Научная статья на тему '«ОЛЕННЫЕ» КАМНИ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ИМ. А.В. АНОХИНА'

«ОЛЕННЫЕ» КАМНИ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ИМ. А.В. АНОХИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / «ОЛЕННЫЙ» КАМЕНЬ / МУЗЕЙ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киреев Сергей Михайлович, Тишкин Алексей Алексеевич

«Оленные» камни являются важными источниками для изучения культур аржано-майэмирского времени. На Алтае их обнаружено немного, они имеет свои специфические черты, обусловленные целым рядом обстоятельств. К настоящему времени нет работы, обобщающей имеющиеся сведения о древних изваяниях, которые находятся на памятниках и в музеях. В данной статье приводится информация о семи «оленных» камнях, которые хранятся и экспонируются в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина (Россия). Они происходят из разных мест и отражают традиции, сформировавшиеся в древности и зафиксированные в погребально-поминальных комплексах бийкенской культуры. Дальнейшее изучение этих изваяний с помощью современных цифровых технологий позволит получить детальные отражения имеющихся изображений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“DEER” STONES IN THE NATIONAL MUSEUM OF THE ALTAI REPUBLIC. A.V. ANOKHIN

“Deer” stones are important sources for the study of the cultures of the Arzhan-Mayemer time. There are few of them found in Altai, and they have their own specific features due to a number of circumstances. To date, there is no work that summarizes the available information about the ancient statues, which are found on the monuments and in museums. This article provides information about seven “deer” stones, which are stored and exhibited in the National Museum of the Altai Republic named after A.A. Anokhin (Russia). They come from different places and reflect the traditions formed in ancient times and recorded in the funeral-memorial complexes of the Biyke culture. Further study of these sculptures with the help of modern digital technology will allow to obtain detailed reflections of the available images.

Текст научной работы на тему ««ОЛЕННЫЕ» КАМНИ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ИМ. А.В. АНОХИНА»

и музеологии, докторант; 656049, Россия, г. Барнаул, пр-т Ленина, 61, кандидат исторических наук, доцент, https://orcid.org/0000-0003-2652-2002, kaa-2862@mail.ru

Aleksandr A. Kazakov, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Department of History and Philosophy, Associate Professor; 656038, Russia, Barnaul, 49 Chkalova str.; Altai State University, Department of Archaeology, Ethnography and Museology, doctoral student; 656049, Barnaul, Russia Lenin Ave. 61, Candidate of History (PhD), Associate Professor, https://orcid.org/0000-0003-2652-2002, kaa-2862@mail.ru

Павел Леонидович Рудометов, Кипринская средняя школа, учитель; 659028, Россия, Алтайский край, Шелаболихинский район, с. Киприно, ул. Ленина, 42, rudometov.p@mail.ru

Pavel L. Rudometov, Kiprino Secondary School, Teacher; 659028, Russia, Altai Krai, Shelabolikhinskii District, Kiprino Village, Lenina Street, 42, rudometov.p@mail.ru

Научная статья / Article

УДК: 069(571.151)

DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.35

«ОЛЕННЫЕ» КАМНИ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ИМ. А.В. АНОХИНА

Сергей Михайлович Киреев1, Алексей Алексеевич Тишкин2

1Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Россия

2Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

Резюме. «Оленные» камни являются важными источниками для изучения культур аржано-майэмирского времени. На Алтае их обнаружено немного, они имеет свои специфические черты, обусловленные целым рядом обстоятельств. К настоящему времени нет работы, обобщающей имеющиеся сведения о древних изваяниях, которые находятся на памятниках и в музеях. В данной статье приводится информация о семи «оленных» камнях, которые хранятся и экспонируются в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина (Россия). Они происходят из разных мест и отражают традиции, сформировавшиеся в древности и зафиксированные в погребально-поминальных комплексах бийкенской культуры. Дальнейшее изучение этих изваяний с помощью современных цифровых технологий позволит получить детальные отражения имеющихся изображений.

