Научная статья на тему 'Оккупационная политика агрессоров и планы уничтожения советского союза'

Оккупационная политика агрессоров и планы уничтожения советского союза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
614
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИСТСКАЯ ГЕРМАНИЯ / НАЦИСТСКАЯ РУМЫНИЯ / НАЦИСТСКАЯ ФИНЛЯНДИЯ / АГРЕССОРЫ / ОККУПАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ГЕНОЦИД / NAZI GERMANY / NAZI ROMANIA / NAZI FINLAND / AGGRESSORS / OCCUPATIONAL POLICY / SECOND WORLD WAR / GENOCIDE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суржик Дмитрий Викторович, Кульков Евгений Николаевич

Оккупационная политика нацистской Германии на временно захваченной советской территории являлась одним из орудий достижения главной цели агрессии уничтожения Советского государства и массового истребления его населения, «непригодного» для эксплуатации в качестве рабской силы. К дележу захваченной территории СССР Гитлер допустил двух своих союзников Румынию и Финляндию. В публикуемой статье анализируются причины, способы реализации и последствия оккупационной политики агрессоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Occupational policy of fascist aggressors and plans of Soviet Union destruction

Occupational policy of Nazi Germany on the temporary occupied soviet land was one of the instruments of reaching their main goal destruction of soviet government and mass homicide of population that was not fit to be workforce. Two allies Romania and Finland were invited by Hitler to the division of the occupied USSR land. The article is focused on the analysis of reasons, ways of realization and consequences of the aggressors' occupational policy.

Текст научной работы на тему «Оккупационная политика агрессоров и планы уничтожения советского союза»

Д.В. Суржик, Е.Н. Кульков

Оккупационная политика агрессоров и планы уничтожения Советского Союза

Оккупационная политика нацистской Германии на временно захваченной советской территории являлась одним из орудий достижения главной цели агрессии - уничтожения Советского государства и массового истребления его населения, «непригодного» для эксплуатации в качестве рабской силы. К дележу захваченной территории СССР Гитлер допустил двух своих союзников - Румынию и Финляндию. В публикуемой статье анализируются причины, способы реализации и последствия оккупационной политики агрессоров.

Ключевые слова: нацистская Германия, нацистская Румыния, нацистская Финляндия, агрессоры, оккупационная политика, Вторая мировая война, геноцид, оккупационная политика.

Нацистские Румыния и Финляндия как союзники фашистской Германии принимали активное участие в насаждении на отведенных им участках захваченной территории СССР террористического режима и разграблении советского хозяйства.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

В начале июля 1941 г. немецко-румынские войска перешли в наступление на бессарабском участке фронта и к концу того же месяца заняли Бессарабию и Северную Буковину. На территории этих областей по приказу диктатора И. Антонеску от 12 июля 1941 г. был установлен режим военной оккупации. В Бессарабии его возглавил генерал Войкулеску, в Северной Буковине - полковник Риошяну. В этом приказе им была поставлена задача «вырвать с корнем следы коммунизма» [7, с. 156].

В соответствии с аналогичными указаниями вместе с военной администрацией действовали и участвовавшие в нападении румынские войска. Они расстреливали выявленных ими коммунистов, комсомольцев, советских активистов, всех, кто казался им подозрительными. Так, на 3-4-й день после вступления 16 июля 1941 г. румынских войск в г. Кишинев из пулеметов было расстреляно 400 человек. В других городах и селах румынские захватчики действовали аналогично. Одновременно они занимались разграблением советской государственной собственности и личного имущества советских граждан. Вся сельскохозяйственная продукция была объявлена румынской военной администрацией собственностью румынского государства. Хлеб, крупный рогатый скот изымались у крестьян для снабжения румынской армии.

