Научная статья на тему 'Они были первыми (из истории кафедры русского языка)'

Они были первыми (из истории кафедры русского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
308
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Они были первыми (из истории кафедры русского языка)»

Навстречу 75-летию АГПИ-ПГУ

ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ (Из истории кафедры русского языка)

В 1932 году в Архангельске на базе вечернего учительского института был открыт педагогический институт с четырьмя отделениями. Одно из них - отделение русского языка и литературы. Подготовка учителей с высшим образованием означала расширение и углубление содержания образования, выдвигала соответствующие 1 ребовании к научной квалификации npei юдавателей кафедры. Иван Автоно-мович Елизаровский1, возглавлявший кафедру русского языка, берется за создание учебных пособий для студентов педвузов и работает с подбором педагогических кадров кафедры.

Так, в 1938 году, когда единая кафедра русского языка и литературы разделяется на две. на кафедру русского языка приходит Евгения Федоровна Плотникова (1894-1986). Она приехала в Архангельск в 1935 году вместе с мужем врачом по специальности, впоследствии кандидатом медицинских наук, работала учителем в школе № 19. затем № 23. Евгения Федоровна родилась 15 августа 1894 года в Рязанской губернии, с золотой медалью окончила Тульскую женскую I имназию. а в 1922 году I Московский университет и во-

LL" MЬ .ICI -'il! 1V.iЬС"I ВО-

вала в Башкирии.

Человек высокой к ультур ы, глубокои интеллигентности, Евгения Федоровна преподавала теорию современного русского языка и одновре-

Плотннкова Евгения Федоровна

(1894-1986)

менно вела большую и непрерывную раооту по улучшению преподавания русского языка в школах Архангельска, поскольку для нее теория не существовала в отрыве от практики. Евгения Федоровна первая на кафедре русского языка в 1953 году защищает диссертацию па тему «Изучение причастий в 6 классе средней школы» и получает ученую степень кандидата педагогических наук (официальными оппонентами выступали проф. Ф.Ф. Советами и Г.П. Фирсов). Ее назначают дека-пом факультета, а в 1955 году присваивают ученое звание доцента.

Наш курс (1957 1962 гг.) был последним курсом Евгении Федоровны, в i960 году она вышла на пенсию. Именно Евгения Федоровна познакомила нас с вышедшей в 1952-1954 годах двухтомной «Грамматикой русского языка» АН СССР, трудами ученых Казанской лингвистической школы, работами академика В.В Виноградова. Под ее руководством мы овладели словарем латинских выражений. Евгения Федоровна не могла представить учителя-филолога без классического образования, не изучающего латинский язык В учебных планах тех лет культура речи и практикум по русскому языку пс выделялись как о где.' ||>н ые дисциплины. 11 рак i и чес кис ia нуги я по к\рс\ «современный русский язык»-должны были обеспечн i ь овладение студен тами всеми нормами русской речи И мы вдохновенно учились, вслушиваясь в неброскую. на первый взгляд, выразительность речи Евгении Федоровны, ее москов-ское произношение, обаятельный голос. Она так тактично поправляла нас, что мы не замечали этого «обучения», а ребята, поступившие на истфил

после службы в армии (Пиличев Коля, Ухаль Арзеи и др.), всерьез взялись за свое образование.

Ев1 епия Федоровна любила и знала музыку, в их с мужем квартире собиралась интеллигенция города, обсуждали новинки литературы, музицировали.

Е.Ф. Плотниковой опубликованы ста 1ьи методического характера в издававшихся в 50-е годы «Сборниках трудов АПI И» (например, «Изучение причастий в 6 классе средней школы». 1956. Вып. 1), в 60-е годы в «Ученых записках АГ'ПИ» (например, «Из опыта работы по улучшению звучания речи школьников». 1960. Вып. 8). методические пособия (в частности. «К вопрос)' об улучшении пунктуационных навыков старшеклассников». Архангельск, 1972). В соавторстве с известным методистом А.В. Хлебниковой она под-101 овила «Сборник текстов для закрепления навыков по орфографии и пунктуации», вышедший в издательстве «Просвещение» в 1967 году. Среди учительства страны сборник стал настолько популярен, что через 5 лет вышло его второе издание.

