Научная статья на тему 'Омская «школа сыщиков»: вековой опыт и уроки истории'

Омская «школа сыщиков»: вековой опыт и уроки истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
175
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история полиции / история милиции / уголовный розыск / юридическое образование / профессиональное образование / history of police / history of militia / crime detection / law education / professional education

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожевина Марина Анатольевна

Система профессионального образования Министерства внутренних дел сложилась лишь в советский период. Одна из старейших образовательных организаций — Омская академия МВД России — имеет вековой опыт подготовки профессиональных кадров для уголовного розыска, который может быть востребован в ходе реформирования современных органов внутренних дел России. Специфика деятельности подразделений уголовного розыска определяет особенности организации учебного процесса, методику теоретической и практической подготовки специалиста. В статье анализируются отдельные аспекты взаимодействия академии и практических органов на различных этапах исторического развития, выделяются наиболее эффективные направления образовательной деятельности, юридически закрепленные в отечественном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кожевина Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"The Omsk Detective Training School": Century-long Experience and Lessons of History

The system of professional education in the Ministry of Internal Affairs had not been established until the Soviet period. One of the oldest educational organizations, that is, the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, has century-long experience of training professional personnel for crime detection departments which can be relevant in reforming the modern law enforcement bodies of Russia. The specific character of crime detection departments' work determines the peculiarities of organizing the educational process, methods of theoretical and practical training of specialists. The paper examines certain aspects of interaction of the Academy and practical bodies at different stages of historical development, identifies the most effective areas of education consolidated in the national legislation.

Текст научной работы на тему «Омская «школа сыщиков»: вековой опыт и уроки истории»

Юридические ретроспективы

JuRiDicAL Retrospect

УДК 351.74 © М. А. Кожевина, 2020 DOI: 10.24411/1999-625X-2020-12011

Омская «школа сыщиков»: вековой опыт и уроки истории

М. А. Кожевина, Омская академия МВД России Н kozhevina1@rambler.ru

Система профессионального образования Министерства внутренних дел сложилась лишь в советский период. Одна из старейших образовательных организаций — Омская академия МВД России — имеет вековой опыт подготовки профессиональных кадров для уголовного розыска, который может быть востребован в ходе реформирования современных органов внутренних дел России. Специфика деятельности подразделений уголовного розыска определяет особенности организации учебного процесса, методику теоретической и практической подготовки специалиста. В статье анализируются отдельные аспекты взаимодействия академии и практических органов на различных этапах исторического развития, выделяются наиболее эффективные направления образовательной деятельности, юридически закрепленные в отечественном законодательстве.

Ключевые слова: история полиции; история милиции; уголовный розыск; юридическое образование;

профессиональное образование.

"The Omsk Detective Training School": Century-long Experience

and Lessons of History

М. А. Kozhevina, Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia El kozhevina1@rambler.ru

The system of professional education in the Ministry of Internal Affairs had not been established until the Soviet period. One of the oldest educational organizations, that is, the Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, has century-long experience of training professional personnel for crime detection departments which can be relevant in reforming the modern law enforcement bodies of Russia. The specific character of crime detection departments' work determines the peculiarities of organizing the educational process, methods of theoretical and practical training of specialists. The paper examines certain aspects of interaction of the Academy and practical bodies at different stages of historical development, identifies the most effective areas of education consolidated in the national legislation.

Keywords: history of police; history of militia; crime detection; law education; professional education.

Омская академия МВД России — образователь- для органов внутренних дел России — одна из пер-ное учреждение, осуществляющее подготовку спе- вых в системе Министерства внутренних дел отме-циалистов с высшим юридическим образованием чает свой вековой юбилей. Конечно, это большой

праздник и повод подвести итоги, которые пробуждают гордость за пережитые годы, однако это и повод осмыслить полученный опыт, извлечь уроки и выстроить перспективы.

Следует отметить, что несмотря на трехсотлетнюю историю, в полиции (милиции) полноценная система профессионального образования сложилась лишь в последнее столетие. Она включает все виды образовательных организаций, осуществляющих как профессиональную подготовку, так и профессиональное обучение кадров для Министерства внутренних дел. Омская ведомственная школа, образовавшаяся в 1920 г., фактически стоит у истоков этого процесса, поэтому ее опыт имеет непреходящее значение для понимания современных задач реформирования органов внутренних дел.

