Научная статья на тему 'ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ОБЕССЕРИВАНИЕ ПРЯМОГОННОЙ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАРАЧАГАНАК'

ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ОБЕССЕРИВАНИЕ ПРЯМОГОННОЙ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАРАЧАГАНАК Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗОВЫЙ КОНДЕНСАТ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ БЕНЗИН / ПЕРОКСИД ВОДОРОДА / СЫРЬЕ / ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ОБЕССЕРИВАНИЕ / БЕНЗИНОВАЯ ФРАКЦИЯ

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Мукталы Динара, Мылтыкбаева Жаннур Каденовна, Акопян Аргам Виликович, Смайыл Мади Бекежанулы, Муфтиева Нурия

Ежегодное увеличение объемов потребления автомобильных топлив вынуждает искать новые пути их получения, немаловажным также является то, что систематически ужесточаются экологические и эксплуатационные требования к качеству моторных топлив, получаемых в процессе добычи нефти (попутного нефтяного газа, газового конденсата). Одним из способов решения описанных выше проблем является использование процесса окислительного обессеривания для улучшения качества нефтепродуктов. В работе проведено окислительное обессеривание прямогонной бензиновой фракции, полученной из газового конденсата месторождения Карачаганак. Процесс окисления был проведен пероксидом водорода в присутствии солей молибдена и ванадия. Были подобраны оптимальные технологические параметры (Ратм, Т=600С, 2 ч, Н2О2:S=4:1 (мольн), Ме:S=1:100 (мольн)) процесса окисления для прямогонной бензиновой фракций газового конденсата месторождения Карачаганак. В оптимальных условиях проведения процесса окисления содержание общей серы было снижено на 89.9%. Показано, что соединения молибдена проявляют большую активность в окислении серосодержащих соединений при температуре 600С по сравнению с соединениями ванадия. Приведена принципиальная схема очистки бензиновой фракций от серосодержащих соединений путем окислительного обессеривания, с последующей ее экстракционной десульфуризации наиболее эффективными N,N-диметилформамидом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим наукам , автор научной работы — Мукталы Динара, Мылтыкбаева Жаннур Каденовна, Акопян Аргам Виликович, Смайыл Мади Бекежанулы, Муфтиева Нурия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OXIDATIVE DESULFURIZATION OF THE STRAIGHT - RUN GASOLINE FRACTION FROM THE GAS CONDENSATE OF THE KARACHAGANAK FIELD

An annual increase in the consumption of the automobile fuels makes us look for new ways of their obtaining. It is also important that the environmental and operational requirements for the quality of the motor fuels, obtained during oil production (associated petroleum gas, gas condensate) are systematically made more rigorous. One of the ways to solve the problems described above is to use the process of oxidative desulfurization to improve the quality of the petroleum products. In this case, oxidative desulfurization of the straight - run gasoline fraction, obtained from the gas condensate of the Karachaganak field, has been carried out. The oxidation process has been carried out with hydrogen peroxide in the presence of salts of the transition metals, molybdenum and vanadium. The optimal technological parameters (Patm, T=600C, 2 h, H2O2:S=4:1 (mol), Me:S=1:100 (mol)) of the oxidation process for the straight - run gasoline fractions have been selected. Under the optimal conditions of the oxidation process, the total sulfur content has been reduced by 89.9%. It has been shown that the molybdenum compounds exhibit greater activity in the oxidation of sulfur - containing compounds at a temperature of 600C, as compared to the vanadium compounds. A schematic diagram of the purification of the gasoline fractions from the sulfur - containing compounds by oxidative desulfurization, followed by its extraction desulfurization with the most effective N,N - dimethylformamide has been presented.