Евгения Федоровна дважды избиралась депутатом Совета трудящихся, ее имя было занесено на Доску Почета Ломоносовского района, она награждена медалью «За доблестный т руд в Великой Отечественной войне 1941 1945 гг.» (1946). знаком «Отличник па-родного просвещения РСФСР» (1948). медалью «За трудовое отличие» (1953). юбилейной медалью «50 лет Вооруженных Сил СССР» (1968). До глубокой старости Евгения Федоровна сохраняла оптимизм, бодрость духа, интерес к жизни, справлялась с бытом, много читала, слушала музыку.

В 1952 году на кафедре русского языка по направлению МП РСФСР начала работать Парамонова Маргарита Ивановна (1925 -1967). Она родилась в Новгороде,

среднюю школу окон чила уже в 'лзак\ ации в Омске в 1942 году, работала пионервожатой. учителем географии, затем русского языка и литературы. В 1945 году по с 1у-11ила в ЛентIшрадекий государственный педагогический институт имени А.И. Гер- Парамонова

цена (ЛГПИ) на фа-культет русского

языка и литературы, а и 1949 году стала аспиранткой кафедры меч одики русског о языка этого института.

Маргарита Ивановна рано потеряла отца, а в I од окончания института - и мать. Она приехала в Архангельск со старшей сестрой Ниной. Сестры поселились в знаменитой «семисотое» - деревянном здании общежития, в одном «крыле» которого жили преподаватели.

Диссертацию на соискание ученой степени кандидата иеда1 огических наук Маргарита Ивановна защитила в 1956 году, имея за плечами уже три года вузовской работы. Она вела курс методики русского языка, разрабатывала спецкурс, спецсеминары по методике преподавания, постоянно занималась педагогической практикой студентов в школах.

В центре се научно-методических интересов была система работы но воспитанию орфографической грамотности школьников. Так. в специальном выпуске «Ученых записок АГПИ», который назывался «Методические статьи в помощь учителю» (1959, Вып. 5), Маргарита Ивановна публикует большую статью под не совсем удачным названием «К вопросу о системе орфографи-

ческих упражнений», статью многоаспектную и глубокую по разработке проблемы. В трех ее разделах рассмотрена методика воспитания навыков самостоятельного применения правила в классной работе, в до машней работе и дана система орфографических упражнений по разделу «Морфология». Как методист Маргарита Ивановна четко дифференцирует навыки и связывает их отработку с особенностями и видами классной и домашней работ учащихся. И в настоящее время, спустя полвека, эта система актуальна, значима, ее необходимо представлять студентам, учителям. Внимание Маргариты Ивановны привлекали многие аспекты данной работы, так она публикует статью «Письмо по памяти в связи с изучением грамматики» (I960).

М.И. Парамонова много работала с учителями города, базовой школы №21, помогала обобщить, осмыслить опыт работы, ею опубликованы статьи в «Ученых записках ЛГПИ» в соавторстве с ведущими учителями школы: И.К. Воронцовой «Развитие речи учащихся при изучении имени существительного в 5 классе» (1960. Вып. 8), С. А. Бильчу-ковой «Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка» (1963. Вып. 13) и другие материалы.

В 196I--1967 годах Маргарита Ивановна -декан историко-филологического факультета. Она много сил отдавала воспитанию ст> тентов будущих учителей, их развитию, эрудированное! и. ее работа oi шин шсьжчн-нерадосшой жергией, вниманием к ег-. теп ческим судьбам. С большим удовольствием ездила со студентами на экскурсии, в част ности в Ленинград.

