Научная статья на тему 'Оленеводство в жизни северобайкальских эвенков в XX - начале XXI в'

Оленеводство в жизни северобайкальских эвенков в XX - начале XXI в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
252
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЛОГИЯ / ЭВЕНКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харинский Артур Викторович

Доклад посвящен оценке фактров, механизмов и результатов трансформации, основанной на оленеводстве, культуры северобайкальских эвенков. Авто дает исчерпывающую характеристику истории и современного состояния оленеводства в регионе; и подчеркивает, что на протяжении ХХ в. оленеводство, поменяв свои функции с практических на статусные,вплоть до современности остается одним из важнейших элементов этнической культуры эвенков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REINDEER BREEDING IN LIFE OF NORTH BAIKAL EVENKS IN THE 20th - THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY

The paper is devoted to estimation of factors, mechanisms and results of transformation of the north Baikal Evenks' culture based on reindeer breeding. The author gives the exhaustive characteristic to history and a modern condition of reindeer breeding in the region; he also emphasizes, that during the 20th century reindeer breeding, having changed the functions from practical to status ones, however it still remains one of the major elements of ethnic Evenks' culture.

Текст научной работы на тему «Оленеводство в жизни северобайкальских эвенков в XX - начале XXI в»

© 2009

А.В. Харинский

ОЛЕНЕВОДСТВО В ЖИЗНИ СЕВЕРОБАЙКАЛЬСКИХ ЭВЕНКОВ

В XX - НАЧАЛЕ XXI В.

Доклад посвящен оценке фактров, механизмов и результатов трансформации, основанной на оленеводстве, культуры северобайкальских эвенков. Авто дает исчерпывающую характеристику истории и современного состояния оленеводства в регионе; и подчеркивает, что на протяжении ХХ в. оленеводство, поменяв свои функции с практических на ста-тусные,вплоть до современности остается одним из важнейших элементов этнической культуры эвенков.

Ключевые слова: этнология, эвенки.

Северобайкальские эвенки в XIX-XX вв. делились на три рода — чильчаги-ры, киндигиры и шамагиры. Область их расселения охватывала северное побережье Байкала, долину Верхней Ангары, и примыкающее к ней Северо-Бай-кальское нагорье, выходя несколько за его пределы по долинам рек Чаи, Чечуя, Чуи, Мамы, а также захватывала бассейн Муи. К началу XX в. наблюдается значительное сокращение территорий используемых эвенками в хозяйственных целях. Они практически полностью были вытеснены с северо-западного берега Байкала русскими и бурятами и сократили свое присутствие в среднем течении р.Верхняя Ангара. Разведение оленей являлось одной из основ хозяйственного уклада северобайкальских эвенков. Занятие оленеводством не было всеобщим в эвенкийской среде. Семьи, которые держали оленей, имели более высокий социальный статус по сравнению со своими сородичами. Они именовались «оронями» (от эвенкийского «орон» — олень) и кочевали вместе с оленями на горных пастбищах, время от времени спускаясь к Верхней Ангаре или Байкалу. Часть эвенков, называемых «ламученами» (от эвенкийского «ламу» — вода, море), жила полуоседло, занимаясь рыбной ловлей и охотой. Наличие оленей в хозяйстве эвенков позволяло им быть более мобильным и осваивать обширные охотничьи угодья. Кроме этого, олени всегда являлись резервным источником мяса, что позволяло их владельцам чувствовать себя более свободно. Если семья эвенков лишалась по каким-либо причинам оленей, он переходила в категорию «ламученов» и вынуждена была жить на берегу реки, завися от временных заработков. Если, спустя некоторое время, разорившийся эвенк восстанавливал потери в поголовье оленей, он вновь становился охотником-оленеводом и уходил в горы.

Прибайкальские эвенки использовали оленей только для верховой езды и под вьюк. Их стада были невелики. В среднем хозяйстве насчитывалось три-дцать-сорок оленей. Несмотря на подсобное значение оленеводства, с ним связан весь жизненный цикл эвенков. Промысел на зверя без ездового оленя был невозможен. Поэтому удача на охоте находилась в прямой зависимости от состояния оленеводства. Маршруты кочевий у каждой группы эвенков, включав-

шей, как правило, близких родственников, были свои. Неделю, пока олени не съедят в округе траву, эвенки жили на одном месте, потом шли дальше. Дольше задерживались на одном месте весной, после отела, пока не окрепнут телята. Обычно отел происходит в мае. Уже через четыре дня оленята начинали бегать.

