А. А. Дмитриева
ОЛОНХО ВИЛЮЙСКОГО РЕГИОНА: СКАЗИТЕЛЬСТВО И СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Работа представлена центром олонхо Института гуманитарных исследовании Академии наук Республики Саха (Якутия). Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор В. В. Илларионов
Статья посвящена региональному изучению якутского героического эпоса олонхо. Олонхо Вилюйского региона представлено в сказительском и сюжетно-композиционном плане.
The article is devoted to the investigation of the Yakut heroic epos olonkho. Olonkho of the Vilyui region is represented in the article in the narrative, plotline and composition terms.
Изучение региональных эпических традиций в отечественной фольклористике, в том числе тюрко-монгольской, получило широкое развитие. А якутское олонхо еще не изучено с точки зрения региональной эпической традиции.
Мы считаем, что в настоящее время для якутской фольклористики представляется актуальным изучение региональных особенностей эпической традиции. Такое изучение позволило бы выявить напластования, составить генеалогическое соотношение, установить специфику развития эпического творчества, традицию и новаторство в области эпического стиля сказителей данного региона, а также внесло бы лепту в определение генезиса олонхо и еще шире - этногенеза. Нужно сказать, что в якутском эпосоведении недостаточно изучена текстология олонхо и исследование региональных эпических традиций как раз старается решить эту проблему.
Обобщая труды якутских фольклористов и музыковедов, можно выделить такие эпические традиции: эпическая традиция центральной Якутии, традиция олонхо Вилюйского региона, северо-восточная и северо-западная (в том числе долганская) эпические традиции1. На наш взгляд, в фор-
мировании вилюйской эпической традиции важную роль сыграли исторические, территориальные и диалектные особенности. Так, несмотря на то, что Вилюйский регион в целом не отличается от центральной Якутии, он находится в несколько обособленном положении. Освоение якутами вилюйского бассейна произошло в XVI-XVII вв. в основном в связи с приходом русских на Среднюю Лену. Удаленность от центра и высокий процент пассионарнос-ти обусловил сохранность и широкое бытование устного народного творчества и традиционной культуры якутов. Следует также подчеркнуть, что диалектологи выделяют вилюйскую группу говора, которая характерна соответственно в данном регионе. Музыковеды считают вилюйскую группу сильным очагом песенности, которой характерен тип «этэн ыллыыр».
Как выше сказали, эпическая традиция олонхосутов Вилюйского региона специально не исследовалась. Большинство эпических текстов, которое лежит в архиве ЯНЦ СО РАН и ИГН АН РС (Я), недоступно широким слоям населения и находится в неудовлетворительном состоянии, опубликовано только несколько записей олон-хо, и это, на наш взгляд, препятствует развитию олонховедения.
9 3
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
В статье мы рассмотрели 40 текстов олонхо Вилюйского региона в сказитель-ском, образном, сюжетно-композицион-ном аспекте. Здесь не рассматривались музыковедческая сторона, художественно-изобразительные средства, язык, эпические формулы, типические места и т. д., которые в дальнейшем будут специально исследованы.
В сказительстве и сюжетно-композици-онной структуре олонхо Вилюйского региона имеются некоторые отличия от эпической традиции центральных и северных районов. Так, обнаруживаются особенности при исполнении сказания, выраженные вставным тойуком (жанр якутского песенного творчества) в начале или конце олонхо. Такие тойуки сопровождались «подношением духу огня жертвы (подливали масло)»2 и не связывались с текстом олонхо. Например, в 1938 г. известный вилюйский олонхосут С. Н. Каратаев после исполнения героического эпоса спел тойук «Олонхо кутуругун салайар ырыа» о своей старости. Как заметил фольклорист А. А. Саввин, также могут петь о временах года, песни-диалоги (туойсуу) и т. д.3 В статье В. П. Еремеева говорится о том, что нюрбинский олонхосут С. В. Петров после исполнения олонхо спел тойук «Олонхо кутуругун салайар ырыа». Эта песня имеет автобиографический характер4 . Мы считаем, что такой тойук пели вследствие глубокой веры в сакральную, магическую силу олонхо.
