Научная статья на тему 'Информационная картина мира: аксиологическое измерение'

Информационная картина мира: аксиологическое измерение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
548
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ РЕФЛЕКСИИ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / ПЛЮРАЛИЗМ / ИНФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / AXIOLOGICAL APPROACH / VALUE / VALUE REFLECTION / INTEGRATIVE FACTORS / PLURALISM / INFORMATION / INNOVATIVENESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьев Сергей Александрович

В статье предложено ценностное измерение информационной картины мира как методологического базиса исследования места человека в информационной картине мира. Ценностная рефлексия при анализе информационной картины мира отражает суть аксиологического подхода при рассмотрении разных форм информационного взаимодействия, анализе информационных процессов, информационных продуктов и информационных услуг, осмыслении места человека в глобальном информационном пространстве современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information picture of the world: axiological dimension

The article suggested value dimension of information picture of the world as a methodological basis of the study of man’s place in the information picture of the world. Valuable reflection in the analysis of the information picture of the world reflects the essence of the axiological approach when considering the various forms of information exchange, in the analysis of information processes, information products and information services, understanding of man’s place in the global information space of the modern society.

Текст научной работы на тему «Информационная картина мира: аксиологическое измерение»

Дементьев Сергей Александрович

кандидат социологических наук, Южно-Российский гуманитарный институт (e-mail: sadementiev2014@yandex.ru)

Информационная картина мира: аксиологическое измерение

В статье предложено ценностное измерение информационной картины мира как методологического базиса исследования места человека в информационной картине мира. Ценностная рефлексия при анализе информационной картины мира отражает суть аксиологического подхода при рассмотрении разных форм информационного взаимодействия, анализе информационных процессов, информационных продуктов и информационных услуг, осмыслении места человека в глобальном информационном пространстве современного общества.

Ключевые слова: аксиологический подход, ценность, ценностные рефлексии, интегративные факторы, плюрализм, информация, инновационность.

S.A. Dementiev, Candidate of Sociology, South-Russian Humanitarian Institute; e-mail: sadementiev2014@yandex.ru

Information picture of the world: axiological dimension

The article suggested value dimension of information picture of the world as a methodological basis of the study of man's place in the information picture of the world. Valuable reflection in the analysis of the information picture of the world reflects the essence of the axiological approach when considering the various forms of information exchange, in the analysis of information processes, information products and information services, understanding of man's place in the global information space of the modern society.

Key words: axiological approach, value, value reflection, integrative factors, pluralism, information, innovativeness.

Ценностное измерение информационной картины мира предполагает использование философского аксиологического подхода. Аксиологический подход уже давно широко применяется в философии, социальной философии, этике, эстетике, психологии, социологии, политологии культурологии и других социальных и гуманитарных науках.

Базисная предпосылка аксиологического подхода - выявление роли, которую играют те или иные ценности в жизни человека. И это естественно, поскольку человек живет в мире ценностей. Как писал М. Бахтин, невозможно представить человека в абсолютной ценностной пустоте [1, с. 134]. Ценностные суждения не должны противопоставляться объективному характеру научного знания. Знания об обществе и человеке невозможны без учета субъектного и субъективного характера человеческих взаимоотношений, без анализа намерений и стремлений,предпочтений и идеалов, без учета личностных и социальных ценностей.

По мнению Е.В. Поповой, аксиологический подход в социально-философском познании не является выражением субъективизма, иррациональности и произвола [2, с. 26]. Для аксиологического подхода характерна своя

ценностная рациональность. Как полагает В.А. Ильганаева, аксиологическая рациональность связана с особой философской рефлексией, характеризующей осознанное применение тех или иных ценностей в анализе общественных отношений и их рациональное обоснование [3, с. 112].

Формирование новой ценностной парадигмы в характеристике информационной картины мира требует изменения представлений о сущности информационной эпохи и человека в эту информационную эпоху. Эта картина мира должна быть осмыслена не только объективистски, не только с точки зрения параметров и свойств новейших информационных технологий. Необходимо выяснить, насколько эти технологии соответствуют социальной родовой сущности человека, насколько они полезны или вредны, удовлетворяют человека, безопасны для него, т.е. насколько они являются личностными и социальными ценностями.

Современное общество, вступившее в информационную эпоху своего развития, представляет собой сложноорганизованную социальную структуру и систему множества элементов, включенных в информационное взаимодействие и информационный обмен.

