Научная статья на тему 'Онекоторых аспектах информационной политики ИГИЛ 1 всоциальных сетях'

Онекоторых аспектах информационной политики ИГИЛ 1 всоциальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
240
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / INTERNET / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / TWITTER / YOUTUBE / FACEBOOK / ИГИЛ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / MANIPULATION / ISIL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров А.П.

Исламское государство, известное как ИГИЛ, успешно использует социальные сети для пропаганды и привлечения новых членов. Рассмотрены особенности использования социальных сетей террористической группировкой ИГИЛ, в том числе приведены конкретные примеры применения манипуляционных технологий в России, которые показывают, что сегодня социальные сети могут превосходить по пропагандистскому влиянию традиционные СМИ. В зарубежных СМИ стратегия ИГИЛ получила название «online-jihad 3.0», вопрос противодействия которой остается открытым ввиду высокой децентрализации каналов коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of the information policy of IGSF in social networks

The Islamic State, known as ISIL, has exploited social network to send its propaganda and messaging out to the world and to draw in people vulnerable to radicalization. The article describes details of social networking services used by ISIL, shows examples of manipulation technologies used in Russia, which prove that nowadays social networks in terms of propaganda can surpass traditional mass media. In foreign media the strategy of ISIL has been called «online-jihad 3.0». Counteraction problem remains acute due to high communication channels decentralization.

Текст научной работы на тему «Онекоторых аспектах информационной политики ИГИЛ 1 всоциальных сетях»

УДК 327:343

А. П. ФЕДОРОВ

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ИГИЛ1 В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Исламское государство, известное как ИГИЛ, успешно использует социальные сети для пропаганды и привлечения новых членов. Рассмотрены особенности использования социальных сетей террористической группировкой ИГИЛ, в том числе приведены конкретные примеры применения манипуляционных технологий в России, которые показывают, что сегодня социальные сети могут превосходить по пропагандистскому влиянию традиционные СМИ. В зарубежных СМИ стратегия ИГИЛ получила название «online-jihad 3.0», вопрос противодействия которой остается открытым ввиду высокой децентрализации каналов коммуникации.

Ключевые слова: интернет, социальная сеть, Twitter, YouTube, Facebook, ИГИЛ, манипулирование.

The Islamic State, known as ISIL, has exploited social network to send its propaganda and messaging out to the world and to draw in people vulnerable to radicalization. The article describes details of social networking services used by ISIL, shows examples of manipulation technologies used in Russia, which prove that nowadays social networks in terms of propaganda can surpass traditional mass media. In foreign media the strategy of ISIL has been called «online-jihad 3.0». Counteraction problem remains acute due to high communication channels decentralization. Keywords: Internet, social network, Twitter, YouTube, Facebook, ISIL, manipulation.

Складывающиеся события в арабо-му-сульманском мире, приведшие к появлению обширных очагов нестабильности в регионе, содействовали активизации и укреплению позиций различных террористических групп и экстремистских организаций. Новым феноменом в этом контексте экспертно-аналитические круги считают появление экстремистской группировки «Исламское государство», также известное как ИГИЛ. Организация использует религиозный фактор для захвата территорий и претендует на формирование своего государства.

1 ИГИЛ («Исламское государство Ирака и Леванта») - террористическая группировка, запрещенная в Российской Федерации по решению Верховного суда.

© Федоров А. П., 2018

Согласно информации из штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке, несмотря на то, что группировка боевиков представляет собой «глобальную сеть с плоской иерархией и менее оперативным контролем над ее аффилированными лицами» (курсив мой. - А. Ф.), в целом террористическая организация ИГИЛ по-прежнему остается «значительной и развивающейся угрозой во всем мире».2

В настоящее время террористическая организация ИГИЛ активно и профессионально использует технологии

2 ООН заявила о сохраняющейся угрозе ИГИЛ по всему миру. URL: https://life.ru/t/%D0%BD %D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82% D0%B8/1086412/oon_zaiavila_o_sokhraniaiush-chieisia_ughrozie_ighil_po_vsiemu_miru (дата обращения: 07.02.2018).

