Научная статья на тему 'Олимпийское образование школьников'

Олимпийское образование школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2365
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / OLYMPIC EDUCATION / THE OLYMPIC GAMES / THE THEORETICAL KNOWLEDGE OF STUDENTS IN THE FIELD OF OLYMPIC EDUCATION PROGRAM IN PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Поженская Юлия Васильевна

Рассматривается вопрос олимпийского образования школьников. Отражены результаты педагогического тестирования учащихся по исследуемому вопросу. Выявлен низкий уровень теоретических знаний школьников по вопросам олимпийского движения, Олимпийских игр. Разработан блок практических уроков, реализуемых в классно-урочной системе, и составлены задания для обучающихся, используемые при изучении данной темы во внеклассной работе. Представлены результаты проведенного педагогического эксперимента, в ходе которого выявлена эффективность внедрения разработанной примерной рабочей программы по олимпийскому образованию учащихся 7-х классов в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мелентьева Наталия Николаевна, Поженская Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIC EDUCATION OF STUDENTS

The article discusses the issue of olympic education of students. Reflects the results of pedagogical testing of students on the subject. Revealed a low level of theoretical knowledge of students on the issues of the olympic movement, the Olympic games. Developed a set of practical lessons implemented in class-lesson system, and also defined the tasks for the students in the study of this topic as extracurricular work. Presents the results of the pedagogical experiment in which the efficiency of implementation of the developed approximate working program of the olympic education of students of the 7th grade of secondary school was revealed.

Текст научной работы на тему «Олимпийское образование школьников»

УДК 796/ 799

Н. Н. Мелентьева, Ю. В. Поженская

ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматривается вопрос олимпийского образования школьников. Отражены результаты педагогического тестирования учащихся по исследуемому вопросу. Выявлен низкий уровень теоретических знаний школьников по вопросам олимпийского движения, Олимпийских игр. Разработан блок практических уроков, реализуемых в классно-урочной системе, и составлены задания для обучающихся, используемые при изучении данной темы во внеклассной работе. Представлены результаты проведенного педагогического эксперимента, в ходе которого выявлена эффективность внедрения разработанной примерной рабочей программы по олимпийскому образованию учащихся 7-х классов в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: олимпийское образование, Олимпийские игры, теоретические знания школьников в области олимпийского образования, программа по физической культуре.

Изменения в российском обществе формируют новый социальный заказ на развитие человеческого потенциала страны, генерацию нового поколения россиян: людей с новым мышлением, современным стилем поведения и новой мотивацией, способных жить и работать в условиях все более усложняющихся общественных отношений. В этой ситуации образование имеет важнейшее значение в решении государственных задач, а также требует переосмысления с современных позиций целей и ценностей образования [1].

Олимпийское образование как современное общественное явление приобретает все большую популярность в связи с актуализацией проблем здоровья, здорового образа жизни и воспитания молодого поколения. Сегодня олимпийское образование - это мощный, популярный в мире общественный институт. В его структуру входят: социальные группы людей, формы их деятельности; различные нормы поведения, обычаи и традиции отдельных географических территорий; знания, умения, навыки, привычки людей действовать согласно гуманистическим принципам и ценностям олимпизма, а также сеть специальных учреждений. Системообразующим фактором олимпийского образования является гуманистически организованный педагогический процесс, направленный на обеспечение условий для активного овладения знаниями, идеалами и ценностями олимпизма и превращение последних в мотивы поведения людей и нормы гуманистического образа жизни. Как отмечают авторы многочисленных публикаций, касающихся вопроса олимпийского образования в нашей стране, приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, обладают несомненным воспитательным потенциалом. Особенно это касается современной молодежи, когда вопросы воспитания и культуры подрастающего поколения широко обсуждаются в педагогике. Так, сложные проблемы патриотического воспитания предлагается

решать через формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к борьбе спортсменов России на мировых аренах. Кроме того, олимпийские идеалы и ценности учат быть справедливыми, честными. Эстетическая красота гармоничного физического развития спортсменов дает повод задуматься о своем физическом состоянии, начать заниматься спортом, осваивать уже известные и новые виды спорта.

