Научная статья на тему 'ОМСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО'

ОМСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
604
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / КРУЖОК М.В. ПЕТРАШЕВСКОГО / ОМСКАЯ КРЕПОСТЬ / КАТОРГА / "ЗАПИСКИ ИЗ МЕРТВОГО ДОМА" / ТАРСКИЕ ВОРОТА / ТОБОЛЬСКИЕ ВОРОТА / F. M. DOSTOEVSKY / M. V. PETRASHEVSKY'S CLUB / OMSK FORTRESS / PENAL SERVITUDE / THE HOUSE OF THE DEAD / TARA GATE / TOBOLSK GATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Семерун Юлия Сергеевна

Фёдор Михайлович Достоевский с детства мечтал стать писателем. 1849 год стал для писателя кризисным, ему вынесен судом приговор, за участие в кружке с революционным настроением. Вскоре наказание заменили каторжными работами сроком на 4 года в Омской крепости. Впечатления от жизни в Омском остроге он выразил в«Записках из Мёртвого дома». Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах. После пережитых событий на каторге полностью поменялось мировоззрение молодого писателя, он стал более набожным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OMSK PERIOD IN FEDOR MIKHAILOVICH DOSTOEVSKY’S LIFE

Fedor Mikhailovich Dostoevsky had dreamed of becoming a writer since his childhood. 1849 was critical for the writer, he was sentenced by the court for participating in a club with the winds of revolution. Soon the punishment was replaced by hard labor for a period of 4 years in the Omsk fortress. Fedor Dostoevsky expressed his impressions of life in the Omsk prison in the House of the Dead. This novel of Russian literature was one of the first that told about hard labor and the life of prisoners, their everyday routine and morals. The young writer completely changed his outlook after the experienced events in penal servitude. He became more devout.

Текст научной работы на тему «ОМСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО»

ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 929:93/94+908 ГРНТИ 03.23.31

ОМСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ

ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО

Ю.С. Семерун

Автономное учреждение г. Омска «Омская крепость» Россия, 644099, г. Омск, ул. Партизанская, 5А; auomskkrepost@mail.ru

Фёдор Михайлович Достоевский с детства мечтал стать писателем. 1849 год стал для писателя кризисным, ему вынесен судом приговор, за участие в кружке с революционным настроением. Вскоре наказание заменили каторжными работами сроком на 4 года в Омской крепости. Впечатления от жизни в Омском остроге он выразил в «Записках из Мёртвого дома». Это произведение русской литературы стало одним из первых, рассказывающих о каторге и жизни заключенных, их быте и нравах. После пережитых событий на каторге полностью поменялось мировоззрение молодого писателя, он стал более набожным.

Ключевые слова Ф.М. Достоевский, кружок М.В. Петрашевского, Омская крепость, каторга, «Записки из Мертвого дома», Тарские ворота, Тобольские ворота.

OMSK PERIOD IN FEDOR MIKHAILOVICH DOSTOEVSKY'S LIFE Yu.S. Semerun

Self-governing Institute «Omskfortress»

Russia, 644099, Omsk, Partizanskaya street, 5A; auomskkrepost@mail.ru

Fedor Mikhailovich Dostoevsky had dreamed of becoming a writer since his childhood. 1849 was critical for the writer, he was sentenced by the court for participating in a club with the winds of revolution. Soon the punishment was replaced by hard labor for a period of 4 years in the Omsk fortress. Fedor Dostoevsky expressed his impressions of life in the Omsk prison in the House of the Dead. This novel of Russian literature was one of the first that told about hard labor and the life of prisoners, their everyday routine and morals. The young writer completely changed his outlook after the experienced events in penal servitude. He became more devout.

Keywords: F. M. Dostoevsky, M. V. Petrashevsky's club, Omsk fortress, penal servitude, the House of the Dead, Tara gate, Tobolsk gate.

Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых известных русских писателей и читаемых романистов. Его творчество оказало огромное влияние на всю мировую литературу, многие философы и писатели впоследствии признавали это воздействие на их мировоззрение. Вряд ли кто-то ещё мог так искусно раскрыть и показать загадочную человеческую душу.

