Научная статья на тему 'Омская школа педиатров'

Омская школа педиатров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
626
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омская школа педиатров»

2008 У8Р

146

е

OSN_1+.qxd 04.02.2008 18:55 Раде 146 ^ э—

Из истории педиатрии

Н.В. Соботюк, Е.А. Потрохова

Омская государственная медицинская академия

Омская школа педиатров

Контактная информация:

Соботюк Николай Васильевич, доктор медицинских наук, профессор, декан педиатрического факультета, заведующий кафедрой детских болезней № 2 Омской государственной медицинской академии,

Заслуженный врач РФ Адрес: 644099, Омск, ул. Ленина, д. 12, тел. (3812) 23-19-39 Статья поступила 17.05.2007 г., принята к печати 28.01.2008 г.

Право на существование научной медицинской школы определяется вкладом ее создателей в решение важнейших задач практического здравоохранения, фундаментальностью, новизной и практической значимостью научных исследований, постоянном, на качественно новом уровне, развитии идей Учителя его учениками. Все эти черты присущи научной педиатрии Омского Прииртышья, что закономерно позволяет говорить об Омской школе педиатров. Эта школа не замыкалась и не замыкается в рамках лишь научной педиатрии, ей по праву принадлежит многотысячная армия врачей-педиатров, питомцев нашего факультета, работающих в практическом здравоохранении и решающих конкретные задачи охраны здоровья матери и ребенка, важнейшие проблемы приоритетного национального проекта по здравоохранению.

За более чем 75-летний период развития подготовлена многочисленная плеяда ученых-педиатров, научный вклад которых в копилку Омской педиатрической школы трудно переоценить. Естественно, не представляется возможным в рамках этого исторического очерка назвать каждого из них. Проследим лишь основные этапы, связанные с именами наиболее ярких представителей школы.

Идея создания в Омске второго в Западной Сибири медицинского факультета возникла зимой 1919-1920 гг. и обуславливалась чрезвычайно неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой и антисанитарным состоянием населенных мест.

На обширной территории Омской губернии, в состав которой входили в то время современные Тюменская, Кокчетавская, Северо-Казахстанская и Акмолинская области, нарастала заболеваемость сыпным, возвратным, брюшным тифом, оспой, дизентерией, малярией, туберкулезом, сифилисом, дифтерией и другими заразными болезнями. Младенческая смертность составляла 319,0 на 1000 родившихся живыми, а общая достигала 29,3 на 1000 населения. На одного врача в среднем приходилось по 19 300 жителей, а территория одного врачебного участка составляла в среднем 20 000 кв. верст с радиусом до 85 верст (Омская медицинская академия/исторический очерк // под ред. Л.В. Полуэктова, А.С. Зиновьева, В.В. Семченко, 1995).

К 1919 г. подготовка врачей в Сибири велась лишь на медицинском факультете Томского университета, выпускавшего в среднем 40 специалистов в год, что было крайне не достаточно для обширной территории Западной Сибири. Понимая критическую ситуацию с подготовкой врачей, Совет по делам высших учебных заведений Главпрофобра 15 октября 1921 г. (протокол № 11) санкционировал создание медицинского института в Омске, а 27 октября 1921 г. это решение утверждено коллегией Наркомпроса (протокол № 55). Так в г. Омске начал функционировать Западно-Сибирский медицинский институт с пятигодичным сроком обучения (в наши дни Омская государственная медицинская академия).

О

е

С августа 1921 г. институт приступил к созданию собственных педиатрических клиник. Организовать и возглавить кафедру детских болезней, во вновь организованном медицинском институте в Омске, было предложено выпускнице медицинского факультета Томского университета Ольге Дмитриевне Соколовой (1922 г.) (до замужества О.Д. Эрастова).

В 1913 г. Ольга Дмитриевна с отличием закончила медицинский факультет Томского университета. В то время педиатрия, как самостоятельная дисциплина, в Сибири только зарождалась. Учение о детских болезнях являлось «придатком» к акушерству (болезни детей раннего возраста) и отчасти к учению о внутренних болезнях (болезни детей старшего возраста). После окончания университета Ольга Дмитриевна остановила свой выбор на педиатрии. Первые 9 лет врачебной деятельности протекали в Томской железнодорожной амбулатории. Днем вела прием больных детей, а вечером проводила научные исследования под руководством профессора М.Г. Курлова, талантливого терапевта-клинициста, и профессора по детским болезням С.М. Тимашева. В результате упорного труда в 1917 г. была блестяще защищена диссертация на степень доктора медицины на тему «Материалы по определению границ здорового детского сердца путем ортодиаграфии в вертикальном положении тела». Можно с уверенностью сказать, что в Томске сформировались окончательные научные взгляды молодого врача-педиатра, был заложен крепкий фундамент пытливого исследователя, достигший своего расцвета за 32-летний период работы в Омском медицинском институте.