Анализ научных публикаций, посвященных тематике олимпийского образования, показывает его значимость в воспитании молодежи и роль в пропаганде здорового образа жизни. В то же время отмечается дефицит либо отсутствие работ по методологии организации олимпийского образования в учебном процессе, что определяет актуальность настоящей темы.

Объектом настоящего исследования явилось формирование знаний школьников по разделу школьной программы «Теоретические знания» (олимпийское образование). Предмет исследования: знания школьников по разделу школьной программы «Теоретические знания» (олимпийское образование).

Цель исследования - повышение уровня олимпийского образования школьников.

Проблема: на современном этапе повышения уровня теоретических знаний школьников в области олимпийского образования наблюдается несоответствие качества подготовки учеников в этой области знаний и неразработанной методологической базы (средства, методы, формы) по подготовке школьников к освоению знаний по олимпийскому движению и Олимпийским играм.

Задачи исследования: 1. Определить степень разработанности проблемы олимпийского образования в педагогической теории. 2. Проанализировать комплексные программы по физической культуре, рекомендованные к изучению в общеобразовательной школе по вопросу изучения основ олимпийского движения. 3. Провести мониторинг теоретических знаний обучающихся по вопросам

Олимпийских игр, олимпийского движения. 4. Разработать и экспериментально обосновать примерную рабочую программу по олимпийскому образованию учащихся 7-х классов в общеобразовательной школе.

Для решения поставленных задач были использованы методы анализа и обобщения литературных источников, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент и методы математической статистики.

Проанализировав литературные данные, мы пришли к выводу, что проблема формирования организационно-педагогических основ олимпийского образования является малоизученной. Кроме того, анализ образовательной практики в этой сфере показал, что она не всегда оправдывает социальные и личностные ожидания. Так, большинство выпускников общеобразовательных школ не являются самостоятельными носителями ценностей и трансформаторами идей олимпизма. Исходя из всего вышесказанного нас заинтересовал вопрос олимпийского образования школьников в практической его реализации.

С целью определения уровня остаточных знаний в отношении олимпийской образованности обучающихся 7-х классов общеобразовательной школы нами было проведено педагогическое тестирование, при котором соблюдались одинаковые условия для всех испытуемых. Тест, состоящий из 20 вопросов по тематике Олимпийских игр и олимпийского движения, условно разбит на 4 блока по пять вопросов, касающихся разной тематики: I блок - история олимпийских игр древности, II блок - история современного олимпийского движения, III блок - символика олимпийских игр, IV блок - история олимпийского движение в России. Результаты оценивались в процентном соотношении правильных ответов от общего числа участников эксперимента. В тестировании приняло участие 74 обучающихся параллели 7-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8» г. Вологды. Мы проверяли остаточные знания школьников по пройденным вопросам, которые они изучали в 5-х и 6-х классах на уроках физической культуры. Исследование было проведено в 2013/14 учебном году.

Нами выявлено, что обучающиеся лучше всего разбираются в вопросах, касающихся истории древних Олимпийских игр. Так, 89 % семиклассников знают, что родиной Олимпийских игр является Греция; 90 % ответили, что победитель получал в награду венок из ветвей оливкового дерева.

Около половины школьников, участвующих в тестировании (48 %), правильно ответили, что праздниками мира Олимпийские игры назывались пото-

му, что на время их проведения прекращались все войны. При ответе на данный вопрос ученики также выбирали ответы: «В них принимали участие атлеты со всего мира» (43 %), «Они имели мировую известность» (8 %). Отсюда очевидно поверхностное представление об Олимпийских играх древности и их сравнение с такими играми современности. Низкий результат отмечен в ответах на вопрос: «В древней Греции марафон - это...», где лишь 10 % обучающихся дали правильный ответ и соотнесли это понятие с географическим местом, в котором произошло сражение во время Греко-персидской войны. Самый распространенный ответ на данный вопрос - «Бег на 42 195 метров» (82 %). Также был отмечен ответ «Марафон - это имя греческого атлета» (7 %). Героев того времени школьники знают еще меньше. Всего 4 % учащихся ответили, что ученый Пифагор был победителем в Олимпийских состязаниях по кулачным боям. Более половины учащихся (54 %) ошибочно считают, что Пифагор был победителем Олимпийских игр в заездах на колесницах, а 11 % отметили, что в метании диска.

