Кудаков О.Р.
ОКАЖЕТ ЛИ ДРАКОН БЛАГОПРИЯТНОЕ ВЛИЯНИЕ НА КАЗАНЬ И КАЗАНЦЕВ В 2012 ГОДУ?
В данной публикации автор затрагивает проблему бережного отношения к культурному наследию прошлого на примере казанского Зиланта.
Ключевые слова: Зилант, дракон, герб, традиции.
В прошлом году на страницах журнала мы начали разговор о персонажах китайского гороскопа: была сделана попытка определить, кого же нужно чествовать в 2011 году - кота или кролика [1]. В настоящем эссе поразмышляем о Драконе, поскольку 2012 год проходит под его покровительством, к тому же окрашенному в черный цвет и имеющему водную стихию. Станет ли данный год благоприятным для Казани, ведь для этого есть веское основание: в городском гербе изображен Зилант (казанский летающий змей). Давайте выясним истинную природу этого зооморфного мифологического существа. Ведь благоволение Дракона для города и горожан станет действенным, если мы докажем, что Зилант является настоящим драконом, а не, скажем, Василиском, Гарпией, Грифоном или Пегасом. Для этого необходимо выделить типологические черты каждого из летающих существ и определить, к каким из них более всего подходит Зилант. Начнем с Василиска, именно его довольно часто связывают с символикой города.
История отправляет нас в античные времена в далекую Африку, а точнее - в Ливийскую пустыню. Там живет маленькая, но ядовитая змея. Местные жители и путешественники боялись встретить ее на своем пути, так как укус змеи был смертелен, а также пугала ее удивительная способность передвигаться с поднятой головой, опираясь на хвост. Вот что писал Плиний Старший (римский писатель, I век н. э.) об этом чуде пустыни: «Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его -сразу умирает. На его голове - белое пятно, напоминающее диадему Его длина - не больше 30 сантиметров. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания
василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются...» [2].
В справочной литературе Василиск (от греч. Рапйшкод - царёк) описан как мифическое создание с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. Согласно «Естественной истории» (VIII, 21), на голове Василиска находится нечто, «похожее на корону или диадему» (рис. 1). Следует отметить его малые размеры, это объясняет то, что природным врагом Василиска является ласка - зверек очень маленький.
Рис. 1. Изображение Василиска
Василиски несколько раз упоминаются в Вульгате (латинском переводе Библии). В Средние века они считались вполне реально существующими животными. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того - подобно медузе Горгоне - они способны убивать лишь одним своим взглядом [3]. Местом обитания Василиска являлись пещеры. Он не нуждался в пище, ему достаточно было полизать камень, чтобы утолить голод. Покидать свое убежище он мог только ночью, поскольку не переносил крика петуха [4].
Выделим типологические черты Василиска - тело змеи, голова петуха, имеются крылья, на голове корона, убивает взглядом и запахом, ведет ночной образ жизни, по размеру маленький, ест только камни, а также боится зеркал, единорогов и ласок. А что наш Зилант? Приведем отрывок из «Казанской истории» (курсив наш): «.место это, что хорошо известно всем жителям той земли, с давних пор было змеиным гнездом. Жили же здесь, в гнезде, разные змеи, и был среди них один змей, огромный и страшный, с двумя головами: одна голова змеиная, а другая - воловья. Одной головой он
пожирал людей, и зверей, и скот, а другою головою ел траву... Из-за свиста змеиного и смрада не могли жить вблизи места того люди и, если кому-либо поблизости от него лежал путь, обходили его стороной...» [5].
После изгнания Зилант взлетел в небо и якобы бросился в озеро Кабан, где и поныне прячется в глубоком иле. Итак, наш Змей прожорливый, большой, равнодушный к темноте и свету, боится серного запаха. Почему же тогда Зилант был приравнен не к дракону, а к совершенно иному классу существ - василиску? История эта давняя.
Еще в Указе царя Алексея Михайловича в 1666 году изображение на «печати казанской» определялось как «в каруне василиск» (то есть драконоподобный петух со смертоносным взглядом). Печать Казанская описана в царском указе 1766 года так: «... на ней в каруне Василиск, крылья золото, конец хвоста золот» [6].
Позднее в 1850-х годах началась обширная реформа государственной и местной геральдики, проводившаяся по воле Николая I известным геральдическим специалистом - Б.Кёне. Желая добавить дракону в гербе царства Казанского геральдического великолепия, он выделил цветом не только крылья, но и жало на хвосте, и лапы, изобразил червлёное пламя в пасти и даже снабдил существо клювом, обычно отсутствующим у гербовых драконов, но непременно наличествующим у василисков. Присутствие клюва у казанского дракона смутило многих геральдистов; одни сочли казанского дракона василиском (и в этом качестве он украшает многие справочники), другие приписали ему, помимо клюва, другие птичьи черты — например, германский геральдический график Х.Штрёль изобразил крылья казанского Зиланта пернатыми, а не перепончатыми [7].
