Научная статья на тему 'Оказание специализированной медицинской помощи при катастрофе'

Оказание специализированной медицинской помощи при катастрофе Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
82
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Шутров Е. Н., Верещако А. В., Мусихин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оказание специализированной медицинской помощи при катастрофе»

ОКАЗАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФЕ

E.H. Шутров, A.B. Верещако, В.Н. Мусихин

Ессентукская центральная городская больница, главный врач - Д.Г. Катаное Ставропольский край, г. Ессентуки;

ГУ Российский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена МЗ и СР РФ, директор - д.м.н. про/рессор Р.М. Тихилов; Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного обучения, ректор - д.м.н. профессор Н.А.Беляков Санкт-Петербург

При чрезвычайных происшествиях большое значение имеет правильная организация специализированной помощи пострадавшим. По данным Э.А. Нечаева с соавторами [1] клиническая практика мирного времени до недавних пор не имела аналогов минно-взрывных ранений (МВР). Они указывают, что основными группами МВР являются:

- отрывы и огнестрельные размозжения сегментов конечностей (47%);

- множественные ранения мягких тканей с изолированными огнестрельными переломами конечностей (13,4%);

- множественные огнестрельные переломы костей конечностей (6,6%);

- изолированные ранения мягких тканей (26,8%).

Недалеко от г. Ессентуки 5.12.2003 г. в вагоне электропоезда был произведен террористический акт. В Центральную городскую больницу (ЦГБ) г. Ессентуки поступило 104 человека, у 90% пострадавших были осколочные ранения головы, шеи, плечевого пояса.

В Ессентукской ЦГБ нейрохирургическая служба, рассчитанная на 15 коек, входит в состав травматологического отделения, работу осуществляют два нейрохирурга.

Через несколько минут после теракта сообщение о нем поступило в больницу. Из отделения были выписаны все больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, и развернуты дополнительные койки. Через 15-20 минут стали поступать пострадавшие на машинах скорой помощи и попутном транспорте. Минуя приемное отделение, их госпитализировали в палаты. Больных в бессознательном состоянии или с витальными нарушениями после осмотра опытным травматологом доставляли в реанимационное отделение, где они осматривались нейрохирургом. В первый час после теракта было развернуто 5 нейрохирургических операционных, в которых работали 5 нейрохирургов (4 прибыли из г. Пятигорска), ассистентами были хирурги и трав-

матологи, имевшие опыт работы с черепно-мозговой травмой. Один нейрохирург производил осмотр пострадавших в клинических отделениях, где устанавливал показания к операции, определял очередность доставки больных в операционную, направлял их на рентгенографию черепа, ЭХО-энцефалоскопию, а особенно тяжелых больных - в реанимационное отделение. Благодаря этому в первые 6 часов удалось прооперировать 15 пострадавших с открытыми огнестрельными осколочными повреждениями черепа и головного мозга.

Операции заключались в проведении первичной хирургической обработки раны с расширенной резекционной трепанацией черепа на стороне повреждения либо с обеих сторон при сквозных проникающих ранениях с целью декомпрессии, в остановке кровотечения, удалении мозгового детрита по ходу раневого канала, обработке кон-тузионных очагов с удалением поверхностно лежащих в ране металлических осколков. Затем накладывали швы на твердую мозговую оболочку, мягкие ткани, устанавливали приточно-отточ-ную дренажную систему.

Одному пострадавшему с сочетанной травмой после торако- и лапаротомии была выполнена ламинэктомия СУ1 по поводу осколочного повреждения остистого отростка и дужки позвонка без повреждения спинного мозга. Пять больных с ушибом спинного мозга без его сдавления лечили консервативно.

Из-за большого количества пострадавших кроме реанимационного отделения была развернута дополнительная палата интенсивной терапии в одной из операционных травматологического отделения. После операции всем больным проводилась ИВЛ.

В условиях массового поражения у пострадавших с нарушением сознания и памяти использовали цифровую нумерацию больных. На бланках историй болезни и одновременно на коже груди ставили цифры с порядковым номером. Затем, сверяя номера, оформляли медицин-

40

1(34) - 2005 ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ РОССИИ

скую документацию. Почти у всех оперированных по поводу проникающих ранений черепа, несмотря на проводимую массивную антибактериальную терапию, уже на вторые сутки возникли гнойно-септические осложнения (менингиты, менингоэнцефалиты, трахеобронхиты, пневмонии), явившиеся причиной смерти двух больных.

Из-за отсутствия томографа в г. Ессентуки больным с нарастающей общемозговой и очаговой неврологической симптоматикой проводили компьютерную томографию головного мозга в железнодорожной больнице г. Минеральные Воды. У 5 больных в полости черепа выявлены пластмассовые шарики диаметром до 0,5 см, невидимые на рентгенограммах. При этом на коже были обнаружены минимальные повреждения в виде мелкоточечных ран диаметром до 0,5 см. По ходу раневого канала чуть большего размера на глубине до 3 см диагностировались повреждения вещества мозга, окруженные зоной контузии и пери-фокального отека. Двоим больным с боковой дислокацией мозга были выполнены декомпрес-сивная трепанация и обработка контузионных очагов.

Еще у двух больных при компьютерной томографии были обнаружены контузионные очаги с отеком головного мозга. Им выполнены повторные вмешательства - увеличение размеров трепанационного дефекта с удалением контузи-онных очагов.

В первые дни после травмы для осмотра пострадавших был созван консилиум врачей Ставропольского края (нейрохирурги, травматологи, неврологи, офтальмологи, психологи, терапевты, ЛОР). Почти у всех больных обнаружены нарушения психоэмоциональной сферы и слуха (следствие баротравмы). Из 104 пострадавших умерло 7 человек, в том числе 2 - с сочетанной черепно-мозговой травмой. Причиной их гибели были менингоэнцефалиты и обструктивная бронхопневмония.

Опыт, приобретенный при оказании экстренной помощи пострадавшим в ЦГБ г. Ессентуки, позволяет сделать следующие выводы.

В целях совершенствования оказания квалифицированной (специализированной) нейрохирургической помощи при террористических актах, стихийных бедствиях целесообразно:

- создать нейрохирургические отделения во всех многопрофильных стационарах;

- ввести в штатное расписание центральных районных больниц ставку нейрохирурга;

- организовать обязательное обучение всех хирургов, анестезиологов, врачей скорой помощи диагностике и оказанию неотложной помощи при травме центральной нервной системы.

Литература

1. Нечаев Э.А. Минно-взрывная травма / Э.А. Нечаев, А.И. Грицанов, Н.Ф. Фомин, И.П. Миннуллин.

- СПб.: Альд, 1994. - 488 с.

ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ РОССИИ

1(34) - 2005

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.