Научная статья на тему 'Влияние Русской православной церкви на молдо-влахийские митрополии начала XIX века'

Влияние Русской православной церкви на молдо-влахийские митрополии начала XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние Русской православной церкви на молдо-влахийские митрополии начала XIX века»

о.Николай ФЛОРИНСКИЙ

Влияние Русской православной церкви на молдо-влахийские митрополии начала XIX века

Молдо-влахийские княжества начала XIX века, находясь под турецкой оккупацией, обращаются за помощью к Российской империи, чтобы освободиться из-под османского ига и гнета гре-ков-фанариотов, безжалостно искоренявших молдавскую культуру и язык, превративших храмы и монастыри Молдавии в свои вотчины. Одним из поводов, ускоривших начало военных действий между Россией и Портой, стало отстранение султаном от власти господарей Молдовы и Валахии Александра Морузи и Константина Ипсиланти и назначение на их место Скарлата Калимаха и Александра Шуцу. То, что это был лишь повод для начала войны, показывают следующие события.

После отстранения от власти господарей Дунайских княжеств русский посол вручил оттоманской стороне ультиматум, предупреждая, что, если в течение трех дней султан не восстановит свергнутых господарей, он покинет Стамбул1. Порта, сообразуясь с положением, в котором оказалась, вынуждена была уступить. Поэтому 3 октября 1806 г. она официально известила А.Италинско-го о восстановлении в правах господарей К.Ипсиланти и А. Морузи. Официальная церемония восстановления состоялась 4 и 5 октября 1806 г.2

Однако, 16 октября 1806 г. император Александр I приказал генералу И. Михельсону, чтобы русские войска перешли Днестр и заняли Молдавию. 23 октября, несмотря на полученное от А. Ита-линского сообщение о восстановлении господарей Морузи и Ип-силанти, император подтверждает предыдущий приказ. Приказом царя от 11 ноября3 русские войска без объявления войны перешли реку Днестр.

По прибытии К. Ипсиланти было прочитано обращение Александра I к жителям Дунайских княжеств, в котором говорилось: «Целью ввода русских войск является сохранение существующих властей, предполагая содействие с их стороны в продвижении войск. Все действия направлены на консолидацию княжеств и получение ими заслуженных прав»4.

В самом деле, согласно международным обстоятельствам, в тот момент Россия намеревалась поддержать идею образования буферного государства между двумя империями, Австрийской и Оттоманской, во главе с господарем К. Ипиланти. Однако впоследствии планы русских претерпели существенные изменения.

К середине лета 1807 г. политическая ситуация вновь изменилась. В Молдавию и Мунтению введены русские войска. Мирный договор, заключенный между Россией и Францией в Тильзите 25 июня 1807 г. (Александром I и Наполеоном Бонапартом), в скрытой форме предусматривал возможность аннексии княжеств5. В условиях протектората России над княжествами наличие господаря становилось неудобным. Поэтому император Александр I решает устранить от власти К. Ипсиланти и назначить гражданское правление в княжествах.

В письме министра иностранных дел России от 22 мая 1807 г., отправленном 22 мая 1807 г. из Тильзита генералу И. Михельсо-ну, предполагалось осуществление административной реструктуризации княжеств. Александр I предполагал назначить представителя российской стороны в диване Молдовы, чтобы урегулировать конфликты, могущие возникнуть между русскими войсками и правительством княжества6.

Царским рескриптом от 28 июня 1807 г. на эту должность был назначен тайный советник С.Л. Лошкарев7. После подписания 12 августа 1807 г. Слободзейского перемирия, которым предусматривался вывод русских войск, Лошкарев впал в немилость и был отозван в Россию8. После этого гражданское правление осуществлялось русскими уполномоченными, председательствующими в диване. Царским рескриптом от 17 февраля 1808 г. первым на эту должность был назначен сенатор С.С. Кушников (1808-1810), которого заменил потом В.Т. Красно-Милашевич (с мая 1810 по ноябрь 1812 г.)9.

С целью подчинения местной администрации сенатор Кушни-ков приказал диванам Молдавии и Валахии (Мунтении) в июне 1808 г. поручить исправникам принести присягу на верность родине и русскому царю «на Священном Евангелии с целованием Креста Спасителя нашего Иисуса Христа и скрепленную собствен-

норучной подписью»10. В обоих княжествах было введено русское гражданское правление во главе с сенаторами С. Кушниковым и Красно-Милашевичем. Оба они, взяв на себя права руководителей Молдавии и Мунтении и высшей судебной инстанции, преобразовали административные органы княжеств с таким расчетом, чтобы обеспечить контроль России и увеличение доходов, предусмотренных на нужды войск11.