Ключевые слова: Алтай, «оленный» камень, музей, экспозиция, документирование

Благодарности: работа выполнена при частичной финансовой поддержке РНФ (проект №22-18-00470 «Мир древних кочевников Внутренней Азии: междисциплинарные исследования материальной культуры, изваяний и хозяйства», руководитель А.А. Тишкин).

Для цитирования: Киреев С.М., Тишкин А.А. «Оленные» камни в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 248-253. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.35

"DEER" STONES IN THE NATIONAL MUSEUM OF THE ALTAI REPUBLIC. A.V. ANOKHIN

Sergey M. Kireev1, Alexey A. Tishkin2

1National Museum of Altai Republic A.V. Anokhin, Gorno-Altaisk, Russia;

2Altai State University, Barnaul, Russia

Abstract. "Deer" stones are important sources for the study of the cultures of the Arzhan-Mayemer time. There are few of them found in Altai, and they have their own specific features due to a number of circumstances. To date, there is no work that summarizes the available information about the ancient statues, which are found on the monuments and in museums. This article provides information about seven "deer" stones, which are stored and exhibited in the National Museum of the Altai Republic named after A.A. Anokhin (Russia). They come from different places and reflect the traditions formed in ancient times and recorded in the funeral-memorial complexes of the Biyke culture. Further study of these sculptures with the help of modern digital technology will allow to obtain detailed reflections of the available images.

Key words: Altai, "deer" stone, museum, exhibition, documentation

Acknowledgments: this work was carried out with partial financial support of the Russian Science Foundation (project No. 22-18-00470 "The World of Ancient Nomads of Inner Asia: Interdisciplinary Studies of Material Culture, Sculptures and Economy", supervisor A.A. Tishkin).

Tor citation: Kireev S.M., Tishkin A.A. "Deer" Stones in the National Museum of the Altai Republic. A.V. Anokhin // Conservation and study of the cultural heritage of Altai Krai. 2022. Vol. XXVIII. Pp. 248-253. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.35

В Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина (Россия) имеется существенное количество коллекций и отдельных экспонатов, характеризующих культуру древних кочевников Алтая. Однако «оленные» камни представлены единичными и невыразительными экземплярами по сравнению с аналогичными объектами, выявленными в Монголии (Волков, 2002). Данное обстоятельство обусловлено целым рядом объективных причин. Одна из них связана с тем, что Алтай в ар-жано-майэмирское время (1-я треть I тыс. до н.э.) находился в полупериферийной зоне влияния архаичной кочевой империи, свидетельствами которой во Внутренней Азии являются многочисленные погребальные и мемориальные комплексы, сопровождавшиеся антропоморфными изваяниями с различными изображениями на них. Вторая причина заключается в уровне изученности памятников бийкенской археологической культуры (Тишкин, 2011). Именно в ареале их распространения были обнаружены «оленные» камни, как правило, небольших размеров, с ограниченным отражением существовавших реалий предметного мира и животных. Важно, что многие такие статуи были зафиксированы на своем первоначальном месте или рядом с курганом, демонстрируя связь с погребением человека. Однако часть таких изваяний оказалась переиспользована для строительных и других целей поздними

народами. Находят отдельные части разбитых экземпляров. Стоит отметить, что после выхода монографии В.Д. Кубарева в 1979 г. специальное изучение «оленных» камней Алтая не предпринималось. Поэтому информация о них разбросана по разным публикациям, а обобщения даже этих сведений не произошло. Третья причина связана со слабым внедрением современных цифровых методов документирования в исследовательскую и музейную практику, что существенно снижает эвристический и аттрактивный потенциал древних изваяний. Можно еще обозначить ряд субъективных моментов, которые дополнят имеющуюся картину. При этом весь массив таких ситуаций предполагает необходимость приступить к сбору и осмыслению сформировавшейся разрозненной информации, привлекая реальные археологические находки.

