Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-КУРС КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ'

ОНЛАЙН-КУРС КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / высшее образование / самостоятельная работа студентов / интерактивные задания / онлайн-курс / смешанное обучение / перевернутый класс / information technologies / higher education / students’ self-study / interactive assignments / online course / blended learning / flipped classroom

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климентьев Дмитрий Дмитриевич, Климентьева Виктория Викторовна

На всех уровнях современной системы образования проявляется явное противоречие между стремительно развивающимися информационными технологиями и относительно низким уровнем их практического внедрения. В связи с этим не теряет свою актуальность поиск оптимальных форм применения ИТ преподавателями и обучающимися в целях эффективной организации учебного процесса. Данная статья обосновывает целесообразность организации основной части самостоятельной работы по подготовке студентов к аудиторным занятиям по конкретной дисциплине на основе структурно организованного интерактивного онлайн-курса в среде дистанционного образования университета. Основной подход использует модели смешанного обучения и «перевернутого класса» для оптимизации представления и актуализации учебного материала в самостоятельной работе в онлайн-среде, позволяя наиболее полно задействовать широкодоступные информационные технологии, ресурсы университета и квалификацию современного преподавателя. Проведенный пилотный эксперимент по разработке и апробации онлайн-курса интерактивных домашних заданий по дисциплине «Лексико-грамматический практикум (первый иностранный язык)» в течение одного семестра позволил подтвердить теоретические положения о том, что подготовка к аудиторным занятиям в формате интерактивных онлайн-заданий в удобном режиме, с интуитивно понятным интерфейсом, обстоятельными комментариями ответов обучающихся и гибкой системой самоконтроля их успеваемости и контроля со стороны преподавателя не только повышает результативность учебного процесса, но лучше мотивирует студентов к осознанному овладению учебными материалами, а также гарантирует уверенную адаптацию будущих специалистов к постоянно изменяющимся условиям их предстоящей профессиональной деятельности в условиях динамично развивающегося информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климентьев Дмитрий Дмитриевич, Климентьева Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ONLINE COURSE AS AN EFFICIENT TOOL OF UNIVERSITY STUDENTS’ SELF-STUDY PRIOR TO CLASSROOM ACTIVITIES

There is a clear contradiction at all levels of the modern education system between rapidly developing information technologies and a relatively low level of their practical implementation. In this regard, search for alternative forms of IT use by teachers and students in order to effectively organize educational process does not lose its relevance. This paper substantiates feasibility of a structurally organized interactive online course within a university's distance education environment as a tool to arrange the main part of students’ self-study when preparing for classroom sessions in a specific course. The core approach uses blended learning and flipped classroom patterns to optimize the learning content presentation and consolidation by means of self-study in an online environment, thus enabling to take most advantage of widely available information technologies, university resources and the modern teachers’ qualification. The conducted pilot experiment on developing and testing an online course of interactive homework assignments for a semester-long course of “Vocabulary and Grammar Practice (first foreign language)” made it possible to confirm the theoretical provisions that preparation for classroom sessions in the format of interactive online activities in a convenient mode, with an intuitive interface, detailed comments on learners’ activity, a flexible system of their performance self-monitoring and the teacher’s control not only increases the effectiveness of educational process but also better motivates students to consciously master educational materials, guaranteeing the future specialists’ confident adaptation to the constantly changing conditions of their upcoming professional activities in the context of a dynamically developing information society.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-КУРС КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ»

УДК 37:378

DOI: 10.15593/2224-9389/2023.4.8

Научная статья

Д.Д. Климентьев, В.В. Климентьева

Курский государственный университет, Курск, Российская Федерация

Поступила: 18.09.2023 Одобрена: 29.10.2023 Принята к печати: 21.12.2023

ОНЛАЙН-КУРС КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

На всех уровнях современной системы образования проявляется явное противоречие между стремительно развивающимися информационными технологиями и относительно низким уровнем их практического внедрения. В связи с этим не теряет свою актуальность поиск оптимальных форм применения ИТ преподавателями и обучающимися в целях эффективной организации учебного процесса. Данная статья обосновывает целесообразность организации основной части самостоятельной работы по подготовке студентов к аудиторным занятиям по конкретной дисциплине на основе структурно организованного интерактивного онлайн-курса в среде дистанционного образования университета. Основной подход использует модели смешанного обучения и «перевернутого класса» для оптимизации представления и актуализации учебного материала в самостоятельной работе в онлайн-среде, позволяя наиболее полно задействовать широкодоступные информационные технологии, ресурсы университета и квалификацию современного преподавателя.

