вестник исторического общества санкт-петербургской Духовной академии
Иаучный журнал № 1 (6) 2021
Священник Игорь Иванов
околоцерковная политика российской империи в придунайских княжествах в конце XVIII — первой половине XIX вв.
DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_87
Аннотация: Статья представляет собой текст доклада, прочитанного на Научно-практической конференции «Империя и Церковь», проходившей 12-13 марта 2020 г. в Санкт-Петербургской духовной академии. В докладе рассматриваются основные этапы помощи Российской империи Дунайским княжествам в деле освобождения их от ига Османской империи в конце XVIII — первой половине XIX вв. Особое внимание уделяется защите православного населения на территориях Валахии и Молдавии, а также разным аспектам дипломатического и политического урегулирования религиозных конфликтов. Также рассматривается деятельность митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони) в деле сближения российского и румынского народов.
Ключевые слова: Российская империя, Валахия, Молдавия, Бессарабия, Дунайские княжества, русско-турецкие войны, православие, Православная Церковь, митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони), история Румынии.
Об авторе: Священник Игорь Анатольевич Иванов
Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия, Санкт-Петербургская духовная академия. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0749-8238
Ссылка на статью: Иванов И., свящ. Околоцерковная политика Российской империи в приду-найских княжествах в конце XVIII — первой половине XIX вв. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1 (6). С. 87-97.
* Фотографии взяты из отрытых источников и предоставлены автором.
HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY
Scientific Journal No. 1 (6) 2021
Priest Igor Ivanov
Church Policy of the Russian Empire in the Danubian Principalities at the end of the 18th — first half of the 19th centuries
DOI 10.47132/2587-8425_2021_1_87
Abstract: The article is the text of a report read at the Scientific and Practical Conference "Empire and the Church", held on March 12-13, 2020 at the St. Petersburg Theological Academy. The report examines the main stages of the assistance of the Russian Empire to the Danubian principalities in liberating them from the yoke of the Ottoman Empire at the end of the 18th — first half of the 19th centuries. Particular attention is paid to the protection of the Orthodox population in the territories of Wallachia and Moldova, as well as to various aspects of the diplomatic and political settlement of religious conflicts. The activity of metropolitan Gavril Banulescu-Bodoni in the rapprochement of the Russian and Romanian peoples is also considered.
Keywords: Russian Empire, Wallachia, Moldavia, Bessarabia, Danube principalities, Russian-Turkish wars, Orthodoxy, Orthodox Church, metropolitan Gavril Banulescu-Bodoni, history of Romania.
About the author: Priest Igor Anatolyevich Ivanov
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Associate
Professor, Department of Theology, St. Petersburg Theological Academy.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0749-8238
Article link: Ivanov I., priest. Church Policy of the Russian Empire in the Danubian Principalities at the end of the 18th — first half of the 19th centuries. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 1 (6), pp. 87-97.
* Photos are taken from open sources.
В историографии традиционно под термином Дунайские (или Придунайские) княжества понимаются территории княжеств Валахия и Молдавия, существовавших в ХГУ-ХЬХ вв. Впервые этот термин был введен в обиход после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г.
Предваряя статью, нужно сказать, что в связи с тяжелым положением после утраты независимости1 княжество Молдова регулярно обращало свои взоры на Восток с просьбами к сильным русским правителям о покровительстве.
Так, молдавский господарь Штефан Георгица 18 марта 1654 г. и 15 марта 1656 г. просил царя Алексея Михайловича избавить Молдову от турецкого ига и принять ее в подданство России. Такую же просьбу повторил и другой Молдавский господарь Штефан Петричейку в 1674 г. В 1709 г. молдавский господарь Димитрий Кантемир вместе с Валашским господарем и будущим святым исповедником Константином Брынковяну обратился к Всероссийскому императору Петру Великому с просьбой о поддержке.