Как видно из приведенных примеров соотнесение Змея с Василиском продолжалось довольно длительное время. Но есть и другие описания Казанского Зиланта. Например, в виде Дракона (рис. 2) он изображен на печатях царства Казанского под грамотой воеводы князя И.М.Воротынского (1596 г.), данной архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению; на грамоте под ввозной грамотой игумену Казанского монастыря Ипатию (1693 г.) (По статье Н.Соболевой «Печать царства Казанского»).
Рис. 2. Изображение Дракона на печати кн. И.Воротынского
Изображение Зиланта в казанском гербе имеется на государственной печати Лжедмитрия I. Она состоит из государственного герба в середине с надписью «Царь и Великий Князь Иван Васильевич» и из двенадцати областных гербов по краям. На гербе Казанского царства изображен Зилант, но не в образе дракона, а в виде Пегаса с птичьими крыльями, с клювом грифа и с высунутым жалом, без хвоста.
На гербовом знамени царя Алексея Михайловича Зилант изменен уже в четвероногое животное в виде собаки с хвостом дракона [8]. В 1730 году Высочайшим указом утверждено изображение городского герба: «Казанский герб - змей черный, под короною золотою казанскою, крылья красные, поле белое». Этот же герб был подтвержден и Екатериной II в 1785 году при издании Городового положения
В итоге к концу империи по описанию П.П.фон Винклера (в книге Гербы Российской империи...», изданной в 1899 году) Зилант выглядел следующим образом: «В серебряном щите черный коронованный дракон, крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый» [9].
Превращение Зиланта в Василиска может быть объяснено таким распространенным на Руси явлением, как заметным влиянием книжности при сотворении многих документов: в данном случае изобретением какого-нибудь начитанного подьячего или плодом влияния гербовых мотивов - в геральдике Западной и Средней Европы василиски были хорошо известны.
Что касается других летающих существ, то по типологическим признакам Зилант не мог быть гарпией (имеющей птичью голову и ноги, но грудь, живот и бедра человеческие), грифоном (бело- или златокрылой большой кошкой - львом, пантерой, барсом, часто с головой орла) или другими подобными.
Итак, мы определили, что Зилант все же больше похож на дракона, следовательно, и надежд на то, что китайский дракон не забудет своего
собрата, у казанцев поприбавится. А если в связи с этими надеждами еще какие-нибудь положительные моменты? Да, конечно, мы выше упоминали, что дракон 2012 - черный и водный. Наш Зилант - черный (впрочем, как и герб России или, скажем, Германии). Далее - в Казани очень много воды: акватория реки Казанка, озеро Кабан, да и Зилант, как мы помним, мог хорошо плавать, и это все можно присовокупить к дополнительным плюсам.
Если посмотреть по годам (1472, 1532, 1592, 1652, 1712, 1772, 1832, 1892, 1952 - годы черного Дракона), то ничего особенного эпохального не происходило. В 1712 году состоялось открытие пумпового (кожевенного) завода; в 1832 - вышел в свет «Заволжский Муравей» - первый частный периодический литературно-художественный иллюстрированный журнал в провинции; в 1882 - было основано Казанское общество трезвости; в 1952 году событиями в жизни города стали пуск завода «Теплоконтроль» и предсказание С.Альтшулером явления акустического резонанса.