Более половины опрошенных школьников (54 %) знают, через какие временные промежутки проводятся очередные зимние и летние Олимпийские игры (правильный ответ - через 4 года). Более трети школьников (34 %) ошибочно считают, что периодичность Олимпийских игр составляет 2 года. Скорее всего, ученики сориентированы на периодичность проведения летних и зимних Олимпийских игр в сочетании друг с другом, которые, как нам известно, как раз и проходят один раз в два года. Огорчает тот факт, что 12 % опрошенных школьников отметили периодичность проведения Олимпийских игр 1 раз в 5 лет.

Анализ результатов проведенного тестирования показал, что 59 % учащихся седьмых классов осведомлены в вопросах церемоний современных Олимпийских игр.

Треть школьников (27 %) знают о том, какое событие повлияло на то, что игры VI, XII, XIII олимпиад не состоялись (правильный ответ - Первая и Вторая мировые войны), хотя 34 % респондентов выбрали ответ «Отказ от участия в соревнованиях различных стран», 23 % - несогласованность действий стран, 16 % - отказ стран организаторов от проведения Олимпийских игр.

Проведенное тестирование показало, что лишь 35 % учащихся знают об основоположнике олим-пизма - Пьере де Кубертене. Отметим, что 37 % школьников отметили вариант А. Д. Бутовский, который, несомненно, являлся значимой фигурой в становлении современных Олимпийских игр, но только на уровне нашей страны.

Ответы по символике игр, несмотря на, казалось бы, простоту задаваемых вопросов, были про-

тиворечивые. Обучающиеся знают, что олимпийские кольца символизируют единство спортсменов, но выбирают вариант ответа, где говорится о пяти континентах земного шара (12 %), хотя правильным и полным ответом является «Единство спортсменов пяти частей света, которые приобщились к олимпизму» (41 % правильных ответов). Как вариант ответа многие выбирали «Основные цвета, входящие во флаги стран-участниц» (16 %), «Гармония воспитания пяти физических качеств» (12 %). Суть Олимпийской хартии, как основополагающего документа, знают всего 10 % респондентов. Олимпийский девиз знают всего 30 % учеников, участвующих в тестировании. На вопрос «Где зажигается факел олимпийского огня?» правильно ответили только 10 % учеников (в Олимпии). Около половины учеников (47 %) считают, что у горы Олимп. Отметим, что 58 % школьников знают главный кодекс спортивной чести («Фейр плей» - «Не стремиться к победе любой ценой, на спортивной площадке сохранять честь и достоинство»).

История олимпийского движения в России мало знакома обучающимся. Выдающихся спортсменов, олимпийских чемпионов наших дней знают лишь 15 % из опрашиваемых учеников. Первого олимпийского чемпиона России знают 17 %. Организация «Национальный олимпийский комитет» известна лишь 24 % процентам тестируемых. О том, что в нашей стране уже проводились Олимпийские игры, и принимала их Москва в 1980 г., знает лишь 52 % обучающихся. Последним в тесте был вопрос: «В 2014 году в Сочи будут проходить игры: а) зимние и б) летние». К сожалению, лишь 72 % учеников отметили правильный вариант ответа.

По результатам проведенного исследования очевидным явился тот факт, что обучающиеся лучше ориентируются в вопросах, ответы на которые они где-то уже слышали или встречали при изучении других предметов. Отсюда высокий процент правильных ответов, как бы «лежащих на поверхности». Усложнение вопроса, которое требует опоры на конкретное знание, вызывает затруднение. К примеру, на вопросы про марафон, олимпийские кольца, олимпийский огонь, Олимпийскую хартию лишь незначительная часть детей дала правильные ответы (10-12 %). То же самое можно сказать и об истории олимпийского движения в нашей стране.

Таким образом, нами выявлено, что знания обучающихся по вопросам олимпийского движения довольно скудны и поверхностны. Поэтому нами было решено разработать программу по теоретическому изучению вопросов Олимпийских игр и олимпийского движения в 7-х классах в рамках олимпийского образования и на основании реко-

мендованных вопросов к изучению в примерных рабочих программах по физической культуре.