К началу учебного года (1922) в институте, благодаря усилиям Ольги Дмитриевны, была открыта клиника детских болезней. Предстояла совсем не простая задача — создание коллектива. Со свойственной ей энергией и прозорливостью Ольга Дмитриевна среди практических врачей быстро выделила наиболее перспективных и пригласила их в ординатуру. Формировался костяк коллектива кафедры, разворачивалась научно-исследовательская работа.

За период своей научной деятельности Ольга Дмитриевна с учениками сумела вскрыть ряд явлений, которые оставались неясными для многих педиатров того времени — это проблемы краевой патологии у детей. Описание клинической картины таких заболеваний, как эндемический зоб, бруцеллез, описторхоз, разработка методов их лечения обогатили отечественную педиатрию и высоко подняли качество организации медицинской помощи больным детям.

Всесторонние исследования эпидемиологии, клиники и профилактики эндемического зоба у детей Горного Алтая были признаны не только в нашей стране, но и получили высокую оценку за рубежом. Эти материалы были доложены на Международном конгрессе педиатров в США и в дальнейшем обобщены в монографии О.Д. Соколовой-Пономаревой «Эндемический зоб у детей Ойротии» (1944) — первой монографии по данной проблеме в отечественной педиатрии.

На протяжении почти 20 лет коллектив детской клиники Омского медицинского института под руководством Ольги Дмитриевны изучал особенности эпидемиологии, клиники, лечения и профилактики бруцеллеза у детей.

По своей глубине, обширности и многоплановости эти исследования сохраняют актуальность до настоящего времени. Не случайно монография Ольги Дмитриевны Соколовой-Пономаревой «Бруцеллез у детей» выдержала 2 издания (1946, 1955 гг.), а одноименная книга академика В.П. Бисяриной (1971 г.) не потеряла актуальности и в наши дни.

Большой вклад сотрудники Омской педиатрической школы внесли в изучение описторхоза у детей — широко распространенного гельминтоза в Обь-Иртышском бассейне. Были уточнены и углублены представления о клинических проявлениях заболевания, предложены и внедрены в практику эффективные методы лечения и профилактики.

В 1931 г. Ольга Дмитриевна была утверждена в звании профессора. Она стала первой женщиной-профессором по детским болезням в нашей стране.

Решение проблемы охраны здоровья матери и ребенка на качественно новом уровне требовало подготовки квалифицированных врачей-педиатров, организации педиатрических факультетов. Одним из создателей педиатрического факультета в Омском медицинском институте (1931 г.) была профессор Ольга Дмитриевна Соколова-Пономарева.

Омский педиатрический факультет был единственным в течение многих лет на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока, питомцы которого реализовали на практике свои знания, что позволяет говорить о влиянии Омской школы педиатров на этой обширной территории страны. В годы становления педиатрического факультета наиболее ярко проявился организаторский талант и мудрая прозорливость лидера педиатрической школы. По ее настоянию в 1933 г. кафедра детских болезней первая из всех клиник Омского мединститута перешла на базу практического здравоохранения (ныне Детская клиническая больница № 2 г. Омска). Этот шаг на многие годы определил основную черту отечественной педиатрии — совместную работу клинических кафедр и практических врачей.

Плодотворная организаторская и научная деятельность О.Д. Соколовой-Пономаревой обеспечила подготовку научных кадров и возможность организации профильных кафедр педиатрического факультета, которые возглавили ее ученики: Т.Л. Мариупольская (кафедра госпитальной педиатрии), доцент З.П. Коваленко (кафедра пропедевтики детских болезней), доцент О.Д. Зотова (кафедра факультетской педиатрии), доцент В.П. Бися-рина (кафедра детских болезней лечебно-профилактического, санитарно-гигиенического и, позже, стоматологического (организован в 1957 г.) факультетов). Омская педиатрическая школа прошла период становления, была признана научной общественностью страны. Авторитет ее подтверждает приглашение родоначальника школы О.Д. Соколовой-Пономаревой возглавлять Всесоюзный научно-исследовательский институт АМН СССР в Москве в 1954 г., в стенах которого она стала академиком АМН (1958 г.) и проработала до конца своей жизни (1966 г.).

Развитие идей Учителя, как основополагающего признака научной школы, продолжили ученики, одним из наиболее блистательных представителей которых стала В.П. Бисярина (1912-1997 гг.), действительный член

О

147

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ/ 2008/ ТОМ 7/ № 1

О.

н

га

и

V

а

о

о

М

АМН СССР, Герой Социалистического Труда, Почетный Гражданин г. Омска, ветеран Великой Отечественной войны. Блестящий клиницист, педагог, исследователь, ученый, которому присущ дар научного предвидения, не только развила, но и приумножила славу Омских педиатров.

