Научная статья на тему 'Они были бедны, но бедности своей не знали… о перспективах социально-экономического развития Сибири'

Они были бедны, но бедности своей не знали… о перспективах социально-экономического развития Сибири Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ДОХОДОВ / ФОРСМАЖОРНЫЕ ПРОЕКТЫ / FORCE-MAJEURE PROJECTS / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ В РЕГИОНАХ / REGIONAL QUALITY OF LIFE / НАУКА / SCIENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СКОЛКОВО / SKOLKOVO / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ РОССИИ / STRATEGIC TERRITORIAL RESERVES IN RUSSIA / LEVEL OF INCOMES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кулешов В.В.

Чтобы преодолеть отставание Сибири по уровню доходов, развитию инфраструктуры и систем жизнеобеспечения от западных регионов России, необходим пакет не связанных с добычей ресурсов сибирских проектов на юге Западной и Восточной Сибири, сопоставимый по стоимости с форсмажорными проектами в европейской части страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Perspectives of Socio-Economic Development in Siberia To make the level of incomes, infrastructure and life-support systems in Siberia equal to those in the western regions of Russia, it is necessary to adopt a packet of projects which doesnt relate to the development of natural resources in Eastand West Siberia, and the costs of which may be regarded as equal to the force-majeure projects costs for the European part of Russia.

Текст научной работы на тему «Они были бедны, но бедности своей не знали… о перспективах социально-экономического развития Сибири»

Чтобы преодолеть отставание Сибири по уровню доходов, развитию инфраструктуры и систем жизнеобеспечения от западных регионов России, необходим пакет не связанных с добычей ресурсов сибирских проектов на юге Западной и Восточной Сибири, сопоставимый по стоимости с форсмажорными проектами в европейской части страны.

Ключевые слова: уровень доходов, форсмажорные проекты, качество жизни в регионах, наука, образование, Сколково, стратегический территориальный резерв России

Они были бедны, но бедности своей не знали...

О перспективах социально-экономического развития Сибири*

В.В. КУЛЕШОВ, академик РАН, директор Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Новосибирск

Минерально-сырьевой сектор Сибири и сейчас, и в долгосрочной перспективе развития остается важнейшим двигателем развития страны. Но этот богатейший регион по основным социально-экономическим показателям является явным аутсайдером - и по уровню доходов, и по таким ключевым на современном этапе индикаторам, как состояние научно-образовательного комплекса и инфраструктуры.

Социальное бытие определяет сознание

От степени удовлетворения членами общества своих потребностей зависит их отношение к власти. В основе текущего благосостояния человека лежат денежные доходы.

По размеру минимальной заработной платы Россия находится на 23-м месте в Европе. Разница между лидерами и нами составляет более 10 раз. Далеко впереди - даже такие «отстающие» члены Евросоюза, как Греция и Португалия.

Во втором квартале 2011 г. по сравнению с первым доля бедного населения в России сократилась с 16,1% до 13,8%. Тем не менее по итогам первого полугодия численность

* Публикация подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда - грант № 11-02-00091а.

_ B.B. КУЛЕШОВ

населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 14,9% - это 21,1 млн человек! Заметим, что величина прожиточного минимума за второй квартал для трудоспособного населения - 7023 руб. в месяц, а минимальный размер оплаты труда (МРОТ) - 4611 руб. Таким образом, российский МРОТ составляет только 65,5% от величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

В то же время и запросы у жителей страны невелики. По данным опроса, проведенного в 2008 г. в 100 населенных пунктах 46 регионов России фондом «Общественное мнение»1, ответы на вопрос: «Какой доход на одного человека в месяц необходимо иметь в вашем городе (селе), чтобы не быть бедным человеком?», распределились так. 11% россиян для этого нужно зарабатывать до 5 тыс. руб. в месяц. До 10 тыс. руб. достаточно 28%, чтобы избежать бедности; от 10 до 15 тыс. руб. -19%; еще 16% просят 15-20 тыс. руб. И лишь 9% считают, что нужно зарабатывать от 30 тыс. руб. и выше.

