Научная статья на тему 'Олицетворение как средство вербализации концепта «Природа» в лирике поэта Зауралья Б. Е. Черемисина'

Олицетворение как средство вербализации концепта «Природа» в лирике поэта Зауралья Б. Е. Черемисина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
333
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / КОНЦЕПТ / ФРАГМЕНТЫ КОНЦЕПТА "ПРИРОДА" / СРЕДСТВА ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТОВ / ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / CULTURAL LINGUISTICS' ASPECT / CONCEPT / FRAGMENTS OF CONCEPT "NATURE" / FACILITIES OF VERBALIZATION OF CONCEPT / PERSONIFICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Максимовских Анна Геннадьевна

C позиции лингвокультурологии анализируется олицетворение в пределах фрагментов концепта «Природа» в лирике зауральского поэта Б. Е. Черемисина. В этой связи описан состав олицетворений в рамках фрагментов концепта, выявлены особенности их использования, установлена роль в передачи авторского мировосприятия поэта Зауралья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personification as the mean of verbalization of concept «nature» in the lyric poetry of the Trans Ural region poet B. E. Cheremisin

Personification within the fragments of the concept «Nature» in lyrics of the trans-Ural poet B. E. Cheremisin is analyzed in the article from the perspective of cultural linguistics. The structure of personification within the fragments of the concept «Nature» is described, features of its use are revealed, the role in imparting of author’s attitude of the trans-Ural region poet is established in this context. Love and nature are interconnected for B. E. Cheremisin. Nature sympathizes with the poet, helps him to get strength, «serves» as remembrance of last unfortunate love. The poet uses actively personification with a metaphorical verb and its forms. Personifications help to give feelings and perception of reality. Image of nature at B. E. Cheremisin gets symbolics of sadness, melancholy in the present, and purity, hope, righteousness in the future by means of personifications.

Текст научной работы на тему «Олицетворение как средство вербализации концепта «Природа» в лирике поэта Зауралья Б. Е. Черемисина»

Вестник Челябинского государстеенногоуниеерситета. 2015. № 20 (375). Филология. Искусствоведение. Вып. 97. С. 73-75.

УДК 82-1

ББК Ш5(2Рос=Рус)-9

А. Г. Максимовских

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ПРИРОДА» В ЛИРИКЕ ПОЭТА ЗАУРАЛЬЯ Б. Е. ЧЕРЕМИСИНА

С позиции лиигвокультурологии анализируется олицетворение в пределах фрагментов концепта «Природа» в лирике зауральского поэта Б. Е. Черемисина. В этой связи описан состав олицетворений в рамках фрагментов концепта, выявлены особенности их использования, установлена роль в передачи авторского мировосприятия поэта Зауралья.

Ключевые слова: лингвокулътурологический аспект, концепт, фрагменты концепта «Природа», средства вербализации концептов, олицетворение.

Изучению природы концепта в современном языкознании уделяется первостепенное значение. В настоящее время термин «концепт» находит широкое применение в различных областях лингвистической науки: когнитивистика, семантика, лингвокультурология.

В лингвокультурологическом аспекте концепт рассматривается как элемент художественного осмысления мира: «концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека: то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека» [3. С. 30], это «объект из мира "Идеальное", имеющий имя и отражающий определенные культурно обусловленные представления человека о мире "Действительность"» [2. С. 32].

Природа является предметом изучения многих фундаментальных наук и составляющей многих искусств. Однако до сих пор природа не имеет общей концепции в пределах какой-либо одной науки или целого направления. Природа играет большую роль в жизни человечества. Окружающий мир, природные объекты и явления всегда входили в культурный мир людей.

Борис Ефимович Черемисин (р. 17.08.19502009) - известный поэт Зауралья. Родился в городе Шадринске Курганской области. В 1971 г. окончил факультет русского языка и литературы Шадринского педагогического института, в 1980 г. - аспирантуру Московского государственного педагогического института.

Несколько лет (1971-1974 гг.) Борис Ефимович проработал учителем в школе, затем в Шадринском педагогическом институте (1975-1977 гг.), в университете города Печ в Венгрии (1984-1986). С 1990 г. он стал заве-

дующим кафедрой литературы Шадринского педагогического института. Его стихи печатаются с 1988 г.

