Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ОППОЗИЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ'

ОНЛАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ОППОЗИЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
230
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОППОЗИЦИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ткаченко Татьяна Валерьевна

В статье рассматривается феномен погружения деятельности оппозиционных политических акторов в онлайн-среду. Представители оппозиции все более активно используют коммуникативный потенциал социальных сетей, являющихся удобными площадками для распространения политического контента и позволяющими охватить массовую аудиторию. Основным инструментом, позволяющим политическим акторам осуществлять персональную коммуникацию с гражданами, являются создаваемые сетях публичные страницы. Отмечая определенный рост интереса пользователей Интернета к оппозиционным общественно-политическим движениям, автор тем не менее полагает, что имеющиеся статистические данные не позволяют количественно оценить данное явление с убедительной степенью точности, поскольку один и тот же пользователь может быть подписчиком сразу нескольких информационных ресурсов и при этом перемещаться между различными сетевыми сообществами, свободно вступая в некоторые из них и так же свободно покидая другие. По мнению автора, существующие онлайн-платформы позволяют представителям как системной, так и несистемной оппозиции реализовывать стратегию информационного взаимодействия с массовой аудиторией, ориентированную на расширение круга своих сторонников. Вместе с тем практическое применение данной стратегии способствует образованию и воспроизводству в коммуникационном пространстве «эхо-камер» - достаточно замкнутых сетевых сообществ, ориентирующихся на деятельность конкретных политиков или на решение какой-либо конкретной проблемы. Участники таких сообществ стремятся оградить себя от воздействия внешних источников, распространяющих как альтернативную, так и аналогичную, но «конкурирующую» информацию. Автор полагает, что указанное обстоятельство скорее способствует не консолидации неоднородных оппозиционных сил, а напротив, сохранению их существующего разобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ткаченко Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN OPPOSITION IN SOCIAL NETWORKS

The article examines the phenomenon of immersion of the activities among opposition political actors in an online environment. Opposition representatives increasingly use the communicative potential of social networks, which are convenient platforms for the dissemination of political content, and also they allow reaching a mass audience. The main tool is the public pages created in the networks, it permits political actors to carry out personal communication with citizens. It is noted a certain increased interest in oppositional social and political movements within Internet users. The author, nevertheless, believes that the available statistical data do not allow to quantify this phenomenon with a convincing degree of accuracy. As far as one and the same user can be a subscriber of several infor-mation resources at once. Citizens can, at the same time, move between different network communities, freely joining some of them and just as easily leaving others. According to the author, existing online platforms make it possible for representatives of both systemic and non-systemic opposition to implement a strategy of information interaction with a mass audience, focused on expanding the circle of their supporters. The practical application of this strategy concurrently contributes to the formation and reproduction in the communication space of “echo chambers”, which are rather closed network communities, concentrated on the acts of specific politicians or on the solution of any specific problem. Members of such communities seek to protect themselves from the influence of external sources that distribute both alternative and similar, but “competing” information. The author believes that these circumstances rather contribute not to the consolidation of heterogeneous opposition forces, but, on the contrary, to the preservation of their existing disunity.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ОППОЗИЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ»

УДК 328.123 ББК 66.04

Т.В. Ткаченко

Онлайн-деятельность российской оппозиции

в социальных сетях

В статье рассматривается феномен погружения деятельности оппозиционных политических акторов в онлайн-среду. Представители оппозиции все более активно используют коммуникативный потенциал социальных сетей, являющихся удобными площадками для распространения политического контента и позволяющими охватить массовую аудиторию. Основным инструментом, позволяющим политическим акторам осуществлять персональную коммуникацию с гражданами, являются создаваемые сетях публичные страницы. Отмечая определенный рост интереса пользователей Интернета к оппозиционным общественно-политическим движениям, автор тем не менее полагает, что имеющиеся статистические данные не позволяют количественно оценить данное явление с убедительной степенью точности, поскольку один и тот же пользователь может быть подписчиком сразу нескольких информационных ресурсов и при этом перемещаться между различными сетевыми сообществами, свободно вступая в некоторые из них и так же свободно покидая другие. По мнению автора, существующие онлайн-платформы позволяют представителям как системной, так и несистемной оппозиции реализовывать стратегию информационного взаимодействия с массовой аудиторией, ориентированную на расширение круга своих сторонников. Вместе с тем практическое применение данной стратегии способствует образованию и воспроизводству в коммуникационном пространстве «эхо-камер» - достаточно замкнутых сетевых сообществ, ориентирующихся на деятельность конкретных политиков или на решение какой-либо конкретной проблемы. Участники таких сообществ стремятся оградить себя от воздействия внешних источников, распространяющих как альтернативную, так и аналогичную, но «конкурирующую» информацию. Автор полагает, что указанное обстоятельство скорее способствует не консолидации неоднородных оппозиционных сил, а напротив, сохранению их существующего разобщения.