Проведенный пилотный эксперимент по разработке и апробации онлайн-курса интерактивных домашних заданий по дисциплине «Лексико-грамматический практикум (первый иностранный язык)» в течение одного семестра позволил подтвердить теоретические положения о том, что подготовка к аудиторным занятиям в формате интерактивных онлайн-заданий в удобном режиме, с интуитивно понятным интерфейсом, обстоятельными комментариями ответов обучающихся и гибкой системой самоконтроля их успеваемости и контроля со стороны преподавателя не только повышает результативность учебного процесса, но лучше мотивирует студентов к осознанному овладению учебными материалами, а также гарантирует уверенную адаптацию будущих специалистов к постоянно изменяющимся условиям их предстоящей профессиональной деятельности в условиях динамично развивающегося информационного общества.

Ключевые слова: информационные технологии, высшее образование, самостоятельная работа студентов, интерактивные задания, онлайн-курс, смешанное обучение, перевернутый класс.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

D.D. Klimentev, V.V. Klimenteva Received: 18.09.2023

Accepted: 29.10.2023

Kursk State University, Published: 21.12.2023

Kursk, Russian Federation

AN ONLINE COURSE AS AN EFFICIENT TOOL OF UNIVERSITY STUDENTS' SELF-STUDY PRIOR TO CLASSROOM ACTIVITIES

There is a clear contradiction at all levels of the modern education system between rapidly developing information technologies and a relatively low level of their practical implementation. In this regard, search for alternative forms of IT use by teachers and students in order to effectively organize educational process does not lose its relevance. This paper substantiates feasibility of a structurally organized interactive online course within a university's distance education environment as a tool to arrange the main part of students' self-study when preparing for classroom sessions in a specific course. The core approach uses blended learning and flipped classroom patterns to optimize the learning content presentation and consolidation by means of self-study in an online environment, thus enabling to take most advantage of widely available information technologies, university resources and the modern teachers' qualification.

The conducted pilot experiment on developing and testing an online course of interactive homework assignments for a semester-long course of "Vocabulary and Grammar Practice (first foreign language)" made it possible to confirm the theoretical provisions that preparation for classroom sessions in the format of interactive online activities in a convenient mode, with an intuitive interface, detailed comments on learners' activity, a flexible system of their performance self-monitoring and the teacher's control not only increases the effectiveness of educational process but also better motivates students to consciously master educational materials, guaranteeing the future specialists' confident adaptation to the constantly changing conditions of their upcoming professional activities in the context of a dynamically developing information society.

Keywords: information technologies, higher education, students' self-study, interactive assignments, online course, blended learning, flipped classroom.

Введение

Современную систему образования невозможно представить без информационных технологий, которые по самой своей сути, как отмечали отечественные и зарубежные педагоги еще в конце ХХ века, несут в себе огромный дидактический потенциал, воздействуя на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы, средства обучения и организационные формы [1, 2]. При этом ИТ - настолько динамично развивающаяся область знаний, что любую монографию о них к моменту выхода из печати уже можно считать устаревшей [3]. Действительно, за последние 35 лет мы стали свидетелями не только расцвета, внедрения в практику, но нередко и морального устаревания множества различных ИТ, включая более быстрые и качественные системы распознавания, обработки и передачи текстовой и мультимедийной информации, электронную почту, системы машинного перевода, корпусные технологии, автономные обучающие программы, социальные сети и мессенджеры, массовое создание пользователями сетевого контента Web 2.0, интерактивные чат-боты и, наконец, нейросети.

В этих условиях особую актуальность приобретают поиск и практическое внедрение оптимальных форм применения ИТ преподавателями и обучающимися, способствующих наиболее эффективному учебному процессу, в частности, изучению и преподаванию иностранных языков [4, 5], акцентируя внимание на вопросах содержательного наполнения цифрового лингво-дидактического инструментария преподавателей с целью максимально рационального развития иноязычных компетенций обучающихся [6]. Особую важность приобретают уход от элитарности дорогостоящих цифровых продуктов, поиск массового применения широкодоступных ИТ в практику [7].