Из этого делается вывод - граждане своей жизнью в целом довольны. Схожие настроения зафиксировали и социологи «Левада-центра»: более половины россиян сегодня уверены, что переживают лучшие времена2.

Следует отметить, что такая непритязательность - устойчивое явление: в 2004 г. пожелания наших соотечественников относительно желаемого размера зарплаты также были невысокими (рис. 1).

Представленная на рис. 1 гистограмма в непрерывном виде близка к форме нормального распределения доходов. Другими словами, стихийно в процессе опроса граждане РФ (география опросов достаточно широка) материализуют свои представления о доходах в долю среднего класса на уровне 60-70% от числа опрошенных. Это близко к фактическому положению в развитых странах. При этом нельзя не отметить, что устремления людей очень скромные: три четверти опрошенных хотели бы иметь зарплату в диапазоне от 330 до 1000 дол. в месяц.

Но семь лет назад скромность запросов можно было понять, поскольку страна только что вышла из затяжного системного

1 URL: bd.fom.ru/report/map/d082421

2 Российская газета. - 2011. - 9 сент.

Они были бедны, но бедности своей не знали...

О перспективах социально-экономического развития Сибири_

%

18 16 14 12 10 8 6 4 2 0

17

17

До 10 10- 14 15

18

20 21 -25 30 35-45 Более Затруднились 50 с ответом

Источник: Фонд «Общественное мнение» (Экономика и жизнь. - 2004. -№ 42).

Рис. 1. Размеры желаемой зарплаты в 2004 г. (тыс. руб.), % от числа опрошенных

кризиса. Интересно посмотреть, каков был предельный уровень запросов по части заработной платы у рабочих и служащих советских времен?

Опросы, проведенные в середине 1980-х годов (до принятия закона «О кооперации», после чего стали появляться богатые люди), давали величину порядка 1,5-2 тыс. руб. в месяц (столько же тысяч долларов - по условному курсу доллара тех времен). Опросы велись, преимущественно, в столичных городах и городах-миллионниках. Тогда такой зарплаты официально никто не получал. Сегодня в РФ такие доходы (в долларах) имеют несколько миллионов россиян.

При этом в советские времена размеры доходов были привязаны к средней зарплате и не учитывали довольно значительные субсидии в денежной и неденежной формах.

С учетом доплат из общественных фондов потребления (ОФП) - средств, выделяемых государством на развитие бесплатного образования, здравоохранения, жилья, достойные пенсии, отдых трудящихся, содержание дошкольных учреждений и т.п., среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве РСФСР была тогда на уровне 330-350 руб. в месяц (в том числе собственно зарплата - 230-250 руб.).

Покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по ряду важных позиций (продовольственных товаров) сократилась с тех пор в разы, пенсий - тем более. Паритет, в определенном смысле, сохранился

15

14

12

9

5

4

4

3

только по покупке хлеба, а многократное опережение наблюдается по водке (табл. 1).

Таблица 1. Динамика цен на водку и хлеб и покупательная возможность приобретения данных продуктов в 1980—2009 гг.

Год Средняя зарплата, руб. Цена, руб. Сколько можно было купить на среднюю зарплату

водка, 0,5 л батон хлеба мясо, говядина,кг бутылок водки батонов хлеба

1980 168,9 4,29 0,13 2 39 1299

1987 202,9 9,38 0,16 2 22 1268

1992 6000 250 21 211 24 286

1998 1100,7 21 2 30 52 550

2009 17934 105 14 185 171 1281

Источник: Российская газета. - 2009. - 20 нояб.

Вполне возможно, что оптимизма нынешним оценкам россиян добавляют новые явления в потребительской сфере: автомобилизация населения, возможность пользования Интернетом, мобильной связью, иностранный туризм (более 6 млн россиян ежегодно выезжают на отдых за границу), потребительские кредиты и т.п. Здесь продвижения совершенно очевидны (табл. 2). Например, количество мобильных телефонов в РФ существенно превышает численность населения страны.

Таблица 2. Наличие предметов длительного пользования в домашних хозяйствах (на 100 домохозяйств)3 в 1970—2009 гг.