В дальнейшем нашем исследовании приняли участие обучающиеся 7 «А» и 7 «Б» классов. Перед проведением педагогического эксперимента нами были определены две группы, однородные по уровню теоретических знаний, или олимпийской образованности. На основании полученных результатов начального тестирования выявлено, что обе группы (экспериментальная и контрольная) находятся на одинаковом уровне, статистически не отличаются друг от друга. Экспериментальным явился 7 «Б» класс, контрольным - 7 «А». Апробация разработанной примерной рабочей программы проходила в экспериментальном классе. Разработанная примерная рабочая программа по олимпийскому образованию учащихся 7-х классов в общеобразовательной школе (курс уроков, направленных на более подробное изучение вопросов Олимпийских игр и олимпийского движения) составлена на основании программы по физической культуре В. И. Ляха, А. А. Зданевича [2].

Отметим, что время проведения педагогического эксперимента совпало с проведением нашей страной XXII зимних Олимпийских игр. Это обстоятельство мы не могли не использовать и включили в программу дополнительную (просветительскую) работу во внеурочное время в рамках педагогического эксперимента.

Особенность разработанной примерной рабочей программы заключалась в следующем. Подробное изучение вопросов истории древних и современных Олимпийских игр проходило на отдельных теоретических уроках в классно-урочной форме с использованием метода наглядности представляемой информации (демонстрация мультимедийных презентаций).

При работе с вопросами и заданиями должен быть прежде всего предметный подход. Нужно учитывать особенности преподаваемой дисциплины, содержание, которое подлежит усвоению, структуру урока, не забывая при этом о направленности по характеру вопросов познавательной и мыслительной деятельности [3]. Так, на первом теоретическом уроке были рассмотрены вопросы по истории Олимпийских игр древности. Урок был проведен 22 ноября 2013 года (II учебная четверть). На втором уроке изучалась история игр современности и олимпийского движения. Урок был проведен 6 декабря 2013 года (II учебная четверть). Оба урока включали в себя теоретический материал с использованием мультимедийной презентации. Уроки проходили в компьютерном классе и имели продолжительность по 90 мин. В конце каждого теоретического урока следовала рефлексия (проверка знаний по тестовым заданиям), по-

сле которой каждый обучающийся получал отметку за работу на уроке.

Блок практических уроков позволил подробно рассмотреть вопросы истории олимпийского движения в СССР и России. Так, на первом уроке рассматривались вопросы участия СССР и России в летних Олимпийских играх, где дети «знакомились» с именами выдающихся спортсменов нашей страны. Второй практический урок посвящался зимним Олимпийским играм и успехам нашей страны на «белых» олимпиадах. Оба урока проходили по принципу классно-урочной формы занятия. Практические уроки были проведены в начале третьей учебной четверти. Для подготовки к проведению уроков обучающиеся были разделены на 5 групп по пять человек. Для этого за неделю до предстоящего урока каждая группа получила у учителя домашнее задание на заранее заготовленном бланке. В нем были прописаны вопросы, которые обучающиеся должны были подготовить к уроку, дополнительно распределив между собой функции по подготовке задания. Так, первый практический урок рассматривал вопросы участия СССР и России в летних Олимпийских играх, а также спортивную карьеру наших выдающихся олимпийцев. Второй урок посвящался зимним играм и выдающимся спортсменам России и СССР, побеждавшим на «белых» олимпиадах. На уроке дети выступали с докладами от группы по полученному заданию, а учитель сопровождал и дополнял рассказ заранее подготовленной мультимедийной презентацией. Первый урок был проведен 17 января, второй - 31 января 2014 г. Уроки проводились в компьютерном классе школы по 90 минут каждый.

Практические уроки требовали от детей самостоятельной работы в подготовке к ним. Обучающиеся учились самостоятельно работать с литературой, интернет-ресурсами, практиковались в умении отбирать и структурировать информацию, выделяя в ней самые основные и важные моменты. Кроме того, обучающиеся получили опыт работы с аудиторией, выступая перед одноклассниками с докладами и отвечая на вопросы.

При подготовке к выступлениям у детей формировался опыт работы в коллективе, так как все обучающиеся класса были разбиты на группы по пять человек. Группы составлялись из расчета однородности детей по их умственным и организационным способностям. У каждой группы было свое задание на отдельном бланке. На бланке были прописаны вопросы, которые должна была рассмотреть группа. Затем ученики самостоятельно распределяли между собой вопросы или роли для дальнейшей работы по подготовке к уроку.