Советская милиция создавалась на основе представлений о необходимости всеобщего вооружения народа, однако такая практика была малоэффективной, поэтому с мая 1918 г. она осуществляла деятельность на профессиональной основе в качестве одного из органов исполнительной власти. Летом 1918 г. начали формироваться специализированные виды милиции: 25 июля по решению СНК РСФСР создается речная милиция, 5 октября на основе приказа НКВД РСФСР — уголовный розыск, 21 февраля 1919 г. ВЦИК РСФСР принимает постановление об организации железнодорожной милиции, в феврале этого же года появляются научно-технические подразделения, осуществляющие судебную экспертизу. Организационные изменения законодательно были закреплены 3 апреля 1919 г. СНК РСФСР в Декрете «О Советской рабоче-крестьянской милиции» [1, с. 10]. Несомненно, возникла необходимость специального обучения сотрудников по различным направлениям милицейской работы. Вопрос профессиональной подготовки кадров становился более чем актуальным. Первые милицейские учебные организации появились в России во второй половине 1918 г., в основном в районах европейской части страны. В 1920 г. школы и курсы организовывались уже повсеместно.

Образование системы ведомственного профессионального обучения в Сибири проходило автономно и разворачивалось на фоне масштабных преобразований, порожденных событиями революционного кризиса 1917 г. и гражданской войной. Отпечаток на этот процесс наложила практика создания органов власти на территориях, отдаленных от политического центра страны, и наделения их особым статусом. К числу таких органов относился Сибирский революционный комитет (Сибревком), учрежденный ВЦИК РСФСР 27 августа 1919 г. в качестве высшего органа гражданского управления

Сибири. Свою деятельность Сибревком начал в Челябинске, с 23 ноября 1919 г. после освобождения города от колчаковской армии работал в Омске, летом 1921 г. переехал в Ново-Николаевск (Новосибирск) [2, с. 8-9, 14, 51, 54]. Решения Сибревкома имели высшую юридическую силу на всей территории Сибирского региона. Постепенно он сформировал свой управленческий аппарат, а также активно участвовал в формировании всех властных структур, в том числе и правоохранительных органов Сибири.

Вначале Сибирская милиция привлекала в свои ряды всех желающих и сочувствующих Советам. Многие имели опыт службы не только в Красной Армии, но и в воинских соединениях антибольшевистских правительств, их число в некоторых уездах достигало 70%. «Главным тормозом успешной организации проммилиции является недостаток опытных работников как в самой Сибми-лиции, так и на местах», — отмечалось в одном из докладов Начальника Сибирской милиции [3, с. 7]. Но со временем в основу комплектования кадрового корпуса был положен классовый принцип, не позволяющий широко использовать профессионалов царской полиции и иных лиц. Милиционерами становились люди, преданные делу революции, но не обладающие должным образованием и опытом работы.

На заседании Сибирского революционного комитета 5 марта 1920 г. обсуждался вопрос об организации при отделе управления Сибревкома курсов милицейского командного состава. Докладывал начальник отдела Цветков. Решение было следующим: «1. Организацию курсов признать желательной (выделено мной. — М. К.). 2. Вопрос о штатах и смету передать в комиссию Сибревкома и финансового управления на рассмотрение». Уже 20 марта сметно-финансовая комиссия приняла решение выделить на ассигнование курсов 149 037 рублей 50 копеек. Предполагалось, что этих средств хватит для обучения 250 человек, а 24 марта постановлением Сибревкома смета была утверждена. 17 апреля 1920 г. Сибревком издал приказ об организации курсов и утвердил штаты. С этого дня Общесибирские курсы командного состава милиции начали свою работу. Первый набор состоялся в мае в составе 114 человек. Заведующим был назначен Николай Иванович Зорин [3, с. 8]. В последующие два года курсы осуществили три выпуска численностью 442 человека 1.

