Научная статья на тему 'Олег Геннадьевич дука ученый, педагог, человек'

Олег Геннадьевич дука ученый, педагог, человек Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Олег Геннадьевич дука ученый, педагог, человек»

168

Научная жизнь

ной схемы исследования и называется организацией переменных. Как правило, измерение переменных осуществляется не одновременно, а последовательно - по мере решения задач исследования.

С методологической точки зрения, качество сравнительного анализа тем выше, чем меньше переменных и больше сравниваемых объектов. Наглядно это правило нам демонстрирует статистика. Приведём такой пример. Каждый случай купли-продажи уникален. Но из всей конкретики учёного-статистика интересует только одна характеристика сделок -денежная (объём сделки). Эта переменная легко измеряется количественно, а следовательно, легко оценивается. И эта оценка будет тем объективнее (достовернее), чем больше генеральная совокупность совершённых сделок. Следовательно, исследователь должен стремиться к тому, чтобы число сравниваемых объектов было максимально возможным, а число переменных - минимизировано. Проблема в том, что в историческом исследовании далеко не всегда сравнительный анализ можно свести к статистическому.

Решение поставленной проблемы напрямую зависит от темы и цели исследования. Если историк имеет дело с массой однородных фактов (например, изучает социально-экономические или демографические процессы), то увеличение числа сравниваемых объектов особых трудностей ему не доставит, а число переменных часто можно свести к одной. Неслучайно в подобного рода исследованиях часто используются квантитативные методы исторического исследования.

Если же историк имеет дело с немногими уникальными феноменами (например, изучает явления культуры, науки, политики, идеологии), то увеличение числа сравниваемых объектов очень затруднено. Да и проблема выбора «ключевых» переменных для исследователя очень непростая, так как снижение числа переменных нередко снижает научную значимость исследования.

Конечно, безвыходных ситуаций не бывает. Число объектов для сравнения можно увеличить, например, за счёт расширения территориальных или хронологических рамок исследования. Число же переменных можно сократить за счёт повышения сравнимости объектов (см. выше).

Изучение переменной сводится к её измерению, оценке. Отсюда ещё одна «вечная» проблема сравнительных операций - разработка шкалы оценки или критериев измерения изучаемой качественной характеристики объектов. В зависимости от цели исследования эта шкала оценок может быть разработана, например, в форме традиционной пятибалльной системы («5», «4», «3», «2», «1») или трёхуровневой системы («высокий уровень», «средний уровень», «низкий уровень»).

Причём, сравнивая объекты, мы должны иметь чёткие объективные ориентиры для оценки измеряемого качества (за что ставится «5», «4», «3» и т. д.).

Объективная сложность, которую должен иметь в виду исследователь, - это влияние его собственных ценностных ориентиров на разработку критериев оценки. Поэтому в исследованиях разных авторов одно и то же измеряемое качество может получить разную оценку. Отсюда ещё одна проблема сравнительного анализа - проблема интерпретации итогов сравнения. Полностью преодолеть личностный фактор в этой познавательной ситуации не представляется возможным, поэтому выход представляется только один - тщательная аргументация критериев оценки качества. Чем более убедительной будет аргументация, тем большее признание в научном сообществе получит ваша интерпретация.

О. Г. Дука, доктор исторических наук

Этот научный материал поступил к нам в начале мая 2007 г. К сожалению, для О.Г. Дуки он оказался одним из последних в жизни. Мы публикуем его в память об ушедшем ученом вместе со статьей о его жизненном и научном пути, поступившей от его коллег из Омского юридического института.

От редколлегии

Олег Геннадьевич Дука -ученый, педагог, человек

26 августа 2007 г. после тяжёлой болезни на 53-м году жизни скончался доктор исторических наук Дука Олег Геннадьевич.

Он был человеком высокой культуры, Интеллигентом с большой буквы, образцом учёного-гуманитария. Коллеги знали его не только как высококвалифицированного

специалиста, но прежде всего - как добрейшей души человека, отзывчивого и внимательного.

Олег Геннадьевич Дука родился 10 декабря 1954 г. в Омске в семье врачей. Отец, Геннадий Яковлевич, был заведующим Омским областным здравотделом, а мать, Светлана Александровна, хирургом-онкологом. Они всегда хотели видеть сына продолжателем своей профессии, и только когда Олег Геннадьевич защитил кандидатскую диссертацию, признали его право на выбор исторической специальности. Пережив суровые годы Великой Отечественной войны, Геннадий Яковлевич и Светлана Александровна на всю жизнь сохранили необыкновенную выносливость и стойкость в преодолении всех последующих жизненных испытаний.

Школьные науки давались будущему ученому трудно. После восьмого класса за неуспеваемость по «точным» предметам его хотели отчислить из школы, Олег Геннадьевич бросает музыкальную школу и основательно штудирует учебники алгебры и геометрии. Доказав учителям школы № 19 и самому себе, что ему «по плечу» точные науки, 1 сентября Олег продолжил учебу в девятом классе. Единственное, о чем он жалел всю жизнь, так это о том, что бросил занятия музыкой. «А ведь мог стать музыкантом», - много раз говорил Олег Геннадьевич.

