Научная статья на тему 'Окказиональное словообразование в языке СМИ'

Окказиональное словообразование в языке СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8195
968
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫК / ОККАЗИОНАЛИЗМ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / МОРФЕМА / УЗУС / МАССМЕДИА / LANGUAGE / OCCASIONAL WORD / WORD FORMATION / MORPHEME / USAGE / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дроздов Роман Константинович

Освещена актуальная проблема окказиональное словообразование в языке современных СМИ. Объясняется влияние социокультурной ситуации на язык, анализируются основные способы образования окказионализмов, описываются наиболее продуктивные модели, приводятся примеры новообразований из различных видов СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Occasional word formation in the language of mass media

There is covered the urgent issue occasional word formation in the language of the modern mass media. There is explained the influence of sociocultural situation on the language, analyzed the main methods of occasional word formation, described the most productive models, given the examples of neologisms from different types of mass media.

Текст научной работы на тему «Окказиональное словообразование в языке СМИ»

р.к. ДРОЗДОВ (Рязань)

ОККАЗИОНАЛЬНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В ЯЗЫКЕ СМИ

Освещена актуальная проблема - окказиональное словообразование в языке современных СМИ. Объясняется влияние социокультурной ситуации на язык, анализируются основные способы образования окказионализмов, описываются наиболее продуктивные модели, приводятся примеры новообразований из различных видов СМИ.

Ключевые слова: язык, окказионализм, словообразование, морфема, узус, массмедиа.

В современных массмедиа активны окказиональные словообразовательные процессы. Создание окказионализмов составляет особую область экспрессивного словообразования в СМИ, поскольку специально придуманное слово в силу своей необычности на фоне канонических слов обладает повышенной экспрессивностью.

Окказиональные слова в СМИ не только служат для номинации реалий современной действительности, но и характеризуют творчески активную личность говорящего, который в фактах словотворчества стремится представить свое видение и оценку окружающего, нередко прибегая к различным формам языковой игры [3, с. 70]. Лексические инновации тематически отражают изменения, происходящие во всех сферах современной жизни. Зачастую они представлены производными от уже известных слов, находящихся в центре внимания и проявляющих высокую частотность и социальную активность. Чаще всего к созданию новых слов авторы прибегают при отображении явлений общественно-политической жизни.

С.И. Сметанина предлагает одну из классификаций языковой игры, в основе которой -способ игры со знаком языка, применяемый создателем текста [4]. Один из типов игры -словообразовательный. Именно этот тип особенно популярен в печатных СМИ.

Большую часть примеров словообразовательной игры можно обнаружить в заголовках статей: ЕГЭ-образие (Ряз. ведомости. 2011. 9 сент.); «Звонилкина» история (Молодежная среда. 2011. 19 янв.); Так жить льзя! (Лит. газ. 2011. 30 марта - 5 апр.); С колен нас подняли не-

фтедоллары (Нов. газ. 2008. 3 марта); лысору-бы (Нов. газ. 2008. 19 мая); онкопреодоление (Ряз. ведомости. 2011. 4 февр.).

Экспрессия окказионализма обычно возникает в результате неузуального сочетания узуальных частей слов. Создавая окказиональное слово, автор в большинстве случаев использует узуальную модель, хорошо известную адресатам текста, поскольку словообразовательная игра предполагает, что читателю знакомы «правила игры» с морфемой, словом. Иначе конечная цель, которую ставят перед собой «организаторы» игры (понимание, активное восприятие текста), не будет достигнута.

Активно образуются окказионализмы с помощью аффиксоидов, в частности префиксоидов: Драгунский - эксперт по «странным», «сложным», купажированным, уже прошедшим «воспитание» чувствам: полувлюбленностям, легковоспламеняющимся и быстросгорающим страстям (Поколение Р. 2010. 7 сент.); Начав в 25 лет работать авторемонтником, он уже серьезно стал собирать из старого хлама автомобили. В поиске автоантиквариата Виктор Васильевич ведет целую исследовательскую работу (КП-Рязань. 2008. № 64). В последнем случае к существительному антиквариат прибавляется префиксоид авто; Как поделить кинопирог? (заголовок): префиксоид кино- + сущ. пирог = кинопирог (Ряз. ведомости. 2011. 5 марта); И внутри - обычно, никакого суперевроремонта, хотя чисто и даже уютно (Лит. газ. 2010. 15 - 21 дек.); Чтобы еще разок макнуть телесмотрящее население мордой в грязь - да там его и оставить? (лит. газ. 2010. 2 - 8 июня); И о телепогоде (Лит. газ. 2011. 30 марта - 5 апр.); Великая триада -информировать, просвещать, развлекать, которая была высечена на скрижалях старого ТВ, заменилась простым видеофастфудом. (Лит. газ. 2011. 30 марта - 5 апр.).