По этому поводу исследователь С. Суляк пишет следующее: «В 1656 г. молдавский господарь посылает в Москву посольство во главе с митрополитом Гедеоном для переговоров о принятии в российское подданство. К сожалению, внешнеполитические причины помешали довести намеченное до конца. С просьбой о принятии в русское подданство обращалась Молдавия и позже: в 1674 г. — молдавский господарь Стефан Петричейку, в 1684 г. — боярство и духовенство страны, в 1701г. — господарь Константин Дука. Договор Дмитрия Кантемира с Петром I, подписанный 13 апреля 1711 г. в Луцке, повторял в основном пункты соглашения 1656 г. Впоследствии в результате многочисленных русско-турецких войн (1735-1739, 1768-1774, 1787-1791, 1806-1812, 1828-1829, 1877-1878) Россия смогла оказать помощь православным народам в освобождении от турецкого ига. Активное участие в этих войнах в рядах русской армии принимали уроженцы Молдавского княжества»2.
Отметим здесь, что, согласно договору Дмитрия Кантемира с Петром I, Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежних обычаев внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров. Молдавскому княжеству возвращались земли, захваченные Турцией и пре-вращённые в райи, страна освобождалась от турецкой дани. Договор после обнародования встретил поддержку всего молдавского населения. Лишь небольшая группа бояр была против разрыва с Турцией. Договор Кантемира был выгоден для Молдавии, так как в случае его претворения в жизнь страна освобождалась от турецкого гнета, отделялась от движущейся к упадку Турции и присоединялась к находящейся в то время на подъеме России.
К сожалению, Россия потерпела фиаско в этом дерзком проекте, хотя, вероятно, царь Петр I уверенно рассчитывал на победу, лично отправившись в молдавский поход с армией, которую возглавлял генерал-фельдмаршал Б. П. Шереметев. Так сложилось, что на р. Прут 38-тысячная русская армия была прижата к правому берегу 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Решительное сопротивление русских заставило турецкого командующего заключить мирное соглашение, по которому русская армия смогла выйти из окружения ценой уступки Турции ранее завоеванного в 1696 г. Азова и побережья Азовского моря. По окончании Прутского похода Дмитрий Кантемир с 1000 молдавских бояр прибыл в Россию и получил княжеское достоинство Российской империи с титулом светлости, значительную пенсию, села Димитровку, Кантемировку и иные имения в нынешней Орловской области, а также право жизни и смерти над прибывшими с ним в Россию молдаванами.
1 В 1538 г. княжество Молдова оказалась в полной зависимости от Османской империи, которой она вынуждена была платить дань. Турецкий султан Сулейман I Великолепный завоевал молдавские крепости Килию и Аккерман. В том же столетии к Турции отошла и Бендерская крепость. Молдавия лишилась самостоятельности и более 300 лет находилась под турецким игом.
2 Суляк С. Молдавия и Русский Мир: возможно ли возвращение? // Русин. 2012. № 3 (29). С. 7.
Мемориальная доска в с. Кючук-Кайнарджи
Негативным последствием провала Прутского похода стало ухудшение отношений румын и молдаван с Османской империей: турки с 1716 г. князьями и воеводами в Валахию и Молдову стали назначать греков-фанариотов, которые стремились создать на их территориях своеобразное «греческое царство», насаждая греческую культуру.
Как уже отмечалось, Россия вела войны с Турцией на протяжении всего XVIII в., но ключевым моментом в их череде стала победа и договор от 10 (21) июля3 1774 г. Согласно Кючук-Кайнарджийскому миру, за Россией признавалось право защиты и покровительства христиан в Дунайских княжествах. Политически Молдова и Валахия признавались автономными княжествами и переходили под покровительство России. Молдавские представители в Константинополе получили дипломатическую неприкосновенность. Порта обещала не покушаться на свободу христианского вероисповедания. Условия договора не могли быть отменены султаном или его преемниками. Мирный договор предусматривал и учреждение российского консульства.