Уже в школьные годы он интересовался историей, поэтому после окончания школы в 1972 г. поступил на исторический факультет Омского государственного педагогического института им. А.М. Горького и тем самым взял вторую высоту в своей жизни.

Студенческие годы Олега Геннадьевича, как и у многих его друзей, были наполнены не только напряженной учебой, но и активным участием в студенческих строительных отрядах. В это время уже отчетливо проявились его наклонности к исследовательской деятельности: склонность к

кропотливому сбору архивного материала, его систематизации, классификации, диалектический подход к объекту изучения. Тогда же наметился и интерес к истории России советского периода. Активное и плодотворное участие Олега Геннадьевича в научном сстуденческом обществе, руководителем которого был молодой педагог Евгений Иванович Тимонин, по достоин-

ству было оценено на Всероссийском студенческом конкурсе научных работ дипломом и именным часами. Победа на этом конкурсе позволила Олегу Геннадьевичу получить свободное посещение занятий и дала право работы в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга, а также архивах Омской, Новосибирской областей и Петропавловска Казахстанской ССР. Основательный исследовательский труд позволил блестяще защитить дипломную работу «Трудовой подвиг речников Обь-Иртышского бассейна в Великой Отечественной войне».

Закончив с отличием институт, Олег Геннадьевич был принят на работу на должность ассистента кафедры истории КПСС в Омский государственный медицинский институт им. М.И. Калинина. Работу в институте он успешно сочетал с общественной деятельностью в качестве лектора общества «Знание». Его охотно приглашали читать лекции на актуальные темы в разных трудовых коллективах.

Через два года он поступил в очную аспирантуру по кафедре КПСС гуманитарного факультета Московского ордена Ленина, ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени го-

сударственный университет им. М. В. Ломоносова. В университете началась и педагогическая деятельность Олега Геннадьевича - он вел семинарские занятия по истории КПСС. Его научным руководителем стала доктор исторических наук, профессор, академик РАН Г.Г. Марихина. Она точно заметила в первых работах Олега Геннадьевича задатки крупных исследований и благословила его на путь дальнейших научных изысканий. Главным результатом его напряженного труда явилась кандидатская диссертация «Партийные организации Обь-Иртышского бассейна во главе патриотического подъема речников в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)», успешно защищенная в 1982 г.

Последующий период в творческой биографии Олега Геннадьевича был еще более насыщенным педагогической и научной работой. В 1980-е гг. он работает старшим преподавателем кафедры истории КПСС и научного коммунизма в Омской высшей школе милиции МВД СССР, доцентом, а затем заведующим кафедрой истории КПСС Омского государственного сельскохозяйственного института. Но

главным направлением его разносторонней деятельности оставалось научное творчество. Олег Геннадьевич по-прежнему продолжает изучение избранной темы. В эти годы им был опубликован ряд статей в центральной периодической печати и в сибирских изданиях.

На рубеже 1980-1990-х гг. в условиях общего кризиса советской историографии в творчестве Олега Геннадьевича наметилось стремление к более глубокому осмыслению проблем отечественной истории с позиций синергетики, герменевтики и других научных подходов. Отныне область его научных интересов включала проблемы научного исторического познания, исторического науковедения, исторического и политического сознания. Постоянные научные поиски позволили Олегу Геннадьевичу в декабре 2001 г. защитить докторскую диссертацию «Эпистемологический анализ теорий и концепций исторического развития с позиций вероятностно-смыслового подхода (на примерах российской историографии)». По итогам 2001-2002 гг. диссертация О.Г. Дуки была признана Высшей Аттестационной комиссией (Москва) одной из лучших. В

ноябре 1992 года решением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации Олегу Геннадьевичу Дуке было присвоено учёное звание доцента по кафедре политической истории.

В последние годы Олег Геннадьевич возглавлял кафедру теории и истории государства и права Омского юридического института. В 2004-2006 гг. он занимал должность проректора по образовательным инновациям. Организаторские способности и административная работа позволили ему реализовать многие планы. За годы работы им были разработаны и внедрены балльно-рейтинговая система, система качества обучения. Он первым разработал и апробировал модульную систему обучения, и на этой основе по всем учебным дисциплинам, преподаваемым в институте, были составлены учебно-методические комплексы.

В преподавательском арсенале Олега Геннадьевича имелись различные лекционные курсы, такие как «История КПСС», «Отечественная история», «История отечественного государства и права», «Философия», «Геополитика», «Политология», «Теория политики», «Сравнительная политология», «Современная проблема науки и образования», «Теории и концепции исторического познания», которые он читал в Омской государственной медицинской академии, Омской академии МВД России, Омском государственном аграрном университете, Омском филиале Московского государственного университета коммерции, Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, Омском государственном педагогическом университете им. А. М. Горького, Омском юридическом институте, Омском гуманитарном институте, Омском филиале Новосибирской государственной академии водного транспорта. Учебные занятия Олег Геннадьевич проводил на высоком научно-педагогическом уровне. Он учил студентов мыслить, выстраивать свой способ познания, глубоко понимать проблемы развития России и мира в целом.

