Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 4 (426). Филологические науки. Вып. 116. С. 151—156.
УДК 81:001.12/.18 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10420
ББК 81.1
КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАКТИКИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
В. С. Нарчук
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
Рассматриваются завершившиеся конфликтные ситуации в комментариях к публикациям на странице «My Life is MMA» социальной сети VK.com, посвященной боевым видам спорта. В результате исследования комментариев читателей страницы за 2016—2017 гг. были выделены коммуникативные тактики, используемые для завершения конфликтных ситуаций в социальной сети. Было выяснено, что пользователи страницы «My Life is MMA» используют тактики оправдания, согласия, убеждения, переключение внимания, предложения, шутки и отсрочки разговора для завершения конфликтных ситуаций.
Ключевые слова: толерантность, социальные сети, коммуникация, диалог, конфликт, речевая ситуация, коммуникативная тактика, интернет, вербальная агрессия, рационализация.
Социальные сети стали самым быстроразви-вающимся сегментом интернета и важнейшей коммуникационной средой, оставаясь эффективным средством для межличностной коммуникации, представляя практические неограниченные возможности связи между людьми [3. С. 4]. Следовательно, публичные страницы в социальных сетях представляют особый интерес для лингвистического анализа.
Конфликтные речевые ситуации являются неотъемлемой частью общения в социальных сетях. Люди, общающиеся в социальных сетях, обычно вступают в быстрые коммуникативные акты, которые включают в себя минимум визуальной информации, и обычно не включают звуковую информацию. Коммуникации в социальных сетях свойственны молодежный сленг, жаргонизмы, просторечия, бранная лексика. Неформальный стиль общения в социальных сетях способствует быстрому возникновению конфликтов, которые могут также быстро разрешаться. При этом эмоции, полученные от противоположной стороны конфликта, которые могут остановить ссору на начальной стадии — при конфликте в социальных сетях отсутствуют. У пользователей может появиться желание проверить, чем может закончиться спор. Еще один фактор, который способствует развитию конфликтных речевых ситуаций в социальных сетях — анонимность, характерная для общения в интернете. Часть пользователей социальных сетей пользуется выдуманными именами, дополнительно защищая себя от возможных последствий
агрессивного речевого поведения. Последствием этого становится экспрессивная и эмоциальная коммуникативная среда социальных сетей.
Конфликтом в данном исследовании понимается особый вид коммуникативной ситуации, в которой разногласия интересов, целей, взглядов приводят к столкновению противоборствующих сторон. Любой конфликт — актуализировавшееся противоречие [6. С. 32]. Одна сторона конфликта начинает действовать в ущерб другой, понимая это, вторая сторона предпринимает ответные действия, которые могут выражаться соответствующими — негативными — средствами языка и речи. [1. С. 137]. Участники коммуникации могут начинать общение, находясь на разных социальных позициях, подходя к диалогу с разными целями и задачами. Это способствует появлению конфликтной речевой ситуации.
Конфликтная речевая ситуация сопровождается выплеском негативных эмоций и вербальной агрессией. Агрессия в этом случае определяется как «словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме» [10. С. 15]. Она получает вербальный выход. Данная речевая ситуация может не получить развития, если одна из сторон потенциального конфликта проявит терпение. Развитие конфликта зависит от эмоционального состояния коммуникантов и выбранной ими речевой тактики [1. С. 137].