политического манипулирования в интернет-пространстве, в том числе и в России, основанные на распространении сообщений, видеороликов, фотографий в социальных сетях и блогах. Способами воздействия, используемыми террористами, являются фальсификация фактов, игра на необразованности потребителей контента, а также специально подобранные новости, яркая речь и т.д. Одно из ведущих мест занимает религиозное манипулирование. Террористам помогает отсутствие твердых установок на неприятие идей экстремизма у молодежи. Чем нестабильней нравственно-психологическое состояние людей, тем легче ими манипулировать и привлекать в свои ряды в качестве новых членов.

На первоначальном этапе вербовщики делают основной упор на донесение «правильной» интерпретации информации о происходящих событиях в Сирии, затем стараются создать у объекта манипуляции некий романтический, героический образ истинного мусульманина. Таким образом, чтобы привлечь на свою сторону человека, зародить в нем экстремистские убеждения, даже нет необходимости встречаться с ним лично, а можно использовать социальные сети, по которым транслируется нужная для вербовки информация, ориентированная на формирование смысла борьбы с существующими политическими режимами и одновременно делегитимацию их властного статуса через трансляцию якобы имеющихся фактов коррупции как отдельных представителей власти, так и данного политического института в целом, а также показа того, что действующая власть лишь лоббирует интересы собственного клана, что элита оторвалась от общих интересов мусульманской общины.

Для продвижения своих идей ИГИЛ использует все средства массовой коммуникации, уделяя особое внимание социальным сетям интернета, создавая таким образом разветвленную структуру, позволяющую оперативно распространять информацию. Основной контент материалов ИГИЛ в соцсетях состоит из видеосюжетов, в том числе профессионально подготовленных, демонстрирующих военную мощь и успехи организации. Среди них казни заложников, обращения с угрозами к другим странам, интервью с гражданским населением, демонстрирующие поддержку курса, нацеленного на построение халифата [3, 7].

Видеоматериалы преимущественно распространяются при помощи медиа-агентств и через YouTube. Посредством агентства «Аль-Фуркан», созданного в 2006 г. «Исламским государством Ирака» и «Аль-Каидой»1, ИГИЛ занимается распространением медиапродукции. Так, этим агентством были выложены в интернет получившие большой общественный резонанс видеоролики с казнями журналистов из США Фоули и Сотлоф-фа, а также гражданина Великобритании Хэйнса в августе - сентябре 2014 г. В 2013 г. был создан медиафонд «Айнад» и медиаагентство «Итисаам», которые занимаются распространением экстремистских материалов преимущественно на арабском языке. С целью привлечения новых членов из западных стран в 2014 г. был учрежден медиацентр «Аль-Хайят», материалы которого доступны в интернете и включают в себя инструкции для совершения терактов.

Информационные и новостные сообщения ИГИЛ в основном распростра-

1 Данная террористическая группировка запрещена в Российской Федерации по решению Верховного Суда РФ.

Рис. Месторасположение, указанное в профиле абонентов

няет через соцсети Facebook и Twitter. По оценке заместителя Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтмана, в Twitter насчитывается более 50 тыс. аккаунтов, поддерживающих деятельность ИГИЛ, причем каждый из них в среднем имеет по 1 тыс. подписчиков, создавая тем самым площадку для дальнейшего распространения идей и информации.

В марте 2015 г. американскими учеными Бергером и Морганом была опубликована работа по анализу использования ИГИЛ социальных сетей. По подсчетам авторов, с сентября по декабрь 2014 г. около 46 тыс. аккаунтов в Twitter были использованы сторонниками террористов, причем не все из них были активны одновременно. Основным местом расположения сторонников являлись Саудовская Аравия, территории, подконтрольные организации в Сирии и Ираке, США (см. рис.).

Самым распространенным языком при использовании Twitter был арабский, однако каждый пятый пользовался английским. Согласно исследованию

ученых, успех ИГИЛ в соцсетях основан на деятельности небольшой группы гиперактивных пользователей, насчитывающей от 500 до 2 тыс. учетных записей [2, 11, 12].

