ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2014 • T. XL • №2
О
А ВСЯ ТЕМНАЯ. К ИСТОРИИ ТЕМНОЙ СТОРОНЫ
ЛУНЫ
1
Джастин Эрик Смит -
профессор Парижского университета им. Дидро, факультет истории и философии наук. E-mail: justin.smith@ univ-paris-diderot.fr
Когда наблюдение в телескоп ничего не обнаружило на ближней стороне Луны (в 1753 г. Роджер Боскович установил, что там нет даже атмосферы), обратная сторона по-прежнему оставалась предполагаемым вместилищем всего, что нам пока не было известно, но во что мы за долгие времена привыкли верить. Советская космическая программа наконец-то избавилалюдей от иллюзий, позволила им своими глазами взглянуть на обратную сторону Луны. И хотя, наверное, никто открыто этого не признал бы, на самом деле подспудная цель была такова: убедиться, что на обратной стороне нет атмосферы, нет растительности, нет ни морей, ни гротов, ни животных с верблюжьими ногами, ни душ.
Ключевые слова: история науки, философия природы, космонавтика, Луна, Просвещение, научная революция, оптика.
I
'S ALL DARK. TOWARDS A HISTORY OF THE DARK SIDE OFTHE MOON
Justin Erik Halldyr Smith - Université Paris Diderot - Paris VII Département Histoire et Philosophie des Sciences.
When telescopic observation had found nothing on the nearside (Roger Boscovich had established by 1753 that it lacks even an atmosphere), the far side still remained as a preserve for whatever we did not yet know but had for so long felt we must believe. It was the coup de grace of the men behind the Soviet space program to go to the other side and see for themselves, and while they could not have said as much what they were in fact doing was checking to make sure that there was no atmosphere there, no vegetation, no seas or grottoes or beasts with legs like camels, no spirits.
Key words: history of science, philosophy of nature, cosmonautics, the Moon, Enlightenment, scientific revolution, optics.
Все, чего ты касаешься, / Все, что ты видишь2. Английский дизайнер Сторм Торгерсон3, описывая в интервью Би-би-си в 2009 г. самую культовую за всю свою карьеру обложку альбома, сказал: «Рефракция света через призму - обычное природное явление, например, как в радуге. Хотел бы я заявить свои права на него, но, к сожалению,
1 Примечание. Английский вариант текста см.: Smith /.It's All Dark // Cabinet Magazine. 2013. Issue 50. P. 21-26. Редакция не была проинформирована заранее о факте данной публикации. Слова из песни группы «Пинк Флойд» (Pink Floyd) «Затмение» («Eclipse»), входящей в альбом «Темная сторона Луны» («The Dark Side of the Moon»). Полный текст заключительных строк: «На самом деле у Луны нет темной стороны. В сущности она вся темная». (Здесь и далее - примечания переводчика.)
2 Начальные строки той же песни.
3 Автор обложек к большинству альбомов «Пинк Флойд» (1944-2013).
174 Case-studies - Science studies
мне оно не принадлежит». И название альбома, и изображенная на его обложке призма, теперь уже навечно связанная с этим шедевром «Пинк Флойд» 1973 г., заставляют вспомнить о двух важных главах в истории науки. Первая - это открытие Исаака Ньютона, сформулированное им в «Оптике» (1704), а именно: призма не столько производит цвета из света, сколько разделяет цвета, уже присутствующие в свете. Если рефракция представляет собой обычное природное явление, то образ призмы все же принадлежит к ньютоновскому наследию, несмотря на попытку Торгерсона присвоить этот образ 269 лет спустя. Другая глава представляет собой историю той стороны единственного природного спутника Земли, которая в результате так называемого приливного захвата (или «синхронного вращения») на орбите постоянно недоступна для наблюдения с земной поверхности; проследить все этапы этой истории, предшествовавшие появлению альбома «Пинк Флойд», - задача гораздо более сложная.