Конфликт начинает назревать еще до начала акта коммуникации, когда у будущих субъектов
коммуникации происходит осознание своих потребностей, интересов, позиций, которые влияют на формирование целей общения и определяют намерения и выбор стратегических и тактических средств и способов взаимодействия [9. С. 10] Оба субъекта начинают ощущать конфликтность ситуации и готовы предпринять речевые действия друг против друга. Назревание конфликта может продолжаться и в начале коммуникативного акта, когда действия субъектов направлены на «разведку» ситуации: выявление позиции оппонента, возможностей разрешения противоречий и т. п. Исследователи выделяют основные стадии конфликта — созревание, пик и спад. Созревание конфликта характеризуется тем, что в этой стадии четко обозначаются противоречия, происходит их осознание, и обе стороны начинают действовать в своих интересах в ущерб другой стороне. Пик конфликта определяется применением наиболее агрессивных языковых и речевых средств: от прямого оскорбления до самых изощренных способов унижения чести и достоинства собеседника. Спад конфликта характеризуется речевыми действиями субъектов, связанными с различного рода уступками друг другу, частичным или полным согласием с противоположной стороной, сменой темы (сценария) разговора и т. п. Разрешение конфликта начинается в коммуникативной фазе, когда конфликтующие стороны приходят к какому-то решению и завершают контакт с помощью соответствующих коммуникативных тактик [9. С. 10].
Вопрос о выходе из ситуации конфликта остаётся мало изученным в отечественной лингвистике. В данной работе мы рассматриваем использование коммуникативных тактик выхода из конфликтных речевых ситуаций как один из способов разрешения конфликта и достижения коммуникативной гармонии. Под коммуникативной гармонией понимается согласование (взаимопонимание) как проявление эмоциональной чуткости, душевной восприимчивости. Как представляется, вся познавательная деятельность человека направлена на освоение окружающего мира, на формирование и развитие умения ориентироваться (самоорганизовываться, адаптироваться, «гармонизировать») в этом мире на основе имеющихся и приобретаемых знаний (опыта) [8. С. 211].
Словарь лингвистических терминов предлагает следующее определение термина «коммуникативная тактика»: «совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия.
Коммуникативная тактика соотносится с выполнением отдельных шагов по воплощению каких-либо частных целей» [2. С. 157]. Также под коммуникативной тактикой понимаются минимальные речевые действия, ведущие к достижению (макро) цели говорящего в рамках речевой стратегии в соответствии с избранным речевым жанром [4. С. 26]. Коммуниканты пытаются достичь своей коммуникативной цели, реализуя коммуникативные шаги, которые соотносятся с понятием коммуникативной тактики.
Коммуникативные тактики могут быть:
1. нормообразующими — в соответствии с общепринятыми нормами и представлениями типичного поведения и развития событий;
2. мотивирующими — тип поведения продиктован личными причинами коммуникантов;
3. нормонарушающими [7. С. 225].
Исследователями выделяются следующие коммуникативные тактики выхода из конфликтных речевых ситуаций: извинение, оправдание, согласие, игнорирование агрессии, предложение, убеждение, переключение внимания, шутки, молчание, отсрочка разговора [1. С. 138].
Нами были рассмотрены завершившиеся конфликтные ситуации в комментариях к публикациям на странице «My Life is MMA» социальной сети VK.com, посвященной боевым видам спорта. Данная страница была открыта в марте 2013 года. Подписчиками этой страницы являются более 250 тысяч человек из разных регионов России и стран СНГ. Выбор этого материала для исследования обуславливается большой популярностью боевых видов спорта в разных частях России и других стран. На страницах, посвященных боевым видам спорта, происходит постоянное пересечение разных культурных установок. Это связано с большой популярностью этих видов спорта в разных регионах. Стоит отметить, что неформальный стиль общения в социальных сетях в целом, и в данном сообществе в частности, позволяет коммуникантам использовать высказывания, которые были бы неуместными в других речевых ситуациях. Пользователям страницы понятна речевая норма, установившаяся в данном сообществе. Речевая норма понимается как представление культурных носителей языка о закономерностях его функционирования, отраженное в узусе и сформулированное в виде прагматических правил — речеповеденческих и текстовых [5. С. 264]. Если рассмотреть разновидность речевой нормы сообщества «My Life is MMA», то исходя
из определения Г. А. Копниной, речевая норма данного сообщества соответствуют принципу ситуативности — каждое высказывание должно в нем связано с конкретной ситуацией общения [5. С. 266]. Подписчики страницы «My Life is MMA» отталкиваются от установившейся речевой нормы в своей коммуникации.