215

Основной отличительной особенностью этой высокоорганизованной социальной структуры является то, что виды, формы и способы ее организации в информационную эпоху всецело подчиняются принципам эффективного информационного взаимодействия и информационного обмена.

Но при этом, как отмечает А.И. Жубинский, не нужно забывать, что все формы и способы информационного взаимодействия осуществляются не ради самого этого взаимодействия, а ради интересов, потребностей и ценностей людей и общества [4, с. 14].

Ценностные рефлексии при исследовании информационной картины мира предполагают целый спектр оценочных суждений, полюса которых диаметрально противоположны: от оценки безусловной пользы до оценки безусловного вреда, от характеристики информационной безопасности до оценки информационных рисков и информационной опасности.

Построение информационного общества связано не только с реализацией технологических достижений в сфере информационных технологий. Оно связано, прежде всего, с развитием самой социальной структуры общества, которое все в большей степени реализует свои социальные цели и социальные потребности в информационной сфере.

Но еще в большей степени развитие информационного общества связано с развитием человека, носителя социальности, с развитием его творческих способностей, с формированием нового типа человека «Иото-тЮгтаИсиэ», с формированием информационной культуры, а также с возрастанием степени личной и гражданской свободы, индивидуализации людей, с демократическим строем общества и развитием прав человека.

Социальными хозяйственно-экономическими предпосылками развития информационного общества является развитие свободы индивидуальной творческой конкуренции с отбором лучших и эффективных социально ориентированных технологий.

Поскольку в основе всего лежит свободное творчество, то в число необходимых предпосылок развития информационного общества, естественно, входят социальные сферы, которые обеспечивают развитие и безопасное существование человеческой индивидуальности, такие как качественное образование и медицина, социальное обеспечение и высокая культура общества.

Политическими составляющими такого процесса, конечно, являются формы демократи-

зации общественного и политического строя, гражданское общество, правовое государство, толерантность и плюрализм взглядов и мнений, свобода реализации прав человека и гражданина.

Все перечисленные выше форматы информационного общества и эскизы информационной картины мира являются теми ценностями, без которых невозможно построение социума нового типа, основанного на глобальном информационном обмене и информационном взаимодействии, а сам подход в рассмотрении, предполагающий такое рассмотрение, отталкивающийся от базовых личных и социальных ценностей, и является выражением аксиологического подхода.

Основной тезис аксиологического подхода в анализе и оценке информационной картины мира, как нам представляется, достаточно очевиден. Однако, на наш взгляд, не вполне очевидными являются составляющие данного тезиса, а их выявление и осмысление как раз и представляет собой реализацию матрицы трансдисциплинарного методологического анализа, выступающего в качестве основного методологического ключа исследования проблемы информационной безопасности.

Одним из таких составляющих указанного выше тезиса является понимание ценности множественно-вариативного пути развития информационного общества и оценочных суждений в множественности концептуальных подходов обоснования данной позиции.

С точки зрения Д. Белла, понятие «постиндустриальное общество» является более содержательным, а его характеристика как информационного общества дает более точное специфическое наполнение данного понятия, хотя это наполнение Д. Белл рассматривает как «эрозию» устоявшихся понятий, применяемых для анализа общественных отношений. Тем не менее, понятие «информационное общество» он использует наряду с понятием «постиндустриальное общество» [5].

М. Кастельс понятию «информационное общество» предпочитает понятие «информацио-нальное общество», говоря, что информация, понимаемая как трансляция знания, имела важное значение всегда, а термин «информацио-нальное» указывает на некий атрибут специфической формы социальной организации. Этот атрибут связан с тем, что в данное историческое время все способы передачи информации стали основанием производства, струк-туирования общества и осуществления власти [6, с. 42-43].

216

При этом достаточно большом разнообразие концептуальных подходов Е. Масуда характеризует информационное общество как высокую стадию развития постиндустриального общества [7, р. 33]. У. Мартин выражает свое понимание данного этапа развития общества, называя его «развитым индустриальным обществом» [8, р. 14-15]. Д. Тапскотт такое общество называет «электронно-цифровым» [9, с. 120-122].

Одной из наиболее убедительных разработок природы общества нового типа стала концепция М. Маклюэна, в которой смена ци-вилизационных эпох в истории человечества обусловлена сменой каналов коммуникации [10]. Информационная эпоха, называемая электронной «галактикой Маркони», характеризуется глобальным форматом коммуникационного взаимодействия [11, р. 131].