1970 1990 2009

Видеомагнитофоны, видеокамеры - 2 58

Персональные компьютеры - н. д. 55

Легковые автомобили 2 18 47

Источник: Росстат.

В немалой степени удовлетворенность уровнем жизни подкрепляет и тот факт, что с начала нового века реальные доходы населения активно росли, постепенно возвращаясь к докризисному (1989 г.) уровню.

Причины столь низкого уровня притязаний заслуживают отдельного изучения, тем более, что их нельзя, как в советские

3 Эксперт. - 2011. - № 14. - С. 24.

времена (кстати, тогда запросы были относительно более высокими), объяснить незнанием ситуации в мире. Возможно, свою роль играют психологические факторы.

Когда говорят, что социальная напряженность растет между богатыми и бедными - это идеи вчерашнего дня. Сегодняшний тренд другой. Социальное напряжение растет между большими группами наших соотечественников - между средним классом и классом ниже среднего. Вот когда последний не может достичь стандартов первого - это вызывает раздражение людей.

Все познается в сравнении! Эта сентенция известна с незапамятных времен. К тому же институт среднего класса у нас достаточно убог.

Место Сибири среди других регионов

Сравнение основных социально-экономических показателей уровня жизни в Сибирском и Центральном федеральных округах относительно показателей в РФ (РФ = 1) приведено на рис. 2.

Обеспеченность жильем

Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, 2009; Стат. сб./ Росстат. - М., 2009; Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009; Стат. сб./ М., 2009.

Рис. 2. Социально-экономические показатели в РФ, СФО и ЦФО

в 2008 г.

Имеет место некоторая «матрешка» многогранников: многогранник СФО находится «внутри» многогранника РФ, а многогранник РФ «заключен» в фигуру ЦФО (разумеется, с учетом эксклюзивного положения Москвы и Московской

области. При этом численность населения Московской агломерации сопоставима с числом жителей СФО).

Поскольку основные показатели социально-экономического развития Сибири на протяжении последних лет были ниже общероссийских (табл. 3), на ближайшие 10 лет ставится задача: они должны соответствовать среднероссийскому уровню, следовательно, темпы их прироста должны опережать средние по РФ.

Таблица 3. Индекс качества жизни в регионах России в 2006-2010 гг.

№ Субъект Федерации Рейтинг

2006 2007 2008 2009 2010

1. Москва 1 1 1 1 1

2. Санкт-Петербург 2 2 2 2 2

3. Ямало-Ненецкий АО 4 4 7 6 10

8. Тюменская область 6 5 4 5 4

19. Ханты-Мансийский АО 8 8 6 9 5

Сибирский федеральный округ

23. Омская область 32 31 39 32 30

35. Kрасноярский край 61 60 53 61 65

36. Новосибирская область 45 50 48 54 57

51. ^меровская область 13 17 19 26 37

63. Томская область 37 42 38 62 39

72. Иркутская область 76 64 70 71 73

73. Республика Хакасия 80 69 69 70 68

74. Алтайский край 70 68 67 68 72

77. Республика Бурятия 79 79 82 78 75

79. Забайкальский край 65 67 74 75 76

81. Республика Алтай 69 78 77 81 80

82. Республика Тыва 81 80 81 82 82

Источник: Экономика и жизнь. - 2011. - № 33. - С. 4.

Примечание. В состав индекса входят шесть показателей: размер индивидуальных доходов населения, миграционная привлекательность региона, выживаемость детей до одного года, уровень безопасности жизни, развитость рынков услуг и доступность рабочих мест.

К сожалению, пока продвижений к лучшему восточнее Урала нет: из 12 субъектов Федерации, входящих в состав СФО, три субъекта за прошедшие 6 лет ухудшили свои позиции (Красноярский край, Новосибирская и Кемеровская области), два - сохранили примерно те же позиции (Омская и Томская области). Остальные семь остались на позициях аутсайдеров в РФ.

А в целом по РФ преимущественное положение в первой половине таблицы рейтинга занимают регионы европейской части страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересны оценки граждан. Оказалось, что жители Кемерово, Тюмени и Барнаула оценивают качество городской среды выше, чем в обеих столицах или Ростове-на-Дону (табл. 4). «Аутсайдерами» по этому показателю в Сибири являются Омск и Иркутск (менее 50% довольных). На самом «дне» находится Владивосток, где доля довольных граждан составляет 26%.

