Научная статья на тему 'Оказание цифровых услуг на современном этапе развития'

Оказание цифровых услуг на современном этапе развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оказание цифровых услуг на современном этапе развития»

DOI:10.24412/2076-1503-2021-4-359-363 ГАСАНОВ Асад Ялчын оглы,

Российская академия интеллектуальной собственности,

соискатель, (г. Москва, е-mail: mail@law-books.ru

ОКАЗАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСЛУГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье исследуются вопросы развития цифровых технологий и цифровой экономики, а также вопросы безопасности при оказании цифровых услуг в сфере интеллектуальной собственности. Автором статьи делается вывод о том, что само по себе предоставление доступа к тому или иному сервису, пусть и созданному на основе программного обеспечения, охраняемого авторским правом, не следует трактовать как использование объекта интеллектуальной собственности. В аспекте гражданско-правовой ответственности субъектов в сфере цифровых услуг безопасность информации в сфере оказания цифровых услуг представляет собой многостороннюю защиту от сторонних воздействий, в итоге которых может быть нанесен ущерб информации или ее обладателям. Цели такой безопасности в минимизации ущерба, а также прогноз и предотвращение таких действий.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, цифровая услуга, гражданско-правовая ответственность, интеллектуальная собственность.

GASANOV Asad Yalchyn ogly,

graduate student of the Russian Academy of Intellectual Property

PROVISION OF DIGITAL SERVICES IN THE CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT

Annotation. The article explores the development of digital technologies and the digital economy, as well as security issues in the provision of digital services in the field of intellectual property. The author of the article concludes that the provision of access to a service itself, albeit created on the basis of copyright-protected software, should not be interpreted as the use of an intellectual property object. In terms of the civil liability of actors in digital services, the security of information in the provision of digital services is a multilateral protection against third-party impacts that may result in damage to information or its owners. The objectives of such safety in minimizing damage, as well as the prediction and prevention of such actions.

Key words: digitalization, digital economy, digital service, civil liability, intellectual property.

Гарантия безопасности в сфере оказания цифровых услуг - многоэтапный процесс. Оценка риска безопасности в сфере оказания цифровых услуг обычно рассматривается как проект или инициатива, которая является частью общей программы информационной безопасности предприятия или процесса управления рисками предприятия. Чтобы эффективно управлять рисками необходимо проанализировать связанные компоненты, таких как активы, уязвимость, источники угроз, потенциальные воздействия и возможные меры контроля. Немаловажную роль играет фокус на скорость обнаружения, реагирования и восстановления безопасности в сфере оказания цифровых услуг [4]. Структура безопасности в сфере оказания цифровых услуг должна предполагать, что нару-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

шения будут иметь место, и поэтому планирование и защита важнее, чем обнаружение и реагирование. При внедрении информационной безопасности в фирме все сотрудники должны понимать риски и соблюдать правила кибер-безопасности.

На данный момент существует множество систем, алгоритмов и методик по расчету возможных ИТ-рисков, с помощью анализа которых можно оперативно проинформировать бизнес. Непрерывность - одно из условий управления рисками в цифровой экономики, в частности, в сфере интеллектуальной собственности. Оценка нарушений безопасности в сфере оказания цифровых услуг, а также формирование и своевременное разработка плана по минимизации должны происходить с определенной периодич-

ностью. Аудит, который проводится независимым экспертом, дополнительно поспособствует минимизации рисков [5, 6].

Государство на технологическом уровне разработало план поддержки, содержащий в себе меры, позволяющие препятствовать киберпресту-плениям. Причем он состоит не только из мер безопасности в сфере оказания цифровых услуг, но и содержит в себе правовую защиту интеллектуальной собственности.

В начале 2018 г. в силу вступил Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». В нем обозначено, какие госучреждения и компании должны считать свои сети критическими и как они должны себя защищать. Кроме того, документ обязывает ответственные организации отчитываться об инцидентах уполномоченному ведомству и проходить оценку безопасности в сфере оказания цифровых услуг.

Ежегодно, с 2018 года, проводится Международный конгресс по кибербезопасности, в котором принимают участие представители государственных органов, деятели международного бизнеса и главные эксперты самых актуальных и острых вопросов о защите от кибератак, в эпоху трансформирования экономики в сторону цифровиза-ции. По оценкам аналитиков, потери мировой экономики от кибератак в 2019 году могут увеличиться до 2,5 триллиона долларов [7].