С помощью своей лунной аллюзии Уотерс, Гилмор4 и их товарищи хотели образно представить тысячелетиями копившиеся догадки о том месте, которое как раз в силу скрытости от нашего взора длительное время служило предметом всевозможных предположений и фантастических домыслов (еще задолго до появления жанра научной фантастики). Предпоследний эпизод истории скрытой от нас лунной полусферы (прежде чем ею занялся рок-н-ролл) разыгрался на фоне холодной войны. Он представлял собой отнюдь не торжество наивного энтузиазма, воображения или неуемной фантазии, а достижение разума и свидетельство неумолимого наступления советского научно-технического превосходства. 7 октября 1959 г. СССР запустил межпланетную станцию «Луна-3»; она облетела невидимую сторону Луны и успешно передала на Землю четкие фотоснимки. В следующем году снимки были опубликованы русской Академией наук в фундаментальном «Атласе обратной стороны Луны» [Барабашов и др., 1960].
Энтузиазм, вызванный этим достижением, был в своем роде ничуть (Я не меньше того, который через десять с небольшим лет вызвала ® рок-группа. Вот что пишет некий Е. Рябчиков в статье «Да здравствует С разум!», опубликованной в журнале «Знамя» в конце 1959 г.: «Ракета! Нет страны, нет такого города и даже маленького селения в Европе или ад Америке, в Азии или Африке, в Австралии или самой маленькой зимов- I
ки в Арктике, где с живейшим интересом не говорили бы о тебе, ракета».
Рябчиков сравнивает запуск станции «Луна-3» с выстрелом крей- ¡^ сера «Аврора», возвестившим Октябрьскую революцию [Рябчиков, ^ 1959]. В том же году Б. Данилин писал в статье под названием «Люди <0 штурмуют небо»: «Посылая космические ракеты к Луне и вокруг Лу- ®
Я
Ф
4 Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор - ведущие солисты «Пинк Флойд»; Уотерс напи- (®) сал большинство текстов для песен группы, появившихся до 1983 г.
ны, мы способствуем решению насущных задач раскрытия секретов природы и обращения ее сил на пользу человечества. Это новый вклад в развитие мировой науки, сделанный первой в мире страной, принявшей социализм».
Данилин подчеркивает, что снимки, присланные станцией «Луна-3», это не что иное, как объективная картина лунной поверхности на обратной стороне нашего природного спутника [Данилин, 1959].
За ними нужен глаз да глаз5. Хотя советские авторы обычно довольно пренебрежительно относились к работам «буржуазных» ученых в этой области (особенно выполненным до 1959 г.), они питали неизменную симпатию к уроженцу Уэльса Хью Перси Уилкинсу, селенографу-самоучке. В 1953 г. он попытался составить карту тех примерно 9 % поверхности обратной стороны Луны, которые периодически видны в результате ее так называемых либраций - медленных колебаний, как правило, наблюдаемых у небесных тел при движении по орбите. Подобно своим советским коллегам, Уилкинс порицает тех, кто «занимается всякого рода спекуляциями по поводу обратной стороны Луны», и обещает, что его собственная карта, «разумеется, несовершенная и неполная, тем не менее показывает, что одни и те же характерные черты (при некотором различии деталей) свойственны всей лунной сфере» ^Ийш, 1953: 5].
Уилкинс особенно протестует против гипотезы, согласно которой Луна является «овальной или яйцевидной, причем заостренный ее конец обращен к нам», а видимая лицевая сторона - это «гигантская гора, пробивающаяся сквозь атмосферу и воду, которые, как можно предположить, в основном сосредоточены на сравнительно плоской противоположной стороне» ^ПкшБ, 1953: 1]. Уилкинс имеет в виду прежде всего теорию датского астронома Петера Андреаса Хансена. В 1856 г. 'ф' Хансен выступил с утверждением, что Луна представляет собой от-^ нюдь не сферу, а эллипс, и видимая ее сторона - это обращенная к Земле гора, настолько высокая, что никакая жизнь там невозможна. Поэтому, уверял он, видимая часть Луны вечно остается бесплодной и без-
(0
Ф
О жизненной скалистой поверхностью. Из этого Хансен делал вывод, что
Ф О
на противоположной стороне может в компенсаторном порядке существовать пышная растительность и животная жизнь [Hansen, 1956]. СО Все, что есть, /Все, что было6. Итак, мы начали наш зигзагооб-
' разный маршрут по Европейскому континенту, нащупывая путь назад Ф во времени. Нелегко решить, с какого места лучше вести эту историю ■5 (можно было бы упомянуть, например, «Великое лунное надувательст-5 во» 1835 г., когда газета The New York Sun опубликовала завораживающие литографии с изображениями лунных «мышелюдей», якобы
Ф
(Я —5-
(В 5 Предположительный перевод Строка из песни «Повреждение мозга» («Brain
Damage») из того же альбома «Пинк Флойд». 6 Строки из песни «Затмение».