Таблица 4. Доля горожан, полностью или в основном довольных качеством городской среды в своем городе (удобством города для жизни), %

Сибирь Европейская часть РФ

Кемерово 78 Санкт-Петербург 59

Тюмень 77 Москва 54

Барнаул 64 Казань 54

Новосибирск 61 Ростов-на-Дону 53

Красноярск 61 Нижний Новгород 48

Томск 58 Волгоград 38

Самара 34

Источник: Росгосстрах.

Очевидно, что решить поставленные задачи по опережающему росту социально-экономических показателей невозможно без развития производственного, научно-образовательного, инфраструктурного потенциала Сибири. Однако никакого опережения не предусматривается. Это хорошо заметно, если посмотреть на перечень основных объектов государственного инвестирования текущего десятилетия.

Инвестиционные потоки: в обход Сибири

Состав форсмажорных проектов (без откладывания сроков реализации) без объектов нефтегазового комплекса свидетельствует о том, что практически все инвестиции «оседают» на территории европейской части РФ.

Пакет форсмажорных проектов

Спортивный пакет

✓ Зимняя 0лимпиада-2014 (Сочи).

✓ Универсиада-2013 (Казань) (в последующем здесь будет

формироваться научно-образовательный кластер).

✓ Чемпионат мира по футболу-2018 (13 городов)4.

• Саммит АТЭС-2012 (Владивосток) (на его подготовку будет израсходовано свыше 22 млрд дол.5 В последующем здесь также появится научно-образовательный кластер).

• Инновационный центр в Сколково (основные инвестиции пойдут в ближайшие 5-6 лет) (попечительский совет фонда «Сколково» возглавил президент России Д.А. Медведев).

• Проблемы республик Северного Кавказа.

Объем целевых расходов властей на развитие Северного Кавказа до 2025 г. составит более 3,8 трлн руб. - эта сумма зафиксирована в подготовленной Минрегионом по поручению правительства госпрограмме развития округа. Расходы на госпрограмму в 10 раз больше, чем сейчас предусмотрено действующими региональными федеральными целевыми программами (ФЦП). Большую часть средств, по расчетам Мин-региона, предоставит федеральный бюджет, около 1 трлн руб. потребуется привлечь от инвесторов6. Пока что Минфин РФ эту программу не согласовал.

• Закупки современных вооружений и развитие ракетно-космической отрасли и т.д. (другими словами, государственный заказ).

4 Создание одного посадочного места на «Евро-2012» в Киеве будет стоить 8000 дол., в Варшаве - еще дороже. По некоторым весьма неоптимистичным подсчетам, на подготовку к чемпионату придется выложить не 15 млрд евро, а все 20. Не очень-то заинтересованы в проекте иностранные инвесторы, так что расходы в основном государственные (Российская газета. - 2011. -17 июня).

5 КоммерсантЪ. - 2011. - 1 июля.

6 КоммерсантЪ. - 2011. - 26 июля.

• Немало средств потребует проект расширения столицы: по предварительным расчетам, присоединение новых территорий к Москве может обойтись примерно в 14-15 трлн руб. Эксперты считают, что это не предельная цифра. Большую часть затрат возьмет на себя бюджет. В 3 трлн руб. обойдется 60 млн м3 жилья. Как минимум столько же уйдет на обустройство инфраструктуры. Речь идет о пятилетнем периоде (от текущего момента)7. Параллельно будет идти процесс создания международного финансового центра.

В сумме это не один триллион рублей инвестиций и точки роста8. Эти проекты во многом определяют «лицо» европейской части РФ во втором десятилетии XXI века. Из 25 крупнейших агломераций России реализация форсмажорных проектов окажет влияние на 12, с населением 39,8 млн человек. Но на всей территории восточнее Урала эти проекты коснутся только Владивостокской агломерации, с населением 1,1 млн человек.