Рассмотрев образную систему олонхо Вилюйского региона, можно отметить добавление некоторых образов, развитие или ослабление поэтики того или иного образа. Например, в характере главного героя можно наметить некоторые особенности: богатырь иногда отказывает на просьбу, перерождается, убивает невинных в корыстных целях, насилует женщину, ссорится с родными, попадает в вершу во время битвы. Новаторством можно считать образ шамана, кузнецов абаасы и священной бе-
резы Аар Кудук Хатынг, появившейся под влиянием местной природы и традиционного якутского верования5.
Проанализировав сюжетно-композици-онную структуру олонхо Вилюйского региона, можно подчеркнуть, что к традиционным темам прибавляется космологическая - о сотворении мира. Следует сказать, что эта тема присуща только в олонхо периферийных районов Якутии, что говорит об архаичности этой темы. Тема основания семьи является основной темой олонхо Вилюйского региона, так же как и в эпической традиции центральных улусов. Героическое сватовство здесь становится составной частью биографии героя. Тема защиты племени айыы от племени абаасы занимает второе важное место в эпосе. В связи с недостаточностью и современностью фольклорного материала мы не можем сказать, что олонхо о заселении Среднего мира племенами ураангхай саха было свойственно в данной эпической традиции.
По своей структуре выделяются олонхо о героях одного поколения и о двух поколениях героев (отец-сын). В первом сю-жетно-повествовательном типе входит большинство олонхо.
Применяя классификацию Н. В. Емельянова6 к вилюйскому корпусу эпоса, мы составили указатель сюжетов и мотивов олонхо данного региона, в результате чего обнаружили следующие новые мотивы: отказ от женитьбы; отказ богатыря на просьбу; попадание богатырей в вершу; убийство женщины абаасы, которая хотела выйти замуж за богатыря с помощью обмана; чудесное рождение богатыря от утки крохаль; рождение богатыря во время битвы; воспитание богатыря-птицы; чудесное перерождение; насильственное обладание; поиск чудесной страны; пропажа сыновей; добрачные связи; победа богатыря абаасы; усмирение богатырки родным сыном; помощь духов-иччи за вознаграждение; убийство невинных в корыстных целях; классовая несправедливость в Сред-
9 4
нем мире; вредительство богатыря айыы; ничья; женитьба героя на женщине-оборотне; женитьба без свадьбы; наречение героя вторым именем при посвящении в богатыри; продолжение богатырских походов после женитьбы. Следует сказать, что новаторства сказителей в создании сюжетных мотивов появились в результате фантазии олонхосута, стремления к психологической детализации характера, свойственного в период угасания эпосотворчества. Большой интерес представляет мотив сотворения Вселенной, который характерен только для олонхо периферийных улусов.
Таким образом, рассмотрев олонхо Ви-люйского региона в сказительском, образном, сюжетно-композиционном аспектах, мы пришли к выводу, в олонхо Вилюйско-го региона имеются некоторые отличия от других якутских эпических традиций. В каждом аспекте - сказительстве, образной системе, сюжетно-композиционной структуре - обнаруживаются отличия, которые появились в результате локализованное™ региона, более устойчивого сохранения традиционного якутского верования, местной природы, угасания эпической традиции и т. д.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Илларионов В. В. Искусство якутских олонхо. Якутск, 1982; Ларионова А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. Новосибирск: Наука, 2004.
2 Пухов И. В. Исполнение олонхо // Доклады на 2-й научной сессии. 1. История и филология. Якутск: Якутское гос. изд-во, 1951. С. 155.
3 Архив Якутского научного центра СО РАН. Ф. 4. Оп. 12. Д. 87. Л. 101.
4 Еремеев В. П. Олонхосут Спиридон Петров (Заметки фольклориста) // Якутский эпос в контексте эпического наследия народов мира: Сб. научн. статей. Якутск: Якутский филиал Изд-ва СО РАН, 2004. С. 144.
5 Дмитриева А. А. Образ Aap Кудук Хатынг в олонхо Вилюйского региона // Гуманитарная наука в трудах молодых исследователей. Вып. 3. Сб. науч. ст. Якутск: ИГИ АН PC (Я), 2005. С. 171-178.
6 Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. М: Наука, 1980; Он же. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. М.: Наука, 1983; Он же. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. М.: Наука, 1990.