А.В. Костина оценивает данный этап как не только изменивший способы коммуникации, но и существенно трансформировавший все социальные структуры и социальные институты общества, а к числу параметров новых ценностей относит глобальную информатизацию, сетевой характер общества, его виртуализацию, знаково-символический обмен и взаимодействие, демассовизацию, деперсонализацию, клиповый характер сознания и визуализацию культуры [12].

Благодаря тому, что возник новый мир - мир глобального информационного общества, в котором все социальные процессы интегрированы в глобальные формы информационно-коммуникативного взаимодействия и информационного обмена, одной из базисных ценностей этого мира, ценностью информационной картины мира стала интегрированность ранее разобщенных сегментов общества, различных укладов и способов хозяйствования в единую информационную картину мира.

В соответствии с этим интегративные системные факторы стали безусловными ценностями мира информационного общества. В этой базисной системе ценностей глобальное информационное взаимодействие, в которое интегрированы ранее обособленные формы социального взаимодействия, становится целостной картиной мира. Интегрированность в целостный информационный мир становится критерием развитости, инновационности и, наконец, критерием цивилизованности на данном этапе развития человеческой цивилизации.

Этот критерий применительно к обществу предполагает степень развитости информационно-коммуникационной инфраструктуры,

степень продвинутости техники и технологии, разработанность цифровых технологий, охват ими всех сегментов общественной жизни. Перечисленные степени социального развития не являются чисто техническими и технологическими. Чтобы они стали таковыми, требуется множество чисто социальных условий (качественное образование, развитие науки и инновационного производства, развитие социальных инфраструктур обеспечения данных процессов).

Применительно к личности интегрирован-ность в единый информационный мир предполагает, кроме высокой общей культуры и образованности, цифровую культуру, информационные компетенции, возможности и желание каждой личности стать не только актором информационного взаимодействия, но и субъектом этого процесса, творческим началом, атомом информационной социальности.

Личность должна интегрироваться в единую целостную систему информационного глобального миропорядка. Ее индивидуальное свободное и творческое развитие является залогом свободного и творческого развития всего интегрированного человеческого сообщества.

Именно данные интеграционные факторы, касающиеся как общества в целом, так и каждой отдельной личности, являются безусловной базовой ценностью нового этапа человеческой цивилизации - информационного общества. Именно данные ценности как базовые и безусловные снимают большинство проблем информационной безопасности общества и личности в информационную эпоху.

Следующим важным ценностным качеством информационного мира является инновацион-ность. Для информационной эпохи характерен скачкообразный рост потенциала знания. Он так велик, что даже экономику информационной эпохи называют «знаниевой» экономикой или экономикой, основанной на знаниях [13; 14].

Информационная эпоха предполагает, что знания, добываемые наукой, практически мгновенно трансформируются в технику и технологию, которые становятся продуктом и товаром на рынке производства и потребления. А в основе всяких знаний лежит информация. Овладение инновационными знаниями в информационную эпоху становится приоритетной ценностью.

Информационные технологии имеют огромный потенциал. Он способен преобразовать традиционные национальные экономики. Быстрое развитие и распространение инфор-

217

мационных технологий, основанных на инновационных, передовых знаниях, применение их в производстве и потреблении, в организации экономики, в финансовом бизнесе делает знания, связанные с инновационными информационными технологиями, наиболее конкурентоспособными. Даже повышение в современных условиях спроса на высокотехнологичные инновационные продукты говорит о том, что инновационность - это не просто знамение современной эпохи, а прежде всего одна из ее базовых ценностей.

Центр тяжести современной экономики знаний неуклонно смещается с производства товаров на оказание услуг. Особое значение в современных условиях информационной эпохи приобретает уже не физическая форма существования товара, средств производства, техники, финансового капитала, а форма зна-ниевая, интеллектуальная, умственная, информационная и инновационная технологическая.

Еще одной базовой ценностью информационного мира является плюрализм. Это ценность, выражающая осознанный и принципиальный отказ от любого одностороннего подхода, одностороннего идеала, односторонней идеологии и односторонне понимаемого пути развития общества.

Ценность плюрализма заключается в понимании многофакторности социальной динамики в информационную эпоху, многовариантности развития, учете альтернативности векторов социального прогресса [15].

Следующей безусловной ценностью информационной эпохи является сама информация. Как известно, понятие «информация» впервые было введено в науку в 1928 г. американцем

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

2. Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: авто-реф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 2004.