После оккупации Бессарабии и Северной Буковины и переноса военный действий за Днестр в Румынии была развернута пропаганда, которая была призвана оправдать притязания ее правящей клики на захват части советской территории между Днестром и Бугом. Эта территория стала официально называться «древней румынской областью» - Тран-снистрией. При этом утверждалось, что «даже и Одесса была создана румынами». 19 августа 1941 г. диктатор Антонеску издал декрет об установлении румынской гражданской администрации между Днестром и Бугом и назначил наместником в Транснистрии профессора Г. Алек-сяну задолго до того, как советские войска отошли за Буг и 16 октября оставили Одессу. В ходе наступления к Бугу и на Одессу румынские войска осуществляли так же, как в Бессарабии и Буковине, террор против мирных советских граждан, занимались разграблением советского государственного имущества и имущества населения захваченных городов и сел.

Румынские правители, рассчитывая на скорое падение СССР, спешили укрепить свою власть на захваченных территориях. В начале сентября 1941 г. в Бухаресте был опубликован декрет о статусе и устройстве Бессарабии и Буковины. Наместники этих объявленных провинциями Румынии земель генерал Войкулеску и генерал Калотеску стали именоваться губернаторами. В обеих этих провинциях было вновь введено действие

законодательства королевской Румынии. В качестве официальной валюты был утвержден румынский лей.

Однако включить Транснистрию, объявленную также губернаторством, в состав своего государства румынскому правительству не удалось из-за противодействия более сильной Германии. В соответствии с соглашением, подписанным 30 августа 1941 г. между представителями немецкого и румынского командования, Румыния получила лишь немецкий мандат на осуществление временной «администрации и экономической эксплуатации» территории между Днестром и Бугом. Тем не менее, И. Антонеску после подписания этого соглашения дал указание губернатору Транснистрии Алексяну «действовать так, будто власть Румынии установлена на этой территории на два миллиона лет» [7, с. 242].

Включение в состав Румынии Бессарабии и Северной Буковины, а также решение вопроса о временном статусе Транснистрии сопровождались усилением террора против всех противников диктаторского режима маршала И. Антонеску. В соответствии с директивой румынской генеральной дирекции полиции от 18 августа 1941 г. и по распоряжению Антонеску от 14 сентября 1941 г., в Бессарабии и Буковине осенью проводились аресты бывших депутатов союзных республик, коммунистов, комсомольцев, а также «подозреваемых» в нелояльности «жителей русской национальности и всех тех, кто служил при большевиках». В ходе этих карательных акций в Бессарабии было выявлено 14 579 коммунистов и 6 285 «подозреваемых», в Транснистрии - 19 381 коммунистов и «подозреваемых». Все они были расстреляны. Выявление и уничтожение подозреваемых продолжалось. В конце апреля 1942 г. «все те, кто сотрудничал с большевиками и занимал при них должности» и не были еще убиты, были отправлены в концлагеря, в которых они уничтожались. Только в одном из таких лагерей в совхозе «Богдановка» Деманевского района находилось 55 тыс. советских граждан, 52 тыс. из них были расстреляны, а 2 тыс. сожжены в бараках [15, т. 2, с. 47].

Не поддающееся учету множество мирных жителей на занятой Румынией советской территории арестовывалось и подвергалось тюремным заключениям только за то, что в их доме находили старые советские газеты, портреты советских руководителей, за то, что они осмеливались выражать свое негативное отношение к румынским властям и их германским союзникам, оказывали помощь советским военнопленным, уклонялись от призыва на службу в румынскую армию. Преследованию подвергались даже те, кто носил красную одежду, напоминавшую о советских красных флагах и родители тех молодых людей, которые при советской власти не запрещали своим детям вступать в комсомол. В Бессарабии

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

и Буковине оккупантами было запрещено говорить в общественных местах на любом языке, кроме румынского. Нарушители, говорившие на русском языке, карались тюремным заключением. Румынская политическая полиция усматривала в стремлении населения говорить по-русски его «предпочтение советскому режиму». За подобного рода «преступления» только в Транснистрии полицией было отдано под суд 30 344 человека [7, с. 259].

Под лозунгом «румынизации» захваченной советской территории велась настоящая охота на еврейскую часть населения. Только в Бессарабии осенью 1941 г. было ограблено и брошено в гетто и лагеря около 80 тыс. евреев - мужчин, женщин, стариков и детей. 25 тыс. из них были преднамеренно убиты в пути при выселении в Транснистрию. Не меньше евреев было ограблено и брошено в гетто и лагеря в Буковине. Многие из них были убиты, а 75 тыс. человек выселены в лагеря за Днестр. Почти все они погибли от расправ, голода, холода и болезней. Лишь немногие из них дожили до освобождения Красной Армией [Там же, с. 265, 269, 270].