Коммуникативная среда социальных сетей способствует возникновению коммуникативных конфликтов благодаря неформальному стилю общения. Общение пользователей социальных сетей обычно не приводит к конфликтным ситуациям, трансформирующимся в физические действия участников диалога. Это накладывает отпечаток на конфликтные речевые ситуации в социальных сетях — участники диалога в социальных сетях могут проявляться себя агрессивнее, чем в реальной жизни, ощущая отсутствие барьеров. Еще одна причина возникновения конфликтных речевых ситуаций на странице «My Life is MMA» является спортивная направленность данного сообщества. Подписчики страницы зачастую поддерживают разных спортсменов, которые являются представителями разных регионов. Это создает дополнительные условия для появления коммуникативных конфликтов. В результате исследования было выделено использование следующие коммуникативных тактик для рационализации конфликта: тактики оправдания, согласия, убеждения, переключение внимания, предложения, шутки и отсрочки разговора.
Коммуникативная тактика убеждения основана на поиске аргументов, способных убедить вторую конфликтующую сторону в неистинности или сомнительности ее знаний и идей, доказать ошибочность ее мнения. Оно сопровождается предложением альтернативной позиции, в которую верит убеждающий [1. С. 139]:
Александр: Илья, Вы свои подгузники обгадите сразу, если вас к нему на ринг кинут и крикнут: «Бой!»
Илья: Александр, зато не делаю из куска сала легенду)
Александр: Илья, легендой его люди сделали. Благодаря этому человеку MMA так сильно и так быстро популяризировалось в России. Человек много сделал для спорта и делает. А всякие хей-терасты типа курицы Азиевой поливают его как могут, абсолютно не зная ни о его достижениях, ни того, что он сделал для спорта. Не уподобляйся дегенератам. Будь выше (URL: https://vk.com/ wall-49264394_1701073)
Мы видим, как участник диалога убеждает своего оппонента в том, что ему нужно изменить своё поведение. Он делает с помощью прямого призыва к другому участника диалога. На этом конфликт завершается.
Тактика отсроченного разговора. Данная тактика коммуникативного поведения предполагает пресечение речевой агрессии путем отказа говорящего продолжать обсуждение возникшей проблемы в агрессивной тоне [1. С. 139]. Участник диалога отказывается продолжать спор, используя агрессивную лексику:
Эдуард: Такой цирк! К чему эта полиция на сцене? Петухов разнимать?)))
Riff о: Эдуард, петухов? К чему ты это написал, чтоб снести яйцо?
Эдуард: Riffo, ты кто такой вообще? Создай страницу нормальную, поставь фото свое, потом поговорим)) Троллей не кормлю! (URL: https://vk.com/wall-49264394_1273229)
В этом случае участник диалога пытается отстрочить разговор до выполнения своих условий. Именно в подобном виде тактика отстроченного разговора встречается в комментариях паблика.
Коммуникативная тактика предложения. Использующий эту тактику коммуникант хочет закончить конфликтную ситуацию, для чего он предлагает: 1) конструктивное решение проблемы, апеллируя к третьей стороне для рационального разрешения конфликта; 2) забыть о разногласиях; 3) временно прекратить отношения [1. С. 140].
В данных случаях мы видим предложение о завершении диалога: Максим: Да заткнись...
Ибрагим: Максим, листайте дальше, не читайте. Какие проблемы? Или это самореализация за счёт интернетного оскорбления человека, за его спиной? Тогда извините, что пишу вам.
Максим: Ибрагим, где оскорбления? Или пообщаться не с кем?
Ибрагим: Максим, мне очень жаль, если для вас слова, которые вы написали, не являются оскорблением. Я думаю все дело в образе жизни, который вы ведёте. Всего доброго. (URL: https://vk.com/wall-49264394_1771614)
Тактика переключения внимания. Используется коммуникантами для того, чтобы завершить конфликтную ситуацию с помощью смены темы разговора [1. С. 140]:
Муршид: Какое расторжение контракта?! О чем эти идиоты говорят вообще. Хабиб — это золотая жила дляЮФС в ближайшие 3—4 года..
