Научная статья на тему 'Оль информационно-коммуникационной культуры муниципального служащего в "digital-обществе"'

Оль информационно-коммуникационной культуры муниципального служащего в "digital-обществе" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / DIGITAL ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION / DIGITAL SOCIETY / DIGITAL SPACE / INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Забара Алина Александровна

Современное общество переходит в эру «digital»-развития, то есть в период максимальной цифровизации. При этом цифровое пространство соответствует новому состоянию культуры. Основной силой развития в данное время является не столько информация, сколько способы ее трансляции, что диктует специфику социально-культурной жизни различных субъектов. Цифровая стадия развития информационного общества, именуемая digital-пространством, диктует новые требования к специалистам муниципальной службы, которые заключаются в высоком уровне информационно-коммуникационной культуры, представляющей собой совокупность организационных, управленческих, информационных, коммуникативных и технологических профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оль информационно-коммуникационной культуры муниципального служащего в "digital-обществе"»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В «DIGITAL-ОБЩЕСТВЕ» Забара А.А. Email: [email protected]

Забара Алина Александровна - магистрант, кафедра социальных технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Аннотация: современное общество переходит в эру «digital»-развития, то есть в период максимальной цифровизации. При этом цифровое пространство соответствует новому состоянию культуры. Основной силой развития в данное время является не столько информация, сколько способы ее трансляции, что диктует специфику социально-культурной жизни различных субъектов. Цифровая стадия развития информационного общества, именуемая digital-пространством, диктует новые требования к специалистам муниципальной службы, которые заключаются в высоком уровне информационно-коммуникационной культуры, представляющей собой совокупность организационных, управленческих, информационных, коммуникативных и технологических профессиональных компетенций.

Ключевые слова: информация, цифровое общество, digital пространство, информационно-коммуникационная культура.

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION CULTURE OF MUNICIPAL EMPLOYEES IN «DIGITAL-SOCIETY» Zabara A.A.

Zabara Alina Alexandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF SOCIAL TECHNOLOGIES, BELGOROD NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY, BELGOROD

Abstract: modern society goes into the era of «digital» development, that is, during the period of maximum digitalization. At the same time, digital space corresponds to a new state of culture. The main force of development currently is not so much information, as the methods of its transmission, which dictates the specificity of the socio-cultural life of various subjects. The digital stage of development of the information society, called digital-space, dictates new requirements for specialists of the municipal service, which consist in a high level of information and communication culture, which is a set of organizational, managerial, information, communication and technological professional competencies. Keywords: information, digital society, digital space, information and communication culture.

УДК 316.77

Современное информационное общество становится цифровым. «Мир становится визуальным. И одновременно он высвечивается гранями виртуальности. С одной стороны, наше восприятие все больше и больше нагружается яркими зрительными образами, обрушивающимися на нас с щитов наружной рекламы, проникающими в наше сознание с помощью цифровых технологий телевидения, видео и фотографии» [5, с. 7].

Информационное общество как социальная и культурная система стало объектом внимания ученых с 60-х гг. XX века, когда смену индустриализма инициировали

автоматизация и информатизации. Центральным ядром информационного общества составила особая роль знания и основанных на нем специализированных технологий, превалирование информации во многих сферах жизни общества, ускорение развития технологий, уменьшение доли материального производства в валовом продукте, ускоренное развитие сферы услуг.

В настоящее время современное общество переходит в эру «(И^1а1»-развития, то есть в период максимальной цифровизации. При этом цифровое пространство, в которое человечество вступило в последние годы, соответствует новому состоянию культуры. Основной силой развития в данное время является не столько информация, сколько способы ее трансляции, что диктует специфику социально-культурной жизни различных субъектов. Согласно трудам М. Маклюэна [2] о технологическом детерминизме, смена эпох в истории человечества может быть изучена через призму смены каналов коммуникации, которые выступают в качестве основной причины развития средств коммуникации, определяющих социальную и культурную жизнь общества.

«Окружающая среда человека - это не только природные объекты, но и искусственное окружение, созданное человеком: техническая цивилизация или инфраструктура» [5, с. 40].

Качественной спецификой современной стадии развития коммуникации является ее глобальность, количественной - «всепроникаемость», то есть участие цифрового пространства в определении всех сфер жизни индивида.