Общероссийское признание курсов, созданных Сибревкомом, произошло в момент их переподчинения Главному Управлению Милиции Республики, находившемуся в ведении НКВД РСФСР, факт нашел

1 Подсчеты автора по: Архив Омской академии МВД России. Исторический формуляр. Л. 12.

отражение в приказах от 15 мая 1922 г. 2 и от 29 июля 1922 г. 3 Сибирские курсы стали Вторыми Омскими высшими курсами комсостава милиции. Чуть позже приказом ГУМ НКВД РСФСР от 15 ноября 1922 г. Первые Петроградские и Вторые Омские высшие курсы комсостава милиции соответственно переименовывались в Первую Петроградскую и Вторую Омскую школу среднего комсостава милиции [1, с. 44].

Таким образом, организационный этап завершился вхождением Общесибирских курсов в ведомственную систему профессионального образования и переименованием в школу. Именно в это время определилась направленность подготовки кадров, послужившая основанием в дальнейшем называть ее «школой сыщиков». Дело в том, что к началу 1922 г. кадровый корпус общей милиции в целом был укомплектован. И если охрану общественного порядка осуществляли более-менее обученные сотрудники (в РСФСР действовало 46 курсов и 23 губернские школы младшего командного состава милиции 4), то выявление и пресечение преступных деяний могли осуществлять только специально обученные люди. Поэтому 4 июля 1922 г. был издан приказ НКВД РСФСР «Об обслуживании уголовного розыска школьно-курсовой сетью» 5, согласно которому на всех губернских курсах и в школах среднего командного состава создавались отделения подготовки сотрудников уголовного розыска. Считалось, что сложившаяся сеть ведомственных учебных заведений обладает необходимым потенциалом для осуществления специализированной подготовки. На губернских курсах выделялось 25% мест для подготовки агентов уголовного розыска второго разряда, на высших курсах, в последующем преобразованных в школы среднего комсостава, выделялось 20% мест для подготовки агентов первого разряда и начальников отделений уголовного розыска 6.

Приказ Главного Управления Милиции НКВД РСФСР от 15 ноября 1922 г. «О введении нового Положения, учебного плана и штатов школ среднего комсостава милиции» стал рубежным событием в развитии специализированного милицейского образования. Омская и Петроградская школы, созданные на основе этого приказа, были единственными в своем роде (позже в 1923 г. была создана подобная школа в Новочеркасске).

Учебным планом 7 впервые устанавливался двухлетний срок обучения, такой же, как в гражданских учебных заведениях среднего профессиональ-

ного образования. Комплектование производилось посредством командирования работников милиции и уголовного розыска аттестационными комиссиями или по желанию самих сотрудников.

Учебные предметы были разграничены на три цикла: общеобразовательный, общеспециальный и узкоспециальный, который и определял специализацию, так как включал дисциплины, связанные со спецификой розыскной деятельности — судебно-техническую энциклопедию, регистрацию преступлений и дактилоскопию, службу уголовного розыска и т. п. Период обучения разбивался на два класса — младший и старший. Старший класс (т. е. второй год обучения) делился на два отделения — милиции (80% учащихся) и уголовного розыска (20%). Так как обучение во вновь созданных школах среднего комсостава милиции началось в марте 1923 г., то обучение агентов уголовного розыска началось лишь в 1924 г. С этих пор школа стала именоваться «Вторая Омская школа среднего комсостава милиции и уголовного розыска» [1, с. 40, 57, 58].

В последующем еще несколько специальных решений подкрепили этот статус. Так, приказом НКВД РСФСР от 5 августа 1930 г. была объявлена сетка учебных заведений по линии подготовки административных кадров НКВД с указанием профилей готовящихся в них специалистов [1, с. 115]. Приказ НКВД РСФСР от 17 января 1946 г. нацеливал на усиление борьбы с преступностью, причем за счет повышения качества оперативной работы и качества подготовки кадров [3, с. 269]. Совместный приказ МВД СССР и Министерства высшего и среднего специального образования от 4 июня 1969 г. «О специализации подготовки кадров для органов милиции в учебных заведениях МВД СССР» утвердил подготовку кадров отдельно для аппаратов уголовного розыска. Ведущей определялась Омская высшая школа милиции [1, с. 207]. И одно из последних решений — приказ МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России», согласно которому Омская академия МВД России наделена функцией учебно-методического центра по реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность подразделений уголовного розыска».