рассмотренных в телескоп). Поэтому сейчас, пожалуй, самый подходящий момент представить нашу тему в более широкой перспективе. Луна и a fortiori ее скрытая сторона со времен античности служила полем для разнообразных предположений о познаваемости природы в целом и возможности господства над ней. Консенсус относительно того, что Луна в основном похожа на Землю, что дальняя ее сторона принципиально не отличается от ближней к нам, что на Луне действуют те же самые законы и ничего необычного на ней не происходит, -это часть многовекового процесса рационализации космоса. Суть подобной убежденности отлично передает крылатая фраза лунного императора Арлекина в комической пьесе Н. де Фатувиля (1683) «Арлекин, император на Луне»: «Всегда и везде все так, как сейчас здесь».
Обстоятельство, на первый взгляд далеко не очевидное и скорее всего не осознанное самим де Фатувилем (французский драматург, ум. в 1715 г.), заключается в том, что Арлекин выступает как своего рода глашатай научной революции. Саму же научную революцию, -хотя ее происхождение и остается предметом дискуссий, - в известной мере можно описать как итог концептуальных новаций, копившихся с XV по XVIII в. Эти новации позволили считать траектории полета пушечных ядер и орбиты планет частными случаями одних и тех же природных процессов и отказаться от прежнего убеждения, согласно которому на земле все происходит принципиально иначе, чем на небесах. Фраза Арлекина удачно приводит утверждения Декарта, Паскаля, Кеплера и многих других к общему знаменателю, а именно: все везде управляется одними и теми же законами, не существует центра мироздания и, следовательно, нет никаких «небес», нет такого места в космосе, которое могло бы показаться нам совершенно непонятным, когда мы туда попадем. _
Вверх и вниз, /Но в конце концов все идет по кругу1. В старой сис- .2 теме координат Луна играла важную роль границы. Аристотель, например, делил мир на «подлунный» и «надлунный»: все, что ниже Луны, ^jj подчинено земным циклам возникновения и уничтожения, а все, что над ф ней, состоит из одного - пятого - элемента и в силу этого не подвержено разделению и распаду. Вопрос о том, какому из двух миров принадле- ®
О
жит сама Луна, оставался спорным. Так, в I в. н.э. Плутарх в трактате «О лике на диске Луны» считал возможным описывать это движущееся по орбите тело и как весьма привлекательный объект земного характера, да и как прискорбное исключение в ряду небесных светил: «Если Луну счи- .2 тать землей, то она представляется телом весьма прекрасным, величественным, благоустроенным; но как звезда, светило или вообще божественное и небесное тело, она, боюсь, покажется безобразной, неблаговид- ф ной и недостойной этого благородного имени» (16, 929 а).
®
Слова из песни «Мы и они» (из упомянутого альбома «Пинк Флойд»).
Двоякий взгляд Плутарха на Луну является следствием ее изначального деления на известную и неизвестную полусферы. Неоднозначность образа Луны в истории его осмысления, конечно, имела свои основания. Луна - близнец Земли, единственное ее подобие; в то же время она - единственные врата в неведомые небеса, населенные ангелами и прочими странными существами. Главная причина неоднозначности - в объективном орбитальном соотношении двух упомянутых небесных тел и прежде всего в том обстоятельстве, что период осевого вращения Луны точно совпадает с периодом ее орбитального вращения. Луна, вращаясь вокруг оси, всегда сохраняет одно и то же положение по отношению к нам: одна ее половина - лучезарное изображение действительности, другая (по крайней мере, до «Луны-3») -невнятная абстракция, область, вступающая в отношения с делами земными разве что фактом своей недоступности для наблюдения.
Долго живешь и высоко летаешь, / Но только если ты оседлал волну8. Видимая сторона Луны в долгой истории протонаучной фантастики часто воспринималась как своего рода остров. Так, в своей заведомо неправдивой «Правдивой истории» сатирик и фантаст II в. Лукиан рассказывает, как он попал на Луну во время морского путешествия. «Вдруг налетел вихрь и, закружив наш корабль, поднял его вверх на высоту около трех тысяч стадиев и не бросил обратно в море, а оставил высоко в воздухе. Ветер ударил в паруса и, раздувая их, погнал нас дальше. Семь дней и столько же ночей мы плыли по воздуху, на восьмой же увидели в воздухе какую-то огромную землю, которая была похожа на сияющий шарообразный остров и испускала сильный свет. Подплыв к ней, мы пристали и высадились» (I 9-10)9.