Достаточно высокую активность в периодике проявляют инновации с компонентом анти-, выражающим значение противодействия, противоположности. Этот формант стал особенно продуктивным: Лично меня интересуют глубинные механизмы «антиэволюции» вуза, ее внешние не бросающиеся тенденции и закономерности (Вечерняя Рязань. 2010. 22 июля); Поэтому и вкачивается «эликсир антикультуры» в массовое сознание небольшими дозами... (Лит. газ. 2010. 2 - 8 июня); Впрочем, П. Крусанов, числящийся в списке составителей, сразу после выстрела дуплетом, то

© Дроздов Р.К., 2012

бишь выхода двухтомника, поспешил заявить, что это - антиучебник (Лит. газ. 2010. 15 -21 дек.); Но соглашаться с подобными доводами недопустимо, ведь это дискурс антихриста, его антимораль, уничтожающая человеческое в человеке (Лит. газ. 2010. 2 - 8 июня). «Толковый словарь современного русского языка: языковые изменения конца XX столетия» под ред. Г.Н. Скляревской фиксирует более 60 лексем, образованных при помощи форманта анти-. При помощи него создаются имена существительные, прилагательные, которые в публицистическом дискурсе наиболее частотны.

Довольно высокую степень частотности проявляет в настоящее время и препозитивный формант псевдо-, имеющий значение ложности, он активен при создании слов, отражающих события научной, культурной, политической и экономической сфер жизни: Псевдоремонтом сетей здесь занимались доверенные фирмы (Комс. правда. 2010. 28 окт. -4 нояб.); Псевдочиновник создает видимость административной работы столь виртуозно, что она порой становится очень похожей на реальность (Лит. газ. 2010. 2 - 8 июня); Они не видят ничего, кроме собственных суетных проблем, ничего, кроме собственных псевдовеличия и псевдоважности, псевдонужности (Поколение Р. 2010. 7 сент.).

По-прежнему в новообразованиях в качестве исходных слов используются имена собственные: И не знаешь, кто завтра постучится в дверь — вор, мошенница под видом соцра-ботницы придет за бабушкиными похоронными или с твоего сотового, с карточки снимут крупную сумму «новые...», даже не знаю, как их назвать, новые айраслоносокинцы (Молодежная среда. 2011. 20 апр.): Айрапетов, Слон, Осокин - имена и прозвища криминальных авторитетов.

В окказионализмах оценка (часто негативная) может быть создана при помощи словообразовательного средства: Эти актрисули, как

сорняки, проникают повсюду (Cosmopolitan-видеоверсия. Телеканал ТНТ. 2009. 22 марта): сущ. актриса + суффикс -ул(я) = актри-суля; При этом надо заметить, что высокая ценовая планка, ниже которой «звездуны» не опускаются принципиально, вовсе не означает, что все они идут нарасхват (Мк в Рязани. 2012. 11 - 18 янв.): сущ. звезда + суффикс -ун = звездун; По словам Темы, эта пси-хологиня говорила, что я его сглазила, травила, а моя мама вообще ведьма (Мк в Рязани.

2010. 8 сент.); Астрологиня смущается окон-

чательно (Лит. газ. 2011. 30 марта - 5 апр.): сущ. психолог + суффикс -ин(я) = психологи-ня; сущ. астролог + суффикс -ин(я) = астрологиня; Хочется надеяться, что «проектанты» будущей «деятельности» главной спортивной арены Рязанщины найдут место для портретной галереи знаменитых рязанских спортсменов (Ряз. ведомости. 2011. 27 авг.): сущ. проект + суффикс -ант = проектант; У нас, как мне кажется, появился целый пласт культуры (или лучше сказать - «куль-турки»), который можно назвать паразитарным (Ряз. ведомости. 2011. 24 авг.); сущ. культура + суффикс -к = культурка; Нельзя сводить потребности человека только лишь к пресловутому «вещизму» (Ряз. ведомости.

2011. 1 дек. ): сущ. вещь + суффикс -изм = вещизм; Что такое «творческость»? (Молодежная среда. 2011. 17 авг.): прил. творческий + суффикс -ость = творческость; Напротив ... выстроена трибуна для «хохо-тальщиков». Казалось бы, что сложного -актеры произносят смешные диалоги - зрители смеются (КП-Рязань. 2008. № 110); глагол хохотать + суффикс -льщик = хохо-тальщик; Но были ленты, сделанные «сери-альщиками», где гламурные красавцы в военной форме красовались перед вульгарными девушками в платьях 40-х (Ряз. ведомости. 2011. 18 окт.): сущ. сериал + суффикс -щик = сериальщик.

Таким образом, при образовании новых слов используются аффиксы с дополнительными функционально-стилевыми оттенками, наблюдается наращение производной единицы: Нужна ли стране столь мощная инвали-дизация населения? (Вечерняя Рязань. 2010. 7 окт.); Между тем нарастает протест против этой дебилизации по американским лекалам (Лит. газ. 2010. 15 - 21 дек.).

