Научная статья на тему 'Благотворительные общества мусульманских интеллигентов в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв'

Благотворительные общества мусульманских интеллигентов в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
484
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахмадуллин В. К.

Проведен анализ формирования благотворительных организаций, созданных мусульманами-интеллигентами в Уфимской губернии, общественно-благотворительная деятельность рассмотрена в контексте оформления джадидизма как идейного течения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY INSTITUTIONS OF INTELLEGENT MUSLIMS IN UFA REGION ON THE BORDERLINE OF THE XIXTH - XXTH CENTURY

The formation of benevolent institutions by intelligent muslims in Ufa province has been analysed; social benevolent activity is viewed in the context of Jadidism as an ideological trend.

Текст научной работы на тему «Благотворительные общества мусульманских интеллигентов в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв»

УДК 94(470.57)

В.К. Ахмадуллин*

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА МУСУЛЬМАНСКИХ ИНТЕЛЛИГЕНТОВ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.

Проведен анализ формирования благотворительных организаций, созданных мусульманами-интеллигентами в Уфимской губернии, общественно-благотворительная деятельность рассмотрена в контексте оформления джадидизма как идейного течения.

Ключевые слова: мусульманская интеллигенция, джадидизм, благотворительная деятельность, благотворительные общества, попечительские советы, приюты, временные правила об обществах и союзах, пожертвования.

В конце XIX в. важнейшей формой общественного движения татар становятся благотворительные общества, созданные по примеру русских аналогов. В 1890-е гг. в Петербурге, Казани, Астрахани, Касимове, Семипалатинске, Троицке и др. создаются благотворительные общества — культурные центры общин, имеющих коллегиальное управление. Благотворительные общества стали первыми собственно национальными структурами, объединившими традиционных защитников ислама с будущими политическими деятелями. Ориентация благотворительных обществ на развитие светского образования привлекла молодежь, стремившуюся к устройству жизни в соответствии с изменившимися условиями. Общества начинают заменять средневековую общину и создают светские буржуазные органы, вначале ориентированные преимущественно на просвещение. Руководство ими находится в руках прогрессивных буржуазных представителей и зарождающейся интеллигенции.

В 1903 г. в России существовало 8 мусульманских благотворительных обществ, в 1915 г. — 87. Ключевым вопросом было обеспечение образованием неимущих слоев в джадидистских школах. Так формировалась группа будущих специалистов, подконтрольных обществу.

Провозглашенная Манифестом 17 октября 1905 г. свобода союзов, а также предстоящий созыв Государственной думы заставили правительство начать разработку закона об организации и деятельности обществ и союзов. Таковыми стали «Временные правила об обществах и союзах», утвержденные царем 4 марта 1906 г. [1] По мнению современных специалистов-юристов, они значительно ограничивали свободу союзов, фактически достигнутую в октябре—ноябре 1905 г., которая сведена была лишь к праву ходатайствовать о создании обществ и союзов. Тем не менее после издания этих Правил только мусульманами России было образовано к январю 1912 г. 87 различных обществ, из них: 5 религиозных, 48 благотворительных, 34 просветительских.

Одним из недостатков Правил от 4 марта 1906 г. современные исследователи называют закрепленную в них децентрализацию органов надзора за образованием

* © Ахмадуллин В.К., 2011

Ахмадуллин Вадим Кадимович (whitewolf84@mail.ru, werewolf84blade@rambler.ru), кафедра истории, истории государства и права Башкирского государственного университета (Неф-текамский филиал), 452681, Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Трактовая, 1.

Благотворительные общества мусульманских интеллигентов в Уфимской губернии на рубеже Х1Х—ХХ вв.

и деятельностью общественных организаций, что влекло за собой различия в применении законодательства в зависимости от политических и правовых взглядов губернаторов.

Немало усилий для развития образования прикладывали и женщины. Наибольшую известность получила благотворительная деятельность Суфии Джантюриной. В родной деревне Килем Уфимской губернии она на свои средства устроила школы для мальчиков и девочек, а также ткацкую мастерскую для девочек. Вместе с уфимским купцом С. Назыровым они построили в г. Уфе трехэтажное здание для медресе «Галия», затратив на это 40 тыс. руб. Кроме того, С. Джантюрина на нужды медресе завещала 15 тыс. руб.

К началу XX в. в связи с ростом числа благотворительных обществ и союзов по всей России менялось и облегчалось законодательное регулирование деятельности благотворительных организаций.

Первые общественные (благотворительные) организации женщин-татарок возникли в начале XX в. Судя по сохранившимся документам, первое женское благотворительное общество было создано в Уфе и внесено в реестр обществ и союзов Уфимской губернии 12 декабря 1907 г. под названием «Уфимское мусульманское дамское общество» [2, с. 81].

Наиболее активно продвижением идеи создания общества занимались представительницы дворянских семей, ставшие впоследствии его учредителями: Суфия Султанова, Фатима Басимова, М. Султанова, Мариам Султанова, Гайша Камалетдинова, Суфия Джантюрина и Зулейха Султанова. Женщин поддерживали их мужья и представители духовенства с помощью С. Джантюрина, И. Султанова и Сабир хазрата Хусниева был составлен проект устава.