Что касается церковно-государственных вопросов4, в Кючук-Кайнарджийском договоре5 были особо оговорены следующие пункты в артикуле 16, свидетельствующие о российском покровительстве христианам дунайских княжеств:
2. Не препятствовать, каким бы то образом ни было, исповеданию христианского закона совершенно свободному, так как созиданию церквей новых и поправлению старых, как то прежде сего было.
3. Возвратить монастырям и прочим партикулярным людям земли и владения, прежде сего им принадлежащие, и которые потом против всей справедливости были у них отняты, около Браилова, Хотина, Бендер и прочих, и ныне раями называемых.
4. Признавать и почитать духовенство с должным оному чину отличием.
9. Позволяет князьям сих двух княжеств каждому со своей стороны иметь при Блистательной Порте поверенного в делах из христиан греческого закона, которые
3 День чествования Казанской иконы Божией Матери.
4 См., напр.: ВасильевА. Слово на заключение мира России с Оттоманскою Портою в 1774 году / Публ. [и примеч.] Н.Л. Зубовой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. М., 1994. [Т.] I. С. 9-12.
5 Здесь и далее тексты договоров и манифестов приводятся по открытым источникам в Интернете без указания URL в связи с чрезмерным объемом его строк.
будут бдеть о делах, до помянутых княжеств касающихся, и будут Блистательной Портой благосклонно трактованы и в малости их почитаемы, однако ж людьми, народным правом пользующимися, то есть никакому насилию не подверженными. 10. Соглашается также, чтоб по обстоятельствам сих княжеств министры российского императорского двора, при Блистательной Порте находящиеся, могли говорить в пользу сих двух княжеств, и обещает внимать оным с сходственным к дружеским и почтительным державам уважением.
Затем последовала вторая война России с Турцией (1787-1791), победа в которой была увенчана Ясским трактатом, который подтверждал условия прежнего договора, а также устанавливал двухлетнюю льготу румынам относительно податей. Кроме того, еще в ходе этой войны Святейший Синод Русской Церкви учредил Молдово-Влахийскую экзархию, Местоблюстителем которой был назначен архиепископ Арсений (Серебренников). А в 1792 г. митрополитом Молдово-Влахийским с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии стал румын по национальности — владыка Гавриил (Бэнулеску-Бодони)6, хотя в 1793 г. он был переведен на Екатеринославскую кафедру с формальным сохранением за ним титула экзарха7.
Что касается предпосылок к Русско-турецкой войне 1806-1812 гг., то поводом к войне стали отставки в августе 1803 г. правителей Молдавии Александра Музури и Валахии Константина Ипсиланти, поскольку тогда по русско-турецким договорам назначение и смещение правителей Дунайских княжеств должно было согласовываться с российским правительством. В конце 1807 г. Наполеон предложил план сохранения за Россией Дунайских княжеств в обмен на Силезию, но одновременно выдвигал идею франко-австрийского союза для сдерживания России на Балканах. В 1808 г. на встрече в Эрфурте Наполеон признал право России на княжества взамен на обещание поддержать Францию в случае конфликта с Австрией. Фактически во время этой войны в течение четырех лет (18081812) русские войска полностью контролировали территорию Молдавского и Валашского княжеств. Более того, сами румыны расценивали это присутствие русских на их землях весьма позитивно, видя в проекте присоединения к России возможность избавления от турецкого ига и фанариотского засилья. Эти стремления последовательно выражал Молдавский митрополит Вениамин (Костаки), подавший адрес8 императору Александру I, в котором были такие строки: «Истреби несносное правление, дышащее угнетением бедному сему народу. Соедини правление земли сей с богохранимой державой твоей...»9. В итоге 27 марта 1808 г. по решению Святейшего Синода румынские епархии были временно присоединены к Российской Православной Церкви, а митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони)10 был вновь назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии.