В статье описывается опыт разработки комплекса интерактивных заданий для самостоятельной работы студентов бакалавриата языкового факультета в рамках одной из основных дисциплин («Лексико-грамматический практикум (первый иностранный язык)»), реализации его в среде дистанционного образования Курского государственного университета и апробации в ходе экспериментального обучения.

Достаточные условия организации самостоятельной работы студентов на основе интерактивного онлайн-курса

Основным направлением информатизации образования видится реализация широкого комплекса мер по обеспечению всего процесса обучения «методологией, технологиями разработки новых учебных и учебно-методических материалов, методиками использования новых информационных и коммуникационных технологий в обучении, подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров, способных широко использовать потенциал информационных технологий на практике в здоровьесберегающих условиях» [8, с. 11].

В условиях очного формата обучения в университете перспективный вариант решения данной задачи - применение модели смешанного обучения (blended learning), определяемого как «сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением» [9, с. 3], позволяющего проектировать учебный процесс, эффективно сочетая в зависимости от разных объективных и субъективных условий традиционные и информационные технологии [6, 10, 11].

Вместе с этим широкое распространение получила модель обучения «перевернутый класс», заключающаяся в ином порядке дидактического цикла: новое вводится и отрабатывается сначала в самостоятельной работе в он-лайн-среде, после чего актуализируется на очном занятии [11, 12] с предоставлением преподавателю больше времени на уроке не объяснению, а закреплению за счет коммуникативных заданий [13].

Мы считаем целесообразным перенести основную часть самостоятельной работы студентов по конкретной дисциплине в формат сетевого обуче-

ния (on-line learning), то есть «обучения с помощью информационно-телекоммуникационной сети» [9, с. 3] на основе структурно организованного интерактивного онлайн-курса в среде дистанционного образования вуза.

Ход и результаты педагогического эксперимента

Обоснование вышеописанных разработанных теоретических предположений были осуществлены в ходе педагогического эксперимента как непосредственного инструмента получения валидных выводов [14, 15]. Проведенный педагогический эксперимент включал 4 этапа: подготовительный (составление плана исследования, разработка интерактивного обучающего курса, выбор методов обработки полученных результатов), констатирующий (выявления входного уровня владения иностранным языком, предпочтений и уровня мотивации, готовности к самостоятельной работе в рамках интерактивного курса), экспериментальный (организация самостоятельной работы студентов и управление ею, самонаблюдение и внешнее наблюдение за ходом обучения студентов контрольной и экспериментальной групп) и итоговый (количественная и качественная обработка полученных данных, интерпретация результатов, выводы и определение направления дальнейшего исследования).

На подготовительном этапе для студентов бакалавриата, изучающих английский как первый иностранный язык, в среде дистанционного обучения Курского государственного университета» [16] был разработан онлайн-курс «Интерактивная практика английского языка: 4-й семестр» из 27 комплектов интерактивных текстовых и мультимедийных домашних заданий по 3 разделам (Sport and Games, Travelling, Miscellaneous). Каждый комплект из 5-10 заданий к одному аудиторному заданию, рассчитанный на 60-90 минут самостоятельной работы, содержит упражнения на лексику, грамматику, аудирование, чтение, а также вопросы для последующего обсуждения в классе (рис.1). При этом решалась совокупность методических задач: комплексный подход к овладению английским языком; актуальность, коммуникативная достаточность и цикличность представления и актуализации содержания; согласованность с основной образовательной программой и связанными дисциплинами, разнообразие форм заданий (максимально возможная в условиях дистанционной образовательной среды Курского государственного университета), максимальная поддержка самостоятельной работы обучающихся, эффективность контроля и дистанционного взаимодействия.