Материалом для нашего исследования послужили сборники стихов Б. Е. Черемисина («Изморозь времени, зовы любви» (1994), «Души сиреневые тени» (1996), «На перекрестии душ и времен» (1998), «В полусвете вечернем» (2000), «Визитки зимы» (2006). Он писал песни в содружестве с композиторами Ю. Гавриловым, В. Орловой. Его работы переведены на венгерский язык. В 1999 г. Б. Е. Черемисину присуждено звание Члена Союза Писателей России, в 2000 г. он стал лауреатом Курганской областной премии.

В воплощении концепта «Природа» важная роль принадлежит образным средствам языка, которые помогают ярче описать созданное мастером слова.

Предметом нашего исследования в данной статье являются олицетворения в рамках концепта «Природа» в лирике поэта Зауралья Б. Е. Черемисина.

Олицетворение - один из приемов, статус которых однозначно не определен в филологической науке.

Многие ученые исследовали прием олицетворения (О. С. Ахманова, Е. А. Бахму-това, Ю. А. Бельчиков, Я. И. Гин, А. И. Гуда-вичюс, Н. О. Гучинская, А. П. Квятковский, В. П. Ковалев, А. Ф. Лосев, Е. А. Некрасова, Н. Н. Ничики др.).

Являясь широко распространенным и достаточно узнаваемым в художественном тексте способом эстетического словопреобразования, олицетворение часто трактуется не как самостоятельный троп, а как один из видов мета-

74

А. Г. Максимовских

форизации (Е. А. Бахмутова, В. П.°Ковалев, Е. А.°Тихомирова и др.) или как форма аллегорического иносказания (Ю. А.°Бельчиков, Н. О.Тучинская, М. М.°Ланглобек).

Ким Хэ Ран [2] отмечает, что в исследованиях лингвистов, посвященных изучению грамматических и стилистических особенностей художественного приема олицетворения, отмечены важные его свойства: многообразие языковых средств выражения олицетворения в тексте, связь не только с парадигматическим, но и с синтагматическим аспектом языка. Особенности тропа описываются применительно к идиости-лю конкретного писателя или в связи с анализом специфики определенного жанра.

В нашем исследовании под олицетворением понимается художественный прием, состоящий в ассоциативном перенесении внешних признаков и внутренних характеристик человека на предметы, явления, животный и растительный мир, а также в приписывании им антропоморфных свойств.

Выделим олицетворения в пределах концепта «Природа» в лирике зауральского поэта Б. Е. Черемисина.

Б. Е. Черемисин использует олицетворения, в основе которых лежит одушевление или олицетворение (антропоцентрические). Данный художественный прием встречается в следующих фрагментах:

1) Фрагмент «Растительный мир»: «Я вышел, не задев палас, В вечерний лес, где грелись ели...» («Новогодний бал»); «В саду есенинские клены Неспешно шлют земле поклон» («Поздняя весна»); «Ивушки хвалятся косами, Стайкой сбегая в овраг»; «В дурман опутав нас, глазели ели» («Юрмала. Полночь»); «И леса, замирая в предчувствии Бесконечного зимнего сна...» («Нестерпимо тоскую по осени...»); «Первый снег. И октябрь на исходе. Оловянная озера гладь. В эти ночи в лесу леший бродит -Деревам не дает засыпать» («Первый снег. И октябрь на исходе») и др.

Олицетворения, выраженные существительным, содержат в себе скрытые сравнения: «Клонясь под тяжестью убора, На снег оперся дуб-старик» («Январский бор»); «Толпы воинов-листьев с щитами в резьбе Ветер хищно и зло по аллеям разносит» («Я люблю сентябри с поздним всходом зари...»).

Фрагмент «Атмосферные явления»: «Безголосый певец расставанья - Дождь затянет знакомый мотив... » («Нестерпимо тоскую по осени»); «Метель раздаривает сказ-

ки, Где лунный серп колядовал» («Новогодний бал»); «Дождь тоскливо и нудно бормочет, Да от церкви плывет перезвон...» («Шестнадцатый этаж»); «...Чтоб за окном метель плясала, Косясь на вспыхнувший камин... » («Любимой, далекой»); «А потом будет землю одаривать Осторожный немой снегопад... » («Возвращение») и др.

