Научная статья на тему '«Океан для трудоголика»: художник Александр Ерашов о юбилее Суздаля, творчестве и наследии'

«Океан для трудоголика»: художник Александр Ерашов о юбилее Суздаля, творчестве и наследии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
нематериальное наследие / Суздаль / история Владимиро-Суздальской земли / художественный образ Суздаля / Александр Ерашов / intangible heritage / Suzdal / history of the Vladimir-Suzdalland / artistic image of Suzdal / Alexander Yerashov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевцова Анна Александровна

Вниманию читателей альманах «Этнодиалоги» предлагается интервью с современным российским и казахстанским художником-графиком и иллюстратором Александром Васильевичем Ерашовым, в котором особое внимание уделено серии графических листов «Летопись», в которой представлена тысячелетняя история ВладимироСуздальской земли, включающая как известнейшие летописные исторические эпизоды, так и авторское прочтение героев, ситуаций, историко-культурного наследия. В серии уже более 70 листов, работа продолжается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Artist Alexander Yerashov about Suzdal anniversary, as well as creativity and heritage

The readers of the almanac “Ethnodialogues” are invited to an interview with Alexander Yerashov, the contemporary Russian and Kazakh graphic artist and illustrator. Special attention is paid to his series of graphic sheets “Chronicle”, which presents a thousand-year history of the Vladimir-Suzdal land, including both the most famous chronicle historical episodes and the author's reading of heroes, situations, historical and cultural heritage. There are over 50 sheets in the series, the work continues.

Текст научной работы на тему ««Океан для трудоголика»: художник Александр Ерашов о юбилее Суздаля, творчестве и наследии»

ИНТЕРВЬЮ

Анна Шевцова

00110.37492/ЕТМ0.2024.73.2.010

«Океан для трудоголика»: художник Александр Ерашов о юбилее Суздаля, творчестве и наследии

Вниманию читателей альманах «Этнодиалоги» предлагается интервью с современным российским и казахстанским художником-графиком и иллюстратором Александром Васильевичем Ерашовым, в котором особое внимание уделено серии графических листов «Летопись», в которой представлена тысячелетняя история Владимиро-Суздальской земли, включающая как известнейшие летописные исторические эпизоды, так и авторское прочтение героев, ситуаций, историко-культурного наследия. В серии уже более 70 листов, работа продолжается.

Ключевые слова: нематериальное наследие; Суздаль; история Владимиро-Суздальской земли; художественный образ Суздаля; Александр Ерашов.

Шевцова

Анна Александровна,

доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии, зам. декана факультета регионоведения и этнокультурного образования. Институт социально-гуманитарного образования МПГУ (Москва), ash@inbox.ru

Ерашов

Александр Васильевич,

художник-график, член Союза художников Республики Казахстан (Суздаль), yerashov@mail.ru

Александр Васильевич Ерашов родился в 1972 г. в Ермаке (Аксу), Павлодарской области Казахской ССР. Профессиональный художник-график, член Союза художников Республики Казахстан (2010). Живет и работает в Суздале. Участник многочисленных коллективных и персональных выставок, блогер (УК, УоиТиЬе).

Александр фантастически работоспособен, причем творит он в разных жанрах и техниках, создавая постеры и плакаты, книжную иллюстрацию, карикатуру и разветвленные графические серии, среди которых особую любовь зрителей получили «Окошки в СССР», «Алфавит», «Казахские ле-

генды», «Короли», «Люди и корабли», «Немцы в России», «Летопись» etc. Рост, движение вперед, отсутствие стагнации, критическое отношение к себе -отличают истинного Мастера. Именно об этом писал У. Шекспир: «Вернейшая порука мастерства - Не признавать свое же совершенство» («Много шума из ничего»).

В 2017 году публике впервые на выставке была представлена история Владимиро-Суздальской земли длиной в тысячу лет глазами графика Александра Ерашова. Это серия графических листов, охватывающая тысячелетие в истории, включающая как известнейшие летописные исторические эпизоды, так и авторское прочтение героев, ситуаций, историко-культурного наследия. В серии уже более 70 листов, работа продолжается... Тысячелетний юбилей Суздаля, который мы отмечаем в 2024 году, стал поводом для выставок и научных конференций, на которых с серией «Летопись» познакомился как широкий зритель, так и специалисты - историки, искусствоведы, музейщики.

Пересказывать сюжеты Ерашова - дело неблагодарное, здесь особенно чувствуется бессилие слова перед ярким визуальным образом, способным в листе 60x80 см передать сам дух далекой и ускользающей эпохи.

Истоки серии, возможно, следует искать в детстве автора. Увлечение историей, в том числе военной, нумизматикой (на профессиональном уровне), интуитивное понимание того, что об истории мало читать, ее надо видеть, щедрость и стремление поделиться тем, что узнал сам, детская любовь к деталям, загадкам, детективным историям - визуальным ребусам, которые так интересно разглядывать, любование повседневностью, юмор и ирония, стремление оставить свой след - все это сыграло свою роль в появлении серии.

