Научная статья на тему 'Омская лингвоантропологическая школа М. П. Одинцовой'

Омская лингвоантропологическая школа М. П. Одинцовой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омская лингвоантропологическая школа М. П. Одинцовой»

Рецензии

267

мени». При положительном ответе на данный вопрос «Живая этика» может критически осмысливаться как учение новой эпохи. Стоит согласиться, что рациональная научно-техническая цивилизация, причем в высокоразвитых странах прежде всего, через релятивизацию ценностей ведет к антропогенному хаосу. Вне сомнения, нужно также согласиться, что в обществе усиливается диспропорция воспроизводства материальных предметов в ущерб воспроизводству человека, причем в основном это - homo consumer. К сожалению, я не нахожу убедительных идей, приводимых из «Живой Этики», открывающих новые аспекты в новейшей мировой динамике. Аналогично можно заключить и относительно обращения авторов к вопросам экологии [2]. Зато важен акцент на роль кооперации, а впервые о ней как важнейшем принципе общежития людей ставит вопрос П.А. Кропоткин, поскольку именно кооперация способна уравновесить конкурентные отношения в обществе.

В последней главе становится яснее общий замысел книги - указать на Высшую Реальность, без освоения которой дальнейшее развитие человека и общества невозможны. Более понятны и частые обращения к темам огненной реальности и психической энергии. С середины XX в. обсуждаются вопросы альтернативной энергетики (ветра, геотермальной, солнечной, приливов и др.), а о перспективах изменения питания, развитых, например, в йоге, достоверную информацию можно найти только в ограниченном числе источников. Практика медитаций отсутствует не только в дошкольном, школьном, но и в среднем специальном и в высшем образовании. В данных условиях учение «Живой Этики» нуждается в этапе философско-научной проработки, посредством чего его положения могут начать транслироваться в систему образования и воспитания. Вызывают серьезный интерес и призывают к междисциплинарной дискуссии противопоставление положений «Живой Этики» концепции трансгуманизма, а также их совместное обсуждение с философией иммортологии. Естественными выглядят удачные сопоставления положений учения с идеями передовых современных мыслителей о состоянии науки и образования, о развитии искусства в России и в мире.

Монография, конечно, не диссертация, но, на мой взгляд, обстоятельное заключение было бы очень уместным.

В целом замысел книги реализован. Работа призывает к полемике и сотрудничеству. Вне сомнения, российская философия получила работу мирового уровня.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Разумов В. И., Сизиков В. П. К новой парадигме закона // Проблемы эволюции открытых систем. 2011. Вып. 13. Т. 2.

[2] Разумов В. И. Новая эпоха и участие философии в интеллектуальной культуре // Дискурсо-

логия: методология, теория, практика : докл. III Междунар. науч.-практич. конф., посвященной 40-летию студенческой революции 1968 г. и корифеям Франкфурт. шк. / под общ. ред. О. Ф. Русаковой (Екатеринбург, 2 октября - 19 декабря 2008 г.). Т. 1. Екатеринбург : Дискурс-Пи, 2008. С. 45-50 ; Разумов В. И. Факторы модернизации общества в преобразованиях науки и образования // Интеллект. Культура. Образование : матер. Междунар. науч. конф. с элементами науч. шк. для молодежи (Новосибирск, 10-16 сентября 2012 г.). Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2012. С. 22-23.

В.И. Разумов

Омская

лингвоантропологическая школа М.П. Одинцовой

В начале 90-х гг. ХХ в. в Омском государственном университете началось формирование научного сообщества, которое впоследствии заявило о себе как о лингвоантропологической школе; объединяющим принципом школы стало изучение языка как сущности, творимой человеком и одновременно творящей его. В основу сформировавшегося новаторского подхода к языку лег ряд базовых положений, выработанных профессором М.П. Одинцовой. Настоящий обзор идей и достижений школы охватывает период создания масштабной когнитивно-семантической модели образа человека в его базовых ипостасях.

Область лингвоантропологии определяется как взаимодействующие компоненты триады «язык - человек - картина мира». Ее главный предмет очерчивается нестрого и обозначается выражением «семантическое пространство человека в языке»; в последнее включается и прагматика, имеющая своим предметом отношения людей к знакам в процессах и ситуациях номинации и коммуникации. В такой трактовке лингво-антропология является гипернаправлением, объемлющим все дисциплины языковедческого цикла. Главным вектором развития современного знания о языке признается человек - создатель языка, субъект речи/мысли, отражающий в слове собственное мировидение (состояния, настроения, оценки, социальное, этническое, философское, эстетическое, нравственное, профессиональное, культурное, индивидуальноличностное «я»).

Образы мира, запечатленные человеком в семантике языка, а также во внутренней форме высказываний, в совокупности представляют собой некий упорядоченный словарем, грамматикой, языковыми правилами употребления континуум - языковую картину мира (ЯКМ). ЯКМ отражает материалистические и идеалистические, научные и наивные представления человека о мире и самом себе. Она не претендует на цельность, обозримость, непротиворечивость, полноту отобра-

268

Научная жизнь

жения действительности и личностное авторство. Человек, являясь основной частью ЯКМ, представлен в ней многомерно - в разнообразных ролях и ипостасях. Его образ определен М.П. Одинцовой как «концентрированное воплощение сути тех представлений о человеке, которые объективированы всей системой семантических единиц, структур и правил того или иного языка».