За подготовкой обучающихся к уроку учитель осуществлял контроль, интересовался, как идет ра-

бота, все ли понятно, нет ли трудностей и т. п. Если у детей возникали вопросы, то учитель помогал с поиском информации, давал советы, каким вопросам уделить большее внимание, каким образом представить информацию и т. п.

Дополнительно к практическому уроку учитель подготовил мультимедийную презентацию в помощь обучающимся, сопровождающуюся, где это было нужно и уместно, рассказом детей, показом слайдов. Учитель дополнял их после выступления. Таким образом, принцип наглядности вновь был применен для лучшего усвоения теоретических вопросов.

В дополнение к классно-урочной форме занятий нами использовалось и внеурочное время. Так, в период проведения XXII Олимпийских игр в г. Сочи, обучающиеся экспериментальной группы пробовали себя в роли оформителя спортивного стенда школы, выпуская информационный лист «Олимпийский ежедневник „Сочи-2014"», посвященный событиям олимпиады, а именно выступлениям спортсменов нашей страны.

Обучающиеся экспериментального класса были задействованы в оформлении информационного листа «Олимпийский ежедневник „Сочи-2014"», размещавшегося на спортивном стенде школы. Они выполняли функцию по оперативному обновлению информации об участии России в XXII Олимпийских играх в г. Сочи. Для этого обучающиеся за неделю до открытия Олимпийских игр в г. Сочи были приглашены учителем физкультуры в компьютерный класс. Учитель подробно объяснил детям цель и задачи предстоящей работы. Все обучающиеся 7 «Б» класса также были разделены на 5 групп по 5 человек. Для работы был определен специальный компьютер. На нем был создан документ в формате Word с заготовленным шаблоном таблицы, в который предполагалось заносить информацию. Всем детям было предложено опробовать на практике работу по заполнению образца «Олимпийский ежедневник „Сочи-2014"». В данном виде работы дети приобрели опыт работы с информацией, своевременного обновления рассматриваемой информации, занесения ее в печатную форму с использованием компьютера, работы в коллективе.

В процессе подготовки по оформлению информационного листа обучающиеся значительно расширили свой кругозор в вопросах Олимпийских игр, а именно: программы проведения зимних игр, видов спорта, представленных на олимпиаде, особенностях проведения соревнований по этим видам, познакомились с именами олимпийских чемпионов нашей страны и т. п. Немаловажен и воспитательный эффект от работы, так как дети проявляли чувство патриотизма и гордости за свою страну,

искренне радуясь, когда наши спортсмены побеждали.

Практическая работа группы заключалась:

- в отслеживании информации о победах и завоеванных медалях российской сборной команды на олимпиаде в Сочи, освещаемой в СМИ за конкретный день;

- в обсуждении с учителем и фиксации результатов выступления сборной команды России, заполнении шаблона «Олимпийского ежедневника „Сочи-2014"», распечатывания его на принтере и вывешивании на стенд. Распределение групп по дням олимпиады было следующим: первая - с 8.02. по 10.02.2014 г., вторая - с 11.02. по 13.02.2014 г., третья - с 14.02. по 16.02.2014 г., четвертая - с 17.02. по 19.02.2014 г., пятая - с 20.02. по 23.02.2014 г.

По окончании педагогического эксперимента нами было проведено повторное тестирование контрольной группы (7 «А» класса) и экспериментальной группы (7 «Б» класса) по теоретическим вопросам Олимпийских игр и олимпийского движения, изучаемым в 7-х классах. Кроме того, в тест были включены вопросы прошедшей зимней олимпиады в г. Сочи. Контрольные тесты разрабатывались с использованием тестовых вопросов и заданий по физической культуре, рекомендованных для проверки качества знаний в школе [4]. В тестировании приняло участие 50 человек, 25 контрольной и 25 экспериментальной группы. Результаты тестирования мы оценивали в процентном соотношении правильных ответов от числа опрашиваемых. Затем мы сравнили полученные результаты ответов контрольной и экспериментальной групп между собой.

Нами было выявлено, что обучающиеся экспериментальной группы дают большее количество правильных ответов на вопросы теста, соответственно получая более высокий результат в процентном соотношении по каждому вопросу.