ИНТЕРВЬЮ

Не менее важны такие факторы, как насмотренность, хороший вкус, что выразилось в увлечении автора мастерами Северного Возрождения, а также его убежденность в том, что любую художественную задачу можно решить графическими средствами

Свою роль сыграла и сформировавшаяся в России особая школа книжной графики, представленная многими именами, среди которых можно отметить и Ивана Яковлевича Билибина, и Владимира Андреевича Фаворского, и Геннадия Дмитриевича Павлишина и многих других мастеров, в том числе замечательных казахстанских графиков Евгения Матвеевича Сидоркина и Ералы Сериковича Оспанова (Оспанулы).

В обсуждаемой серии Александра Ерашова можно отметить особую повествовательность, визуальные и формальные истоки которой можно искать в иконописных клеймах - сюжетно и композиционно самостоятельных частях со сценами, развивающих или поясняющих сюжет центральной композиции, то есть своего рода про-токомикс, дитя массовой культуры.

Еще один мощнейший источник вдохновения мастера - сама Владимиро-Суздальская земля с ее уникальным историко-культурным наследием. Упоение артефактами, истинная влюбленность в гений места нашла творческое воплощение в графической серии.

Но главное все же - мастерство. Недаром у Александра Ерашова нет эпигонов, это не черный квадрат, здесь слишком важна техника, видение, ремесло, детали, острый глаз художника. Специфику авторского стиля Александра Ерашова составляют также внимание к каллиграфии и типографике, декоративность, орнаментальный ритм, четкий визуальный нарратив.

Работу Александра отличает стремление к аутентичности, лестная историку тщательность, опора на серьезные источники - книги и документалки по нумизматике,

мифологии, этнографии, оружию, народному орнаменту, костюму, истории военного дела, книгопечатания, летописи, музейные экспонаты, специфическое окружение, профессиональный бэкграунд (профессиональное образование и многолетний опыт), азарт и трудолюбие (сложные крупные формы в олдскульной технике), желание оставить свой след, рассказать об истории края своим пером и - хочется добавить -шпагой!

Особую достоверность работам Александра придают портреты. Это могут быть вполне достоверные антропологические реконструкции, прижизненные парсуны и портреты персонажей, но моделями могут выступить и знакомые автора. Не упустите ваш шанс попасть в летопись!

Серия «Летопись» Александра Ерашова - подлинное историко-культурное наследие страны. Автору удалось создать широкое эпическое полотно, энциклопедию владимиро-суздальской жизни: от известных каждому школьнику исторических событий и эпических личностей до региональных специалитетов и местных брендов, таких как суздальский «кофе» из цикория, приготовленный по методу местного врача Дмитрия Моренкова.

Авторский почерк Александра Ерашова отличает безусловное умение выделить главное, но подчеркнуть великое крошечной деталью, а также кинематографич-ность - любой лист предстает перед зрителем как раскадровка фильма или синопсис сериала. Также необходимо отметить многослойность смыслов, достоверность без дидактики и унылой назидательности, юмор, ирония, игра и диалог со зрителем любого возраста и уровня подготовки. Для альманаха «Этнодиа-логи» Александр Васильевич согласился ответить на несколько вопросов.

ИНТЕРВЬЮ

А.Ш.: Пожалуйста, Александр, расскажите о своих учителях, наставниках, любимых художниках. Кто повлиял на ваше становление как художника?

А.Е.: Мои творческие родители - Урумбай Ибраевич Мухамеддиев и Рахима Бахтиярова Имакаева. Это мои учителя из школы искусств. А из художников - это Альбрехт Дюрер и Питер Брейгель-старший. В юности увлекался Сальвадором Дали, но потом это увлечение перерос. Важную роль сыграл галерист из Алматы Юрий Маркович.

А.Ш.: Лучший профессиональный совет, который вы получали в жизни.

А.Е.: «Практикуйся! Саша, зрителя не <...>!» [обхитришь. - Ред.]

А.Ш.: Кто из современных художников-иллюстраторов вам интересен ?

А.Е.: Иван Языков [автор графических серий «Книга букв», «Микродрамы», «Ремонт одноразовых предметов». - Ред.], Виталий Ильин [график, также известный как Барандаш Карандашыч. - Ред.].

А.Ш.: Самая запомнившаяся выставка, в которой вы принимали участие.

А.Е.: Первая - серьезная персональная, конечно же, Павлодарский художественный музей, 2005 год. В числе прочего выставил серию «Тюркская легенда». Отзывы люди писали на казахском языке, мотивируя тем, что автор, который создал эти работы, не может не владеть казахским! Языком я не владею. Лестно мне было!

А.Ш.: Где можно полностью посмотреть графические листы из серии «Люди и корабли», «Алфавит»?