Текст научной работы на тему «ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ОБЕССЕРИВАНИЕ ПРЯМОГОННОЙ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАРАЧАГАНАК»

Chemical Journal of Kazakhstan

Volume 2, Number 78(2022), 132-141 https://doi.org/10.51580/2022-2/2710-1185.72

УДК 665.63

OXIDATIVE DESULFURIZATION OF THE STRAIGHT-RUN GASOLINE FRACTION FROM THE GAS CONDENSATE OF THE KARACHAGANAK FIELD

Muktaly D.'*, Myltykbayeva Zh.K.1, Akopyan A. V.2, Smaiyl M.B.', Mufteyeva N.1

'Al-Farabi Kazakh National University, Almaty, Kazakhstan 2 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia e-mail: dinara. muktaly@mail. ru

Abstract. An annual increase in the consumption of the automobile fuels makes us look for new ways of their obtaining. It is also important that the environmental and operational requirements for the quality of the motor fuels, obtained during oil production (associated petroleum gas, gas condensate) are systematically made more rigorous. One of the ways to solve the problems described above is to use the process of oxidative desulfurization to improve the quality of the petroleum products. In this case, oxidative desulfurization of the straight-run gasoline fraction, obtained from the gas condensate of the Karachaganak field, has been carried out. The oxidation process has been carried out with hydrogen peroxide in the presence of salts of the transition metals, molybdenum and vanadium. The optimal technological parameters (Pam, T=600C, 2 h, H2O2:S=4:1 (mol), Me:S=1:100 (mol)) of the oxidation process for the straight-run gasoline fractions have been selected. Under the optimal conditions of the oxidation process, the total sulfur content has been reduced by 89.9%. It has been shown that the molybdenum compounds exhibit greater activity in the oxidation of sulfur-containing compounds at a temperature of 600C, as compared to the vanadium compounds. A schematic diagram of the purification of the gasoline fractions from the sulfur-containing compounds by oxidative desulfurization, followed by its extraction desulfurization with the most effective N,N-dimethylformamide has been presented.

Keywords: gas condensate, motor gasoline, hydrogen peroxide, feedstock, oxidative desulfurization, gasoline fraction

Muktaly Dinara PhD, leading researcher, e-mail: dinara. muktaly@mail. ru; ORCID:

https://orcid.org/0000-0002-1139-5488_

Myltykbayeva Zhannur Candidate of Chemical Sciences, leading researcher, e-mail:

Kadenovna jannur81@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4336-3920

Argam Vilikovich Candidate of Chemical Sciences, leading researcher, e-mail:

Akopyan_arvchem@yandex.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6386-0006

Smaiyl Madi Bekezhanuly Doctoral student, junior researcher, e-mail:

smaiylmadi.9999@gmail.com, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-

8170-1367_

Nuriya Mufteyeva_general manager, e-mail: mufteyeva. n@condensat. kz

Citation: Muktaly D., Myltykbayeva Zh.K., Akopyan A.V., Smaiyl M.B., Mufteyeva N. Oxidative desulfurization of the straight-run gasoline fraction from the gas condensate of the Karachaganak field. Chem.J.Kaz., 2022, 2(75), 132-141 (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.51580/2022-2/2710-1185.72

ОКИСЛИТЕЛЬНОЕ ОБЕССЕРИВАНИЕ ПРЯМОГОННОЙ БЕНЗИНОВОЙ ФРАКЦИИ ГАЗОВОГО КОНДЕНСАТА МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАРАЧАГАНАК

Мщталы Д. *', Мылтыкбаева Ж К.1, Акопян А В.2, Смайыл М. Б.1, Муфтиееа Н.1

1Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан 2МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия E-mail: dinara. muktaly@mail. ru

Резюме: Ежегодное увеличение объемов потребления автомобильных топлив вынуждает искать новые пути их получения, немаловажным также является то, что систематически ужесточаются экологические и эксплуатационные требования к качеству моторных топлив, получаемых в процессе добычи нефти (попутного нефтяного газа, газового конденсата). Одним из способов решения описанных выше проблем является использование процесса окислительного обессеривания для улучшения качества нефтепродуктов. В работе проведено окислительное обессеривание прямогонной бензиновой фракции, полученной из газового конденсата месторождения Карачаганак. Процесс окисления был проведен пероксидом водорода в присутствии солей молибдена и ванадия. Были подобраны оптимальные технологические параметры (Ратм, Т=600С, 2 ч, H202:S=4:1 (мольн), Ме^=1:100 (мольн)) процесса окисления для прямогонной бензиновой фракций газового конденсата месторождения Карачаганак. В оптимальных условиях проведения процесса окисления содержание общей серы было снижено на 89.9%. Показано, что соединения молибдена проявляют большую активность в окислении серосодержащих соединений при температуре 600С по сравнению с соединениями ванадия. Приведена принципиальная схема очистки бензиновой фракций от серосодержащих соединений путем окислительного обессеривания, с последующей ее экстракционной десульфуризации наиболее эффективными N^-диметилформамидом.