Затем рассказчика вместе с другими пассажирами корабля захватили «конекоршуны» и отвели к царю Луны Эндимиону. Царь предложил путешественникам принять участие в походе против «муравье-коней», которыми командовал царь Солнца. Т5 В другом любопытном эпизоде Лукиан рассказывает о большом
Ф зеркале, которое прикрывало неглубокий колодец: «Если спуститься — в этот колодец, то можно услышать все то, что говорится на нашей
Ф
ф
О СО
Земле. Если же заглянуть в это зеркало, то увидишь все города и народы, точно они находятся перед тобою. Заглянув в него, я действительно увидел моих близких и всю родину; видели ли они меня, об этом я (П не берусь сказать что-либо определенное» (126)10. В начале «Правдивой истории» Лукиан предупреждает: «Правдиво только то, что все 3 излагаемое мною - вымысел» (14) . Однако история с чудесным зер-
4«
(О
(В
®
ф 8 Слова из песни «Дыши» (тот же альбом).
9 Пер. К. Тревер. Цит. по: Лукиан. Избранное. М., 1987. С. 379.
10 Там же. С. 386.
11 Там же. С. 377.
калом показалась ему слишком важной, чтобы целиком отдать ее вымыслу. Поэтому в заключение он говорит: «Кто не хочет поверить, пусть сам туда отправится» (I 26)12.
Хотел того Лукиан или нет, но он предложил набор типичных эпизодов лунного путешествия, который практически не менялся в течение полутора с лишним тысячелетий: сбившись с курса во время бури, путешественники попадают на некий сияющий остров; с него они могут обозревать место, откуда прибыли, - Землю, тоже подобную острову. Задолго до того, как в полной мере проявился дестабилизирующий эффект краха геоцентризма, фантастические рассказы о Луне способствовали релятивизации статуса Земли в космосе.
Если ты слышишь этот шепот, ты умираешь13. В 1634 г., уже после смерти Иоганна Кеплера, был опубликован его «Сон, или Лунная астрономия» - своеобразное экстатическое видение, повествующее о путешествии некоего Дуракота на Луну с помощью исландских духов, вызванных его матерью-колдуньей. На заре Нового времени Кеплер умело воспроизвел литературные приемы античной «лунной фантастики» и обратил их на поддержку новой антигеоцентрической космологии. Однако в отличие от Плутарха и Лукиана одним из главных вопросов, занимавших немецкого астронома, было различие между ближней и дальней сторонами Луны. В частности, его интересовало, как могло бы выглядеть мироздание, если смотреть на него с той стороны Луны, которая скрыта от нас. Земля в «Сне» Кеплера называется Вольвой, а Луна переименована в Лева-нию и разделена на две полусферы: Субвольва обращена к Земле, а Привольва тождественна дальней стороне. Разительное отличие двух областей состоит в том, что обитатели Привольвы «вообще не могут видеть Вольву», которая является «самым прекрасным из всех видов на Левании» [Kepler, 1967: 21]. Этой дальней стороны не достигает ни один луч с Вольвы; поэтому ночь там длиннее дня и на ^jj протяжении большей части лунного года очень холодно. Тьма от- ф ступает лишь тогда, когда эта сторона получает устойчивое солнечное освещение. Но в любом случае Привольва является областью экстремальных явлений. У
Ф
СО
(Л Ф
К счастью, Привольва «изобилует пещерами и гротами», которые служат ее обитателям «главным убежищем от жары и холода». (д Главный интерес Кеплера, конечно, астрономический, а не астро-биологический. Но он отдает должное требованиям жанра и опи- ^ сывает (правда, наспех) существующие в Привольве формы жизни. ^¡5
«Все, что рождается на суше или передвигается по ней, достигает ф __(Я
12 Там же. С. 386. (в)
13 Слова из песни «Большой концерт на небесах» (тот же альбом «Пинк Флойд»).