Под руководством В.П. Бисяриной расширялось и углублялось изучение краевой патологии. Результатом ее являлась защита докторской диссертации Е.К. Миняйло (1973 г.), посвященная изучению состояния органов пищеварительной системы у детей при описторхозе, докторская диссертация Л.А. Кривцовой на тему: «Иммунологические и клинические варианты хронического опи-сторхоза у детей различных этнических групп» (1994 г.). Наиболее широкую известность омской школе педиатров принесли исследования проблем кардиологии и ревматологии детского возраста. Начало этих исследований было положено организацией О.Д. Соколовой-Пономаревой на базе Омской городской клинической больницы № 2 ревматологического отделения на 50 коек. Это было первое ревматологическое отделение не только в Омске, но, пожалуй, во всем Сибирском регионе в то время.

Фундаментальные исследования В.П. Бисяриной и ее учеников о состоянии сердечно-сосудистой системы при бруцеллезе и различных формах туберкулеза у детей, по проблеме ревматизма, неревматических кардитов и сосудистых дистоний оставили заметный след в отечественной педиатрии.

Работы учеников Валентины Павловны внесли вклад в разработку этапного лечения ревматизма, углубили представления о состоянии обмена веществ, включая обмен лизосомальных ферментов, о состоянии сократительной способности миокарда, регионального кровообращения вплоть до его терминального звена. Совместно с институтом ревматологии АМН СССР, при участии стран социалистического содружества, выполнен фрагмент исследований по разработке диагностических критериев ревматизма и ревматоидного артрита у детей. Использование этих критериев явилось основой снижения гипердиагностики и дало возможность получить сравнимые результаты эпидемиологии этих заболеваний.

Значительный вклад внесли педиатры Омского Прииртышья в исследование неревматических заболеваний сердца, занимающих значительный удельный вес в структуре сердечно-сосудистой патологии детского возраста. Изучены вопросы эпидемиологии, особенности клиники неревматических кардитов с использованием современных инструментальных, биохимических и иммунологических методов исследования. У истоков организации иммунологической службы в Омске стояла ученица Валентины Павловны — к.м.н. Веримеевич Л.И., возглавляющая до настоящего времени один из лучших в регионе центр клинической иммунологии и аллергологии детского возраста, расположенный на базе Детской клинической больницы № 2 им. В.П. Бисяриной.

Научные работы по проблеме сердечно-сосудистой патологии у детей получили признание не только в стране, но и за ее пределами. Материалы исследований были доложены на 8 международных конгрессах (Токио, 1965 г.; Лиссабон, 1967 г.; Киото, 1973 г.; Барселона, 1983 г. и др.). Они включены в ряд фундаментальных отечественных руководств (Ревматизм у детей, 1965 г.; Руководство по кардиологии детского возраста, 1969 г.; Руководство по детской артрологии, 1987 г. и др.).

Об авторитете Омской школы педиатров и ее лидера академика В.П. Бисяриной свидетельствует редактирование раздела педиатрии Большой медицинской энциклопедии (III издание), избрание Председателем Всероссийского научного общества детских врачей.

Омский медицинский институт (ныне медицинская академия) — единственный нестоличный вуз страны, в стенах которого работали два академика-педиатра. Сегодня научные идеи основоположников Омской школы педиатров успешно развивают многочисленные ученики. Их вклад в развитие службы охраны здоровья подрастающего поколения, в решение задач приоритетного национального проекта по здравоохранению трудно переоценить. Об этом свидетельствует достойный показатель младенческой смертности в регионе, в 2006 г. составивший 7,7%о по г. Омску и 9,02%о в целом по области. Этот показатель достигнут благодаря совместной работе научных сотрудников педиатрических кафедр академии и педиатров региона, 96% которых являются питомцами Омской медицинской академии. Особо хотелось бы подчеркнуть, что показатель младенческой смертности в нашей области в 2006 г. ниже, чем в целом по Сибирскому федеральному округу (11,4%) и по России в целом (10,2%). Благоприятная динамика одного из основных показателей эффективности педиатрической службы региона — уровня младенческой смертности — объективно отражает качество подготовки врачей-педиатров на педиатрическом факультете нашей академии. Это, в первую очередь, связано с высоким кадровым потенциалом профильных кафедр факультета. В лучшие годы советского периода на выпускающих кафедрах факультета работали 3-4 профессора. Сегодня подготовку врачей-педиатров на пяти профильных кафедрах педиатрического факультета ведут 11 профессоров. Возглавляют педиатрические кафедры академии ученики Валентины Павловны: профессоры Л.А. Кривцова, Н.В. Соботюк, А.В. Лукьянов, Ю.Б. Белан. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Омская школа педиатров имеет свою историю и занимает достойное место среди российских педиатрических школ. Ее жизнестойкость проверена многими десятилетиями. Многочисленные питомцы педиатрического факультета нашей академии, работающие во многих регионах России, ближнего и дальнего зарубежья бережно хранят и развивают научные идеи Учителя — ветерана Великой Отечественной войны, академика РАМН, Героя Социалистического Труда, Почетного Гражданина Омска, профессора Валентины Павловны Бисяриной.

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.