Научная статья на тему 'Они были первыми. О возникновении и деятельности первых женских организаций в Башкортостане в начале XX в'

Они были первыми. О возникновении и деятельности первых женских организаций в Башкортостане в начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Они были первыми. О возникновении и деятельности первых женских организаций в Башкортостане в начале XX в»

ИСТОРИЯ. ЭТНОГРАФИЯ

стттттттттттттттттттттттттттттхттттт

Ядкяр. 2008. № 2

Р.Н. Сулейманова

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (О возникновении и деятельности первых женских организаций в Башкортостане в начале XX в.)

Начало XX столетия было наполнено бурными событиями, ставшими поворотными в судьбе России и ее народов, — революциями, первой мировой войной, повлекшими за собой неисчеслимые людские потери, нанесшие громадный материальный ущерб экономике страны, с одной стороны, а с другой, — вызвавшими небывалый подъем социальной активности населения, зарождение национальных движений и массовых организаций различного толка.

В общественной жизни России приблизительно в 60-х годах XIX в. появился женский вопрос, стали возникать женские организации. Вопросы эмансипации, освобождения женщины ассоциировались в тот период с освобождением России. Они включали в себя требования предоставления женщинам избирательных прав, а также прав на получение образования и занятие государственных должностей. В регионах страны, в частности в национальных, имелась своя специфическая особенность в понимании этой насущной проблемы. У мусульманских народов важная задача по изменению положения женщин в обществе и семье была возложена на общедемократические национальные движения. В этот период прогрессивная общественность, феминистки концентрировали свое внимание на проблемах эмансипации, основным условием которого считали обучение женщин грамоте и преодоление ряда религиозных положений, задевавших честь и достоинство женщин, как многоженство, неравноправие их в имущественных и бракоразводных процессах и др. Если в общественной жизни России возникшие женский вопрос, представления о новой роли женщин в обществе, отличных от прежних патриархальных, приходятся на XIX век, особенно на его вторую половину, то в истории Башкортостана активное осознание и понимание необходимости изменения взглядов на него происходит в период после первой российской революции 1905—1907 гг. Именно в это время на передний план общественной жизни края выходят женский вопрос и взаимосвязанные с ним проблемы брака, семьи, воспитания детей, образования и духовной культуры. В периодической печати Башкортостана публикации на темы женского освобождения и равноправия в обществе и семье появились примерно в 1905—1906-е годы. В них открывались специальные рубрики, где помещались статьи, посвященные месту женщин в обществе, их образованию и необходимости открытия для них школ, роли женщин-

Сулейманова Рима Нугамановна, кандидат исторических наук,зав. отделом новейшей истории Башкортостана ИИЯЛ УНЦ РАН

© Сулейманова Р.Н., 2008

матерей в воспитании детей. Тогда же был организован специальный референдум по женскому вопросу, привлекший внимание активным участием самих женщин-башкирок и татарок, выступавших в роли корреспонденток.

В одном из номеров газеты «Мир мусульманства» за 1911 г. появилась статья «Мусульманка в общественной жизни», подписанная «Айша-Ханум»1. В ней говорилось, что в целом ряде городов страны — Баку, Оренбурге, Уфе и обеих столицах, Москве и Петербурге, активно действуют созданные дамские благотворительные общества. Этот переломный в отечественной истории период, особенно годы первой российской революции, стал важным этапом в борьбе за политические права женщин, за их вовлечение и активное участие в общественно-политической жизни. Эти проблемы также становились регулярно предметом обсуждений и бурных дискуссий на заседаниях российского парламента, где особую активность проявляли депутаты, члены мусульманской фракции, в частности, когда обсуждались положения закона о гражданском равенстве, вопросы народного образования. Сам факт постановки и обсуждения на думских заседаниях женского вопроса показывал, что действительно в российском обществе под влиянием первой российской революции 1905—1907 гг. происходили кардинальные перемены.