Нередко каламбурный эффект возникает в результате отталкивания окказионализма от конкретного образца - узуального слова, словообразовательную структуру которого воспроизводит окказионализм. При этом окказиональное и узуальное слова вступают в антонимические отношения: К поэтессе разве музы должны приходить? К поэту - музы, а к поэтессе - музыки? (News-Block Weekly. Телеканал MTV. 2009. 24 апр.); He тяжело ли Вам совмещать режиссуру с актурой? (Кино в деталях с Федором Бондарчуком. Телеканал СТС. 2009. 9 февр.): окказиональное акту-ра создано по образцу узуального режиссура от существительного актер с помощью суффикса -ур(а).

При образовании окказионализмов используется сложение основ или целых слов: При агрессивном противодействии телевидения, «легкочтивной» литературы, где в героях ходят часто даже бандиты, но почти никогда - «простые рабочие люди» (Ряз. ведомости. 2011. 28 дек.); Но проблема в том, что в договороспособное общество вливаются движения и потоки... (Ряз. ведомости. 2011. 17 авг.); Всеабсурдная кампания (Неделя. Телеканал Рен-ТВ. 2008. 19 авг.).

Активно создаются новообразования в СМИ путем замены одной из частей узуального (часто сложного) слова: блондинконена-вистники <— женоненавистники (Женская лига. Телеканал ТНТ. 2009. 1 мая); Нанобрач-ные <— новобрачные (заголовок) (МК в Рязани. 2012. 1 февр.).

Отличительной особенностью современного словотворчества является междуслов-ное наложение, при котором происходит совмещение формально тождественных соседних частей исходных слов (иногда с усечением финала первого слова или начальной части второго): Футболеутоляющее <— футбол+болеутоляющее (Еш^рої! 2008.

ноябрь); Задача по тарифметике (заголовок) <— тариф + арифметика (Ряз. ведомости. 2011. 18 февр.); ЦУМасшествие<— ЦУМ+сумасшествие (АиФ. 2008. № 51) - выделение прописными буквами некоторой части слова, иногда формально совпадающей с другим словом или аббревиатурой. обращение к подобному виду выделения связано с желанием журналиста достичь эффекта языковой игры.

Можно выделить еще одну разновидность словообразовательной игры - графическую. Такие окказионализмы используются для активизации не только визуального, но и ассоциативного восприятия материла, наиболее часто они употребляются в заголовках: КНИГиня и компания (заголовок) (Молодежная среда. 2011. 7 сент.) - статья о популярных среди молодежи книгах; РАдики - оРАкулы (заголовок) (Молодежная среда. 2011. 21 сент.); МИРовая свекла (заголовок) (Ряз. ведомости. 2011. 22 сент.) - об урожае в СПК «Мир»; КАПИТАЛьное решение (заголовок) (Ряз. ведомости. 2011. 16 нояб.) - статья об использовании материнского капитала. Обращение к подобному виду выделения связано с желанием журналиста достичь эффекта языковой игры.

На основе проанализированного материала можно подтвердить следующие выводы ученых: окказиональные слова в СМИ «реализуют индивидуальную творческую компетен-

цию говорящего» и ориентированы не столько на правила, общие для всех носителей языка, сколько на способности индивидуума использовать возможности, заложенные в системе языка [1, с. 180]. С помощью окказионализма автор стремится представить свое видение и оценку окружающего, поэтому среди этих лексем практически нет нейтральных по семантике. Своей необычностью, «эффектом неожиданности» такое слово привлекает к себе внимание читателя, создает «напряженность» восприятия, что приводит к актуализации нового слова ... и текста в целом [2, с. 180 - 181].

По нашим наблюдениям, количество новообразований на страницах газет и журналов заметно увеличивается. Такой расцвет окказионального словотворчества объясняется внутренней раскрепощенностью журналистов. Рассматривая влияние социокультурной ситуации на язык, на появление в нем новых слов, можно отметить, что в отдельных случаях но-восозданные слова способны оказывать определенное влияние на изменение языкового сознания народа. Окказиональные слова в СМИ не всегда рождают новые смыслы и побуждают адресата текста к размышлению. Однако многие газетные новообразования, по нашему мнению, могут перейти в разряд часто воспроизводимых слов.

Литература

1. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М. : Высш. шк., 1992.

2. Намитокова Р.Ю., Нефляшева И.А. Окказиональное слово на газетной полосе: механизмы и экспрессивности // Русский язык: исторические судьбы и современность : тр. и материалы МГУ. М., 2001. С. 180 - 181.

3. Покровская Е.В. Газета в современной культурно-речевой ситуации // Рус. речь. 2005. №5. С. 69 - 74.

4. Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). СПб., 2002.

Occasional word formation in the language of mass media

There is covered the urgent issue - occasional word formation in the language of the modern mass media. There is explained the influence of sociocultural situation on the language, analyzed the main methods of occasional word formation, described the most productive models, given the examples of neologisms from different types of mass media.

Key words: language, occasional word, word formation, morpheme, usage, mass media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.