Ключевые слова: газовый конденсат, автомобильный бензин, пероксид водорода, сырье, окислительное обессеривание, бензиновая фракция

Мукталы Динара PhD, ведущий научный сотрудник

Мылтыкбаева Жаннур Каденовна кандидат химических наук, ведущий научный

сотрудник

Акопян Аргам Виликоеич кандитат химических наук, ведущий научный

сотрудник

Смайыл Мади Бекежанулы докторант, младший научный сотрудник

Муфтиееа Нурия генеральный директор

1. Введение

Традиционным первичным сырьем для производства моторных топлив - являются нефть и газовый конденсат. Газовый конденсат является ценным сырьем для производства бензинов, реактивных и дизельных топлив, а также может быть использован для комплексной нефтехимической переработки с получением высокооктановых компонентов, растворителей, ароматических углеводородов, спиртов, различных ингибиторов, а также синтетических волокон и пластмасс [1]. Также, газовый конденсат по сравнению с нефтью является экономически более выгодным сырьем для производства моторных топлив [2], так как в нем массовая доля светлых нефтепродуктов, т.е. прямогонных бензиновой и дизельной фракций, может достигать 95-100%, тогда как в нефтях эта величина составляет 30-70%. Для

использования в качестве моторного топлива прямогонные бензиновые фракции должны соответствовать целому ряду требований, предъявляемых стандартами к бензинам[3,4]. Наиболее распространенный в мире способ очистки нефтепродуктов от серы - гидроочистка требует существенных энерго- и капиталовложений [5].

В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых, нетрадиционных методов удаления серы из моторных топлив. Одним из таких методов является окислительное обессеривание [6,7]. При этом способе значительной экономии можно добиться путем замены дорогого водорода на более дешевые окислители, такие как кислород воздуха, пероксид водорода, различные органические перекиси и др.[8].

Пероксид водорода широко применяется для окисления различных органических соединений, в том числе сернистых компонентов нефтяных фракций, повышение активности пероксида водорода происходит при образовании в водной среде пероксокомплексов переходных металлов [9]. Образующиеся insitu пероксокомплексы переходных металлов являются сильными окислителями, что позволяет проводить реакции и с трудноокисляемыми сернистыми соединениями, такие как бензо- и дибензотиофены. Пероксокомплексы различных переходных металлов хорошо изучены в литературе [10,11]. Среди них наибольшее распространение в катализе получили соединения молибдена и ванадия.

Целью настоящей работы стало исследование процесса окисления прямогонной бензиновой фракции газового конденсата пероксидом водорода в присутствии солей переходных металлов, а также анализ влияния окислительного обессеривания на физико-химические свойства бензиновой фракции.

2. Экспериментальная часть

В качестве объекта исследования в настоящей работе была выбрана прямогонная бензиновая фракция из стабильного газового конденсата, полученного из месторождения Карачаганак с содержанием общей серы 4880 ppm.

В работе были использованы следующие реактивы: молибдат натрия (Na2MoÜ4- H2O, ч. д. а.,"Sigma Aldrich"), ванадат аммония (NH4VO3, "Sigma Aldrich"), пероксид водорода (Н2О2, 37%-ный,"Лаборфарма"), N,N-диметилформамид (ДМФА,"Sigma Aldrich"), силикагель и вода дистиллированная по ГОСТ 6709.

Фракционный состав бензиновой фракции был определен в соответствии с ГОСТом 2177-99 на аппарате АРН-ЛАБ-02, предназначенного для определения состава нефтяных фракций.