Но, возвращаясь к началу, важно отметить, что образовательные традиции в подготовке высококвалифицированных сотрудников уголовного розыска зародились именно в 1920-е гг. В дальнейшем они лишь развивались и приумножались.

2 Государственный архив Новосибирской области (далее — ГАНО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 905. Л. 71.

3 Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 393. Оп. 31. Д. 331. Л. 607.

4 Подсчеты автора по: ГАРФ. Ф. 393. Оп. 31. Д. 330-б. Л. 13, 16.

5 ГАРФ. Ф. 393. Оп. 31. Д. 330-б. Л. 203.

6 Там же. Л. 591.

7 ГАНО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 905. Л. 74-75.

Итак, в связи со специализацией в школах среднего комсостава 21 августа 1924 г. приказом ЦАУ НКВД РСФСР были утверждены обновленные нормативно-правовые документы — Положение, учебный план и штат школы среднего командного состава, в них определялись цели и задачи школ, принципы обучения и критерии функционирования 8. В программы вносились коррективы. Было обозначено: «На младших отделениях — освободить от воинских уставов 3 часа, заменить их тактикой уголовно-розыскной работы (теоретический курс). Освободить от строя (но не от гимнастики и спорта), и свободные часы посвятить изучению делопроизводства и отчетности угрозыска, пулеметное дело (1 час) заменить револьверно-пистолетным (изучение систем и стрельбы). На старших отделениях — иппологию (1 час) заменить изучением судопроизводства и структуры уголовно-розыскных органов, из практического изучения службы милиции (12 часов) половину (6 часов) посвятить практическому изучению уголовно-розыскной работы» 9.

Такой подход свидетельствовал о понимании кураторами школьной подготовки специфики работы агентов уголовного розыска и необходимости создания специальной методики обучения этой профессии, которая должна была сочетать и теоретические, и практические занятия.

В свете указанного выше педагогическим собранием (ныне Ученый совет академии) Омской школы было принято поистине историческое решение (эта система обучения существует до сих пор): «Перейти от системы разобщения, изолированности преподавания к системе сведения, соединения учебных предметов в циклы по признакам их родства, прямой преемственности, органической целостности» 10. Утверждалась комплексная программа действий: новый распорядок дня, новый учебный план, для преподавателей определялись правила ведения занятий. Каждый из них должен был иметь четкий план занятия, в соответствующем журнале описывать прошедший урок, указывая тему, процент выполненного задания и свои «соображения по поводу работы». Учебная часть и созданные предметные комиссии требовали от преподавателей строгого подхода к организации занятий, а вот «к оценке следует подходить осторожно: лучше недооценить, чем переоценить». В организации учебного времени преподавателям предоставлялась самостоятельность. Педагогический коллектив отказался «от раздробленности учебного времени, когда через каждые 40 минут

делался перерыв и сменялись предметы», перешли к изучению предмета в течение всего дня [3, с. 23]. Думаю, современным преподавателям в основной своей части схема знакома. Она оказалась наиболее эффективной на протяжении длительного времени. И это первый, как нам кажется, урок истории.

Время вносит свои коррективы в обучение, предлагаются новые формы взаимодействия субъектов образовательного процесса, но центральной фигурой по-прежнему остается «учитель», ничто не может заменить живое слово педагога, не понаслышке знающего особенности профессии. Поэтому к преподаванию привлекались практические работники, обладающие большим опытом розыскной работы. И это — второй урок истории. И чтобы не быть голословными, обратимся к источникам личностного происхождения — к воспоминаниям выпускников, правда, более позднего периода — высшей школы милиции. Эти люди достигли больших высот в профессии, но в полной мере позволяют нам, сегодняшним, понять всю ценность заложенной в 1920-е гг. и бережно сохраняемой традиции.