Определенный интерес вызывает политика анонимизации сторонников террористов в интернете. Организацией было выпущено специальное руководство «Как использовать Twitter, чтобы сокрыть местонахождение от АНБ1», в котором подробно описывается технология удаления метаданных2 из публикуемых твитов и правила пользования мобильными устройствами. Кроме того, руководство ИГИЛ предостерегает своих сторонников от использования беспроводных сетей, так как при этом увеличивается вероятность обнаружения и идентификации абонентов. Также

1 Агентство национальной безопасности США (National Security Agency, NSA) - подразделение радиотехнической и электронной разведки.

2 На основе метаданных документа возможно выявить его полную историю: дату создания, дату изменения и в ряде случаев местонахождение абонента.

имеется информация об использовании террористической группировкой собственного мессенджера Alrawi, который позволяет анонимно обмениваться информацией.

Помимо Twitter, организация также использует такие интернет-площадки, как JustPaste, где публикуется ход военной кампании, SoundCloud, где выкладываются звуковые сообщения, а также приложения Instagram и What-sApp для распространения фото- и видеоматериалов. Для связи со сторонниками ИГИЛ используется сервис Ask. fm, на котором потенциальный доброволец может анонимно задать вопрос о порядке прибытия на территорию, подконтрольную организации, если он желает присоединиться к вооруженной борьбе.

Следует отметить, что медиастра-тегия ИГИЛ учитывает современные аспекты молодежной культуры, ее пропаганда тщательно продумана и базируется на понимании менталь-ности мусульманского населения из разных стран. В своей пропаганде ИГИЛ активно использует образы величия исламской цивилизации и преимущества халифата перед другими формами государственного устройства, тем самым призывая молодежь стать частью чего-то великого. Видеосюжеты снимаются на высоком профессиональном уровне по «голливудским шаблонам» - в них умело подбираются информационные поводы, такие как обезглавливание пленных, разрушение памятников, убийство карикатуристов, участие в казнях детей в роли палачей. Информационная политика ИГИЛ направлена на постоянное поддержание аудитории в напряжении, что вызывает преклонение среди сторонников и опасения среди врагов. Согласно заявле-

нию директора ФБР Джеймса Коли, через соцсети ИГИЛ ведет успешную пропаганду, и особую обеспокоенность вызывает то, что группировка призывает людей не только вступать в свои ряды, но и вести джихад на месте постоянного пребывания в случае, если они не имеют возможности выехать в районы боевых действий.

ИГИЛ также использует и собственные средства для распространения информации. Так, сторонниками организации было создано приложение1 The Dawn of Glad Tidings, позволяющее обходить алгоритмы антиспама и делать массовые рассылки сообщений в Twitter. Этот сервис показал свою эффективность в ходе операции по взятию боевиками города Мосул. Во время штурма сторонниками террористов было распространено около 40 тыс. твитов. Виртуальная атака на город с устрашающими видеороликами, тысячами угрожающих твитов, фотографиями убитых тел показала свою эффективность - большое число защитников города отказались от его обороны. По данным издания The Washington Post, в первые недели противостояния на территории Ирака около 90 тыс. военнослужащих дезертировало [5, 10].

Другим способом продвижения своих идей в Twitter является использование хештегов. Определенный интерес вызывает пример, когда активисты исказили результаты аккаунта @ActiveHashtags2 и обеспечили себе дополнительную аудиторию, разместив в определенное время с нескольких тысяч аккаунтов сторонников организации твиты с нужными хештегами.

1 Под операционную систему Android.

2 Аккаунт пользовался популярностью у арабской аудитории Twitter.

Помимо этого, ИГИЛ активно использует хакеров. В настоящее время тенденция такова, что кибератаки приобретают массовый характер, в конечном итоге, по прогнозам экспертов, такая тенденция может положить начало эпохе кибертерроризма. По данным компании Group-IB, c середины 2014 г. было зарегистрировано более 600 хакерских атак на российские сайты со стороны ИГИЛ. Наибольшую активность проявили следующие хакерские группы: FallaGa Team, Team System Dz, Cyber Caliphate. В частности, подразделение Cyber Caliphate в январе 2015 г. взломало аккаунты Центрального командования вооруженных сил США в Twitter и YouTube, разместив обращения к американским солдатам. Несмотря на то, что не было официального подтверждения утечки информации, в сеть попала часть украденных данных, содержащая списки адресов и фамилий военнослужащих Вооруженных Сил США.