Спортивные сооружения - это только верхушка айсберга, а его основу составляют инфраструктурные проекты9, и большая часть инвестиций направляется именно туда: в наземные, воздушные сообщения, телекоммуникации, создание современного сервиса. В развитых странах основным показателем уровня жизни давно уже считаются не доходы населения, а состояние инфраструктуры.

Ключевая проблема развития России как единого пространства - достижение единого уровня коммуникационной среды. Затраты на строительство скоростных железнодорожных веток, соединяющих города, в которых пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 г., Минфин РФ оценивает в 5,5 трлн руб.

В целом только по результатам этих безотлагательных акций состояние инфраструктуры европейской части РФ

7 Известия. - 2011. - 26 июля.

8 «Как бы странно это ни звучало, Сочи - это тоже наша антикризисная мера. Мы сохраняем объем работ. Там трудится почти 50 тысяч человек. Да еще примерно столько же мест для смежников», - отметил В.В. Путин во время пребывания в Новокузнецке 12 марта 2009 г.

9 6 июня 2011 г. В. Путин дал команду запустить газопровод «Джубга -Лазаревское - Сочи», который обеспечит «голубым топливом» весь Большой Сочи. Газопровод, по оценке главы «Газпрома» А. Миллера, обошелся в 31,5 млрд руб. (Российская газета. - 2011. - 8 июня).

(и без того сравнительно неплохое) должно улучшиться самым серьезным образом.

А что же Сибирь, с ее несравнимо более низким уровнем развития инфраструктуры? Здесь, помимо чисто ресурсных, к форсмажорным проектам типа light можно отнести заполнение нефтепровода ВСТО восточносибирской нефтью до намеченных отметок.

Реализация форсмажорных проектов в совокупности с огромными социальными обязательствами государства10 объективно ведут последнее на рынок заимствований.

Для покрытия дефицита бюджета Россия, вслед за многими странами мира, увеличивает государственный долг. Эксперты отмечают, что в результате роста государственных заимствований соотношение между госдолгом и ВВП увеличится до 17% (12 трлн руб.), не превысив при этом так называемого порогового значения (25%), за которым начинаются неконтролируемые риски. Однако в случае второй волны кризиса и падения цен на нефть до 50 дол./бар., долговая нагрузка подойдет к опасной черте.

Госдолг субъектов РФ (выпущенные ими облигации, выданные госгарантии, полученные от центра бюджетные кредиты, займы у банков и другие обязательства) сегодня вдвое выше, чем до кризиса: 1,1 трлн руб. на 1 июля 2011 г. против 505 млрд руб. на 1 июля 2008 г. Всего за последние три года долговая нагрузка выросла в 75 из 83 российских регионов, при этом в 15 из них она увеличилась более чем в десять раз11.

10 Ближайшие приоритеты отданы министерствам силового блока. Если ранее проектом бюджета рост зарплат военнослужащих и сотрудников полиции был согласован на уровне 586,3 млрд руб., то после вмешательства президента, который дал соответствующее поручение правительству, на повышение зарплат военным и полицейским Минфину РФ пришлось направить 1,4 трлн руб. дополнительно. Повышение пенсий для силовиков должно было составить 200 млрд руб. на три года; впоследствии принято решение дополнительно направить на пенсии свыше 650 млрд руб. На жилье для военнослужащих дополнительно потратят около 200 млрд руб. (Известия. - 2011.- 29 сент.).

В планах правительства РФ - поднять к 2014 г. уровень средней зарплаты в 1,5 раза (до 30-32 тыс. руб. в месяц).

11 Эксперт. - 2011. - № 37. - С. 4.

Они были бедны, но бедности своей не знали. 125 О перспективах социально-экономического развития Сибири_

©

Р

я и

а р

3

О.

Интеллектуальное измерение

Данные, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что Сибирь и в этой сфере обделена. Здесь выделяется только образовательно-исследовательская ось: Новосибирск, Томск, Красноярск.

«Мощность» системы вузов с особым статусом (национальных исследовательских, федеральных университетов и др.) - порядка 1 млн студентов, в дальнейшем она незначительно возрастет.