Так, Петр Лисянский, выпускник 1972 г., пишет: «Никогда не забуду первую лекцию по ОРД в самом начале 3 курса, которую читал Алексеев Иван Романович. Не скрою, и уверен, не только я, мы стали по-другому оценивать окружающее» 11. Виталий Яковлев, выпускник 1979 г., вспоминает: «Наше гражданское становление проходило одновременно с обучением. Быть честным, неподкупным, порядочным — этому не столько учили, сколько показывали собственным примером. Конечно, у меня были любимые преподаватели и любимые дисциплины. Я до сих пор помню Гелия Александровича Лимонова. Как он читал лекции по философии!». Николай Юмашев, выпускник 1984 г.: «У нас был преподаватель на кафедре ОРД Владимир Павлович Дементьев. Я на всю жизнь запомнил один эпизод, связанный с нами. Однажды на занятиях по массовым беспорядкам его спросили, что он сделал бы, если кто-нибудь из бесчинствующих совершит по отношению к нему дерзкий поступок. Он подумал и сказал: „Я запомнил бы это лицо!". Я благодарен ему за эти слова, за эту выдержку, хладнокровие, мужество, умение вести себя в трудных ситуациях, я стараюсь это нести с собой всю жизнь». Александр Первухин, выпускник 1986 г.: «Стоящих преподавателей было много. И каждый из них — харизматичный, талантливый человек, профессионал своего дела. Это те люди, которых я буду помнить всю жизнь». Виталий Айрих, выпускник

8 ГАРФ. Ф. 393. Оп. 50. Д. 5. Л. 315-318; Оп. 51. Д. 145. Л. 20.

9 Там же. Оп. 31. Д. 330-а. Л. 117.

10 Архив Омской академии МВД России. Д. 21. Л. 127 (об).

11 Иван Романович Алексеев — первый начальник Омской высшей школы милиции, фронтовик, практик с более чем двадцатилетним стажем.

1988 г.: «Профессорско-преподавательский состав ОВШМ — это уникальное явление. Данное суждение основано на личном опыте. Нигде, кроме как в ОВШМ, мне не доводилось испытать такого открытого, доброжелательного, дружественного, искреннего и внимательного отношения». Евгений Конюх, выпускник 1998 г.: «Самое важное, что связано с академией, это прежде всего встреча с очень интересными людьми, как со своими ровесниками, так и умудренными опытом представителями старшего поколения, которые на долгие годы стали примером выполнения служебных обязанностей, честного и добросовестного отношения к делу и справедливого к людям» 12.

Привитие практических навыков в деятельности школы определялось приоритетной задачей. В сентябре 1924 г. была организована первая полуторамесячная учебная практика в органах милиции. Отменялись все занятия, кроме специальных предметов. Весь личный состав делился на две группы и направлялся в два отделения милиции г. Омска. Первые два дня курсанты работали под руководством штатного сотрудника милиции в должности младшего или среднего милиционера, участкового надзирателя или в канцелярии. Совместным приказом начальника губернской милиции и начальника школы определялись обязанности курсанта. С момента самостоятельной работы (после двух дней опеки) он полностью отвечал за все по должности, подписывался своей фамилией 13.

Следовательно, практика позволила одновременно высветить еще два важнейших фактора (урока для будущих поколений) эффективной подготовки сотрудника органов внутренних дел — доверие курсантам в практической деятельности, основанное на презумпции хорошей предварительной теоретической подготовки. Результат первой практики был отмечен в приказе начальника губернской милиции следующим образом: «...привлечение курсантов позволило высвободить значительное количество штатных милиционеров на другие участки работы. Курсанты завершили практику весьма успешно, проявив здоровый классовый подход к правонарушителям». Всем была объявлена благодарность 14.

Но вместе с тем от коллективной практики в скором времени отказались. С 1928 г. она организовывалась иначе: курсанты в количестве двух-трех человек направлялись в те округа, откуда приехали и куда распределялись по окончании школы. Контроль за

практикантами осуществляли местные руководители милиции. Накануне практики рассылались письма с просьбой принять практикантов. Ответы были примерно следующего содержания: «Сообщаю, что Москаленский РАО приезд 2-х курсантов возьмет на себя взад и вперед, в части материальной их поддержки также вопрос будет согласован.». Из Кру-тинского РАО: «Средства на проезд по железной дороге туда и обратно, квартиру можно изыскать. Подвода будет выслана 15.