Индивидуальный углеводородный состав образцов был определен на хроматографе «Хроматэк-Кристалл 5000». Хроматографический анализ

образцов проводился в соответствии с методикой, представленной в ГОСТ Р 52714-2007.

Определение серы в составе бензиновой фракции производился по ГОСТу Р 51947-2002 или ASTM Б 4294-98 на аппарате Спектроскан S.

Процесс окисления бензиновой фракции осуществляли следующим образом: в термостатированный реактор добавляли 20 мл бензиновой фракции, навеску катализатора брали из расчета Ме : S = 1:100, рассчитанное количество 37%-ного Н2О2 в соотношении Н2О2 : Б = 4:1. Смесь перемешивали в течение 2 ч при 20-60 0С, затем промывали водой (20 мл х 2), далее окисленных продуктов разделяли от топливо NN диметилформамидом (10 мл х 2) или силикагелем.

Адсорбционная очистка бензина от окисленных сернистых соединений производили на силикагеле АСКГ гритностью 0.2-0.5 мкм. При соотношении на объем бензина на силикагель 3:1 - расход на смачивание сорбента в пределах 5-7 %.

ИК спектры были записаны с помощью спектрофотометра "У1РТЕХ 70у РТ-1Я" (4000-400 см-1, разрешение 10 см-1).

3. Результаты и обсуждение

Результаты физико-химических характеристик исходной бензиновой фракции приведены в таблице 1.

Таблица 1- Физико-химические характеристики прямогонного бензина из газового конденсата месторождения Карачаганак

Наименование показателей Метод Норма по ГОСТу Фактические данные

Октановое число, не более ГОСТ

исследовательский метод 2177-82 92.0 75

моторный метод 83.0 64

Плотность при 200С, кг/м3 ГОСТ 31072 725-780 726

Фракционная перегонка ГОСТ

начало кипения, 0С 2177-99 Не нормируется 7

10% бензина, 0С Не выше 75 60

50% бензина, 0С Не выше 120 101

90% бензина, 0С Не выше 190 168

Содержание серы, мг/кг (ррт) ТР ТС 013/2011

К2 500 4880

КЗ 150

К4 50

К5 10

Сравнение экспериментально полученных физико-химических показателей прямогонного бензина из газового конденсата с нормами по ГОСТу показывает (таблица 1), что характеризующий детанационную

стойкость авиационных и автомобильных топлив октановое число прямогонного бензина по исследовательскому методу составляет 75, а моторному 64, что на 20 пунктов превышает среднестатическое октановое число прямогонных бензинов. Из результатов видно, что плотность исследуемого бензина близка к плотности таких распространенных бензиновых компонентов, как алкилат и газовый бензин, а также соответствуют по ГОСТу. По фракционному составу температурные характеристики топлива прямогонного бензина из газового конденсата соответствуют стандартам ГОСТа. Содержание серы в прямогонном бензине из газового конденсата составляет 4880 мг/кг, который требует дальнейшей переработки.

Исходя из полученных результатов, можно заключить, что использование стабильного газового конденсата в качестве сырья автомобильных бензинов является возможным. Кроме того, у данного сырья имеется большой запас по содержанию олефиновых и ароматических углеводородов, что делает стабильный газовый конденсат перспективным компонентом при производстве автомобильных бензинов.

В данной работе мы использовали двухступенчатую технологию удаления соединений серы, первым этапом которой является окисление прямогонного бензина из газового конденсата, а вторым-его последующая экстракция.

В настоящей работе использованы соли переходных (Мо, V) металлов в качестве катализаторов в присутствии пероксида водорода для окисления сернистых соединений бензиновой фракции, так как соли этих соединений образуют пероксокомплексы с пероксидом водорода, окисляющие сернистые соединения до соответствующих сульфоксидов и сульфонов, которые из-за своей полярности легко удаляются методами адсорбции и экстракции [5]. Полученные результаты приведены в таблицах 2,3.