Ключевые слова: политическая коммуникация, оппозиция, публичная политика, социальные сети, Интернет

В настоящее время стремительно развиваются глобальные процессы цифровизации всех сторон жизни современного общества, и поэтому многие граждане и создаваемые ими общественные объединения все более активно используют в своей повседневной практике различные онлайн-платформы. Во многом это обусловлено их стремлением применять эффективные механизмы интерактивной коммуникации, появление которых стало возможным благодаря стремительному распространению и расширению доступности сети Интернет. Онлайн-платформы спо-

© Ткаченко Т.В., 2021

собны обеспечивать политическую коммуникацию в формате диалога, когда «индивиды общаются непосредственно между собой, игнорируя посредников и самостоятельно выбирая время, место и тему информационного обмена», и при этом соблюдается «своеобразное "горизонтальное равенство" участников информационного обмена, в противоположность "вертикальному" принципу "руководства - подчинения"»1. Принципиальная особенность социальных сетей заключается в том, что стороны, включающиеся при их посредстве в коммуникационный процесс, могут менять свои роли, попеременно выступая то в качестве коммуникаторов, то в качестве реципиентов.

Использование сетевых площадок отдельными политическими акторами позволяет им осуществлять персональную коммуникацию с гражданами путем создания публичных страниц. Аккаунты в социальных сетях предоставляют возможность не только распространять политически значимый контент, но и проводить опросы общественного мнения по тем или иным актуальным проблемам. Еще одним преимуществом социальных сетей является возможность нацеливания коммуникации на определенную аудиторию в зависимости от поставленных задач. Так, обращение к социальной сети «ВКонтакте» предполагает главным образом взаимодействие с молодежью, применение определенных хэштегов в сети «Instagram» позволяет дифференцировать ее пользователей в зависимости от их конкретных политических предрасположенностей, а ресурс «Одноклассники» предполагает установление контактов с более взрослой аудиторией, большинство которой составляют люди старше 45 лет. Таким образом, политические акторы получают возможность реализовывать на практике направленную, адресную коммуникацию, учитывающую социально-демографические характеристики пользователей социальных сетей и их интересы.

Очевидно, что коммуникационный потенциал онлайн-плат-форм привлекает внимание представителей политической оппозиции, под которыми в данной статье понимаются как отдельные, индивидуальные акторы, так и группы лиц, объединения или движения, выражающие альтернативные позиции по отношению к действующей власти. Важно отметить, деятельность оппозиции на онлайн-площадках имеет чаще всего неформализованный характер. Социальные сети предоставляют возможность транслировать сообщения, необходимые для создания определенного образа действительности, отвечающего интересам коммуникатора, и тем самым становятся инструментом для построения соответствующей ценностной картины мира в рамках конкретных Интернет-сообществ.

Данные механизмы широко используются как системными, так и несистемными политическими силами. К первой категории можно, в частности, отнести такие политические партии, как «Яблоко» и ЛДПР. Применительно к последней стоит обратить внимание на то обстоятельство, что ее деятельность не является полностью оппозиционной, а лишь имеет протестный характер по некоторым вопросам.

Грачев М.Н. Политическая коммуникация: от вещания к диалогу // Права человека в диалоге культур: Материалы междунар. науч. конф., 26-28 ноября 1998 г. М.: РГГУ 1998. С. 142.

Партия «Яблоко» проводила протестные акции в онлайн платформах «ВКонтакте»2 и «Twitter»3 по вопросу присоединения Крыма, однако особое место в ее коммуникационной активности занимает проблематика, связанная с защитой прав политических заключенных. Используя возможности сетевых структур, партия организует митинги и другие общественные мероприятия, а также распространяет политические открытки, призывая пользователей пересылать их своим друзьям, самим заключенным или в органы власти. Применение данного механизма нацелено на расширение аудитории сторонников партии, привлечение внимания потенциальных избирателей.