В то время церковь в княжествах находилась в формальном подчинении Константинопольскому патриарху. Вот что явствует из доклада митрополита Гавриила Банулеску-Бодони Святейшему Синоду: «Митрополиты княжеств Молдовы и Валахии, как и болгарский патриарх града Печи, считались зависимыми от Константинопольского патриарха. Митрополиты выбирались на митрополичью кафедру священниками и боярами с конфирмацией государя. Последние информировали о выборе Константинопольского патриарха. То же делали и митрополиты. Вступая в должность, докладывали патриарху о выборах и вступлении в должность и получали от него утвердительную грамоту. Также когда менялись патриархи, митрополиты посылали им поздравления и «поклон» деньгами или вещами в знак верности по отношению к «Великой Церкви». Во время богослужений митрополиты поминали имя Константинопольского патриарха, а епископы поминали лишь митрополита, в подчинении которого находились. Возникающие вопросы решались на месте, а, в случае возникновения вопросов вероучительного характера, обращались за разъяснениями к Константинопольскому патриарху. Святое миро получали от патриарха за определенную сумму, высылаемую в знак верности и преданности Вселенской патриархии»12. Такой порядок сохранялся в княжествах до 1808 г.

Когда Молдавия и Валахия были заняты русскими войсками, в церковном отношении митрополиты Валашский Досифей Филити и Молдавский Вениамин Костаки канонически подчинялись Константинопольскому патриарху. Однако с изменением политической ситуации, вследствие которой Россия пожелала включить княжества в состав империи, последовала и церковная реформа, в результате которой митрополии Валахии и Молдовы переподчинялись Святейшему Синоду Русской православной церкви, согласно принципу: одно государство - одна церковь.

Таким образом, рескриптом императора Александра I от 27 марта 1808 г. был образован экзархат Молдавии, Валахии и Бес-сарабии13. Во главе новой церковной территориально-административной единицы тем же указом был назначен митрополит Киевский Гавриил Банулеску-Бодони14. С этого момента все дела, которые относились к Константинопольскому патриарху, должны были решаться Святейшим Правительствующим Синодом Российской пра-

вославной церкви и экзархом ее митрополитом Гавриилом Банулеску-Бодони15. Митрополиту Гавриилу предстояло выбрать город, где бы обосновалось руководство экзархата. Принимая во внимание тот факт, что помимо должности экзарха митрополиту Гавриилу предстояло окормлять и Молдавскую митрополию, выбор пал на столицу Молдавии город Яссы.

Таким образом, в церковном отношении состоялось объединение Молдовы и Валахии под руководством экзарха. До этого времени митрополиты валашские и молдавские не имели меж собой никаких отношений, так как в политическом плане княжества были самостоятельными государствами. Будучи занятым устроением церковной жизни в княжествах, митрополит Гавриил уделял большое внимание установлению достойных отношений и с государственными органами. Эта деятельность митрополита Гавриила чрезвычайно важна, если принять во внимание очень тяжелое положение клириков во время русско-турецкой войны.

Для установления справедливых отношений между церковью и государственной администрацией, а также для облегчения положения священно- и церковнослужителей митрополит Гавриил предпринял ряд мер, среди которых выделил следующие:

1. Устранение вмешательства гражданских властей в церковные дела;

2. Установление специального режима для судебных процессов, начатых против клириков;

3. Облегчение налогового бремени;

4. Борьба с злоупотреблениями со стороны физических лиц и представителей местной администрации.

Административные изменения, начатые митрополитом Гавриилом, относятся, прежде всего, к учреждению экзаршей дикасте-рии и митрополичьей консистории в Яссах и Бухаресте. Также были произведены изменения в руководстве благочиниями и приходами, совершена классификация монастырей по разрядам, введены метрические и расходно-приходные книги, образовано ви-кариатство. Членами Ясской консистории, экзархом определены были местные священники. Для успешной работы этого судебного органа митрополит Гавриил поручил завести регистры, в которые записывались заявления и жалобы. Сами жалобы принимались в письменном виде. Решения консистории по конкретным делам представлялись экзарху на рассмотрение и утверждение. Все эти мероприятия имели целью наведение порядка и исправление выявленных недостатков в церковной жизни16 .

Бухарестская консистория была образована позднее Ясской.

После освобождения от должности митрополита Досифея экзарх Гавриил прибыл в Бухарест для установления того же порядка, который был введен в Молдавии17. Прежде всего, при митрополии была образована консистория, о чем экзарх сообщил диванам княжеств. При этом отмечалось, что консистория учреждена на законном основании и должна пользоваться теми же правами и привилегиями, что и гражданские суды18. В результате двух декретов, присланных Святейшим Синодом от 23 декабря 1808 г. и 29 ноября 1809 г., экзарх отмечал, что ему позволено образовать при Валашской митрополии духовную консисторию, то есть точно такой же духовный суд, как при Ясской митрополии. Митрополит Гавриил определил для работы консистории пять человек: четверо из духовенства и одно гражданское лицо. Эти судьи под руководством Валашского митрополита, согласно канонам православной церкви, должны были решать все дела, касающиеся церковного суда. Об этом экзарх известил Валашский диван с предложением признать консисторию церковно-судебным органом, имеющим целью решение всех тяжб в соответствии с действующим законодательством, «без пристрастия и невзирая на лица».