Решив таким образом «еврейскую проблему» в Бессарабии и Буковине, румынские власти приступили к ее решению в губернаторстве Транснистрия. По приказу И. Антонеску от 16 декабря 1941 г. там только за один месяц - с 12 января по 12 февраля 1942 г. - из Одессы и ее окрестностей в лагеря Березовского уезда оккупантами было отправлено 30 714 человек.

По германскому образцу румынские власти решали и «цыганскую проблему». До конца 1942 г. в лагеря Транснистрии было согнано из Румынии и оккупированных ею Бессарабии и Буковины более 25 тыс. мужчин, женщин и детей из цыганских семей, где они гибли в результате варварского обращения. Тех из них, кто бежал из этих лагерей смерти, румынская полиция подвергала аресту и, по приказу И. Антонеску, возвращала «в кандалах вместе с семьями в Транснистрию». В 1943 г. планировалось переселить туда еще 18 тыс. цыган. Это намерение было сорвано наступлением Красной Армии.

Во время вторжения финнов с конца июня по начало декабря 1941 г. вглубь советской Карелии ее мирное население в основной своей массе (около 430 тыс. человек) эвакуировалась в Беломорск, Вологодскую, Архангельскую, Молотовскую, Кировскую и Свердловскую области, а также в республику Коми. Под финской оккупацией осталось 85,7 тыс. человек. Из них около 44 тыс. были русскими, 39 тыс. - финнами, карелами и вепсами, а остальные других национальностей [1, с. 232-233, 238].

По отношению к этому населению финское политическое и военное руководство проводило политику, которая строилась на расчете, что после победоносного окончания войны советская Карелия будет присоединена к Финляндии. Советских карелов, финнов и вепсов оно рассчитывало перевоспитать в духе лояльных граждан будущей «Великой Финляндии», а русскую часть населения переселить с согласия гитлеровского правительства в Россию, после того как она будет захвачена Германией. Отношение финской военной администрации к русским было враждебным. Примерно половина их (22 тыс. человек) была заключена в концентрационные лагеря, где они находились на положении военнопленных. В этих концлагерях в 1942 г., по финским данным, только от голода умерло 3,5 тыс. человек. Положение остальной части русского населения было не намного лучше. Их насильственно переселяли в отдельные от карелов деревни и держали там под неусыпным контролем. Они гораздо хуже, чем остальная часть населения, снабжались продовольствием. За одну и ту же выполняемую работу они получали гораздо меньшую заработную плату. С карелами же финские оккупанты заигрывали, пытаясь представить себя «освободителями». Карелам было разрешено брать для обработки земельные участки, которые, согласно обещаниям оккупантов, после разгрома СССР должны были перейти в их частную собственность. Тех карелов, которые выражали свое недовольство оккупационным режимом, помещали в специально созданный для них концентрационный лагерь [1, с. 234].

Жестокость финской оккупационной политики, особенно по отношению к русской части мирного населения, вызывала возмущение и протест в странах антигитлеровской коалиции. Однако эта политика оставалась практически неизменной до осени 1943 г., т.е. до тех пор, пока финское руководство под влиянием побед Красной армии на советско-германском фронте окончательно не убедилось в нереальности плана создания «Великой Финляндии». С тех пор оно постепенно стало отказываться от политики разделения населения оккупированной Карелии по национальностям. Тем не менее, ко времени выхода Финляндии из войны на стороне Германии в сентябре 1944 г. в концлагерях оставалось еще до 15 тыс. мирных русских граждан [Там же].

Библиографический список

1. В семье единой. Национальная политика большевиков и ее осуществление на Северо-Западе России в 1920-1950-е гг. Петрозаводск, 1958.

2. Война Германии против Советского Союза. 1941-1945: Документальная экспозиция. Берлин, 2000.