В этот период, когда общественность края, как и все мусульманские народы, была занята обсуждением важных вопросов образования, открытия передовых, реформированных учебных заведений, более широкого участия населения в политической жизни, появились специальные организации женщин-мусульманок. В истории Башкортостана были первыми «Уфимское мусульманское дамское общество», которое возглавила Марьям Тимирбулатовна Султанова и «Оренбургское мусульманское женское общество» во главе с Фатимой Миркамилевной Адамовой. Учитывая их историческую значимость, ведь впервые в мусульманском обществе края возникли разрешенные губернскими властями женские организации, остановимся на их возникновении.

Массовое возникновение общественных организаций в России и ее губерниях совпали с событиями первой российской революции. Именно тогда появились «Временные правила об обществах и союзах», утвержденные императором в марте 1906 г., установившие новый порядок регистрации возникавших общественных организаций и единый юридический стандарт для учреждения всех общественных организаций и союзов и регламентации их деятельности. Вскоре после этого благотворительность стала принимать общественный характер. Повсеместно стали возникать благотворительные общества самых различных направлений.

Так, немалый вклад они вносили в дело народного образования в Башкортостане. На средства обществ и частных лиц по территории края с начала ХХ в. и до 1917 г. открывались мектебы и медресе, многие их них были женскими. Каждое общество на своем попечении имело школу, часто несколько. Среди них можно назвать: школа рукоделия и шитья в ведомстве дамского отделения Уфимского попечительного Комитета о бедных, открывшаяся в 1900 г. в Уфе; акушерско-фельд-шерская школа, находившаяся в ведомстве этого же комитета, была открыта в октябре 1904 г. в Уфе; частная школа поварского дела Л.В. Матвеевой, открывшаяся через год в Уфе; в Стерлитамаке частная новометодная женская мусульманская школа открылась в 1906 г. Большинство из них были основаны и в последующие годы финансировались за счет частных лиц и благотворительных обществ, в частности женских. При всем понимании важности мер, которые проводились обществами для населения, они далеко не всегда приветствовались. В одном из номеров «Оренбургской газеты» за 1914 г. в статье говорилось, что группа членов местного мусульманского общества подала в библиотечную комиссию заявление, в котором требовали,

чтобы мусульманские женщины не допускались в библиотеку общества. Подобные случаи были не единичны, они свидетельствовали, каким тернистым был путь женщин в борьбе за равноправие в обществе.

Благотворительные общества, в том числе женские, оказывали также посильную помощь и такой категории населения, как безработные и малообеспеченные. В Стерлитамаке действовало общество помощи нуждающимся. В Уфе был создан попечительный комитет о бедных ведомства Императорского человеколюбимого общества. Так, на его средства содержались бесплатное справочное бюро, лечебница с аптекой, родильный приют, гинекологическая лечебница с приемным покоем, фельд-шерско — акушерская школа, приют для престарелых мужчин и мальчиков — магометан с русско-татарской школой, квартиры для бедных, приют для престарелых женщин, школа кройки и шитья, школа поварского дела и богадельня. Особенно активную деятельность развернуло дамское отделение попечительного комитета о бедных ведомства Императорского человеколюбивого общества. В его уставе определялась основная цель деятельности, которая состояла в облегчении положения нуждающихся жителей губернии и их семей, оказании им регулярных или единовременных пособий, определении способов для призрения и воспитания детей, развитии женского труда и содействии к сбыту рукоделий бедных2. Отделение возглавляли женщины из знатных семейств, как С.Н. Блохина, О.И. Домбровская, Л.В. Матвеева и др.

Женские мусульманские общества появились в Башкорстане в период после революции 1905—1907 гг. Первыми на территории края они возникли в Уфимской губернии. Среди них особое место занимает дамское мусульманское общество. Его устав был зарегистрирован в губернском по делам об обществах присутствии 12 декабря 1907 г. по разрешению исполнявшего должность губернатора графа А.П. Толстого3, а не в 1912 г., как пишут некоторые исследователи4. Подтверждение тому, что общество действительно возникло, кроме архивных документов, можно найти в официальных изданиях. Так, в выходившем в тот период популярном справочнике «Обзор Уфимской губернии за 1912 год» отмечалось, что дамское мусульманское общество основано 11 декабря 1907 г. и на свои средства содержит приют для башкирских девочек и 6 начальных медресе5.