Таблица 2 - Влияние температуры на остаточное содержание серы в прямогонной бензиновой фракции в присутствии молибденсодержащего катализатора.

Наименование показателей Исходный Мо:8=1:100 Мо: 8=1:100 Мо:8=1:100

бензин 200С 400С 600С

Октановое число 75 79 80 77

Плотность при 200С, кг/м3 726 726 725 729

Фракционная перегонка

начало кипения, 0С 7 28 28 36

50% бензина, 0С 101 111 101 109

90% бензина, 0С 168 168 168 165

Содержание серы, ррт 4880 2320 710 490

Важнейшими показателями качества моторных топлив является плотность, которая отражает его эксплуатационные свойства и огневые

качества, определяет массу и размеры двигателя. От плотности зависят основные физико-химические характеристики топлив: молекулярный вес составляющих углеводородов, пределы выкипания фракций, характер распыла в данных условиях. Плотность автомобильных бензинов при 200С находится в пределах 710-760кг/м3. Октановое число обессеренного бензина (Мо:Б=1:100 (мольн.)) после окисления незначительно повышается, что по-видимому может быть связано с образованием кислородсодержащих соединений.

Анализируя данные таблицы 2 видим, что у обессеренного бензина согласно ГОСТ 2177-99 характерные - точки отгона соответствуют приведенному стандарту. Проведенные исследования показали, что количество серы при условиях реакции Ратм, Т=600С, 2 ч, Н2О2: Б=4:1,Мо:Б=1:100 (мольн.) значительно уменьшилось от 4880 мг/кг до 490 мг/кг на 89.9%, что является значимым достижением с точки зрения «экологичности» качества топлива.

Таблица 3 - Влияние температуры на остаточное содержание серы в прямогонной бензиновой фракции в присутствии ванадийсодержащего катализатора

Наименование показателей Исходный У:Б=1:100 У:Б=1:100 У:Б=1:100

бензин 200С 400С 600С

Октановое число 75 79 80 85

Плотность при температуре 726 726 726 726

200С, кг/м3

Фракционная перегонка

начало кипения, 0С 7 7 28 36

50% бензина, 0С 101 98 111 135

90% бензина, 0С 168 168 168 186

Содержание серы, ррт 4880 2000 1960 1930

Результаты опытов показывают, что после проведения окислительного обессеривания бензина в присутствии соли ванадия начальная температура кипения повысилась с 7 до 360С. Характерная точка 50%-ного отгона у обессеренного бензина при 600С согласно ГОСТ 2177-99 превышает верхнее ограничение 1200С, 90%-ного отгона точки соответствует приведенному стандарту. Это связано тем, что при повышении температуры реакции окисления наблюдается улетучивание легких фракций из бензина. Октановое число повысилось 75 до 84. Минимальное содержание серы было получено при температуре 600С. Следует отметить, что в присутствии соединений ванадия достигаются худшие результаты по остаточному содержанию серы по сравнению с результатами, получаемыми в присутствии молибденсодержащих катализаторов.Также, активность металлов была определена относительно по графику разложения перекиси водорода (Рис. 2).

Время контакта, мин

Рисунок 2 - Зависимость образование пероксокомплексов переходных металлов с пероксидом водорода.

По графику разложение перекиси водорода видно, что комплекс молибдена при равных объемах катализаторов проявил высокую эффективность при разложении перекиси. Полученные результаты показывают что наилучшую каталитическую активность в окислительном обессеривании проявляет молибдат натрия.

Данные по групповому углеводородному составу образцов стабильного газового конденсата приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Групповой углеводородный состав прямогонного бензина из стабильного газового конденсата

Компоненты Содержание в образце, % об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходный Ратм, Т=600С, 2 ч, Н2О2: S=4:1(мольн.),Me:S=1:100(мольн.)

Ка2Ыо04- Н2О ЫН4У03

1 Парафины 26.6 22.7 20.7

2 Изопарафины 34.6 34.7 33.6

3 Ароматика 11.9 9.4 14.3

4 Нафтены 20.3 20.1 22.1

5 Олефины 6.4 12.9 9.3

7 Итого 100.0 99.7 99.9

Результаты хроматографического анализа образцов исходного и обессеренного бензина из стабильного газового конденсата, показывают, что в образцах бензина преобладают такие группы углеводородов, как парафины, изопарафины и нафтены.