С этими юрисдикциями связывается будущее как высшего специального образования, так и перевода экономики на путь инновационного развития. Они получают приоритет в бюджетном финансировании. Явное преимущество - у обеих столиц: в 2010 г. доля вузов Москвы и Санкт-Петербурга в общей численности студентов составляла примерно 22-23%, а в численности студентов элитных вузов - около 40%.

Сибирский же научно-образовательный комплекс, хотя и достаточно сильный, несопоставим с западным, и основные инвестиции в науку и образование обходят Сибирь. Поэтому по результатам реформирования этот регион, скорее всего, останется «при своих».

Создана ассоциация ведущих вузов страны: об этом объявили ректоры 39 российских вузов, президентом стал ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Н. Кропачев. Официально новый союз будет заниматься развитием отечественной науки и лоббированием интересов его членов в правительстве. В ассоциацию вошли все вузы с особым статусом: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также МГУ и СПбГУ, ректоров которых с 2010 г. назначает президент РФ.

В свете складывающихся требований и демографической ситуации перспективы остальных вузов достаточно туманны. Как отметил глава Минобрнауки РФ А. Фурсенко: «Если бы не мобильность студентов, развитие которой обусловлено введением ЕГЭ, то сегодня даже многие ведущие вузы остались бы без сильных абитуриентов». Развивается конкуренция за студентов, преподавателей, бизнесы и т.д., в которой, как показано выше, столичные вузы выигрывают.

Московское правительство утвердило программу «Столичное образование» на 2012-2016 гг. В течение пяти лет на ее финансирование будет выделено 1,5 трлн руб.: деньги пойдут как на улучшение материальной базы школ и детских садов, так и на строительство новых дошкольных и школьных образовательных учреждений. За пять лет в рамках программы будет создано 43 тыс. новых мест в школах, 41,8 тыс. - в детских садах и 1,7 тыс. - в колледжах. Плюс на базе государственно-частного партнерства в Москве откроются 300 коммерческих детсадов, 259 центров развития ребенка и 10 школ.

В подмосковном иннограде Сколково зарегистрировано уже 169 компаний. На две трети это - представители столичного региона. Из 169 резидентов 112 проектов представлено из Москвы и Московской области (100 и 12 соответственно). На втором месте по числу участников - Санкт-Петербург, из него в инноград попали 22 стартапа. В том, что больше всего резидентов из Москвы и Петербурга, есть две причины: здесь сосредоточены крупнейшие научные школы; участники, живущие в этих городах, лучше информированы.

Инновационный город Сколково

Сколково: населенный пункт во главе с сити-менеджером

Площадь - 4 км2

Число рабочих мест - 30 тыс.

Численность жителей - 20 тыс.

Постоянных жителей нет.

Жилье предоставляется на принципах (правах) аренды (тах - 10 лет).

Но это только первая очередь. Изначально же инноград задумывался как центр интеллектуального притяжения не только российского, но и международного уровня.

"Сколково" - это не какой-то междусобойчик. Это публичный проект, вокруг которого должно развиваться все наше модернизационное направление».

«Мне бы хотелось, чтобы "Сколково" стал идеологией, которая пронизывает жизнь нашего общества и которая понятна и зрелому поколению, и молодежи».

Д.А. Медведев, президент РФ (апрель 2011 г.)

Сибирь. Сегодня и завтра

Следствием огромных инвестиций в европейскую часть России станет коренное преобразование этих регионов. Спортивные, рекреационные проекты кардинально изменят транспортную инфраструктуру, появятся новые дороги, отели, будут развиваться технопарки.

А что ожидает регионы восточнее Урала в плане перспектив социально-экономического развития?

Очевидно, что территориально Сибирь (независимо от того, куда включать Тюменскую область и Байкальский регион) остается регионом № 1 - лидером в РФ в следующих отраслях промышленности:

✓ нефтяной и газовой;

✓ добыче угля;

✓ цветной металлургии;

✓ лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной;

✓ возможно, электроэнергетике (как сибирская часть программы ГОЭЛРО-2).

Минерально-сырьевой сектор Сибири и сейчас, и в долгосрочной перспективе будет важнейшим фактором развития страны. Этот сектор, в котором трудится немногим более 1,5 млн человек, обеспечивает около 50% поступлений в бюджет, порядка 70% поступающей в страну валюты, 100% поступлений в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния12.