© Семерун Ю.С, 2020

Он родился 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1821 г., вторым из семерых детей, в большой семье, принадлежавшей дворянскому сословию. Отец семейства, Михаил Андреевич Достоевский, работал в московской Мариинской больнице для бедных. Мать, Мария Федоровна Достоевская (дев. фамилия Нечаева), происходила из купеческой семьи.

Достоевские жили более чем скромно, но Фёдор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивались чтения самых разных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихов Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в юном сердце Фёдора любовь к литературе. После того как Михаил Достоевский получил право на наследство, семья приобрела небольшое имение в Тульской губернии и проводила там лето.

Особое внимание в воспитании уделялось образованию. Отец лично учил своих детей латыни, а наёмные учителя преподавали русскую литературу и французский язык, арифметику, географию и Закон Божий.

Когда Фёдору исполнилось 16 лет, его мать внезапно умерла. Отец вынужден отправить своих старших сыновей в интернат. Несколько лет Фёдор и его старший брат Михаил учились в Петербурге в Главном инженерном училище. Но сам Фёдор Михайлович уже понимал, что будущее не свяжет с точными науками, его душа тяготела к поэзии и литературе.

По окончании училища в 1843 г. был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продолжалась всего около года. Окончательно решив, что это «не его» путь, Фёдор Достоевский уволился и занялся литературой [5, с. 66].

В этот период своей жизни Достоевский много читал, особенно ему нравились произведения европейских писателей Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди русских авторов Достоевский отдавал предпочтение стихам Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведениям Николая Гоголя и Николая Карамзина. С детства одним из любимых русских поэтов стал Александр Сергеевич Пушкин.

Весной 1845 г. Фёдор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Работа молодого дарования была с восторгом принята петербургской пуб-

ликой. Николай Некрасов назвал молодого писателя «новым Гоголем» и даже опубликовал роман в своём альманахе «Петербургский сборник». «Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому... Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит», — высказался Виссарион Белинский о романе «Бедные люди».

Произведение «Двойник» было зачитано на собраниях кружка Белинского, но читатели посчитали его длинным и скучным, поэтому автору пришлось переделывать сюжет. Он убрал некоторые второстепенные эпизоды и описания, а также уменьшил размышления персонажей и длинные диалоги.

С 1847 г. Достоевский, посещая кружок М.В. Петрашевского, увлёкся демократическими и социалистическими идеями. Позже он участвовал в собраниях петрашевца Н.А. Спе-сивцева, стремившегося создать тайную революционную организацию. Достоевского обвинили в посещении собраний, обсуждении разных социально-политических вопросов, в частности, вопроса о крепостном праве. Он восставал вместе с другими против строгости цензуры, слушал чтение «Солдатской беседы» [6, с. 70].

В 1849 г. последовали арест и приговор Ф.М Достоевского к смертной казни. На Семёновском плацу в Петербурге он пережил обряд приготовления к смертной казни. Но буквально в последнюю минуту царский гонец доставил новый приказ: отменить казнь и сослать заключённых в Сибирь на каторгу.

После инсценировки казни Достоевский «ходил по своему каземату и всё пел» — вполне понятная реакция человека, находившегося на грани смерти и избежавшего её. Писатель конца XIX в. П.К. Мартьянов писал:

«В каторге, подолгу сосредотачиваясь, Достоевский становился всё более молчаливым. Он теперь имел вид крепкого, приземистого, коренастого рабочего, хорошо выправленного и поставленного военной дисциплиной, внешне ничем не отличавшегося от всех

остальных. И только сознание безысходной, тяжкой своей доли как будто окаменяло его. Он был неповоротлив, малоподвижен и молчалив. Его бледное, испитое, землистое лицо, испещрённое темно-красными пятнами, никогда не оживлялось улыбкой, а рот открывался только для отрывистых, коротких ответов по делу или по службе. Шапку он нахлобучивал на лоб до самых бровей, взгляд имел угрюмый, сосредоточенный, неприятный, голову склонял наперёд и глаза опускал в землю» [4, с. 105].

После испытанного шока перед возможной смертью и помилования Ф.М. Достоевский поверил в Бога. Позже в романе «Идиот» он описал собственные чувства человека, приговорённого к смерти.