6 15 июля 2016 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви причислен к лику святых для местного почитания в Молдавии.
7 См.: Шкаровский М. В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.). М., 2019. С. 232.
8 Этот адрес был подписан также и двадцатью знатными румынскими боярами.
9 Цит. по: Шкаровский М. В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы. С. 233.
10 В 1813-1821 гг. он — первый российский митрополит Кишинёвский и Хотинский. По его инициативе открылась Кишиневская духовная семинария, были восстановлены и построены около 200 храмов, основана экзаршеская типография, сыгравшая большую роль в распространении
Митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони)
Территориальные изменения Молдавской Бессарабии после Русско-турецкой войны 1806-1812 гг.
А уже после окончания военных действий 16 (28) мая 1812 г. в Бухаресте был подписан мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1806-1812 гг. Согласно четвёртой статье, Порта уступала России восточную часть Молдавского княжества — территорию Пруто-Днестровского междуречья, которая позже стала называться Бессарабией. Остальная часть княжества осталась под турецким господством. Граница между Россией и Портой была установлена по реке Прут. Бухарестский договор обеспечивал привилегии Дунайских княжеств, предоставленные им русско-турецкими договорами 1774, 1791 и 1802 гг. Кроме того, Турция обязалась на два года освободить население княжеств от налогов. Тем не менее, в декабре 1813 г. молдаване опять обратились к России с прошением о покровительстве. Основные положения договора были подтверждены 25 сентября (7 октября) 1826 г. Аккерманской конвенцией.
Как отмечает в своей статье В. Содоль, «уже титулование Гавриила Бэнуле-ску-Бодони экзархом Молдо-Влахийским подразумевало приобретение особого правового статуса церковной организации края в составе Русской Церкви. В дальнейшем на сравнительно длительный срок (вплоть до 1830-х гг.) Кишиневско-Хотинская епархия пользовалась значительной степенью самостоятельности. Более того, после подписания Бухарестского мира экономическое положение институтов православной
церковной литературы, в том числе, на молдавском языке. Митрополит Гавриил поддерживал введение в молдавских монастырях общежития, ориентируясь на опыт преп. Паисия (Величковского), с которым был лично знаком. При нем была проведена справа молдавских богослужебных книг и основано бессарабское отделение Российского библейского общества, которое издало исправленный текст Библии на молдавском языке. В Кишиневской типографии увидели свет 31 богослужебные книги: Литургиер (Служебник), Псалтире (Псалтырь), Минеи (Минеи), Молитвенник (Требник), Часослов и др. Со дня основания типографии до смерти митрополита Гавриила, на протяжении 7 лет, в Кишиневской типографии были отпечатаны 19 450 экземпляров книг. При нем в дунайских княжествах действовало 407 монастырей. Более подробно о нем см.: Ириней (Тафуня), игум. Митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони) и основанная им Кишиневско-Хотинская епархия: дис. ... канд. б. б/м, б/г.; Fщtei N. Издательская деятельность митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони // Codrul Cosminului, апп. XIX. 2013. № 1. Р. 25-46.
церкви в крае улучшилось. По окончании войны, на основании Бухарестского мира, за духовенством была сохранена земельная собственность»11.
При этом стоит особо подчеркнуть, что в указе 1817 г. были даны особые льготы заграничным монастырям: «имения, состоящие во владении заграничных монастырей, не подлежат никакому изъятию и на основании [Бухарестского] трактата пользуются такою же свободою, какая дарована прочим частным владельцам»12. За местными монастырями и церквами также сохранились все права и льготы, которые у них были до 1812 г. В «Уставе образования Бессарабской области» (1818 г.) также подтверждалось, что «духовенство господствующей греко-восточной религии будет пользоваться всеми теми привилегиями и фундушами, достоянию церковному посвященными, какие приобрело оно по грамотам молдавского правительства., и что всякое имущество, принадлежащее собственно церквам и монастырям Бессарабской области всех вообще вероисповеданий, как-то села, деревни, хутора, рыбные ловли и другого рода пожертвования, грамотами или записями утвержденные, остаются вечно их собственностью и охраняемы будут на правах казенного имущества»13.
