Научная статья на тему 'Октябрьская революция: диалектика созидания и разрушения (по материалам круглого стола)'

Октябрьская революция: диалектика созидания и разрушения (по материалам круглого стола) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. / OCTOBER REVOLUTION OF 1917 / ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ФИЛОСОФИИ / WORLD DAY OF PHILOSOPHY / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL MEMORY / ДИАЛЕКТИКА РЕВОЛЮЦИИ / DIALECTICS OF REVOLUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куква Елена Сергеевна

Представлен обзор выступлений и дискуссии, прозвучавших на заседании круглого стола, приуроченного к Всемирному дню философии, учрежденному ЮНЕСКО. Ключевыми вопросами стали современная оценка событий 1917 года, феномен исторической памяти, ее влияние на гражданскую солидарность, анализ ключевых изменений, произошедших в обществе под влиянием событий Октября 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Куква Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The October Revolution: dialectics of creation and destruction (from materials of a round table)

This is the review of speeches and discussion which have sounded at a meeting of the round table dedicated to the World Day of Philosophy founded by UNESCO. Among the discussed key questions were modern assessment of events of 1917, a phenomenon of historical memory, its influence on civil solidarity and the analysis of the key changes which have happened in society under the influence of events of October 1917.

Текст научной работы на тему «Октябрьская революция: диалектика созидания и разрушения (по материалам круглого стола)»

МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА

УДК 930.1:94"1917/..." ББК 60.ОЗЯ431 К 89

Е.С. Куква,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: + 79286693012, e-mail: kukva@rambler.ru

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: ДИАЛЕКТИКА СОЗИДАНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА)

(Рецензирована)

Аннотация. Представлен обзор выступлений и дискуссии, прозвучавших на заседании круглого стола, приуроченного к Всемирному дню философии, учрежденному ЮНЕСКО. Ключевыми вопросами стали современная оценка событий 1917 года, феномен исторической памяти, ее влияние на гражданскую солидарность, анализ ключевых изменений, произошедших в обществе под влиянием событий Октября 1917 г.

Ключевые слова: Октябрьская революция 1917 г., Всемирный день философии, историческая память, диалектика революции.

E.S. Kukva,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Department of Philosophy and Sociology, the Adyghe State University, Maikop, ph.: + 79286693012, e-mail: kukva@rambler.ru

THE OCTOBER REVOLUTION: DIALECTICS OF CREATION AND DESTRUCTION (FROM MATERIALS OF A ROUND TABLE)

Abstract. This is the review of speeches and discussion which have sounded at a meeting of the round table dedicated to the World Day of Philosophy founded by UNESCO. Among the discussed key questions were modern assessment of events of 1917, a phenomenon of historical memory, its influence on civil solidarity and the analysis of the key changes which have happened in society under the influence of events of October 1917.

Keywords: the October Revolution of 1917, World Day of Philosophy, historical memory, dialectics of revolution.

16 ноября 2017 г. в Адыгейском государственном университете состоялся круглый стол, посвященный столетию октябрьских событий 1917 года. Заседание круглого

стола было приурочено к Всемирному дню философии, учрежденному ЮНЕСКО, который уже много лет усилиями профессора А.Ю. Шадже «отмечается» в нашем вузе

различными научными мероприятиями (круглыми столами, площадками для дискуссий) с неизменным привлечением аспирантской аудитории. Тема круглого стола определена круглой датой одного из значимых событий новейшей истории нашей страны - «Октябрьская революция: диалектика созидания и разрушения».

В работе круглого стола приняли участие члены кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, а также профессора Р.А. Ханаху (АРИГИ), Е.М. Малышева, З.А. Жаде, доценты Н.М. Шишхова и В.В. Шала-тов (АГУ). Как всегда, активными участниками мероприятия были аспиранты АГУ.

Заседание начала модератор круглого стола профессор А.Ю. Шадже, подчеркнув актуальность и значимость вынесенных на обсуждение вопросов и обратившись к проблеме исторической памяти, ее влиянию на гражданскую солидарность и национальное единство современной России, ее связующую функцию между прошлым, настоящим и будущим. Преломление событий столетней давности через историческую память сегодня представляет несомненный интерес.

З.М. Хачецуков посвятил свое выступление представлению социологического исследования, проведенного рабочей группой кафедры философии и социологии, результаты которого нашли отражение в статье «Октябрьская революция 1917 года в оценке студенческой молодежи» [1].

С.Ю. Булгаков подчеркнул в своем выступлении, что в последнее время произошло значительное изменение оценок Октября 1917 г. не только в современной историографии, но и в общественном сознании. И если в исторической науке дискуссии ведутся в рамках классического подхода с привлечением большого числа различных источников, а споры происходят только по поводу их

интерпретации и сделанных выводов, то в публицистике, кинематографе и в СМИ отмечена тенденция крайне отрицательной мифологизации Октябрьской революции, которая насаждает искаженное восприятие этого события в массовом сознании (примером являются сериалы «Троцкий» и «Демон революции»). А полемика ноября 2017 г. в СМИ, Интернете и т.п. показала, что в обществе продолжает существовать глубокий раскол по поводу оценок событий столетней давности.

И.В. Савченко обратилась к анализу исторических причин революции, влияния Первой мировой войны на ход событий того времени.

Д.А. Ашинова посвятила свое выступление национальному вопросу, который решался в ходе революционных преобразований.

И.В. Трубачев поднял вопрос патриотизма как необходимого компонента современного воспитания, тему преемственности патриотических традиций, заложенных в Советском Союзе.

Т.С. Сетова углубилась в процессы, происходящие в литературе после революционных событий: становление социалистического реализма, формирование литературы исторического перелома.

Активное участие в дискуссии приняли профессора Е.М. Малышева и Р.А. Ханаху. Е.М. Малышева отметила свойственные российскому народу черты, которые сделали возможными революционные и предопределили постреволюционные события. Р.А. Ханаху указал на мощнейшее влияние событий 1917 г. на ход истории всего XX века.

Подводя итог, А.Ю. Шадже отметила, что диалектичность событий 1917 г. предопределила противоречивость их последствий, а значимость получения адекватной современным реалиям оценки тех событий в исторической жизни страны возрастает в условиях поиска парадигмы социального развития.

Примечания:

1. Октябрьская революция 1917 года в оценке студенческой молодежи / Н.А. Ильинова [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2017. Вып. 4. С. 180-196.

References:

1. The October Revolution of 1917 in the assessment of student youth / N.A. Ilyinova [at al] // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Region studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Cultura Studies. 2017. Iss. 4. P. 180-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.