Осенью 2019 года МТС Банк представил результаты исследования предпочтений потребителей относительно приложений для совершения бесконтактной оплаты, которые показали, что через Apple Рау совершается 49% операций, на долю Google Рау и Samsung Рау приходится 31% и 20% соответственно.1

Отдельное внимание следует уделить российскому сервису электронных платежей Яндекс. Деньги - третьему по популярности способу совершения электронных платежей в России после сервиса «Сбербанк.Онлайн» и банковских карт.2 Данный сервис удобен тем, что в нем присутствует начисление бонусов и Краудфандинг [1]. Также все пользователи данного онлайн кошелька получают скидки в различных сервисах и при оформлении некоторых онлайн заказов. Следует отметить, что являясь российским сервисом система

1 Как Google Pay, Apple Рау и Samsung Рау изменили рынок платежей и что из них лучше [Электронный ресурс]. URL: https://kassa.yandex.ru/recipes/razvitie-biznesa/contactless- payments/

2 Что такое бесконтактная оплата [Электронный ресурс]. URL: https://www.cleverence.ru/articles/ elektronnaya-kommertsiya/beskontaktnaya-oplata-chto-eto-takoe-funktsii-tekhnologii-kak-rabotaet-sistema-i-kak-ey-polzovatsya/

Яндекс. Деньги не особо известна в других странах и используется в основном российскими пользователями.

К плюсам использования бесконтактных сервисов оплаты относят:

• Возможность быстрого проведения операций;

• Отсутствие необходимости передавать свою банковскую карту в руки чужого человека;

• Высокая технологичность;

• Удобство и комфорт при совершении финансовых операций.

Основным минусом данных сервисов является высокий риск взлома онлайн-кошелька. Если при использовании кредитных карт, мошенникам нужно взламывать счет или красть карту, то сейчас можно лишь ограничится взломом телефона, к которому могут быть привязаны сразу несколько банковских карт. Такие популярные способы защиты телефона как использование Face ID и Touch ID, которые славятся своей невероятной защитой на практике оказываются более уязвимыми чем цифровой пароль и графический ключ [10].

Стремительный рост интернета за последние годы привел к увеличению использования электронных платежей. Электронные деньги имеют большой потенциал, который способен повысить эффективность платежной системы.

Система электронных платежей - это способ совершения транзакций или оплаты товаров и услуг с помощью электронных средств без использования наличных денег. Система обладает целым рядом преимуществ, что делает ее более привлекательной по сравнению с другими платежными инструментами. Однако с развитием электронных платежей участились случаи мошенничества, поэтому данная проблема требует к себе особого внимания и является актуальной. С каждым годом наблюдается рост несанкционированных операций в системе электронных платежей [2, 3].

Несмотря на то, что технологии бесконтактной оплаты появись лишь в середине 2000-х годов, а системы бесконтактных платежей Apple Рау и SamsungPay официально заработали в России в 2016 году, они быстро завоевали лояльность клиентов, прежде всего, благодаря удобству и простате использования. Основное внимание в данной сфере следует уделить обеспечению безопасности приложений, доступности телефонов с технологией бесконтактной оплаты и наличию банковских терминалов с функцией бесконтактной оплаты не только в крупных городах, но и в удаленных районах нашей страны [10].

Преступники придумывают больше новых тактик и приемов для взлома учетных записей или

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

перехвата платежей у пользователей. Мошенники научились незаконно получать информацию о личных данных, они представляются законными представителями банков и связываются с владельцами платежных карт, запрашивая конфиденциальную информацию.

На сегодняшний день наиболее значимыми рисками мошенничества в электронной платежной системе являются: утрата личных данных пользователя, взлом электронного кошелька, утрата денежных средств, потери клиентов и репутации компании. Рассмотрим более подробно:

- Взлом учетной записи или получение незаконного входа в систему персонального компьютера. Мошенник использует скомпрометированные учетные данные законного владельца банковского счета в своих целях. На начальном этапе с помощью запуска вируса осуществляется наблюдение, ведется сбор информации и передача ее на устройства злоумышленников.

- Кража личных данных. Относится к преступлению, в котором мошенник незаконно получает доступ к личной информации клиентов.

- Фишинг или процесс доступа к личной информации через мошеннические сайты. Собранная таким образом информация может включать: имена владельцев банковского счета, пароли и номера кредитных карт. В последнее время в банковской среде участились кражи секретных ключей интернет-банкинга с использованием программ с последующим списанием денег со счетов клиентов [8, 11].