Учредительницами дамского общества выступали женщины из богатых, влиятельных семейств: дворянки С.М. и З.М. Султановы, Ф.М. Басимова, М.Т. Султанова, С.С. Джантюрина, жена генерал-майора М.-П.С. Шейхалиева, башкирка деревни Кляшевой Г.С.-А. Камалетдинова и др. 25 января 1908 г. в доме М.Т. Султановой, известной своим активным участием в благотворительных организациях, состоялось собрание уфимских женщин6.

На этом собрании свыше ста женщин стали членами общества. Образуется правление, председателем которого была избрана М.Т. Султанова, а не Г. Асякаева, как отмечалось в некоторых работах7. Также были выбраны правление, секретарь и переводчик. Так впервые в Уфе возникает мусульманское дамское общество. Его деятельность носила в основном благотворительный характер. Общество открывало библиотеки, школы для девочек, приюты для нуждавшихся и престарелых женщин-мусульманок. В доме М.Т. Султановой был открыт приют для 25 девочек-сирот. В целом, в функционировавших в Уфе школах, которых содержало общество, в 1908/1909 учебном году обучалось 623 девочки. Дамское общество начинает строительство 2-этажного медресе8. В городе Стерлитамаке Уфимской губернии активно действовало мусульманское женское благотворительное общество. Однако деятельность его была кратковременной.

В Оренбургской губернии к началу XX в. среди общественных организаций, которые своей деятельностью охватывали такие сферы общественной жизни, как

народное просвещение и благотворительность, имелись женские общества, как дамское благотворительное общество местного евангелическо-лютеранского прихода Оренбургской губернии, общество дам Оренбургского купеческого сословия в пользу раненых русских воинов на Дальнем Востоке, Общество трудящихся женщин Оренбурга, Оренбургское мусульманское женское общество, Орский дамский кружок вспомоществования нуждающимся ученикам городских школ, Общество мусульманок г. Каргалы, Общество девушек в г. Оренбурге и др.

Обратимся к некоторым из них.

В начале XX в., когда разворачивались события русско-японской войны, население губернии охватил патриотический подъем. Наряду с военнообязанными, желание идти воевать за Отечество изъявили многие. Так, оренбургская казачка Анна Кожанова, движимая благим намерением попасть на фронт, подала прошение на имя губернатора, наказного атамана Я.Ф. Барабаша9, с просьбой зачислить ее казаком в полк и обязалась отправиться на собственном коне (нужно заметить, что это было недешевым удовольствием, ведь конь стоил примерно 200 рублей). На сборах под Верхнеуральском она старательно училась и выглядела в строю не хуже опытных казаков. Казачьи полки из губернии направились на фронт в начале мая 1904 г., среди них были 10 сестер милосердия (в общем, на войне из Оренбургской губернии участвовало 70 сестер милосердия)10.

События русско-японской войны вызвали в стране и ее регионах мощный подъем патриотизма и на этой волне новый «всплеск» организации благотворительных обществ. Одним из них в Башкортостане стало общество дам Оренбургского купеческого сословия, начавшее свою деятельность в феврале 1904 г. Оно принялось за работу по изготовлению необходимых для госпиталей вещей и сбору денег. Изготовленные обществом вещи и принадлежности для солдат и офицеров целым вагоном были отправлены в город Харбин11.

Особое место среди общественных организаций губернии, возникших в начале XX в., безусловно, занимает Оренбургское мусульманское женское общество, устав которого был зарегистрирован в губернском по делам об обществах присутствии в мае 1912 г. Его учредительницами выступили женщины-мусульманки из влиятельных и богатых семейств города и губернии: Ф.М. и З.М. Адамовы, Х.М. Кутлубула-това, М.И. Хусаинова, З.М. Рамеева, Ф.М. Ураева, Ф.М. Тенишева, Б.-Р.Т. Сулей-манова, Р.Б. Мухамедиарова12. Хотелось бы отметить, характерную особенность второго общества мусульманских женщин в крае: среди его учредителей и членов управления были исключительно состоятельные горожанки, в отличие от первого Уфимского общества, в составе которого имелись и сельчанки.