3. Ильганаева В.А. Общение: видимое и невидимое в пространстве социального взаимодействия // Фiлософiя сплкування: культура мови, цiнностi: матерiали мiжнар. наук.-те-ор. конф., 28-30 березня 2012 р. / редкол.: В.М. Вандишев, С. О. Заветний, Н.1. Мосеева; в'дпов. ред. В.М. Вандишев. Х., 2012.

4. Жубинский А. И. Аксиологическое измерение процессов информатизации в современном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Армавир, 2010.

Р. Хартли для обозначения «меры количественного измерения сведений, распространяемых по техническим каналам связи» [16]. В современной науке и социальной практике понятие «информация» употребляется в самых различных значениях. Так, по словам Т. Стониера, люди, живущие в информационном обществе, до конца не определились с тем, что есть информация [17].

Ценность информации формирует информационные черты общества, такие как информационные потребности, информационная инфраструктура, информационные ресурсы, информационные технологии, информационный потенциал и социально-информационные отношения, связанные с производством, получением, хранением, использованием и защитой информации, включающими общественные, государственные, правовые, технико-технологические способы регулирования информационных отношений, правовой регламентации и правового порядка и обеспечения информационных прав субъектов.

Общество претерпело существенные социокультурные трансформации: возникли новые глобальные ценности - информационные ценности, новая культура - информационная культура, новые маркеры социальных престижей и социальных статусов, ввиду чего возникает и новый вид человека, субъекта глобального информационного взаимодействия, что содержит в себе информационные вызовы и риски. В соответствии с этим важнейшей ценностью информационного мира является информационная безопасность во всем спектре и во всех аспектах безопасности применительно к государству, обществу и личности.

1. Bakhtin M.M. Aesthetics of verbal creativity. Moscow, 1979.

2. Popova E.V. The value approach in the study of literary creation: auth. abstr.... Dr of Philosophy. Moscow, 2004.

3. Ilganaeva V.A. Communication: visible and invisible in the space of social interaction // Philosophy of communication: culture of speech, value: proc. of Intern. sci.-theoretical conf., March, 28-30, 2012 / ed. board: V.M. Vandishev, S.O. Zavetny, N.I. Moiseeva;ed. by V.M. Vandishev. Kharkov, 2012.

4. Zhubinsky A.I. The axiological dimension of processes of information in a modern society: auth. abstr. ... Candidate of Philosophy. Armavir, 2010.

218

5. Белл Д. Гэядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

6. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.

7. Masuda Y. The Informational Society as PostIndustrial Society. World Future Society. 1981.

8. Martin W.I. The Information Society. L., 1988.

9. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. М., 1999.

10. Маклюэн M. Галактика Гуттенберга. Сотворение человека печатной культуры. М, 2003.

11. McLuhan M. The Guttenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto, 1967.

12. Костина А. В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций. URL: http://shgpi. edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-28.pdf http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_ Information_Society/

13. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации - 2004.

14. Инновационная экономика / под ред. А.А. Дынкина и Н.И. Ивановой. М., 2001.

15. Аверина Н.В. Особенности альтернативности развития общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Таганрог, 2011.

16. Hartley R. V.L. Transmission of Information // Bell System Technical Journal. 1928. № 7.

17. Stonier T. Towards a new theory of information // Journal of Information Science. 1991. № 17.

5. Bell D. The coming post-industrial society: Experience of social forecasting. Moscow, 1999.

6. Castells M. The Information age: economy, society and culture. Moscow, 2000.

7. Masuda Y. The Informational Society as PostIndustrial Society. World Future Society. 1981.

8. Martin W.I. The Information Society. L., 1988.

9. Tapscott D. Electronic digital society. Moscow, 1999.

10. McLuhan M. The Guttenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Moscow, 2003.

11. McLuhan M. The Guttenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto, 1967.

12. Kostina A.V. Tendencies of development of the culture of the information society: an analysis of modern information and postmodern concepts. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/ vestnik/2014/2014-4-28.pdf http: //www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina_Information_ Society/

13. Report on Human Development in the Russian Federation in 2004 .

14. Innovative economy / ed. by A.A. Dynkin and N.I. Ivanova. Moscow, 2001.

15. Averina N.V. Features of alternative development of society: auth. abstr. ... Candidate of Philosophy. Taganrog, 2011.

16. Hartley R.V.L. Transmission of Information // Bell System Technical Journal. 1928. № 7.

17. Stonier T. Towards a new theory of information // Journal of Information Science. 1991. № 17.

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.