Таким образом, религиозные учреждения края получили благоприятную возможность для своего социально-экономического развития: в Бессарабии духовенство не только сохранило свои земли, но и значительно их расширило. В течение первой половины XIX в. землевладения местных монастырей возросли с 30 тыс. до 66,5 тыс. десятин14. К 70-м гг. XIX ст. монастырское землевладение в крае составляло свыше 311 тыс. десятин земли.
Укажем здесь характерные особенности Бухарестского договора как имеющего определенную религиозную составляющую:
Титул: Трактат, заключенный в Бухаресте 16 мая 1812 года. Во имя Господа всемогущего!
Статья 7. .христиане, имеющие владения в землях, Российскому двору уступленных, а также и те, кои, будучи уроженцы сих самих земель, находятся теперь в других местах оттоманских, могут, буде пожелают, перейти и поселиться в помянутых уступленных землях, с их семействами и имуществом. Статья 9. Все военнопленные, как мужеского так и женского пола, какого бы они народа и состояния ни были, находящиеся в обеих империях, должны, вскоре по размене ратификаций сего мирного трактата, возвращены и выданы быть без малейшего выкупа или платежа, выключая однако христиан, принявших по собственной их воле веру магометанскую в областях Блистательной Порты, и магометан, также по совершенному их желанию принявших веру христианскую в областях империи Российской.
Интересен тот факт, что после ратификации договора адмирал П. В. Чичагов предложил императору двинуть войска в Далмацию, Адриатику и Швейцарию с целью основания на Балканах Славянской империи под российской эгидой. В условиях неминуемой войны с Францией Александр I использовал угрозу воплощения этого плана для дипломатического давления на Австрию, добившись от австрийского правительства обещания держать свои силы в резерве при нападении Наполеона на Россию.
Следующий этап развития российского покровительства Придунайским княжествам был связан с победой в Русско-турецкой войне 1828-1829 гг.15, даровавшей
11 Содоль В. 1812 г. в судьбе Православной Церкви Молдавии // Русин. 2012. №4 (30). С. 51.
12 Цит. по: Сымботяну К. И. Социально-экономическое развитие монастырских вотчин Бессарабии в 1812-1873 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кишинев, 1969. С. 19.
13 Там же. С. 20.
14 Там же. С. 22.
15 Непосредственным поводом к войне послужило восстание греков против Турции и подписанный Россией, Англией и Францией 24 июня (6 июля) 1827 г. в Лондоне договор о помощи грекам в их борьбе против турецкого гнёта. 8 (20) октября 1827 г. султан объявил об отказе
Крымская война 1853-1856 гг.
Валахии, Молдавии и Сербии автономию согласно Адрианопольскому мирному договору от 14 сентября 1829 г. Отметим, что до 1834 г. Валахия фактически находилась под прямым российским управлением. В 1831г. в ней был введен в действие «Органический статут»16, составленный генералом графом П. Д. Киселевым. Характерен тот факт, что в XIX в. много будущих румынских архиереев училось в российских духовных академиях.
Последний — и самый драматический — этап связан с событиями и итогами Крымской войны (1853-1856), которая стала внешним выражением дипломатического противостояния ведущих держав Европы, стремящихся нивелировать действия России по покровительству православным народам в Восточной Европе. Очевидно, что религиозные мотивы православных царей просвещенными европейцами воспринимались сугубо как прикрытие политической и экономической экспансии17 «северного варвара», о которой, на самом деле, и речи быть не могло в контексте международного права18.