ЛДПР отличается высокой активностью в социальных сетях, направленной, прежде всего, на приобщение молодежи к своей политической деятельности. На странице партии в сети «ВКонтак-те» публикуются новости, анонсы политических акций, опросы протестного характера4. Однако собственно протестные действия ЛДПР остаются в рамках онлайн-активности; тем не менее, апеллируя к острым социальным проблемам, партия успешно продвигает свой политический бренд. В последнее время на партийных страницах в социальных сетях особое внимание уделяется поддержке С.И. Фургала, представителя партии ЛДПР, занимавшего должность губернатора Хабаровского края, который был арестован летом 2020 г. по обвинению в организации особо тяжких преступлений, совершенных, по версии следствия, в 2004-2005 гг.5

Яркий пример деятельности несистемной оппозиции на он-лайн-платформах демонстрируют «Команда Навального» и ее лидер, широко использующие социальные сети в качестве эффективного инструмента для построения собственного имиджа. Аккаунт самого А.А. Навального в социальной сети «Instagram»6 в 2018 г. насчитывал 693 тыс. подписчиков, а летом 2020 г. данная цифра составляла почти 2 млн человек. Деятельность политика и его команды в социальных сетях ориентирована исключительно на молодежь и отличается активным использованием обратной связи с аудиторией. Участие в политических онлайн-дискуссиях и отслеживание реакции сетевого сообщества позволяют им формировать имидж А.А. Навального как современного открытого лидера общественного мнения, что способствует увеличению числа его сторонников и росту протестных настроений в молодежной среде. «Команда Навального» также использует социальные сети для агитации среди граждан, а также информирования массовой аудитории о предстоящих митингах и иных протестных акциях. Данное политическое движение имеет целую сеть публичных страниц своих региональных филиалов, которые кооперируются с центральной онлайн-группой для координации действий, распространения пропагандистских материалов и публикации тематических статей7. Благодаря тому что блогосфера социальных сетей, как и сам Интернет, не имеет строгого правового базиса, блокируемые в социальных сетях группы данной структуры воссоздаются под новыми адресами в течение сравнительно небольших отрезков времени. Следует отметить, что протестная деятельность «Команды Наваль-

Партия ЯБЛОКО [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/ yabloko_ru (дата обращения 15.01.2021).

Партия ЯБЛОКО [Электронный ресурс] // Twitter. URL: https://twitter.com/ yabloko (дата обращения 15.01.2021).

ЛДПР [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/ldpr (дата обращения 15.01.2021). Филипенок А. Хабаровского губернатора задержали по подозрению в организации убийств // РБК. 2020. 9 июля. URL: https://www. rbc.ru/politics/09/07/2020/5f0 64fe69a79472a69ad83cb (дата обращения 15.01.2021). Алексей Навальный [Электронный ресурс] // Instagram. URL: https://www. instagram.com/navalny/ (дата обращения 15.01.2021). Команда Навального [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https:// vk.com/teamnavalny (дата обращения 15.01.2021).

2

3

4

5

6

7

ного» обычно направляется на «разоблачение» конкретных политических деятелей и не имеет под собой конкретной целостной программы, предусматривающей какие-либо изменения институционального дизайна существующей в стране политической системы.

Интересный кейс представляет собой деятельность сетевого движения «Открытая Россия», более известного под сокращенным названием «Открытка». В марте 2019 г. было официально объявлено о его ликвидации, однако на следующий день была учреждена новая общественная организация под тем же названием, которая тем не менее не является правопреемницей данного движения8. В настоящее время она действует в форме общественного объединения без регистрации, созданного в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях»9. Для коммуникации со своими сторонниками через онлайн-платформы «Открытая Россия» использует в настоящее время так называемые теневые инструменты: страницы, имеющие неполное или отличающееся от официального наименования организации название, свободный доступ к которым закрыт, а также фейковые или дублирующие страницы. Летом 2020 г. организация была причастна к развертыванию сетевой кампании, призывавшей граждан голосовать против внесения поправок в Конституцию Российской Федерации10. На данный момент «Открытая Россия» распространяет информацию через сотрудничающие с ней интернет-ресурсы: страницы «Открытка» на платформах «ВКонтакте»11 и «Twitter»12, а также «Avtozak Live» в «Twitter»13 и «МБХ медиа»14.