Дмитрий: Муршид, Все знают, кто золотая жила, и это — не Хабиб. А чемпион двух дивизионов.
Сергей: Дмитрий, чемпион двух дивизионов этот Конорас сидит под юбкой своей жены, а Хабиб — настоящий чемп)
Муршид: Дмитрий, он уже не будет драться в ЮФС. Он забил на Дану Уайт. Так что цель на ближайшие годы будет на Россию и Хабиба будут раскручивать. Смотри, если бы тогда устроили бой Альдо и Эдди, Альдо так же мог стать чемпионом во второй весовой категории. Или так же, например, Вудли может побить Биспинга и т. д. Ух, самое трудное — это добираться до боя за чемпионский пояс. (URL: https://vk.com/wall-49264394_1738097)
В этом случае коммуникант решил сменить тему разговора, завершив конфликт таким образом.
Тактика оправдания. Используется коммуникантами для прояснения недоразумения, приведшего к конфликту: говорящий пытается дать дополнительную информацию об обстоятельствах, объясняющих причины его поведения в прошлом [1. С. 140]. Он надеется изменить отношение агрессивно настроенного:
Wladyslaw: Сравнил нулевого боксера и траво-кура с Мейвезером, который является профессиональным боксером и чемпионом мира в 5 весовых.
Farick: Да я не говорю, что Мейвезер хреновый, я говорю про то, что Конору везет, и он реально крут, я про это. Ладно, забудем про Альвареза и Нейта, Альдо, хочешь ты того или нет, надо признать один точный удар и Альдо нет, он побит (URL: https://vk.com/wall-49264394_1743380) На этом примере мы видим, как коммуникант решил дать дополнительную информацию, которая оправдывает его позицию.
Коммуникативная тактика согласия — это приглашение к кооперативному разрешению конфликта: говорящий сообщает о том, что принимает позицию собеседника, вследствие чего появляются условия для гармонизации мнений [1. С. 140]:
Слава: Михаил, чем хаять людей на свою шайбу глянь!
Михаил: Слава, поверь, нет. Не позорься, иди отсюда, мне не интересен спор с тобой, и твоя фраза про моего отца лжива, а также подумай о своем, у кого старее?))
Слава: Михаил, твой старше меня точно)слил-ся короче говоря! Михаил: Слава, это — мое мнение. Слава: Михаил, на каждое мнение есть другое мнение. Извини!
Михаил: Слава, извиняю. Я согласен. (URL: https://vk.com/wall-49264394_1077854)
Собеседник частично согласился со своим оппонентом (не с точной зрения — причиной конфликта, но с точкой зрения о возможности существования разных мнений). На этом конфликт был разрешен. В этом же примере можно увидеть использование коммуникативной тактики извинения — участник конфликта извиняется за своё поведение, а другой участник принимает его извинение. Еще один пример использования тактики извинения:
Расул: Женя, извиняюсь, значит, я твой комментарий не понял
Женя: Расул, все нормально.:) (URL: https://vk.com/wall-49264394_1020727)
Коммуникативная тактика шутки. Используется для снятия напряжения в конфликте. Обычно это шутка от коммуниканта, который не является частью конфликта, но хочет снять напряжение [1. С. 138]. Пример подобного использования шутки: Айхан: Ильфат, что ты хочешь этим сказать? Вот не надо только недооценивать людей, добившихся таких высот в спорте
Ильфат: Айхан, вы легендами каждого второго называете
Ильфат: Айхан, Норткатт только улыбаться умеет во весь рот
Айхан: Ильфат, что ты несёшь, он в 20 лет — лучший боец в дивизионе, это — определённо легенда
Артём: легенды ММА — Норкат, Конор, Лобов, Гигант Сильва, Боб Сапп, Бадюк и Ронда (URL: https://vk.com/wall-49264394_1194126)
Стоит отметить, что эта шутка понятна участникам сообщества, посвященного боевым видам спорта.