Стоит отметить, что основную сложность на этапе разработки курса представляли значительные временные и трудовые затраты, не сравнимые с подготовкой печатного издания. Помимо поиска, составления, обработки и реализации в цифровом формате текстовой и мультимедийной информации к учебным заданиям существенная нагрузка заключалась в подготовке доступ-

ных и коммуникативно достаточных комментариев к ответам, будь то задания на множественный выбор, вставку или парафраз. Именно развернутые комментарии возможных ответов пользователей и многоступенчатая система подсказок представляются наиболее интересным и перспективным направлением дальнейшего исследования, позволяя в максимальной степени реализовать возможности современных доступных систем управления дистанционным обучением (learning management systems, LMS) и предоставляя каждому обучающемуся достаточную помощь в самообразовании.

^^ 5-09d. Use: It's in the bag - but does it need to be? (fill-in) ^^ 5-09e. Listen: a woman who spent a year in Antarctica (m/choice)

^^ 5-09g. Reading: travelling to amazing places (match)

^^ 5-1 Oc. Use: women taking holidays without men (w/formatlon) ^^ 5-1 Od. Listen: 6 people talk about extreme tourism (match) ^^ 5-10e. Listen: a foreign family travelled to Russia (t-f-ns) ^^ 5-1 Of. Reading: a magazine article about holidays abroad (match)

Рис. 1. Интерактивные домашние задания к двум занятиям по теме "Travelling"

В начале констатирующего этапа исследования были выбраны 2 группы студентов (контрольная /КГ/ и экспериментальная /ЭГ/, по 10 человек в каждой) второго курса бакалавриата по профилю «Теория и методика иноязычного образования (английский и второй иностранный языки)», приступающие к изучению языковой дисциплины у одного и того же преподавателя. Проведено входное языковое тестирование уровня владения английским языком, не обнаружившее значительных различий у студентов КГ и ЭГ.

На основе внешнего наблюдения в предшествующем семестре и опросов испытуемых стало очевидно, что студенты КГ и ЭГ в достаточной степени овладели навыками использования ИТ, имели опыт прохождения интерактивных курсов в формате Moodle, участвовали в проводимых нами проектах по разработке интерактивных обучающих ресурсов [17]. Все испытуемые имели доступ к личным компьютерным устройствам и оборудованию компьютерного класса со стабильным подключением к Интернету. Следовательно, испытуемые были готовы к проведению экспериментального обучения и переходу в самостоятельной работе к сетевому обучению.

В ходе экспериментального этапа в течение 16 недель 4-го семестра студенты КГ и ЭГ осваивали под руководством одного и того же преподавателя дисциплину «Лексико-грамматический практикум (первый иностранный язык)». Студенты КГ получали домашние задания в традиционной форме, хотя и в цифровом формате в режиме оффлайн: распечатки текстовых заданий (с ключами) в формате pdf и мультимедийные фрагменты выкладывались в доступное студентам облачное хранилище. Студенты ЭГ выполняли домашние задания в интерактивном режиме в рамках онлайн-курса в среде дистанционного образования университета на платформе Moodle. Учитывая достаточно большой объем самостоятельной работы к каждому аудиторному занятию, студенты КГ и ЭГ получали доступ к домашним заданиям заранее, за несколько дней до предстоящего аудиторного занятия, имея возможность выбора наиболее оптимального времени самостоятельной работы. В начале каждого аудиторного занятия студентам КГ и ЭГ предоставлялось время задать вопросы по домашним заданиям и, при необходимости, получить дополнительные разъяснения наиболее сложных моментов. Отмечено, что студенты КГ задавали больше (на 30-50 %) вопросов по домашним заданиям, иногда просили преподавателя пройти отдельные задания заново на аудиторном занятии, сокращая тем самым время на коммуникативные формы аудиторной работы. Текущий контроль качества усвоения содержания учебной программы осуществлялся: 1) на аудиторных занятиях в ходе выполнения аналогичных домашним заданиям упражнений по тем же аспектам содержания и 2) в ходе контрольных срезов (в конце каждого из 3 разделов), включающих в себя задания как в тестовой форме, так и письменные, и устные задания в свободной форме (эссе, изложения, переводы, вопросно-ответные задания, пересказы, презентации, проблемные выступления и дискуссии). Однако в целях повышения мотивации выполнения заданий в срок и в полном объеме от студентов ЭГ требовалось, чтобы интерактивные домашние задания выполнялись полностью, в срок и с результатом не ниже 70 % правильных ответов (с возможностью без наказания повторять попытки для улучшения результата). Благодаря гибко настраиваемой опции «оценка» в среде Moodle такой регулярный контроль за каждым студентом ЭГ отнимал у преподавателя не больше минуты в начале каждого аудиторного занятия, в то время как аналогичный мониторинг самостоятельной работы в КГ не представлялся возможным. В случае несвоевременного или некачественного выполнения домашних заданий студент ЭГ должен был выполнять дополнительные задания. Своевременность и качество выполнения самостоятельной работы студентов ЭГ являлись обязательными критериями итоговой отметки за курс. Довольно скоро такой подход подтвердил свою эффективность в отношении успеваемости и мотивации.