В 1929 г. в Северобайкальском районе началась коллективизация. Эвенки были объединены в артели, предпринимались попытки обобщить оленей в единое стадо. При этом советская администрация отказывала в авансе тем охотникам, которые не переходили добровольно на оседлость и не вступали в колхоз. В 1933 г. в районе расселения эвенков-киндигиров был создан колхоз «Вторая пятилетка», центром которого стало с. Холодное. Предпринятые меры привели к резкому снижению количества оленей. Их поголовье стало возрастать лишь с 1947 г., когда более активно начала проводиться ветеринарная работа. После войны отдельными семьями уже не кочевали. В колхозе создавались оленеводческие бригады, которые присматривали за оленьими стадами в горах. Эвенки, имевшие своих оленей, пасли их вместе с колхозными. В зависимости от времени года и снежных покровов олени ежегодно перегонялись от пастбища к пастбищу. Благодаря этому на пастбищах быстрее восстанавливались кормовые ресурсы.

В 1970-е гг. оленеводство в районе стало приобретать продуктивное направление, чтобы снабжать мясом население, прибывавшее на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Поголовье оленей в Холодненском отделении совхоза выросло до 2000 голов. К концу 1970-х — началу 1980-х гг. значительную часть оленьего стада с. Холодное забили на мясо, а оставшихся животных передали в Уоянский госпромхоз. В результате чего в Северобайкальском районе осталось всего одно оленье стадо, выпас которого производился в долине реки Мамы. К концу 1980-х гг. оленеводство в Северобайкальском районе исчезает как отрасль хозяйства.

Возрождение оленеводства в Северном Прибайкалье отмечается в начале 1990-х гг. В районе было создано два оленеводческо-охотничьих хозяйства: община «Улуки» (белка) Черноевых и община «Орон» (олень) Ганюгиных, располагавшиеся в с.Холодное. Первых оленей представители общины «Орон» отловили в 1992 г. на притоке Правой Мамы — Ковокте. Там паслись остатки оленьего стада уоянских эвенков — чильчигиров. С Правой Мамы оленей, у которых восстановились домашние инстинкты, вывозили по зимнику на машинах. Привезенных оленей выпустили у поселка Перевал (левый берег р.Тыя). Первые годы оленей не перегоняли с зимников на летники. Они не знали местности и могли убежать.

Начиная с 1993 г. оленьи пастбища общины «Орон» неоднократно менялись. Вначале оленей пасли в верховьях Тыи, в местности Стрелка, затем в верховья Холодной, выше впадения в нее р. Бирамия, потом их с Холодной перегнали на р.Намаму (левый приток Чаи). В 1997 г. оленеводы «Орона» перекочевали на Чаю. С середины 1990-х гг. общину «Орон» возглавляет Алексей Алексеевич Га-нюгин. Закрепленные за ней пастбища находились на Чае, а охотничьи угодья в верховьях Тыи. Это создавало ряд неудобств. Оленеводы не могли охотиться там, где пасли оленей.

В 1999 г. оленей перегнали на Тыю, чтобы охотничий участок и пастбища

находились в одном месте. С этого времени оленеводы А.А. Ганюгина постоянно живут в пос. Перевал, а оленей на зиму перегоняют на ручей Килгол (левый приток Тыи). Площадь оленьих пастбищ составляет 100.608 га.; они арендованы на 25 лет у Северобайкальского лесхоза. Пастухи «Орона» живут в отдельном доме в восточной части поселка. Бригада состоит из 3 человек: Арнеулев Андрей Анатольевич (1960 г.р.), Антонов Олег Владимирович (1973 г.р.), Тулбу-конов Валерий (1990 г.р.). Старшим среди оленеводов считается А.А. Арнеулев. Состав пастухов периодически меняется, но все они жители Холодного — эвенки. Во время работы в «Ороне» пастухи, как правило, зарплату не получали. Они брали часть добычи, которую промышляли на охотничьем участке общины в долине Тыи.

Летом 2008 г. оленье стадо «Орона» насчитывало 37 голов. На мясо оленей забивали редко. Иногда их используют на разных мероприятиях и праздниках. По словам самих оленеводов, охотой заниматься выгодней, чем оленеводством.