Содержание олефинов в образцах находится в пределах 6.4 и 12.9% об., что не превышает допустимых значений в автомобильных бензинах, согласно [5] (не более 18.0 % об.). Содержание ароматических углеводородов минимально - находится в пределах 9.4-14.3% об., в то время как нормативное содержание ароматических углеводородов, согласно [5], не более 35.0 % об. для всех марок автомобильного бензина.

В ИК спектрах силикагеля (образец самым низким содержанием серы 490 ррт) после очистки топлива прослеживаются сильные полосы поглощения соответствующие СН2, СН3 связям углеводородов, а также полосы поглощения харектерные для тиофеновых соединений в области 780-800 см-1, свидетельствуют что сернистые соединения после проведения процесса окисления выделяются из бензиновой фракции путем адсорбции.

4. Заключение

В работе проведены исследования процесса окислительного обессеривания образца прямогонной бензиновой фракции, полученной из газового конденсата месторождения Карачаганак. Впервые исследованы влияние природы металла, а также температуры на остаточное содержание серы в бензиновых фракций отечественного газового конденсата. Показано, что из исследуемых соединений металлов (Мо, V) наиболее высокую каталитическую активность проявляют пероксокомплексы на основе молибдена при температуре реакции 600С, для которого окислительное обессеривание бензиновой фракции газового конденсата позволяет снизить содержание общей серы на 89.9%. Сравнение физико-химических свойств исходной и обессеренной бензиновой фракции позволяет утверждать, что процесс окислительного обессеривания протекает с высокой селективностью и минимальным воздействием на компонентный состав сырья.

Финансирование: Работа выполнена в рамках проекта АР09058524 по грантовому финансированию Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЦАРАШЫ^АНАЦ КЕН ОРНЫНЬЩ ГАЗДЫ КОНДЕНСАТЫНАН ТУРА АЙДАЛЫП АЛЫ^АН БЕНЗИН ФРАКЦИЯСЫН ТОТЫЦТЫРЫП КУК1РТС1ЗДЕНД1РУ

Мщталы Д. *', Мылтыкбаева Ж К.1, Акопян А. В.2, Смайыл М. Б.1, Муфтиееа Н.1

1 Эл-Фараби атындагы Цазац ¥лттыц ynrnepcumemi, Алматы, Цазацстан 2М.В .Ломоносов атындагы ММУ, Мэскеу, Ресей E-mail: diñara. muktaly@mail. ru

Туйшдеме. Жыл сайын автомобиль отындарын тутынудыц ecyi, сонымен катар мунайдан (жолай мунай газдары, газды конденсат) алынатын мотор отындарыныц сапасына деген экологиялык жэне эксплуатациялык талаптардыц ЖYЙелi турде катавдануы оларды алудыц жаца жолдарын iздеуге мэжбурлейд^ Мунай ешмдершщ сапасын жаксартуда тотыктырып KYкiртсiздендiру процесш колдану жогарыда айтылган мэселелердi шешудщ бiр жолы болып табылады. Жумыста

Карашыганак кен орныньщ газды конденсатынан тура айдалып алынган бензин фракциясын тотыктырып KYкiртсiздендiру процес жург1з1лген. Тотыгу процес сутеп аскын тотыгы мен ауыспалы металл молибден жэне ванадий туздары катысында ЖYргiзiлдi. Тура айдалып алынган бензин фракциясын тотыктыру процесше оцтайлы технологиялык керсетюштер (Ратм , Т=60 0С, 2 саг, ШО2^=4:1 (мольн), Ме:S=1:100 (мольн)) тацдалып алынды.Тотыгу процесiн оцтайлы жагдайда ЖYргiзу нэтижесшде жалпы KYкiрт мелшерi 89,9% TYCкен. КYкiрттi косылыстарды 60 0С температурада тотыктыруда молибден косылыстары ванадий косылыстарына Караганда жогары белсендiлiк танытканы керсетшген. Бензин фракциясын KYкiрттi косылыстардан тотыктыру жолымен, ары карай ец тиiмдi К,К-диметилформамидпен экстракциялык десульфуризациямен тазалаудыц принципиальды сызбасы келтiрiлген. Макалада бастапкы жэне KYкiртсiздендiрiлген бензин фракцияларыныц негiзгi физикалык-химиялык касиеттерi, эксплуатациялык сипаттамалары жэне кемiрсутектiк курамы зерттелген.

