Научная статья на тему '«Он делал имя своей стране!» (Роман Кумов. Избранное / сост. В. И. Супрун. Волгоград. Изд-во ВГИПК Ро, 2008)'

«Он делал имя своей стране!» (Роман Кумов. Избранное / сост. В. И. Супрун. Волгоград. Изд-во ВГИПК Ро, 2008) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Он делал имя своей стране!» (Роман Кумов. Избранное / сост. В. И. Супрун. Волгоград. Изд-во ВГИПК Ро, 2008)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ. РЕЦЕНЗИИ

Е.В. ЕРЫСИНА (Волгоград)

«ОН ДЕЛАЛ ИМЯ СВОЕЙ СТРАНЕ!» (Роман Кумов.

Избранное / сост.

В.И. Супрун. - Волгоград.

Изд-во ВГИПК РО, 2008).

Вышедшее в 2008 г. собрание избранных произведений Р.П. Кумова стало заметным событием в литературном краеведении. Незаслуженно забытый мастер, чьи рассказы и повести активно печатались в начале прошлого века в центральных журналах и многочисленных издательствах, наконец предстал перед современным читателем в виде собрания лучших своих произведений.

Автор проекта профессор В.И. Супрун сумел в одной книге настолько широко и многосторонне представить личность Романа Кумова, его удивительно глубокий писательский талант, что после знакомства со сборником не покидает мысль, что ты давно знаешь этого писателя, что его утонченная манера представления души человеческой, его умение замечать каждую деталь родной природы сродни движениям твоей собственной души.

В чудесном симфоническом оркестре великой русской литературы Кумов, по словам его современников, не сидел в числе первых скрипачей. Он играл в нем на пастушеской свирели. У него, у этого человека со светлыми и ясными, как у вру-белевского Пана, глазами, была чудесная, задумчивая пастушеская свирель. он умел рассказать на ней такие сказки, что люди переставали даже слушать первых скрипачей (И.Д. Сургучев).

В газетных заметках романа Кумова не раз называли «донским писателем». Да, Кумов родом - донской казак, да, у Кумова много страниц, нежных и ласковых, о своем родном крае. Восхищенно и трепетно пишет он о степных курганах, казачьих станицах и хуторах и населяющих их людях -

казаках, своих земляках. Незабываемы образы сельского священника, самоотверженно трудящегося в Богом забытом хуторе, желая приобщить к Святой Вере темный казачий люд («В гостях у батюшки»), старого казака Ивана Григорьевича, мятущаяся душа которого успокаивается в Боге («Два Рождества»), юной казачки Малаши, лазоревым цветком тянущейся к любви и человеческому теплу («Малаша с Перекопских гор»).

Как хорошо видно из представленного сборника, прежде всего жизнь родного казачества была в центре внимания Р.П. Кумова. Однако сюжеты его произведений наполнены болью и радостью за весь русский люд. В некрологе, составленном Ф. Крюковым, хорошо знавшим Кумова, отмечается, что это был человек мысли тонкой и проникновенной, это был человек чувства, широкого чувства любви ко всему живущему, к человеку и человечеству. И чувство это воплощалось им в обаятельную форму художественного слова. Любил он Россию, несчастную, страдающую, растерзанную. Любил ее любовью нежной и трогательной, со страстным нетерпением ждал ее воскресения.

Большой заслугой автора-составителя сборника является, на наш взгляд, удачная попытка соединить в одной книге разножанровые тексты - рассказы, повести, пьесы, обрамляющиеся введением, комментариями, письмами и воспоминаниями современников, глубоким культурологическим послесловием самого В.И. Супруна.

Вступительная статья члена Союза писателей Москвы О. Мраморнова «Смерть не берет всего» умело подготавливает читателя к восприятию Романа Кумова не как «областнического» писателя, а в качестве автора замечательных произведений, в которых сочетается безграничная любовь к родной земле с общерусским христианским, православным мирочувствованием. Следующие за предисловием многочисленные рассказы, повести, пьесы укрепляют в читателе это представление.