Перекочевка с Перевала на зимние пастбища в Килголе проходит у оленеводов «Орона» в конце сентября — начале октября. Олени двигаются вниз по течению Тыи, по левому или правому берегу. Расстояние от Перевала до Килгола по правому берегу Тыи составляет 8,5 м. Расстояние от Перевала до Килгола по левому берегу реки равно 7 км. В начале апреля олени перекочевывают с зимнего пастбища на летнее.

Общину «Улуки» организовал в начале 1993 г. Юрий Иванович Черноев (1947 г.р.). Для покупки оленей она получила кредит в размере 20 млн. руб. Из них 15 млн. руб. потрачено на 50 голов оленей, привезенных из поселка Чара Читинской области по железной дороге. Оставшиеся 5 млн. руб. использовали на покупку оружия. В настоящее время в общине около 300 оленей. Их сразу же выпустили на Намоме, где и сейчас находится стадо. На Чае за общиной закреплены охотничий участок и пастбища. Летом Черноевские стоят на Намоме, в приустьевой части, а зимой перегоняют оленей верх по реке Чае километров на 10, не доходя до впадения в нее Нюрбы.

Община арендовала оленьи пастбища площадью 206,236 га сроком на 25 лет. В 2005 г. после смерти Ю.И.Черноева, частное предприятие «Улуки», стала возглавлять его жена — Валентина Павловна. В «Улуках» работают все дети Валентины Павловны: сыновья — Павел (1972 г.р.), Яков (1974 г.р.), Юра (1975 г.р.) и дочь — Синильга (1982 г.р.). Они составляют основу общины, в которой также работают эвенки из с. Холодное. Всего в общине числится 10 человек Насущной необходимости в использовании оленей у общины «Улуки» нет т.к. мужчины — владельцы стада — охотятся, а продукты на свою базу забрасывают на попутных машинах.

За прошедшее столетие назначение оленя в хозяйстве северобайкальских эвенков значительно изменилось. До 1970-х гг. он оставался основным транспортным средством в горно-таежной зоне Северного Прибайкалья. В первой половине XX в. его преимущественно использовали для завоза припасов на охотничьи угодья и передвижения по ним. Эвенкийские семьи, не имевшие оленей, не могли осваивать обширные угодья и довольствовались промыслом лишь на незначительной по площади территории, примыкающей к оседлым поселениям, имевшим, как правило, смешанное население — Душкачан, Тур-

какит, Кичера, Ченча, Кумора, Иркана. Неэффективность такого промысла заставляла их искать дополнительные заработки — наниматься в рыболовецкие артели, заниматься земледелием, охотиться вместе с сородичами, имевшими оленей. Статус эвенков, не владевших оленями, был ниже, чем их оленьих сородичей. С конца 1940-х гг. обобществленные оленьи стада стали выпасаться совместно, что приводило к быстрому истощению пастбищ и их частой смене. Олени продолжали использоваться как основное транспортное средство. Правда теперь значительная часть поголовья сопровождала различные экспедиции, изучавшие природные ресурсы края, а не только использовалась во время охотничьего промысла.

Со строительством БАМа в Северобайкальском районе выросла потребность в продуктах питания. Оленей все чаще стали забивать на мясо. Они перестали играть роль вьючных и верховых животных. Для освоения природных ресурсов в это время использовался воздушный и наземный транспорт. Достигнув своего максимума, оленьи стада уничтожали пастбища, что, в конце концов, приводило к сокращению поголовья. С развалом советской системы хозяйствования оленеводство на некоторое время прекратило свое существование. Домашние олени, оставшиеся на горных пастбищах, смешались с дикими особями. Лишь с середины 1990-х гг. отмечается возрождение оленеводства. В нынешних условиях олени больше имею статусное значение для своего владельца, чем утилитарное. Олени практически не используются для перевозки грузов, а забой их на мясо не получил широкого распространения. Поменяв свои практические функции в среде северобайкальских эвенков, олени до сих пор остаются одним из важнейших элементов этнической культуры этого народа.

REINDEER BREEDING IN LIFE OF NORTH BAIKAL EVENKS IN THE 20th — THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY

A.V. Kharinskiy

The paper is devoted to estimation of factors, mechanisms and results of transformation of the north Baikal Evenks' culture based on reindeer breeding. The author gives the exhaustive characteristic to history and a modern condition of reindeer breeding in the region; he also emphasizes, that during the 20th century reindeer breeding, having changed the functions from practical to status ones, however it still remains one of the major elements of ethnic Evenks' culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.