Когда писатель был сослан в Омскую крепость через Тобольск, жена декабриста Фонвизина подарила ему Евангелие. В первые два года, которые Достоевский провёл в Омске, ему не давали ни книг, ни возможности писать, и заключённый всё это время читал Евангелие. У писателя даже не было карандаша, и он ногтем делал пометки на полях — всего почти 1700. С этой Тобольской книгой он не расставался до конца жизни.

23 января (4 февраля) 1850 г. через Тар-ские ворота Достоевский был доставлен в Омский каторжный острог. Прибыв на место каторги, он отозвался о нём как о «гадком городишке». Ведь для него Омск стал тем местом, где его поставили на самую низкую ступень социальной лестницы [6, с. 101].

Бывший острог располагался на месте, где в настоящее время располагается театр драмы. Рядом установили в 2000 г. памятник Ф.М. Достоевскому «Крест Несущий» скульптора А.Н. Капралова.

Для писателя ссылка стала одной из самых трагичных страниц жизни. Всю тяжесть своей каторги писатель отразил в «Записках из Мёртвого дома». Это произведение — первое в России, написанное человеком в тюрьме.

Фёдор Михайлович во время каторги составил фольклорный сборник «Моя тетрадка каторжная». На его основе написал повесть «Записки Мёртвого Дома», затем переработанную в роман «Записки из Мёртвого дома», вобравший в себя четырёхлетний опыт каторги, непосредственно посвящённый теме русской тюрьмы. Ни один город, в котором жил писатель, не получил такого подробного исследования и описания, как Омск.

Известна искренняя и прямолинейная характеристика, данная Омску Достоевским: «... Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишко грязный, военный и развратный в высшей степени». У их автора были все основания не любить город, в который он прибыл не по своей воле.

Омск. Памятник Ф.М. Достоевскому «Крест Несущий»

По описанию в «Записках из Мёртвого дома»: острог — «неправильный шестиугольник», обнесённый «высоким тыном, то есть забором из высоких столбов, врытых стойком глубоко в землю, крепко прислонённых друг к другу рёбрами...».

«Как входите в ограду - видите внутри её несколько зданий. По обеим сторонам широкого внутреннего двора тянутся два длинных одноэтажных сруба. Это казармы. Здесь живут арестанты, размещённые по разрядам. Потом, в глубине ограды, ещё такой же сруб: это кухня, разделённая на две артели; далее ещё строение, где под одной крышей помещаются погреба, амбары, сараи. Средина двора пустая и составляет ровную, довольно большую площадку. Здесь строятся арестанты, проходит поверка и перекличка...» [3, с. 42].

На территории острога находились ещё две тюрьмы и хозяйственные постройки. Первая тюремная похлебка повергла писателя в шок: в ней плавали тараканы. Одевали арестантов в шинели из грубого материала и меняли их только раз в три года. На спине шинелей пришивался светлый ромб так, чтобы конвоиры издалека видели арестантов и если кто-то пытался бежать, стреляли. Шапки арестанты шили сами — из уличных собак.

Все жители тюрьмы спали на нарах вместе: на каждого человека приходилось примерно по три доски. На пояс каждого арестанта закреплялись четырёх-пятикилограммовые кандалы, поверх которых одевались штаны. Все годы каторги кандалы не снимались. Достоевский говорил: «Это не столько тяжело физически, сколько психологически».

Зимой запирали рано. 4 часа надо было ждать, пока все заснут. А до того шум, хохот, ругательство, звук цепей.

«Надо полагать, что не было такого преступления, которое бы не имело здесь своего представителя» (из «Записок Мёртвого дома»).

В инженерную мастерскую в Омской крепости вместе с другими каторжниками ходил и Достоевский, где вручную приводил в движение большое точильное колесо и разгребал снег на улице. Однако на какую работу ни попадал Достоевский, он как дворянин всегда находился в более тяжёлых условиях, чем остальные арестанты. Всякая открытая помощь исключалось, так как грозила серьёзными неприятностями по службе.

