiya studentov v usloviyakh dis-tantsionnogo obucheniya [Academic Self-Organization of Students in Distance Learning Conditions]. In Nauchnyi al'manakh. No. 10-1(36), pp. 131-134. DOI: 10.17117/^.2017.10.01.131. EDN ZVHEJD.

6. Brushlinsky, A. V. (2008). Sub"ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie: izbrannye psikhologicheskie trudy [Subject: Thinking, Learning, Imagination: Selected Psychological Works]. Moscow, Izdatel'stvo Mos-kovskogo psikhologo-sotsial'nogo instituta, Voronezh, MODEK. 406 p.

7. Gorbachev, A. (2008). Taim-menedzhment v dva scheta [Time Management in a Jiffy]. Saint Petersburg, Piter. 256 p. EDN SDREXT.

8. Gryaznov, S. A. (2023). Usloviya formirovaniya i razvitiya sub"ektnoi pozitsii studentov [Conditions for the Formation and Development of the Subject Position of Students]. In Mezhdunarodnyi zhurnal gumani-tarnykh i estestvennykh nauk. No. 1-4(76), pp. 86-88. DOI: 10.24412/2500-1000-2023-1-4-86-88. EDN DDOKJM.

9. Gubaidulina, T. A. (1989). Osobennosti samoorganizatsii studentov v usloviyakh tselevogo intensivnogo obucheniya [Features of Self-Organization of Students in Conditions of Targeted Intensive Training]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Leningrad, LGU. 16 p.

10. Elkanov, S. B. (1989). Osnovy professional'nogo samovospitaniya budushchego uchitelya [Fundamentals of Professional Self-Education of a Future Teacher]. Moscow, Prosveshchenie. 189 p.

11. Zaenutdinova, N. A. (2000). Formirovanie gotovnosti k samoorganizatsii u studentov pedagog-icheskogo kolledzha v obrazovatel'nom protsesse [Formation of Readiness for Self-Organization among Students of a Pedagogical College in the Educational Process]. Dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk. 159 p. EDN NLRYPT.

12. Zakharyan, M. A. (2021). Tekhnologiya samokouchinga kak sredstvo povysheniya effektivnosti personal'nogo taim-menedzhmenta studentov-magistrantov [Self-Coaching Technology as a Means of Increasing the Effectiveness of Personal Time Management of Master's Students]. In Bulletin of the International Centre of Art and Education. No. 2, pp. 502-519. EDN JUTTZB.

13. Pesha, A. V., Nikolaeva, M. A., Shramko, N. V. et al. (2022). Issledovanie motivatsii pedagogov Sverd-lovskoi oblasti k razvitiyu kompetentsii i obucheniyu v techenie vsei zhizni: informatsionnyi byulleten' [A Study of the Motivation of Teachers in the Sverdlovsk Region to Develop Competencies and Lifelong Learning: Fact Sheet]. Ekaterinburg. 32 p.

14. Ishkov, A. D. (2004). Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psikhologicheskie faktory uspeshnosti [Student Educational Activity: Psychological Factors of Success]. Moscow, Izdatel'stvo «ASV». 224 p. EDN RBVXTD.

15. Kirillova, A. V. (2013). Diagnostika samoorganizatsii budushchikh pedagogov [Diagnostics of self-Organization of Future Teachers]. In Sredneeprofessional'noe obrazovanie. No. 2, pp. 32-33. EDN ORLYIZ.

16. Kozlovskaya, T. N., Epanchintseva, G. A. (2013). Samoorganizatsiya kak beskonechnost' razvitiya lich-nosti. Integratsionnyi aspekt [Self-Organization as the Infinity of Personality Development. Integration Aspect]. In Fundamentallye issledovaniya. No. 10-14, pp. 3201-3205. EDN RQRYUP.

17. Kolomiets, O. M. (2020). Razvitie uchebno-professional'noi samostoyatel'nosti studenta vysshei meditsinskoi shkoly v prepodavatel'skoi deyatel'nosti pedagoga [Development of Educational and Professional Independence of a Student of a Higher Medical School in the Teaching Activities of a Teacher]. In Pedagogika: istoriya, perspektivy. Vol. 3. No. 3, pp. 19-33. DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-3-19-33. EDN FBCDVS.

18. Kornilov, Yu. V. (2020). Primenenie znachkov v LMS MOODLE kak element geimifikatsii v smeshannom obuchenii [Using Badges in LMS MOODLE as an Element of Gamification in Blended Learning]. In Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal. Vol. 9. No. 3(32), pp. 108-112. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0023. EDN GKPZOO.

19. Kotova, S. S. (2022). Tekhnologii samoorganizatsii i samorazvitiya [Technologies of Self-Organization and Self-Development]. Ekaterinburg, Rossiiskii gosudarstvennyi professional'no-pedagogicheskii universitet. 195 p. EDN GNVTCS.