В уставе общества была записана основная цель, стоявшая перед ним: просвещать женщин мусульманок и оказывать нуждающимся женщинам и детям материальную помощь. Для его достижения, общество могло издавать произведения, иметь кабинет для чтения, библиотеки, школы для девочек, оказывать посильную помощь бедным, устраивать публичные лекции, беседы, литературные вечера, курсы, собрания и т.п. Председателем общества была Ф.М. Адамова, секретарем — З. Адамова. Несмотря на кратковременность деятельности, это общество немало сделало в деле объединения женского населения губернии, оказания ему посильной помощи, проведения среди них большой культурно-просветительной и разъяснительной работы.

Немалую роль в активизации участия в деятельности обществ, полагаем, имели, кроме большого желания самих женщин, в первую очередь, одобрение, затем серьезная материальная поддержка со стороны мужчин. Как показывают документальные материалы, за женскими «спинами» стояли отцы, братья и сыновья, к тому же последние сами активно участвовали в благотворительности. Так, в возникнове-

нии общества дам купеческого сословия в Оренбурге большой вклад внесло общество «А. Зарывнов с сыновьями». Муж М.Т. Султановой дворянин A.M. Султанов сам входил в состав учредителей попечительства о бедных мусульманах г. Уфы и др.

Серьезные коррективы в деятельность женских обществ внесли войны начала XX в. Они переориентировали свою деятельность на военные нужды. Активизация общественной деятельности женщин и женских обществ связана с русско-японской войной. В более широком масштабе развернулась в годы Балканской, но особо первой мировой войны. Так, многие мусульманские женщины участвовали в добровольной миссии мусульманок России по оказанию медицинской помощи в турецких госпиталях в период Балканской войны 1912—1913 гг. С началом первой мировой войны по всей России стали возникать общества по оказанию помощи воинам, призванным на фронт, и их семьям. Они же появились и на территории Башкортостана. В годы первой мировой войны в Уфимской губернии возникло благотворительное общество, оказывавшее посильную помощь пострадавшим на войне солдатам и их семьям, где самое активное участие принимали женщины. Уфимский отдел состоял под высочайшим его императорского величества покровительством Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям, председателем которого был вице-губернатор А.П. Толстой13.

В годы войны женские общества страны в меру возможности помогали военнопленным. На территории Башкортостана содержались турецкие военнослужащие. В 1915 г. население, общественные организации пытались оказать им материальную помощь. Магипарваз Шейх-Али, жена уфимского генерала Шейх-Али, пользуясь связями мужа и поддержкой военных кругов в крае, сумела выхлопотать разрешение на оказание помощи пленным турецким солдатам и офицерам. В фонд помощи им она вместе со своими добровольными помощниками собрала 356 рублей, в том числе 30 рублей внесли русские жители города14. В этот период в крае, как и в России, в организации объединялись жены солдат и офицеров, воевавших на фронтах войны. Так, активно работал Союз жен воинов города Уфы15. В Башкортостане продолжали свою деятельность основанные еще в период после русско-японской войны Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдат и их семьям16. С началом первой мировой войны среди населения края, как и других регионов империи, развернулась работа по оказанию помощи раненым воинам и их семьям. 5 февраля 1915 г. в Министерстве внутренних дел было утверждено «Положение о Временном мусульманском комитете по оказанию помощи воинам и их семьям» в составе 12 человек.

Становление женского движения в Башкортостане, которое свое начало берет с возникновения в далеком 1904 г. первой самодеятельной женской организации, проходило на фоне качественно новых в истории края, как и в целом в России, социально-экономических и политических процессов, событий, реформ и нововведений. Под влиянием событий первой российской революции правительство разрешает создавать гражданам общественные организации. В ответ на принятые им решения стали возникать многочисленные самодеятельные организации. Несмотря на то, что они являлись официально разрешенными, общества находились под неусыпным контролем властей и религиозных учреждений, которые под различными предлогами препятствовали их открытию и деятельности.

