УДК 81.37
Л.Б. Никитина
Омский государственный педагогический университет ПОСТУЛАТЫ АНТРОПОЦЕНТРИСТСКОЙ СЕМАНТИКИ
В статье рассматриваются методологические принципы одного из направлений современной лин-гвоантропологии - антропоцентристской семантики.
Ключевые слова: антропоцентристская семантика, языковая картина мира, языковой образ-концепт.
Становление и развитие антропоцентристской семантики связано с появлением в конце ХХ в. семантических исследований, отличающихся от исследований, выполненных в русле классической широкой семантики, специфическим объектом изучения, который обозначился в связи с выдвижением на первый план сформулированной еще В. фон Гумбольдтом проблемы отражения «духа народа», т.е. национального своеобразия миропонимания, в языке. Объектом семантического описания стало отраженное в языке мировидение, получившее название языковая картина мира (далее - ЯКМ).
Понятие «ЯКМ» основано на положении о том, что каждый естественный язык по-своему членит мир, т.е. воплощает в значениях слов и их композиций свой специфический способ концептуализации действительности. Можно утверждать, что каждый конкретный язык отражает обыденное мировидение, интерпретирует и формирует этнокартину мира, которая наряду со специфическими чертами имеет и общие для некоторого множества языковых картин мира, универсальные, черты.
ЯКМ трактуется в ряде работ как «взятое в своей совокупности все концептуальное содержание языка» [1, с. 245], представляющее собой многомерное, иерархичное, сложное по своей структуре образование: целостную картину мира любого языка образуют запечатленные в его семантике взаимосвязанные смысловые универсалии (в иной терминологии: составляющие, фрагменты ЯКМ). Языковые репрезентации этих смысловых универсалий становятся объектами семантических исследований, объединенных общей задачей показать, как тот или иной язык отображает мир.
Для обозначения отображенных в языке смысловых универсалий ученые прибегают к терминам языковой образ, концепт, а такжек сложному термину языковой образ-концепт, который более точно передает специфику объекта изучения, сочетая в себе указание на его ментальную и отражательную природу.
Главным фрагментом ЯКМ, фундаментальной смысловой универсалией, отраженной в языке, является образ-концепт «человек».
Всестороннее и глубокое изучение языкового образа человека в различных его ипостасях: творца языка и языковой личности, главного концептуализирующего и причинного фактора в существовании и эволюции языка, субъекта и объекта запечатленных в языке знаний, мнений, оценок, создателя и носителя традиционной национально окрашенной культуры речевой коммуникации, индивидуальных художественных и нехудожественных миров и соответствующих текстов и стилей - осуществляется представителями Омской лингвоантрополо-гической школы. Так, учеными описаны следующие отраженные в языке ипостаси, параметры, проявления человека: человек внутренний (М.П. Одинцова); внешний человек (О.В. Ко-ротун, Е.Н. Гуц); средний человек (Н.Д. Федяева); человек антиномичный (Н.А. Седова); человек как вселенная, образы целостного и частичного человека (М.П. Одинцова, Н.А. Седова); homosapiens (Л.Б. Никитина); человек аксиологический (Г.А. Боброва, Г.А. Кривозубо-ва); человек моральный (аморальный), человек любящий (Н.В. Орлова, Ж.П. Белова, Е.В. Лобкова); человек смертный и бессмертный (М.П. Одинцова); человек сквозь призму архетипов жизни - пути, смерти - ухода в другой мир (Н.А. Кузьмина, Е.Г. Малышева); эмо-
ционально-психологические состояния и черты человека: страх, лень, трудолюбие, скупость - щедрость, праведность - порочность (М.П. Одинцова, Е.Н. Белая, В.П. Завальников); человек, воспринимающий мир зрением (Г.А. Кривозубова, Е.Б. Сухоцкая, С.Г. Филиппова), обонянием (Е.В. Гейко); исследованы такие категории русской ментальности, как душа, сердце, духовность (М.П. Одинцова, Ж.П. Белова, А.А. Юнаковская); выявлены гендерные стереотипы в русской речи и культуре (Е.Н. Гуц, О.В. Коротун) [2; 3].