Также Д.С. Робертсон утверждает, что «принцип кодирования информации непосредственно влияет на уровень и качество знания, начиная от первой коммуникационной революции формирования языка, и заканчивая последней -электронной, сетевой, и, определяет характер доминирующей на определенном историческом отрезке культуры» [1].

В данных условиях качество кадрового потенциала муниципальной службы является необходимым ресурсом качественного функционирования системы органов местного самоуправления, который определятся как сумма знаний и умений каждого муниципального служащего в отдельности, умноженного на профессиональные способности и креативные качества индивида, управляющего данной системой. Основные характеристики, данного управляющего элемента - это профессиональные знания, умения, навыки, профессиональные способности, ценности, потребности, интересы, мотивация к профессиональной деятельности и коммуникативные качества, а также информационно-коммуникационные компетенции.

Цифровое общество характеризуется лавинообразным производством различной информации, множеством каналов ее распространения и каналов взаимодействия между субъектами.

Так В.Ф. Минаков в своем исследовании выявил, что «темпы роста объемов информации характеризуются следующими сроками удвоения: 2 года для информации всех видов, 18 месяцев - кластер информации в цифровом формате, 6 месяцев - блоги» [ ].

В данное цифровое время именно информационно-коммуникационные технологии призваны управлять информацией и формировать новую информационно-коммуникационную среду. Владение технологиями обеспечивают необходимые эффективность, качество и ускорение воспроизводства и распространения информации.

Д.П. Хижняков в своем исследовании отмечает, что в основе функционирования системы управления и составляющих ее элементов находятся два основных структурных элемента - информация и коммуникация. «Выступая в качестве сведений, снижающих степень неопределенности и неполноты знаний об объектах управляемой системы (общества), их параметрах, свойствах и состоянии, информация формируется, аккумулируется и распространяется в процессе коммуникативных действий и взаимодействий между субъектами и объектами управления» [4, с. 9 ].

Таким образом, ключевой задачей в «digitals-обществе становится формирование необходимого уровня информационно-коммуникационной культуры муниципальных служащих, формирование специалистов, соответствующих новым требованиям, максимальное использование возможностей, предоставляемых новыми технологическими решениями.

Информационно-коммуникационная культура должна формироваться на основе следующих характеристик «digitals-общества:

- высокий уровень технологической оснащенности информационных процессов;

- уровень подготовки и владения новыми знаниями и современными требованиями, предъявляемыми к профессионализму;

- изменения характера информационно-коммуникационной среды, обусловленного развитием глобальных сетей коммуникации и необходимостью обеспечения необходимого уровня безопасности;

- сокращение времени на работу с информацией и принятие управленческого решения.

Для того чтобы соответствовать данным характеристикам и достигать эффективных результатов, муниципальный служащий должен обладать инновационным мышлением, обеспечивающим постоянное выявление возможностей внешней и внутренней среды, генерацию и оформление идей на основе выявленных возможностей и эффективную реализацию принятых решений. Таким образом, «информационно-коммуникационная культура» муниципального служащего представляет собой совокупность знаний и умений использования и создания информационно-коммуникационных потоков; работы с системами поиска, обработки и анализа информации, необходимыми для эффективного выполнения профессиональной деятельности.

Широкое внедрение современных средств информатизации не решает существующих проблем муниципального управления. Для эффективного использования современных технических и технологических достижений цифрового («digital») общества необходим субъект-ориентированный подход и совершенствование основного фундамента - «digital» (информационно -коммуникационной) культуры, как совокупности организационных, управленческих, информационных, коммуникативных и технологических компетенций муниципального служащего.

Список литературы /References

1. Костина А.В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». [Электронный ресурс], 2009. № 4. Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Information_Society/ (дата обращения: 22.10.2018).

2. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. М., 2003 . 206 с.

3. Минаков В.Ф. Знания в цифровом обществе // Nauka-rastudent.ru. 2016. №. 11 (03 5). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/35/3742/ (дата обращения: 22.10.2018).

4. Хижняков Д.П. Технология минимизации информационно-коммуникационных барьеров в органах исполнительной власти субъекта РФ: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Белгород, 2011. 20 с.

5. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.