В октябре 1808 г. митрополитом Гавриилом были введены во всех приходах Молдавии и Валахии метрические книги, в которые вносились сведения о крещении, венчании и смерти прихожан. Это было крайне важное решение, так как книги стали официальными документами, по которым можно было установить степень родства для правильного решения судебных дел, связанных с наследственными спорами. Кроме того, метрические книги способствовали уменьшению числа незаконнорожденных детей, а также позволяли осуществлять статистический контроль за миграцией населения20. Введение метрических книг принесло добрые плоды для церкви и государства. Ранее судебные инстанции княжеств при рассмотрении дел не имели официальных данных о рождениях, крещениях, браках и др. Снижение количества внебрачных рождений, безусловно, способствовало моральному оздоровлению общества.

Влияние Русской православной церкви на молдо-влахийские митрополии начала XIX в. велико, в первую очередь, в установлении порядка в церковно-административном управлении. После разрушительно-грабительского правления греков-фанариотов, которые более служили своему карману, нежели интересам церкви, старанием Святейшего Синода Русской православной церкви и личными заслугами митрополита Гавриила Банулеску-Бодони предприняты следующие меры:

1. В молдо-влахийских епархиях создаются духовные семина-

рии и школы при монастырях;

2. Духовенство освобождается от податей и гнета со стороны светской власти;

3. Основываются епархиальные типографии, которые издают церковно-просветительскую литературу на родном языке;

4. Возводятся новые храмы;

5. Русская православная церковь выделяет большие суммы денег на устройство митрополий;

6. Введением обязательного образования повышается культурный уровень духовенства и местного населения;

7. Распоряжениями Святейшего Синода Русской церкви и заботой митрополита Гавриила так называемые преклонные монастыри, которые грабительски использовались греками-фанариота-ми, возвращены в законную собственность молдавского народа.

Подавляющее большинство духовенства и граждан, по отзывам историков, приветствовали Русскую церковь и ее главу, российского императора, принесших духовное освобождение стране.

К сожалению, современные историки Румынии забыли ту протянутую Россией своим единоверным православным братьям руку помощи. В своих высказываниях они зачастую чернят Россию и митрополита Гавриила, называя их оккупантами и агрессорами.

Сегодняшнее процветание Румынской православной церкви (второй в мире по численности) зиждется на твердом фундаменте, который был заложен стараниями Русской православной церкви и усилиями митрополита Гавриила Банулеску-Бодони, ее верного сына.

ЛИТЕРАТУРА

1. Otetea A.Tudor Vladimirescu §i mi§carea Їп Tarile Romane§ti, 18121822. Bucure§ti, 1945. P. 96; Семенова Л. Е. Константин Иппсилан-ти и Первое сербское восстание (1804 - август 1807 г.). Балканские исследования. Выпуск 9. Москва, 1984. С. 56.

2. Внешняя политика России XIX века. Документы Российского МИДа. Серия I. Т.1. Москва, 1960. С. 301-302.

3. Петров А.Н. Война России с Турцией (1806-1812). Т. I. Санкт-Петербург, 1885. С. 380-381.

4. Mischevca Vladimir, Zavitsanos Periklis. Principele Constatin Ypsilanti. 1760-1816, Chisinau, 1999. P. 92.

5. Agachi Alexei. Organizarea administrativa a Moldovei §i Munteniei sub ocupatia militara rusa din anii 1806-1812 // Destin Romanesc, Chi§inau-Bucure§ti. 1997. № 3. P. 42.

6. Архив Внешней политики Российской империи. Фонд Генерального консульства в Яссах. 1807 год. Опись 468. Дело 1885. Л. 109.

7. Там же. Л. 110-111 на обороте.

8. Agachi Alexei. Organizarea administrativa a Moldovei si Munteniei sub ocupatia militara rusa din aniii 1806-1812 // Destin Romanesc, Chisinau-Bucuresti. 1997. № 3. P. 43.

9. Труды Бессарабской ученой архивной комиссии. Т. 1. С. 331, 374.

10. Национальный архив Республики Молдова (далее -НАРМ). Фонд 1. Опись 1. Дело 7, Фонд 267.

11. Agachi Alexei. Organizarea administrativa a Moldovei si Munteniei sub ocupatia militara rusa din anii 1806-1812 // Destin Romanesc, Chisinau-Bucuresti. 1997. № 4. P. 158.

12. Стадницкий А.Г. Гавриил Банулеску-Бодони, экзарх Мол-до-влахийский и митрополит Кишиневский. Кишинев, 1894. С. 112.

13. НАРМ. Фонд 1. Опись1. Дело 170. Лист 1.

14. НАРМ. Фонд 1. Опись 1. Дело 170. Лист 1.

15. НАРМ. Фонд 1. Опись 1. Дело 170. Лист 3.

16. НАРМ. Фонд 1. Опись 1. Дело 170. Лист 6-7.

17. НАРМ. Фонд 1. Опись 1. Дело 1574. Лист 1.

18. НАРМ. Фонд 1. Опись 1. Дело 170. Лист 6-7.

19. Biserica Ortodoxa Romana. 1892. № 5. С. 197.

20. Защук А. Материалы для географии и статистики России. Бессарабская область. I. Санкт-Петербург, 1862. С. 543.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.