Задача данной статьи заключается в том, чтобы представить «олен-ные» камни, поступившие в различные годы в Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина, опираясь на зафиксированные данные в актах передачи, книгах поступлений и справочных учетных карточках археологического фонда. Необходимо отметить, что в настоящее время три «оленных» камня находятся в одной из витрин (рис. 1) экспозиции «Комплекс плато Укок». Еще одно такое древнее изваяние располагается на подиуме в зале основной экспозиции, который посвящен раннему железному веку Алтая. Остальные находятся в фондохранилище «Археология».

Рис. 1. Три «оленных» камня в экспозиции музея Fig. 1. The three "deer" stones in the museum exhibition

Первый «оленный» камень поступил в музей в 1972 г. (инвентарный номер: 7151 / 1545). Его передал Д.Г. Савинов (1994), который на протяжении нескольких лет работал в горах Алтая (Тишкин, 2021). Место происхождения находки — долина р. Узунтал (Юго-восточный Алтай). Высота изваяния 71 см. В сечении камень имеет трехгранную форму. В верхней части идет опоясывающая линия из круглых прошлифованных лунок. Ниже есть изображения животных.

Второй «оленный» камень поступил в 1977 г. (инвентарный номер: 8049/1705). Он также происходит из долины р. Узунтал, передан В.Д. Кубаревым. Полная высота изваяния 94 см, ширина по центру 16,8 см, диаметр 30 см. На нем изображены серьги, цепочка жемчужин, три параллельные косые линии и фигурка кабана (рис. 2.-1). На поясе прослеживается лук в налучье и чекан.

Третий «оленный» камень поступил в 1984 г. (инвентарный номер: 8627(1)). Его привез В.А. Кочеев, который указал, что находка была сделана в долине р. Юстыд (Юго-Восточный Алтай). Четырехгранная плита размерами 40 х 13 см была установлена в ряду балбалов у тюркской оградки. На ее широких боковых сторонах выбиты кольцевые серьги. Ниже (почти по всему периметру) проходит ряд из семи выбитых ямок.

Четвертый «оленный» камень поступил в 1986 г. (инвентарный номер 8787/1717). Он происходит с Укока и передан В.Д. Кубаревым. Для изваяния использован крупный окатанный валун размерами 78 х 30 х 20 см. В верхней части на широких гранях выбиты изображения серег. На одной из узких сторон имеются три наклонные прошлифованные параллельные линии и еще одна, выполненная способом выбивки (рис. 2.-2). Ниже проходит опоясывающая камень серия из 15 выбитых ямок диаметром 3,5-4 см и глубиной до 0,5 см. Ниже на одной из граней изображен чекан.

Пятый «оленный» камень также поступил в 1986 г. (инвентарный номер: 8800/1725). Находка была сделана В.Д. Кубаревым на правом берегу р. Юстыд, в музей доставлена В.А. Кочеевым. Для изваяния использовался удлиненный валун черного цвета размерами 78 х 24 х 15 см. В верхней части лицевой стороны у него выбиты три параллельные наклонные линии (рис. 2.-3). Ниже их идет ряд опоясывающих выбитых и прошлифованных ямок.

Шестой «оленный камень», вероятнее всего, был передан в 2005 г. А.С. Суразаковым и находится на временном хранении (№138). Он происходит из кургана №18 памятника Кызык-Телань-I, результаты которого опубликованы в монографии (Суразаков, Тишкин, 2007, с. 19-20, рис. 23), и внешне напоминает стилизованную антропоморфную фигуру. Изваяние имеет удлиненную форму, сечение трапециевидное. Зафиксированы такие размеры его: 57,5 х 15,5 х 12,5 см. В верхней части камень расширяется и оформлен в виде уступа, на котором по бокам выбито по кольцевой фигуре (рис. 2.-4). Посередине обозначена выбитая опоясывающая полоса.