В результате исследования было выявлено 110 завершенных конфликтных ситуаций. Мы определили, что пользователи страницы «My Life is MMA» чаще всего используют тактику предложения о завершении диалога — в очерченный временной период она была использована 55 раз. Чаще всего пользователи страницы просто хотят закончить конфликтную ситуацию, просигнализировав об этом.
Коммуникативная тактика убеждения была использована 21 раз. Эта тактика сопровождается предложением альтернативной позиции, в которую верит убеждающий. Её использование говорит о том, что вторым по популярности методом завершения конфликта является попытка «вразумить» оппонента, пытаясь перевести его мнение на свою сторону.
Тактика отсрочки разговора была использована 11 раз. При этом все примеры использования этой тактики говорили о её формальности — на самом деле коммуникант не собирался продолжать разговор в будущем, для этого он выставлял определенные требования.
Тактика переключения внимания была использована 8 раз. Пользователи страницы «My Life is MMA» редко останавливают конфликт, внося в разговор совершенно новую тему.
Тактика оправдания была использована 7 раз. Пользователи страницы «My Life is MMA» редко начинают оправдывать свою позицию, завершая конфликт вежливым путём.
Тактика шутки была использована 5 раз. При этом все обнаруженные примеры использования этой тактики указывали на внешнее воздействие на конфликт — человек, не участвующий в конфликте хочет снять напряжения с помощью шутки.
Тактика согласия была использована 3 раза. Это говорит о том, что обычно участники конфликта не готовы публично признавать правоту своего оппонента.
Стоит отметить, что часть конфликтов, возникающих на странице «My Life is MMA» завершаются
не с помощью коммуникативных тактик, а после удаления администрацией сообщества или удаления с помощью «фильтра запрещённых слов». Это происходит в случае самых злостных нарушений моральных норм, а также законодательства Российской Федерации.
Таким образом, мы приходим к следующим выводам:
1. Пользователи страницы «My Life is MMA» используют тактики оправдания, согласия, убеждения, переключение внимания, предложения, шутки и отсрочки разговора для завершения конфликтных ситуаций и достижения коммуникативной гармонии;
2. Наиболее предпочтительной в социальных сетях является тактика предложения о завершении диалога.
3. Самым непопулярным способом для завершения конфликтных ситуаций является тактика выражения согласия.
4. Коммуникативные тактики выхода из конфликтных ситуаций в социальных сетях носят, в основном, нормообразующий, а также мотивирующий характер.
Список литературы
1. Волкова, О. С. О тактиках толерантного речевого поведения в коммуникативной ситуации «Конфликт» / О. С. Волкова // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. — 2008. — № 2. — С. 137—141.
2. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило // Изд. 5-е, испр-е и дополн. Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2010. — 486 с.
3. Казнова, Н. Н. Трансформация языковой личности в интер-нет-коммуникации (на примере французской блогосферы): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. Н. Казнова — Пермь, 2011. — 23 с.
4. Карпова, Н.А., Морева, А. В. Коммуникативные тактики побуждения в речевом жанре (на материале административного объявления в русском и немецком языках) / Н. А. Карпова, А. В. Морева // Язык и культура. — 2010. — № 1. — С. 24—32.
5. Копнина, Г. А. Речевая норма: опыт системного осмысления понятия / Г. А. Копнина // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. — 2012. — № 1. — С. 263—267.
6. Муравьева, Н. В. Язык конфликта / Н. В. Муравьева. // М.: МЭИ, 2002. — 264 с.
7. Тармаева, В. И. Основные положения теории когнитивной гармонии в языке / В. И. Тармаева // Монография. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2009. — 235 с.
8. Тармаева, В. И. Когнитивная гармония и асимметричный знак в повествовательном дискурсе / В. И. Тармаева // Вестник Краснояр-ского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. — 2010. — № 3. — С. 207—214.
9. Третьякова, В. С. Речевой конфликт и гармонизация общения: дис. ... д-ра филол. наук / В. С. Третьякова — Екатеринбург, 2003. — 301 с.
10. Щербинина, Ю. В. Вербальная агрессия / Ю. В. Щербинина // М.: URSS, 2006. — 360 с.