ТYЙiндi сездер: газды конденсат, автомобильдi бензин, сутек аскын тотыгы, шиюзат, тотыгу, тотыктырып KYкiртсiздендiру, бензин фракциясы

Муцталы Динара PhD, жетекшi гылыми цызметкер

Мылтыкбаева Жаннур химия гылымдарыныц кандидаты, жетекшi гылыми

Каденоена цызметкер

Акопян Аргам Виликоеич химия гылымдарыныц кандидаты, жетекшi гылыми цызметкер

Смайыл Мэди Бекежанулы докторант, кiшi гылыми цызметкер

Муфтиееа Нурия бас директоры

Список литературы

1. Яруллин Р. С., Угловский С. Е.,Зарифянова М. З.,Вафина С. Д. Переработка газового конденсата Глебовского месторождения Республики Крым на импульсно-волновом реакторе «Ярус» //Вест. КНИТУ. 2016, 19, №3, 62. https://cyberleninka.ru/article/n/pererabotka-gazovogo-kondensata-glebovskogo-mestorozhdeniya-respubliki-krym-na-impulsno-volnovom-reaktore-yarus.

2. Степанов В.Г., Ионе К.Г. Производство моторных топлив из прямогонных фракций нефтей и газовых конденсатов с применением процесса "Цеоформинг"//ХИУР. 2005. №13. С.811. https://www.sibran.ru/upload/iblock/21a/21a6eb075e5d3eedc515091582b40f1e.pdf

3. ГОСТ 32513-2013. Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия. http://docs.cntd.ru./document/1200108179

4. Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС-013/2011. URL: http://docs.cntd.ru./document/902307833

5. Акопян А. В., Поликарпова П. Д., Плотников Д. А., Есева Е. А., Тараканова А. В., Анисимов А. В., Караханов Э. А. Обессеривание светлых дистиллятов путем окисления и ректификации газового конденсата // Нефтехимия, 2019,59, № 6, 781-787 https://doi.org/10.1134/S0965544119060033

6. Ismagilov Z., Yashnik S., Kerzhentsev M., Parmon V., Bourane A., Al-Shahrani F. M., Hajji A. A., Koseoglu O. R. Oxidative Desulfurization of Hydrocarbon Fuels // Cat. Rev., 2011, 53, №3, 199-255, https:////doi.org/ 10.1080/01614940.2011.596426

7.Anissimov, A.V., Tarakanova, A.V. Oxidative desulfurization of hydrocarbon raw materials. Russ J Gen Chem, 2009, 79, 1264. https://doi.org/10.1134/S1070363209060437

8. КривцоваК.Б., КривцовЕ.Б., ГоловкоА.К.. Удаление сернистых соединений из дизельной фракции комбинацией окисления и экстракции// Известия ТПУ.2011., 319, № 3, 117 http://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/3916/1/bulletin_tpu-2011-319-3-26.pdf

9. Kairbekov Zh. K., Myltykbayeva Zh. K., Muktaly D., Nysanova B., Anissimov A. V., Akopyan A. V. Peroxide Oxidative Desulfurization of a Diesel Fuel. Theor. Found.Chem. Engin.,2018, 52, №4, 677-680. https://doi.org/10.1134/S0040579518040139