чудовищных размеров. Рост происходит быстро, но период жизни невелик, поскольку тела становятся слишком крупными. Обитатели Привольвы не имеют ни постоянного жилища, ни определенного места обитания. В один из леванских дней они толпами разбредаются по всей свой сфере, причем каждый в соответствии со своей природой: обладатели ног более сильных, чем у наших верблюдов, передвигаются пешком, другие летят на крыльях...» [Kepler, 1967: 27-28].
Описание двух областей Левании завершается эффектным контрастом: «В общем Субвольву можно сравнить с нашими деревнями, городами и садами, а Привольву - с нашими полями, лесами и пустынями» [Kepler, 1967: 28].
Трудно сказать, повлияло ли описание дальней стороны Луны у Кеплера на выдвинутую в XIX в. теорию Хансена. Очевидно одно: контраст двух сторон у этих авторов носит разный характер. Немецкий астроном противопоставляет дикую и неухоженную дальнюю сторону обустроенной и цивилизованной ближней, датский - зеленеющую дальнюю бесплодной ближней. Объединяет Кеплера и Хансена лишь неизменная убежденность в том, что между двумя сторонами Луны должно существовать то или иное различие, подобное различию между двумя царствами, подлунным и надлунным, официальной границей которых, если можно так сказать, является колюр солнцестояний. Это различие отрицал Уилкинс, а Советы в 1959 г. сочли, что поставили последнюю точку в данном вопросе. По сути они претендовали на завершение ключевого проекта современной науки (modern science), а именно на установление той истины, что, по выражению Арлекина, все везде так, как здесь, и в космосе нет прорех.
Заключительные слова альбома группы «Пинк Флойд» 1973 г. «На самом деле у Луны нет темной стороны. В сущности вся она темная» сначала были не спеты, а просто сказаны. Как передают, их не ф раз слышали от Джерри О'Дрисколла, сотрудника студийного комплекса Эбби-Роуд14. Он, возможно, просто имел в виду, что Луна не ® обладает собственной светимостью, а только отражает свет. А вот чей
Ф
О СО
свет она отражает - солнечный или земной - это долгое время было другим предметом споров, как и природа неровности видимой пода верхности Луны. Сам факт того, что она действительно неровная, означал, что Луну нельзя считать полноценным небесным телом, поскольку (именно по данной причине наблюдения Галилея за пятнами 'да на Солнце и вызвали такой кризис) небесные тела эфирны и, следова-ф тельно, не имеют изъянов. Сияние Луны неровно, неоднородно и не ею самой порождается. Она высасывает свет, приливные воды, воло-
®
4 Создан в Лондоне в 1931 г. компанией EMI.
сы с головы, телят из материнской утробы и даже кровь женщин, даже костный мозг. Главный герой романа Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства и империи Луны» только потому и попал на Луну, что натерся мозгом из бычьих костей, который она притянула к себе вместе с ним.
Луна высасывает силы, непрестанно улыбается и даже не может отвернуться от нас, чтобы в одиночестве насладиться собственной магией. Плутарх назвал свой трактат «О лике на диске Луны». Он хотел понять, почему Луна смеется, почему на ней появляется (или нам кажется, что появляется) человеческое лицо. Что это: отражение каких-то земных предметов или свойство самого лунного рельефа? Это действительно человеческое лицо или эффектный знак, свидетельствующий о присутствии на Луне некоего существа, обладающего чувствами, а возможно, и разумом? Наверное, Плутарху небесполезно было бы узнать, что китайские и индийские астрологи видели в изображении на лунной поверхности отнюдь не человека, а кролика, отправленного на Луну за преступление (по одной версии) или в качестве жертвоприношения (по другой). Беги, кролик, беги15.
Там же обитает китайская богиня Чан Э, попавшая на Луну благодаря выпитому эликсиру; это ее советовали остерегаться Базу Олдри-ну во время прилунения «Аполлона-11» службы контроля в Хьюстоне. Еще там обитают души философов, Платона и Аристотеля, а также персоны, которые попали на Луну бестелесными, т.е. дали свои имена пещерам, кратерам и прочим достопримечательностям (как повествует написанная в 1690 г. сатира французского иезуита Габриэля Даниэля «Кругосветное путешествие Декарта»). Исторические свидетельства, копившиеся на разных континентах в течение многих веков, таковы: Луна высасывает не только костный мозг и кровь, но и души; попадая на Луну, они становятся ее частью, коллективно одушевляют ее, и она становится не просто телом, а неким существом. ^¡5 Собственно говоря, звезды всегда считались одушевленными, истин- ф но божественными существами, и только Луна получала свою оду-
Ф
О
шевленность «поставками» с Земли.