Так, 96 % обучающихся 7 «Б» класса знают, что первые Олимпийские игры современности состоялись в г. Афины, лишь один человек (4 %) выбрал вариант ответа в г. Риме. Действительно, Олимпийские игры древности в связи с известными историческими событиями проводились и в Риме, но все-таки первоначально они проходили в Афинах. Поэтому право проведения первых Олимпийских игр было предоставлено историческому месту.

Вопрос о причинах возрождения Олимпийских игр в XIX в. заставил задуматься некоторых участников экспериментальной группы, однако результат по-прежнему высок. Так, 92 % ответили верно (археологические раскопки в Олимпии), однако были и такие (2 человека), которые связали это событие с «развитием экономических, политических и культурных связей между странами». Контроль-

ная группа (7 «А» класс) дала слабый результат ответов на данный вопрос (48 %). Ученики отмечали следующие варианты ответов: «Развитие экономических, политических и культурных связей между странами» (6 человек), «Активная деятельность правительства Советского Союза по развитию олимпийского движения» (7 человек), что также указывает на выбор ввариантов наугад, однако не может не радовать патриотизм детей.

Довольно противоречивы ответы на вопрос: «Развитие олимпийского движения способствует..., его главная цель...». Так, 20 человек 7 «Б» класса (80 %) дали правильный ответ - «.увеличению числа людей, регулярно занимающихся физическими упражнениями, пропаганде здорового образа жизни», второй ответ был - «.. .экономическому и техническому развитию государства». Это также указывает на правильный ход мыслей обучающихся, так как действительно, один из плюсов Олимпийских игр, за что борются страны, желающие принять у себя олимпиаду, - развитие самого государства, его городов, экономическая выгода, ну и, конечно, связи и культура. Контрольная группа разделилась на два варианта мнений в ответе на данный вопрос. В частности, 11 человек (44 %) выбрали правильный вариант, другие 11 человек выбрали ответ «.экономическому и техническому развитию государства» и 3 человека ответили - «. накоплению знаний и технологий по развитию и совершенствованию физических возможностей человека».

О выдающихся личностях, участвующих в развитии и пропаганде идей олимпийского движения, обучающиеся обеих групп знают, к сожалению, немного. В частности, вопрос о том, кому принадлежит изречение: «О спорт, ты мир», знают лишь 48 % участников экспериментальной группы и 16 % контрольной. Только 12 человек из 7 «Б» класса вспомнили основоположника олимпийского движения Пьера де Кубертена, связав его имя с правильным ответом на вопрос. Как варианты ответа в экспериментальной группе выбирались: «Советскому телеведущему Н. Озерову» и «Президенту США Рузвельту». В 7 «А» классе лишь 4 человека ответили на вопрос верно (16 %), все остальные ответы имели также примерно равный результат. Отметим, что в этом классе ребятами был выбран и вариант епископа собора Святого Петра, чье имя связано с другим изречением, ставшим девизом Олимпийских игр: «Быстрее, выше, сильнее». Однако респонденты экспериментальной группы не обратили внимание на этот вариант ответа, что дает право полагать, что данный факт в истории олимпийского движения им неизвестен.

Исторические даты тоже оказались трудны для ответа: 64 % правильных ответов у эксперимен-

тальной и 16 % у контрольной группы. Вопрос был посвящен первому официальному участию России в Олимпийских играх. Однако больше половины обучающихся 7 «Б» класса указали на правильную дату: Антверпен VII (1920), другие выбрали вариант Лондон IV (1980). Довольно простой вопрос о количестве проводимых нашей страной олимпиад, казалось бы, не должен был поставить в тупик респондентов перед выбором правильного ответа. Нами были получены следующие данные: 96 % учащихся экспериментальной группы знают, что Олимпийские игры в нашей стране проводились дважды. В контрольной группе лишь 76 % ответили правильно, а три человека указали, что в нашей стране игры вообще не проводились.