Основополагающие идеи омской лингвоантропологической школы развивались в нескольких направлениях.

Важнейшим направлением явилось се-мантико-когнитивное моделирование образа человека в русской ЯКМ, реализованное в докторских диссертациях Н.В. Орловой («Лингвокогнитивное моделирование русской наивной этики», 2006), Л.Б. Никитиной («Образ-концепт “homo sapiens” в русской языковой картине мира как объект антропоцен-тристской семантики», 2006), Н.Д. Федяевой («Семантика нормы в русском языке: функциональный, категориальный, лингвокультурологический аспекты», 2010), а также в многочисленных кандидатских диссертациях. Описаны образы частичного и целостного человека (Н.А. Седова), человека разумного (Л.Б. Никитина), человека в отношении его возраста (Ю.Ю. Литвиненко), среднего человека (Н.Д. Федяева), внешнего (О.В. Коротун) и внутреннего (Е.В. Коськина) человека, человека любящего (Н.В. Орлова, Е.В. Лобкова), святого человека (В.П. Завальников). Исследованы образные ассоциативные модели «человек - природа» (С.В. Рассолова), «человек -техническое средство» (М.Н. Никонова), «человек - космос» (И.Е. Фролова). Ряд работ посвящен образу человека в национальных ЯКМ (Н.Р. Афанасьева, Е.Н. Белая, О.В. Покровская). В рамках этой ветви школы человек рассматривается как объект языковой концептуализации.

На субъектные языковые ипостаси человека ориентированы исследования, в которых языковые реалии рассматриваются сквозь призму коммуникативной деятельности индивидуума. Проанализирован широкий спектр разновременных речевых жанров, функционирующих в сферах социального и личностного общения: жанры делового и бытового общения в русском языке XVII века (Е.Н. Рудозуб), одический жанр XVIII века (О.Ю. Васильева), современные похвалы и порицания (И.Г. Дьячкова), отзывы и рецензии (О.В. Кобзеева), жанр портрета (Е.С. Радионова, М.А. Федорова (Сидорова)).

Антропоцентрическое освещение получили традиционные понятия и категории языкознания: предложение (А.В. Карабы-ков), смысловой тип пропозиции (Е.В. Гей-ко), фрейм-пропозиция (Н.В. Киреева), лексическое синонимическое перефразирование (И.Г. Бескоровайная), экспрессивность как семантико-прагматическая категория

высказывания, (И.П. Ромашова), авторская терминосистема (Л.В. Попова).

В рамках школы плодотворно развивается психолингвистическое направление, представленное трудами докторов филологических наук: Л.О. Бутаковой (проблематика авторского сознания, экспериментальное исследование ценностей социума) и Е.Н. Гуц (языковая личность подростка, некодифи-цированная лексика в структуре его языкового сознания, экспериментальное исследование ценностей социума).

Положения, разработанные в трудах представителей школы, были апробированы на международных и всероссийских конференциях, организованных на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского: «Высказывание как объект лингвистической семантики и теории коммуникации» (1992); «Славянские чтения» (с 1993 г. регулярно), «Язык. Человек. Картина мира» (2000), «Язык. Время. Личность» (2002), «Язык. Человек. Ментальность. Культура» (2008) и др. Результаты исследований омских лингвоан-тропологов обсуждаются в научных центрах России и ближнего зарубежья.

Научная общественность знакома с трудами школы по изданиям, выпущенным в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Основные из них - «Вестник Омского университета»,

«Славянские чтения», «Филологический ежегодник», «Лингвистические чтения». Широкую известность получили изданные в Омске коллективные монографии «Язык. Человек. Картина мира» (2000, 2006), «Человек как субъект и объект восприятия» (2008), «Образ-концепт “человек” в русской языковой картине мира» (2011), «Лингвистика человека: антология» (2012). Востребованы в научных кругах монографии омских лингвистов Л.О. Бутаковой («Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование», 2001), Е.Н. Гуц («Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка», 2005), Л.Б. Никитиной («Образ homo sapiens в русской языковой картине мира», 2003; «Категориальные семантические черты образа homo sapiens в русской языковой картине мира», 2004), Н.В. Орловой («Наивная этика: лингвистические модели», 2005), Н.Д. Федяевой («Наивные представления носителей русского языка о норме и антинорме в эксплицитной и имплицитной семантике языка и речи», 2009; «Нормы в пространстве языка», 2010).

О перспективности омской лингвоантропологической школы и пропагандируемого ею исследовательского подхода к языковому образу человека свидетельствуют защищенные и готовящиеся к защите кандидатские диссертации, написанием которых руководят коллеги и ученики профессора Майи Петровны Одинцовой, ушедшей из жизни в ноябре 2012 года.

Л.Б. Никитина, Н.В. Орлова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.