Результаты проведенного исследования нашли свое отражение на итоговом этапе в процессе сравнения результатов наблюдения успеваемости преподавателем, самонаблюдения обучающихся, а также констатирующего и итогового опросов.

Опыт выполнения интерактивных заданий вызвал интерес у студентов к интерактивным электронным учебникам как предпочтительным средствам для самостоятельной работы (рис. 2).

Рис. 2. Предпочтительные средства обучения для самостоятельной работы

Сравнение результатов входного и итогового тестирований (рис. 3) демонстрирует устойчивый прогресс у студентов ЭГ, укрепляет их уверенность в собственных силах и стремление к более высокому профессионализму с помощью современных технологий.

Рис. 3. Результаты тестирований в контрольной и экспериментальной группах

Помимо полученных теоретических выводов ценные комментарии студентов ЭГ в ходе анкетирования выявили преимущества предлагаемого формата самостоятельной работы, а именно: «я выполняла все задания, потому что знала, что их проверят, иначе позволяла бы себе не делать их или откладывать (то есть тоже не делать)»; «осознанность в выполнении домашнего задания для меня не зависит от формы, но в интерактивном формате было

проще, быстрее и удобнее, чем писать в тетрадь»; «я выполняла удобные задания с пояснением и ответами, из-за этого стала больше понимать теорию и находить свои ошибки»; «я смог работать более эффективно, так как у меня всегда под рукой есть задания Moodle и я могу в любое время отточить свои навыки английского».

Участники ЭГ высказали важные замечания и пожеланиями, которые будут учтены в дальнейшей разработке интерактивных заданий, среди которых предложение разнообразить формы заданий, сделать более привлекательным оформление и удобным интерфейс, но, самое главное (что отметили 90 % испытуемых), развивать систему многоступенчатых (в случае с несколькими последовательными попытками) комментариев и подсказок, включая, при необходимости, перевод на родной язык, ссылки на теорию, дополнительные примеры и аналогичные упражнения, более подробное описание верных и неверных ответов и т.п.

В итоге, на вопрос о том, необходимо ли переводить образование в целом на электронные интерактивные учебники, отношение всех испытуемых (до эксперимента было «скорее да, чем нет» (55 %) и «скорее нет, чем да» (20 %)), изменилось в ЭГ после эксперимента, составив соответственно 70 и 10 %, что отражает повышенный интерес к данной форме оптимизации учебного процесса.

Заключение

Информационные технологии - самая молодая и наиболее динамично развивающаяся отрасль знаний. Для эффективного использования современных достижений преподаватель должен грамотно использовать широкодоступные технологии, понимая их достоинства и недостатки. Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод, что организация самостоятельной работы студентов бакалавриата в формате сетевого обучения на основе структурно организованного интерактивного онлайн-курса в среде дистанционного образования университета является целесообразной и обоснованной, обеспечивая не только наиболее оптимальные условия обучения (независимость от пространства и времени самостоятельной работы, индивидуальный темп обучения, обратная связь в форме пояснений к ответам и информации о собственном прогрессе и т.п.), но и достижение как краткосрочных (более высокий уровень подготовленности к каждому аудиторному занятию), так и долгосрочных (улучшающиеся итоговые показатели успеваемости, уверенность в качественном овладении учебным материалом, более высокая мотивация к учению, основанная на понимании уверенного движения вперед) положительных результатов.