Первый российский олимпийский чемпион запомнился 84 % обучающимся из экспериментальной группы, вторым вариантом ответа (16 %) были борцы Николай Орлов и Александр Петров. Это не может указывать на пробел в знаниях, так как на Олимпийских играх в Лондоне (1908 г.) они завоевали серебро, тогда как фигурист Николай Па-нин-Коломенкин стал первым российским олимпийским чемпионом, завоевав на этой олимпиаде золотую медаль. Контрольная группа снова показала широкий разброс в выбранных вариантах ответа, и лишь 28 % (7 человек) ответили правильно.

Вопросы о выдающихся олимпийских чемпионах нашей страны, не раз приносивших медали в копилку сборной команды, вновь вызывали затруднения при ответах. Вопрос: «Владимир Куц, Валерий Борзов, Елена Исинбаева - чемпионы Олимпийских игр по. » - выбрать вид спорта. У учащихся экспериментальной группы 84 % правильных ответов, лишь 4 человека выбрали другие варианты. Контрольная группа справилась с вопросом на половину - 52 %.

Герои нашего времени знакомы обучающимся. Так, вопрос об олимпийских чемпионках А. Бага-лий-Титовец, С. Ишмуратовой, О. Зайцевой, А. Аха-товой не вызвал затруднений у экспериментальной группы (84 % правильных ответов). Ученики знают, что все они олимпийские чемпионки по биатлону, хотя 16 % считают, что эти спортсменки являются олимпийскими чемпионками по лыжным гонкам. В контрольной группе лишь 48 % учеников дали верный ответ. Другие выбрали ответ лыжные гонки, а 2 человека - легкую атлетику.

На вопросы, связанные с прошедшей в феврале 2014 г. зимней олимпиадой в Сочи (вопросы о которой мы не могли не включить в тест), экспериментальная группа отвечала хорошо. Больше половины обучающихся справились с заданиями. Контрольная же группа в данных вопросах осведомлена хуже, в некоторых вопросах ими был не пройден порог 50 %.

Так, известный почти всем жителям страны, неоднократно освещающийся в СМИ факт, что в неофициальном медальном зачете Россия заняла первое место, неизвестен 7 «А» классу в 60 % случаев, тогда как экспериментальный класс показал 100 %-ный результат в осведомленности по этому вопросу.

Вопросы по наиболее ярким событиям Олимпийских игр в Сочи заставляли задумываться обучающихся обеих групп, припоминавших прошедшие события. Так, 76 % учащихся экспериментальной группы и 56 % контрольной знают, что в эстафете по биатлону команда мужчин заняла I место, а женщины взяли серебро.

На вопрос про Виктора Ана, блиставшего на соревнованиях по шорт треку, и количество завоеванных им золотых медалей правильно ответили 56 % учащихся 7 «Б», в 7 «А» еще меньше - 32 %. Вопрос требовал точного знания событий и предполагал варианты ответов: две, три или четыре золотые медали.

Триумфальная победа наших бобслеистов не запомнилась участникам тестирования. Правильный ответ на вопрос, что Алексей Воевода и Александр Зубков олимпийские чемпионы игр в Сочи по бобслею, набрал 68 % у экспериментальной группы и 52 % у контрольной. Как варианты ответов выбирались обеими группами скелетон, биатлон и лыжные гонки почти что в равном процентном соотношении. Тем не менее экспериментальная группа снова показала неплохой результат в своей осведомленности по итогам последней олимпиады, лишь 8 человек из класса ответили неправильно, тогда как в 7 «А» это число составило 12 человек.

Последнее знаменательное событие, которым запомнились Олимпийские игры в г. Сочи, была победа российских лыжников в марафоне, где ими были заняты все призовые места. В тесте заключительным был вопрос об этой победе: «Весь пьедестал почета на играх в Сочи принадлежал российским спортсменам по...»: фигурному катанию, лыжным гонкам (марафон), шорт треку, биатлону. В экспериментальной группе 84 % ответили правильно. Вторым вариантом, вероятно, вспомнив про яркие победы, учащиеся назвали фигурное катание (8 человек). У контрольной группы только 36 % знали об этом событии, остальные варианты были таковы: 52 % фигурное катание и 12 % соревнования по шорт треку.