Сведения об авторе
Нарчук Валентин Сергеевич — аспирант кафедры немецких языков и межкультурной коммуникации, Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия. [email protected]
156
B. C. HapuyK
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 4 (426). Philology Sciences. Iss. 116. Pp. 151—156.
COMMUNICATIVE TACTICS USED TO END SPEECH CONFLICTS IN SOCIAL MEDIA
V.S. Narchuk
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia. [email protected]
The article investigates finished conflict situations in the comment section of the «My Life is MMA» page from Russian social network «VK.com». This public page is dedicated to the combat sports and it's one of the largest of its kind. We have taken the opportunity to identify the communicative tactics that were used to finish conflict situations on that page during 2016/2017. Conflict is a special kind of communicative situation in which differences of interests, goals and attitudes lead to a clash of the opposing sides. There are a lot of communicative conflicts in the internet and social media due its informal communication style. There are different kinds of the communicative tactics. We found out that users of the «My Life is MMA» page use tactics of justification, consent, persuasion, attention switching, suggestions, jokes and postponement of conversation to finish conflict situations. We also found out that tactic of the proposal to end the dialogue is the most popular when it comes to finishing conflict situations.
Keywords: tolerance, social media, communication, dialogue, conflict, speech situation, communicative tactics, the Internet, verbal aggression, rationalization.
References
1. Volkova, O.S. O taktikah tolerantnogo rechevogo povedeniya v kommunikativnoj situacii «Konflikt» [About the tactics of tolerant speech behavior in the communicative situation of conflict]. Vestnik VolGU. Seri-ya 2: Yazykoznanie [Bulletin of VolGU. The Linguistics Series], 2008, no. 2, pp. 137—141. (In Russ.).
2. Zherebilo, T.V. Slovar' lingvisticheskih terminov [Glossary of Linguistic Terms]. Nazran, Piligrim Publ., 2010. 486 p. (In Russ.).
3. Kaznova, N.N. Transformatsiya yazykovoy lichnosti v internet-kommunikatsii (na primere frantsuzskoy blogosfery): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk [Transformation of the linguistic personality in the Internet communication (on the material of French blogosphere)]. Perm, 2011. (In Russ.).
4. Karpova, N.A., Moreva, A.V. Kommunikativnye taktiki pobuzhdeniya v rechevom zhanre (na material administrativnogo ob'yavleniya v russkom i nemeckom yazykah) [The perceptive communicative tactics in a speech genre of administrative announcement (on material of russian and german)]. Yazyk i kul 'tura [Language and Culture], 2010, no. 2, pp. 24—32. (In Russ.).
5. Kopnina, G.A. Rechevaya norma: opyt sistemnogo osmysleniya ponyatiya [Speech norm: experience of systematic understanding of concept]. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. [Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University], 2012, no. 1, pp. 263—267. (In Russ.).
6. Murav'eva, N.V. Yazykkonflikta [The Language of Conflict]. Mos-cow, MEI Publ., 2002. 264 p. (In Russ.).
7. Tarmaeva, V.I. Osnovnyepolozheniya teorii kognitivnoj garmonii v yazyke [The main points of the theory of cognitive harmony in the language]. Ulan-Ude, BGSKHA Publ., 2009. 235 p. (In Russ.).
8. Tarmaeva, V.I. Kognitivnaya garmoniya i asimmetrichnyj znak v povestvovatel'nom diskurse [The cognitive harmony and asymmetric sign in a narrative discourse]. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. [Bulletin of Krasno-yarsk State Pedagogical University], 2010, no. 3, pp. 207—214. (In Russ.).
9. Tret'yakova, V.S. Rechevoj konflikt Igarmonizaciya obshcheniy: dis. ... d-ra filol. nauk [Verbal conflict and harmonization of communication]. Ekaterinburg, 2003. (In Russ.).
10. Shcherbinina, Yu.V. Verbal'naya agressiya [Verbal aggression]. Moscow, URSS Publ., 2006. 360 p. (In Russ.).