4 декабря 1967 года тяжелая болезнь оборвала ее жизнь. Маргарита Ивановна похоронена на «Смольном Буяне». Студенты выпусков 1959-1966 годов на своих встречах

теплыми словами вспоминают о ней, не за-бывают поклониться ее праху

В 1954 году также по направлению МП РСФСР па кафедру русского языка приехала Сыромля Маргарита Викторовна (1924- 1994). Она родилась во Владимире, с золотой медалью окончила среднюю школу, в 1947 году -Калининский педаго-I ический инсти тут.

Сыромля Четыре года - учи-

Маргарита Викторовна тель школы № 12 (1924 1994) г. Калинина, затем аспирантка Калининского пединститута, изучает диалекты среднерусской группы.

В 30 лет приехав в Архангельск. Маргарита Викторовна навсегда осталась верна Северу, проработала на кафедре русского языка почти 30 лет (до выхода на пенсию в 1982 году). В 1966 году в Московском областном педагогическом институте имени Н.К. Крупской М.В. Сыромля защитила диссертацию по специальности «история русского языка и диалектология», тема исследования - «Суффиксальное образование имен существительных в тверских говорах XIX века». При этом Маргарита Викторовна с первых лет преподавания в Архангельском пединституте подключилась к работе фило-ло| dis M ГУ. начавших жепелииионный сбор материала для Архангельского областною словаря (АОС) Она вела на факультете курс р\ сской диалектологии, учила студентов сбору и обработке диалектного материала, составлению словарных карточек. Кроме того, с уходом И.А. Елизаровского ей пришлось вести курсы старославянского языка и исторической грамматики русского языка.

Оснпова Э.Н. Они были первыми

Как доцент она стажировалась в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, в соавторстве с К.И. Семеновой подготовила учебное пособие для студентов заочного отделения «Историческая фонетика» (1961)■ ею написан раздел «Фонетическая система русских говоров». Она внимательно изучала архангельские говоры и, понимая, ч то школьный учитель работает в условиях диалекта, стремилась помочь ему в осмыслении диалектных особенностей. Так, в сборники, издаваемые совместно кафедрами русского языка и литературы в 70-е годы, ею были подготовлены статьи: «Некоторые вопросы суффиксально-то образования имен существительных в архангельских говорах» (1972). «Рабо та учителя по преодолению диалектных ошибок в речи учащихся» (1973), «Непродуктивный суффикс - ай(-яй) в русском языке (материалы для школьного факультативного курса по диалектологии)» (1976) и другие.

Отличительной чертой Маргариты Викторовны была строгая методичность, точность. Она воспитывала у студентов обязательность, внимание к фактам языка. Более десяти лег (1967-1980 гг.) была зам. декана историко-филологического факультета по заочному от -делению. Ее работа отличалась четкостью, планомерностью, облегчающей труд учителя-заочника. Неслучайно, что именно она много лет возглавляла и факультетское объединение общества «Знание». Маргарита Викторовна награждена знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» (1974), «Отличник просвещения СССР» (1978). орденом «Знак Почета» (1976), медалью «Ветеран труда» (1980).

В 1956 году на кафедре начала работу Ка-питолина Ивановна Семенова (1908-1988). Защитив кандидатскую диссертацию, она принимает приглашение ректора института Т.Ф. Куклина на должность заведующего ка-

федрой русского языка, которую почти двадцать лет возглавлял И.Д. Елизарйв-ский.

Капитолина Ивановна - человек сложной и суровой судьбы, родилась 28 ноября 1908 i ода в Петербурге. в 1926 году окончила среднюю школу 8 Семенова Воронеже, затем Воро- Капитолии а Ивановна нежский университет (1908 19^8) и аспирантуру. Преподавала в Воронежском комвузе. Институте усовершенствования учителей. Ее муж был репрессирован, она так г: не узнала о его судьбе, погибла и маленькая дочь. В го, (ы Великой Отечественной войны Капитолина Ивановна оказалась в Кокан-де, много работала. В 1946-1956 годах преподает в Новозыбковском пединституте, строит семыо с отставным военным Стриженовым I Гиколаем Николаевичем (дядей известных артистов Глеба и Олега Стриженовых), рождаются двойняшки Ирина и Папина. В Архангельске их семья 8 лет также жила в «се ми сотке», как и большая часть преподавателей.