Данные производства расположены преимущественно в северных районах Сибири. Сибирский федеральный округ дает основные позиции экспорта Российской Федерации. По данным официальной статистики, он на 80-85% состоит из энергоносителей и металлов. Через них РФ позиционируется в качестве глобального игрока (развитие топливно-энергетического комплекса объявлено новой национальной идеей страны). (Куда В.В. Путин послал Германию, а в её лице и ЕС, за их энергетическую политику? - «За дровами в Сибирь».)

Но ресурсные проекты для экономики Сибири - это инерционная (традиционная) линия развития. Решающих прорывов они не дадут, перспективы ряда проектов туманны.

12 Экономика и жизнь. - 2011. - № 19.

Например, руководство «Газпрома» приняло решение отказаться на неопределенное время от освоения крупных ресурсов природного газа в 2 трлн м3 на севере Иркутской области. Связано это с сомнениями в перспективах спроса в Китае на ковыктинский газ: это месторождение с конца 1990-х планировалось почти исключительно как экспортное. Вторая причина - высокая капиталоемкость освоения, которая не окупится экспортными поставками.

Никакого инфраструктурного и научно-образовательного опережения Сибири в текущем десятилетии не планируется, хотя сейчас ее инфраструктура, особенно транспортная, гостеприимства, рекреации, по уровню развитости существенно отстает от уровня других федеральных округов (кроме Дальневосточного). И есть основания полагать, что разрыв не в пользу нашего мегарегиона будет только возрастать.

Сибири нужна идея развития, адекватная её уникальности. Например - стратегический территориальный резерв России (с приоритетным обустройством систем жизнеобеспечения).

Речь идет о срединном регионе РФ в географическом отношении (это юг Тюменской, Омская, Томская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край и Республика Алтай, а также юг Красноярского края и Иркутской области, Республики Хакасия и Тыва). В качестве условного ориентира северной границы резервной зоны можно взять соответствующий участок БАМа и проектируемую трассу Севсиба, южной - границу РФ с МНР и Синцьзян-Уйгурским автономным районом (КНР).

Площадь стратегического территориального резерва составляет 2,4-2,6 млн км2, что сопоставимо с территорией европейской части РФ (без районов Крайнего Севера) - примерно 3 млн км2. Разница в численности населения этих двух макрорегионов - около 100 млн человек. Здесь верховья главных рек России: Оби, Енисея, Лены; озеро Байкал. Здесь нет крупных месторождений нефти и газа. Это давно освоенная территория, с неплохими (относительно европейской части РФ) природно-климатическими условиями.

На обустройство этой территории потребуются дополнительные средства (в значительной степени - из бюджета), размер которых, по предварительной оценке, на первом этапе сопоставим со стоимостью сети спортивно-инфраструктурных проектов в европейской части РФ. Это примерно 10-12 трлн руб., или 400-500 млрд дол. (второе десятилетие XXI века).

5 ЭКО №12, 2011

Именно такой «пакет» проектов необходимо включить в Стратегию социально-экономического развития Сибири на период до 2025-2030 гг. С приданием ему статуса «форсма-жорности» (обязательности для исполнения). Реализация этих проектов позволит усилить привлекательность региона для людей, увеличит численность жителей и позволит избежать неблагоприятной геополитической ситуации.

На что может рассчитывать Сибирь в третьем десятилетии XXI века?

• Проекты, начатые во второй половине первого и в первой половине второго десятилетия, начнут давать отдачу, и заработает «инновационный лифт» (включая энергосбережение). Одновременно освободятся инвестиционные ресурсы бюджета.

• Ожидается резкое увеличение потребления газа в Европе, оцениваемое в долгосрочной перспективе в 600 млрд м3. Экспорт газа из РФ может обеспечить до одной трети этих объемов.

• Станут более тесными связи с Китаем - рост экономики КНР составит не менее 6-7% ежегодно. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на 2009-2018 годы, утвержденная в ходе встречи президента РФ Д.А. Медведева с председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао 23 сентября 2009 г., содержит более 200 проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.