В исследованиях омских лингвистов, выполненных в русле антропоцентристской семантики, принимается предельно широкое толкование языкового образа человека, согласно которому этот образ «заключает в себе все, что люди о себе и себе подобных знают, воображают и в принципе могут вообразить, ассоциируя себя не только с ближайшей действительностью, но и легко переносясь мыслью в иные, возможные и невозможные, миры, превращаясь мысленно в кого угодно и что угодно обращая в свое подобие» [4, с. 73].
Семантическое моделирование языкового образа-концепта «человек», как и других отраженных в языке ментальных сущностей, осуществляется в направлении от смысловой универсалии (экстралингвистического смысла) к ее языковому отражению; от того, что есть в головах и чувствах людей, к тому, как знания и представления человека о человеке и о мире воплощаются в языке.
Характерной чертой антропоцентристской семантики является интегративность - методологический принцип, заключающийся в использовании ею идей, достижений, методов разных направлений лингвоантропологии. Этот принцип, характеризующий современную лингвоантропологию в целом, для антропоцентристской семантики особенно значим, поскольку объект ее изучения охватывает все отображенные в языке стороны человека, к которым обращено то или иное лингвоантропологическое направление: когнитивно-психологическую, социальную, культурную, этническую, эстетическую. Иными словами, при выделении и исследовании языкового образа-концепта принципиальное значение имеет его экстралингвистическая обусловленность, предполагающая обращение исследователя к таким факторам, как национально-культурные стереотипы, критерии оценки явлений действительности, индивидуально-психологические особенности носителей языка, условия коммуникации и т.д.
Интегративностьантропоцентристской семантики обусловлена и тем, что каждое из направлений лингвоантропологии в том или ином плане обращено к семантическим реалиям языка: отталкиваясь от отдельного экстралингвистического аспекта (например, от психологии говорящего, контекста культуры, принадлежности человека к национальной, возрастной, профессиональной группе и т.д.), исследователь стремится интерпретировать содержание языковых / речевых значений, объяснить внутрилингвистическую природу изучаемых явлений экстралингвистическими факторами их порождения и бытия. Методы, применяемые в семантических исследованиях, активно используются в лингвокультурологических, психолингвистических, социолингвистических и другихлингвоантропологических изысканиях, и наоборот. Например, в разных направлениях лингвоантропологии находят применение такие методы семантических исследований, как метод компонентного анализа, метод полевого структурирования; в работах семантической направленности все чаще используются психолингвистические экспериментальные методики. Надо отметить, что вообще лингвоантропо-логия с ее установкой на междисциплинарность существенно расширяет методологические возможности исследователя.
Интегративный характер антропоцентристской семантики проявляется и в ее обращении к положениям напрямую не связанных с языкознанием наук о человеке, таких, как философия, логика, биология, история, социология и других, - в том объеме, в каком это необходимо для выявления специфики языковой концептуализации явлений окружающего мира, получивших свое научное осмысление.
Об интегративной ориентации антропоцентристской семантики говорит и тот факт, что ее объекты (языковые образы-концепты) «включены» как сложные содержательные структу-
ры (сгустки смысла) во все семантизированные уровни языка и по этой причине должны исследоваться комплексно, через обращение ко всем значимым языковым единицам в их реальном взаимодействии, посредством которого происходит отражение в речи той или иной ментальной сущности.
Знаковая природа отражения явлений действительности в таких единицах языковой/речевой реальности, как слово, предложение (высказывание), текст, требует от исследователя обращения к лексическому, синтаксическому, прагмастилистическому уровням языка, на которых и происходит семантическая объективация концепта. Следовательно, антропо-центристская семантика демонстрирует установку на интеграцию разных направлений классической семантики (лексическая семантика, семантический синтаксис, коммуникативная семантика) с прагматикой и ее направлениями (теория речевых актов, жанрология, прагма-стилистика).