Капитолина Ивановна достойно продолжила эстафету Ивана Автономовича и в течение пятнадцати лет возглавляла кафедру русского языка. Спокойная и вдумчивая, основательная и скромная во всем, она сплотила преподавателей кафедры. Это был дружный и работоспособный коллектив: Тамара Васильевна 1 Дурова, Дора Петровна Дробинина-Валькова. Галина Александровна Матлина, Агриппина Андреевна Розанова, Валентина Николаевна Галимова. Все выпускницы факультета, все стали аспирантами ЛГПИ и защитили кандидатские диссертации. Сама Ка-

питолина Ивановна, как специалист по языку детской литературы, стала вести курсы стилистики русского языка, истории русского литературного языка, исторической грамматики. Она постоянно работала с учительством и города, и области, выезжала во многие сельские районы ¿тля оказания помощи методкаби-нетам, завучам, учителям, обучающимся на факультете заочно. В соавторстве с заслуженной учительницей школы № 9 З.В. Молевой ею были написаны статьи в «Ученые записки АГПИ»- «Развитие речи учащихся на уроках грамматики» (1960. Вып. 8). «Словарная работа на уроках русского языка в 6 классе» (Там же), «О связи творческих работ учащихся с жизнью» (1963. Вып. 13), «Работа над деловым стилем речи на уроках русского языка» (1963. Вып. 13). Иод руководством Капи-толины Ивановны кафедра издала четыре сборника статей в помощь учителю-словеснику с теоретическими и методическими материалами, в которых опубликованы и ее статьи, в частности «Работа над словарными и грамматическими синонимами как средство обогащения речи учащихся» (1973), «Использование толковых словарей на уроках русского языка» (1976) По инициативе К.И. Семеновой было подготовлено учебное пособие «Историческая фонетика» ею написан раздел, издавались тексты лекций, в частности Е.Ф. Плотниковой «Причастие». К.И. Семеновой «Следствия падения редуцированных Ъ и Ь в древнерусском языке» и других.

Капитолина Ивановна оказывала огромную помощь О I 1 сцовои. начавшей в ои-с I о-

Примечанин

ды со студентами филфака МГУ обследование живых архангельских говоров (ночлег, билеты, транспорт и т.п.). Именно к Капито-лине Ивановне в 1962 году приехал выпускник МГУ Виктор Дерягин уже два года работающий в газете Плесецкого района, и его приняли ассистентом на кафедру. Их совмест ными усилиями было положено начало картотеке АОС, разработке словарных статей.

Капитолину Ивановну отличала глубокая интеллигентность, начитанность. Особенную любовь она питала к английской литературе. Мне, например, ею были подарены многие романы В. Скотта, Ч. Диккенса-эти книги и по сей день в нашей библиотеке. Капитолину Ивановну я называю своей второй матерью - так много она привила мне за пять лет студенческой жизни, а общались достаточно тесно - я была старостой группы.

За заслуги в подготовке педагогических кадров она награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», знаком «Отличник народного просвещения» (1958), медалью имени М.В. Ломоносова (1965). медалью «Ветеран труда» (1977).

1938-1968 годы... Годы, наполненные трудом и энергией первых доцентов кафедры Евгении Федоровны Плотниковой. Маргариты Ивановны Парамоновой, Маргариты Викторовны Сыромли, Капитолины Ивановны Семеновой. За эти тридцать лет своего становления и развития кафедра русского языка обрела статуе настоящего, полноправною на\ чпого подразделения педв\ за

1 См. о нем: Осипава Э Н Гебе. Север! Иван Автономович Елизаровский // Вести Поморского ун-та Сер «Гуманитарные и социальные науки». 2004. № 2(6). С. 121 124.

Осипова ЭЛ.,

кандидат филологических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.