ВЕСТНИК

МГГУ им. М.А. Шолохова

Зарубежная история

3. Гальдер Ф. Военный дневник. 22.06.1941 - 24.09.1942 / Пер. с нем. М., 2004.

4. Дюков А.Р. За что сражались советские люди. М., 2007.

5. Истребительная война на Востоке: Преступления вермахта в СССР, 19411944 / Под ред. Г. Горцка и К. Штанга. М., 2005.

6. Ковалев Б.Н. Нацистская оккупация и коллаборационизм в России 19411944. М., 2004.

7. Левит И. Э. Участие фашистской Румынии в агрессии против СССР: Истоки, планы, реализация (1.IX.1939-19.XI.1942). Кишинев, 1981.

8. Мадайчик Ч. Существует ли синхронность между «Генеральным планом Ост» и «окончательным решением еврейского вопроса»? // Вторая мировая война. Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. / Пер. с нем.; Под ред В. Михалки. М., 1996. С. 671-680.

9. Мировые войны XX века: В 4 кн. / Рук. проекта О.А. Ржешевский. Кн. 3. Вторая мировая война. Исторический очерк. Кн. 4. Вторая мировая война. Документы и материалы. М., 2005.

10. Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941-1945) / Пер. с нем. М., 1974.

11. Ни давности, ни забвения: По материалам Нюрнбергского процесса / Под ред. Л. Смирнова. М, 1985.

12. Нюрнбергский процесс: Сб. материалов. Изд. 2-е, испр. и доп. Т. I-II. М., 1954.

13. Нюрнбергский процесс: Сб. материалов в 7 т. Т. III. M., 1958.

14. Нюрнбергский процесс: Сб. материалов в 8 т. М., 1997. Т. 3, 7.

15. Одесса в Великой Отечественной войне Советского союза: Сб. документов и материалов. Одесса, 1950. Т. 2.

16. Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера / Пер с нем. М., Смоленск, 1993.

17. Преступления немецко-фашистских оккупантов в Белоруссии. 1941-1944: Документы и материалы / Сост. З.И. Белуга, Н.И. Каминский, А.Л. Мана-енко и др.; Под ред. П.П. Липило, В.Ф. Романовского. 2-е изд. Минск, 1965.

18. Семиряга М.И. Коллаборационизм: Природа, типология и проявления в годы Второй мировой войны. М., 2000.

19. Тоталитаризм в Европе XX века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления / Драбкин Я.С., Дамье В.В., Шубин А.В. и др.; Рук. авт. колл. Я.С. Драбкин, Н.П. Комолова. М., 1996.

20. Фогт М. Откровения в ожидании победы // Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований / Пер. с нем.; Под ред.

B. Михалки. М., 1996. С. 503-512.

21. Штрайт К. Советские военнопленные - массовые депортации - принудительные рабочие // Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований / Пер. с нем.; Под ред. В. Михалки. М., 1996.

C. 589-600.

22. Эренбург И.Г. Война, 1941-1945: Ст. / Сост., предисл., коммент. Б.Я. Фре-зинского. М., 2004.

23. Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Bd. 4.

24. Deutschland im Zweiten Weltkrieg. B., 1975. Bd. 2.

25. Die tödliche Utopie: Bilder. Texte. Dokumente zum Dritten Reich / Hrsg. von H. Möller,V. Dahm und H. Mehring unter Mitarbeit von A.A. Feiber. München, 2001.

26. Madajczyk Cz. Deutsche Besatzungspolitik in Polen, in der UdSSR und den Ländern Südosteuropas // Deutschland. 1933-1945: Neue Studien zur nationalistischen Herrschaft / Hrsg. von K.-D. Bracher, M. Funke, H.A. Jacobsen. Bonn, 1992.

27. Staatsmänner und Diplomaten bei Hitler.Vertraurige Aufzeichnungen über Unterredungen mit Vertretern des Auslandes 1939-1941. 2 Bd. / Hrsg. von A. Hillgruber. Frankfurt/M, 1967. Bd. 2.

BECTHMK

Mrry um. M.A. LUo.noxoBa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.