Кроме того, учебный процесс в вузе в формате смешанного обучения, обоснованно совмещающий дистанционную самостоятельную работу с раз-

личными формами овладениями компетентностями на очном занятии, гарантирует уверенную адаптацию будущих специалистов к постоянно изменяющимся условиям предстоящей профессиональной деятельности, в значительной степени основанной на применении ИКТ, готовность к вызовам в условиях стремительного развития искусственного интеллекта.

Список литературы

1. Hope G.R., Taylor H.F., Pusack J.P. Der Einsatz von Computern im Fremdsprachenunterricht // Computergestützter Fremdsprachenunterricht. - Langenscheidt KG, Berlin, 1985. - 128 p.

2. Гершунский Б.С. Философия образования: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Изд-во Моск. психолог.-соц. ин-та, 1998. - 432 с.

3. Levy M. Computer-assisted language learning. Context and conceptualization. -Oxf.: Clarendon Press, 1997. - 320 p.

4. Сысоев П.В., Твердохлебова И.П. Искусственный интеллект: новые возможности и новые вызовы // Иностранные языки в школе. - 2023. - № 3. - С. 2-5.

5. Qun L., Jiliang Y. The artificial intelligence and neural network in teaching [Электронный ресурс]. - Comput Intell Neurosci. 2022 Jun 10; 2022. - 1778562. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.goV/pmc/articles/PMC9205693/# (дата обращения: 05.07.2023). DOI: 10.1155/2022/1778562

6. Титова С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. - М.: Эдитус, 2017. - 240 с.

7. Климентьев Д.Д., Климентьева В.В. Доступные мобильные приложения в образовании: бесплатно, интересно, несложно и эффективно [Электронный ресурс] // Ученые записки Курск. гос. ун-та. - № 1 (45). - Курск: Изд-во КГУ, 2018. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35043044 (дата обращения: 04.07.2023).

8. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. - М.: ЛИБРОКОМ, 2013. - 262 с.

9. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. - М.: Изд-во стандартов, 2008. - 7 с. - URL: https://www.ifap.ru/library/gost/526532006.pdf (дата обращения: 04.07.2023).

10. Bonk C.J., Graham C.R. Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. - San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2006. - 624 p.

11. Блинов В.И., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 1. - С. 4-25.

12. Bergmann J., Sams A. Flip Your Classroom: reach every student in every class every day. - Washington DC: International Society for Technology in Education. - ISTE, 2012. - 112 p.

13. Чайникова Г.Р. Анализ адаптации студентов, обучающихся по модели «Перевернутый класс», к условиям дистанционного обучения // Открытое образование. -2020. - Т. 24, № 5. - С. 63-71.

14. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - 2-е изд., доп. - М.: Юрайт, 2011. -

574 с.

15. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Методология эксперимента: учеб. пособие. -М.: Информ-М, 2017. - 162 с.

16. Среда дистанционного обучения Курского государственного университета [Электронный ресурс]. - URL: https://sdo.kursksu.ru (дата обращения: 05.07.2023).

17. Климентьев Д.Д., Климентьева В.В. Студенческие проекты по разработке интерактивных обучающих ресурсов по иностранным языкам [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы современного иноязычного образования: сб. ст. №16. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2022. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49891691 (дата обращения: 05.07.2023).

References

1. Hope G.R., Taylor H.F., Pusack J.P. Der Einsatz von Computern im Fremdsprachenunterricht. Computergestützter Fremdsprachenunterricht, Langenscheidt KG, Berlin, 1985, 128 p.

2. Gershunskii B.S. Filosofiia obrazovaniia: Uchebnoe posobie dlia studentov vys-shikh i srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedenii [Philosophy of Education: Textbook for students of higher and secondary pedagogical educational institutions]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, 1998, 432 p.

3. Levy M. Computer-assisted language learning. Context and conceptualization. Oxford, Clarendon Press, 1997, 320 p.

4. Sysoev P.V., Tverdokhlebova I.P. Iskusstvennyi intellekt: novye vozmozhnosti i novye vyzovy [Artificial intelligence: New opportunities and new challenges]. Inostrannye iazyki v shkole, 2023, no. 3, pp. 2-5.