На основании приведенных данных можно констатировать, что после проведения педагогического эксперимента группы отличаются друг от друга, и разница статистически значима. Следовательно, применение разработанной нами примерной рабочей программы по олимпийскому образованию эффективно. Обучающиеся экспериментальной груп-

пы (7 «Б») получили достаточно серьезную подготовку по вопросам Олимпийских игр и олимпийского движения, освоив различные методы и формы работы по данному виду образования. Обучающиеся контрольной группы (7 «А») осваивали теоретические знания по обозначенной теме на теоретических и практических уроках по физической культуре (в процессе учебного времени) и в виде самостоятельных заданий.

Олимпийское образование в содержательном аспекте - довольно сложно. В него включены как образовательные, так и воспитательные компонен-

ты. Сама цель - приобщение подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма - сложно достижима без комплекса воспитательных методов, направленных на осознанную мотивацию подростка. Кроме мотивационной сферы важна и образовательная составляющая, которая должна идти параллельно и иметь преемственность. Несмотря на многогранность данного вида образования, нас заинтересовала возможность введения некоторых его компонентов в программу по физической культуре в общеобразовательной школе, а именно теоретических (знаниевых).

Список литературы

1. Буравлева Н . А. , Грицкевич Н . К . Личностное развитие школьников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 1 (142) . С . 21-26 .

2 . Лях В . И ., Зданевич А. А. Комплексная программа физического воспитания: 1-11 классы . М .: Просвещение, 2012 . 126 с.

3 . Сергеева О . В . Основные подходы к проблеме активизации познавательной деятельности учащихся средствами вопроса на уроках

по окружающему миру в начальных классах // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2014 . Вып . 3 (144) . С . 159-161.

4 . Тестовые вопросы и задания по физической культуре: учеб . -метод . пособие / авт . -сост . П . А. Киселев, С . Б . Киселева . М . : Глобус, 2010 .

344 с

Мелентьева Н. Н., доцент.

Вологодский государственный университет.

Ул. Ленина, 15, Вологда, Россия, 1600029. E-mail: nataliyamelenteva@mail.ru

Поженская Ю. В., учитель.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8».

Ул. Мира, 56, Вологда, Россия, 160000.

Материал поступил в редакцию 10.12.2014.

N. N. Melentyeva, Y. V Pozhenskaya OLYMPIC EDUCATION OF STUDENTS

The article discusses the issue of Olympic education of students. Reflects the results of pedagogical testing of students on the subject. Revealed a low level of theoretical knowledge of students on the issues of the olympic movement, the Olympic games. Developed a set of practical lessons implemented in class-lesson system, and also defined the tasks for the students in the study of this topic as extracurricular work. Presents the results of the pedagogical experiment in which the efficiency of implementation of the developed approximate working program of the olympic education of students of the 7th grade of secondary school was revealed.

Key words: olympic education, the Olympic games, the theoretical knowledge of students in the field of olympic education program in physical culture.

References

1. Buravleva N . A ., Gritskevich N . K . Lichnostnoye razvitiye shkol'nikov v usloviyakh realizatsii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta novogo pokoleniya [Personality development of pupils in the implementation of the Federal state educational standard of new generation] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, no . 1 (142), pp . 21-26 (in Russian) .

2 . Lyakh V. I . , Zdanevich A . A . Kompleksnaya programma fizicheskogo vospitaniya 1-11 klassy [A comprehensive program of physical education

classes 1-11] . Moscow, Prosveshcheniye Publ ., 2012 . 126 p . (in Russian) .

3 . Sergeeva O . V. Osnovnye podkhody k probleme aktivizatsii poznavatel'noy deyatel'nosti uchashchikhsya sredstvami voprosa na urokakh po

okruzhayushchemu miru v nachal'nykh klassakh [The main approaches to the problem of enhancing the cognitive activity of students in the classroom by means of the issue of the outside world in primary school] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2014, no . 3 (144), pp . 159-160 (in Russian) .

4 . Kiselev P. A. , Kiseleva S . B . Testovye voprosy i zadaniya po fizicheskoy kul'ture [Test questions and assignments for physical education] . Moscow, Globus Publ ., 2010 . 344 p . (in Russian) .

Melentyeva N. N. Vologda State University.

Ul. Lenina, 15, Vologda, Russia, 160029. E-mail: nataliyamelenteva@mail.ru

Pozhenskaya Y. V.

MEI "Secondary school with in-depth study of specific subjects № 8".

Ul. Mira, 56, Vologda, Russia, 160000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.