В начале XX столетия в истории Башкортостана, где немалую роль сыграли события 1905—1907 гг., появились и первые специальные организации женщин. Среди них особое место занимают объединения мусульманок. По подсчетам исследователей в России обществ мусульманских женщин, возникших в начале столетия и до 1917 г., насчитывалось свыше 7017. И, безусловно, в их ряду мусульманское дамское обще-

ство в Уфе было первым в истории края и страны. По нашим подсчетам, на территории Башкортостана в указанный период возникли и функционировали свыше десяти подобных обществ, а всего женских обществ действовало более двух десятков, не считая отделений столичного «Союза за равноправие женщин»18. Несмотря на это, в крае не сложилась стройная сеть женских организаций. Благотворительность стала главным направлением в их деятельности. Они не ставили политических целей, а удовлетворялись решением «малых дел», избегали осложнений во взаимоотношениях с властными структурами. Поставив перед собой решение задач, прежде всего женского просвещения, эти общества сделали немало в этом направлении. Они считали, что именно их разрешение является первой ступенью в освобождении женщин и вовлечении их в общественную жизнь. Женские общества в Башкортостане превратились в своеобразные объединения разрозненных женских сил, которые сумели направить на благое дело. Однако со временем самосознание женщин переросло узкие рамки кружков и обществ, основной целью которых была материальная поддержка нуждавшихся. Теперь они имели приобретенный опыт совместной работы, круг их интересов расширяется и на передний план их деятельности выдвигаются задачи культурно-просветительные. Затем их деятельность была «леветь», правда, не у всех, и приобретать политическую окраску. По характеру своей деятельности эти общества были больше благотворительными и потому особо заметного следа в общественно-политической жизни Башкортостана того времени они не оставили. Но именно образование, грамотность давало женщинам, осознавая свое бесправие и беспросветное положение, понять необходимость его кардинального изменения. И, как показали последующие события начала ХХ в., неравноправность, неграмотность, тяжелая жизнь толкали их на борьбу за изменение своей жизни и положения в обществе и семье в лучшую сторону. В этом состояло историческое значение деятельности, хотя и кратковременной, этих специальных женских кружков и обществ.

В этот период наблюдалась действительная активизация женского фактора в общественной жизни Башкортостана. Начав с участия в скромных благотворительных акциях, женщины и женские общества сумели сделать немало на этом поприще. В целом можно отметить, что если мужчины сыграли значительную роль в оказании материальной помощи, то женщины взяли на себя основную массу забот по проведению благотворительных мероприятий, по наблюдению за состоянием дел в благотворительных заведениях, а затем по организации и руководству обществами, не выходя за рамки дозволенного законом. Поэтому пока о них, как об общественной силе, с которой нужно было считаться, говорить было рано. Существовавшие социальные противоречия в стране и крае были настолько глубокими и серьезными, что женский вопрос и связанные с ним проблемы не могли быть решены лишь путем создания различных обществ и проведением благотворительных акций. Однако благодатная почва для принятия в переломном 1917 году постановлений по женскому вопросу была заложена и подготовлена именно в годы первой российской революции и в последующий период.

1 Мир мусульманства. 1911. №11.

2 Латыпов Ш.Х. У истоков благотворительности в Уфимской губернии // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Уфа, 1993. С. 93.

3 Устав Уфимского мусульманского дамского общества. Уфа, 1913.

4 Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999. С. 67.

5 Обзор Уфимской губернии за 1912 год. Уфа,1914. С. 95.

6 Маглумат. 1908. № 2.

7 Юнусова А.Б. Указ. соч. С. 67.

8 Маглумат. 1908. № 4.

9 Губернаторы Оренбургского края. С. 300.

10 Там же.

11 Отчет о деятельности Общества дам Оренбургского купеческого сословия в пользу раненых русских воинов на Дальнем Востоке. Оренбург, 1904.

12 Там же. Ф. 11. Оп. 1. Д. 340.

13 Адрес-календарь Уфимской губернии на 1915 год. Уфа, 1915. С. 73

14 Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. М.,1992. Т. 3. С. 77.

15 Вперед. 1917. Июль.

16 Обзор Уфимской губернии за 1915 год. С. 75—78.

17 Махмутова А.Х. Пора и нам зажечь зарю свободы! (Джадидизм и женский вопрос во второй половине XIX — начале XX веков). Казань, 2006. С. 48.

18 См.: Сулейманова Р.Н. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.