Особый интерес представляют конкретные примеры использования ма-нипуляционных технологий в России. Анализ русскоязычного сегмента социальных сетей интернета показал, что представители радикальных движений успешно осваивают и используют ма-нипуляционные технологии для привлечения новых членов. Безусловно, главным объектом российской интернет-аудитории является молодежь. При этом важно учитывать, что на смену информационным механизмам так называемых цветных революций пришли «Технологии Web 2.0» («Революции 2.0»), задачи которых «простираются гораздо дальше обычных требований социально-экономических преобразований, смены политических элит и выходят на реализацию глобального проекта смены

цивилизационной парадигмы с помощью механизмов информационной войны» (подробнее см. [1, с. 13]).

Примером манипуляционной деятельности в социальных сетях может служить деятельность Айрата Вахито-ва из города Набережные Челны. Находясь в Сирии в 2012-2013 гг., он вел ежедневный подробный обзор событий «джихада» на своей странице в Facebook. Примечательно то, что он не создавал группы и сообщества, вся пропагандистская деятельность велась с его личной страницы. Его пример является наглядным подтверждением успешности индивидуальной пропаганды в социальных сетях интернета.

Также примером использования этих технологий является история 23-летнего чеченца Саида Мажаева. Посред-ствам постановочных видео об унижении мусульман «неверными» юноша попал под влияние террористов. Только после приезда в Сирию он осознал, что стал жертвой манипуляций, и смог вырваться оттуда с большим трудом. Похожая история была и у уроженца Чечни Магомеда Шамаева. С помощью мессенджера WhatsApp он познакомился с одним из вербовщиков из Сирии. Благодаря его влиянию в сознании Шамаева появились романтические представления о геройстве моджахедов ИГ. В декабре 2014 г. он уехал от семьи на «джихад». Восемь месяцев он провел в Сирии, где все его романтические фантазии исчезли. Выбраться оттуда он смог только с помощью своей матери. Позже он написал явку с повинной, что избавило его от уголовного преследования.

Эти примеры показывают, что сегодня социальные сети могут превосходить по пропагандистскому влиянию крупные сайты, такие как «Кавказ-центр».

Одной из первых групп, появившихся в социальной сети «ВКонтакте» в 2011 г., был паблик «Новости Джихада в Сирии», заполнявшийся одним из воевавших там россиян. Это было видно по публикуемому контенту, содержащему информацию с места сражений, по фото и видео. Именно данная группа стала примером для создания других интернет-сообществ в этой социальной сети, дублирующих информацию этой группы. Однако в 2011-2012 гг. таких сообществ было немного, поскольку число россиян в исламских группировках в Сирии оставалось еще не очень значительным. По мере того как численность российских исламистов на Ближнем Востоке увеличивалась, расширился и спектр экстремистских сообществ в социальных сетях.

Следует заметить, что нередко жертвами манипуляций становятся женщины. Зачастую вербовка происходит примерно по одной и той же схеме. Например, большой общественный резонанс вызвала новость о студентке философского факультета МГУ В. Ка-рауловой, которая в июне 2015 г. была возвращена родителям в Москву с территории Турции. В ее планах было добраться до Сирии и там присоединиться к ИГИЛ. В ходе следствия было выявлено, что студентка была завербована через социальную сеть неким Владом, который в свою очередь также в сети познакомил ее с мужчиной из Казани, известным под ником Klaus Klaus. У них начался виртуальный роман, результатом которого стало принятие Варварой ислама. Террорист позвал ее в Сирию, где проживал с 2014 г., для заключения брака. По сведениям СМИ, это была одна из многочисленных «невест» вербовщика ИГИЛ. Такая практика вербовки женщин имеет место во всем мире.