По окончании практики курсанты получали заключение. Вот одно из них, начальника 2-го отделения Омской милиции Петрова: «.по производству дознания курсанты показали себя вполне умеющими ориентироваться в статьях Уголовного кодекса и Уголовно-процессуального кодекса, и были ярые законники в правильности квалификации преступлений по той или иной статье за исключением некоторых товарищей. Из 17 человек по дознаниям оказались слабы как в практической работе, так и в оформлении дел трое» 16.

Практика в новом формате принесла ощутимые результаты: курсантами было проведено самостоятельно 673 дознания, приведено в исполнение 143 судебных решения, составлено более 400 протоколов, осуществлено 47 самостоятельных дежурств по городу и 49 — по отделениям, проведено 63 обыска в операции против самогоноварения, 43 из них принесли положительные результаты. Курсанты приняли самостоятельные меры по 8 грабежам, по 101 краже, по 12 убийствам, по 13 пожарам, по 142 прочим преступлениям и т. п. [3, с. 40]. Кроме службы, курсанты проводили и политическую работу среди сотрудников и населения. Ими были прочитаны лекции по темам: «Революционная законность и борьба с преступниками», «Борьба с хулиганством и пьянством», «Борьба с конокрадством», «Задачи милиции в области борьбы с преступностью» и т. д. 24 курсанта провели самостоятельно 134 занятия и совещания, 11 курсантов участвовали в хлебозаготовках, 28 — в общественной работе 17. В итоге каждый выпускник приобрел неоценимый опыт общения с людьми.

Отметим, что апробированный в конце 1920-х гг. формат практики оказался не менее эффективным, чем аудиторный опыт. Современные стажировки курсантов проходят в аналогичном режиме. Отличием, пожалуй, является более сдержанное доверие со стороны штатных сотрудников, ограничения в са-

12 Из личной переписки автора и иных неформальных источников. Не называются регалии людей, так как в контексте обозначенной проблемы этот факт имеет опосредованное значение.

13 Архив Омской академии МВД России. Д. 22. Л. 171.

14 Там же. Д. 21. Л. 213.

15 Государственный исторический архив Омской области (далее — ГИАОО). Ф.1326. Оп. 1. Д. 64. Л. 88-92.

16 Там же. Л. 3.

17 ГИАОО. Ф.1326. Оп. 1. Д. 64. Л. 17-18.

мостоятельном принятии решений. Возможно, данный факт обусловлен особенностями современной работы уголовного розыска и достаточно молодым возрастом практикантов, не имеющих опыта работы в полиции. Сегодня последнее требование для абитуриента академии не обязательно, в отличие от начального периода деятельности школы.

В связи с этим следует обратить внимание на ряд интересных начинаний в подготовке сотрудников уголовного розыска, сегодня забытых или малоприменимых. Так, в 1926 г. в школе был создан музей уголовно-розыскного и милицейского дела. Более 500 экспонатов позволяли курсантам получить представление о различных видах оружия как отечественного, так и иностранного производства, об орудиях взлома и видах подделок, познакомиться с методиками розыска преступников. Здесь было все необходимое для изучения словесного портрета, дактилоскопии, следоведения, каллиграфии документа и т. п. Оборудование для музеев курсанты делали сами: стол под «волшебный фонарь»; витрины для револьверов, коллекций уральских самоцветов, пороха, муляжей; рамы для портретов. Экспонаты собирали всюду. С этой целью в командировку по Сибирскому краю был отправлен заведующий уголовно-розыскным отделением Алексей Николаевич Шкляр 18. Музей поистине стал гордостью школы. В 1927 г. газета «Рабочий путь» так описывала впечатления гостей школы, побывавших в музее уголовного розыска: «Со стен музея мрачно смотрели портреты грабителей и убийц, а рядом с ними бросались в глаза отобранные у преступников или оставленные на месте преступления всевозможные орудия взломов, грабежей и убийств... Среди музея на полу зловещие, черные следы, от которых невольно сторонились все посетители музея. Это отпечатанные краской следы преступника, по которым учащиеся школы изучают их (преступников) походку. Многое говорил музей уголовного розыска и еще об одном. О том, как опасна работа милиционера и агента уголовного розыска, вынуждаемых по долгу своей службы ежедневно соприкасаться и бороться с преступным миром, охраняя наше благополучие, нашу жизнь и имущество» 19.