В уставе значилось, что «Общество преследует цели культурно-просветительные, нравственно-воспитательные и трудовспомогательные. Для улучшения этого Общество открывает женские школы разного типов, заботится об улучшении постановки учебного и воспитательного дела, оказывает материальную поддержку учителям и учащимся, принимает меры к доставлению взрослым мусульманкам возможности получать внешкольное образование, как научное, так и профессиональное. Открывает библиотеки и читальни, организует с надлежащего разрешения публичные лекции, обучение ремеслам и занятиям, устраивает мастерские, как показательные, так и промышленные. Кроме того, открывает дома трудолюбия, принимает на себя посредничество между предложением женского труда и спросом на него, борется с растлением нравов всеми легальными мерами, открывает лечебницы, амбулатории, приюты для девочек и т. п.» [3, с. 14]

Члены Общества разделялись на почетных, действительных, соревнователей и сотрудников. Почетными членами считались лица, сделавшие значительные, не менее 300 руб., пожертвования в пользу Общества или оказавшие ему не менее существенные услуги. Действительным членам полагалось ежегодно уплачивать не менее трех рублей или единовременно вносить не менее 100 руб. в фонд Общества. Соревнователи ежегодно вносили не менее одного рубля. Сотрудниками признавались лица, помогающие действительным членам и Обществу своей деятельностью.

Всеми текущими делами Общества занималось правление, в которое входили почетные и действительные члены. Оно рассматривало прошения, принимало решения о назначении пособий, вело приходно-расходные книги и составляло годовые отчеты. Правление избиралось на общем собрании членов Общества.

Вскоре в доме М.Т. Султановой проходит очередное женское собрание, где был выбран председатель Общества. Им стала Мариям Тимербулатовна Султанова. Были выбраны правление, секретарь и переводчик. Так впервые не только в истории города

56

Вестник СамГУ. 2011. № 7 (88)

и губернии, но и в целом Башкортостана возникло общество женщин-мусульманок. Оно явилось первой специальной организацией российских мусульманок. Деятельность дамского общества носила в основном благотворительный характер. В доме М.Т. Султановой вскоре после возникновения был открыт приют для 25 девочек-сирот. В целом в школах, которые содержались на средства Общества, в 1908 / 09 учебном году обучались 623 девочки [4, с. 56].

Мусульманское благотворительное общество было зарегистрировано 30 сентября 1915 г. Его учредителями были известные уфимские купцы Мухамет-Назип Хакимов и Бадретдин Назиров, мелкие промышленники Касим Садыков и Гисматулла Най-нуллин.

Несмотря на запрещение партии «Иттифак», либералы продолжали контролировать и материально поддерживать мусульманские благотворительные общества. В 1910 г., по сведениям уфимской полиции, были попытки созыва съезда представителей благотворительных обществ мусульман Урало-Поволжья с целью объединения и, видимо, создания координационного центра, однако эти попытки успехом не увенчались.

Расширился круг задач, решаемых мусульманскими благотворительными обществами. Мусульманское общество в Уфе под председательством С. Джантюрина стало коллективным членом общероссийской общественной организации «Лига образования», учрежденной кадетами. Планировалось открытие новых национальных школ в губернии, финансирование обучения способных юношей из башкир и татар в стамбульских медресе.

Купцы Хусаиновы оказали значительную материальную помощь реформированию медресе «Усмания» в Уфе (открыто в 1887 г.) [5, с. 197]. Содержание другого уфимского медресе — «Галия» — субсидировалось в 1906—1915 гг. (в том числе и постройка нового здания медресе) членами его попечительского совета — купцами Бадретдином и Садретдином Назировыми, Габдуллатифом Хакимовым и др. Заботу о материальных нуждах первого в Урало-Поволжье женского среднего специального учебного заведения с педагогическим уклоном — медресе «Анасия» (основано в марте 1915 г. в Уфе) — взял на себя уфимский купец-миллионер Губайдулла Усманов.

Характерно, что меценаты — представители мусульманской буржуазии — финансировали строительство новых или реформирование старых конфессиональных учебных заведений с условием введения в них звукового метода обучения и обязательного преподавания светских дисциплин.

Таким образом, мы видим, что благотворительное дело получило широкое распространение в конце XIX — начале XX в. (с 90-х гг.), во многих городах создаются благотворительные общества, представлявшие собой национальные структуры, которые не только отстаивали принципы гуманизма, но и объединили между собой традиционных защитников ислама и мусульманских политических деятелей.

Среди множества разноплановых обществ и союзов выделялись привилегированные, которые именовались «императорскими»: они могли обращаться к императору, получали солидные государственные субсидии.

Своей известностью славились благотворительные общества: Уфимский попечительский о бедных комитет (филиал Императорского человеколюбивого общества), Попечительство о бедных мусульманах г. Уфы, Уфимское мусульманское дамское общество.

Благотворительные общества мусульманских интеллигентов в Уфимской губернии на рубеже Х1Х—ХХ вв.

Библиографический список

1. Абросимова Е.А. История законодательного регулирования создания и деятельности российских благотворительных организаций // Правоведение. 1992. № 6. С. 89-94.

2. Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. Казань, 2003. 184 с.

3. Устав Уфимского мусульманского дамского общества. Уфа: Электротипогр. «Во-сточ. печать», 1913. 37 с.

4. Сулейманова Р.Н. Деятельность благотворительных обществ на Южном Урале в конце XIX — начале XX века: женский вопрос // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. Вып. 23. № 5. С. 51—57.

5. Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала XX в. как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). Уфа: Ги-лем, 2002. 300 с.

V.K. Ahmadullin*

CHARITY INSTITUTIONS OF INTELLEGENT MUSLIMS IN UFA REGION ON THE BORDERLINE OF THE XIXTH - XXTH CENTURY

The formation of benevolent institutions by intelligent muslims in Ufa province has been analysed; social benevolent activity is viewed in the context of Jadidism as an ideological trend.

Key words: muslim intelligency, Jadidism, benevolent activity, benevolent institutions, board of guardians, asylums, temporary rules about societies and commonwealths, donations.

* Akhmadullin Vadim Kadimovich (whitewolf84@mail.ru, werewolf84blade@rambler.ru), the Dept. of History, History of State and Law, Neftekamsk branch of Bashkir State University, Neftekamsk, 452681, Republic of Bashkortostan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.