Через Тобольские ворота он проходил на работу. В Омске писателю впервые пришлось длительное время жить одной жизнью с народом. Он работал на кирпичном заводе, обжигал и толок алебастр, трудился в инженерной мастерской, разгребал снег на улицах города.

Достоевского водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах трёх-четырёх от крепости. Работа на заводе считалась самой трудной. Каждому арестанту необходимо было выполнить «Урок» — изготовить две с половиной сотни кирпичей, причём самому выполнить весь подготовительный цикл:

1. Вывезти и вымесить глину.

2. Наносить воды.

3. Скалывать готовую продукцию.

В сарае, стоявшем тогда на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр (сейчас на этом месте находится

пляж Центрального района г. Омска). «Але-бастровцев» — так называли работавших на алебастре — отправляли на работу рано утром. По приходу растапливали печь и укладывали в неё алебастр. «На другой день, когда алебастр бывал уже совсем обожжён, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжелой колотушкой дробил его». По словам Достоевского, была премилая работа.

Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске было обдумывание своих будущих романов. Часто ему становилось невыносимо тяжело, и он сравнивал свою литературную работу с каторжным трудом: «.если есть человек в каторжной работе, то это я. Я был в каторге в Сибири 4 года, но там работа и жизнь были сноснее моей теперешней.».

«Четыре каторжных года тянулись бесконечно долго, и, казалось, им не будет конца. Каторга его не любила, но признавала его нравственный авторитет», — пишет Л.К. Мартьянов [4, с. 120]. Мрачно, не без ненависти к превосходству, смотрели на него и молча сторонились. Видя это, он сам сторонился от всех и только в редких случаях, когда ему было тяжело или невыносимо грустно, вступал в разговор с некоторыми из арестантов. Круг тем для общения был ограничен.

Постоянное душевное беспокойство, спёртый воздух казармы наложили отпечаток на здоровье Достоевского. На каторге у него развилась падучая болезнь (эпилепсия), которая мучила всю его жизнь. Достоевский посещал «Великопостные службы» в Соборо-Воскре-сенской церкви на территории Омской крепости. «Божий дом» пробуждал в сознании писателя живое воспоминание «родительского дома». (В настоящее время Воскресенский собор восстановлен). Читал духовную литературу.

Воскресенский собор

В остроге, столкнувшись с преступным миром, он осознал многие отвлечённые понятия: интеллигенция и народ, преступление и наказание, свобода и её границы, проблемы сильной личности. Вслед за Пушкиным Достоевский стремился узнать народ, полюбить его святыни, сделать их своими, стать вместе с народом, служить ему и России всеми своими силами. Достоевский был глубоко убеждён, что мир спасёт красота человеческих отношений. Всё его последующее творчество было посвящено осмыслению этих «вечных вопросов». Здесь, на берегу Иртыша, писатель жил, не теряя надежды на освобождение. Ожидание нового будущего было основным его состоянием на каторге. Свои чувства писатель передаст герою «Преступления и наказания» Родиону Раскольникову.

Трудно сказать, смог бы этот знаменитый человек выдержать все испытания, если бы не нашлись люди, которые физически и морально поддерживали его. Среди них комендант крепости де Граве, главный лекарь госпиталя Троицкий и др.

Комендант Омской крепости А.Ф. де Граве делал всё возможное, чтобы облегчить его участь. Благодаря заступничеству коменданта, писатель не повергался телесным наказаниям, подолгу лежал в военном госпитале, ходил иногда на более лёгкие работы. В «Записках из Мёртвого дома» Достоевский скажет от лица каторжников: «Коменданта у нас любили и даже уважали».

«Пребывание в Мёртвом доме сделало из талантливого Достоевского великого писателя-психолога», — утверждал П.П. Семёнов-

Тяньшанский. В самом деле, практически во всех произведениях, созданных писателем в последующие годы, можно найти отголоски омских впечатлений и наблюдений. Способность многих его героев к «обновлению и совершенствованию» после «неслыханного падения» — тоже одно из таких впечатлений.

По окончании ссылки Достоевский был отправлен служить рядовым в Семипалатинск, где по представлению генерал-губернатора Западной Сибири Г.Х. Гасфорда за отличие по службе был произведён в унтер-офицеры.