Онлайн-платформы могут использоваться для координации деятельности не только уже устоявшихся общественно-политических объединений, но и новых, спонтанно возникающих движений, действия которых могут разворачиваться как в виртуальном, так и в реальном пространстве. В частности, мобилизационный потенциал социальных сетей был задействован в ходе организации реальных протестных акций, ставших ответом на факты фальсификации результатов выборов депутатов Государственной думы в 2011 г. и выражением недовольства итогами президентских выборов в 2012 г.15 Примером развития виртуального протестного движения стихийного характера явилось создание активистами Архангельской области в апреле 2019 г. сетевого сообщества «Мы против свалки в Ленском районе» на платформе «ВКонтакте», поставившего своей целью «информирование широкой общественности о происходящих событиях вокруг борьбы против строительства мусорного полигона для московских ТКО на станции Шиес»16. По состоянию на 15 января 2021 г. на данный сетевой ресурс были подписаны 12 628 человек, проживающих в разных регионах страны и за ее пределами.

Распространению оппозиционных настроений в социальных сетях способствуют и некоторые онлайн-издания. Например, публичная страница «Свободные новости» в сети «ВКонтакте»17 позиционирует себя в качестве типичного информационного канала. Однако в действительности она представляет собой ресурс сетевого сообщества, которое под девизом «Сила в правде» транслирует преимущественно оппозиционный контент. В 2012-2014 гг. аудито-

8 «Открытая Россия» Ходорковского самоликвидировалась. Почему? [Электронный ресурс] // BBC NEWS: Русская служба. 2019. 31 марта. URL: https://www.bbc.com/russian/ news-47765653 (дата обращения 15.01.2021).

9 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_6693/ (дата обращения 15.01.2021).

10 «Открытая Россия» будет призывать голосовать против поправок в Конституцию [Электронный ресурс] // ЗакС.РУ: Политическая жизнь Северо-Запада. 2020. 9 июня. URL: https://www.zaks.ru/new/ archive/view/201514 (дата обращения 15.01.2021).

11 Открытка. Открытая Россия: за демократизацию, против обнуления и поправок[Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/openrussia. team (дата обращения 15.01.2021).

12 Открытка [Электронный ресурс] // Twitter. - URL: https:// twitter.com/openrussia_team (дата обращения 15.01.2021).

13 Avtozak LIVE [Электронный ресурс] // Twitter. URL: https:// twitter.com/avtozaklive (дата обращения 15.01.2021).

14 МБХ медиа: Новости нашей страны [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/mbkhmedia (дата обращения 15.01.2021).

15 Багдасарьян Н.Г., Титов Р.В. Протестный потенциал социальных сетей: возможности и риски // Гуманитарный вестник. 2014. № 4. С. 1-9.

16 Мы против свалки в Ленском районе [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/stopshies (дата обращения 15.01.2021).

17 Свободные новости [Электронный ресурс] // ВКон-такте. URL: https://vk.com/ theliberalnews (дата обращения 15.01.2021).

рия данного ресурса увеличилась со 151 до 180 тыс. подписчиков, большинство из которых являлись жителями Москвы и Санкт-Петербурга18. К середине января 2021 г. на «Свободные новости» были подписаны 301 925 читателей. Приведенные данные дают основания говорить об определенном росте интереса сетевой аудитории к оппозиционным общественно-политическим движениям, однако не позволяют оценить его с какой-либо убедительной степенью точности, поскольку один и тот же пользователь Интернета может быть подписчиком сразу нескольких подобных ресурсов и при этом перемещаться между различными сетевыми сообществами, свободно вступая в некоторые из них и так же свободно покидая другие.