10. Conte, V., Bortolini, O. Transition Metal Peroxides. Synthesis and Role in Oxidation Reactions Dedicated, on the occasion of his 80th birthday, to our avitae ac studiorum magister in secunda et in adversa fortunaa Emeritus Professor Giorgio Modena, Padova University, who showed us the way toward Chemistry. PATAI'S Chem.Func.Gr. 2009. https://doi:10.1002/9780470682531.pat0359

11. Bortolini, O., & Conte, V. Vanadium (V) peroxocomplexes: Structure, chemistry and biological implications. JournalInorg.Biochem., 2005, 99, №8, 1549-1557. doi:10.1016/j.jinorgbio.2005.04.003

References

1. Yarullin R. S., Uglovskiy S. E., Zarifyanova M. Z., Vafina S. D. Processing of gas condensate from the Glebovsky field of the Republic of Crimea at the Yarus pulse-wave reactor. // Bullet. KNUTU. 2016, 19, №3, 62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pererabotka-gazovogo-kondensata-glebovskogo-mestorozhdeniya-respubliki-krym-na-impulsno-volnovom-reaktore-yarus [In Russian].

2. Stepanov V. G., Ione K. G. Production of motor fuels from straight-run fractions of oils and gas condensates, using the "Zeoforming" process / / ChlSD. 2005,15, 811. https://www.sibran.ru/upload/iblock/21a/21a6eb075e5d3eedc515091582b40f1e.pdf [In Russ.].

3. GOST 32513-2013. Motor fuels. Unleaded gasoline. Technical conditions. URL: http://docs.cntd.ru./document/1200108179 [In Russian].

4. Technical Regulations of the Customs Union "On the requirements for the automobile and aviation gasoline, diesel and marine fuel, jet engine fuel and fuel oil" TR CU-013/2011. URL: http://docs.cntd.ru./document/902307833[In Russian].

5. Akopyan A. V., Polikarpova P. D., Plotnikov D. A., Yesseva E. A., Tarakanova A. V., Anissimov A. V., Karakhanov E. A. Desulfurization of light distillates by oxidation and rectification of gas condensate // Petrochemistry, 2019, 59, №6, 781-787. DOI: https://doi.org/10.1134/S0965544119060033

6. Ismagilov Z., Yashnik S., Kerzhentsev M., Parmon V., Bourane A., Al-Shahrani F. M., Hajji A. A., Koseoglu O. R. Oxidative Desulfurization of Hydrocarbon Fuels // Cat. Rev., 2011, 55,3, 199-255, DOI: https:////doi.org/ 10.1080/01614940.2011.596426

7. Anissimov, A.V., Tarakanova, A.V. Oxidative desulfurization of hydrocarbon raw materials. Russ J Gen Chem79, 1264 (2009). DOI: https://doi.org/10.1134/S1070363209060437

8. Krivtsova K.B., Krivtsov E.B., Golovko A.K. Removal of sulfur compounds from the diesel fraction by the combination of oxidation and extraction// Proceedings TPU. 2011, 519, №3, 117 DOI:http://earchive.tpu.ru/bitstream/11683/3916/1/bulletin_tpu-2011-319-3-26.pdf [In Russian].

9. Kairbekov Zh. K., Myltykbayeva Zh. K., Muktaly D., Nyssanova B., Anissimov A. V., Akopyan A. V. Peroxide Oxidative Desulfurization of a Diesel Fuel. Theor.FoundChem.Engin., 2018, 52, №4, 677-680. DOI: https://doi.org/10.1134/S0040579518040139

10. Conte, V., Bortolini, O. Transition Metal Peroxides. Synthesis and role in the oxidation reactions, dedicated to the 80th anniversary of our avitae ac studiorum magister in secunda et in adversa fortunaa Emeritus Professor Giorgio Modena, the Padova University, who showed us the way toward Chemistry. PATAI'S Chem.Func.Gr., 2009. DOI: https://doi: 10.1002/9780470682531.pat0359

11. Bortolini, O., & Conte, V. Vanadium (V) peroxocomplexes: Structure, chemistry and biological implications. Journal Inorg.Biochem., 2005, 99, No.8, 1549-1557. DOI: https:doi:10.1016/j .jinorgbio.2005.04.003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.