Сегодня, как мне кажется, такой музей стал бы оригинальной находкой в учебном процессе, позволил бы аккумулировать весь учебный арсенал профильных кафедр, вместив в качестве экспонатов, если так можно выразиться, «новинки» преступных деяний.

Другой пример из опыта уже высшей школы милиции (Омская школа стала высшим учебным

заведением в 1965 г.), когда в числе первокурсников в основном были бывшие школьники. Обратимся к источнику личностного происхождения. Нина Ивановна Ленская, ветеран Омской академии МВД России, полковник милиции в отставке, преподаватель судебной бухгалтерии, вспоминает: «Был организован единый информационный день, когда личному составу рассказывали о том, какова оперативная обстановка в стране, в регионе за неделю. Моя инициатива заключалась в том, чтобы курсанты сами готовили выступления. Такой опыт помогал им искать литературу, работать с источником, анализировать, обобщать и говорить о практике. Данные навыки помогали им не только в обучении, но и в будущей профессии.». Или Юрий Валяев, выпускник 1980 г., пишет: «В годы учебы особенно нравились криминалистика и криминология, а также оперативно-розыскная деятельность, которую вели практические работники органов внутренних дел. В качестве примеров они приводили и разбирали самые настоящие ситуации, поэтому занятия были захватывающими и поучительными. Мы жили строго на казарменном положении, каждую пятницу, субботу и воскресенье патрулировали город» 20. Ежедневное умелое и грамотное сочетание теории и практики, на мой взгляд, еще один из уроков, преподнесенных историей.

Заметным событием в деятельности не только Омской школы, но и всей системы профессионального образования МВД СССР стало создание проблемной лаборатории. По меткому выражению ее руководителя профессора В. Т. Томина — «явление незаурядное». В 1972 г. ее силами было проведено полевое социологическое исследование совершения квартирных краж и потерпевших в Центральном районе г. Омска [4, с. 120]. Опыт практической и исследовательской деятельности приобрели несколько десятков будущих оперативников. Очевиден полезный урок совместного трудного научного поиска и практики в коллективе обучающихся и опытных наставников, завершившихся не эфемерным, а конкретным результатом, имеющим значимость для конкретных людей-практиков.

Творческий тандем слушателей и преподавателей проявился во многих начинаниях кафедры оперативно-розыскной деятельности, особенно в 1970-80-е гг. В круг исследуемых проблем были включены вопросы теории ОРД и аспекты методики осуществления оперативно-розыскной деятельности. Появляются труды, с одной стороны, получившие широкое признание научной обще-

18 Архив Омской академии МВД России. Д.23. Л. 55, 93.

19 Рабочий путь. 1927. 21 авг.

20 Из личной переписки автора.

ственности, с другой, что для авторов работ было более значимым, адаптированные к учебному процессу. Особое место занимает пособие Ю. И. Ве-селова «Оперативно-розыскные меры в раскрытии преступлений» (Омск, 1976), которое до сих пор используется в учебном процессе вузов МВД; в 1978-1979 гг. вышли в свет монография А. И. Лев-кова и П. М. Ануфриева «Использование средств специальной техники в работе уголовного розыска» и «Словарь жаргонных слов и выражений. Татуировки» Ю. А. Вакутина. Была определена и общая тема для ученых и обучающихся «Основы раскрытия преступлений аппаратами уголовного розыска». Она объединила молодых и пытливых исследователей с опытными практиками-преподавателями. В недрах этой работы возникали не только научные опусы, но и диспуты, например, на тему «Красота твоей профессии» с привлечением в качестве оппонентов студентов государственного университета им. Ф. М. Достоевского и рабочих радиозавода им. А. С. Попова [4, с. 123-124, 132].