Седьмой «оленный камень» (№126 временного хранения) был обнаружен в 1991 г. О.В. Лариным в 21 км к югу от с. Мухор-Тархата (Кош-Агачский район Республики Алтай). Изваяние находилось в поваленном состоянии в юго-восточном секторе херексура (Елин, Ларин, 1994, с. 51-52, рис. 2.-1-4). Оно представляет собой каменный блок подпрямоугольной в сечении формы размерами 36 х 17,5 х 9,5 х 7 см. Вверху по всем граням выбита широкая полоса. На лицевой стороне

Рис. 2. «Оленные» камни Алтая: 1 — Узунтал; 2 — Укок, 3 — Юстыд; 4 — Кызык-Телань Fig. 2. "Deer" stones of Altai: 1 — Uzuntal; 2 — Ukok, 3 — Yustyd; 4 — Kyzyk-Telan'

обозначены три параллельные линии и изображены три коня (один над другим). На широких гранях имеются по три параллельных ряда углублений, серьги и изображение оленя. На тыльной стороне выбит диск, а ниже идет извилистая линия. Наверху видно пять ямок-углублений.

Представленная информация основана только на музейных данных и не затрагивает характеристики, опубликованные в статьях и монографиях, что является отдельной аналитической работой. Дальнейшее планируемое изучение перечисленных изваяний с помощью современных цифровых технологий документирования позволит получить детальные отражения имеющихся изображений, которые расширят наши представления о кочевом населении, проживавшем на Алтае в конце IX — 1-й половине VI в. до н.э. Этому будет способствовать фиксация других известных и вновь выявленных «оленных камней», связанных с памятниками бийкенской культуры.

В заключение данного обзора необходимо указать, что отдельные «оленные камни» или их собрания имеются в разных музеях Южной и Западной Сибири. Нужно не только их учесть, но и привлекать для научных исследований разного масштаба.

Список источников

Волков В.В. Оленные камни Монголии. М., 2002. 247 с.

Елин В.Н., Ларин О.В. Два оленных камня из Горного Алтая // Материалы по истории и культуре Республики Алтай. Горно-Алтайск, 1994. С. 50-52.

Кубарев В.Д. Древние изваяния Алтая: Оленные камни. Новосибирск, 1979. 120 с.

Савинов Д.Г. Оленные камни в культуре кочевников Евразии. СПб., 1994. 208 с.

Суразаков А.С., Тишкин А.А. Археологический комплекс Кызык-Телань-I в Горном Алтае и результаты его изучения. Барнаул, 2007. 232 с. : ил.

Тишкин А.А. Бийкенская культура Алтая аржано-майэмирского времени: содержание и опыт периодизации // «Terra Scythica». Новосибирск, 2011. С. 272-290.

Тишкин А.А. Археологические исследования Д.Г. Савинова на Алтае и в Верхнем Приобье (краткий обзор и воспоминания юбиляра) // Творец культуры. Материальная культура и духовное пространство человека в свете археологии, истории и этнографии. СПб., 2021. С. 27-42. (Труды ИИМК РАН. Т. LVII). https://doi.org/10.31600/978-5-907298-22-4.27-42 27

Информация об авторах / Information about the Authors

Алексей Алексеевич Тишкин, Алтайский государственный университет, кафедра археологии, этнографии и музеологии, заведующий кафедрой; 656049, Россия, г. Барнаул, пр-т Ленина, 61; доктор исторических наук, профессор; https://orcid.org/0000-0002-7769-136X, tishkin210@mail.ru

Alexey A. Tishkin, Altai State University, Department of Archaeology, Ethnography and Museology, Head of Department; 656049, Barnaul, Russia Lenin Ave. 61; Doctor of History, Professor, https://orcid.org/0000-0002-7769-136X, tishkin210@mail.ru

Сергей Михайлович Киреев, Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина, старший научный сотрудник; 659000, Россия, г. Горно-Алтайск, ул. Г.И. Чорос-Гуркина, 46, https://orcid.org/0000-0001-6850-6647, kireevsm2013@yandex.ru

Sergey M. Kireev, National Museum of Altai Republic A.V. Anokhin, Research Associate; 649000, Gorno-Altaisk, Altai Republic, Russia, Choros-Gurkin street, 46; https://orcid.org/0000-0001-6850-6647, kireevsm2013@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.