5. Qun L., Jiliang Y. The artificial intelligence and neural network in teaching. Comput Intell Neurosci, 10.06.2023, art. 1778562. doi: 10.1155/2022/1778562, available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9205693/# (accessed 05.07.2023).

6. Titova S. V. Tsifrovye tekhnologii v iazykovom obuchenii: teoriia i praktika [Digital technologies in language teaching: Theory and practice]. Moscow, Editus, 2017, 240 p.

7. Kliment'ev D.D., Kliment'eva V.V. Dostupnye mobil'nye prilozheniia v obra-zovanii: besplatno, interesno, neslozhno i effektivno [Freeware mobile applications in education: Free of charge, uncomplicated and efficient]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, Kursk, KSU, 2018, no. 1 (45), available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35043044 (accessed 04.07.2023).

8. Sysoev P.V. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v lingvistich-eskom obrazovanii [Information and communication technologies in linguistic education]. Moscow, LIBROKOM, 2013, 262 p.

9. GOST R 52653-2006. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obra-zovanii. Terminy i opredeleniia [GOST R 52653-2006. Information and communication technologies in education. Terms and definitions]. Moscow, Izdatelstvo standartov, 2008, 7 p., available at: https://www.ifap.ru/library/gost/526532006.pdf (accessed 04.07.2023).

10. Bonk C.J., Graham C.R. Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, CA, Pfeiffer Publishing, 2006, 624 p.

11. Blinov V.I., Sergeev I.S. Modeli smeshannogo obucheniia v professional'nom obrazovanii: tipologiia, pedagogicheskaia effektivnost', usloviia realizatsii [Models of blended learning in vocational education: Typology, pedagogical effectiveness, implementation conditions]. Professional'noe obrazovanie i rynok truda, 2021, no. 1, pp. 4-25.

12. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: Reach every student in every class every day. Washington DC, International Society for Technology in Education, ISTE, 2012, 112 p.

13. Chainikova G.R. Analiz adaptatsii studentov, obuchaiushchikhsia po modeli "Perevernutyi klass", k usloviiam distantsionnogo obucheniia [Analysis of adaptation of students studying under the "flipped classroom" model to the conditions of distance learning]. Otkrytoe obrazovanie, 2020, vol. 24, no. 5, pp. 63-71.

14. Podlasyi I.P. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Iurait, 2011, 2nd ed., 574 p.

15. Sosnin E.A., Poizner B.N. Metodologiia eksperimenta [Experimental methodology]. Moscow, Inform-M, 2017, 162 p.

16. Sreda distantsionnogo obucheniia Kurskogo gosudarstvennogo universiteta [Distance learning environment of Kursk State University]. Available at: https://sdo.kursksu.ru (accessed 05.07.2023).

17. Kliment'ev D.D., Kliment'eva V.V. Studencheskie proekty po razrabotke inter-aktivnykh obuchaiushchikh resursov po inostrannym iazykam [Students' projects in interactive foreign language teaching aids development]. Aktual'nye problemy sovremennogo inoiazychnogo obrazovaniia. Sbornik statei, Kursk, KSU, no. 16, 2022, available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49891691 (accessed 05.07.2023).

Сведения об авторах

КЛИМЕНТЬЕВ Дмитрий Дмитриевич

e-mail: ddklim@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет (Курск, Российская Федерация)

КЛИМЕНТЬЕВА Виктория Викторовна

e-mail: v_klimentyeva@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет (Курск, Российская Федерация)

About the authors

Dmitry D. KLIMENTEV

e-mail: ddklim@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Theory of Language and Foreign Language Teaching Methods Department, Kursk State University (Kursk, Russian Federation)

Viktoria V. KLIMENTEVA

e-mail: v_klimentyeva@mail.ru

Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor, Theory of Language and Foreign Language Teaching Methods Department, Kursk State University (Kursk, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Климентьев, Д. Д. Онлайн-курс как эффективный инструмент самостоятельной подготовки студентов вуза к аудиторным занятиям / Д. Д. Климентьев, В.В. Климен-тьева // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. - № 4. -С. 92-103.

Please cite this article in English as:

Klimentev D.D., Klimenteva V.V. An online course as an efficient tool of university students' self-study prior to classroom activities. PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 4, pp. 92-103 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.