В процесс специализации и профилизации активно включился и коллектив кафедры иностранных языков. В 1972-1973 гг. ею было организовано экспериментальное обучение по пособию С. С. Соловей «Я — будущий сыщик», которое показало эффективность методики ранней специализации в ходе обучения языкам в неязыковых вузах. А позже, в 1990-е годы были подготовлены и внедрены в учебный процесс всех вузов системы МВД России профессионально ориентированные учебники английского и немецкого языков [4, с. 119, 198]. И это был прорыв в подготовке сотрудников уголовного розыска. Значительно позже Владимир Васильевич Гордиенко, выпускник Омской высшей школы милиции МВД СССР 1974 г., прошедший путь от инспектора уголовного розыска в райотделе Кемеровской области до главы Национального центрального бюро Интерпола в России, писал: «Омская школа заложила многое, что мне пригодилось в жизни. Это я ощущал на всем протяжении службы: работая на территории, в министерстве, в уголовном розыске, милицейской разведке, в Интерполе. Примечательно, что на каждом этапе службы востребованы были те или иные основы знаний, полученные в высшей школе. Пригодилось практически все: юридические дисциплины, практические навыки по оперативно-розыскной деятельности, криминалистике и аналитике, английский язык, международное право, военная, строевая, физическая подготовка и многое другое.» 21.

В 1990-е гг. все были охвачены идеей создания Оперативно-розыскного кодекса, которая трансформировалась в идею создания авторского проекта Закона РСФСР «Об оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел». Под руководством А. Е. Чечётина издается учебно-наглядное пособие «Раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска». В 1998 г. выходит в свет первый «закрытый» учебник «Предупреждение и раскрытие преступлений аппаратами уголовного розыска». Ученые кафедры подготовили научно-практический комментарий к Закону «Об оперативно-розыскной деятельности», который, по оценкам специалистов, является одним из лучших в России [4, с. 194]. Сегодня в стенах академии сложилась научная школа оперативно-розыскной деятельности, которая по-прежнему остается пионером в своей области знаний, а также ведущим учебно-методическим центром в системе МВД России.

В ряду событий, оставивших заметный след в истории формирования профессионала для уголовного розыска нашей страны, можно выделить еще не один десяток примеров. Главное, пожалуй, заключается в том, что за вековое существование Омская академия МВД России (в прошлом курсы комсостава милиции, средняя и высшая школа милиции, юридический институт) сформировала имидж достойной и престижной «школы сыщиков», выпускающей в значительной своей массе высококлассных специалистов.

Так, за сто лет академией осуществлено более 350 выпусков, подготовлено для органов внутренних дел более 60 тыс. человек. По оценкам непосредственных руководителей подразделений, где служат выпускники академии, более 90% из них обладают уровнем практической подготовки в шкале «средняя» и «выше среднего», более 94% обладают уровнем теоретической подготовки в тех же параметрах 22.

В академии обучались представители 37 народностей и национальностей из 73 регионов СССР и 35 регионов современной России, 6 иностранных государств. Сегодня из общего числа поступивших на первый курс 53% по-прежнему обучаются по специальности Правоохранительная деятельность, специализация — оперативно-розыскная деятельность 23.

Академия гордится своими выпускниками, которые служат во всех уголках России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, поддерживая ее славное имя и приумножая ее традиции, а значит — у нее есть достойное будущее.

21 Вести академии. 2010. 2 июня.

22 Подсчеты автора по материалам текущего архива Омской академии МВД России.

23 Там же.

Список литературы

1. Кожевина М. А. История милицейского образования в Советской России: организация и правовое регулирование (1917-1991 гг.) : монография. Омск, 2004.

2. Шишкин В. И. Революционные комитеты Сибири в годы гражданской войны (август 1919 — март 1920 гг.). Новосибирск, 1978.

3. Омская академия МВД России: страницы истории. Омск, 2000.

4. Органы и войска МВД России: краткий исторический очерк. М., 1996.

5. Омская академия МВД России. 90 лет / авт.-сост. С. М. Андреев, И. А. Андреева, М. А. Кожевина. Омск, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.