По имеющимся данным, более 550 мусульманских женщин из западных стран присоединились к террористической группировке ИГИЛ и переехали на постоянное место жительства в Сирию и в Ирак. До сих пор ни одна другая экстремистская группировка не смогла привлечь так много женщин-новобранцев из западных стран в свои ряды [6, 8].

Таким образом, комбинируя все существующие каналы интернет-коммуникации, ИГИЛ удалось значительно увеличить количество своих последователей. События двух последних лет, связанные с террористическими атаками в ряде стран Европы, показывают эффективность такой формы массовой коммуникации ИГИЛ через социальные сети с потенциальными сторонниками по всему миру и также говорят о том, что, возможно, вместе с мигрантами из стран арабского мира Северной Африки и Ближнего Востока в Европу проникли и активные сторонники ИГИЛ. В зарубежных СМИ стратегия ИГИЛ получила название «online-jihad 3.0».

Вывод: в настоящее время отсутствует универсальный механизм по противодействию использования социальных сетей террористами ввиду высокой децентрализации каналов коммуникации. В этих условиях необходимо постоянное взаимодействие различных стран и совершенствование организационно-правовых мер по пресечению этой деятельности в интернете. Кроме того, одним из важнейших направлений стратегической борьбы с ИГИЛ является выявление системы мотивации попадающих туда людей. Учитывая, что сегодня в России социальные сети, движущиеся к версии 3.0 (Social Networks 3.0), характеризуются гиперсоциальностью (избыточным общением), их использование как специфического и эффективного

инструмента интерактивного общения и манипулирования индивидуальным и массовым политическим сознанием населения, особенно молодежи, объективно требует выработки единой методологии противодействия информационной

агрессии ИГИЛ (и не только) и правил безопасности для официальной власти и всех институтов гражданского общества, всех граждан - пользователей социальных сетей в интернете.

литература и электронные ресурсы

1. Васильченко В.В. Влияние интернет-коммуникаций на активизацию протестных движений молодежи в современной России: ав-тореф. дис.... канд. полит. наук. М, 2017. 29 с.

2. Васильченко В. Джихад в Twitter: Как террористы осваивают приемы социального маркетинга. URL: http://apparat.cc/network/ isis-social-war/

3. Владимир Платов. Информационные ресурсы ИГИЛ. URL: http://www.centrasia.ru/ newsA.php?st=1433741580

4. Социальные сети способствуют радикализации американцев // Военно-промышленный курьер: электрон. газета. URL: http://vpk-news. ru/articles/26311

5. Перемитин Г. Сторонники ИГИЛ взломали Твиттер Центрального командования США. URL: http://top.rbc.ru/politics/12/01/2015/54 b40f2a9a79477db1effa29

6. ИГИЛ как угроза международной безопасности: монография / колл. авт.; под ред. канд. филол. наук А.В. Глазовой; Рос. ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2015. 188 с.

7. ИГИЛ работает над своим ими джем в интернете. URL: http://inosmi.ru/world/ 20141117/224305667.html

8. «Исламское государство»: сущность и противостояние: аналит. доклад / под общ. ред. Я. А. Амелиной и А. Г. Арешева. Владикавказ: Кавказский геополитический клуб, 2015. 226 с.

9. Совет Безопасности ООН: Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденногорезолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011) по организации «Аль-Каида» и связанным с ней лицам и организациям, от 19 мая 2015 года на имя Председателя Совета Безопасности.

10. Группировки ИГИЛ «Боко харам» и «Аль-Шабааб» активно используют социальные сети для вербовки молодых людей в свои ряды // Центр новостей ООН. URL: http://www.un.org/ russian/news/story.asp? NewsID=23850#.VctVj_ ntmko

11. BergerJ. M., Morgan Jonathon. The ISIS Twitter Census // Defining and describing the population of ISIS supporters on Twitter. 2015, март 2015. P. 10-15.

12. Pierluigi Paganini. Организация ИГИЛ выпустила руководство по безопасному использованию Твиттера и другими средствами массовой информации... URL: http://www.secu-ritylab.ru/analytics/470707.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.