Большинство современных отечественных и зарубежных компаний обладает своими собственными сайтами с опцией электронной оплаты. Они постоянно улучшают свою работу, изобретая новые способы обезопасить бизнес и клиентов от потенциальной угрозы со стороны мошенников. Во избежание подобных ситуаций необходимо принимать систематические меры по предупреждению и выявлению мошенничества:

- убедиться, что сайт, на котором производится оплата, защищен;

- сохранять электронные квитанции;

- осуществлять дополнительную проверку платежной карты после совершения оплаты (проверять правильность списания сумма);

- использовать двухфакторную аутентификацию и разные пароли на всех сервисах;

- не разглашать третьим лицам информацию о реквизитах банковской карты, ФИО владельца счета, CVV и ПИН коды.

Отметим, в настоящее время не существует методов проведения онлайн операций, которые бы полностью исключили риск мошенничества. Число краж с денежных карт растет, так

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

как растет рынок безналичных платежей. В связи с чем, продавцы и потребители должны быть осторожны и принимать необходимые меры, чтобы свести к минимуму мошенничество в электронных платежных операциях.

Анализ возможных угроз от развития цифровой экономики свидетельствует о том, что перед современным образованием стоят задачи, направленные на подготовку кадров для цифровой экономики. Другими словами, современные выпускники университетов, должны быть компетентны в областях цифровой экономики, легко адаптироваться в цифровой среде и быть мотивированными на быстрое осваивание новых технологий, готовыми на самообразование и саморазвитие.

Данные аспекты подтверждаются, например, основными целями «Дорожной карты» по направлению «Кадры и образование»:

— Формирование согласованной системы образования граждан для овладения необходимыми компетенциями, обоснованные развитием цифровой экономики;

— Построение системы образования на основе использования современных образовательных технологий, направленных на всестороннее развитие обучающихся;

— Создание благоприятных условий для подготовки кадров цифровой экономики;

— Заинтересованность работодателей в развитии уровня компетенций персонала в соответствии с требованиями цифровой экономики;

— Определение условий реализации направления «Кадры для цифровой экономики» в рамках проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

Подготовка кадрового потенциала для цифровой экономики в рамках национального проекта, охватывает увеличение количества обучающихся по ИТ-направлениям подготовки, к которым относятся укрупненные группы направлений подготовки 090000 - Информатика и вычислительная техника, 100000 - Информационная безопасность. В рамках образовательных процессов по данным образовательным программам предусматривается подготовка ИТ- специалистов с учетом трудовых функций, определенных профессиональными стандартами. Но кроме ИТ-специалистов, компетенции в области информационно-коммуникационных технологий должны получать обучающиеся по другим направлениям, востребованными в цифровой экономике [9].

В современном информационном обществе, когда быстрыми темпами развиваются информационно-коммуникационные технологии и вычислительная техника, актуальным становится умение специалистов выстраивать траектории само-

образования и саморазвития, для совершенствования профессионализма и определения своего места в цифровом обществе. В рамках проекта разрабатывается информационно-образовательный портал «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (online. edu.ru), на котором организуется доступ к цифровым платформам и курсам, с использованием ресурсов которой к 2024 году планируется обучить 120 тыс. специалистов в области цифровой экономики и 10 млн. человек повысить свою цифровую грамотность, причем 1 млн. человек должны получить цифровые сертификаты.1

В аспекте гражданско-правовой ответственности субъектов в сфере цифровых услуг безопасность информации в сфере оказания цифровых услуг представляет собой многостороннюю защиту от сторонних воздействий, в итоге которых может быть нанесен ущерб информации или ее обладателям. Цели такой безопасности в минимизации ущерба, а также прогноз и предотвращение таких действий. Основные риски, заключаются во взломах, утечке данных, обнародованности конфиденциальной информации [8].

Список литературы:

[1] Бесконтактные платежи идут в рост [Электронный ресурс]. URL: https://www.comnews.ru/ content/119885/2019-05-30/beskontaktnye-platezhi-idut-v-rost1

[2] Глонина В.Н. Не все то лицензия, что ею зовется: проблемные аспекты правового регулирования отношений между пользователями и цифровыми сервисами // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2019. № 24. Июнь. С. 43-53.

[3] Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сб. статей / Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2005. С. 48.

[4] Как Google Pay, Apple Рау и Samsung Рау изменили рынок платежей и что из них лучше [Электронный ресурс]. URL: https://kassa.yandex. ru/recipes/razvitie-biznesa/contactless- payments/

[5] Развитие цифровой экономики в России. Материалы семинара 20.12.2016 года в московском офисе [Электронный ресурс]: Официальный сайт Всемирного банка, URL: https://www. vsemirnyjbank.org/ru/events/2016/12/20/developing-the-digital-economy-in-russia-international-seminar-l#2 (дата обращения: 05.04.2021).