Педагогический опыт доктора исторических наук, доцента Олега Геннадьевича Дуки закреплен в ряде научнометодических публикаций, методических разработках курсов лекций. Под его руководством студенты занимались научно-

исследовательской деятельностью. Он руководил курсовыми и дипломными работами, а также осуществлял научное руководство аспирантами.

О. Г. Дука был активным членом ряда Ученых советов по защите докторских и кандидатских диссертаций: по специальности «социальная философия» при Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского, по специальности «Отечественная история» при Омском государственном педагогическом университете им. А.М. Горького. На протяжении многих лет он являлся председателем аттестационной комиссии в Омском государственном аграрном университете.

Благодаря стараниям О. Г. Дуки, существенно расширился спектр научных проблем, обсуждаемых на ежегодной научнопрактической конференции «Международные юридические чтения». С 2002 г. под его руководством работала секция «Актуальные проблемы методологии юридической науки и высшего юридического образования». Под его руководством ежегодно проходили научно-практические семинары, в работе которых принимали активное участие ученые, педагоги, общественные деятели России и Казахстана.

Успешная научная деятельность не помешала Олегу Геннадьевичу быть внимательным, заботливым отцом для своей единственной, любимой дочки. В 1983 г. он познакомился со своей будущей супругой Натальей Александровной. А в 1985 г. у них родилась дочь Татьяна. Она, как папа, решила посвятить себя науке, и в настоящее время обучается в аспирантуре по кафедре педагогики в Омском государственном педагогическом университете им. А. М. Горького.

Память об Олеге Геннадьевиче навсегда останется в наших сердцах.

А. Г. Быкова, канд. ист. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Омского юридического института

Список научных и учебных трудов Олега Геннадьевича Дуки

1. Дука О.Г. Заменив мужей, сыновей, братьев //

Речной транспорт. 1978. № 3. С. 18-19.

2. Дука О.Г. На традициях героического прошлого

// Речной транспорт. 1978. № 4. С. 26-27.

3. Дука О.Г. Молодежь Обь-Иртышья в годы войны

// Речной транспорт. 1978. № 10. С. 11.

4. Дука О.Г. Партийное руководство социалистиче-

ским соревнованием речников Обь-Иртышс-кого бассейна в годы Великой Отечественной войны // Из истории борьбы КПСС за победу социализма и коммунизма: Сб. статей. Ч. 10. М.: Изд-во МГУ. 1980. С. 49-63.

5. Дука О.Г. Трудовой подвиг Обь-Иртышских реч-

ников в годы Великой Отечественной войны // Из истории партийных организаций Западной Сибири: Сб. статей. Томск: Изд-во ТГУ, 1980. С. 53-59.

6. Дука О.Г., Водолазский Н.Б. Теоретический се-

минар «КПСС об актуальных вопросах борьбы с буржуазной идеологией и ревизионизмом». Омск: Дом политического просвещения ОК КПСС, 1983. 12 с.

7. Дука О.Г. Трудовой подвиг Обь-Иртышских реч-

ников в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Омск: Обл. общество «Знание»,

1984. 24 с.

8. Дука О.Г. Планы семинарских занятий по исто-

рии КПСС, темы рефератов для слушателей 1-го курса Омской высшей школы милиции МВД СССР. Омск: ОВШМ МВД СССР, 1984. 24 с.

9. Дука О.Г. Будни омских речников // Политин-

форматор и агитатор. 1984. № 12. С. 10-13.

10. Дука О.Г. Вклад речников Обь-Иртышского бассейна в дело победы над фашистской Германией // Верность героическим традициям партии и народа. Омск: Изд-во ОГПИ, 1986. С. 122-127.

11. Дука О.Г., Быкова В.А., Лаур М.Н., Назимова В.Ш.,

Шумилов А.И. Омичи - фронту: Омская область в Великой Отечественной войне: Справочник. Омск: ОК КПСС, 1985. 95 с.

12. Дука О.Г. Обзор опыта об использовании ме-

тода малых групп в организации и проведении семинарских занятий. Омск: ОВШМ МВД

СССР, 1985. 4 с.

13. Дука О.Г., Викторов И.К., Водолазский Н.Б. и др.

Омская область за 50 лет. Цифры и факты. Омск: Обл. кн. изд-во, 1985. 253 с.

14. Дука О.Г., Базаров Ф.Е. Программа самостоятельной работы по курсу «История КПСС» для слушателей 1-го курса Омской высшей школы милиции МВД СССР. Омск: ОВШМ МВД СССР,

1985. 4 с.

15. Дука О.Г., Усимова И.П. Программа самостоятельной работы по курсу «История КПСС» для слушателей 2-го курса ОВШМ СССР. Омск: ОВШМ МВД СССР, 1986. 26 с.

16. Дука О.Г., Усимова И.П. Программа самостоятельной работы по курсу истории КПСС для слушателей 1-го курса (1-й семестр). Омск: ОВШМ МВД СССР, 1987. 26 с.

17. Дука О.Г. Партийное руководство общественно-политической и трудовой активностью речников Обь-Иртышского бассейна в годы Великой Отечественной войны // Партия и социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.