Но есть и минусы. В частности, к ним можно отнести изменения в гербе в 2005 году. Городская Дума в предмиллениумской суете поторопилась с принятием новой раскраски герба Казани. «В серебряном поле на зеленой земле - черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной», где земля символизирует хранительницу жизни и богатств, зеленый цвет -зелень весны, возрождение; золото - богатство; серебряный -благородство, чистоту; червленый - храбрость, мужество, неустрашимость, зрелость; черный - благоразумие, мудрость, честность [10]. На гербе появилось явное новшество - зеленая полоска снизу. Но желание во что бы то ни стало «озеленить» все и вся сыграло с Зилантом злую шутку. Зеленая полоса внизу площади герба по всем геральдическим правилам означает ровную поверхность, покрытую зеленью. Драконы (сказочные летающие змеи) никогда на нее не спускались, поскольку становились легкой добычей для тех, кто хотел убить их, а обитали на скалах, горах, высоких деревьях, с которых могли, спрыгнув и спланировав, полететь дальше. Попав на ровную местность, они, в лучшем случае, карабкались на высокие камни или на дерево (если были невелики по размерам). В наше время этот способ взлета практикуют большие птицы - орлы, грифы, альбатросы. Ни зеленый луг, ни поле (которое по геральдическим традициям окрашивалось в красные, голубые, золотистые, серебристые, зеленые, светло-коричневые тона) не
110
являлись естественной средой обитания драконов. Горы же, скалы, холмы согласно гербоведению окрашивались в цвета спектра от коричневого до черного. Предположить наличие зеленой горы (с дальнейшем включением ее в герб города) можно, но только при наличии такого уникального природного объекта, который состоял бы из зеленых пород, например, из малахита, или при опоре на легендарное предание о какой-нибудь изумрудной горе. Зилантова гора, на которой жил прототип нашего дракона (летающего змея), самая обыкновенная гора, поэтому нет никаких оснований перекрашивать ее в зеленый цвет. Двусмысленная ситуация, при которой Зилант либо оказывается нежизнеспособным драконом (змеем) на цветущем лугу, либо вовсе не казанским персонажем на какой-то фантастической горе (Зилантова гора, как и все нормальные горы, была на старом гербе окрашена в темно-коричневый цвет), -заставляет усомниться в соответствии нового герба нормам и принципам геральдики, а также изображенного на нем дракона историческому Зиланту. Тот, как известно, по лугу не ходил и на зеленой горе не жил. Все вышеизложенное относится и к символике цветов Казанского флага.
И еще одно замечание по поводу Зиланта. В некоторых учебных заведениях на информационных досках, а также на страницах многих видов полиграфической продукции обнаруживался некий полузилант-полуакбарс. Этакий монстр на двух барсовых ногах с его же головой, вдобавок с хвостом и крыльями дракона. При ближайшем рассмотрении еще и под чалмой. Стало быть, существует двойник нашего герба -мутирующий Зилант, перешедший в ислам?! Полная фантасмагория! Герб города - это выстраданная историей символика, и относиться к ней нужно чрезвычайно трепетно и бережно, ибо в сохранении традиций заложен огромный воспитательный заряд [11].
Религиозные, родовые символы, знаки власти и собственности существовали с глубокой древности. Именно геральдика породила феномен местного герба, не только являющего собой образ власти, но и обозначающего землю и ее обитателей. Герб олицетворяет и право, и служение. Как не стареет единство этих начал в общественном устройстве, так не стареет и сама система геральдических знаков; более того: в правовом обществе наших времён она актуальна как никогда. Остаются в силе и геральдические правила, складывавшиеся веками, и, как следствие, сами гербы, в пространстве культуры образующие вместе с правилами единое целое.
Очевиден, кстати, и обратный эффект. Пренебрежительное отношение к геральдическим материям и вообще к местным символам -явление нередкое - чаще всего является случаем социального инфантилизма и бескультурья.
Дракон играет значительную роль в геральдической традиции ряда европейских государств, гербовая практика которых легла в основу международной: Англии, Испании (Арагона), Португалии, Швеции, Дании, а также Венгрии, Хорватии, Румынии и др. В большинстве этих стран дракон входил в состав королевского герба и в этом качестве являлся одним из символов монарха и государства [12].
Дракон, а, следовательно, наш казанский Зилант, является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, символ бессмертия и вечного возрождения. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность. Поэтому, чтобы непродуманными действиями не принижать его поистине благоприятного влияния, к нему необходимо относиться с большим уважением и достоинством. Тогда, может быть, и простым жителям кое-что перепадет.
Источники
1. Что празднуем: год кота или кролика? // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2010. № 4. С. 160-162.
2. Кто такой василиск - мифическое чудовище или реальное животное?http://shkolazЫzm.ru/ archive/0/n -31508/
3. ШЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1 %81 %ГО%>В8%ГО%>ВВ <Ш0%В8<Ш1 %81 '%Э0%)ВА
4. ЦЯЬ: http://myfhology.narod.ru/monsters/vasilisk.html
5. ШЬ: http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2012721
6. ЦЯЬ: http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/kazan.htm
7. В мире геральдики: Нерептильный дракон (о гербе Казанском). ЦЯЬ: http://geraldic.taba.ru /Obnovleniya/Karta_sayta/ROSSIYa/438624_Nereptilnyy_drakon_o_gerbe_Kazanskom.html
8. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книга города / под ред. проф. Н.П.Загоскина. Казань, 1895. С. 21-24.
9. ЦЯЬ: http://www.heraldicum.ru/russia/subjects/towns/kazan.htm
10. ПЯЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0% 9А%ГО%>В0%ТО%>В7%™%>В0%ТО%Ж%ТО%>В8
11. Кудаков О.Р. Сохранение традиций как основы воспитательного процесса // Тонус. 2006. №13. С. 162-169.
12. ПЯЬ: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%B1_%D0%9A%D0%B0% D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8
Зарегистрирована 16.01.2012.
11З