от Аккерманской конвенции 1826 г., гарантировавшей предоставление автономии Сербии, Молдавии и Валахии, и призвал к «священной войне» против России. Император Николай I объявил, что готов удержаться от войны, если Турция обеспечит прежние договоры и исполнит требования союзников. Ответа не последовало, 14 (26) апреля 1828 г. Россия объявила войну Турции и победила ее через год.
16 По сути, это была первая румынская конституция.
17 На самом деле, именно Великобритания экспортировала зерновые из княжеств Молдавии и Валахии, в силу чего ее правительство и не желало, чтобы Российская империя удерживала под контролем эти территории, а, значит, и стратегические поставки пшеницы в королевство. Другой целью войны было стремление помешать России установить контроль над Дарданеллами и закрыть ей доступ в Средиземное море.
18 В ходе дипломатического конфликта с Францией по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме Россия, оказывая давление на Турцию, повела свои войска к границам Турции через Молдавию и Валахию, находившихся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора. На этот демарш отреагировал 9 октября 1853 г. турецкий главнокомандующий Омер-паша, предложив в 15 дней вывести русские войска из Дунайских княжеств. Еще до истечения назначенного срока, 22 октября, в условиях мира, англо-французская морская армада, дежурившая у входа в Дарданеллы, вошла в Проливы, нарушив конвенцию 1841 г. 23 октября турки атаковали русские позиции по Дунаю и в Закавказье. 2 ноября
Вот характерный момент: обосновывая активные действия британской армии в Крымской войне, в марте 1854 г. британский министр иностранных дел лорд Г. Д. Т. Палмерстон вручил членам кабинета меморандум, в котором, по замечанию В. Н. Виноградова, со свойственным ему размахом перекроил карту Европы: «Аландские острова и Финляндия возвращаются Швеции. Некоторые из немецких провинций России на Балтике уступаются Пруссии. Польское королевство восстанавливается как барьер между Германией и Россией. Молдавия, Валахия и устье Дуная передаются Австрии. Ломбардия и Венеция освобождаются от австрийского правления и либо превращаются в независимые государства, либо входят в Пьемонт. Крым, Черкесия и Грузия отбираются у России; Крым и Грузия передаются Турции; Черкесия объявляется независимой или соединяется с султаном узами сюзеренитета»19.
Что касается религиозных аспектов российского покровительства Православию за пределами империи, то они отчетливо видны в царском манифесте 1853 г.:
Манифест от 14/26 июня 1853 г. «О движении Российских войск в Придунайские княжества»
БОЖЬЮ МИЛОСТИЮ МЫ, НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ, ИМПЕРАТОР и САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ, и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всенародно:
Известно любезным Нашим верноподданным, что защита Православия была искони обетом блаженных предков Наших.
С того самого времени, когда Всевышнему Промыслу угодно было вручить Нам наследственный Престол, охранение сих святых обязанностей, с ним неразлучных, было постоянно предметом заботливости и попечений Наших; и они, имея основанием достославный Кайнарджийский Договор, подтвержденный последующими торжественными трактатами с Оттоманской Портой, всегда направлены были к обеспечению прав Церкви Православной.
Но, к крайнему прискорбию, в последнее время, вопреки всех усилий Наших защитить неприкосновенность прав и преимуществ Нашей Православной Церкви, многие самопроизвольные действия Порты нарушали сии права и грозили, наконец, совершенным ниспровержением всего увековеченного порядка, столь Православию драгоценного.
Старания Наши удержать Порту от подобных действий остались тщетными, и даже торжественно данное Нам самим султаном слово было вскоре вероломно нарушено.
Истощив все убеждения и с ними все меры миролюбивого удовлетворения справедливых Наших требований, признали Мы необходимым двинуть войска Наши в Придунайские княжества, дабы доказать Порте, к чему может вести ее упорство. Но и теперь не намерены Мы начинать войны; занятием княжеств Мы хотим иметь в руках Наших такой залог, который бы во всяком случае ручался Нам в восстановлении Наших прав.