А.Е.: Если только где-то на просторах интернета. Плавают мои «Корабли» где-то...

А.Ш.: Как родилась идея серии «Летопись»?

А.Е.: Увидел фронт работы, до которого руки не дошли ни у кого. Тема интересная и необъятная. Океан для трудоголика. Купайся - не хочу!

А.Ш.: Какие памятники историко-культурного наследия во Владимирской области должны быть известны каждому школьнику и почему?

А.Е.: Дмитриевский собор во Владимире. Это сердце России. Игла там.

А.Ш.: Что нужно сделать для популяризации наследия?

А.Е.: Если говорить про Суздаль, то нужно ввести факультатив в школе «История родного города» и приглашать на встречи с учащимися краеведов, талантливых экскурсоводов, художников и музейных работников. У многих жителей Суздаля нет понимания города... А если речь идет о всей России, то межрегиональный обмен нужен. Обмениваться концертами музыкальных коллективов, художественными выставками, музейными выставками...

А.Ш.: Есть ли сюжеты в истории ВладимироСуздалъской земли, которые пока не даются? Сколько сейчас листов в серии «Летопись»?

А.Е.: 70 листов, не считая прикладных для книги -буквицы, заставки, рамки. Святой Арсений трудно дался. Я тему с ним лет пять носил в голове. «Летопись» в целом готова, кроме некоторых нюансов, но их можно делать и делать... Годы.

А.Ш.: Правда ли, что моделями для некоторых героев «Летописи» стали ваши друзья?

А.Е.: Да. Друзья, знакомые. Или люди, внешне очень похожие на исторических персонажей. Даже бывшая засветилась... Теперь я понял, почему Мария Темрюковна так скоропостижно душу Богу отдала... (Смеется).

ИНТЕРВЬЮ

А.Ш.: Как вы думаете, можно ли воспитать вкус?

А.Е.: Нужно!

А.Ш.: Проедали, что вы страстный коллещионерпумиэ-мат ? Помогает ли это в работе художника ?

А.Е.: Да, правда. Любое хобби дает безграничное пространство для развития. Как исторический материал, монеты дают понимание многих исторических событий. Часто монета - это произведение искусства малой пластики. Некоторые приемы графики я «срисовал» со старинных банкнот.

А.Ш.: Если вернуться к Суздалю, что могло бы стать туристическим логотипом Суздаля? Синий голубь немного странный, как мне кажется.

А.Е.: Это не голубь, а толсто*опая ворона! А логотипом может быть все, что угодно. Масса вариантов. Это может быть и классическая городская геральдика, и Рождественский собор, и огурец, и двухшатровые ворота в Ризоположенском монастыре, и башни Спасо-Евфимиевого монастыря и еще много чего. Самое главное, чтоб не пущали к этому делу людей, люто ненавидящих все русское.

А.Ш.: А что вы думаете о нейросетях и нейроартах?

А.Е.: Мода приходит и уходит. С изобретением фотографии многие тоже говорили, что фото заменит живопись и графику. Помните, как говорил один из персонажей старого советского фильма Рудик: «Не будет ни кино, ни театров, ни радио, а одно сплошное телевидение...» ?

Графические листы из серии «Летопись» (2017-2024) Александр Ерашов. Собственность художника

Битва на реке Пьяне (1367)

ИНТЕРВЬЮ

Куликовская битва

Поход Федорчуковой рати на Тверь (1328)

ИНТЕРВЬЮ

>ги.лк>' ай V да*»" -

Суздаль. Купцы

Суздаль. Св. Арсений

ИНТЕРВЬЮ

Реформа церкви

Юродивые блаженные Суздаля

ИНТЕРВЬЮ

Гости Покровского монастыря

Цикорный кофе (доктор Мореиков)

ИНТЕРВЬЮ

Anna Shevtsova,

Doctor of History, Professor of the Department of Cultural Studies, Deputy Dean of the Faculty of Regional and Ethnocultural Education, Institute of Social and Humanitarian Education, MPGU (Moscow), ash@inbox.ru.

Alexander Erashov,

Graphic artist, member of the Union of Artists of the Republic of Kazakhstan (Suzdal), yerashov@mail.ru

Artist Alexander Yerashov about Suzdal anniversary, as well as creativity and heritage

The readers of the almanac "Ethnodialogues" are invited to an interview with Alexander Yerashov, the contemporary Russian and Kazakh graphic artist and illustrator. Special attention is paid to his series of graphic sheets "Chronicle", which presents a thousand-year history of the Vladimir-Suzdal land, including both the most famous chronicle historical episodes and the author's reading of heroes, situations, historical and cultural heritage. There are over 50 sheets in the series, the work continues.

Keywords: intangible heritage; Suzdal; history of the Vladimir-Suzdalland; artistic image of Suzdal; Alexander Yerashov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.