Реализация подобных кейсов стала возможной вследствие расширения инструментальных возможностей социальных сетей, используемых в качестве коммуникационных площадок, где в качестве классических инструментов взаимодействия с индивидуальными пользователями выступают различные видеоматериалы в формате от лаконичных и красочных роликов до полноценных репортажей и интервью, подборки фотографий, статьи и отчеты, информирующие о прошедших мероприятиях и митингах. Активное ведение страницы в социальной сети предполагает также распространение агитационных материалов, особенно плакатов и открыток, а также комментариев политических событий понятным для рядового пользователя языком. Особенность такого приема заключается в том, что одно и то же событие может трактоваться с различных точек зрения в зависимости от целей, преследуемых коммуникаторами.

Онлайн-платформы создают формат многосторонней коммуникации, позволяющей ее участникам не только выступать в качестве получателей сообщений, воспринимающих транслируемые идеи, но и публично выражать свою реакцию на них, высказывать собственную точку зрения. Подобный механизм предусмотрен возможностью оставлять комментарии под постами, копировать контент из личного блога, участвовать в проводимых публичных опросах. Используя такой инструментарий «заинтересованного взаимодействия», протестные акторы погружают участников сетевых сообществ в дискуссии, в ходе которых осуществляется воспроизводство определенной ценностной картины мира и на ее основе происходит рекрутирование сторонников.

В последнее время в онлайн-коммуникации все более активно используется новый механизм воздействия на индивидуальных пользователей - сетевой мем, представляющий собой комплексную семантическую единицу, чаще всего выраженную в виде фотоматериала или иного изображения, которое несет в себе законченную мысль и сопровождается ироничным подтекстом. В определенной степени мем можно сравнить с карикатурой на политические и иные социально значимые события. Данная единица имеет мощный потенциал коммуникационного воздействия в силу своей лаконичности, запоминающейся формы, юмористического подтекста и вирусности, так как подобные сообщения не только транслиру-

18 Ушкин С.Г. Протестные сообщества в социальных сетях: три года наблюдений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 6. С. 112-118.

ются на определенных страницах, но и в больших количествах пересылаются между пользователями сети. Государственные структуры пока не оценили возможности применения мемов в своих коммуникационных кампаниях, в то время как представители оппозиционных течений и групп широко используют их для привлечения внимания аудитории к определенной теме.

Следует также подчеркнуть, что рамках своей сетевой активности оппозиция нередко прибегает к использованию приемов «постправды». Данный термин, признанный в 2016 г. издательством Оксфордского университета «словом года», соотносится с различными коммуникативными ситуациями, в которых «объективные факты менее существенны при формировании общественного мнения, по сравнению с обращением к эмоциям и личным убежде-ниям»19. Специфика социальных сетей позволяет создавать виртуальный образ действительности, искажающий или игнорирующий определенные факты в соответствии с создаваемой коммуникатором ценностной картиной мира и при этом апеллирующий к чувствам аудитории. Применение подобных приемов способствует концентрации внимания адресатов распространяемых сообщений на конкретных элементах искусственно конструируемой политической «повестки дня» и дальнейшему их восприятию с так называемого другого ракурса, необходимого коммуникатору.

Представленный анализ практического использования инструментальных возможностей социальных сетей дает основания полагать, что существующие онлайн-платформы позволяют представителям как системной, так и несистемной оппозиции реализовывать стратегию информационного взаимодействия с массовой аудиторией, ориентированную на расширение круга своих сторонников. Вместе с тем, на наш взгляд, ее практическое применение приводит к образованию и воспроизводству в коммуникационном пространстве так называемых эхо-камер - формально открытых, но, по своей сути, достаточно замкнутых сетевых сообществ, в рамках которых определенные убеждения и установки подкрепляются и усиливаются путем передачи и повторения сообщений определенного содержания только среди некоторого круга единомышленников, ориентирующихся на деятельность конкретных политиков или на решение какой-либо конкретной проблемы. Участники таких сообществ стремятся оградить себя от воздействия внешних источников, распространяющих как альтернативную, так и аналогичную, но «конкурирующую» информацию, дискутируют преимущественно друг с другом и соглашаются сами с собой. Очевидно, что указанное обстоятельство скорее способствует не консолидации неоднородных оппозиционных сил, а, напротив, сохранению их существующего разобщения.

19 Flood A. "Post-truth" Named Word of the Year by Oxford Dictionaries [Электронный ресурс] // The Guardian. 2016. November 15. URL: https://www.theguardian. com/books/2016/nov/15/post-truth-named-word-of-the-year-by-oxford-diction aries (дата обращения 15.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.