Не завоеваний ищем Мы; в них Россия не нуждается. Мы ищем удовлетворения справедливого права, столь явно нарушенного. Мы и теперь готовы остановить движение Наших войск, если Оттоманская Порта обяжется свято соблюдать неприкосновенность Православной Церкви. Но если упорство и ослепление хотят противного, тогда, призвав Бога на помощь, Ему предоставим решить спор наш и, с полной надеждой на Всемогущую Десницу, пойдем вперед — за веру Православную.
(26 октября по ст. ст.) император Николай I подписал манифест о войне. 18 (30) ноября эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова, ворвавшись на Синопский рейд, в последнем в истории сражении парусного флота уничтожила крупный отряд турецких кораблей (7 фрегатов, 3 корвета, 2 парохода, небольшие суда).
19 Цит. по: Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991. С. 99.
Дан в Петергофе в 14-й день июня месяца в лето от Рождества Христова тысяча восемьсот пятьдесят третье, Царствования же Нашего в двадцать восьмое.
После окончания Крымской войны и ограничения российского участия в дальнейшем устроении придунайских княжеств семь европейских держав договорились положить конец русско-турецкому противостоянию в придунайских княжествах. 26 февраля 1856 г. Наполеон III открывает Парижский конгресс20, участники которого лишают Россию трех уездов на юге Бессарабии, открывающих ей доступ к устью Дуная. Вместе с тем принимается решение предоставить Молдове и Валахии гарантии суверенитета. Специально созванные для этого своеобразные парламенты в Бухаресте и Яссах требуют объединить оба княжества под общим названием «Румыния» и призвать для управления ими монарха из иностранного королевского дома. Это требование формально объясняется стремлением положить конец борьбе боярских группировок за власть, которая парализовала политическую жизнь в княжествах, и прекратить Икона св. митрополита Гавриила 1 г г
вмешательство великих держав, которые
якобы пользовались этими междоусобицами. В 1859 г. единым господарем и князем Румынии был избран поддержанный Францией полковник Александр Куза. В 1862 г. в Бухаресте было созвано Национальное собрание и создано единое правительство, которое, как отмечает М. В. Шкаровский, «практически сразу же начало активно вмешиваться в церковные дела. В 1863 г. была проведена секуляризация всего монастырского имущества, доходы от которого включены в государственный бюджет, около 30 обителей закрыты. Государство постепенно взяло на себя такие, прежде церковные, функции как образование, правосудие, социальная помощь, акты гражданского состояния»21. Но это уже было начало иной истории — истории королевства Румыния.
Источники и литература
1. Васильев А. Слово на заключение мира России с Оттоманскою Портою в 1774 году / Публ. [и примеч.] Н.Л. Зубовой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. [Т.] I.C. 9-12.
2. Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М.: Наука, 1991.
3. Ириней (Тафуня), игум. Митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони) и основанная им Кишиневско-Хотинская епархия: дис. ... канд. б. б/м, б/г.
4. Содоль В. 1812 г. в судьбе Православной Церкви Молдавии // Русин. 2012. №4 (30). С. 49-55.
20 В нем участвовали полномочные представители России, Франции, Англии, Австрии, Сардинии, Оттоманской империи, а также Пруссии.
21 Шкаровский М. В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы. С. 235.
5. Суляк С. Молдавия и Русский Мир: возможно ли возвращение? // Русин. 2012. № 3 (29). С. 5-32.
6. Сымботяну К. И. Социально-экономическое развитие монастырских вотчин Бессарабии в 1812-1873 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кишинев, 1969.
7. Шкаровский М. В. Православные Церкви Юго-Восточной Европы между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.). Москва: Познание, 2019.
8. Fu§tei N. Издательская деятельность митрополита Гавриила Бэнулеску-Бодони // Codrul Cosminului, ann. XIX. 2013. № 1. Р. 25-46.