Из-за болезни писателю в 1859 г. было разрешено оставить военную службу и вернуться в Санкт-Петербург. Возвращаясь домой, Достоевский посетил место ссылки. В письме к А.И. Гайбовичу он писал: «В Омске пробыл трое или четверо суток.. Был у старых знакомых и начальников, как то: де Граве и проч. ...».

Ранее, отбывая четырёхлетнюю каторгу, осуждённый писатель не мог переступать порога дома коменданта крепости, но когда он стал свободным, А.Ф. де Граве и его супруга принимали Достоевского у себя дома «как равного». Это нашло своё отражение и в «Записках из Мёртвого дома».

А.Ф. де Граве был последним комендантом Омской крепости. В 1864 г. Омская крепость и комендантское правление были упразднены, а комендантский дом передан окружному инженерному управлению. Здесь до начала XX в. были размещены офицерские квартиры. В советское время часть здания занимало Омское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и куль-

Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского

Памятник великому писателю на ул. Спартаковской

туры, а в остальных помещениях находилось ты, подвал засыпали строительным мусором,

коммунальное жильё [2, с. 32]. перестелили полы, отремонтировали крышу.

К 150-летию великого писателя в 1971 г. 11 ноября 2019 г. автономное учреждение

на левой части фасада бывшего дома комен- города Омска «Омская крепость» приняло

дантов был установлен барельеф Достоев- участие в студенческой акции, посвящённой

ского в полный рост работы скульптора 198-й годовщине со дня рождения Ф.М. До-

Дмитрия Манжоса, а в январе 1983 г. в этом стоевского.

здании распахнул свои двери литературный В память о великом писателе в Омске

музей имени Ф.М. Достоевского. Открытию поставлен памятник, открыт Государственный

музея предшествовал ремонт: деревянные литературный музей, назван университет и

потолки поменяли на железобетонные пли- одна из улиц.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Омск. Как рос и строился город. Омск : ИД «Наука», 2014. 250 с.

2. Об Омской крепости и воинской доблести / А. Ракова. Омск : Образование информ, 2017. 48 с.

3. Достоевский Ф.М. Записки из Мёртвого дома. Эксмо, 2018. 352 с.

4. Мартьянов П.К. Дела и люди века: Отрывки из старой записной книжки, статьи и заметки: в 3 т. СПб. 1893. Т. 1. 304 с.

5. Достоевский без глянца. Пальмира, 2016.

462 с.

6. Достоевский Ф.М. Материалы и исследования. Том 1. Л. : Наука. Ленинград. отд-е, 1974. 352 с.

Семерун Юлия Сергеевна — методист автономного учреждения г. Омска «Омская крепость»; ysemerun@bk.ru.

REFERENCES

1. Omsk. Kak ros i stroilsya gorod. Omsk : ID «Nauka». 2014. 250 s.

2. Ob Omskoy kreposti i voinskoy doblesti / A. Rakova. Omsk : Obrazovaniye inform. 2017. 48 s.

3. Dostoyevskiy F.M. Zapiski iz Mertvogo doma. Eksmo. 2018. 352 s.

4. Martianov P.K. Dela i lyudi veka: Otryvki iz staroy zapisnoy knizhki. stati i zametki: v 3 t. SPb. 1893. T. 1. 304 s.

5. Dostoyevskiy bez glyantsa. Palmira. 2016.

462 s.

6. Dostoyevskiy F.M. Materialy i issledovaniya. Tom 1. L. : Nauka. Leningrad. otd-e. 1974. 352 s.

Semerun Julia Sergeevna — Supervisor of the Self-governing Institute «Omsk fortress»; yseme-run@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2020 г.

Информационная поддержка научной периодики

ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Титаренко И.Н. Сохранение культурного наследия исторических поселений в России: история и современные проблемы. 2020. № 449. С. 177-184.

Галькова А.В. Мистический Петербург в «Моих воспоминаниях» А.Н. Бенуа. 2020. № 450. С. 5-13.

Трубникова Н.В. В поисках новой перспективы: «кризис истории» сквозь призму современных междисциплинарных контекстов. 2020. № 451. С. 164-169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.