© Брысина Е.В., 2010

Хочется обратить внимание на умелое структурирование сборника, подчиненное, вероятно, главной идее составителя: от первого знакомства с писателем до понимания сущности его творчества, осознания его принципиальной жизненной позиции, раскрытия многогранности его таланта. Представленные в начале сборника рассказы почти лишены сюжетного движения -это воспоминания, дорожные наброски, повествования о душевных тревогах и поиске смысла жизни. Сюжетные линии усиливаются по мере продвижения в глубь сборника. Это уже и эпизоды гражданской войны на Дону («Малый огонь»), и перипетии семейной жизни («Малаша с Перекопских гор»), и сложности человеческих отношений («Конец рода Коростомысло-вых»), и мн.др. Однако, как справедливо отмечает В.И. Супрун в послесловии к сборнику, не выявление примет предреволюционного состояния российского общества составляет суть творчества Р.П. Кумова. Православный писатель изображает в своих произведения нелегкий поиск пути к Богу, сомнения и колебания, заблуждения и ошибки, которые подстерегают человека на этом пути, но он убежден, что только в Православии обретается правда. Умелая подборка произведений, вошедших в сборник «Роман Кумов. Избранное», полностью подтверждает эту мысль.

Чтобы донести до современного читателя христианские идеи Романа Кумова, очищающую силу его художественного слова, В.И. Супрун включил в сборник целый комплекс текстов как художественного, так и публицистического, литературоведческого характера: повести и рассказы, пьесы и письма Кумова друзьям, некрологи, составленные людьми, близко знавшими Кумова и его творчество, литературоведческие комментарии, интереснейшие культурно-биографические сведения о писателе. В заключающей сборник статье «Забытый сын донской земли» В.И. Супрун не только дает жизнеописание Романа Кумова, но и сопровождает его глубоким культурно-историческим комментарием, приводя обнаруженные в архивных материалах сведения о писателе, истории выхода в свет его произведений, ближайшем окружении Кумова, его друзьях и соратниках. Все вместе это и создает мало-

известный современникам образ светлого, чистого, искреннего в своих христианских устремлениях писателя великой донской земли, знакомство с которым поможет читателю не только расширить свои познания в области литературного краеведения, но и задуматься над смыслом своей жизни, а возможно, и найти свое «второе рождество».

В.И. СУПРУН (Волгоград)

ДВЕ НОВЫЕ КНИГИ СЕРБСКОГО СЛАВИСТА ПРЕДРАГА ПИПЕРА

[Пипер, П. Увод у славистику. 1 / П. Пипер. 2., прераЬ. изд. Београд: Завод за уцбенике, 2009. 304 с.; Малци|ева, В. Лужнословенски |езици: граматичке структуре и функци|е / В. Малци|ева, З. Топо-лин.ска, Ма|а ЪукановиЬ, П. Пипер; У редакци|и П. Пипера. Београд: Београд-ска ккига, 2009. 554 с. (Библиотека «Пут у речи», кн.ига 15)]

Прошедший год оказался плодотворным для сербской славистики: вышло в свет две книги, которые были подготовлены известным славистом профессором Белградского университета Предрагом Пипером. В них с позиций современной науки освещаются актуальные славистические проблемы и вводятся в научный и методический оборот новый материал и актуальные взгляды на функционирование и развитие славянских языков.

«Введение в славистику» предназначено для студентов кафедры славистики филологического факультета Белградского университета, которые на первом курсе изучают данный предмет. Учебник следует за программой курса, последовательно знакомя обучаемых с проблемами славяноведения. Но при этом он выходит за рамки вузовского курса, поскольку может быть использован на сербоязычной территории всеми теми, кому по профессиональным запросам или внутренней интеллектуальной потребности необходимо получить в доступной форме сведения о современной славистике.

© Супрун В.И., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.