Атмосферные явления в стихах Б. Е. Черемисина выступают такими образами, которые решают или влияют на судьбу лирического героя: «И ливень с грозою отметит тот день Далекого черного лета, Когда Он неспешно встал в горную тень, Прощально сверкнув эполетом...» («Ты помнишь?»); выступают другом: «Напиться синего простора И утереться рукавом, И взявшись за руки, - как здорово! - Бежать с вихрастым ветерком» («Осеннее»). Поэт спрашивает у природы, пытается найти ответ на вопрос, но не получает его: «Не ответит снежная пурга. Почему? -мне не ответят ветры: Ты бываешь далека за два шага И близка - за сотни километров» («То ль во сне, а может, наяву»).

Фрагмент «Небесное пространство и небесные светила»: «А туча низко надо мной Летела и дышала... », «Извезды жадно, по-звериному, Пьют отраженный, свой же, свет...» («Январский бор»); «...На небе месяц остывающий Мне усмехается в лицо» («Январь про-стуженно закашляет...»); «Лениво май струится по сирени, Шмели гудят в пестреющих цветах, Лиловые легли узоры-тени, И солнце задремало в облаках» («Двор детства») и др.

В большинстве случаев олицетворена в стихах Б. Е. Черемисина луна, которая передает грусть поэта о чем-либо. Например: «Как ты беззаботно хохотала, Танцевать тянула нас, куряк. И луна нас сторожить устала-Вечный спутник бардов и бродяг...» («Канаши»),

Одушевляющие олицетворения проявились и во фрагменте «Звуковые явления»: «Январь простуженно закашляет, Стучась в осеннее окно» («Январь простуженно закашляет...»); «Ночь, ты зря клялась и уверяла, Будто это вечность, а не миг!..» («Ночь»); «Осень стыло и как-то негромко О своих заявляет правах» («Осенний мотив»); «Осень спросит за все: чей ты враг, чей ты друг, И обиды, и раны смиренно залижет... » («Я люблю сентябри...»).

Фрагмент «Световые явления и огонь»: «Ноченька звезды развесила, Древний свершая обряд» («Возвращение»); «Мне навстречу, вставая, сутулятся Тени ада без-

Олицетворение как средство вербализации концепта «природа».

75

молвной толпой...» «К Н. К.»); «И ночь, все просеки минуя, Помчалась дальше наугад» («Ночъ»);«Пугливо-прозрачные тени Спешат в разнотравье упасть... » («Этюд»); «Мигнет за озером закат Полуслепым кровавым глазом...» («Осенний лес, встречай меня»); « Увидеть, как в лиловой мгле Метнутся тени, полночь чуя, И знать, что ждет, тебя врачуя, Раскрытый Бунин на столе...» («Осенний лес, встречай меня») и др.

Олицетворения данного фрагмента связывают концепт «Природа» с концептом «Любовь». У Б. Е. Черемисина природные явления часто отражают состояние души в период влюбленности или разлуки.

Фрагмент «Особенности земной поверхности» немногочисленный: «Путь предо мной лежит болеющий, Настороженная луна...» («Январь простуженно закашляет...»); «Земля замирает в покое, Готовясь к недолгому сну» («Из венгерской тетради»).

Менее вербализован фрагмент «Водное пространство»: «Ручьи, по-свойски тараторя, Ныряют бойко под забор» («Лик весны»).

Итак, в рассмотренных фрагментах представлен пласт олицетворений растений, природных стихий и небесных тел, земной поверхности и даже звуки у поэта «живые», вся природа- «живая». «Святое таинство природы», -пишет поэт в стихотворении «Поздняя весна». Для Б. Е. Черемисина любовь и природа взаимосвязаны. Природа жалеет поэта, помогает ему набраться силы, «служит» воспоминанием о прошлой несчастной любви. Поэт активно

употребляет олицетворения с метафорическим глаголом и его формами, в проанализированном материале единиц такого типа большинство. Олицетворения помогают передать чувства и восприятие реальности.