Межуровневый характер антропоцентристской семантики заключается не в механическом соединении информации об образе-концепте, полученной исследователем при анализе языковых/речевых единиц разных уровней, а в комплементаризме (взаимодополнении) информации, добытой разными путями (например, путем компонентного, контекстуального анализа, с помощью эксперимента) из разных источников (например, из толковых словарей, живой разговорной речи, текстов художественной литературы). При этом комплементаризм практических изысканий и выводов антропоцентристской семантикипредполагает акцентирование внимания на человеке как субъекте языковой концептуализации действительности.
Обращение ко всем семантизированным уровням языка позволяет исследователю определить как специфические для каждого уровня, так и общие для этих уровней черты языкового образа-концепта. Специфические черты - это те особенности языкового отображения концептуальной сущности, которые связаны с потенциальными семантическими возможностями языковых единиц этих уровней (например, особенности языкового отображения концептуальной сущности определяются словообразовательными возможностями лексем, регулярными реализациями элементарных синтаксических структур, прямыми и косвенными речевыми актами); общие черты - это семантические черты языкового образа-концепта, проявляющие себя на всех уровнях языковой системы и носящие категориальный характер, т.е. отражающие процесс концептуализации человеком того или иного явления действительности (например, оценочность как категориальная семантическая черта языкового образа-концепта «человек» проявляет себя на всех уровнях языковой системы).
Междисциплинарный подход к объектам изучения, межуровневый характер исследований, комплементарная природа практических изысканий и выводов антропоцентристской семантики позволяют употреблять по отношению к ней термин интегративная семантика.
Названные черты антропоцентристской (интегративной) семантики, обусловленные спецификой объектов ее изучения (репрезентаций в языке ментальных и социокультурных образований), составляют существо ее методологии. Эта методология заключается в выявлении и обобщении отображенной в языке / речи информации (знаний, представлений, мнений) о явлении действительности, которая объективирована всей системой семантических единиц, структур и правил функционирования языка, репрезентируемых в речевых произведениях.
Библиографический список
1. Караулов, Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю.Н. Караулов. - М. : Наука, 1976. - 355 с.
2. Лингвистика человека: антология / под ред. Л.Б. Никитиной, Н.Д. Федяевой. - Омск : Вариант-Омск, 2012. - 360 с.
3. Одинцова, М.П. Лингвоантропологические исследования омских русистов / М.П. Одинцова // Вестник Омского университета. - 2002. - № 2. - С. 5-13.
4. Одинцова, М.П. Человек как вселенная: образ «целого» и «части» в языковой картине мира / М.П. Одинцова // Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная : сб. науч. трудов. - Вып. 2 -Омск : Изд-во ОмГУ, 1994. - С. 73-80.
L.B. Nikitina Omsk State Pedagogical University POSTULATES OF ANTROPOCENTRIC SEMANTICS This article discusses the methodological principles of one area inside modern linguoanthropology - anthropo-centric semantics.
Keywords: anthropocentric semantic, linguistic world image, linguistic image concept.
References
1. Karaulov U.N. Obshaya i russkay ideografiya [General and Russian ideography]. Moscow, Nauka, 1976, 355 p.
2. Nikitina L.B., Fedyaeva N.D. Lingvistika cheloveka: antologiya [Human Linguistics: anthology]. Omsk, Variant-Omsk, 2012, 360 p.
3. Odintsova M.P. Lingvoantropologicheskie issledovaniya omskih russistov. Vestnik omskogo universiteta. 2002, № 2, pp. 5-13.
4. Odintsova M.P. Manas the universe: image of the "whole" and the "part" in the linguistic world image. Chelovek. Kul'tura. Slovo: Mifopojetika drevnjaja i sovremennaja. Collection of scientific papers. Issue. 2, Omsk: University Press of OmSU, 1994, pp. 73-80.
© Никитина Л.Б., 2013
Автор статьи - Лариса Борисовна Никитина, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет, e-mail: laribn@rambler.ru.
Рецензенты:
Н.Н. Щербакова, доктор филологических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет;
Н.Д. Федяева, доктор филологических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.