О СО
Какая-то глубинная интуиция запрещает нам считать Луну бесплодной, безразличной, не играющей никакой роли в ежемесячных всплесках уровня преступности или менструальной припадочности. щ Когда наблюдение в телескоп ничего не обнаружило на ближней сто- .2 роне Луны (в 1753 г. Роджер Боскович установил, что там нет даже атмосферы), обратная сторона по-прежнему оставалась предполагае- ^¡5 мым вместилищем всего, что нам пока не было известно, но во что мы ф за долгие времена привыкли верить. Советская космическая програм-
®
5 Песня, написанная в 1939 г. английскими авторами Н. Гайем и Р. Батлером.
ма наконец-то избавила людей от иллюзий, позволила им своими глазами взглянуть на обратную сторону Луны. И хотя, наверное, никто открыто этого не признал бы, на самом деле подспудная цель была такова: убедиться, что на обратной стороне нет атмосферы, нет растительности, нет ни морей, ни гротов, ни животных с верблюжьими ногами, ни душ. А более общий итог, казалось бы, состоял вот в чем: несомненность полученной информации окончательно поставила крест на одном из старинных мыслительных шаблонов. Она подтвердила: все везде обстоит одинаково, и если нам куда-то просто трудно добраться, это не значит, что данный регион космоса представляет собой место уникальное, наделенное невероятными возможностями или населенное невиданными существами.
Но о кончине грез объявили явно преждевременно. Трезвомыслящие создатели «Луны-3» надеялись поставить последнюю точку в истории проекта Просвещения: осветить своей станцией темную сторону Луны и передать ее изображение на Землю с помощью нового «космического телевидения». Тем временем рок-н-ролл тайно готовил свой ответ, ибо, не будучи согласным с идеями Просвещения, он питал иррациональные чувства ко тьме, таящейся там, где свет науки и прогресса сияет особенно ярко. В сборнике стихов «Мерцающий свет над Сандовером» (еще один шедевр 1970-х гг.) Джеймс Меррилл говорит о тех самых ракетах, которые Рябчиков двадцатью годами ранее прославлял как сгусток человеческого разума, и предупреждает: «Силы, которые мы с таким трудом разбудили, / Откроют свои губительные, все сметающие глаза, оживут / И возвестят новые правила атомной смерти» (megadeath) [Merrill, 1982: 55]. От рок-н-ролла его отделяет всего одна гласная, и это не простая случайность. Поэт, как и трэш-металл группа, название которой16 происходит от технического термина, означающего миллион Ф жертв на один ядерный взрыв, хочет сказать, что ракеты взлетают и ф не по велению разума. Она вся темная, как говорил сотрудник Эб-би-Роуд. Луна затмила Солнце11.
О
Ф
О СО
(А Ф
Библиографический список
^ Барабашов и др., 1960 - Барабашов Н.П., Михайлов A.A., Липский Ю.Н.
3 (ред.). Атлас обратной стороны Луны. М., 1960.
(О Данилин, 1960 - Данилин Б. Люди штурмуют небо // Техника - молоде-
ф жи. 1959. №11. 10
Я —16-
ф 16 Megadeth - группа из Лос-Анджелеса, созданная в 1983 г. 17 Слова из песни «Затмение».
Рябчиков, 1959 - Рябчиков Е. Да здравствует разум! // Знамя. 1959. №11. С.174-184.
Hansen, 1959 - Hansen P.A. Sur la figure de la lune // Memoirs of the Royal Astronomical Society. 1856. № 4. P. 29-90.
Kepler, 1967 - Kepler /.Somnium; or, Posthumous Work on Lunar Astronomy ; tr. and ed. Ed. Rosen. Dover Publications, 1967 (на русск. яз. - в кн. Кеплер И. О шестиугольных снежинках. М., 1983).
Merrill, 1982-Merrill /.The Changing Light at Sandover. Atheneum, 1982. Wilkins, 1953 - Wilkins H.P. The Other Side of the Moon // J. of the British Interplanetary Society. 1953. Vol. 12, № 1. P. 1-5.
Перевод с английского О.Е. Столяровой
Ф
V 3
0)
Ф
о
с
ф
О
со
(Л Ф
(0
Ф
(А
Я
®