Таким образом, с помощью олицетворений образ природы у Б. Е. Черемисина приобретает символику грусти, тоски в настоящем, и чистоты, надежды, праведности в будущем.

Список литературы

1. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. -М., 2001. - 288 с.

2. Ким Хэ Ран Семантика средств олицетворения в идиостиле И. Бродского : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Хэ Ран Ким. - М., 2008,- 18 с.

3. Степанов, Ю. С. Изменчивый «образ языка» в науке XX века / Ю. С. Степанов // Язык и культура конца XX века. - М., 1995. - С. 7-34.

4. Черемисин, Б. Е. Изморось времени, зовы любви: стихи / Б. Е. Черемисин. - Шадринск, 1994.

5. Черемисин, Б. Е. Души сиреневые нити / Б. Е. Черемисин. - Шадринск, 1996.

6. Черемисин, Б. Е. На перекрестии душ и времен / Б. Е. Черемисин. - Шадринск, 1998.

7. Черемисин, Б. Е. В полусвете вечернем / Б. Е. Черемисин. - Шадринск, 2000.

8. Черемисин, Б. Е. Визитки зимы / Б. Е. Черемисин. - Шадринск, 2006.

Сведения об авторе

Максимовских Анна Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Шадринского государственного педагогического института. anneta@shadrinsk.net

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 20 (375). Philology. Arts. Issue 97. Pp. 73-76.

PERSONIFICATION AS THE MEAN OF VERBALIZATION

OF CONCEPT «NATURE» IN THE LYRIC POETRY OF THE TRANS URAL REGION POET B. E. CHEREMISIN

A. G. Maksimovskikh

ShadrinskState Teacher's TraininglnstituteShadrinsk. anneta@shadrinsk.net

Personification within the fragments of the concept «Nature» in lyrics of the trans-Ural poet B. E. Cheremisin is analyzed in the article from the perspective of cultural linguistics. The structure of

76

A. r. MaKCUMoecKUX

personification within the fragments of the concept «Nature» is described, features of its use are revealed, the role in imparting of author's attitude of the trans-Ural region poet is established in this context.

Love and nature are interconnected for B. E. Cheremisin. Nature sympathizes with the poet, helps him to get strength, «serves» as remembrance of last unfortunate love. The poet uses actively personification with a metaphorical verb and its forms. Personifications help to give feelings and perception of reality. Image of nature at B. E. Cheremisin gets symbolics of sadness, melancholy in the present, and purity, hope, righteousness in the future by means of personifications.

Keywords: cultural linguistics' aspect, concept, fragments of concept «Nature», facilities of verbalization ofconcept, personification.

References

1. Vezhbitskaya A. Ponimanie kul'tur cherez posredstvo klyuchevykh slov [Understanding of cultures through keywords]. Moscow, 2008. 288 p. (In Russ.).

2. Kim Khe Ran Semantika sredstv olitsetvoreniya v idiostile I. Brodskogo [Semantics of means of personification in I. Brodsky's idiostil]. Moscow, 2008. 18 p. (In Russ.).

3. Stepanov Yu.S. Izmenchivyy «obrazyazyka» v nauke XX veka [Changeable "image of language" in science of the XX century]. Yazyk i kul'turakontsa XX veka [Language and culture of the end of the XX century], Moscow, 1995. Pp. 7-34. (In Russ.).

4. Cheremisin B.E. Izmoros' vremeni, zovylyubvi [Time drizzle, calls of love]. Shadrinsk, 1994. (In Russ).

5. Cheremisin B.E. Dushi sirenevye niti [Soul's lilac threads]. Shadrinsk, 1996. (In Russ.).

6. Cheremisin B.E. Naperekrestii dush i vremen [On crosses of souls and times]. Shadrinsk, 1998. (In Russ.).

7. Cheremisin B.E. Vpolusvete vechernem [In atwilight evening], Shadrinsk, 2000. (In Russ.).

8. Cheremisin B.E. Vizitki zimy [Cutaways of winter], Shadrinsk, 2006. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.