20. Kuzmina, N. V. (2012). Akmeologicheskaya teoriya fundamental'nogo obrazovaniya [Acmeological Theory of Fundamental Education]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo NU «Tsentr strategicheskikh issledovanii». 382 p.

21. Melnichenko, Ya. I. (2008). Lichnostno-orientirovannyi podkhod k organizatsii samostoyatel'noi raboty studentov s ispol'zovaniem internet-resursov [Personality-Oriented Approach to Organizing Independent Work of Students Using Internet Resources]. Dis. ... kand. ped. nauk. Kazan. 249 p. EDN NQHPZN.

22. Nikolaeva, M. A. (2020). Osnovnye podkhody k sozdaniyu diskretnoi lektsii dlya studentov vuza v usloviyakh perekhoda na distantsionnoe obuchenie [Basic Approaches to Creating a Discrete Lecture for University Students in the Context of the Transition to Distance Learning]. In Voprosy vseobshchei istorii. No. 23, pp. 110-118. DOI: 10.26170/vvi20-01-08. EDN XEQMDH.

23. Opolev, Ya. V. (2010). Ontologiya samoorganizatsii v sinergetike [Ontology of Self-Organization in Synergetics]. In Pozitsii filosofii v sovremennom obshchestve: materialy vserossiiskoi nauchnoi konferentsii «Pozitsii filosofii v sovremennom obshchestve», posvyashchennoi 45-letiyu filosofskogo fakul'teta Ural'skogo gosudar-stvennogo universiteta im. A. M. Gor'kogo (Ekaterinburg, 19—20 maya 2010 g.). Vol. 2. Ekaterinburg, Iz-datel'stvo Ural'skogo universiteta, pp. 120-126.

24. Portnyagina, T. V., Nogovitsyna, N. M. (2020). Samoorganizatsiya studentov pedagogicheskogo VUZa [Self-Organization of Students of a Pedagogical University]. In Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya. No. 68-2, pp. 283-286. EDN AQJXQY.

25. Reunova, M. A. (2012). Aksiologicheskii aspekt samoorganizatsii vremeni studenta universiteta [Axiological Aspect of Self-Organization of Time of a University Student]. In Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. No. 2(138), pp. 237-242. EDN PASYEN.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Serikov, G. N. (1992). Samoobrazovanie: sovershenstvovanie podgotovki studentov [Self-Education: Improving Student Training]. Irkutsk. 227 p.

27. Slobodchikov, V. I., Isaev, E. I. (2013). Psikhologiya razvitiya cheloveka. Razvitie sub"ektivnoi real'nosti v ontogeneze [Psychology of Human Development. Development of Subjective Reality in Ontogenesis]. Moscow, Pravoslavnyi Svyato-Tikhonovskii gumanitarnyi universitet. 400 p. EDN VRRVVH.

28. Strekalova, N. S. (2016). Metodologicheskie podkhody k formirovaniyu umenii samoorganizatsii studen-tov meditsinskogo kolledzha: kharakteristika sushchnosti [Methodological Approaches to the Formation of Self-Organization Skills of Medical College Students: Characteristics of the Essence]. In Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal «<Gaudeamus». Vol. 15. No. 3, pp. 29-34. EDN WWTHMR.

29. Uvarov, E. A. (2007). Psikhologiya samoorganizatsii lichnosti kak sub"ekta dvigatel'noi deyatel'nosti [Psychology of Self-Organization of Personality as a Subject of Motor Activity]. Dis. . d-ra psikhol. nauk. Saint Petersburg. 362 p. EDN NOYCPB.

30. Shamova, T. I., Davydenko, T. M. (2001). Upravlenie obrazovatel'nym protsessom v adaptivnoi shkole [Managing the Educational Process in an Adaptive School]. Moscow, Pedagogicheskii poisk. 384 p.

31. Sharshov, I. A., Titova, M. Yu. (2021). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya umenii samoorganizatsii u studentov [Pedagogical Conditions for the Formation of Self-Organization Skills in Students]. In Makarova, L. N. (Ed.). Lichnostnoe i professional'noe razvitie budushchego spetsialista: materialy XVII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi Internet-konferentsii, Tambov, 01—07 iyulya 2021 goda. Tambov, Izdatel'skii dom «Derzhavinskii», pp. 248-254. EDN EWQAAK.

32. Yanovskaya, T. E. (2013). K voprosu o ponyatii «samoorganizatsiya» v psikhologo-pedagogicheskikh is-sledovaniyakh [On the Issue of the Concept of "Self-Organization" in Psychological and Pedagogical Research]. In Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. No. 2(2), pp. 89-95. EDN RSGKBH.

33. Ashby, W. R. (1947). Principles of the Self-Organizing Dynamic System. In Journal of General Psychology. Vol. 37, pp. 125-128.

34. Maxwell, J., Blashki, G. (2016). Teaching about Climate Change in Medical Education: An Opportunity. In J. Public Health Res. Vol. 5, pp. 14-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.