1 Развитие цифровой экономики в России. Материалы семинара 20.12.2016 года в московском офисе [Электронный ресурс]: Официальный сайт Всемирного банка, URL: https://www.vsemimyjbank.org/ru/ events/2016/12/20/developing-the-digital-economy-in-russia-international-seminar-l#2 (дата обращения: 05.04.2021).

[6] Савельев А.И. Правовая природа облачных сервисов: Свобода договора, авторское право и высокие технологии. Вестник гражданского права. 2015. Т. 5. № 5.

[7] Спиридонова Н.В. Теоретический анализ экономических систем: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.В. Спиридонова. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 254 с.

[8] Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента России, URU:http://kremlin.m/acts/ bank/41919 (дата обращения: 05.04.2021).

[9] Тропынина Н.Е. Проблемы и перспективы развития дистанционного банковского обслуживания // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (46). С. 156-161.

[10] Тропынина Н.Е., Никитина Л.Н. Дистанционное банковское обслуживание: анализ и перспективы развития // Финансовая грамотность -залог благополучия населения. Материалы всероссийской научно-практической конференции. СПб.: СПб ГУПТД, 2019. С.198-202.

[11] Что такое бесконтактная оплата [Электронный ресурс]. URL: https://www.cleverence.ru/ articles/elektronnaya-kommertsiya/beskontaktnaya-oplata-chto-eto-takoe-funktsii-tekhnologii-kak-rabotaet-sistema-i-kak-ey-polzovatsya/

Spisok literatury:

[1] Beskontaktnye platezhi idut v rost [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.comnews.ru/ content/119885/2019-05-30/beskontaktnye-platezhi-idut-v-rost1

[2] Glonina V.N. Ne vse to licenziya, chto eyu zovetsya: problemnye aspekty pravovogo reg-ulirovaniya otnoshenij mezhdu pol'zovatelyami i cifrovymi servisami // ZHurnal Suda po intellektu-al'nym pravam. 2019. № 24. Iyun'. S. 43-53.

[3] Dozorcev V.A. Intellektual'nye prava: Pon-yatie. Sistema. Zadachi kodifikacii: sb. statej / Issle-dovatel'skij centr chastnogo prava. M.: Statut, 2005. S. 48.

[4] Kak Google Pay, Apple Rau i Samsung Rau izmenili rynok platezhej i chto iz nih luchshe [Elektronnyj resurs]. URL: https://kassa.yandex.ru/recipes/ razvitie-biznesa/contactless- payments/

[5] Razvitie cifrovoj ekonomiki v Rossii. Materi-aly seminara 20.12.2016 goda v moskovskom ofise [Elektronnyj resurs]: Oficial'nyj sajt Vsemirnogo banka, URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/ events/2016/12/20/developing-the-digital-econo-my-in-russia-international-seminar-l#2 (data obrash-cheniya: 05.04.2021).

[6] Savel'ev A.I. Pravovaya priroda oblachnyh servisov: Svoboda dogovora, avtorskoe pravo i

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

vysokie tekhnologii. Vestnik grazhdanskogo prava. 2015. Т 5. № 5.

[7] Spiridonova N.V. Teoreticheskij analiz eko-nomicheskih sistem: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury / N.V. Spiridonova. - M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2019. - 254 s.

[8] Strategiya razvitiya informacionnogo obsh-chestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody [Elektronnyj resurs]: Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii, URU:http://kremlin.m/acts/bank/41919 (data obrash-cheniya: 05.04.2021).

[9] Tropynina N.E. Problemy i perspektivy razvi-tiya distancionnogo bankovskogo obsluzhivaniya //

Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2020. № 1 (46). S. 156-161.

[10] Tropynina N.E., Nikitina L.N. Distancion-noe bankovskoe obsluzhivanie: analiz i perspektivy razvitiya // Finansovaya gramotnost' - zalog blagopo-luchiya naseleniya. Materialy vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. SPb.: SPb GUPTD, 2019. S.198-202.

[11] Chto takoe beskontaktnaya oplata р^-tronnyj resurs]. URL: https://www.cleverence.ru/arti-cles/elektronnaya-kommertsiya/beskontakt-naya-oplata-chto-eto-takoe-funktsii-tekhnologii-kak-rabotaet-sistema-i-kak-ey-polzovatsya/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.